программа детского творческого объединения ТЕРЕМОК
календарно-тематическое планирование по теме

пояснительная записка; цели; задачи; учебно-тематическое планирование; список литературы; список литературы для детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

краеведческого объединения «ТЕРЕМОК»

Пояснительная записка.

        Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Сегодня актуальным становится вопрос о воспитании в человеке уважения к традиционным нравственным ценностям, любви к Родине. Самой насущной задачей нашего общества является возрождение русской национальной культуры. Россия нуждается сегодня в национальном воспитании русского (российского) духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, а также гражданская ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь. Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно. Духовная среда нашего общества сегодня не способствует нравственному воспитанию детей, поэтому основной заботой педагога становится забота об их нравственном воспитании, об их физическом и умственном развитии, о воспитании трудолюбия, о развитии творческих способностей, эстетических дарований.

Ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени.

На современном этапе общественного развития наблюдается активизация интереса к национальному, историческому и эстетическому наследию. Различные виды декоративно-прикладного искусства составляют огромный пласт народной культуры. В процессе реализации данной программы ребята приобретают навыки рисования, лепки, шитья, имиджа и дизайна, знакомятся с русскими народными обрядами, традициями и обычаями. В ходе занятий дети расширяют кругозор, повышают эстетический уровень и художественный вкус, развивают фантазию, а самое главное – учатся творчески мыслить. Обучение построено на знакомстве с различными народными промыслами (Хохломы, Гжели, Жостова, Дымковской игрушки),  изготовлении русской народной куклы, росписи матрёшки, работе с тканью, бумагой, природными материалами.

        Одна из  особенностей данной программы  - развитие  физических способностей ребёнка. На каждом занятии в течение 30 минут ребята играют в народные игры, развивающие смекалку, быстроту реакции, умение общаться в коллективе. Программа находится в стадии эксперимента. Блоки программы могут варьироваться в зависимости от наличия необходимых для проведения занятий материалов, степени усвоения детьми данной темы, участия в различных конкурсах.

Цель программы:

Создание условий для развития творческого потенциала детей, их художественных способностей, мышления; расширение общего кругозора ребенка в процессе ознакомления с русскими народными промыслами и приобщения его к русской культуре.

Задачи программы: 

Обучающие:

  1. Расширение знаний в области истории Отечества;
  2. Формирование технических навыков и приемов в выполнении различных изделий декоративно-прикладного искусства;
  3. Формирование способности и готовности к самостоятельному освоению художественных ценностей и использование их в своей дальнейшей деятельности.

Развивающие:

  1. реализация индивидуальных задатков и способностей ребёнка в области художественного творчества;
  2. развитие познавательной активности;
  3. развитие творческого мышления через эстетическое воспитание;
  4. самореализация личности ребёнка;
  5. духовно-нравственное развитие личности;
  6. развитие мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательные: 

  1. воспитание любви к Родине;
  1. приобщение к культуре быта, общения и поведения;
  2. воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
  3. воспитание бережного отношения к природе, культурному наследию;
  4. воспитание индивидуальности в каждом ребёнке;
  5. развитие коллективизма и взаимной выручки;
  6. умение организовывать свое рабочее место;

Возраст обучающихся – от 7 до 11 лет;

Срок реализации программы – 2 года;

Занятия проводятся 2 раза в неделю;

Рекомендуемый состав группы первого года обучения 15 человек, второго года – не менее 10 человек.

Учебный план детского творческого объединения «Теремок».

1-й год обучения

2-й год обучения

144 часа

144 часа

Ожидаемые результаты:

  1. овладение навыками рисования, лепки, аппликации, шитья;
  2. умение манипулировать с природными и художественными материалами;
  3. расширение знаний в области краеведения;
  4. выполнение заданий по изучению русских народных промыслов;
  5. способность решать общие творческие задачи;
  6. приобщение к творчеству русских мастеров;

1-й год

Знания: народные промыслы Подмосковья, отличительные особенности Гжели; обрядовые и куклы-обереги;  праздники: Рождество, Масленица, Пасха.

Умения: работа с ниткой и иглой, ножницами; завязывание узелков на ткани, на нити; швы: «вперёд иголку», «назад иголку», «тамбурный»; работа с акварельными и гуашевыми красками, работа с бумагой, картоном, нитками, лентами, пластилином; изображение на бумаге различных орнаментов, сочетания цвета, формы, ритма узора.

Формы проверки: участие в  конкурсах, выставках, викторинах, фестивалях.

2-й год

Знания: русские народные промыслы – Жостово, Хохлома, Дымковская игрушка;

русские игровые и обрядовые куклы; праздники: Рождество, Масленица, Пасха.

Умения:  моделирование русского народного костюма, роспись по дереву, работа с глиной, роспись по глине.

Формы проверки: участие в  конкурсах, выставках, викторинах, фестивалях.

Учебно-тематический план.

1-й год обучения

№№

Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Организационно-вводное занятие. Что такое краеведение?

2

2

-

2

Русский народный костюм.

10

4

6

«Рябиновые бусы». Из истории русского народного костюма.

2

2

-

«Рябиновые бусы». Выполнение эскиза.

2

1

1

«Рябиновые бусы». Работа с ножницами и иглой. ТБ.

2

-

2

«Рябиновые бусы». Сбор и изготовление бус.

2

1

1

«Рябиновые бусы». Изготовление бус.

2

-

2

3

«Что такое дом?»

14

4

10

Беседа – древнее русское жилище.

2

2

-

Сочинение-эссе. Эскиз теремка.

4

1

3

Изготовление теремка. Шаблон.

2

1

1

Изготовление теремка.

2

-

2

Декорирование теремка.

4

-

4

4

Русская народная кукла.

28

5

23

Бессонница.

6

1

5

Кувадка.

6

1

5

Мартиничка.

6

1

5

Пеленашка.

6

1

5

Рождественский ангел.

4

1

3

5

«Рождественская звезда»

8

1

7

Праздник Рождества. «Рождественские ели». Изготовление бумажных игрушек на ёлку.

2

1

1

«Рождественские ели». Раскрашивание орехов на ёлку.

2

-

2

«Рождественские ели». Игрушки на ёлку из яичной скорлупы.

2

-

2

«Рождественские ели». Игрушки на ёлку из фольги.

2

-

2

6

Шитьё. Виды швов.

14

4

10

Шитьё. ТБ. Виды швов. «Вперёд иголку», «намётка»;

4

1

3

Шитьё. ТБ. Виды швов. «Назад иголку»;

4

1

3

Шитьё. ТБ. Виды швов. «Тамбурный»;

4

1

3

Шитьё. ТБ. Виды швов. «Петельчатый»

2

1

1

7

«Ситцевый лоскуток»

8

1

7

Ситцевый лоскуток. Изготовление поделок для народных игр.

8

1

7

8

«Пасхальный свет и радость»

22

2

20

Изготовление цыплёнка для участия в конкурсе «Пасхальный свет и радость».

6

1

5

Крашенки и писанки. Орнаментальные узоры.

16

1

15

9

«Эта синяя сказка – Гжель…».

34

4

30

«Эта синяя сказка – Гжель…». Показ презентации.

2

2

-

«Эта синяя сказка – Гжель…». Рабочая тетрадь.

12

1

11

«Эта синяя сказка – Гжель…». Гжельский мазок.

8

1

7

Гжель. Роспись тарелки.

8

-

8

Гжель. Роспись тарелки. Выставка.

4

-

4

10

День народных игр.

4

-

4

День народных игр.

2

-

2

                                                                                                               144 часа

2-й год обучения

№№

Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1

Организационно-вводное занятие. Что такое краеведение?

2

2

-

2

Русский народный костюм.

6

3

3

Русский народный костюм. Эскиз.

2

1

1

Украшения, бусы. Изготовление из природных материалов.

2

1

1

Русская красавица. Народный костюм. Аппликация.

2

1

1

4

Русская народная кукла.

36

4

32

Столбушка. Основа. Декорирование.

18

1

17

Русская народная кукла. Вепсская кукла. Основа. Декорирование.

8

1

7

Русская народная кукла. Свадебная кукла. Основа. Декорирование.

6

1

5

Русская народная кукла. Рождественский ангел. Основа. Декорирование.

4

1

3

5

Валенки-валенки.

4

1

3

Валенки. Изготовление валенок в технике мокрого валяния.

2

1

1

Декорирование валенок.

2

-

2

6

«Жостовский букет»

24

1

23

Жостово.Роспись. Аппликация.

6

1

5

Жостово. Роспись подносов.

18

-

18

7

«Рождественская звезда»

2

-

2

Изготовление бумажных игрушек на ёлку.

2

-

2

8

«Ситцевый лоскуток»

10

1

9

Изготовление поделок для народных игр.

10

1

9

9

«Пасхальный свет и радость»

18

2

16

Крашенки и писанки. Орнаментальные узоры.

10

1

9

«Пасхальный свет и радость». Подготовка к конкурсу.

8

1

7

10

«Золотая Хохлома»

22

6

16

Хохлома. Презентация. Беседа о русских народных промыслах.

2

2

-

Хохлома. Рабочая тетрадь.

12

2

10

Хохлома. Роспись по дереву.

6

2

4

Хохлома. Роспись по дереву. Выставка.

2

-

2

11

«Дымковская игрушка»

16

4

12

Дымковская игрушка. Презентация. Беседа о народных промыслах.

2

2

-

Дымковская игрушка. Работа с глиной.

8

1

7

Дымковская игрушка. Роспись игрушек.

6

1

5

11

День народных игр.

4

-

4

                                                                                                                 144 часа

Содержание программы.

Название раздела, тем

Основные теоретические понятия

Примерное содержание деятельности

Оборудование, оснащение

1-й год обучения

1.

«Рябиновые бусы»

«Рябиновые бусы». Из истории русского народного костюма.

Из истории русского народного костюма. Праздничная одежда русской крестьянки. Вышивка. Украшения – стеклярус, жемчуг, атласные ленты, различные природные материалы.

Знакомство с различными видами русской народной одежды;

Развитие чувства цвета, стиля;

Воспитание уважительного отношения к истории и культуре наших предков;

Книги, иллюстрации, фотографии;

Виды украшений –

Бусы, подвески, венки;

«Рябиновые бусы». Выполнение эскиза.

Разработка эскиза. Фантазия и реальность. Масштаб. Цветовое решение. Изображение будущего украшения на бумаге.

Знакомство с новыми понятиями – масштаб, эскиз;

Развитие чувства цвета, размера и соотношения различных материалов;

Бумага, линейки, карандаши простые, карандаши цветные,

краска акварель, вода.

«Рябиновые бусы». Работа с ножницами и иглой. ТБ.

Сбор природных материалов для изготовления украшений. Краски осеннего леса. Подготовка собранных материалов к дальнейшей работе с ними.

Знакомство с различными природными материалами;

Воспитание бережного отношения к природе;

Ягоды рябины, шиповника;

Листья дуба, клёна;

Колоски трав;

«Рябиновые бусы». Сбор и изготовление бус.

Изготовление бус из рябины, листьев, цветов. Работа «в две нити». Завязывание узелков на конце нити. Нанизывание ягод рябины и шиповника. Чередование с цветами и листьями.

Знакомство с различными способами использования нити;

Развитие мелкой моторики;


Иголки, нитки;

Ягоды рябины, шиповника;

Листья деревьев;

Цветы тагетеса;

«Рябиновые бусы». Изготовление бус.






Изготовление бус из рябины, листьев, цветов. Фотосессия для портфолио.

Знакомство с различными способами использования нити;

Развитие мелкой моторики;

Иголки, нитки;

Ягоды рябины, шиповника;

Листья деревьев;

Цветы тагетеса;

2.

«Что такое ДОМ?»

Беседа – древнее русское жилище.

Происхождение слов «изба», «терем», быт русских крестьян.

Показ презентации о быте русской деревни.

Мульти-медийная установка.

Сочинение-эссе. Эскиз теремка.

Разработка эскиза. Фантазия и реальность. Масштаб. Цветовое решение. Изображение будущего «дома мечты» на бумаге.

Закрепление  новых понятий – масштаб, эскиз;

Развитие чувства цвета, размера и соотношения различных материалов;

Бумага, линейки, карандаши простые, карандаши цветные, кисточки, краска акварель, вода.

Изготовление теремка. Шаблон.

Шаблон. Размер. Соотношение размеров различных деталей.

Знакомство с новым понятием – шаблон.

Развитие чувства размера; пользование линейкой;

Картон, линейки, карандаши простые.

Изготовление теремка.

Шаблон. Размер. Соотношение размеров различных деталей.

Развитие чувства цвета, размера и соотношения различных материалов; развитие мелкой моторики;

Картон, палочки для мороженого, еловые шишки, фломастеры;

Декорирование теремка.

Украшение изделия, декорирование.

Развитие чувства цвета, размера и соотношения различных материалов;

Развитие мелкой моторики;

Бумага гофрированная, верёвка, краски акварельные, кисточки, вода;

3.

Русская народная кукла.

Бессонница.

Изготовление куклы из двух лоскутов и ватного шарика.

Работа с тканью – узлы, сборки; работа с нитью – изготовление головы куклы.

Ткань, нить, вата;

Кувадка.

Изготовление куклы из двух лоскутов ткани и нити.

Работа с тканью – складки, сборки; работа с нитью – завязывание узлов.

Ткань, нить;

Мартиничка.

Изготовление куклы из верёвки.

Работа с верёвкой – изготовление пучков; работа с нитью - завязывание узлов; работа с тканью – изготовление косынки; плетение кос;

Ткань, нить, верёвка;

Пеленашка.

Изготовление куклы из трёх лоскутов ткани и ленты;

Работа с тканью – складки, пеленание, повязывание платка; работа с лентой – завязывание банта;

Ткань, лента;

Рождественский ангел.



 

Изготовление куклы из лоскута ткани, ватного шарика и ленты.

Работа с тканью,  ватой – изготовление головы ангела; работа с лентой – изготовление нимба;

Ткань, вата, лента;

4.

«Рождественская звезда»

Праздник Рождества. «Рождественские ели». Изготовление бумажных игрушек на ёлку.

Рождество. Рождественские ели.

Из истории праздника.

Украшения на ёлку из бумаги.

Показ презентации.


Изготовление бумажных фонариков и цепочек. Работа с ножницами и бумагой.

Мульти-медиа.


Бумага цветная, клей, ножницы, линейки, карандаши простые.

«Рождественские ели». Раскрашивание орехов на ёлку.

Изготовление украшений на ёлку из орехов.

Работа с лентами, изготовление бантов; раскрашивание орехов золотой и серебряной краской;

Орехи, краска, фломастеры, ленты;

«Рождественские ели». Изготовление игрушек на ёлку из яичной скорлупы.

Изготовление из яичной скорлупы клоунов, зайцев, рыбок с использованием бумаги и других подручных материалов.

Работа с раскрашиванием яичной скорлупы, изготовлением бумажных декоративных элементов;

Яичная скорлупа, цветная бумага, нить, фломастеры, краски акварельные, кисти, карандаши простые и цветные, клей;

«Рождественские ели». Изготовление игрушек на ёлку из фольги.

Изготовление из фольги шариков различного размера.

Собирание из шариков игрушек – сосулек, пирамидок, бус;

Фольга, цветные нити «ирис», «мулине», лента шёлковая декоративная;

5.

Шитьё. Виды швов.

Шитьё. ТБ. Виды швов. «Вперёд иголку», «Намёточный»; «Назад иголку»; «Тамбурный»; «Петельчатый»

Вдевание нитки в иголку, завязывание узелков на нитке, умение делать равномерные стежки.

Ткань «вафельная», иголка, нитки «мулине» разных цветов.

6.

«Ситцевый лоскуток»

Ситцевый лоскуток. Изготовление поделок для народных игр.

Декорирование. Использование различных приёмов при работе с тканью. Цветовая композиция.

Смоченные и отжатые в клее ПВА ситцевые лоскутки декорируются на бумажной тарелке, после высыхания тарелка декорируется лентами.

Тарелки бумажные, клей ПВА, лоскутки ситцевых тканей, ленты шёлковые декоративные.

7.

«Пасхальный свет и радость»

Изготовление цыплёнка для участия в конкурсе «Пасхальный свет и радость».


Помпон. Изготовление из помпона игрушки – цыплёнка.

Работа с шаблоном, шерстяной нитью, иглой. Изготовление из бумаги лапок, клюва, гребешка цыплёнка.

Картон для шаблона, нить жёлтого цвета, красная бумага, крупа для глаз, фломастер чёрного цвета.

Крашенки и писанки. Орнаментальные узоры.

Узоры древнерусской живописи, значение различных символов. Симметрия, параллель, периодичность.

Работа в рабочей тетради, узоры и декоративные строчки.

Роспись деревянного яйца по образцам.

Рабочие тетради (прописи), краски акварельные, вода, кисточки, деревянные яйца.

8.

«Эта синяя сказка – Гжель…».

«Эта синяя сказка – Гжель…». Показ презентации.

История развития промысла, особенности изготовления и росписи гжельской керамики.

Показ презентации

Мульти-медийная установка.

«Эта синяя сказка – Гжель…». Рабочая тетрадь.

Орнамент, бордюр. Работа с прописями.

Освоение простых элементов росписи, прямые линии различной толщины, точки и сеточки.

Краски гуашь синяя, белая ультрамарин, бирюзовая, кисти, вода, бумага, прописи.

«Эта синяя сказка – Гжель…». Гжельский мазок.

Мазок с тенями, тональный мазок. Переход от тёмного к светлому.

Правильное распределение краски по кисти, к краю больше, к середине меньше, обращая внимание на переход тона внутри мазка.

Краски гуашь синяя, белая, ультрамарин, бирюзовая, кисти, вода, бумага, прописи.

Гжель. Роспись тарелки.

Орнамент, бордюр. Мазок с тенями, тональный мазок.

Использование полученных навыков в росписи бумажной тарелки, положенные на собственную фантазию.

Краски: гуашь синяя, белая, ультрамарин, бирюзовая, кисти, вода, бумага, прописи, бумажная одноразовая тарелка.

Гжель. Роспись тарелки. Выставка.

Орнамент, бордюр. Мазок с тенями, тональный мазок.

Использование полученных навыков в росписи бумажной тарелки, положенные на собственную фантазию.

Краски: гуашь синяя, белая, ультрамарин, бирюзовая, кисти, вода, бумага, прописи, бумажная одноразовая тарелка.

9.

День народных игр.

День народных игр.

Устное народное творчество.

Разучиваем наизусть приговорки, прибаутки, шутки, загадки, припевки.

ХОРОШАЯ ПОГОДА!

2-й год обучения

1.

Русский народный костюм.

Из истории русского народного костюма.

Показ презентации

Мульти-медийная установка.

Русский народный костюм. Эскиз.

Рисуем женский костюм, используя картинки из презентации.

Карандаши простые, цветные, ластики, бумага.

Украшения, бусы. Изготовление из природных материалов.

Изготовление бус из рябины, листьев, цветов. Работа «в две нити». Завязывание узелков на конце нити. Нанизывание ягод рябины и шиповника. Чередование с цветами и листьями.

Знакомство с различными способами использования нити;

Развитие мелкой моторики;


Иголки, нитки;

Ягоды рябины, шиповника;

Листья деревьев;

Цветы тагетеса

Русская красавица. Народный костюм. Аппликация.

Выкройка, фасон, рапзмер.

Вырезание из цветной бумаги деталей костюма согласно нарисованному эскизу, создание аппликации.

Цветная бумага, ножницы, клей.

2.

Русская народная кукла.

Столбушка. Основа.

Моделирование лоскутов ткани различных размеров.

Завязывание узелков, изготовление «скатки», украшение куклы лентами, бусами.

Ткань: хлопчатобумажная, нить «мулине»

Русская народная кукла. Вепсская кукла. Основа.

Моделирование лоскутов ткани различных размеров.

Завязывание узелков, изготовление «скатки», украшение куклы лентами, бусами.

Ткань: хлопчатобумажная, нить «мулине»

Русская народная кукла. Свадебная кукла.

Моделирование лоскутов ткани различных размеров.

Завязывание узелков, изготовление «скатки», украшение куклы лентами, бусами.

Ткань: хлопчатобумажная, нить «мулине»

Русская народная кукла. Рождественский ангел.

Моделирование лоскутов ткани различных размеров.

Завязывание узелков, изготовление «скатки», украшение куклы лентами, бусами.

Ткань: хлопчатобумажная, нить «мулине»

3.

«Валенки-валенки»

Валенки. Изготовление валенок в технике мокрого валяния.

Плотное обматывание пенопластовой основы шерстью для валяния, смачивание горячим кипятком, валяние, сушка.

Основа из пенопласта, шерсть для валяния, шампунь, горячая вода, ёмкости для воды.

Декорирование валенок.

Использование для украшения валенок различных материалов: лент, бисера, бус, пайеток.

Ленты, бусы, бисер, пайетки, нитки, ножницы, клей.

4.

«Жостовский букет»

История развития промысла, особенности изготовления и росписи жостовских подносов.

Показ презентации.

Мульти-медийная установка.

Жостово.Роспись. Аппликация.

Замалёвок, бликовка, тенёжка, чертёжка – особенности жостовской росписи.

Рисование жостовских цветов по образцам.

Бумага, краски гуашь, кисточки, вода.

Жостово. Роспись подносов.

Орнамент, бордюр.

Из картона вырезаем «поднос», гуашью рисуем цветы, красками для витражей – окантовку подноса.

Цветной картон, краски гуашь, кисточки, вода, палитра, краски для витражей золотого цвета.

5.

«Рождественская звезда»

Изготовление бумажных игрушек на ёлку.

Украшение рождественской ели игрушками, сделанными по образцам прошлого века.

Изготовление из цветной бумаги цепочек, фонариков; раскрашивание орехов;

Цветная бумага, ножницы, клей, простые карандаши, линейки, ластики.

6.

«Ситцевый лоскуток»

Изготовление поделок для народных игр.

Декорирование. Использование различных приёмов при работе с тканью. Цветовая композиция.

Смоченные и отжатые в клее ПВА ситцевые лоскутки декорируются на бумажной тарелке, после высыхания тарелка декорируется лентами.

Тарелки бумажные, клей ПВА, лоскутки ситцевых тканей, ленты шёлковые декоративные.

7.

«Пасхальный свет и радость»

Крашенки и писанки. Орнаментальные узоры.

История развития промысла, особенности  росписи пасхальных яиц.

Показ презентации.

Мульти-медийная установка.

«Пасхальный свет и радость». Подготовка к конкурсу.

Узоры древнерусской живописи, значение различных символов. Симметрия, параллель, периодичность.

Работа в рабочей тетради, узоры и декоративные строчки.

Роспись деревянного яйца по образцам.

Рабочие тетради (прописи), краски акварельные, вода, кисточки, деревянные яйца.

8.

«Золотая Хохлома»

Хохлома. Презентация. Беседа о русских народных промыслах.

История развития промысла, особенности изготовления и росписи хохломской посуды.

Показ презентации.

Мульти-медийная установка.

Хохлома. Рабочая тетрадь.

Способы раскрашивания «под Хохлому»

Раскрашивание «Жар-птицы» и «Маковый цвкт»

Хохломской орнамент «Жар-птица» и «маков цвет», краски гуашь красные, чёрные, кисти, вода.

Хохлома. Роспись по дереву. Выставка изделий.


Раскрашивание деревянных заготовок (ложки, ступы и пестики, разделочные доски, лопатки)

Деревянные заготовки, краски гуашь, кисти, вода.

9.

«Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка. Презентация. Беседа о народных промыслах.

История развития промысла, особенности изготовления и росписи дымковской игрушки.

Показ презентации

Мульти-медийная установка.

Дымковская игрушка. Работа с глиной.

Лепка скульптурным способом, конструктивным способом (из отдельных кусочков)

Из фигурки-основы можно слепить и лошадку, и оленя, и козлика, добавив различные элементы. Дымковские барыни, няни, доярки отличаются друг от друга и причёской, и одеждой.

Глина, вода, стеки скульптурные, поролоновые губки.

Дымковская игрушка. Роспись игрушек.

Круг, овал, линия (волнистая, зигзагообразная, широкая узкая), кружочки, колечки, змейки, решёточки, полосы.

Умение правильно держать кисточку – вертикально по отношению к листу бумаги, от силы нажима зависят размер и форма элемента.

Кисточки, ватные палочки, гуашь, вода, бумага, салфетка.

10.

День народных игр.

Прибаутки, потешки, заклички.

Народные игры на лесной поляне.

Список литературы:

  1. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции», «Паритет», 2005;
  2. А.Ю.Андреева «Русский народный костюм», «Паритет», 2006;
  3. Н.Скоробогатько «Русская православная культура», «Белый город», 2008;
  4. Ю.Каштанов «Русский костюм», «Белый город», 2009;
  5. С.Лаврова «Русские игрушки, игры, забавы», «Белый город», 2009;
  6. А.Клиентов «Народные промыслы», «Белый город», 2008;
  7. Л.А.Меженева «Творчество педагога дополнительного образования», ООО «Педагогические технологии», 2006;
  8. Ф.М.Пармон «Русский народный костюм», «Лёгкая промышленность и бытовое обслуживание», 1994;
  9. Коллектив авторов «Бабушкины уроки», «Владос», 2001;
  10. Коллектив авторов «Детям – о традициях народного мастерства», «Владос», 2001;
  11. Е.А.Покровский «Русские детские подвижные игры», ООО Речь», 2009;
  12. Коллектив авторов «Подвижные игры для детей», ООО «Речь», 2009
  13. М.Ю.Новицкая, Г.М.Науменко «Раз, два, три, четыре, пять мы идём с тобой играть», «Просвещение», 1995;
  14. Журнал «Остров сокровищ» № 7-9, 1995;
  15. Е.А.Покровский «Детские игры в связи с педагогикой», журнал «Детский сад со всех сторон», № 20, 2009;

Список литературы для детей:

  1. И.А.Лыкова «Золотая Хохлома», «Карапуз». 2006;
  2. И.А.Лыкова «Чудесные писанки», «Карапуз», 2009;
  3. Коллектив авторов «Жостовский букет»,  «Мозаика-синтез», 2010;
  4. Коллектив авторов «Сказочная Гжель», «Мозаика-синтез», 2009;
  5. С.Вохринцева «Дымковская игрушка», «Страна фантазий», 2008;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа Детского творческого объединения "Подарочек"

Программа кружка "Холодный форфор"  разработана на 1 год...

презентация детского творческого объединения "ТЕРЕМОК"

Презентация "ТЕРЕМОК" знакомит с основными направлениями деятельности детского творческого объединения, достижениями обучающихся и перспективой совершенствования программы обучения....

Программа детского творческого объединения "Волшебный мир красок"

Программа «Волшебный мир красок» разработана и адаптирована в условиях нашего района, утверждена и лицензирована  Департаментом образования города Салехард.  В программу входят разделы...

Программа детского творческого объединения

Программа составлена для творческого объединения "Волшебная булавка"...

Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год

Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...