"День матери-казачки"
методическая разработка (5 класс) по теме

Труш Наталья Анатольевна

Данная методическая разработка поможет познакомиться с традициями и историей быта казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2012_den_materi_kazach.doc40 КБ
Microsoft Office document icon den_materi.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

День казачки-матери.

За кулисами:

Теплыми ладонями

Мама нас согреет,

Добрыми словами

Пусть печаль развеет.

Почему так часто

« Вредность» в нас брыкается?

« Не хочу, не буду!»-

Это называется.

Мы ведь знаем, мамочка,

Ты всегда права,

Но « прости, пожалуйста»-

Вновь звучат слова.

Как на небе солнышко,

Как в саду листва,

Как вода живая,

Мама нам нужна!

Вед1: Добрый день, уважаемые гости!

Вед2: Сегодня наша встреча с вами не простая, мы с вами будем говорить о праздновании Дня казачки- матери и о том, как воспитывали казачек.

Вед1: По статистике каждую минуту на земле рождаются сотни детей. С первого дня жизни ребенок нуждается в заботе матери, а для матери ребенок становится смыслом жизни. Она помогает ему понять красоту мира : леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…

Вед1:Мама! Как прекрасно это слово!

С первого дня жизни ребенка мать живет его дыханием, его слезами, его улыбками.

Вед 2: Мама, как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери наполняет жизнь малыша. У мамы самое доброе сердце, самые ласковые руки, самый нежный взгляд.

- Ребята сегодня у нас в гостях, прежде всего  мама –

_________________________________________________________

Чтец: Красивые мамы , на свете вас много.

 В глаза вы глядите открыто и прямо.

В какую бы даль ни звала нас дорога,

Нас провожают красивые мамы.

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает.

А добрая мама прощает все это,

Красивая мама все это прощает.

Нас  в детстве она забавляет игрушкой,

Порой мы о чем-то ей шепчем счастливо.

Когда-нибудь , мама, ты станешь старушкой,

Но будешь по-прежнему самой красивой.

Слово предоставляется Елене Петровне ____________________.

Муз.номер

Вед1:День казачки –матери празднуется ежегодно. С утра казачка надевала лучшее платье. В день должна была сменить 3-4 наряда. После завтрака казачки- соседки собирались человек по десять на улице и поздравляли казачек с их праздником, низко им кланяясь , благословляя на здоровье и хороший урожай в следующем году. В этот день организовывались особые балы, куда приглашались молодые люди с родителями. В старину именно на этих «постных» балах происходило знакомство будущих супругов, и хотя выпадает он православный пост, но отмечался балами- как праздник любви, благоденствия семьи и плодородия.

Вед2: Неужели они меняли , так часто наряды?

Вед1: Да, если ты помнишь то, это был обычай!

Вед2: Ну, а как смогут быстро сменить наряды, наши участники, мы сейчас посмотрим. Я приглашаю сюда 2 девочек, ваша задача ,одеть как можно быстрее наряд, который мы вам предлагаем. ( одеть, раздеться)

                                         

Конкурс

Вед1: Милые наши мамы, они желают нам только добра, даже когда ругают за какую-нибудь провинность, что дом- это полная чаша, когда рядом она наша мама!

Вед 2: Мама заботится о своем ребенке, делает все, чтобы ее малыш был сыт и здоров, жизнерадостен и счастлив. Недаром народная мудрость гласит : « Птица радуется весне, а младенец- матери».

Вед1: Любой праздник по своей сути является событием, именно здесь человек может отдохнуть и почувствовать удовольствие  от обмена эмоциями с окружающими людьми. А эмоции они получали от « Бабьей каши».

Вед1: Так как будущую казачку воспитывали хозяйкой, она с детства должна была учиться готовить. Хорошей хозяйкой считалась та, у которой всегда была приготовлена еда.

Вед2:Собирались без затей

Принося с собой детей.

Все вопросы обсуждали:

Беды, радости печали,

Первый крик, и первый звук

У ребенка первый зуб,

Кто схватил за палец тетю,

У кого болит животик,

Как кормить и чем поить,

От болезней, чем лечить.

Просто клуб какой-то, прямо,

Очень рады были мамы.

Пусть же станут « бабьи каши»

Стариной воскресшей нашей!

_ну, а как будут рады наши будущие мамы, следующего конкурса « Покорми ребенка», мы сейчас узнаем! ( йогурт, ложки, слюнявчики, влажные салфетки, платки)

Конкурс

Вед1:  Для вас вновь этот музыкальный номер _________.

Муз.номер.

Вед2: «Мама» - святое слово, независимо от того, на каком языке сказано. Слово которое ребенок говорит чаще всего, « мама». Не одну песенку спела нам мама, не одну ночь не спала, пока вы не выросли.

Вед1: Вы знаете , что казаки постоянно были в походах  и приходилось петь песенки на ночь мамам –казачкам, но вот выпал момент , когда казак был дома. И сейчас мы вновь вам предлагаем наш конкурс , а называется он          « Мой малыш», ваша задача запеленать ребенка и спеть ему колыбельную.

Вед2: - Ребята, а как вы думаете, кто главный в семье? А как это полноценная семья? Поэтому мы приглашаем к нам на конкурс мальчиков и девочек.

(Задача мальчиков запеленать куклу и вместе спеть колыбельную)

                                                       Конкурс

Вед1: - Спасибо, участникам. Ребята, у каждого и вас есть вторая мама. Как вы думаете, о ком так можно сказать? Конечно же, о вашей учительнице.

Вед2: И рисовать вы ребята будете, свою учительницу, но не просто, а с закрытыми глазами, а какие работы получатся , мы посмотрим, через несколько минут, пока  для вас этот музыкальный  номер.

Конкурс.

Вед1: Для вас танцуют ребята ___________________.

Вед2: Спасибо, вам ребята, а эти портреты можете вручить своим вторым мамам.

Вед1: - Ребята, вы часто рассказываете  друзьям, какие  у вас хорошие мамы?

Ребята, представьте себе, что вы журналисты и вам надо сделать репортаж о маме. Итак, какие ваши мамы?

( Ребята называют эпитеты к слову мама: добрая, замечательная , ласковая, нежная, справедливая, строгая. Выигрывает тот, кто высказывается последним)

 Вед2: И в завершении нашего мероприятия, хочется сказать:

Не обижайте мам своих

Любите, берегите,

Всегда защитой будьте им

И розы им дарите.

Ведь мать у нас всего одна.

Другой не будет мамы.

И все заботы на себя

Взяла она с годами

Всю душу мать отдаст за нас,

Любовью обогреет,

Поможет в горе,

А в беде – и выручить сумеет,

Не обижайте мам своих,

Любите, берегите.

Вед1: Праздник наш уже закончен

Что же нам уже сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать.

Вед( вместе): Слушать мам, и почитать.

Никогда не обижать.



Предварительный просмотр:

                    День матери – казачки.

Девочка: День матери – казачки – праздник  молодой,

Но все ему рады. Конечно. –

Мы рождены под счастливой звездой

И мамы опекой сердечной!

И в диких бегах суеты городской

Подчас забываем о маме,

Спешим, растворяясь в массе людской,

Всерьез увлекаясь делами…

Я в праздник тебя пришла навестить,

 Хоть можно почаще, конечно,-

Желаю тебе не болеть, не грустить,

Люблю тебя бесконечно!

Ведущий: (на фоне музыки) По статистике каждую минуту на земле рождаются сотни детей. С первого дня жизни ребенок нуждается в заботе матери, а для матери ребенок становится смыслом жизни. Она помогает ему понять красоту мира : леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд…

А поговорим мы сегодня  на очень интересную тему: о матери казачке, о том как воспитывали девочек казачек, каким был быт и обычаи на Дону, а так же побываем  в наших Донских мастерских по расшиву головного убора и по украшению казачьего костюма вышивкой .

Девочка: Казачка, Казачка – желанное слово,

В нем музыка, радость, волненье и свет

Пусть доля казачья бывает суровой

Слава не меркнет в мелькании лет.

Ведущий: Кто же она, Донская казачка? Если соединить обаяние русской женщины с красотою черкешенки, украинки, турчанки татарки, да добавить бесстрашие и храбрость амазонок – перед вами донская казачка. Она красива, как степные цветы, как жаркое солнце, она  сильная, и во всех делах первая. И я с удовольствием представляю наших гостей:

_____________________________________________________________

Танец __________________________.

 Ведущий:– Ребята , я сейчас вам буду читать стихотворение, а вы отвечайте мне :        « Мама золотая», « Все она родная»

Кто вас дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит

И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

Дети: « Мама золотая»

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говорит

И игрушки вам дарит?

Дети : Мама золотая.

Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда,-

Кто же слезы  льет тогда?

Дети : Все она родная

Ведущий: Родимая матушка всегда чтилась в казачьем быту, особым почетом, любовью и уваженьем пользовалась. Казачьи заповеди гласят « Чти отца твоего и матерь твою, и благо будет тебе, и род твой будет долог». « Перво-наперво защищать Родину от лютого , честь свою соблюдать, отца – мать почитать и слушать».Военная жизнь казаков выработала и особенный тип женщины- казачки. Сильной, мужественной, неустанной труженицы. На плечи казачки ложилась вся работа по дому, ведь казаки то в походе , то на службе. Нужно было вести хозяйство в поле и дома, скапливая богатство, посылая на службу трудовые рубли. Если донские казаки во время долгих походов добывали великую славу Войску Донскому, то трудолюбивые домовитые казачки, наши бабки, прабабки, сохранили и земли, и богатства нашим дедам.

Девочка: Народная мудрость гласит: «Дом вести – не лапти плести»

Дело женщины главное :

Шить, кормить, одевать,

Род людской продолжать.

И живут они с нами,

Те казачки справные,

Что хранят в своей памяти

 Все обычаи давние:

Знают травы заветные,

Слово чтят заговорное.

Они женушки верные,

Они матери ласковые, и хозяйки умелые,

И во всех делах первые.

Ведущий.: Вот сегодня мы с вами попытаемся вспомнить, как же выглядели казачки на Дону.

-Ребята, а как вы думаете каково назначение одежды ?

- Всегда ли она выглядела так, как сейчас?

-О чем нам может рассказать одежда человека?

( правильно ребята, одежда может не только оберегать человека от жары, холода, от злых сил. Это – визитная карточка человека).

Из истории женского костюма.

Женский костюм – это особенный мир. Он как открытая книга. По костюму можно узнать : замужем женщина или нет, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей.

На протяжении многих веков костюм казачки менялся. Что только не носили казачки: шаровары широкие и узкие, похожие на брюки дудочки. Носили юбки с запахом, сорочки и кафтаны мужского кроя.

Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, « корабликами». Даже носили           « знуздалки», которые прикрывали часть лица, за что казачек дразнили          « татарками».

На смену старинному костюму пришла одежда, в которой нам больше всего привычно видеть донских казачек начала 20 века. Это « парочка» - юбка с оборкой и кофта в талию с баской. ( демонстрация костюма).

Костюм казачки непременно украшался традиционной вышивкой крестом, вышивкой бисером, жемчугом, так же украшались и головные уборы –бисером, пайетками, кружевами. ( Дети работают в мастерских)

 И сегодня мы предлагаем вам посетить нашу мастерскую по расшиву  головного убора Донской казачки под руководством педагога дополнительного образования Сесюркиной Т.П.

1 блок. Мастерская по расшиву головного убора бисером, пайетками.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поработаем в нашей мастерской по расшиву « файшонки». А как вы думаете, что это такое?(головной убор казачки).

-Сейчас я расскажу вам об этом головном уборе.

Особенностью казачьего женского костюма были головные уборы. Замужние женщины носили «повоник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений – волосы. Увидеть ее простоволосой, мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в 19 веке – «колпаки», «файшонки» ( от немецкого слова «файн» - прекрасный ),             « наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», для украшения пришивались кружева. Кружева считались, оберегом и обозначали магический знак. Поэтому кружева обычно нашивались на манжеты, оборки, платки, постельное белье, рушники. Даже, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили, часто даже пришивали их на новую одежду и гадали по кружевам.

- И сейчас , мы с вами попробуем расшить «файшонку». Для того, чтобы головной убор был привлекательным и изящным, казачки украшали               « файшонку» бисером, стеклярусом, пайетками, жемчугом.

- Для этого мне потребуется 4-5 человек, свое мастерство мы продемонстрируем , через несколько минут. ( Уходят в мастерскую)

Ведущий: - Ребята, сейчас мы с вами посетим вторую мастерскую по украшению костюма вышивкой под руководством педагога дополнительного образования Косенко Веры Анатольевны.

Ведущий: А пока наши участницы, работают в мастерской, мы с вами ребята окунемся в историю костюма и попробуем ответить на мои вопросы.

Девочка : Костюм казачки непременно украшался  традиционной вышивкой крестом и еще одной деталью, которая имела магическую силу – оберег от злых духов. Вам ребята предстоит угадать, что это за деталь женского костюма, мы предлагаем вам 4 варианта.

пуговицы      кружева

крючки          ленточки

 Ответ: Кружева, как и вышивка имели значение магических знаков, которые защищали руки, грудь, голову. Поэтому кружева обычно нашивались на манжеты, оборки, платки, постельное белье, рушники. Даже когда изнашивалась, кружева срезали и хранили, часто даже пришивали их на новую одежду и гадали по кружевам на судьбу.

Ведущий: Слушаем следующий вопрос, как и любая женщина казачки любят украшения: чикилики- сережки, жерьелок – бусы, кольца, перстни, пояса вышитые жемчугом. Одно из этих украшений носили строго согласно семейному положению. Что это за украшения?

Предлагаем 4 варианта ответа.

жерьелок          кольцо

пояс                  чикилики

Ответ: Кольца – это основная женская символика .Серебряное колечко на левой руке- девушка на выданье, «Хваленка».Серебряное колечко на правой руке- просватана. Серебряный перстенек с бирюзой ( камнем тоски и печали) на правой руке- значит , суженый на службе.

Ведущий: Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме. Этот символ носила только одна из женщин, полновластная хозяйка в доме. Ее звали уважительно « САМА».Ее авторитет был выше царского. « САМА» держала в кулаке и сыновей, и зятьев, и снох, и дочерей. Только, когда она умирала, этот символ передавался той женщине в семье, кого она считала способной возглавить дом. Этот символ обычно женщина привязывала к поясу. И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах. Что это был за символ?

кинжал     ключ

плетка      веник

Ответ: Ключ. Обычно на хуторах казаки не знали замков. Ключ был символом хозяйки в доме.

Ведущий: Молодцы, справились с заданием. А мы переходим к следующему заданию.  Хорошей хозяйкой считалась та казачка, у которой всегда приготовлена еда. Как разнообразна, как обильна была донская кухня!

На столе можно было увидеть? Пирожки, круглики, лапшевник, кислое молоко и вареники с творогом, капустой, картошкой, жаренные утки,

куры , холодец с гардалом, кондер, кулеш, каша кабашная, узвар, нардек, квас, яблоки моченые…

Девочка: А мы сейчас вам предлагаем приготовить Донской борщ. – Ребята, как вы думаете почему именно это блюдо назвали – борщем?

Принято считать, что первый в истории борщ , был сварен казаками во время взятие Азовской крепости турецкого хана. Казаки  во время осады оказались в стесненных условиях. А кушать хотелось. Они взяли все, что было из съестного и сварили. Всем очень понравилось и название придумали – борщ. Казаки  считают до сих пор борщ своим детищем. Казачий борщ густой и наваристый. В нем даже ложка стоит. Буряк, кислую капусту, грудинку и старое сало. А цвет борща напоминает цвет крови, цвет Матери Земли. А красный цвет крови, является священным , праздничным.

Итак для этого нам нужны 4 девочки хозяюшки.( Задача девочек выбрать из предложенных компонентов, те компоненты, которые  входят в состав борща)

Ведущий: Следующий конкурс, тоже связан с кухне, но вам нужно будет испечь 1-й команде – блины, 2-й –оладьи.

Ведущий: Молодцы ребята. Вот и наши участницы закончили свою работу в нашей мастерской, сейчас мы продемонстрируем их работы вам.

( демонстрация изделий )

Ведущий: И в завершении нашего мероприятия, хочется сказать:

Не обижайте мам своих

Любите, берегите,

Всегда защитой будьте им

И розы им дарите.

Ведь мать у нас всего одна.

Другой не будет мамы.

И все заботы на себя

Взяла она с годами

Всю душу мать отдаст за нас,

Любовью обогреет,

Поможет в горе,

А в беде – и выручить сумеет,

Не обижайте мам своих,

Любите, берегите.

Девочка: Праздник наш уже закончен

Что же нам уже сказать?

Разрешите на прощанье

Вам здоровья пожелать.

Ведущий: Слушать мам, и почитать.

Никогда не обижать.

А сейчас для вас этот музыкальный номер песня  ________________.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий,посвященный дню матери-казачки «Мама, мамочка моя!»

Сценарий, посвященный празднованию Дня матери-казачки в Краснодарском крае....

День Матери-Казачки

Более 200 лет День Матери-казачки отмечается казаками (21 ноября-по старому стилю) 4 декабря-по новому - на великий православный праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы....

День матери казачки.

Конкурсная программа для 4классов....

Презентация "День матери-казачки"

В презентации кратко рассказывается  об истории празднования дня матери-казачки, о тяжелой доле казачек, о женщине-матери, главное предназначение которой готовить своего ребенка к казачьей жизни....

Сценарий классного часа (7 класс) на тему: "День Матери-казачки"

Классный час (7 класс): "День Матери-казачки"...

Сценарий для праздника «День здоровья!», посвященный праздникам «День воспитателя и всех дошкольных работников» и «День учителя!»

Цель: • Сформировать у коллектива потребность в здоровом образе жизни.• Сплочение коллектива.• Задачи: • Способствовать укреплению здоровья.• Пропагандировать здоров...

сценарий мероприятия "День матери- казачки"

сценарий подходит для празднования дня матери...