Статья : Развитие творческого подхода к конструированию и моделированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по технологии по теме

Френкель Татьяна Михайловна

Использование на уроках швейного дела приемов, способствующих развитию творческих способностей при создании моделей одежды

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа № 4 Василеостровского района

Санкт-Петербурга

                                                                                                        

Статья по теме:

 «Развитие творческого подхода к конструированию и моделированию у

учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Учитель технологии:

Френкель Татьяна Михайловна

Санкт-Петербург

2016 год

Что же такое творчество - вот одно из определений: «Творчество, как высший уровень овладения деятельностью, предполагает наиболее полное проявление творческой активности и самостоятельности личности. В процессе творческой деятельности человек независимо, инициативно распоряжается своим опытом, реализует свой замысел, выбирает необходимые средства, проявляет настойчивость в достижении цели».

В прикладном творчестве, каковым является моделирование представляется возможность самостоятельно выразить отношение к действительности, выбрать способ, средство самовыражения.

По мнению А.О. Нестеренко - «Учить творчеству невозможно», но необходимо создавать условия, в которых творчество сможет проявиться. Творчество, а тем более в прикладном искусстве, строится с опорой на прошлый, накопленный опыт и знания. Конструирование и моделирование швейных изделий, это часть прикладного искусства, которое формирует окружающую человека материальную среду и вносит в нее эстетические образные начала, украшая и облагораживая жизнь. Всеми доступными мне средствами я попыталась приблизить девочек к творчеству. Однако здесь нас ждут определенные препятствия. Овладевая знаниями учащиеся, с особенностями развития, испытывают затруднения при ориентировке в задании, анализе образца, с трудом могут воспользоваться накопленными знаниями, чтобы решить поставленную задачу. Цель учителя стремиться облегчить процесс познания, а затем и запоминания, усвоения нового материала.

У детей с особенностями развития мы сталкиваемся с нарушением пространственного представления, восприятия и воспроизведения. Творчество, как элемент видения предмета, его изменений, корригирует познавательную деятельность учащихся. Развитие творческих наклонностей у наших детей улучшает качество обучения, благотворно влияет и на эмоционально-волевую сферу, корригируя недостатки и здесь.

Конструирование и моделирование является одним из средств формирования творческого начала- ведь ученица стоит перед выбором фасона, а значит ей приходится прибегать к анализу, сравнению моделей, пусть визуальном уровне, но все же идет умственная работа, способствующая развитию волевых качеств-прикладывается усилие, создается благоприятная почва для коррекции нарушений той или иной деятельности. Ученики хорошо запоминают внешние признаки предметов, но плохо словесные объяснения, именно поэтому важно одновременно сочетать при изучении нового материала наглядные пособия с отвлеченным словесным объяснением. Находить самые доходчивые приемы заучивания и припоминания учебного материала. И в первую очередь учитель должен правильно организовать процесс запоминания учебного материала, через большую конкретику: необходимо выделить главные слова, определить логически главную последовательность перевода вытачек. Попытаться усилить связь между механической и смысловой памятью. При работе с детьми, имеющими особенности развития, особенно важен творческий подход к подаче нового материала. Девочкам накопленных знаний не хватает для полного восприятия нового материала, поэтому я по несколько раз повторяю определения, инструкционную карту, пользуюсь записью словарных слов, чтобы как-то приблизить, обострить их восприятие. Для того чтобы лучше решить образовательную задачу использовала совместный труд-изучение и анализ фасонов в журнале мод, применение положительной оценки работы, привлечение учениц к оказанию помощи другому.

Желательно постепенное усложнение задачи, предъявление более высоких требований к поведению учеников, к самостоятельности. Для закрепления знаний материала часть работы ученицы проделывали самостоятельно: находили точки перевода, наносили линии перевода вытачки, разрезали линии, закрывали нагрудную вытачку. Оформляли задание в альбом и вновь повторяли правила перевода устно, закрепляли материал. Вы можете меня спросить, где здесь творческая активность? Для детей с особенностями в развитии справиться с изменением в конструкции основы лифа очень сложно, много задач стоит перед ребенком: представить себе фасон, сообразить куда же поставить точку перевода вытачки, затем перевести ее, не забыть закрыть основную вытачку и все время при этом контролировать себя: «А правильно ли делаю». Очень сложный процесс. Занятие должно идти в активном ключе, опираться на наглядность и чертежи. На следующих занятиях еще предстоит структурировать приобретенные знания. И когда ученица сама в процессе работы над основой создаст, пусть примитивный, но свой, новый силуэт, это значит цель учителем достигнута. Начала работать цепочка от познания к умению. Что бы интерес к творчеству не пропадал, целесообразно устраивать выставки работ, поощрять лучших исполнителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Всестороннее изучение учащихся – основа правильного педагогического воздействия на каждого ребенка, оно обеспечивает компенсацию дефекта,успешное развитие и обучение аномального ребенка в коллективе....

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»

Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...

«Индивидуально-дифференцированный подход к обучению математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад учителя математики на тему "Индивидуально-дифференцированный подход к обучению математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Статья : Развитие творческого подхода к конструированию и моделированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование на уроках швейного дела приемов, способствующих развитию творческих способностей при создании моделей одежды по технологии...

Статья : Развитие творческого подхода к конструированию и моделированию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Использование на уроках швейного дела приемов, способсвующих развитию творческих способностей при создании моделей одежды по технологии....