Миссия дополнительного образования в современной модели образования.
статья по теме

Коротеева Татьяна Николаевна

Миссия дополнительного образования в современной модели образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миссия дополнительного образования в современной модели образования.

    Современная педагогика характеризует термином дополнительное образование ту сферу образования, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта. Однако, основное и дополнительное образование не должны существовать друг без друга, так как по отдельности они односторонни и неполноценны. Как целостен отдельный ребёнок во всём многообразии его потребностей и способностей, так и образование должно быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие учащегося во всём богатстве его запросов и интересов. Словами А. С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребёнка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием.

   Цель российской современной  школы состоит в обеспечении подрастающему поколению нового качества образования, в построении принципиально иной функциональной модели своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования. Базовое ( основное) и дополнительное образование детей должны стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать новый тип единого образовательного пространства, способствующий разностороннему личностному развитию каждого ребёнка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата в детских коллективах, укрепления традиций школ.

   Дополнительное образование  оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

   К сожалению, между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, зачастую возникает большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют. Молодёжь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Одно только базовое образование не способно решить эту проблему. Поэтому так важно дополнительное образование, благодаря которому учащиеся  получают возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определять свой собственный образовательный путь.

   Дополнительное образование способно выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка, способствовать выбору его индивидуального  образовательного пути, обеспечить каждому ученику ситуацию успеха, содействовать самореализации личности ребёнка и педагога. Дополнительные образовательные программы углубляют и расширяют знания учащихся, стимулируют исследовательскую активность школьников, а нередко и повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

  Таким образом, современное образовательное пространство должно строиться на основе тесного и регулярного взаимодействия общеобразовательных школ с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования. В школах возможно осуществление совместных программ деятельности с данными учреждениями. Дополнительное образование может стать открытой зоной поиска в процессе обновления  содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. Гибкая, динамичная, многоуровневая система, основанная на индивидуальном подходе к обучаемому может успешно решать задачу подготовки поколений для жизни в современном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Эссе «Роль и место дополнительного образования в современной модели образования»

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Специфика дополнительного образования состоит в том...

Миссия педагога дополнительного образования в современном обществе.

Есть профессии, к которым мы всегда относимся с особым почтением и уважением. И педагог - одна из них......

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России

Интернет - новое информационное явление, перед которым мы - учителя - оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Г...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

       Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...

Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России

В статье подробно описана роль дополнительного образования в современной образовательной модели России...