Образовательная программа объединение "Цирковое".
рабочая программа по теме

Швецова Ольга Викторовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cirkovoy.docx63.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический план

1 год обучения

Введение

Как вид искусства цирк сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений - преодоление сложных физических препятствий, а также комические приемы, в большинстве случаев заимствованные еще от скоморохов и комиков, народных балаганов. По своей природе цирк всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков и актерской игры создает номер. Цирковое представление состоит из номеров - выступление одного или группы артистов. Истоки возникновения цирка уходят в далекое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определенные ритуальные действия, подчас носивший магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики).

Пояснительная записка

Программа является модифицированной, так как в ней сохранены основные параметры содержания предметных программ, но изменены средства, методики, способы и формы реализации целей и задач, учтены возрастные и индивидуальные особенности детей. Программа предлагает работу с детьми от 6-15 лет и рассчитана на 2 года обучения. В объединение дети принимаются по справке о здоровье, в которой они не имеют противопоказаний к занятиям в цирковом кружке. Количество занятий: 1 год- 144 часа, 2год - 216 часов.

Первый год обучения данной программы направлен на разучивание основных упражнений партерной гимнастики, ритмики, акробатики, вольных упражнений, второй год - на изучение элементов художественной гимнастики.

Работу над физическим развитием детей необходимо начинать как можно раньше. В связи с этим в программу первого года обучения введены упражнения, активно развивающие физические данные детей. Это разминка, подготавливающая мышцы ребенка к нагрузкам, и комплекс партерной гимнастики.

Схема занятия первого обучения детей от 6-10 лет: поклон-приветствие- 1 минута; орг-момент-3 минут;разминка-5 минут; партерная гимнастика-5 минут; музыкальные игры-13 минут; танцевальные движения-7 минут; поклон прощание-1 минута. Итого 35 минут.

На втором году обучения работа с детьми 10-15 лет немного изменяется. На этом этапе лишь не большая часть занятия отводится на музыкальные игры, а остальное время - на гимнастические упражнения и разучивание танцевальных движений. Продолжается работа по развитию музыкально-ритмических навыков, развитию осанки, укреплению общефизического состояния детей.

Схема занятия второго года обучения: поклон-приветствие-1 минута; орг-момент-3 минут;разминка-15 минут; партерная гимнастика-10 минут; музыкальные игры-7 минут; танцевальные движения-8 минут; поклон

з

Цели и задачи

Цель программы: способствовать гармоничному развитию форм и функций растущего организма, совершенствованию двигательных умений и навыков прикладного характера.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные: познакомить со спортивной, музыкальной и танцевальной терминологией, акробатики, аэробики; с их практическим овладением; научить ритмично, красиво двигаться, выполнять комбинации движения в музыкальном сопровождении.

Развивающие: развить нервную, двигательную и музыкальноритмическую координацию; способствовать развитию, как отдельных групп мышц, так и всей мышечной системы; формировать правильную осанку, красивую походку; развивать чувства ритма, гибкость и пластику.

Воспитательные: содействовать воспитанию привычки к систематическим занятиям физической культуры; воспитать у учащихся физические (быстрота, ловкость, гибкость и другие), волевые (активность, смелость, выдержка) и нравственно-эстетические (дисциплинарность, коллективизм, навыки культурного поведения, умение видеть и ценить прекрасное и другие) качества.

Дидактические принципы реализации программы:

  1. принцип сознательности и активности. Данный принцип предусматривает сознательное отношение к занятиям, а также воспитание обучающихся осмысленного отношения к овладению движений, заинтересованности и творческого подхода к решению двигательных задач.
  2. принцип наглядности. Наглядность в обучении помогает создать индивидуальные особенности учащихся (возраст, подготовленность, отношение к обучению).
  3. принцип доступности. Любое движение, которое необходимо изучить, достаточно простым, чтобы быть выполненным, и в тоже время достаточно сложным, чтобы быть интересным и мобилизирующим способности ученика.

В процессе реализации программы применяются следующие методы и приемы обучения танцевальным движениям:

  1. метод программирования. Перед непосредственным разучиванием нового движения у педагога должна быть полная программа предстоящих действий. Такая программа включает: описание структуры движений, элементов, определение главных и частных задач, описание обучающих упражнений и базовых двигательных навыков, последовательность двигательных заданий, средства для исправления ошибок и контроля за ходом освоения движения.
  2. словесный метод. С помощью этого метода решается широкий круг задач: описание техники, постановки задач, анализ результатов исполнения движения, упражнения и другое.
  3. метод показа. Данный метод помогает создать представление об упражнении, уточнить отдельные детали техники, обратить внимание ученика на допущенную ошибку, сравнить варианты исполнения движения.
  4. метод расчлененного разучивания упражнения. Он заключается в целесообразном выделении отдельных частей движения освоении каждого из них и последующим соединении в целое упражнение.

Любое исполнение цирковых упражнений не застраховано от ошибок, даже если движение доступно, а методика обучения совершенна.

В связи с необходимостью исправления ошибок в процессе освоения танцевальных упражнений можно сформулировать следующие правила действий:

  1. Прежде чем приступить к исправлению ошибки, следует понять ее

происхождение, то есть выявить истинную причину;

  1. В случае обнаружения нескольких ошибок, исправление следует начать с главной ошибки;
  2. Следует избегать одновременного исправления нескольких разнохарактерных ошибок, а избирать путь их последовательного исправления;
  3. Более эффективно срочное исправление ошибки по ходу выполнения движения.

Для исправления ошибок следует использовать различные приемы и средства, начиная с уточнения двигательных представлений, предубеждая появления ошибок и переходя к совместному анализу результатов действия, различным способом облегчения выполнения движений, психологическому воздействию на ученика.

Формы занятий: групповые и индивидуальные.

Предполагаемые результаты:

  1. год обучения Дети должны знать:
  1. Правила поведения, правила техники безопасности;
  2. Историю цирка;
  3. Основную терминологию спортивной аэробики;
  4. Основные упражнения партерной гимнастики;
  5. Основные ритмические упражнения;
  6. Виды прыжков и особенности их выполнения;

-Овладеть искусством жонглирования

Дети должны уметь:

  1. Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
  2. Выполнять упражнения партерной гимнастики;
  3. Выполнять ритмические упражнения;
  4. Выполнять все виды прыжков;

  1. год обучения

 Дети должны знать:

  1. Правила поведения, правила техники безопасности;

-Элементы художественной гимнастики и особенности их выполнения

Дети должны уметь:

  1. Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
  2. Выполнять элементы художественной гимнастики: повороты на двух ногах, на одной ноге, взмахи; движения на полу (стойка на руках, мостик, шпагат), движения на столике (переворот на столик, капелька на столике, шпагат на столике, колечко на столике), упражнения с предметом.

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

4

6

2.

Партерная гимнастика

1

23

24

3.

Ритмика

1

29

30

4.

Элементы акробатики

1

29

30

5.

Вольные упражнения

1

25

26

6.

Разучивание композиций

1

19

20

7.

Подведение итогов

1

7

8

Итого:

144

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие

6

• Знакомство друг с другом, с техникой безопасности поведения на занятиях

1

• История цирка

1

• Выявление у детей физических данных и их развитие, а также развитие творческих способностей

4

2.

Партерная гимнастика:

24

• Партерная гимнастика, виды упражнений партерной гимнастики

1

  1. Работа над натянутостью стопы
  2. Упражнение на развитие у детей выворотности

2

стоп и силы ног (поднятие ноги в положение сидя на 45 градусов)

4

• Упражнения на мышцы брюшного пресса в положении лежа на спине

4

• Группировки

4

• Releve lent каждой ногой по очереди

2

• «Березка» с поддержкой туловища руками

2

о

• Махи ногами назад и вверх с прогибом корпуса

2

1

-grand batman на четвереньках

• Итоговое занятие

2

3.

Ритмика

30

• Виды ритмических упражнений

1

• Упражнения на координацию

5

• Изучение ритмических комбинаций.

6

• Прыжки по 2 позиции

2

• Прыжки «Кузнечики» с хлопками

3

• Танец «Ламбада»

11

• Итоговое занятие

2

4.

Искусство жонглирования

30

• Виды жонглирования

1

• Владение двумя мячами

9

• Владение тремя мячами

8

• Жонглирование в паре

10

• Итоговое занятие

2

5.

Вольные упражнения

26

• Виды вольных упражнений

1

• Подскоки по кругу

2

• Движения и повороты в паре

3

• Бег в колонне по разным рисункам

8

• Соединение разученных элементов в

10

танцевальную композицию

• Итоговое занятие

2

6.

Разучивание композиций

20

• Беседа об артистах цирка

1

«Антошка»

• Разучивание основных движений танца

2

(хлопки, подскоки, прыжки)

• Постановка композиции

7

«Веселые жонглеры»

  1. Разучивание основных движений (владение мячами, работа в паре)
  2. Постановка композиции

3

7

7.

Подведение итогов

8

• Закрепление изученных терминов

1

• Закрепление всех изученных движений

7

Итого:

144

Содержание программы

  1. год обучения
  1. Вводное занятие включает в себя знакомство друг с другом, также знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях. Каждый из ребят показывает свои физические данные и их развитие, а также творческие способности, после чего начинается формирование групп. Дети знакомятся с историей цирка.
  2. Теоретический компонент: партерная гимнастика, виды упражнений партерной гимнастики. Практический компонент: партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу для развития у детей физических данных. Выполнение упражнений на разогрев стоп; на развитие у детей выворотности стоп и силы ног (поднятие ноги в положении сидя на 45 градусов); на мышцы брюшного пресса в положении лежа на спине; группировки; махи ногами вперед и вверх с прогибом корпуса. Зачет, смотр достигнутых результатов детей.
  3. Теоретический        компонент: виды ритмики. Практический компонент: ритмика включает в себя занятия на середине зала. Разучивание ритмических упражнений под музыкальное сопровождение. Изучение ритмических упражнений (хлопки в ладоши и шаги; хлопки с паузой). Следующий этап- работа над чувством ритма, изучение ритмических комбинаций. Ритмические комбинации в музыкальном сопровождении. Ребята показывают свои способности в танце.
  4. Теоретический        компонент: виды жонглирования. Практический компонент: элементы жонглирования включают в себя владение двумя и тремя мячами, а затем работу в паре. Повторение всего изученного материала, ребята показывают чему научились за все занятия, после чего переходим к разучиванию номера.
  5. Теоретический компонент: виды вольных упражнений. Практический компонент: вольные упражнения включают в себя подскоки по кругу, движения в паре, бег в колонне по разным рисункам. Ребята показывают все на что они способны. Соединение комбинаций вольных упражнений в музыкальном сопровождении.
  1. Теоретический        компонент: «Артисты цирка». Практический компонент: разучивание композиций предполагает постановку цирковых номеров.
  2. Теоретический        компонент: закрепление изученных терминов. Практический компонент: подведение итогов включает в себя повторение изученных элементов и выступление на итоговом концерте.

п/п

Темы занятий

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие

2

2

2.

Повторный курс

1

37

38

3.

Элементы художественной гимнастики

1

123

124

4.

Разучивание композиций

1

41

42

5.

Подведение итогов

1

9

10

Итого:

216

п/п

Темы занятий

Кол-во

часов

1.

Вводное занятие

2

• Знакомство с техникой безопасности, правила поведения на занятиях

1

• Беседа: «Кто такие акробаты»

1

2.

Повторный курс

38

• Повтор изученных терминов

1

• Партерная гимнастика

4

• Упражнение на шейный отдел позвоночника и мышц (сгибание и повороты шеей и головой)

4

• Упражнение на развитие мышц и суставов

6

• Упражнение на развитие подвижности грудной клетки, бедра

6

• Ритмика

4

• Прыжки

4

• Балансирование

5

• Вольные упражнения

4

3.

Элементы художественной гимнастики

124

• Кто такие эквилибристы?

1

• Повороты на двух ногах, на одной ноге, взмахи

10

• Движения на полу:

23

- Стойка на локтях

8

- мостик

8

- шпагат

8

• Движения на столике

32

-переворот на столик

 -капелька на столике

-шпагат на столике

-колечко на столике

  1. Разучивание композиции «Змея»
  2. Упражнение с предметом

-с обручем -со скакалкой -с мячом

  1. Разучивание композиции «Дартс»(изучение движений с обручем, подбрасывание)
  2. Итоговое занятие

10

8

6

8

12

30

10

10

10

14

2

4.

Разучивание композиций

42

• Искусство восточного танца «Восток»

1

1. Разучивание основных движений (позиции рук, ног и головы; основные шаги восточного танца)

6

2.Постановка композиции «Элегия»

7

1. Разучивание основных движений (переворот на полу, капелька на полу, изучение гимнастических элементов)

6

2.Постановка композиции «Трио»

8

1. Разучивание основных движений (разучивание поворотов на двух ногах, на одной ноге, взмахи)

6

2.Постановка композиции

8

Подведение итогов

10

• Закрепление изученного теор. материала

1

• Закрепление всех изученных движений

5

• Исполнение цирковых номеров

2

Итого:

216

Содержание программы

  1. год обучения
  1. Вводное занятие включает в себя знакомство друг с другом, также знакомство с техникой безопасности и правилами поведения на занятиях. Каждый из ребят показывает свои физические данные и их развитие, а также творческие способности, после чего начинается формирование групп. Дети знакомятся с историей цирка.
  2. Теоретический        компонент: повторение ранее изученных терминов. Практический компонент: повторный курс включает в себя партерную гимнастику, выполнение упражнений на шейный отдел позвоночника и мышц; на развитие мышц и суставов; на развитие подвижности грудной клетки, бедра, ритмических упражнений, прыжков, балансирования, вольных упражнений. Закрепление материала, ребята показывают, чему научились.
  3. Теоретический компонент: беседа о том , кто такие гимнасты. Практический компонент: элементы художественной гимнастики включает в себя упражнения без предмета (разучивание поворотов на двух ногах, на одной ноге, взмахи); упражнение с предметом (разучивание упражнений с мячом, со скакалкой, с обручем). Закрепление изученного материала, переходим к разучивание цирковых номеров.
  4. Теоретический компонент: «Искусство восточного танца». Практический компонент: разучивание композиций предполагает постановку цирковых номеров.
  5. Теоретический компонент: закрепление изученного материала. Практический компонент: подведение итогов включает в себя повторение изученных элементов и выступление на итоговом концерте.

Условия реализации программы

Программа данного кружка разработана с учетом местных условий, возрастных особенностей детей и учебно-воспитательного режима ДДТ.

Обучение в кружке планируется на 2 учебных года. Группы комплектуются по уровню физических данных.

Изучение теоретических вопросов сочетается с выполнением практических работ. Применяется индивидуальный подход.

Перед каждым занятием проводится беседа о технике безопасности и правилах поведения во время занятий.

Материально - техническая база.

  1. Помещение для занятий. Занятия проводятся в танцевальном зале, который оснащен музыкальным центром, зеркалами, матами, спорт инвентарем.
  2. учебно-наглядные пособия: справочники, учебники.

Критерий оценки знаний и умений.

Для выявления уровня знаний умений и навыков применяются следующие формы контроля и оценки.

  1. Беседа
  2. Зачет
  3. Наблюдение
  4. Отчетный концерт

Оцениваются следующие критерии: координация движений (техника исполнения), музыкальность, ритмичность, гибкость, выразительность, постановка корпуса, коленей, носков, выворотливость ног, пластика, артистическая выразительность.

Литература:

1 .Дмитриев Ю., «Эстрада и цирк», Москва 1971 г;

  1. Смирнов        С.И., «Спорт на сцене», Москва 1968 г;
  2. Немчинский        М., «Цирк в зеркале сцены», 1983 г;
  3. Благов        Ю.Н., «Аншлаг: Рассказы о цирке», Москва;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...