Программа детского творческого объединения "Волшебный мир красок"
рабочая программа (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Ангелова Татьяна Викторовна

 

Программа «Волшебный мир красок» разработана и адаптирована в условиях нашего района, утверждена и лицензирована  Департаментом образования города Салехард.  В программу входят разделы: «Рисунок», «Живопись», «Скульптура».    Программа предполагает помочь ребёнку увидеть окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память,способность к развитию образного мышления.

На занятиях воспитанники познакомятся с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов, и приёмами работы с ними показать широту их возможного применения.Ребята радуют нас своими достижениями в различных конкурсах. И пополняют своё портфолио.

 
 
 
 

image

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon volshebnyy_mir_krasok_111._doc.zip46.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

Рассмотрено на Методическом Совете

УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 1 от 28 октября 2008 года

Директор МОУ ДОД «КЦ ДОД»

_________ Т.А. Ермакова «28» октября 2008 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

«Волшебный мир красок»

Возраст детей: 6-18 лет

Сроки реализации: 4 года

Педагог дополнительного образования:  Ангелова Т.В.

с. Красноселькуп

2004 г.

Пояснительная записка

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть  его сердце добру и красоте, помочь найти свое место и осознать свое назначение в этом прекрасном, беспредельном мире.

Мир искусства способствует развитию человеческой личности, но, чтобы в него войти и открыть двери его кладовой, нужно, чтобы рядом были люди, которые могли бы заглянуть в этот мир. В процессе обучения должны решаться общие задачи воспитания художественного вкуса, понимания особенностей национального искусства, формирования художественно-творческой активности, чувства гордости за свой народ, его искусство, традиции и быт.

 Национальное искусство тесно связано с повседневной жизнью, с произведениями искусства воспитанники встречаются повсеместно, поэтому выработка у воспитанников способности чувствовать и понимать эстетические начала национального искусства помогает осознать единство функционального и эстетического значения. Необходимо сохранить самобытную культуру и традиции коренных жителей нашего района. Зная культурную цену национального искусства, воспитанники сознательно пойдут на сохранение. Осваивая новые техники из блоков «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «Батик» воспитанники смогут создавать работы, внося в них элементы национально-региональных мотивов: самобытность природы Севера, быта коренных народов, элементы орнаментального искусства.

Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, нужно создать такую форму учебно-воспитательной работы, где бы наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности детей с учетом их индивидуальности.

Цель и задачи программы

         

Цель: создание наиболее благоприятных условий для развития духовного  и творческого

           потенциала ребенка через приобщение к миру изобразительного искусства.

Задачи:

  • Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
  • Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов, и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать воспитанникам широту их возможного применения.
  • Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобразительность, пространственное воображение и творческое мышление.
  • Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать воспитанникам в их желании сделать свои работы общественно- значимыми.
  • Обогащать визуальный опыт воспитанников через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Программа объединяет теоретический, практический,  творческий и контрольно-итоговый материал.

Последовательность изучения разделов и тем по принципу усложнения и увеличения объёма теоретического и практического материала, с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Изобразительное искусство пластика наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в различных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение.

Вопросы гармоничного развития  и творческой самореализации находят разрешение в условиях творческого объединения «Волшебный мир красок».

Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

Обогащать визуальный опыт через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Программа предполагает помочь ребенку увидеть окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать форму предметов; развивает зрительную память, пространственное мышление и способность развитию образного мышления. Оно учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывать чувства доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

 В группу 1 года принимаются все поступающие, специального отбора не производится. В группу 2 года могут поступать и вновь прибывшие после специального тестирования и опроса при наличии определённого уровня общего развития и интереса.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • Репродуктивный (воспроизводящий);
  • Иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
  • Проблемный(педагог ставит проблему и вместе с воспитанниками ищет пути её решения);
  • Эвристический(проблема формируется воспитанниками, ими и предлагаются способы её решения).

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия – вариации, занятия - творческие портреты, импровизации, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты.

         Для выполнения поставленных задач предусмотрены 4 вида основных занятий:

  1. Рисование с натуры (предметное).
  2. Рисование на различные темы (сюжетное).
  3. Декоративное рисование.
  4. Рисование по замыслу (творческие задания).

         Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования нравственно-этической культуры и творческой личности ребенка.

Группы формируются следующим образом: количество детей 1 по 3 года обучения 10 человек, 4 года обучения - 8 человек.

Возраст детей от 6-18 лет.

По программе обучаются как девочки, так и мальчики. В программе предусматривается два вида занятий с воспитанниками: групповое и  коллективное.

Продолжительность обучения - 4 года.

Занятия творческого объединения проводится:

                1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.

                2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа.

                3 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа.  

                4 год обучения - 2 раза в неделю по 3 часа.

Продолжительность занятия – 1-2 года обучения, 40 минут по 144 часа в год, 3-4 годов обучения 3 часа в день, 1 занятие по 40 минут с переменой 10 минут, 216 часов в год.

Национально региональный компонент предполагается 15%, учебных часов от общего количества часов, по годам обучения.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических норм и правил, а также  составлена на основе типовых, модифицированных и авторских программ.

Программа по характеру художественно-комплексная, объединяет общий блок. Групповая форма обучения.      

 Данная программа в частности знакомит воспитанников культуре народов севера, мировой культуре, региональной. Воспитанники прошедшие курс обучения по программе детского творческого объединения «Волшебный мир красок», могут продолжить профессиональное обучение в училищах, институтах например г.Салехард Салехардское Муниципальное Учреждения Культуре и Искусств Ямало-Ненецком Автономном Округе и т.д..

Ожидаемые результаты: участие на районной выставке детского творчества, на районном конкурсе проектной деятельности «5 П», участие в конкурсах окружного и Всероссийского уровней.

Прогнозируемые результаты,

обучаемые 1 года обучения.

Должны знать:

- название основных и составных цветов;

- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка.  

 - изобразительные основы декоративных элементов;    

- материалы и технические приемы оформления;

- названия инструментов, приспособлений;

- культуру коренных жителей нашего региона.

Должны уметь:

- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой, мелками;

- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего, их смешивания; геометрических и растительных форм;

- моделировать художественно выразительные формы;

- пользоваться материалами;

- лепить игрушки;

- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей,

заглаживание поверхностей.

 

   

Обучаемые 2 года обучения.

Должны знать:

-особенности материалов, применяемые в художественной деятельности;  

-разнообразием выразительных средств; цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм.

- творчество художников, связанных с изображением природы.

- особенности материалов и техники малых скульптурных форм.

        Должны уметь:

- пользоваться гуашью, акварелью, пастелью;

- пользоваться графическими материалами и инструментами ( перьями, палочки ) ;

- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;                                                                
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;                        

- выполнять орнамент в круге, выполнять овал, ленту;

- лепим по заранее подготовленным эскизам;

- передавать выразительные формы реального предмета в лепке с натуры, по памяти и представлению;

- проявлять творчество в создании изделий.

Обучаемые 3 года обучения.

Должны знать:

- разнообразие возможных выразительных средств изображения;

- значение понятий; живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная воздушная перспективы;

-различные виды лепки из пластилина, соленого теста, пластика, глины.

     

                                                        Должны уметь:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   
- работать в определенной цветовой гамме;

- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы;

- передать движения фигур человека и животных;

- сознательно выразить средства выражения своего замысла;

- свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;

- решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.

- пользоваться инструментами простыми графитными карандашами и тушью.          

- изготовлять наглядные пособия орнамента в цвете по трафарету.

Обучаемые 4 года обучения.

Должны знать:

- последовательность построения геометрических тел;

- передача симметрии и асимметрии в композиции;

- механическое смешивание цветов.

- правила использования и технологию «Батика».  

 

Должны уметь:

- рисовать простые модели постановок;    

- передавать сведенья о картинной плоскости, луче зрения, линии горизонта,

одной и двух точек схода;

- рисовать на предметах освещенность, свет, полутень, тень, блик, рефлекс;

- свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах.

- пользоваться инструментами по «Батику».        

- пользоваться инструментами простыми графитными карандашами и тушью.        

Учебно-тематический план

1 год обучения

Цель:  соединение предметного рисунка с цветовой живописной организацией листа;

             познакомить с национальной культурой коренных жителей;

             умение создавать художественный образ средствами живописи, рисунка, скульптуры.

Темы:

Всего часов

теория

практика

1.

Введение

2

2

2.

Рисунок

48

12

36

3.

Живопись

56

14

42

 4.

Скульптура

30

9,5

28,5

Итого:

144

36,5

107,5

Содержание

                                                                                                                 

1. Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете.

2.Рисунок

Теория. Правила расположения рисунка на листе. Условия безопасности работы графическим материалом(графитный карандаш, ластик, восковые карандаши, точилки и т. д.).История возникновения рисунка.

Практика. Овладения графомоторными умениями, отработка приёма: проведение непрерывных краткосрочных линий, волнистых, тонкая (толстая) прямая, ломаные линии, штрихпунтирная линия. Составление предметов из геометрических тел.

Приемы в рисунке: пастель, цветные карандаши.

Техника исполнения: смешанная, гратография, пиктография, монотопия. Виды рисунка: станковый, академический, учебный. Средства рисунка: линия, штрих, пятно.

Способы рисования:  силуэтное, линейное, спиралевидное. Основы поэтапного рисования. Последовательность рисования предмета.

3. Живопись

Теория. Условия безопасности работы, по живописи. Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка. Техника исполнения: акварель, гуашь. Восприятие цвета. Цветовая палитра: весной, летом, осенью, зимой. Эмоциональное воздействие цвета. Какие цвета успокаивают, раздражают. Значение цвета и его символика.

Практика. Виды ритма (ритм линии, ритм пятна).Приемы в живописи, по сырому, мазок, лисеровка, разбрызгивание красок по листу, клякса в образе, печать. Отработка приёма рисования кругов в разных направлениях.-(Плавное движение). Отработка приёма: примакивание кисти боком.-(Ход работы: от светлого к темному). Пропорции человеческого лица. Орнамент в круге, полосе. Отработка приёма – волнистые линии кистью.

4. Скульптура

Теория. Условия безопасности работы. Знакомство с материалом и инструментами.Способы лепки. Инструменты и их применение в работе. Виды пластического материала. Пластелин.

Практика. Отработка несложных приёмов – (скатывание, сплющивание, оттягивание), изображение плоских и гладких поверхностей требует заглаживания.

Лепка простых предметов, формообразование движения: шар, овал, колбаска и т. д. Лепка от целого куска с добавлением деталей, отработка приёма: прищипывание.

Учебно-тематический план

2 год обучения

   Цель: закрепить ЗУН воспитанников по первому году обучения;

             усовершенствовать умения воспитанников создавать художественный образ средствами живописи, рисунка, скульптуры;

             изучить технические приёмы в рисунке, живописи, скульптуре;

             познакомить с техниками исполнения в лепке.            

Темы:

Всего часов

теория

практика

1.

Введение

2

2

2.

Рисунок

           59                                      

10

49

3.

Живопись

59

8

51

4.

Скульптура

24

4

20

Итого:

144

24

120

Темы:

Всего часов

теория

практика

1.

Введение

3

 1

2

2.

Рисунок

57

9,5

47,5

3.

Живопись

69

12

57

4.

Скульптура

87

7,5

79,5

Итого:

216

30

186

                                                                                                     

  1. Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете. 

                                                         

  1. Рисунок

Теория.

Практика.

История развития рисунка и ее направления. Изучение технических приемов в рисунке: пастель. Знакомство с различными видами рисования декоративных элементов орнамента (геометрических, растительных форм). Правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне, а так же ознакомить с основами графики.

  1. Живопись

Теория. Возникновение жанров(XVII)ВЕК. Портрет. Натюрморт.Особенности материалов, применяемых в художественной деятельности, разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм. Творчество художников, связанных с изображением природы.Техника исполнения, акварелью, гуашью, ее виды, по сырому, мазок и  лисеровка. Жанр пейзажа.Виды пейзажа: «марины»; «анималистический жанр»; «исторический»; «сказочно-былинные», «мифологический».

Практика. Рассматриваем портреты Древнего Египта, портреты русских мастеров: Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровинского, В. Серова. Натюрморты: П. Кончаловского, И. Машкова, М. Сарьяна и др. Как разглядывать картину: что изображено, кто является главным героем, как художник изображает тот или иной предмет, как он накладывает краски, какой выбирает колорит, выбор цвета – настроение картины. Репродукции: К. Коро, Ван-Гога, П. Сезанна, Ф. Васильева, В. Васнецова, М. Врубеля.

  1. Скульптура

Теория. Создание изделий,  лепка по заранее подготовленным эскизам с натуры и  по памяти

Техника исполнения в лепке: барельеф, горельеф, контррельеф.

Практика. «Конструктивный» способ лепки - изображают по частям форма которых легко расчленяется на составные элементы. Работа  пластилином и  соленым тестом. Лепка рельефа, с применением приёмов: процарапывание, использование штампиков,

Учебно-тематический план

3 год обучения

   Цель: закрепить ЗУН воспитанников по второму году обучения;

             усовершенствовать умения воспитанников создавать художественный образ средствами живописи, рисунка, скульптуры;

             познакомить с новыми техническими приёмами в рисунке, живописи, скульптуре;

             научить выполнять объёмные формы предметов.            

Темы:

Всего часов

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Рисунок

57

10

47

3.

Живопись

72

10

62

4.

Скульптура

87

15

72

Итого:

216

84

132

                                                                                                                 

                                                               

1. Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете.

  1. Рисунок

Теория. Работа  и  техника  исполнения, простым графитным карандашом (набор: KOH-I-NOR), (Конструктор), пастель. Изображение предметов объёмной формы.

Разнообразие возможных выразительных средств изображения. Значение понятий: графика, линейная и воздушная перспектива.

Пропорции человеческого лица, фигуры в различных положениях и  движении.

Практика.. Отработка приёма: штриха (вертикальный, горизонтальный, с наклоном), растушёвка (от светлого к тёмному, «растяжного» тона).  

  1. Живопись

Теория. Более сложные приемы и  техники исполнения – акварелью, гуашью (мазок, лисеровка, клякса, печать, разбрызгивание). Основные понятия: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет.  

Правила использования  мольберта, планшета, карандаша.

Практика. Смешанная, пиктография. Отработка приёма – процарапывания, в технике гратография.

  1. Скульптура

Теория. Техника исполнения – пластилин, соленое тесто.

Практика. Выбор средства выражения своего замысла. Передача в скульптурных работах движения фигуры человека и животных.

Рисунок пластилином по стеклу и дереву. Лепка объёмных изображений.

Учебно-тематический план

4 год обучения

Цель: самостоятельно и последовательно выполнять ту или иную практическую работу в разных техниках по каждому из разделов, изученных в течение предыдущих годов обучения;

            познакомить с новой технологией «Батик».

Темы:

Всего часов

теория

практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Рисунок

57

10

47

3.

Живопись

72

10

62

4.

«Батик»

37

3

34

5.

Скульптура

50

4

46

     

Итого:

216

84

132

                                                                                                                 

                                                               

1. Введение. Организационное занятие. Цели и задачи. Правила техники безопасности и поведения в кабинете.

  1. Рисунок

Теория. Работа и  техника исполнения, простой графитный карандаш (набор: KOH-I-NOR), (Конструктор). Работа с тушью. Пастель. Изображение предметов объёмной формы.

Практика. Наброски свободных длительных зарисовок, передача движения и характера, выполнение творческого портрета, тематического натюрморта.

Средства исполнения (линия, штрих, пятно (тон).

Силуэтное исполнение композиции, линейное рисование в перспективе.

  1. Живопись

Теория. Итоговое оформление и выполнение творческих живописных работ это - натюрморт, интерьер, портрет и завершающей работой будет «Человек в интерьере».

Практика. Различные направления современного искусства в композиции. Реализм и абстракция. Самостоятельная работа над композиционным решением образа. Ассоциативные композиции.

Техника исполнения – акварель, гуашь (лисеровка, мазок).

  1. «Батик»

Теория. Знакомство с новой технологией. Изучение приёмов работы. «Батик»- (холодный, свободный).

Практика. Техники исполнения: Солевая. Узелковая. Акварельная.

  1. Скульптура:

Теория. Отработка приёма «скульптурным» способом, из целого куска.Лепка по памяти имеет основные этапы: наблюдение, запоминание, воспроизведение и изложение. Также в процессе обучения предусматривается, лепка по воображению, иллюстративная лепка в основе которой лежат образы воссоздающего воображения. Тематическая (сюжетная) лепка.

Практика. Лепка объёмных изображений. Передать в объёмной лепке характер замысла, учитывая параметры, пропорции и содержание.

Самостоятельная творческая итоговая работа по эскизу.

Выполнение работы – пластилин, соленое тесто по выбору.

Этапы педагогического контроля

1 год обучения

Вид контроля

Цель

Знания, умения, навыки

Форма

Сроки

Входящий

Определение начальных навыков, изобразительной деятельности

Проверка знаний начального рисунка

Наблюдение на первых занятиях.

сентябрь

Текущий

Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии

  1. Знание терминологии.
  2. Характерные особенности различных техник.
  3. Умение найти ошибки.

Устный опрос.

В течение года.

Тематический

«Рисунок»

Определение уровня усвоения материала

Умение правильно применять и использовать в рисунке цветные карандаши, пастель. Знать правила расположения рисунка на листе.

Творческая  работа.

В течение года

«Живопись»

Знать, что такое ритм. Знать основные цвета и их смешивание, названия инструментов, а также технику исполнения по сырому, мазок, лисировка.

Творческая  работа.

В течение года

«Скульптура»

Уметь лепить от целого куска к примазыванию частей, заглаживать поверхности.

Творческая работа.

Май.

Итоговый

Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков

Знания по программе «Волшебный мир красок».

Выставки, открытые занятия.

Апрель,

Май.

Этапы педагогического контроля

2 года обучения

Вид контроля

Цель

Знания, умения, навыки

Форма

Сроки

Входящий

Определение заложенных навыков с прошлого учебного года

Проверка знаний усвоенных в прошлом учебном году

Творческая работа.

Сентябрь

Текущий

Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии

  1. Знание терминологии.
  2. Характерные особенности различных техник.
  3. Умение найти ошибки.

Устный опрос.

В течение года.

Тематический

«Рисунок»

Определение уровня усвоения материала

Знать приемы рисования пастелью. Рисовать декоративный орнамент геометрических и растительных форм.

Творческая работа.

В течение года.

«Живопись»

Знать разнообразия выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция и вид. Исполнение техники акварелью, гуашью(мазок, лисировка, по сырому).

Творческая работа.

В течение года.

«Скульптура»

Уметь лепить в технике барельеф, горельеф, контррельеф.

Творческая работа.

Май

Итоговый

Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков

Знания по программе «Волшебный мир красок»

Выставки, открытые занятия.

Апрель, май.

Этапы педагогического контроля

3 года обучения

Вид контроля

Цель

Знания, умения, навыки

Форма

Сроки

Входящий

Определение заложенных навыков с прошлого учебного года

Проверка знаний усвоенных в прошлом учебном году

Творческая работа.

Сентябрь, октябрь

Текущий

Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии

  1. Знание терминологии.
  2. Характерные особенности различных техник.
  3. Умение найти ошибки.

Устный опрос.

В течение года.

Тематический

«Рисунок»

Определение уровня усвоения материала

Уметь рисовать одной линией, штриховать и придавать объем. Знать значение понятий: графика, линейная и воздушная перспективы, пропорции человечес-

кого лица, и уметь передавать на листе.

Творческая работа.

В течение года

«Живопись»

Должны уметь работать в определенной цветовой гамме, добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов несложной формы, пользоваться эскизом, техническим рисунком.

Творческая работа.

В первом и во втором полугодии один раз.

«Скульптура»

Уметь передавать движения фигур человека и животных.

Творческая работа.

В первом и во втором полугодии один раз.

Итоговый

Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков

Знания по программе «Волшебный мир красок»

Выставки, открытые занятия.

Апрель, май.

Этапы педагогического контроля

4 года обучения

Вид контроля

Цель

Знания, умения, навыки

Форма

Сроки

Входящий

Определение заложенных навыков с прошлого учебного года

Проверка знаний усвоенных в прошлом учебном году

 Творческая работа.

Сентябрь, октябрь.

Текущий

Установление правильности понимания детьми учебного материала и корректирования применяемой технологии

  1. Знание терминологии.
  2. Характерные особенности различных техник.
  3. Умение найти ошибки.

Устный опрос.

В течение года.

Тематический

«Рисунок»

Определение уровня усвоения материала

Уметь рисовать одной линией, штриховать и придавать объем.

Творческая работа.

В течение года

«Живопись»

Уметь оформлять работы, рисовать не сложные постановки натюрмортов и интерьеров, портрет. Знать и уметь использовать технологию «Батика».

Творческая работа.

В первом и во втором полугодии один раз.

«Скульптура»

Самостоятельная творческая работа. Техника исполнения по выбору.

Творческая работа.

Декабрь – май.

Итоговый

Определение уровня качества сформированных знаний, умений и навыков

Знания по программе «Волшебный мир красок»

Выставки, открытые занятия.

Апрель, май.

                                        Пояснительная записка

(к учебно-тематическому плану подготовительной группы)

         Все мы родители и педагоги, хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, хотели бы воспитать личность. Созидательное начало личности – умение поставить гуманные цели, найти способы их реализации, довести до совершенства замысел и реализовать его – присуще только творчески развитому человеку.

         Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать не разрушая. Творчество человека немыслимо вне общества, потому что все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным для современников и будущих поколений.

         Основной целью данной программы является воспитание у ребенка нравственного здорового отношения к природе, к человеческому обществу и окружающему миру в целом через изобразительное искусство.

         Цель занятий по рисованию, это обучение детей изображению предметов и явлений как средство образного отражения жизненных явлений. Занятия также направлены на развитее у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в результате которой ребенок создает новое оригинальное, проявляя воображение, реализуя сой замысел, находя средства для его воплощения.

         Программа выдвигает следующие задачи:

  1. Создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно-художественной деятельности.
  2. Через развивающее обучение – формирование всесторонне развитой личности.
  3. Создание необходимых условий для самореализации творческого потенциала через созданную развивающую среду.

         Приобщение детей к истокам мировой и национальной культуры через ознакомление детей с произведениями изобразительного искусства.

         Группа формируется следующим образом: количество ребят от 6 до 8 человек. Возраст детей от 4-5 лет. По программе обучаются как девочки так и мальчики.

Продолжительность обучения 1 год.

Занятия творческого объединения проводятся: 1 год обучения – 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 30 минут.

Национально региональный компонент предполагается 15%, учебных часов от общего количества часов.

         Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических норм и правил, а также возможных особенностей программ составлена на основе типовых модифицированных и авторских программ.

         Основной формой являются учебные занятия.

Это могут быть занятия:

- праздники;

- эксперименты;

- вариации;

- творческие задания.

         Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, в игровой форме, практические задания, учетный опрос.

                                                  Учебно-тематический план

Подготовительная группа

Темы разделов:

Всего часов

теория

Практика

1.

«Предметное рисование»

(с натуры)

6,5

2,5

4

2.

«Сюжетно-тематическое рисование»

6,5

2,5

4

3.

«Творческие задания» (по замыслу)

6,5

2,5

4

4.

«Декоративное рисование»

6,5

2,5

4

Итого:

26

10

16

         Структура носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование пластелином, рисование с использованием природного материала, тампонирование и т.д.

         Правильное расположение художественных предметов на рабочем столе строго учитывается на каждом занятии.

         Ознакомить, с основными видами и жанрами давая ребятам на занятиях творческие задания пользуясь нетрадиционными методами и способами, познакомить ребят со значениями и видами разделов. Создавая игровой момент на каждом занятии, пользуясь сказочными персонажами, детскими песенками и др. способами, у ребят повысится интерес, занятия будут интересными и продуктивными. По окончанию первого и второго полугодия проводятся выставки, что и будет служить подведению итогов и критерию отслеживания обучения на занятиях.

Предлагаемая литература

 для воспитанников и родителей.

  1. Глеба Бедарева Школа рисования для начинающих. «Рисуем человека №1». Издательство «Оникс». Для дошкольного возраста. 2001г.  Москва.
  2. Глеба Бедарева Школа рисования для начинающих. Для дошкольников. «Рисуем человека №2». Издательство «Оникс» 2001г. Москва.
  3. Л.В. Завьялова. Для самых маленьких. Водяные краски. «Кто как путешествует» 2003г. Москва.
  4. И.А.Лыкова, канд. пед. Наук «Помаляка» Для самых-самых маленьких» Издательский дом «Карапуз» 2001г. Дмитров.
  5. В.Д.Сергеев Для дошкольного возраста «Волшебные краски» Издательство ООО «Дрофа-Медиа» 2003г. Екатеринбург.
  6. Ольга Викторовна Федина «Твой первый рисунок» Творческое издание Москва Издательство ООО «Рольф» 2001г.
  7. Т.И. Гризик «Маленький помощник» Москва Издательство «Просвещение» 2002г.
  8. Т.С. Комарова «Рисование» от 4-5лет Издательство «АСТ» Москва 1997г. Первая часть.
  9. Т.С. Комарова «Рисование» от 4-5лет Издательство «АСТ» Москва 1997г. Вторая часть.

Литература

  1. Л. Жежеря. Сборник программ дополнительного образования детей. Программа изостудии «Юный художник» Москва Издание «Народное образование» 2002г.
  2. Е.В. Никулина Научно-практический сборник инновационного опыта «Здоровье забегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе» Москва Ставрополь 2003г. Программа по изобразительной деятельности (рисование) для детей от 4 до 10 лет «Веселая палитра»
  3. Е.А. Кувшинова, Л.И. Кузнецова, Е.В. Семенова, педагоги дополнительного образования ГДД(Ю)Т. «Авторская образовательная программа «Радуга» студии изобразительного творчества». Омский Городской Дворец детского (юношеского) творчества. Управление образования администрации г. Омска, 2002г. 1 выпуск.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы включает в себя:

-методические пособия, разрабатываемые педагогом с учетом  конкретных занятий, возникающие в ходе реализации программы, или при углубленном изучении какой-либо темы;

- библиотеку детского творческого объединения, а также библиотеку МОУ ДОД «КЦ ДОД», которая

содержит как справочный материал, так и учебную дополнительную литературу;

- периодическую литературу, получаемую МОУ ДОД «КЦ ДОД». Это журналы «Внешкольник», «Школа и производство», «Дополнительное образование».

В качестве дополнительного материала  на  практических занятиях воспитанников пользуются технологическими картами, готовыми наглядными образцами, зарисовками, разработанными шаблонами, дидактическим материалом по темам

Техническое оснащение программы

Оборудование для кабинета:

  • доска школьная настенная;

  • мольберты;
  • телевизор;
  • утюг;
  • компьютер;
  • Муфельная печь

Инструменты и материалы:

  • бумага – А4,А3,А2, ватман
  • ДВП
  • Акварель, тушь, цветные карандаши, акриловая белая краска, водоимульсионка
  • Простые карандаши;
  • Клей ПВА, шпатлёвка строительная;
  • Лак НЦ 24;
  • Пластилин, глина;
  • Кисти;

Оценка эффективности программы

Вся программа направлена на приобретение основных навыков работы в изобразительном искусстве. Воспитанники должны раскрыть и развить творческие  способности в художественной деятельности через изобразительное искусство.

Оценка эффективности программы производится на основании анализа самостоятельной работы воспитанников, которые прошли все блоки программы. Воспитанники могут показать высокие результаты художественной деятельности, которые помогут в дальнейшем приобрести профессию. Отчет о работе проводится в форме выставок, открытых занятий, конкурсов.

Воспитательная работа

Воспитательная работа ведется как с родителями, так и с воспитанниками. При работе с родителями – это чаще всего беседы, выставки работ детей и собрания, темы которых подбираются индивидуально и совместно с ними. Работа с детьми  - это культурно-массовые мероприятия разнообразной тематики как внутри детского творческого объединения, так и участие в делах центра.

Условия реализации программы

1. Потребность воспитанников в обучении.

2. Укомплектованность групп.

3. Материально техническая база:

  • Кабинет.
  • Технические средства обучения (мольберты, учебные столы для рисования,

м агнитофон, видеодвойка, видео- и аудиокассеты).

  • Материальная база (кисть, пастель, тушь, перья, цветные карандаши, ватманы, альбомы, ластик, гуашь, акварель, пластилин, мука, соль).

Предлагаемая литература для воспитанников и родителей.

1. «Твоя мастерская» Издательство «Просвещение». Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 1 класса трехлетней и 2 класса четырехлетней начальной школы.

  1. Куревина О.А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой. Учебник-тетрадь по курсу «Синтез искусств» для  2-го класса. М., «Баласс», 2002год.
  2. Авторы: Т.Я. Шпиколова, Л.В. Ершова, Н.Р. Макарова, А.Н. Щирова, Г.А. Велицкая. Творческая тетрадь к учебнику « Изобразительное искусство». 3 класс начальной школы Издательство «Просвещение». 2003год.
  3. Авторы Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Н.Р. Маркова, А.Н. Щирова. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» 1класс начальной школы. М., «Просвещение» 2002год.
  4. Т.И. Гризик «Маленький помощник» Пособие для подготовки руки к письму. Допущено министерством образования российской Федерации в качестве пособия по развитию детей дошкольного возраста. М., «Просвещение» 2002год.
  5. Авторы: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Рабочая тетрадь 1 класса. Изобразительное искусство. М., «Дрофа» 2002год.
  6.  Авторы: В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Рабочая тетрадь 2 класса. Изобразительное искусство. М., «Дрофа» 2003год.
  7. Марысаев Виктор. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. Москва «Аквариум» 1998год.
  8. «Открой в себе художника» Профессор Бетти Эдвардс. Лучший курс обучения рисованию Минск 2003год. Перевел с английского П.А. Самсонов по изданию: DRAWING ON THE RIGHT SIDE OF THE BRAIN.

10. «Все обо всем» Искусство» Издательство «Астрель» АСТ 2001г. М., «Планета детства». Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Перевод с итальянского И. Горелой. Автор русского текста А. Брагин Издательство «Астрель»  АСТ 2001год

11. «Искусство» энциклопедии для старшего школьного возраста Платонова Нэлли Ивановна Издательство «Росмэн - Пресс» 2002год.

12. История искусств  для детей «Модерн» Научно - познавательная литература  Флорковская Анна Константиновна Издательство «Росмэн – Пресс» 2002год.

13. «Историческая картина» Научно – познавательная литература «История искусства для детей» Третьякова Наталья Евгеньевна Издательство «Росмэн – Пресс» 2002год.

14. Ноэль Грегори «Как создать красивую картину» Живопись маслом. Издательство «Кристини – новый век» 2002год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа Детского творческого объединения "Подарочек"

Программа кружка "Холодный форфор"  разработана на 1 год...

программа детского творческого объединения ТЕРЕМОК

пояснительная записка; цели; задачи; учебно-тематическое планирование; список литературы; список литературы для детей...

Программа детского творческого объединения

Программа составлена для творческого объединения "Волшебная булавка"...

Рабочая программа детского творческого объединения "Волшебное вязание" на 2014-2015 учебный год

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр развития творчества детей и юношества«Советский» г.ЛипецкаСогласовано на заседании...

рабочая программа детского творческого объединения "Глиняная игрушка" на 2014-2015 год

Обучение детей по данной программе углубляет эстетические, трудовые и политехнические знания воспитанников, способствует осознанию ценностей народной культуры своего Отечества, их сохранению и развити...

Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса"

Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса". Цель работы ДТО - выпуск широкоформатной школьной газеты....