"Роль дополнительного образования на современном этапе"
статья на тему

Сергиенко Ольга Николаевна
Статья "Роль дополнительного образования на современном этапе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\sergienko\Рабочий стол\Фото-одноклассники\Ёлка 24.12\фото 24 декабря\IMG_0530.JPG   Сергиенко Ольга Николаевна -  методист отдела социально-культурной работы   ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи

«Роль  дополнительного  образования  на  современном этапе»

В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается  идея  превращения  российского образования и воспитания в важнейший духовно-нравственный   фактор развития России, что находит отражение в таких официальных документах, как  Национальная  доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года ( от 4 октября 2000г. № 751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11 февраля 2002 г. № 393), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р), Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр.- 271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. ( от 7 февраля 2011 г. № 61), Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Ведущая роль в этих документах отводится общеобразовательным и профессиональным учреждениям, однако главные положения, закладываемые в образовательной политике государства, отражаются в работе системы дополнительного образования детей. Обладая открытостью, мобильностью, способностью быстро и точно реагировать на 2вызовы времени» в интересах ребёнка, сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи» (1).

По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г.Логиновой, Н.Н.Михайловой, дополнительное образование – «целенаправленный  процесс  воспитания и обучения посредством реализации дополнительных  образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности» (2).

        В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах  В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве  исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт  возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию  и взаимообогащению культуры.

        Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья  ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических  и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и  особенностям развития воспитанников и т.д.

        Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:

  • Воспитательную, направленную на формирование разносторонней личности ребёнка в «ключе» общечеловеческих ценностей.
  • Информационную, способствующую профессиональному самоопределению (подросткам сообщается, что в данном образовательном учреждении есть для них, в какие виды деятельности они могут включиться, чему у кого могут научиться, с кем общаться и т.п.)
  • Обучающую, связанную с получением допрофессиональной подготовки.
  • Развивающую, предполагающую физическое, эмоциональное, интеллектуальное, психическое, нравственное, т.е. целостное развитие личности.
  • Социализирующую, способствующую оптимальному вхождению в социальную группу(среду), отличную от семейной и школьной (2).

Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем  общения с ребёнком,  направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:

  • применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
  • осуществление  поиска  новых  форм  сотрудничества  основного и дополнительного образования.

Таким  образом,  исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное  образование  детей  как открытая социальная система создаёт условия  для развития  лидерских  качеств, компетенций, творческих способностей  детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным  образовательным маршрутом.

        Осмысление  феноменологических   характеристик дополнительного образования детей позволяет  говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые  призваны  усилить  воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.

Из вышеперечисленных документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие  инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются государством. Такой подход может  быть распространён  и на учреждения  дополнительного образования  детей, если они смогут качественно разработать и  внедрить  подобные  программы. «Инновационность», по мнению В.П.Сергеевой, заключается в содержании воспитания и обучения; в технологии; в организации; в управлении. Такие нововведения помогают участвовать педагогам  дополнительного образования  в соответствующих конкурсах, проектах, конференциях, распространять  лучший опыт, и это должно стать главным направлением целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей.

В ряде документов отмечается, что  качественное  образование обеспечивается  не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью». Можно отметить, что не всем образовательным  программам дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный  характер», но  предлагать  воспитанникам  разные варианты её прохождения с учётом индивидуального  образовательного  маршрута  необходимо. Также нужно принять комплексные меры «по привлечению  учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования (3), что будет помогать выявлению наиболее одарённой и талантливой молодёжи. Внедрение современных образовательных технологий требует разработки сайта учреждения и размещения в открытом доступе информационных «образовательных ресурсов», сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, совершенствование информационного обмена и распространения опыта работы  педагогов. Также  важное место в образовательно-воспитательном  процессе учреждения отводится экспертизе и аудиту, что позволяет определить единство и систему воспитательной работы, органическую включённость мониторинга в систему учреждения  дополнительного образования, отражение в диагностике результатов обучения и воспитания и дальнейшего планирования работы.

На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями  на современном этапе  образовательной  политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции  ООН  по защите прав  инвалидов  117  государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями   здоровья на образование и применять инклюзивное  образование  на всех уровнях и в течение всей жизни.

В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец  учащейся  молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное  учреждение,  в  котором  занимается 2500  учащихся.

Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и  искусства.

С 1993 года  ведётся  систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе  центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами.  Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного  творчества даёт  возможность  самореализации  и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.

Именно поэтому коллектив отдела социально-культурной работы Дворца предоставляет многим подросткам нашего города широкие возможности  для проявления творческой инициативы, самореализации и разностороннего развития. Каждый год проходят: Фестиваль художественного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Созвездие», Фестиваль художественного творчества среди учащихся коррекционных школ и школ-интернатов «Вера. Надежда. Любовь».

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных  задач  перед системой  дополнительного  образования детей на современном  этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной  образовательной  политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит  реализовать приоритетные  направления развития системы дополнительного образования  детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления.  Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий  воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.

Поэтому  среди  многообразия  типов  учебных заведений  в системе государственного образования  учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором  может развиваться  самодостаточная  личность, обеспечивая  тем самым  «ситуацию» успеха  для каждого воспитанника.

Литература:

  1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: учебно – методическое  пособие –М.:АНО «Диалог культур», 2007. -52 с.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова  Н.Н. Дополнительное образование детей:  учеб.  пособие  для студ.учреждений  сред. проф. Образования / – М: Гуманит.  изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-352 с.
  3. Инновационные направления  в развитии воспитания. Методическое пособие / В.П.Сергеева и др. – М: УЦ «Перспектива», 2012.- 212 с.
  4. Круглый стол «Правовые аспекты воспитания в системе образования в Российской  Федерации» 20.09.2012 (электронный ресурс) – http:// www. nlinetambov.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=6736
  5. Сборник «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - СПб. По материалам Городского конкурса педагогических достижений воспитателей детских домов и школ-интернатов -2008.-135 с.


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\sergienko\Рабочий стол\Фото-одноклассники\Ёлка 24.12\фото 24 декабря\IMG_0530.JPG   Сергиенко Ольга Николаевна -  методист отдела социально-культурной работы   ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи

«Роль  дополнительного  образования  на  современном этапе»

В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается  идея  превращения  российского образования и воспитания в важнейший духовно-нравственный   фактор развития России, что находит отражение в таких официальных документах, как  Национальная  доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года ( от 4 октября 2000г. № 751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11 февраля 2002 г. № 393), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р), Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр.- 271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. ( от 7 февраля 2011 г. № 61), Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Ведущая роль в этих документах отводится общеобразовательным и профессиональным учреждениям, однако главные положения, закладываемые в образовательной политике государства, отражаются в работе системы дополнительного образования детей. Обладая открытостью, мобильностью, способностью быстро и точно реагировать на 2вызовы времени» в интересах ребёнка, сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи» (1).

По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г.Логиновой, Н.Н.Михайловой, дополнительное образование – «целенаправленный  процесс  воспитания и обучения посредством реализации дополнительных  образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности» (2).

        В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах  В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве  исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт  возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию  и взаимообогащению культуры.

        Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья  ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических  и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и  особенностям развития воспитанников и т.д.

        Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:

  • Воспитательную, направленную на формирование разносторонней личности ребёнка в «ключе» общечеловеческих ценностей.
  • Информационную, способствующую профессиональному самоопределению (подросткам сообщается, что в данном образовательном учреждении есть для них, в какие виды деятельности они могут включиться, чему у кого могут научиться, с кем общаться и т.п.)
  • Обучающую, связанную с получением допрофессиональной подготовки.
  • Развивающую, предполагающую физическое, эмоциональное, интеллектуальное, психическое, нравственное, т.е. целостное развитие личности.
  • Социализирующую, способствующую оптимальному вхождению в социальную группу(среду), отличную от семейной и школьной (2).

Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем  общения с ребёнком,  направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:

  • применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
  • осуществление  поиска  новых  форм  сотрудничества  основного и дополнительного образования.

Таким  образом,  исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное  образование  детей  как открытая социальная система создаёт условия  для развития  лидерских  качеств, компетенций, творческих способностей  детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным  образовательным маршрутом.

        Осмысление  феноменологических   характеристик дополнительного образования детей позволяет  говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые  призваны  усилить  воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.

Из вышеперечисленных документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие  инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются государством. Такой подход может  быть распространён  и на учреждения  дополнительного образования  детей, если они смогут качественно разработать и  внедрить  подобные  программы. «Инновационность», по мнению В.П.Сергеевой, заключается в содержании воспитания и обучения; в технологии; в организации; в управлении. Такие нововведения помогают участвовать педагогам  дополнительного образования  в соответствующих конкурсах, проектах, конференциях, распространять  лучший опыт, и это должно стать главным направлением целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей.

В ряде документов отмечается, что  качественное  образование обеспечивается  не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью». Можно отметить, что не всем образовательным  программам дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный  характер», но  предлагать  воспитанникам  разные варианты её прохождения с учётом индивидуального  образовательного  маршрута  необходимо. Также нужно принять комплексные меры «по привлечению  учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования (3), что будет помогать выявлению наиболее одарённой и талантливой молодёжи. Внедрение современных образовательных технологий требует разработки сайта учреждения и размещения в открытом доступе информационных «образовательных ресурсов», сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, совершенствование информационного обмена и распространения опыта работы  педагогов. Также  важное место в образовательно-воспитательном  процессе учреждения отводится экспертизе и аудиту, что позволяет определить единство и систему воспитательной работы, органическую включённость мониторинга в систему учреждения  дополнительного образования, отражение в диагностике результатов обучения и воспитания и дальнейшего планирования работы.

На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями  на современном этапе  образовательной  политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции  ООН  по защите прав  инвалидов  117  государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями   здоровья на образование и применять инклюзивное  образование  на всех уровнях и в течение всей жизни.

В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец  учащейся  молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное  учреждение,  в  котором  занимается 2500  учащихся.

Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и  искусства.

С 1993 года  ведётся  систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе  центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами.  Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного  творчества даёт  возможность  самореализации  и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.

Именно поэтому коллектив отдела социально-культурной работы Дворца предоставляет многим подросткам нашего города широкие возможности  для проявления творческой инициативы, самореализации и разностороннего развития. Каждый год проходят: Фестиваль художественного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Созвездие», Фестиваль художественного творчества среди учащихся коррекционных школ и школ-интернатов «Вера. Надежда. Любовь».

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных  задач  перед системой  дополнительного  образования детей на современном  этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной  образовательной  политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит  реализовать приоритетные  направления развития системы дополнительного образования  детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления.  Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий  воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.

Поэтому  среди  многообразия  типов  учебных заведений  в системе государственного образования  учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором  может развиваться  самодостаточная  личность, обеспечивая  тем самым  «ситуацию» успеха  для каждого воспитанника.

Литература:

  1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: учебно – методическое  пособие –М.:АНО «Диалог культур», 2007. -52 с.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова  Н.Н. Дополнительное образование детей:  учеб.  пособие  для студ.учреждений  сред. проф. Образования / – М: Гуманит.  изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-352 с.
  3. Инновационные направления  в развитии воспитания. Методическое пособие / В.П.Сергеева и др. – М: УЦ «Перспектива», 2012.- 212 с.
  4. Круглый стол «Правовые аспекты воспитания в системе образования в Российской  Федерации» 20.09.2012 (электронный ресурс) – http:// www. nlinetambov.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=6736
  5. Сборник «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - СПб. По материалам Городского конкурса педагогических достижений воспитателей детских домов и школ-интернатов -2008.-135 с.


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\sergienko\Рабочий стол\Фото-одноклассники\Ёлка 24.12\фото 24 декабря\IMG_0530.JPG   Сергиенко Ольга Николаевна -  методист отдела социально-культурной работы   ГБОУДОД Дворца учащейся молодёжи

«Роль  дополнительного  образования  на  современном этапе»

В настоящее время, определяющим направлением деятельности системы образования России выдвигается  идея  превращения  российского образования и воспитания в важнейший духовно-нравственный   фактор развития России, что находит отражение в таких официальных документах, как  Национальная  доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года ( от 4 октября 2000г. № 751), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (от 11 февраля 2002 г. № 393), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. № 1662 – р), Прогноз научно-технического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр.- 271) и Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. ( от 7 февраля 2011 г. № 61), Концепция  духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Ведущая роль в этих документах отводится общеобразовательным и профессиональным учреждениям, однако главные положения, закладываемые в образовательной политике государства, отражаются в работе системы дополнительного образования детей. Обладая открытостью, мобильностью, способностью быстро и точно реагировать на 2вызовы времени» в интересах ребёнка, сегодня дополнительное образование детей социально востребовано и является объектом постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства «как один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи» (1).

По мнению Е.Б. Евладовой, Л.Г.Логиновой, Н.Н.Михайловой, дополнительное образование – «целенаправленный  процесс  воспитания и обучения посредством реализации дополнительных  образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства. Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности» (2).

        В настоящее время теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей представлены в работах  В.А.Березиной, В.А. Горского, Е.Б. Евладовой, А.Я. Журкиной, О.Е.Лебедева, А.И. Щетинской. В большинстве  исследований отмечается, что дополнительное образование детей способствует формированию гуманистических ценностных ориентаций, даёт  возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями, накопленными человечеством, способствует реальному взаимодействию  и взаимообогащению культуры.

        Основными принципами воспитания в дополнительном образовании, являются: гуманистический характер воспитания; приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья  ребёнка; гражданственность и любовь к Родине, учёт культурно-исторических  и национальных традиций; общедоступность и адаптация, реализуемых образовательных программ к уровням и  особенностям развития воспитанников и т.д.

        Обобщение позиций учёных В.А.Березиной, А.Я.Журкиной, А.И. Щетинской и т.д. позволяет выделить следующие функции дополнительного образования детей:

  • Воспитательную, направленную на формирование разносторонней личности ребёнка в «ключе» общечеловеческих ценностей.
  • Информационную, способствующую профессиональному самоопределению (подросткам сообщается, что в данном образовательном учреждении есть для них, в какие виды деятельности они могут включиться, чему у кого могут научиться, с кем общаться и т.п.)
  • Обучающую, связанную с получением допрофессиональной подготовки.
  • Развивающую, предполагающую физическое, эмоциональное, интеллектуальное, психическое, нравственное, т.е. целостное развитие личности.
  • Социализирующую, способствующую оптимальному вхождению в социальную группу(среду), отличную от семейной и школьной (2).

Создание воспитательной среды с благоприятной психологической атмосферой, демократическим стилем  общения с ребёнком,  направленной, на становление личности в ключе общечеловеческих ценностей:

  • применение инновационных воспитательных технологий и программ, максимально учитывающих новейшие достижения психолого-педагогических наук в области социально-политического воспитания.
  • осуществление  поиска  новых  форм  сотрудничества  основного и дополнительного образования.

Таким  образом,  исходя из вышесказанного, можно отметить, что дополнительное  образование  детей  как открытая социальная система создаёт условия  для развития  лидерских  качеств, компетенций, творческих способностей  детей в области технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической др. образовательных видах деятельности, которые воспитанник выбирает сам в соответствии со своим индивидуальным  образовательным маршрутом.

        Осмысление  феноменологических   характеристик дополнительного образования детей позволяет  говорить об инновационных направлениях в развитии системы воспитания, которые  призваны  усилить  воспитательный потенциал учреждений и обеспечить успешность социализации молодёжи.

Из вышеперечисленных документов, именно общеобразовательные учреждения, активно внедряющие  инновационные образовательные программы, соответствующим образом поддерживаются государством. Такой подход может  быть распространён  и на учреждения  дополнительного образования  детей, если они смогут качественно разработать и  внедрить  подобные  программы. «Инновационность», по мнению В.П.Сергеевой, заключается в содержании воспитания и обучения; в технологии; в организации; в управлении. Такие нововведения помогают участвовать педагогам  дополнительного образования  в соответствующих конкурсах, проектах, конференциях, распространять  лучший опыт, и это должно стать главным направлением целевой деятельности в сфере дополнительного образования детей.

В ряде документов отмечается, что  качественное  образование обеспечивается  не только инновационным содержанием, но и «гибкостью и вариативностью». Можно отметить, что не всем образовательным  программам дополнительного образования детей можно придать «гибкий и вариативный  характер», но  предлагать  воспитанникам  разные варианты её прохождения с учётом индивидуального  образовательного  маршрута  необходимо. Также нужно принять комплексные меры «по привлечению  учащихся к научным исследованиям через систему дополнительного образования (3), что будет помогать выявлению наиболее одарённой и талантливой молодёжи. Внедрение современных образовательных технологий требует разработки сайта учреждения и размещения в открытом доступе информационных «образовательных ресурсов», сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, совершенствование информационного обмена и распространения опыта работы  педагогов. Также  важное место в образовательно-воспитательном  процессе учреждения отводится экспертизе и аудиту, что позволяет определить единство и систему воспитательной работы, органическую включённость мониторинга в систему учреждения  дополнительного образования, отражение в диагностике результатов обучения и воспитания и дальнейшего планирования работы.

На сегодняшний день очень актуален вопрос введения детей с ограниченными возможностями в учреждения дополнительного образования. Развитие системы образования и воспитания для детей с ограниченными возможностями  на современном этапе  образовательной  политики приобрело новые очертания. В целях реализации Конвенции  ООН  по защите прав  инвалидов  117  государств должны обеспечить право человека с ограниченными возможностями   здоровья на образование и применять инклюзивное  образование  на всех уровнях и в течение всей жизни.

В настоящее время ГБОУ ДОД Дворец  учащейся  молодёжи Санкт-Петербурга – это многопрофильное государственное бюджетное образовательное  учреждение,  в  котором  занимается 2500  учащихся.

Невозможно охватить весь спектр актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией выпускников детских домов и школ-интернатов, но для Санкт-Петербурга один из путей решения этих проблем лежит в области культуры и  искусства.

С 1993 года  ведётся  систематическая работа с воспитанниками детских домов, коррекционных школ, школ-интернатов. Дворец является единственным в городе  центром координации работы по воспитанию и дополнительному образованию детей с социально - личностными проблемами.  Погружение ребёнка, а затем подростка в мир художественного  творчества даёт  возможность  самореализации  и обеспечивает серьёзную поддержку в борьбе с трудностями и проблемами взрослой жизни.

Именно поэтому коллектив отдела социально-культурной работы Дворца предоставляет многим подросткам нашего города широкие возможности  для проявления творческой инициативы, самореализации и разностороннего развития. Каждый год проходят: Фестиваль художественного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов «Созвездие», Фестиваль художественного творчества среди учащихся коррекционных школ и школ-интернатов «Вера. Надежда. Любовь».

Теоретический анализ проблемы исследования показал, что решение поставленных  задач  перед системой  дополнительного  образования детей на современном  этапе в рамках реализации национальной образовательной национальной  образовательной  политики требует комплексного подхода и координации деятельности всех социальных институтов. Это позволит  реализовать приоритетные  направления развития системы дополнительного образования  детей, обеспечить конкурентный статус учреждений этой системы, осуществить обновление и дифференциацию оказываемых ими образовательных услуг, определить инновационные направления.  Современное дополнительное образование детей представляет собой тип образования, объединяющий  воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития познавательных интересов, творческого потенциала ребёнка, содействуя процессам самореализации и социализации личности.

Поэтому  среди  многообразия  типов  учебных заведений  в системе государственного образования  учреждения данного типа занимают особое место, предоставляя реальную возможность свободного выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором  может развиваться  самодостаточная  личность, обеспечивая  тем самым  «ситуацию» успеха  для каждого воспитанника.

Литература:

  1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского образования: учебно – методическое  пособие –М.:АНО «Диалог культур», 2007. -52 с.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова  Н.Н. Дополнительное образование детей:  учеб.  пособие  для студ.учреждений  сред. проф. Образования / – М: Гуманит.  изд. Центр ВЛАДОС, 2002.-352 с.
  3. Инновационные направления  в развитии воспитания. Методическое пособие / В.П.Сергеева и др. – М: УЦ «Перспектива», 2012.- 212 с.
  4. Круглый стол «Правовые аспекты воспитания в системе образования в Российской  Федерации» 20.09.2012 (электронный ресурс) – http:// www. nlinetambov.ru/content/news/index.php?ELEMENT_ID=6736
  5. Сборник «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - СПб. По материалам Городского конкурса педагогических достижений воспитателей детских домов и школ-интернатов -2008.-135 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе....

Статья "Роль дополнительного образования в современном обществе"

Статья " Роль дополнительного образования в современном обществе"...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

Lополнительное образование  обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Оно предоставляет   обучающимся  широкие возможности для полу...

«РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

              Система  дополнительного образования детей Российской Федерации в  ее  новом качественном состоянии развивается на протяжении бол...

Из опыта работы на тему: «Образовательные результаты в системе дополнительного образования на современном этапе»

Мой опыт работы за три года в классе скрипки. Основные направления деятельности.  Результативность учащихся и педагога.  ...

Роль дополнительного образования в современной системе образования

       Система дополнительного образования детей - особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и професс...