Из опыта работы на тему: «Образовательные результаты в системе дополнительного образования на современном этапе»
методическая разработка

Матюшкина Татьяна Анатольевна

Мой опыт работы за три года в классе скрипки. Основные направления деятельности.  Результативность учащихся и педагога.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx44.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Арзгирского  района

Ставропольского края

Из опыта работы на тему:

«Образовательные результаты в системе дополнительного образования  на современном этапе»

                                                                                    Подготовила:

                                                                                    педагог дополнительного

                                                                                    образования

                                                                                    Матюшкина Т.А.

1слайд Тема выступления: «Образовательные результаты в системе дополнительного образования  на современном этапе»

Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

2слайд В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ в статье 75 Дополнительное образование детей и взрослых сказано: «Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности…»

3 слайдВ Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

4 слайд Таким образом,  дополнительное образование  социально необходимо  и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

5 слайд Центр детского творчество Арзгирского района Ставропольского края основываясь на Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" успешно реализует поставленные цели и задачи.

6 слайд. На ряду с студиями  и  объединениями различной направленности уже 20 лет успешно осуществляет свою деятельность класс скрипки.  Если проанализировать деятельность класса за 3 года, то можно заметить, что ежегодно увеличивается количество детей, желающих обучатся игре на скрипке. Так

в 2015-16уч.году – 9 человек,

в 2016-17уч.году – 13 человек,

в 2017-18уч.году – 16 человек.

Как объяснить эту стабильную тенденцию увеличения учащихся?

Прежде всего тем, что каждый желающий имеет возможность выбрать для себя свой индивидуальный путь развития.

В ФЗ «Об образовании» говорится, что «дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей…».

7  слайд  В классе скрипки мною разработано 4 дополнительных общеобразовательных  программ это:

1.«Я буду скрипачом» срок реализации 1 год, участники программы учащиеся подготовительного класса в возрасте 5-6 лет, форма занятий индивидуальная. Программа приобщает детей дошкольного возраста к музыкальному искусству, через обучение игре на скрипке.

   2.«Вверх по ступенькам» -  срок реализации 7 лет, участники программы учащиеся 1-7 классов, дети 7-16 лет, форма обучения индивидуальная. Программа рассчитана для учащихся с разным уровнем  музыкально слуховых способностей, двигательных возможностей и состоит из трех уровней (профессионально – ориентированное  направление,  академическое направление,  художественно-эстетическое направление)

3.«Ансамблевый класс» - срок реализации 7 лет, участники программы учащиеся 1-7 классов, возраст 7-16 лет, форма обучения коллективное музицирование.  Программа формирует творческие способности учащихся через ансамблевое музицирование и имеет модульную структуру.

4.«Вместе с музыкой» (в рамках программы «Путь к успеху»), срок реализации 6 лет, участница программы Нужная Полина, форма обучения индивидуальная. Программа создает условия для развития творчески одаренной личности, посредством освоения различных технических навыков и методик скрипичного исполнительского искусства.

Каждая программа имеет свою цель, задачи и  рассчитана на определенный результат.

8 слайд В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова результат трактуется как – “итог, то, что получено в завершении какой – нибудь деятельности”. В словаре В.И. Даля этот термин интерпретируется сложнее: “Результат – следствие чего – либо, последствие, итог, конечный вывод, развязка, исход, конец дела”.
     9 слайд   Результативность моей работы  можно проследить по 5 направлениям деятельности:

  1. Сольное исполнительство.
  2. Коллективное  музицирование.
  3. Концертно -  просветительская деятельность.
  4. Работа с родителями.
  5. Педагогическая деятельность.

10 слайд 1.Сольное исполнительство.

На занятиях по специальности учащиеся осваивают музыкальный инструмент, получают  знания, приобретают исполнительские навыки, развивают музыкальное способности,. знакомятся с музыкальными произведениями и т.д.

В классе 16 учащихся: 4 мальчика и 12 девочек.

.Результативность класса можно проследить по текущему контролю успеваемости, промежуточной  и итоговой аттестации учащихся.
Формы текущего контроля успеваемости – это прослушивание первого класса  и выпускников, контрольные занятия.
Промежуточная аттестация это  технические  зачеты и академические концерты, переводные экзамены и  сольные концертные программы учащихся, творческий отчет класса, конкурсы исполнительского мастерства.
Итоговая аттестация – выпускной экзамен.
Традиционно каждый год учащиеся класса скрипки активно участвуют в конкурсах исполнительского мастерства «Юный виртуоз» и «Звёздная россыпь». Уже три года подряд учащиеся класса скрипки принимают участие в конкурсе мастеров художественного слова «Души прекрасные порывы». Не только принимают участие, но и занимают призовые места.

                                  11 слайд  Таблица результативности

учащихся  класса  скрипки по направлению сольное

исполнительство

                                         с  2015 по 2018 год.

Дата      конкурса

Название  конкурса

      Участники  конкурса

             Результат

2015 -16 год

1

12.12.15г.

III Международный конкурс  им.Вивальди

Г. Минводы

Вялко Денис

Кураксина Мария

Нужная Полина

Дипломант  I  степени

Дипломант  II  степени

Лауреат  I  степени

2

29.02.16г.

«Юный виртуоз 2016» ЦДТ

Бражник Елена

Стецура Мария

Кураксина Мария

Олефирова Алина

Вялко Денис

Нужная Полина

Грамота

III место

II место

Грамота

III место

1 место

3

16.03.16г.

Районный конкурс «Звездная россыпь 2016»

Вялко Денис

Мыгаль Анастасия

Нужная Полина

Стецура Мария

I место

I место

I место

II место

4

апрель

V  Краевой фестиваль – конкурс  творчества учащейся молодежи «Веснушки - 2016»

Нужная Полина

Лауреат III степени

5

10.06.16г.

Сольный концерт «С любовью кмузыке!»

Нужная Полина

2016-17 год

1

21.12.16г.

XII Всероссийский конкурс музыкального творчества «Золотая нота»

Маршалкин Василий

Нужный Матвей

III место

III место

 

2

04.01.17г.

XII Международный конкурс «Таланты России»

Маршалкин  Василий

Лауреат III степени

3

25.01.17г.

Конкурс чтецов ЦДТ «Души прекрасные порывы»

Маршалкин Василий

Марченко Ксения

Мыгаль Анастасия

I  место

III место

II  место

4

27.01.17г.

Районный конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»

Маршалкин Василий

I  место

5

02.03.17г.

II Отборочный тур IX Российского конкурса исполнительского мастерства учащихся ДМШ, ДШИ «Звездочки Юга России»

Маршалкин Василий

Грамота

6

01.03.17г.

«Юный виртуоз 2017» ЦДТ

Кураксина Мария

Олефирова Алина

Вялко Денис

Молодцова Елена

 I  место и звание        

 «Юный виртуоз »

III место

II  место

III место

7

15.03.17г.

Районный конкурс «Звездная россыпь 2017»

Нужный Матвей

Маршалкин Василий

Стецура Мария

Кураксина Мария

III место

III место

грамота

II место

26.05.17г.

Международный творческий конкурс «Росмедаль»

            Дуэт скрипачей

       Маршалкин Василий и

            Нужный Матвей

Диплом 1 степени

8

21.05.17г.

VII Всероссийский фестиваль – конкурс «Звездный малыш 2017»

Нужный Матвей

Маршалкин Василий

Лауреат II степени

Лауреат I степени

2017-18 год

1

12.01.18г.

Конкурс чтецов ЦДТ «Души прекрасные порывы»

Маршалкин В.

Мыгаль Н.

I место

II место

2

15.01.18г.

Районный конкурс чтецов «Души прекрасные порывы»

Маршалкин В.

I место

3

21.02.18г.

«Юный виртуоз 2017» ЦДТ

Маршалкин В.

Нужный М.

Мыгаль Н.

Молодцова Э.

Бражник Е.

Олефирова  А.

Вялко Д.

Молодцова Е.

II место

I место

II место

III место

 I место и звание «Юный виртуоз»

Грамота

III место

II место

4

17.03.18г.

Районный конкурс «Звездная россыпь 2018»

Марченко К.

Маршалкин В.

Бражник Е.

Молодцова Е.

Стецура М.

II место

II место

II место

грамота

III место

14 слайд 2.Коллективное  музицирование в классе скрипки занимает одну из важных позиций. В 2017-18 учебном году разработана программа «Ансамблевый класс», благодаря которой появились три состава: младший, средний и старший  ансамблевый класс.

Общее количество участников ансамбля «Мелодия» в этом учебном году составляет 15 человек, т.е. почти весь класс за исключением 2-х детей. Мною была привлечена  выпускница класса скрипки Кураксина Мария – она является концертмейстером  ансамбля.

Играя в ансамбле ребята научились  слушать себя, партнера, общее звучание; работать над воспитанием чувство ритма, слабые учащиеся тянутся к сильным  ребятам, которые качественно исполняют технические приёмы.  На занятиях и концертных выступлениях появилась собранность, дисциплина,  организованность, сплоченность  коллектива.

Очень важно, что ансамбль скрипачей  даёт возможность выступить в концертах учащимся со слабыми музыкальными данными и детям подготовительного и первого класса. Таким образом создаётся  «ситуация успеха».

Благодаря родителям в этом учебном году участники ансамбля приобрели  концертную форму.

15 слайд Таблица результативности

учащихся  класса  скрипки по направлению

Ансамблевое музицирование

с  2016 по 2018 год.

Дата      конкурса

Название  конкурса

      Участники  конкурса

             Результат

2016-17 год

1

15.03.17г.

Районный конкурс «Звездная россыпь 2017»

Струнный дуэт:

Нужный Матвей

Маршалкин Василий

Ансамбль скрипачей

Грамота

1 место

.

Международный творческий конкурс «Росмедаль»

            Дуэт скрипачей

       Маршалкин Василий и

            Нужный Матвей

Диплом 1 степени

2

06.04.17г.

Третий Всероссийский   конкурс «Таланты России»

Ансамбль скрипачей «Мелодия»

Лауреат III степени

3

08.04.17г.

Третий Международный конкурс «Таланты России»

Ансамбль скрипачей «Мелодия»

Дипломант I степени

4

апрель

III Отборочный зональный этап конкурса – фестиваля

 «Веснушки - 2017»

Ансамбль скрипачей «Мелодия»

Диплом участника

5

21.05.17г.

VII Всероссийский фестиваль – конкурс «Звездный малыш 2017»

Струнный  дуэт

Нужный Матвей

Маршалкин Василий

Лауреат II степени

6

26.05.17г.

Международный творческий конкурс «Росмедаль»

Струнный дуэт:

Маршалкин В. И Нужный М.

1 место

7

17.06.17г.

Международный творческий конкурс «Солнечный свет»

Ансамбль скрипачей «Мелодия»

1 место

8

24.06.17г.

Шестой всероссийский конкурс «Таланты России»

Ансамбль скрипачей «Мелодия»

Лауреат II степени

9

29.06.17г.

Шестой международный конкурс «Таланты России»

Ансамбль скрипачей «Мелодия»

Лауреат III степени

2017-18 год

1

11.11.17г.

VI Международный конкурс талантов «Звездное Пятигорье»

Ансамбль скрипачей «Мелодия»

Лауреат I степени

2

22.02.18г.

Второй Международный конкурс «Таланты России»

Ансамбль скрипачей «Мелодия» старшая группа.

Лауреат II степени

3

22.02.18г.

Второй Всероссийский конкурс «Таланты России»

Ансамбль скрипачей «Мелодия» старшая группа.

Лауреат I степени

4

17.03.18г.

Районный конкурс «Звездная россыпь 2018»

Струнный дуэт Молодцова А. и Молодцова Ю.

Ансамбль скрипачей «Мелодия» младшая группа

Ансамбль скрипачей «Мелодия» средняя группа                                 Ансамбль скрипачей «Мелодия» Старшая группа

Сводный ансамбль скрипачей «Мелодия».  

III место

II место

III место

1 место

II место

18 слайд  3.Концертно -  просветительская деятельность - неотъемлемая часть музыкального обучения и воспитания

В основе музыкального просветительства лежат принципы популяризации лучших образцов мировой музыкальной культуры, пропаганды отечественной музыки прошлого и настоящего, знакомства с лучшими  музыкальными традициями. Основная цель  музыкального просветительства – духовное и нравственное совершенствование личности и общества.

 Ребята нашего класса активно участвуют в концертной жизни центра и района.

 02.10.15 г. – «День Учителя» РДК (Нужная П.,  Матюшкина Т.А.)

20.11.15 г. – «День матери»,  ГУКСОН (Кураксина М.);

27.11.15 г. – «Моя милая мама» музыкальная гостиная  ЦДТ  (Мыгаль Н., Вялко Д.);

02.12.15 г. – Детская  филармония  «В  мире  сказок»  (Стецура М., Ковалев Н.);

4.05.16г. –    Музыкальная гостиная «Детство опаленное войной»  

                     (Матюшкина Т.А.)

5.05.16г. -    Пасхальный концерт  Воскресная школа (Стецура М., Нужная П.,

                     Маршалкин В.,)

29.09.16г.-  концертная программа к дню пожилого человека.

25.11.16 г. – «День матери» Музыкальная гостиная

02.12.16 г. – «Музыкальные картинки» Детская филармония

8.01.17г. Концерт в храме Пресвятой Богородицы, посвященный  «Святому Рождеству», выступали Нужный Матвей и Маршалкин Василий.

25.01.17г. Конкурс чтецов ЦДТ «Души прекрасные порывы»,

Выступил ансамбль скрипачей «Мелодия» с педагогом.

7.03.17г.  Районное мероприятие посвященное Дню 8 марта,

Выступил ансамбль скрипачей «Мелодия»  с педагогом.

23.05.17г. Выпускной вечер. Кураксина  Мария и педагог.

29.09.17г.-  концертная программа к дню пожилого человека.

25.11.17 г. – «День матери» Музыкальная гостиная

02.12.17 г. – «Музыкальные картинки» Детская филармония

30.10.17г. Классный час «Учимся быть толерантными»

19 слайд Учащиеся класса скрипки с большим желанием готовятся и посещают воспитанников дошкольных детских учреждений с концертными программами. Проведение концертов воспитывает интерес к музыке, обогащает музыкальные впечатления детей, развивает эмоциональную отзывчивость, развивать творческую активность.

22.05.16г. концертная программа для воспитанников детского сада №4 «Музыкальные инструменты»

 24.05.17г. Концертная программа для воспитанников детского сада №4 «В мире музыки» выступали учащиеся класса скрипки.

20 слайд 4.. Работа с родителями.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий педагога и  семьи. Считаю, что родительское собрание - наиболее распространенная и эффективная форма работы с родителями. К каждому собранию я подготавливаю  тематический материал, презентацию, вместе с учащимися выбираем концертные номера. На собрании обязательно  каждого ребенка хвалю  за успехи в обучении. Это дает стимул учащимся и положительные эмоции родителям. Итак, мною подготовлены и проведены:

23.12.15 г. – Родительское собрание на тему: «Организация музыкальных  занятий  дома».

21.05.16г. Родительское собрание на тему: «Проблемы звукоизвлечения на скрипке»

26.01.17г. Родительское собрание на тему: «Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребенка»,

29.05.17г.  Родительское собрание на тему: «Правильные домашние занятия музыкой»

26.12.17г.   «Создание условий в семье для обучения ребёнка музыкой» Познавательно-развлекательное мероприятие  для родителей и учащихся классов скрипки с интерактивными формами.

В мае планирую провести совместное мероприятие родителей и детей «Моя творческая семья».

21 слайд 5.Педагогическая деятельность 

Включает в себя курсы повышения квалификации, методические доклады, открытые занятия, выступления на педсовете, профессиональные конкурсы, статьи в СМИ, работа в составе жюри, взаимопосещение коллег.

Методические доклады:

03.16г. «Психологическая подготовка музыканта-исполнителя к концертному выступлению».

22.11.17г. «Проблемы интонирования на скрипке»

Выступление на педсовете:

 27.01.16 «Детская одаренность в дополнительном образовании».

27.03.18г. «Образовательные результаты в системе дополнительного образования  на современном этапе»

Участие в профессиональных конкурсах:

28.12.15г. Всероссийский дистанционный конкурс  для работников образования «Моё творчество» 1 место.

02.16г. Всероссийский сетевой  конкурс  для работников образования «Учитель года 2016» - Диплом II степени.

29.05.17г. Международный творческий конкурс «Росмедаль»  диплом 2 степени,

28.05.17г. Международная олимпиада для педагогов «Музыка в семье муз…» диплом 1 степени.

25.06.17г.III Всероссийский педагогический конкурс «Педагог 21 века»

 1 место.

14.11.17г. Всероссийское тестирование диплом 2 степени

03.11.17г. Международный творческий конкурс для педагогов «Педагогические инновации в образовании» - 1 место.

12.17г Всероссийский конкурс для детей и педагогов «Радуга талантов» тест: Основы педагогического мастерства – Диплом 1 степени.

23.03.18г. Всероссийский конкурс 1 место

Всероссийский образовательный сайт «Портал педагога»

Взаимопосещение коллег  

7.12. 15 г.  – Поликанина Т.В.,  открытое занятие по предмету музыкальная литература «Орган и его предшественники».

17.11.16 г. «Игровые формы на занятиях сольфеджио в подготовительном классе» педагог Нужная О.В.

Работа в составе жюри конкурсов.

25.01.17г. Конкурс «Души прекрасные порывы ЦДТ»,

27.01.17г. Районный конкурс «Души прекрасные порывы»,

12.01.18г. Конкурс «Души прекрасные порывы ЦДТ»,

17.03.18г. Районный конкурс Звездная россыпь.

Статьи в СМИ

11.11.17г. «Звездное Пятигорье» газета «Заря»

С 28.03.18г. прохожу курсы профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых».

Я не стою на месте, постоянно повышаю свой уровень профессиональной  компетенции и распространяю опыт.

Учреждения дополнительного образования детей называют «территорией успеха», «пространством детского благополучия», «страной добра и творчества». За этими красивыми словами кроется огромный труд педагога дополнительного образования и понимание его необходимости на благо будущих поколений.

24слайд

http://zakon-ob-obrazovanii.ru/izmeneniya.php

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г. Москва

http://www.pravo.gov.ru, 08.09.2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Образовательные программы в системе дополнительного образования детей"

Материал к семинару, раскрывающий основные подходы к созданию  образовательной программы в системе дополнительного образования детей....

«Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования детей»

Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их дополнительного развития. Это социально востребованная сфера, в которой основными за...

Маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей

В статье описаны основные маркетинговые подходы к изучению потребителей образовательных услуг в системе дополнительного образования детей...

Обобщение педагогического опыта «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации»

     Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение  знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширени...

Оценка метапредметных результатов в системе дополнительного образования.

Результаты в дополнительном образовании, проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ, метапредметные результаты образовательной деятельности - вот те основные понятия,...

Статья "Формирование метапредметных результатов в системе дополнительного образования"

Формирование метапредметных результатов в системе дополнительного образования...