Образовательная программа объединение "Цирковое".
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Тематический план
1 год обучения
Введение
Как вид искусства цирк сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений - преодоление сложных физических препятствий, а также комические приемы, в большинстве случаев заимствованные еще от скоморохов и комиков, народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков и актерской игры создает номер. Цирковое представление состоит из номеров - выступление одного или группы артистов. Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определенные ритуальные действия, подчас носивший магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики).
Программа является модифицированной, так как в ней сохранены основные параметры содержания предметных программ, но изменены средства, методики, способы и формы реализации целей и задач, учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Программа предлагает работу с детьми от 6-15 лет и рассчитана на 2 года обучения. В объединение дети принимаются по справке о здоровье, в которой они не имеют противопоказаний к занятиям в цирковом кружке. Количество занятий: 1 год- 144 часа, 2год - 216 часов.
Первый год обучения данной программы направлен на разучивание основных упражнений партерной гимнастики, ритмики, акробатики, вольных упражнений, второй год - на изучение элементов художественной гимнастики.
Работу над физическим развитием детей необходимо начинать как можно раньше. В связи с этим в программу первого года обучения введены упражнения, активно развивающие физические данные детей. Это разминка, подготавливающая мышцы ребенка к нагрузкам, и комплекс партерной гимнастики.
Схема занятия первого обучения детей от 6-10 лет: поклон-приветствие- 1 минута; орг-момент-3 минут;разминка-5 минут; партерная гимнастика-5 минут; музыкальные игры-13 минут; танцевальные движения-7 минут; поклон прощание-1 минута. Итого 35 минут.
На втором году обучения работа с детьми 10-15 лет немного изменяется. На этом этапе лишь не большая часть занятия отводится на музыкальные игры, а остальное время - на гимнастические упражнения и разучивание танцевальных движений. Продолжается работа по развитию музыкально-ритмических навыков, развитию осанки, укреплению общефизического состояния детей.
Схема занятия второго года обучения: поклон-приветствие-1 минута; орг-момент-3 минут;разминка-15 минут; партерная гимнастика-10 минут; музыкальные игры-7 минут; танцевальные движения-8 минут; поклон
з
Цель программы: способствовать гармоничному развитию форм и функций растущего организма, совершенствованию двигательных умений и навыков прикладного характера.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные: познакомить со спортивной, музыкальной и танцевальной терминологией, акробатики, аэробики; с их практическим овладением; научить ритмично, красиво двигаться, выполнять комбинации движения в музыкальном сопровождении.
Развивающие: развить нервную, двигательную и музыкальноритмическую координацию; способствовать развитию, как отдельных групп мышц, так и всей мышечной системы; формировать правильную осанку, красивую походку; развивать чувства ритма, гибкость и пластику.
Воспитательные: содействовать воспитанию привычки к систематическим занятиям физической культуры; воспитать у учащихся физические (быстрота, ловкость, гибкость и другие), волевые (активность, смелость, выдержка) и нравственно-эстетические (дисциплинарность, коллективизм, навыки культурного поведения, умение видеть и ценить прекрасное и другие) качества.
Дидактические принципы реализации программы:
- принцип сознательности и активности. Данный принцип предусматривает сознательное отношение к занятиям, а также воспитание обучающихся осмысленного отношения к овладению движений, заинтересованности и творческого подхода к решению двигательных задач.
- принцип наглядности. Наглядность в обучении помогает создать индивидуальные особенности учащихся (возраст, подготовленность, отношение к обучению).
- принцип доступности. Любое движение, которое необходимо изучить, достаточно простым, чтобы быть выполненным, и в тоже время достаточно сложным, чтобы быть интересным и мобилизирующим способности ученика.
В процессе реализации программы применяются следующие методы и приемы обучения танцевальным движениям:
- метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового движения у педагога должна быть полная программа предстоящих действий. Такая программа включает: описание структуры движений, элементов, определение главных и частных задач, описание обучающих упражнений и базовых двигательных навыков, последовательность двигательных заданий, средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения.
- словесный метод. С помощью этого метода решается широкий круг задач: описание техники, постановки задач, анализ результатов исполнения движения, упражнения и другое.
- метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты исполнения движения.
- метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения освоении каждого из них и последующим соединении в целое упражнение.
Любое исполнение цирковых упражнений не застраховано от ошибок, даже если движение доступно, а методика обучения совершенна.
В связи с необходимостью исправления ошибок в процессе освоения танцевальных упражнений можно сформулировать следующие правила действий:
- Прежде чем приступить к исправлению ошибки, следует понять ее
происхождение, то есть выявить истинную причину;
- В случае обнаружения нескольких ошибок, исправление следует начать с главной ошибки;
- Следует избегать одновременного исправления нескольких разнохарактерных ошибок, а избирать путь их последовательного исправления;
- Более эффективно срочное исправление ошибки по ходу выполнения движения.
Для исправления ошибок следует использовать различные приемы и средства, начиная с уточнения двигательных представлений, предубеждая появления ошибок и переходя к совместному анализу результатов действия, различным способом облегчения выполнения движений, психологическому воздействию на ученика.
Формы занятий: групповые и индивидуальные.
Предполагаемые результаты:
- год обучения Дети должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
- Историю цирка;
- Основную терминологию спортивной аэробики;
- Основные упражнения партерной гимнастики;
- Основные ритмические упражнения;
- Виды прыжков и особенности их выполнения;
-Овладеть искусством жонглирования
Дети должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- Выполнять упражнения партерной гимнастики;
- Выполнять ритмические упражнения;
- Выполнять все виды прыжков;
- год обучения
Дети должны знать:
- Правила поведения, правила техники безопасности;
-Элементы художественной гимнастики и особенности их выполнения
Дети должны уметь:
- Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
- Выполнять элементы художественной гимнастики: повороты на двух ногах, на одной ноге, взмахи; движения на полу (стойка на руках, мостик, шпагат), движения на столике (переворот на столик, капелька на столике, шпагат на столике, колечко на столике), упражнения с предметом.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 4 | 6 |
2. | Партерная гимнастика | 1 | 23 | 24 |
3. | Ритмика | 1 | 29 | 30 |
4. | Элементы акробатики | 1 | 29 | 30 |
5. | Вольные упражнения | 1 | 25 | 26 |
6. | Разучивание композиций | 1 | 19 | 20 |
7. | Подведение итогов | 1 | 7 | 8 |
Итого: | 144 |
1 год обучения
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 6 |
• Знакомство друг с другом, с техникой безопасности поведения на занятиях | 1 | |
• История цирка | 1 | |
• Выявление у детей физических данных и их развитие, а также развитие творческих способностей | 4 | |
2. | Партерная гимнастика: | 24 |
• Партерная гимнастика, виды упражнений партерной гимнастики | 1 | |
| 2 | |
стоп и силы ног (поднятие ноги в положение сидя на 45 градусов) | 4 | |
• Упражнения на мышцы брюшного пресса в положении лежа на спине | 4 | |
• Группировки | 4 | |
• Releve lent каждой ногой по очереди | 2 | |
• «Березка» с поддержкой туловища руками | 2 о | |
• Махи ногами назад и вверх с прогибом корпуса | 2 1 | |
-grand batman на четвереньках | ||
• Итоговое занятие | 2 | |
3. | Ритмика | 30 |
• Виды ритмических упражнений | 1 | |
• Упражнения на координацию | 5 | |
• Изучение ритмических комбинаций. | 6 | |
• Прыжки по 2 позиции | 2 | |
• Прыжки «Кузнечики» с хлопками | 3 | |
• Танец «Ламбада» | 11 | |
• Итоговое занятие | 2 | |
4. | Искусство жонглирования | 30 |
• Виды жонглирования | 1 | |
• Владение двумя мячами | 9 | |
• Владение тремя мячами | 8 | |
• Жонглирование в паре | 10 | |
• Итоговое занятие | 2 | |
5. | Вольные упражнения | 26 |
• Виды вольных упражнений | 1 | |
• Подскоки по кругу | 2 | |
• Движения и повороты в паре | 3 | |
• Бег в колонне по разным рисункам | 8 | |
• Соединение разученных элементов в | 10 | |
танцевальную композицию | ||
• Итоговое занятие | 2 | |
6. | Разучивание композиций | 20 |
• Беседа об артистах цирка | 1 | |
«Антошка» | ||
• Разучивание основных движений танца | 2 | |
(хлопки, подскоки, прыжки) | ||
• Постановка композиции | 7 |
«Веселые жонглеры»
| 3 7 | |
7. | Подведение итогов | 8 |
• Закрепление изученных терминов | 1 | |
• Закрепление всех изученных движений | 7 | |
Итого: | 144 |
Содержание программы
- год обучения
- Вводное занятие включает в себя знакомство друг с другом, также знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях. Каждый из ребят показывает свои физические данные и их развитие, а также творческие способности, после чего начинается формирование групп. Дети знакомятся с историей цирка.
- Теоретический компонент: партерная гимнастика, виды упражнений партерной гимнастики. Практический компонент: партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу для развития у детей физических данных. Выполнение упражнений на разогрев стоп; на развитие у детей выворотности стоп и силы ног (поднятие ноги в положении сидя на 45 градусов); на мышцы брюшного пресса в положении лежа на спине; группировки; махи ногами вперед и вверх с прогибом корпуса. Зачет, смотр достигнутых результатов детей.
- Теоретический компонент: виды ритмики. Практический компонент: ритмика включает в себя занятия на середине зала. Разучивание ритмических упражнений под музыкальное сопровождение. Изучение ритмических упражнений (хлопки в ладоши и шаги; хлопки с паузой). Следующий этап- работа над чувством ритма, изучение ритмических комбинаций. Ритмические комбинации в музыкальном сопровождении. Ребята показывают свои способности в танце.
- Теоретический компонент: виды жонглирования. Практический компонент: элементы жонглирования включают в себя владение двумя и тремя мячами, а затем работу в паре. Повторение всего изученного материала, ребята показывают чему научились за все занятия, после чего переходим к разучиванию номера.
- Теоретический компонент: виды вольных упражнений. Практический компонент: вольные упражнения включают в себя подскоки по кругу, движения в паре, бег в колонне по разным рисункам. Ребята показывают все на что они способны. Соединение комбинаций вольных упражнений в музыкальном сопровождении.
- Теоретический компонент: «Артисты цирка». Практический компонент: разучивание композиций предполагает постановку цирковых номеров.
- Теоретический компонент: закрепление изученных терминов. Практический компонент: подведение итогов включает в себя повторение изученных элементов и выступление на итоговом концерте.
№ п/п | Темы занятий | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2. | Повторный курс | 1 | 37 | 38 |
3. | Элементы художественной гимнастики | 1 | 123 | 124 |
4. | Разучивание композиций | 1 | 41 | 42 |
5. | Подведение итогов | 1 | 9 | 10 |
Итого: | 216 |
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 2 |
• Знакомство с техникой безопасности, правила поведения на занятиях | 1 | |
• Беседа: «Кто такие акробаты» | 1 | |
2. | Повторный курс | 38 |
• Повтор изученных терминов | 1 | |
• Партерная гимнастика | 4 | |
• Упражнение на шейный отдел позвоночника и мышц (сгибание и повороты шеей и головой) | 4 | |
• Упражнение на развитие мышц и суставов | 6 | |
• Упражнение на развитие подвижности грудной клетки, бедра | 6 | |
• Ритмика | 4 | |
• Прыжки | 4 | |
• Балансирование | 5 | |
• Вольные упражнения | 4 | |
3. | Элементы художественной гимнастики | 124 |
• Кто такие эквилибристы? | 1 | |
• Повороты на двух ногах, на одной ноге, взмахи | 10 | |
• Движения на полу: | 23 | |
- Стойка на локтях | 8 | |
- мостик | 8 | |
- шпагат | 8 | |
• Движения на столике | 32 |
-переворот на столик -капелька на столике -шпагат на столике -колечко на столике
-с обручем -со скакалкой -с мячом
| 10 8 6 8 12 30 10 10 10 14 2 | |
4. | Разучивание композиций | 42 |
• Искусство восточного танца «Восток» | 1 | |
1. Разучивание основных движений (позиции рук, ног и головы; основные шаги восточного танца) | 6 | |
2.Постановка композиции «Элегия» | 7 | |
1. Разучивание основных движений (переворот на полу, капелька на полу, изучение гимнастических элементов) | 6 | |
2.Постановка композиции «Трио» | 8 | |
1. Разучивание основных движений (разучивание поворотов на двух ногах, на одной ноге, взмахи) | 6 | |
2.Постановка композиции | 8 | |
Подведение итогов | 10 | |
• Закрепление изученного теор. материала | 1 |
• Закрепление всех изученных движений | 5 | |
• Исполнение цирковых номеров | 2 | |
Итого: | 216 |
Содержание программы
- год обучения
- Вводное занятие включает в себя знакомство друг с другом, также знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях. Каждый из ребят показывает свои физические данные и их развитие, а также творческие способности, после чего начинается формирование групп. Дети знакомятся с историей цирка.
- Теоретический компонент: повторение ранее изученных терминов. Практический компонент: повторный курс включает в себя партерную гимнастику, выполнение упражнений на шейный отдел позвоночника и мышц; на развитие мышц и суставов; на развитие подвижности грудной клетки, бедра, ритмических упражнений, прыжков, балансирования, вольных упражнений. Закрепление материала, ребята показывают, чему научились.
- Теоретический компонент: беседа о том , кто такие гимнасты. Практический компонент: элементы художественной гимнастики включает в себя упражнения без предмета (разучивание поворотов на двух ногах, на одной ноге, взмахи); упражнение с предметом (разучивание упражнений с мячом, со скакалкой, с обручем). Закрепление изученного материала, переходим к разучивание цирковых номеров.
- Теоретический компонент: «Искусство восточного танца». Практический компонент: разучивание композиций предполагает постановку цирковых номеров.
- Теоретический компонент: закрепление изученного материала. Практический компонент: подведение итогов включает в себя повторение изученных элементов и выступление на итоговом концерте.
Условия реализации программы
Программа данного кружка разработана с учетом местных условий, возрастных особенностей детей и учебно-воспитательного режима ДДТ.
Обучение в кружке планируется на 2 учебных года. Группы комплектуются по уровню физических данных.
Изучение теоретических вопросов сочетается с выполнением практических работ. Применяется индивидуальный подход.
Перед каждым занятием проводится беседа о технике безопасности и правилах поведения во время занятий.
Материально - техническая база.
- Помещение для занятий. Занятия проводятся в танцевальном зале, который оснащен музыкальным центром, зеркалами, матами, спорт инвентарем.
- учебно-наглядные пособия: справочники, учебники.
Критерий оценки знаний и умений.
Для выявления уровня знаний умений и навыков применяются следующие формы контроля и оценки.
- Беседа
- Зачет
- Наблюдение
- Отчетный концерт
Оцениваются следующие критерии: координация движений (техника исполнения), музыкальность, ритмичность, гибкость, выразительность, постановка корпуса, коленей, носков, выворотливость ног, пластика, артистическая выразительность.
Литература:
1 .Дмитриев Ю., «Эстрада и цирк», Москва 1971 г;
- Смирнов С.И., «Спорт на сцене», Москва 1968 г;
- Немчинский М., «Цирк в зеркале сцены», 1983 г;
- Благов Ю.Н., «Аншлаг: Рассказы о цирке», Москва;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.
В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 108 часов.Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 144 часа. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по плаванию, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Программа разработана на основе: Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»....
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.
Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...