Статья "Формирование метапредметных результатов в системе дополнительного образования"
статья

Формирование метапредметных результатов в системе дополнительного образования

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shilyakova_silina.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

О. С. Шилякова, заведующий ИТЦДОД ГБОУ школы №334 Невского района Санкт-Петербурга

Е. Н. Силина, методист

Формирование метапредметных результатов в системе

дополнительного образования

Сегодня в современной системе образования детей одним  из важнейших требований становится создание условий, в которых обучающиеся смогут достигать метапредметных и личностных образовательных результатов. В современной школе ученики не только приобретают  определенные знания по отдельным предметам, но и развивают свои познавательные и созидательные способности, получают навыки успешной социализации в обществе. При подобном подходе роль  дополнительного образования возрастает, так как оно дает возможность самореализации обучающихся в разных направлениях деятельности. Дополнительное образование может учитывать социальную среду и социальный заказ каждого образовательного учреждения.

Система дополнительного образования детей в Российской Федерации в её новом качественном состоянии - важная составляющая непрерывного образования. Она имеет свои специфические особенности: это многомерное пространство – информационное, культурное, правовое, способствующее становлению и развитию личности ребёнка. Это возможность решения жизненно важных для него проблем образования, организации досуга, выбора круга общения, духовно-нравственных ценностей и ориентиров, профессионального и личностного самоопределения, саморазвития и самореализации.

 В системе дополнительного образования обучающиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

   Система дополнительного образования  детей основана на огромном потенциале содержания, средств и ресурсов, способствующих достижению метапредметных результатов.

   В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, метапредметные результаты освоения дополнительной образовательной общеразвивающей программы должны отражать:

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. Смысловое чтение;
  9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 Основными этапами по формированию метапредметных результатов в системе дополнительного образования являются:

1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

2. Использование метапредметных технологий на учебных занятиях;

3. Разработка системы оценки метапредметных результатов в системе дополнительного образования.

1. Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Прежде всего, внедрение метапредметного подхода в дополнительное образование должно быть отражено в дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах.

В программах  указываются:

  • ключевые компетентности, для формирования которых она составлена;
  • предметы, на материале которых реализуется программа;
  • виды познавательной и практической деятельности;
  • формы совместной работы (решение комплексных задач, выполнение проектов, защита выполненной работы перед группой специалистов разного профиля).

Содержание программ разрабатывается, исходя из социального запроса отдельного образовательного учреждения.

Таким образом, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна содержать следующие обязательные разделы:

  • Актуальность и новизна программы, социальный запрос.
  • Цель и задачи программ.

Задачи программы делятся на:

  • обучающие (способствующие овладению определенными компетенциями),
  • воспитательные (способствующие личностному развитию обучающегося),
  • метапредметные  (способствующие развитию УУД, «гибких навыков»)
  • Образовательные подходы реализации программ.
  • Содержание программы с обязательным указанием образовательных технологий, деятельности обучающихся.
  • Планируемые результаты освоения программы (личностные, предметные и метапредметные).
  • Система оценки достижений планируемых результатов.

2. Использование метапредметных технологий на учебных занятиях

Именно на конкретных учебных занятиях происходит реализация метапредметного подхода в сфере дополнительного образования. Для достижения метапредметных результатов образования необходимо, чтобы в образовательном процессе соблюдались следующие принципы:

  • отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении;
  • максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы;
  • поддержка альтернативности и множественности мнений;
  • развитие функции общения на занятии, как условие побуждения к действию и ощущению эмоционального удовлетворения;
  • занимательность и эмоциональный тон занятия;
  • педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным возможностям;
  • уважительное отношению к мнению каждого;
  • развитие навыков сотрудничества и сотворчества;
  • включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.

    При выборе используемых  метапредметных технологий следует соблюдать  следующие принципы:

  • принцип направленности инструментария (педагогические средства должны специально подбираться, проектироваться и использоваться согласно цели и задачам  программы);
  • принцип системности в реализации педагогического инструментария (соблюдение регулярности использования технологий на занятиях с обучающимися)
  • принцип вариативности и сопряженности педагогических средств. (С одной стороны, он подразумевает возможность выбора из нескольких инструментов, что создает комфортную творческую среду для педагогов. С другой стороны — возможность одновременного и непротиворечивого использования разных педагогических средств. Следование этому принципу позволяет применять соответствующий инструментарий гибко).

К метапредметным педагогическим технологиям можно отнести:

  • Информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии.
  • Проектные и деятельностные технологии.
  • Креативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Технологии личностно-ориентированного образования.
  • Коллективные и групповые способы обучения.
  • Тренинги.
  • Коучинг
    и другие

При соблюдении принципов  планирования занятий у обучающихся  в системе дополнительного образования помимо предметных способностей развиваются такие «гибкие навыки», необходимые для развития и самоопределения личности, как:

  • Базовые коммуникативные навыки, которые помогают человеку развивать отношения с людьми, поддерживать разговор, эффективно вести себя в критических ситуациях при общении с окружающими (умение слушать, убеждение и аргументация, проведение презентаций, самопрезентация, публичные выступления, командная работа, нацеленность на результат).
  • Навыки self-менеджмента: помогают эффективно контролировать свое состояние, время, процессы.
  • Навыки эффективного мышления: системное мышление, креативное мышление, структурное мышление, логическое мышление, поиск и анализ информации, выработка и принятие решений, проектное мышление, тактическое и стратегическое мышление.
  • Управленческие навыки

3. Разработка системы оценки метапредметных результатов в системе

дополнительного образования

  Особенностью образовательного процесса в системе дополнительного образования можно считать его практическую деятельностную направленность, ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике. Поэтому при оценивании индивидуальных достижений обучающихся педагоги ориентируются на созданный ребенком продукт, имеющий прикладную ценность.

   К основным принципам оценивания в дополнительном образовании относят: системность, вариативность, осознанность, доступность.

Системность предполагает регулярность проведения процедур оценивания.

Вариативность – использование разнообразных видов, форм и методик оценивания, исходя из возраста обучающихся, содержания деятельности, педагогических задач и т.д.

Осознанность строится на понимании обучающимися критериев оценивания и подхода педагога.

Доступность оценивания заключается в определенной легкости проведения его процедур и обработки результатов.

В целом, оценивание в дополнительном образовании детей является эффективным педагогическим средством развития деятельности обучающихся при условии его систематического использования, понимания ребенком критериев и оснований оценки, а также использования педагогом разнообразных видов оценки и развития оценочной деятельности в соотнесении с задачами развития творческой деятельности и личностного развития обучающихся.

  Отсутствие в дополнительном образовании единых образовательных стандартов существенно осложняет оценивание результативности деятельности обучающихся в ходе освоения дополнительных образовательных программ. Педагоги дополнительного образования сами определяют и зачастую разрабатывают необходимые и наиболее эффективные методики оценивания, исходя из своих педагогических целей и задач.

Таким образом, в сфере дополнительного образования детей принято выделять несколько параметров, по которым оценивается деятельность обучающихся, их достижения образовательных, личностных и воспитательных результатов.

1. Освоение обучающимися содержания дополнительной образовательной программы.

Критериями данного параметра могут выступать глубина и широта знаний, грамотность (соответствие существующим нормативам, правилам, технологиям), уровень компетенций, разнообразие умений и навыков в практических действиях.

2. Устойчивость интереса обучающихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области.

Критериями данного параметра являются характер мотивов прихода в коллектив, продолжительность пребывания в коллективе, характер мотивов ухода ребенка из коллектива, характер участия ребенка в деятельности.

3. Личностные достижения обучающихся.

Критериями данного параметра может стать направленность динамики личностных изменений.

Для удобства анализа работы в «Информационно-технологическом центре дополнительного образования» ГБОУ школы №334 Невского района Санкт-Петербурга  была разработана «Карта учета результативности освоения дополнительной общеобразовательной программы» (Приложение 1). Использование такой карты дает педагогам дополнительного образования свободу выбора оценочных процедур в соответствии с целью и задачами программ, однако, позволяет систематизировать работу объединений, оценить уровень роста отдельных обучающихся и объединения в целом.

Формирование и развитие метапредметных компетенций обучающихся в учреждении дополнительного образования детей будет способствовать обновлению содержания деятельности детских объединений, росту профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования детей, повышению качества дополнительного образования.

Приложение 1

Карта учета результативности освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

2020-2021 учебный год

Название программы «»

                                                      Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________

Год обучения по программе:______, группа №_____            

Фамилия, Имя

учащегося

Учебно-интеллектуальные умения

Учебно-коммуникативные

умения

Учебно-организационные умения

Итого

%

КМ

ПМ

РИ

ИиПд

ОЦ

УП

ТМ

И

Р

ПО

ПВ

РК

ИКТ

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

Год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ИТОГО  (Среднее значение по объединению)

Учебно-интеллектуальные умения

КМ - креативное мышление

ПМ – проектное мышление

РИ – работа с информацией

ИиПд – навыки исследовательской и проектной  работы

Учебно-коммуникативные умения

ОЦ – умение определять цели

УП – умение планировать

ТМ – тайм-менеджмент (управление временем)

И – инициативность

Р - рефлексия

Учебно-организационные умения

ПО – умение продуктивно общаться

ПВ – умение публично выступать

РК – умение работать в команде

ИКТ – умение использовать средства ИКТ

Баллы

I

II

Год

%

%

%

Высокий уровень: 8-10 баллов

Хороший уровень: 5-7 баллов

Средний уровень: 3-4 балла

Слабый уровень: 1-2 балла

            I – первое полугодие                                                      Шкала:

           II – второе полугодие 

Диагностическая карта результативности учебно-воспитательного процесса     2020-2021 учебный год

Воспитательный компонент

Объединение «»

Год обучения     . Группа №

Педагог

п/п

Ф.И.

учащихся

Начало учебного года

Середина  учебного года

Конец  учебного года

Средний балл

ИТОГ

%

Культура

поведения

Творческие

способности

Активность

на занятиях

объединения

Культура

поведения

Творческие

способности

Активность

на занятиях

объединения

Культура

поведения

Творческие

способности

Активность

на занятиях

объединения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Средний бал, Итог% по  объединению           

Баллы

За год

5

4

3

2

1

Используемые методы диагностики результативности (подчеркнуть): анкетирование ,тестирование, диагностическая беседа, наблюдение, конкурс, выставка, викторина, соревнование, зачет, контрольная работа, самостоятельная работа, самоанализ, творческий отчёт, упражнения, аттестация

Список литературы

  1.  Концепция развития дополнительного образования детей, с. 10.
  2. Маркова О.И., Романова М.Н. Формирование метапредметных компетенций у учащихся в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

4.        Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. – 80 с. (Серия «Новые стандарты»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования

Прогнозирование предметных и метапредметных результатов на основе интеграции общего и дополнительного образования. Тема для окружного совещания завучей....

Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.

В данной статье рассматриваются  вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

Проблема преемственности и развития метапредметных результатов начального и основного общего образования

В образовании преемственность - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного проц...

Пути отслеживания метапредметных результатов в дополнительном образовании детей

Представленная модель является комплексной, так как она не только обеспечивает единый методологический подход к разработке реализации и оценки качества и результатов реализации дополнительной образова...

Выступление на педсовете "Формирование метапредметных результатов посредством валеологического образования"

 «В современном сложном мире умение быть здоровым не приходит само. Для воспитания навыков сохранения здоровья недостаточно школьных курсов анатомии и физиологии человека, занятий фи...