Обобщение педагогического опыта «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации»
методическая разработка на тему

Мелкозерова Ирина Витальевна (Меринова)

       Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение  знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширение практических знаний и умений по психологии чтобы понимать, как работать с такими таким детям, имеющим нарушения развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_s_detmi_ovz.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОПКИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»

Обобщение педагогического опыта

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации» 

                                                       Автор – составитель:

                                                                    Мелкозерова Ирина Витальевна,

                                                             педагог  дополнительного образования

                                                          МБУ ДО «ДТДиМ» г. Топки

г. Топки, 2018

Содержание

Введение.............................................................................................................3

  1. Причины отклонений в развитии детей………………..........................4
  2. Традиционные технологии обучения……………………………….6- 7

     3.Нетрадиционные коррекционные технологии .....................................8-10

     4. Заключение………………………………………………………………11

     5.Глоссарий терминов...................................................................................12

   6.Литература…………………………............................................................13

Введение

       Дети с нарушениями развития или по другому их можно назвать «дети с особыми образовательными потребностями» нуждаются в особом внимании педагогов, дефектологов, логопедов, психологов, воспитателей, родителей и родственников. Предлагаемые материалы рекомендуются для использования педагогам дополнительного образования при работе с детьми ОВЗ

      В настоящее время актуальной проблемой является подготовка детей к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Важное место в образовательном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.  В результате коррекционно- развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и  умственного  развития детей с нарушениями интеллекта.

          Система дополнительного образования в работе с детьми с ОВЗ направлена на воспитание и социализацию личности ребенка, коррекцию его психических и физических функций, выявление, развитие и поддержание творческих способностей, преодоление школьной дизадаптации.

         С проблемой обучения, развития и воспитания детей с задержкой психического развития я столкнулась в детском доме. Я понимала, что главное в работе с такими детьми, это помощь психологическая и помочь в развитии и в обучении, а также в социализации таких детей в обществе.

         Столкнувшись с такими проблемными детьми стало необходимым заняться самообразованием, я участвовала в всероссийском бинаре по теме: «Социально-психологические ресурсы эффективной деятельности педагога». Участвовала в международном семинаре «Современные технологии в сопровождении детей с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС». Изучала специальную литературу, консультировалась со специалистами.

       

       Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение мною знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширение практических знаний и умений по психологии чтобы понимать, как работать с такими таким детям, имеющим нарушения развития.

      С удовольствием работала над этим материалом, и хочу поделиться опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в своих творческих объединениях.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

           Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

•        наследственность;

•        факторы внешней среды.

          Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

•        пренатальные (внутриутробные);

•        натальные (в период родов);

•        постнатальные (после рождения).

          Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

•        эмоциональная депривация;

•        педагогическая запущенность;

•        социальная запущенность.

ВИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

          Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

1.        Физические.

2.        Психические.

3.        Педагогические.

4.        Социальные.

        К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

        К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

       Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

       Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

     Нужен ли ребенку успех в обучении? «Безусловно!» - скажет любой педагог, и сам ребенок. «Интерес к учению – писал Сухомлинский, появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В этой фразе названы два главных ключа, которые открывают двери к успеху: интерес и вдохновение. Создание атмосферы сотрудничества между педагогом и учениками и есть основа для успешного обучения.

    Дети и подростки с ОВЗ требуют особого подхода к ним, поэтому они учатся в специальной  школе, где созданы классы коррекции для обучения и воспитания детей с такими диагнозами, как задержка психического развития, легкая умственная отсталость. Система работы в классах коррекции направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнения пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

      Каждый ребенок с ОВЗ индивидуален. Каждый диагноз ребенка несет в себе сопутствующие элементы заболевания, характерные только ему одному. Соответственно, адаптированная общеобразовательная программа (АООП) составляется с учетом всех этих особенностей. И занятие уже не может быть обычным.

     Занятие в творческих объединениях – это серьезный труд. Именно поэтому занятия должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

      При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в  учебно-воспитательном  процессе.

Традиционные технологии обучения

       Традиционные технологии обучения в коррекционной  работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является  введение в  них элементов развивающего обучения  и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.  
Объяснительно–иллюстративные технологии я применяю. Результатом их применения является экономия   времени, облегчение понимания  сложных  знаний.

         Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей,  путем   осуществления   специальных  игровых  программ, имеющих  как  общеразвивающий, так и  специализированный   характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. 

Мой опыт позволяет выделить следующие виды игр, используемые на занятии:

Игра – упражнение;

Игра – путешествие;

Игра – соревнование.

     Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили .Ш.А.) направлены   на  организацию  учебно- воспитательного процесса   с учетом  индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной  технологии  позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

        Инновационные  технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использовать компьютерные приложения, которые позволят сделать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В   учебно- воспитательном процессе можно успешно использовать:

- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

- использование мультимедиа презентаций занятиях;

- тестовые технологии (презентации);

-аудиовизуальные технологии;

- компьютерные тренажеры.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.

Нетрадиционные коррекционные технологии

     Как прием психотеррапии я на   занятиях    применяю различные технологии

    Арт-терапии (музыкотерапия,  фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования арт-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др.

Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Применение данной технологии имеет следующие преимущества:

•  исключается уравниловка и усреднение детей;

•  повышается уровень мотивации обучения в сильных группах;

•  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче обучиться;

•  создаются щадящие условия для слабых;

•  повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

    Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.

       Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет еще более важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
   Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

•  занятие как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

•  дополнительные упражнения;

•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

      Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мной, содержат в себе сочетание инновационных технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

     Вся коррекционная работа призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребенка с проблемами здоровья. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом – компенсацией нарушения, и я на собственной практике убедилась, что приемы психокоррекции, индивидуально разработанные ООП, являются важной психологической помощью ребенку с ограничениями здоровья.

     Неоценимый вклад в процесс социализации вносят творческие объединения практической, трудовой направленности. На занятиях ребята учатся обслуживать себя, ухаживать за своими вещами, учатся готовить, подходят к выбору будущей профессии. Такие творческие объединения необходимы, потому что, как показывает практика, дети с ОВЗ не всегда могут при выходе из детского дома  организовать свой быт, трудно им определиться и с выбором будущей профессии. Причина тому чрезмерная опека со стороны взрослых, отсутствие собственного жизненного опыта, умения оценить свои возможности.

    Так основными коррекционными направлениями в работе творческих объединений являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико - синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности. Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы.

       Рабочая программа адаптируется, «подстраивается» под каждого ученика. Так, например, увеличивается время, отведенное на усвоение отдельных тем, которые не поддаются пониманию, облегчается выполнение какого- либо изделия, уделяется больше времени отработке техники выполнения предложенного изделия. Я  с каждым ребенком работает индивидуально, не поторапливая, а следуя его темпу.

      На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ученика. Дети учатся общаться, работать в паре, оказывать и принимать помощь со стороны.

      Дети с ОВЗ очень болезненно реагируют на порицание, поэтому этот метод педагогического воздействия не используется. Но надо понимать и тот факт, что постоянно повторяющаяся ошибка может перерасти в неправильно сформированный навык. В связи с этим иногда очень важно указать на серьезный недочет при выполнении работы, который может привести к повторению и закреплению данного вида ошибок. Сделать это надо ненавязчиво, подводя ребенка самого к пониманию проблемы. В этом случае можно предложить ему проанализировать, что не получилось и почему не получилось, что надо сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше. В конце такого анализа важно уверить ребенка в том, что в следующий раз он обязательно справится с предложенным заданием, и у него получится лучше, чем сегодня. Ребенок с ОВЗ должен понимать, что все в его руках, что нет проблемы, которую нельзя было бы решить, воспитывая уверенность в себе.

В ходе выполнения какого - либо изделия) ребенок должен осознавать, что от него требуется, каков итог его работы, чему он сегодня научится, и для чего это нужно. Должна быть четко сформулирована цель, к которой ребенок будет стремиться, шаг за шагом выполняя задания.

Заключение

      Многолетняя практика работы в детском доме, показала, что при учете всех перечисленных условий, учащиеся с интересом посещают творческие объединения, приобретают жизненный опыт, овладевают разными видами художественно - эстетической деятельности. Дети являются призерами - призеры муниципальных и областных, всероссийских выставок.

      Таким образом, в процессе коррекции и реабилитации средствами дополнительного образования происходит развитие у детей коммуникативных навыков, выявление, поддержание и развитие творческих способностей, воспитание нравственности и эстетического восприятия. Ребята, активно посещающие творческие объединения, лучше усваивают программный материал по трудовому обучению, уменьшается школьная дизадаптация. Учащиеся более уверенно могут определиться с выбором профессии. Такие дети коммуникабельны, могут правильно и самостоятельно организовать свою взрослую жизнь. Правильно организованное дополнительное образование с детьми с ОВЗ обеспечивает успешную интеграцию и социализацию в обществе.

Глоссарий терминов

1.Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

2.Социализация — процесс и результат активного усвоения и воспроизводства

индивидом социального опыта. Включает в себя: социальное познание (себя, мира, общества, его структур и институтов), социальное научение (приемам и навыкам общения, игры, учения, самообслуживания, трудовой профессиональной деятельности), социальную адаптацию и социальное преобразование себя и социальной действительности. Происходит под влиянием стихийных факторов, межличностного общения и взаимодействия и

целенаправленного воспитания.

3.Школьная дезадаптация- это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при котором наблюдается снижение способностей.

Список литературы

1. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И.

Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005. – «12. – С.49 – 51.

2. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.

3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся  - Волгоград: Учитель,2009- 138 с.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)

5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.         Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. -3-е изд, испр. и доп.-М.;Аркти.2006 г 80с..

6. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.-С.21-23.

7. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8, С. 84-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад - «Социализация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья через практико-ориентированное агротехнологическое направление школы-интерната» (2013 г.)

В Горковской специальной (коррекционной)  школе – интернате обучаются 80% воспитанников  из числа коренной национальности, а так же дети – сироты дети, оставшиеся без попечения родителей.Явл...

Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

(в соавторстве с Бражниковой Е.А.) Данная работа посвящена соврменному подходу к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Взаимодействию специалистов ...

Статья по теме «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В статье анализируются различные реализации педагогических методик по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере дополнительного образования....

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...