Статья по теме «АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
статья

В статье анализируются различные реализации педагогических методик по социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме:

«АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Выполнил: методист ГБУ ДО ДДЮТ «На Ленской» Некрылов М.А.

В течении последних десяти лет государственная политика в сфере образования обращает повышенное внимание к вопросам интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Главная задача на данный момент состоит в том, что необходимо не только обеспечить эффективное обучение детей с ОВЗ, но и помочь им включиться в коллективы и развить отношения с остальными детьми.

Стоит разделить данный процесс на два этапа. Первый представляет собой мероприятия по включению детей в общеобразовательный процесс, дать им возможность получать образование наравне с остальными. Второй этап подразумевает собой содействие детям с ОВЗ по их включению в общую социальную среду, который является наиболее важным с точки зрения самого ребенка. Если обратиться к некоторым педагогическим и психологическим работам, в том числе Белогурова А.Ю. [3], оказывать помощь во включении детей с ОВЗ в общество сверстников уже необходимо оказывать начиная с дошкольного возраста.

Согласно исследованиям Матайс М.И., под социальной интеграцией следует понимать социальную адаптацию ребенка с ОВЗ и внедрение его в общую взаимосвязанную систему социальных отношений в составе данной образовательной среды, в которую непосредственно происходит интеграция. Как указывает Матайс М.И., в этом контексте особое значение принимают условия, которые обуславливают ее достижения, наиболее важным из которых является реализация принципов «качества жизни» и «нормализации», которые способствует удовлетворению психологических, социальных и образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья[5].

В результате совместной работы детей с ОВЗ вместе с остальными, у них развиваются более широкие социальные связи, развивается собственный личностный потенциал, вырабатывается адекватная самооценка и чувство собственного достоинства, оцениваются настоящие требования со стороны окружающих к уровню своих познавательных возможностей, осуществляется профилактика инвалидизации их личности, овладение компенсаторными способностями, самостоятельности и социальной мобильности.

Дополнительное образование может являться одним из средств практической реализации вышесказанных этапов социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом основными преимуществами дополнительного образования для детей с особенностями психофизическими развития являются в первую очередь выход за рамки общества своей семьи и родных, а также получения ощущения себя равноправной и равноценной частью более широкого общества и осознание собственного человеческого потенциала. В общем смысле, образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам направлена на: формирование и развитие творческих способностей учащихся; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физическом культурой и спортом; формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся; создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся; социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе; удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований и др. [2].

Развитие дополнительного образования детей является в настоящее время одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации, что подтверждается Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Концепцией развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. [1;2].

В Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.) отмечается, что преимущества системы дополнительного образования заключаются в нескольких аспектах:

  • ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность выбора вариативных развивающих образовательных программ в соответствии с собственными интересами, склонностями и ценностями;
  • ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальной образовательной траектории;
  • ребенок с ограниченными возможностями здоровья (или родители, воспитывающие такого ребенка) имеет возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций [1].

Система дополнительного образования представляет собой множество социальных институтов, которые создают условия для развития, обучения и защиты все детей, включающих также и детей с нарушениями развития. Если говорить о методах и приемах, которые учреждения дополнительного образования используют в своей деятельности для адаптации ребенка с ОВЗ в общество своих ровесников, то они включает себя средства по приобщению ребенка к различным видам групповой деятельности, обучению общепринятым нормам и правилам поведения по отношению к другим детям и взрослым, помощь в раскрытии его способностей и увеличения самооценки [5]. В некоторых случаях, в частности у детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития, только занятия в организациях дополнительного образования позволяют им по-настоящему осуществить их вхождение в общество через досуговые и познавательные образовательные программы, которые учитывают их образовательные и эстетические потребности.

Родителей детей с ОВЗ, в свою очередь, ожидают от организации дополнительного образования следующих действий:

  • развитие личности ученика, развитие навыков общения и включение в коллектив;
  • введение ученика в организованную деятельность, дать ему возможность сформировать определенные умения и навыки;
  • определение и развитие способностей ученика;
  • развитие у ученика художественно-эстетического вкуса;
  • оказывание понимания, заботы и уважения к ребенку, воспитание толерантного отношения к нему со стороны его непосредственного окружения и т.п.

Стоит отметить, что дополнительное образование в организациях дополнительного образования, в отличие от школьного образования, как правило, принимает более неформальный характер обучения, обладает более гибким порядком, а также дает возможность детям получить опыт общения между разными возрастами и опыт применения полученных знаний и умений на практике [4].

В сентябре 2022 года стартует проект под названием «Особое творчество» для детей с ограниченными возможностями здоровья от 10-18 лет, находящихся на надомном обучении и проживающих в Красногвардейском районе. На протяжении 2 месяцев педагоги Дворца будут проводить занятия для детей с ОВЗ, в частности с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, передвигающихся при помощи ортопедических средств или коляски, имеющих сохранный интеллект, 1 или 2 степень способности к самостоятельному передвижению и самообслуживанию, 1 степень способности к общению и контролированию своего поведения. Детям проведут уроки по рисованию, пению, прикладному творчеству и танцам.

Проанализировав ряд научно-методической литературы, а также несколько практических открытий педагогов Дворца детского (юношеского) творчества «На Ленской» по проблематике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо указать на множество противоречий, существующих в настоящее время. Это противоречия между:

  • требованиями нынешней государственной политики и отсутствием системной работы по социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования;
  • существующим интегральным социальным заказом на дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, правом их выбора вариативной программы и несовершенством механизмов реализации таких программ;
  • запросами родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, их ожиданиями от работы учреждений дополнительного образования и фактическим содержанием дополнительного образования;
  • существующим уровнем подготовки педагогов дополнительного образования и практическими требованиями к осуществлению процесса социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость разрешения указанных противоречий обуславливает поиск путей решения проблемы социальной интеграции детей с ограниченными возможностями в системе дополнительного образования, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Это и составит поле нашего дальнейшего научного поиска и проведения инновационной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.koiro.edu.ru/centers/tsentr-nepreryvnogo-obrazovaniya/metodicheskaya-kopilka/mmaterialy-dlya-pedagogov-dopolnitelnogo-orazvaniya-metodistov/metodicheskie-materialy/Koncepcija_pazvitiya_DOD_.pdf (дата обращения 02.09.2022).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/ (дата обращения 02.09.2022).
  3. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб. науч.-метод. материалов / под ред. Белогурова А.Ю., Булановой О.Е., Поликашевой Н.В. – М.; Издательство «Спутник+», 2014. – 335 с.
  4. Васильченко А.Е., Кузнецова О.В. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2018. №9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1 (дата обращения: 02.09.2022).
  5. Матайс М.И., Хачатрян Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ // ИСОМ. 2019. №6-1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-obucheniya-detey-s-ovz (дата обращения: 02.09.2022).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Изобразительная деятельность в группе продлённого дня как одно из средств социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье представлен опыт работы с детьми класса "Особый ребенок" по развитию мелкой моторики рук"....

Статья : Развитие творческого подхода к конструированию и моделированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование на уроках швейного дела приемов, способствующих развитию творческих способностей при создании моделей одежды...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему разв...

Обобщение педагогического опыта «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования: пути психокоррекции, социализации»

     Главные цель обобщения опыта работы по данной теме – это показать овладение  знаний по теории и практике в области специальной коррекционной педагогики, расширени...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...

Статья "Социально-педагогическая помощь в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в России"

В настоящее время в России сложилась ситуация, при которой, с одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок с ОВЗ мог жить в нём, имея равные права, с другой  – нет специальн...