Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России
статья по физкультуре (5 класс)

Интернет - новое информационное явление, перед которым мы - учителя - оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а мы еще не успели понять, что это и зачем оно нам. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса - мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. К результативности данного опыта можно отнести:

• Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;

• Повышение уровня использования наглядности на уроке;

• Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно -воспитательного процесса;

• Рост качества знаний.

Список литературы

1. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2008.

2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. Журнал «Начальная школа» № 1, 2008.

3. Учебные материалы: уроки, картинки, виджеты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.smartboard.ru/ (дата обращения 15.06.2016).

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ РОССИИ Поляков С.С.

Поляков Сергей Сергеевич - магистрант, кафедра менеджмента организации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли дополнительного образования в современной системе образования России. Раскрывается сущность и понятия дополнительного образования, его особенности.

Ключевые слова: дополнительное образование, особенности дополнительного образования, сущность дополнительного образования, понятия дополнительного образования.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет дополнительное образование как неотъемлемую самостоятельную часть современной модели российского образования. Дополнительное образование призвано удовлетворить

индивидуальные потребности развития каждого в отдельности взятого ребёнка, тем самым развивая самостоятельность, ответственность, мобильность, умение анализировать и принимать решения, творить и изобретать, а также стимулируя их тягу к знаниям.

Система дополнительного образования детей - феномен отечественного образования. Этот вид образования вобрал в себя опыт и традиции внешкольного воспитания, одновременно являясь инновационной образовательной деятельностью. Необходимо отметить тот факт, что внешкольная и внеклассная работа, построенная на базе внешкольного воспитания, не тождественна дополнительному образованию. Это разные педагогические практики. Внешкольное образование никогда не противопоставлялось традиционному школьному образованию, в отличие от международного неформального образования [1, с. 2].

Отечественное дополнительное образование детей выпадает из международной классификации: это ни традиционное и ни профессиональное образование; ни произвольное и ни постдипломное образование; ни неформальное или внешкольное образование. В России дополнительное образование имеет признаки неформального по международным стандартам, но в основе лежит управляемый государством процесс построения доступного образовательного пространства для детей. Наше российское дополнительное образование детей не имеет аналогов в мире [1, с. 3].

Под дополнительным образованием детей в понятийном аппарате организации ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) подразумевается неформальное образование. Выдержка из международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО [3, п. 39]: «Неформальное образование - это образование, которое институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг. Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формальному образованию в обучении в течение всей жизни индивидуума. Обучение в рамках таких программ часто ведется для обеспечения всеобщего права доступа к образованию». МСКО исключает из образования виды коммуникации, не направленные на образовательный результат и не имеющие организованной формы обучения [3, п. 11-16].

Министерство образования и науки России даёт следующее определение дополнительному образованию [2, гл. 1, ст. 2]: «Это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

В контексте дополнительного образования необходимо пояснить понятие внеурочной деятельности, т.к. эти две совершенно разных педагогических практики на деле путают между собой.

Понятие «внеурочная деятельность» вводится Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и является неотъемлемой частью образовательной деятельности [4, 5, 6]. Внеурочная деятельность должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [4, п. 19.5]. Направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [7]. Организуется по направлениям развития личности (спортивно -оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в формах, отличных от классно-урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [4, п. 19.10].

Таким образом, особенностями дополнительного образования являются [8, с. 8]:

1. Вариативность образования. Ребёнок вправе выбрать направление и вид образовательной деятельности, педагога, содержание программы, темп и объём освоения данной программы [9].

2. Доступность образования. Круглый год (и в каникулярное время) любой ребёнок («обычный» и одаренный, «проблемный» и «благополучный», больной и здоровый) имеет возможность заниматься [1, с. 8].

3. Многообразие видов образовательной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям детей.

4. Личностно-ориентированный подход. Для каждого ребёнка создаётся «ситуация успеха», способствующая развитию познавательных и творческих способностей. Достижения оцениваются по принципу стимулирования ребёнка к дальнейшему развитию, без ущемления достоинства личности. При этом темп, стиль и качество работы ребёнка не критикуются [1, с. 9].

5. Практико-ориентированный подход. Дополнительное образование направлено на социализацию детей и их профессиональное самоопределение.

6. Адаптивность к возникающим изменениям [10].

7. Право ребёнка на непрерывный поиск, на пробы и ошибки, на самоопределение.

Помимо индивидуальных образовательных потребностей дополнительное образование

детей создаёт условия для межвозрастного взаимодействия в общеобразовательной организации. Е.В. Киселёва установила, что в межвозрастных группах детей имеет место большое количество социальных ролей [11]. В зависимости от конкретной группы ребёнок может принять роль лидера или ведомого, старшего или младшего и т.д.

Дополнительное образование играет важную роль в профилактике негативного девиантного поведения детей и подростков. Дети, предоставленные сами себе, подвержены влиянию радикальных политических организаций, экстремистских группировок, сектантских движений, криминальных структур. Доказано, что широкий спектр интересов ребёнка формирует благодатную почву для восприятия им системы социальных ценностей [12].

Дополнительное образование активно используется в профильном обучении и профессиональной ориентации детей [13]. Дополнительное образование позволяет ребятам попробовать свои силы в разных сферах деятельности, либо углубить свои знания в выбранном направлении. Профилизация в школе обеспечивает преемственность при переходе ученика на следующую ступень образования (среднее профессиональное или высшее учебное заведение). Здесь дополнительное образование предоставляет широкие возможности при построении предпрофильных и элективных курсов.

Дополнительное образование является основой концепции непрерывного образования в России [14, с.4]. Сегодня ключевым ресурсом развития экономики является человеческий капитал. Непрерывное образование должно обеспечить доступность актуальных знаний для граждан, возможность развиваться в течение жизни. Дополнительное образование - залог социальной стабильности и справедливости. Формальное образование не в силах справиться с такой задачей. Ключевая роль дополнительного образования заключается в мотивации саморазвития детей посредством сил всего общества, а не отдельно взятых учебных заведений (детский сад, школа, техникум, вуз) [14, с. 2].

Дополнительное образование является неотъемлемой частью системы образования. Оно призвано удовлетворить индивидуальные потребности развития каждого ребёнка, что не в силах дать стандартизированное общее образование.

Список литературы

1. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование детей: путь к себе //

Библиотечка «Первого сентября». Серия «Управление школой». № 32, 2010. С. 32.

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от

29.12.2012.

3. Институт статистики ЮНЕСКО Международная стандартная классификация

образования 2011. Канада, 2013. 89 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования от 6.10.2009 № 373.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования от 17.05.2012 № 413.

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

8. Брутова М.А. Педагогика дополнительного образования: учебное пособие. Архангельск: ИД САФУ, 2014. 218 с.

9. Иванова И.В., Макарова В.А. Вариативность как ведущая тенденция развития современного дополнительного образования в России // Вестник ТГПУ, 2015. С. 14-17.

10. Соколова Н.А. Историко-педагогический анализ развития системы дополнительного образования детей в Росси // Вестник ЧГПУ, 2015. С. 102-106.

11. Киселёва Е.В. Межвозрастное общение как фактор личностного развития школьников: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Киселёва Елена Васильевна. М., 1995. 163 с.

12.Мальцева А.А. Дополнительное образование как способ профилактики негативной девиации // Проблемы современной науки и образования, 2016. С. 99-101.

13. Назарова Е.А., Ушакова С.С. Дополнительное образование детей как важный социальный ресурс увеличения человеческого капитала в современной России / Человеческий капитал, 2014. С. 10-15.

14. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_metodist.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА И ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

Организм человека представляет собой саморазвивающуюся и саморегулирующуюся биологическую систему, на которую воздействуют социальные, экологические, биологические и другие факторы. Физическая культура – часть общей культуры общества, отражающая уровень целенаправленного использования физических упражнений для укрепления здоровья и гармонического развития личности. Физическая культура формировалась на ранних этапах развития человеческого общества, ее совершенствование продолжается по настоящее время. Особенно возросла роль физической культуры в связи с урбанизацией, ухудшением экологической ситуации, автоматизацией труда. В нашей стране существует государственная структура организации физической культуры и спорта, создана система медицинского обеспечения физкультуры и спорта в виде врачебно-физкультурных диспансеров. Физическая культура внедряется на предприятиях в форме производственной гимнастики, а также в секциях общей физической подготовки по месту работы или жительства, физкультурнооздоровительных комбинатах и добровольных спортивных обществах. Физическое воспитание, имеющее прикладную направленность на подготовку к определенной трудовой или иной деятельности, принято называть физической подготовкой. Результатом физической подготовки соответственно является физическая подготовленность. Физическая подготовка и ее результат могут носить как общий характер (общая физическая подготовка), так и глубоко специализированный, обусловливающий специальную физическую работоспособность в процессе определенной деятельности ( например, физическая подготовка геолога, монтажника, космонавта). Физическая культура должна быть органическим компонентом образа жизни каждого человека с рождения и до глубокой старости. Лицам, занятым преимущественно умственным трудом, следует постепенно увеличивать нагрузку, включая крупные мышечные группы, упражнения с усилием, в отличие от работников тяжелого физического труда, для которых целесообразны упражнения на расслабление, разгрузку крупных мышечных групп, использование облегченных исходных положений, так называемые дыхательные упражнения. При занятиях физкультурой и спортом обязательно применяются упражнения общеразвивающие в сочетании с дыхательными и специальными, последние направлены на совершенствование физических качеств. В пожилом возрасте физические упражнения позволяют сохранить работоспособность. Физические упражнения оказывают благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, способствуют улучшению состояния сердечно- сосудистой системы, нормализуются процессы обмена и эндокринная регуляция функций, совершенствуется состояние опорно- двигательного аппарата, формируется правильная осанка. Занятия физической культурой требуют обязательного врачебного контроля, а также самоконтроля. Несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям организма может вызвать нарушения со стороны различных систем организма, приводя к перенапряжению. Основными компонентами здорового образа жизни работников умственного труда является зарядка и занятия физической культурой. Зарядка –комплекс физических упражнений, выполняемых утром после пробуждения; обязательный элемент здорового образа жизни. Зарядка активизирует деятельность функциональных систем организма, способствуя более быстрому переходу от сна к бодрствованию и повышению общего тонуса. Правильно подобранный комплекс физических упражнений благотворно влияет на функции органов дыхания, кровообращения, деятельность мышечно-суставного аппарата, усиливает перистальтику кишечника. Особое значение имеет зарядка для работников умственного труда, людей, ведущих малоподвижный образ жизни, лиц старших возрастных групп, а также подверженных острым респираторным заболеваниям. Комплекс физических упражнений подбирают в соотвествии с возрастом, полом, состоянием здоровья, уровнем физической подготовки человека. Последовательность выполняемых упражнений строится таким образом, чтобы организм постепенно включался в работу (так же постепенно снижают нагрузку, заканчивая зарядку). Начинать зарядку следует с дыхательных упражнений, способствующих устранению застойных явлений после сна, развивающих дыхательную мускулатуру. Зарядка можно выполнять в любом положении (лежа, сидя, стоя) или чередовать их: от упражнения лежа перейти к упражнению сидя и т.д. Упражнения должны воздействовать на все важнейшие группы мышц и суставы. Физическая нагрузка определяется сложностью упражнений, их количеством (10-15), числом повторений и темпом выполнения. Мужчинам рекомендуются силовые и статические упражнения с использованием снарядов ( например, гантелей, гирь), женщинам –упражнения, развивающие гибкость, укрепляющие мышцы брюшного пресса и тазового дна (с гимнастической палкой, мячом, скакалкой). Людям пожилого и старшего возраста рекомендуются упражнения, способствующие поддержанию подвижности суставов, выпрямлению позвоночника; упражнения выполняются в медленном темпе и завершаются самомассажем головы и шеи. В комплекс упражнений для лиц, страдающих хроническими заболеваниями, необходимо включить элементы лечебной физкультуры и самомассажа; для адекватного подбора упражнений, рекомендуемых при той или иной патологии (или функциональном нарушении) больного целесообразно направить на консультацию к специалисту по лечебной физкультуре. Реакция организма на мышечную работу во время зарядки должна носить умеренный характер: частота сердечных сокращений, артериальное давление должны восстанавливаться после 3 – 5 мин отдыха. Одышка, слабость, головокружение, ощущение сердцебиения свидетельствуют о чрезмерной физической нагрузке или неудачно подобранном комплексе упражнений. Основное гигиеническое правило проведения зарядки – регулярность занятий. Зарядку делают ежедневно (за исключением острых периодов заболевания или травмы), до завтрака, по возможности на свежем воздухе. Продолжительность занятий 8 – 15 мин. Зарядку завершают водными процедурами – обтиранием, обливанием, душем. Весьма эффективным тонизирующим и закаливающим средством является обтирание горячей водой с последующим высыханием в помещении ( без растирания тела полотенцем). При выполнении упражнений необходим самоконтроль. Особое внимание следует обращать на правильность дыхания ( оно должно быть глубоким, ритмичным). Одежда и обувь должны соответствовать температуре воздуха, но не стеснять движений. Комплекс упражнений периодически (через 2 недели) меняют, а по мере роста физической подготовки усложняют. Утренний комплекс или отдельные упражнения целесообразно повторить в течение дня (для снятия утомления, особенно при продолжительной умственной деятельности, психического напряжения) или вечером (для нормализации сна). Гимнастические упражнения в гимнастике для целенаправленного их применения классифицируют по анатомическому признаку (например, упражнения для рук, ног, туловища), по характеру целевой направленности упражнения ( дыхательные, на координацию движений, на равновесие, корригирующие и др.). Благодаря дыхательным упражнениям обеспечивается лучшее снабжение тканей кислородом. Дыхательные упражнения, сопровождающиеся только движением грудной клетки и диафрагмы, условно называют статическими, а если они сочетаются с движениями рук, ног, туловища, то их относят к динамическим. Гимнастика должна проводиться ежедневно в течение 12 – 15 мин в проветренной комнате. В комплекс обычно включают 12 – 17 упражнений для верхних и нижних конечностей, мышц туловища, брюшного пресса и других, которые повторяют 6 – 8 раз. Завершают занятие медленной и быстрой ходьбой, дыхательными упражнениями и самомассажем. Комплекс гимнастики (или отдельные движения) может быть повторен и во второй половине дня или вечером. При заболеваниях сердечнососудистой и дыхательной систем выполняют специальные дыхательные упражнения. Они понижают (фаза входа) и повышают (фаза выхода) внутригрудное давление, облегчая при ритмичном дыхании венозный возврат крови к сердцу, способствуют увеличению жизненной емкости легких, подвижности грудной клетки, усилению бронхов. Лечебной действие на моторную и секреторную деятельность системы пищеварения оказывают упражнения для мышц брюшного пресса. Также важное значение имеет оздоровительное применение трудовых процессов. Особенно полезны в этом отношении виды работ, связанные с деятельностью крупных групп мышц и ритмичностью движений. При выполнении физических упражнений не следует переходить границу утомления, а при возникновении чувства усталости видоизменять движения, разнообразить форму мышечной деятельности или, если это уже не приносит облегчения, прекращать ее.

Литература: 1. Е.А.Влеровский. Красота и Здоровье. Издательство «Физкультура и спорт» Москва 1962. 2. 2. М.М.Букалов. Гигиеническая гимнастика и закаливание Издательство «Медицина» Москва – 1965 3.Н.М. Амасов. Здоровье и счастье ребёнка. М., Знание, 1979, 96 с. 4.Н.В. Анисимова. Нравственность и здоровье // Классный руководитель, 1999, № 6. - С. 30-37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе....

"Роль дополнительного образования на современном этапе"

Статья "Роль дополнительного образования на современном этапе"...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

              Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении бол...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

       Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...

Роль дополнительного образования в современной образовательной модели России

В статье подробно описана роль дополнительного образования в современной образовательной модели России...