Главные вкладки

    Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС
    статья по английскому языку по теме

    Антипенкова Анна Юрьевна

    Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка является возможность проэкции и преломления УУД  приобретенных на других уроках как гуманитерного так и естественно-научного цикла в область лингвичстики и языкознания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методы и приемы достижения метапредметных результатов  с применением контекстных задачи в системе основного общего образования при реализации ФГОС второго поколения.

              К определению понятия «контекстного обучения» относится  термин «контекст» (лат. contextus - соединение, тесная связь). В языкознании и логике под контекстом понимают относительно законченный в смысловом отношении отрывок текста или речи, в котором выявляется смысл и значение входящих в него слов или предложений, как лингвистическое окружение определённой языковой единицы. Суть контекстных задач в системе основного общего образования не представляет собой узконаправленную деятельность педагога для проверки знаний по конкретной теме. Метапредметные связи, необходимые для реализации ФГОС второго поколения отчетливо проявляются в применение данного вида инновационной деятельности педагога и обучающихся. Освещаются темы изученные в курсе географии, биологии, обществознания, истории и даже физической культуры или мировой художественной культуры с преломлением в сторону лингвистики. Обучающиеся не только читают, переводят текст и отвечают на вопросы на уроке иностранного языка, а учатся критически мыслить в канкретной ситуации.  

          Согласно развивающемуся в последние десятилетия контекстному подходу в образовании (А.А. Вербицкий), процесс и содержание профессионального образования должны исходить из главной цели - подготовки высококвалифицированного специалиста. Таким образом, контекстный подход в обучении представляет собой подход к проектированию педагогических систем и реализации образовательного процесса, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаковых средств наложено на канву этой деятельности. В теории контекстного обучения понятие «контекст» выступает смыслообразующей категорией, а создание в образовательном процессе многообразных контекстов жизни и профессиональной деятельности обеспечивает личностное включение обучающегося в процессы познания, овладение будущей профессиональной деятельностью. Таким образом, основной единицей содержания контекстного обучения является не блок информации, а система во всей её предметной и социальной неоднозначности и противоречивости.

           Несмотря на то, что теория контекстного обучения изначально разрабатывалась применительно к проблемам профессионального образования, с появлением новых стандартов и требований в образовании, в частности, компетентностного подхода ее основные положения не только могут быть использованы и применительно к общеобразовательной школе, но уже используются на экспериментальных площадках образовательных учреждений.  Сама структура подобной деятельности и подготовки педагога к уроку , несомненно усложняется, однако, та степень мотивации обучающихся на уроке, несомненно, покрывают всё трудоёмкость.

           Суть  создания контекстной задачи лежит в определении личностно-ориентированной траектории обучающегося, относительно темы создание контекста с проблемой, соответствующего уровню освоения предмета конкретным лицом. Производится отбор материала – проблемы, решение которой должно быть достигнуто обучающимися с применением доказательной  базы из курса ранее изученных тем по разным дисциплинам. Соответственно, мы видим яркий пример реализации принципа метапредметности, который является неотъемлимым требованием в реализации ФГОС второго поколения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочныя деятельность обучающихся начального и основного общего образования в рамках ФГОС

    Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященном введению ФГОС в основной школе....

    Методы и средства оценки метапредметных результатов освоения образовательной программы на уровне основного общего образования

    .Уважаемые коллеги,предлагаемая презентация содержит .на мой взгляд, интересный материал по реализации деятельностного подхода в обучении, в том числе с помощью пректной деятельности...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Технология» основного общего образования Срок реализации- 4 года

    Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897, с изм. от 29.12.2014), с учетом приме...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

    Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

    Тема: «Эффективность образовательных технологий. Достижение метапредметных результатов образовательной деятельности учащихся при усвоении программ общего образования»

    Для быстрого и эффективного обучения требуются максимально реалистичные интерактивные обучающие технологии и системы. Благодаря инновационным интерактивным технологиям стало возможным с большей эффект...