Программа дополнительного образования детей "Ковчег" (по основам православной культуры)
рабочая программа по теме
Данная программа апробирована в МКОУ ДОД Таловском ДЮЦ. Главное - правильная подборка материала по принципу доступности и сочетание с практическими видами работ (изобразительное и декоративно-прикладное творчество).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 253.5 КБ |
![]() | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Таловский детско-юношеский центр имени Титова Ю.Т.
Утверждено на педагогическом совете
протокол № 1 от 2.10.2010
Директор МОУ ДОД Таловского ДЮЦ
имени Титова Ю.Т. ______________________
Панамарева Т.С.
Модифицированная программа дополнительного образования
«КОВЧЕГ»
для учащихся 7-9 лет,
срок реализации программы – 2 года.
Автор: педагог дополнительного образования,
Забродина Ольга Васильевна
Таловая, 2010г.
Пояснительная записка
Воспитание – процесс медленный, непростой, требующий комплексного, системного подхода. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди. Со сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания». Итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. И система эта должна быть движущейся, развивающейся.
Основная цель данной программы – показать и воспитать на примерах истории Русской Православной Церкви милосердное отношение к ближнему независимо от социального статуса личности.
В связи с этим можно выделить три педагогические задачи.
Первая – это подвести ребенка к осмыслению таких понятий как Бог, мироздание, храм, жизнь, грех и добродетель и др. посредством вступления с ним в открытый диалог, чтобы скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, помочь обрести целостное мировоззрение.
Вторая задача – познакомить ребенка с наукой о человеке, чтобы он мог понять, каково его назначение в жизни, его истинное призвание, т.к. каждому предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить. Это означает, что необходимо не только просвещать детей истинным знанием, но реально учить делам добра и милосердия.
И третья задача – это подготовка ребенка к осмыслению личного духовного опыта, т.е. опыта общения с Богом.
Изучение данной программы актуально в связи с тем, что в настоящее время перед дополнительным образованием стоит цель создания условий для развития творческой, нравственной, гармоничной личности. Именно поэтому делается упор на формирование у ребенка таких качеств как милосердие, доброта, терпимость, чувства взаимопомощи и поддержки, любовь к Родине, к семье, природе посредством изучаемого материала.
Характеристика программы
Программа «Ковчег» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической;
по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
по форме организации – кружковой (т.е. предназначенной для работы в детском объединении); по времени реализации – краткосрочной (2 года обучения).
Программа «Ковчег» предназначена для младших школьников (до 10 лет).
В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 36 часов. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
Программа «Ковчег» является модифицированной, т.к. написана на основе следующих программ: «Основы духовной культуры» Е.А. Пономаревой, учителя гимназии №9 г.Воронеж; «Почему мы так говорим?» (Библейская история и родной язык) Е.Ф. Крутых, учителя колледжа №3 г.Воронеж; «Мироведение», православная гимназия «Радонеж», г. Ясенево; «Введение в Предание» Н.А. Винокуровой, педагога детского сада №890 г.Строгино и А.С. Балаховской, педагога воскресной школы храма Воскресения Христова в г.Измайлов. Отличительной особенностью программы «Ковчег» является то, что она в отличие от перечисленных программ рассчитана на 2 года обучения, а так же то, что среди форм работ с детьми есть и практические формы (творческие задания: выполнение аппликаций, рисование, лепка…)
В планирование содержания включен контроль знаний учащихся, который будет проходить в ходе итоговой аттестации в форме тестирования по итогам работы в течение года.
В результате работы по программе 1года обучения обучающиеся должны:
-знать правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы из здания,
-знать понятия «внешний и внутренний мир», «Святая Троица», «грех», «добродетель», «пост», «творчество и талант», «молитва», «мир духовный или ангельский», «церковные таинства и обряды», «именины», «притча», «икона»;
-знать главные православные церковные праздники;
-знать историю Адама и Евы;
-знать жития святых: Сергия Радонежского, равноапостольной княгини Ольги, Петра и Февроньи;
-познакомиться с главными молитвами Православия;
-знать притчу о блудном сыне;
-уметь различать основные иконы;
-уметь вести себя в церкви (знать основные правила поведения);
-знать главные книги христиан (Библия и Евангелие) и их основные отличия;
-научиться выполнять сувениры из различных видов бумаги, уметь сочетать бумагу с другими материалами (творческие задания к таким праздникам, как Рождество и Пасха);
В результате работы по программе 2 года обучения обучающиеся должны:
-знать понятия «заповедь», «блаженства», «братство и неправедное братство», «секты», «раскаяние», «плащаница», «пророки и пророчества», «чудотворец», «мученик», «блаженный», «монашество и монастырь», «искушения», «иконописец», «святая вода», «крест Господень», «святые мощи», «богослужение», «церковное облачение», «апостолы»;
-знать главные православные церковные праздники;
-знать жития святых: мученицы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, равноапостольных Кирилла и Мефодия, великомученицы Екатерины, Святителя Николая, Преподобного Серафима Саровского, Святителя Митрофана Воронежского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны;
-знать историю строения Вавилонской башни, историю Каина и Авеля, историю Ноя, историю о царе Ироде, историю Иуды;
-знать мировые религии их основные отличия: ислам, буддизм, христианство;
-научиться выполнять сувениры из различных материалов (творческие задания к таким праздникам, как Рождество и Пасха)
Учебно-тематический план 1 года обучения
Задачи 1 года обучения:
-начать знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме;
-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;
-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, уважение по отношению к взрослым, родителям.
№ п/п | Название тем | Теория | Прак-тика | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | ||||
3 | Внешний и внутренний мир | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | «Лента времени» и «годовой круг» | 1 | 1 | |
5 | Представление о Боге | 1 | 1 | |
6 | Понятие греха | 0,5 | 0,5 | 1 |
7 | Понятие добродетели | 0,5 | 0,5 | 1 |
8 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | 1 | 1 | 2 |
9 | ||||
10 | Труд человека. Богатство | 0,5 | 0,5 | 1 |
11 | Выбор – поступок. Выбор - слово | 0,5 | 0,5 | 1 |
12 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | 1 | 1 | 2 |
13 | ||||
14 | Как приготовиться к посещению храма | 1 | 1 | 2 |
15 | ||||
16 | Молитва | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Подготовка и проведение праздника «Рождественские встречи» | 1 | 2 | 3 |
18 | ||||
19 | ||||
20 | Любовь | 2 | 1 | 3 |
21 | ||||
22 | ||||
23 | Человечество и искусство | 0,5 | 0,5 | 1 |
24 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | 1 | 3 | 4 |
25 | ||||
26 | ||||
27 | ||||
28 | Общие понятия о посте | 0,5 | 0,5 | 1 |
29 | Мир духовный, или ангельский | 1 | 1 | 2 |
30 | ||||
31 | Таинства и обряды православной Церкви | 1 | 1 | 2 |
32 | ||||
33 | Именины | 1 | 1 | 2 |
34 | ||||
35 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | 0,5 | 0,5 | 1 |
36 | Итоговая аттестация воспитанников | 1 | 1 | |
ИТОГО | 18,5 | 17,5 | 36 |
Содержание тем по 1 году обучения
№ п/п | Название тем | Содержание занятий | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | Введение в программу: знакомство с тематикой занятий; с правилами воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы) Мир – наш дом: мир рукотворный и нерукотворный; создание мира. Творческое задание: попробовать нарисовать какое-либо существо, которое могло бы жить в нашем мире, дать ему имя, рассказать, чем оно будет питаться, вредное оно или полезное | 2 |
2 | |||
3 | Внешний и внутренний мир | Познание внешнего мира; внутренний мир человека. Творческое задание: коллективный рисунок мира. | 1 |
4 | «Лента времени» и «годовой круг» | Главные книги христиан – Библия и Евангелие и их основное отличие. Отсчет времени от Рождества Христова на «Ленте времени». Понятие о «годовом круге» - о смене праздников и постов в течение года. Сравнение с календарем, фотоальбомом, зарубками на стене, дневниками. | 1 |
5 | Представление о Боге | Стремление человека познать Бога. Представление о Боге у древних народов и философов. Свойства Божьи и как они раскрыты у Святых отцов в Священном Писании. Понятие о Святой Троице. Икона Пресвятой троицы. | 1 |
6 | Понятие греха | Назначение человека. История Адама и Евы – грехопадение и его последствия. Страсти и добродетели. Творческое задание: написать и обсудить положительные и отрицательные качества человека. | 1 |
7 | Понятие добродетели | Каких людей мы считаем героями? Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец. | 1 |
8 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвиженье честнаго и Животворящего креста (27 сентября), Покров пресвятой Богородицы (14 октября) | 2 |
9 | |||
10 | Труд человека. Богатство | Богатство природы и богатство человека. Как не стать жадными. Творческое задание: выполнение картины с использованием природного материала к одному из стихотворений об осени (С. Есенин, А.Пушкин) | 1 |
11 | Выбор – поступок. Выбор - слово | Как люди делают выбор и чем руководствуются. Наша внутренняя свобода. Что такое человеческое слово? Насколько оно может быть долговечным и действенным. Добрые и злые слова. Единство слова и дела. Творческое задание: нахождение однокоренных слов к словам «благо», «добро», «свет» | 1 |
12 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | Рождество Христово (7 января), Крещение (19 января), Сретение (15 февраля). Творческое задание: изготовление поздравительного плаката к Рождеству – коллективная работа. | 2 |
13 | |||
14 | Как приготовиться к посещению храма | Поведение в храме: основные правила. Внутреннее убранство храма. Экскурсия в храм. | 2 |
15 | |||
16 | Молитва | Что такое молитва? Самые главные молитвы (объяснение значения). Совместная молитва. | 1 |
17 | Подготовка и проведение праздника «Рождественские встречи» | Подготовка совместного мероприятия детско-юношеского центра и школы искусств. Подготовка воспитанников объединения в проведении праздника. | 3 |
18 | |||
19 | |||
20 | Любовь | Что значит любить? Что такое послушание? Семья и семейный союз. Притча о блудном сыне. Творческое задание: рисунок семьи. Житие Святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги и святых Петра и Февроньи. | 3 |
21 | |||
22 | |||
23 | Человечество и искусство | Временное и вечное в искусстве. Творчество и талант. | 1 |
24 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вербное воскресение – вход Господень в Иерусалим (начало Страстной седьмицы), Пасха. Творческое задание: выполнение открыток в технике «Изонить» для поздравления родственников. Творческое задание: выполнение поздравительных плакатов в таловские организации | 4 |
25 | |||
26 | |||
27 | |||
28 | Общие понятия о посте | Правила поста. Посты (Великий, Петров (апостольский), Успенский, Рождественский) Творческое задание: составить меню для поста на 1 день. | 1 |
29 | Мир духовный, или ангельский | Ангелы в Священном писании. Творческое задание: выполнение панно «Ангел» в технике «Бумагопластика» | 2 |
30 | |||
31 | Таинства и обряды православной Церкви | Объяснение смысла основных таинств и обрядов (Исповедь, Причащение, Брак…) | 2 |
32 | |||
33 | Именины | Служение ангелов. Святцы. Наши святые покровители. Творческое задание: изготовление плаката на данную тематику. | 2 |
34 | |||
35 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | Вознесение Господне, Троица Творческое задание: панно «Лето» с использованием различных техник. | 1 |
36 | Итоговая аттестация воспитанников | Тестирование. | 1 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
Задачи 2 года обучения:
-продолжить знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме; повторить и расширить материал 1 года обучения;
-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;
-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, умение обдумывать свое поведение и делать соответствующие выводы уважение по отношению к взрослым, родителям.
№ п/п | Название тем | Теория | Прак-тика | Общее кол-во часов |
1 | Наш язык – зеркало духовной жизни | 0,5 | 0,5 | 1 |
2 | Почему люди говорят на разных языках? | 0,5 | 0,5 | 1 |
3 | История Каина и Авеля | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | История Ноя | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Истории о Рождении Христа | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | 1 | 1 | 2 |
7 | ||||
8 | О распятии Христа | 0,5 | 0,5 | 1 |
9 | Образы святости в православной церкви. Жития Святых | 3 | 1 | 4 |
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | Пророки и пророчества | 0,5 | 0,5 | 1 |
14 | О монашестве и монастырях | 0,5 | 0,5 | 1 |
15 | Притчи | 0,5 | 0,5 | 1 |
16 | Новые искушения | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | День именинника | 0,5 | 0,5 | 1 |
18 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | 1 | 1 | 2 |
19 | ||||
20 | Рождество Христово | 1 | 2 | 3 |
21 | ||||
22 | ||||
23 | Икона – окно в небесный мир | 0,5 | 0,5 | 1 |
24 | Святыни Церкви | 0,5 | 0,5 | 1 |
25 | О богослужении Православной Церкви | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | 1 | 3 | 4 |
27 | ||||
28 | ||||
29 | ||||
30 | Мировые религии | 0,5 | 0,5 | 1 |
31 | Братство. Неправедное братство | 0,5 | 0,5 | 1 |
32 | Заповеди и блаженства | 0,5 | 0,5 | 1 |
33 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | 0,5 | 0,5 | 1 |
34 | Акция «Доброе дело» | 2 | 2 | |
35 | ||||
36 | Итоговая аттестация воспитанников | 1 | 1 | |
ИТОГО | 17 | 19 | 36 |
Содержание тем по 2 году обучения
№ п/п | Название тем | Содержание занятий | Общее кол-во часов |
1 | Наш язык – зеркало духовной жизни | Церковнославянский язык. Его назначение и красота. Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Что Петр1 сделал для русского языка? Библия и Евангелие. Игры со словами. | 1 |
2 | Почему люди говорят на разных языках? | История Вавилонской башни. Вавилонское столпотворение. Объяснение значение выражений. Игры со словами. | 1 |
3 | История Каина и Авеля | Объяснение слов «окаянный, раскаяние, покаяние» Игры с однокоренными словами. | 1 |
4 | История Ноя | Объяснение слов и выражений: «допотопный», «после нас хоть потоп», «Всемирный потоп», «хам», «хамство». История о сыновьях Ноя. Игры со словами. | 1 |
5 | Истории о Рождении Христа | Почему ясли – детское учреждение? Почему жестокого человека называют «иродом»? Объяснение выражения «избиение младенцев» Игры со словами. | 1 |
6 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Творческое задание: выполнение картины с использованием различных семян. | 2 |
7 | |||
8 | О распятии Христа | Объяснение слов и выражений: «чистый четверг», «тайная вечеря», «причастие», «иуда» как символ предательства (о грехе самоубийства), «крестные муки», «нести свой крест». Что такое «Плащаница» и где ее хранят? | 1 |
9 | Образы святости в православной церкви. Жития Святых | Общие наименования святых. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святая великомученица Екатерина. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец. Блаженная Ксения Петербургская. Блаженная Матрона. Святитель Митрофан Воронежский. Творческое задание: нарисовать самый запомнившийся момент жития какого-либо святого (по выбору воспитанника) | 4 |
10 | |||
11 | |||
12 | |||
13 | Пророки и пророчества | Объяснение значения слов. Рассказ об Иоанне Крестителе и Илье Пророке. | 1 |
14 | О монашестве и монастырях | Объяснение значения слов. Рассказ о жизни и подвигах людей, живущих в монастырях. | 1 |
15 | Притчи | Чему учат нас притчи? Повторение уже известных притч о талантах, о блудном сыне (1 год обучения), обсуждение новых притч. | 1 |
16 | Новые искушения | Суеверия, оккультизм, сатанизм, магия. Эстетизм или «культ упаковки». Творческое задание: сравнить портреты женщин у художников 19 века и фотографии женщин в модных журналах. | 1 |
17 | День именинника | Организация и проведение праздника внутри объединения | 1 |
18 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Творческое задание: выполнение рождественской открытки с использованием различных материалов («Рождественская звезда»). | 2 |
19 | |||
20 | Рождество Христово | Подготовка совместного мероприятия детско-юношеского центра и школы искусств. Подготовка воспитанников объединения в проведении праздника. | 3 |
21 | |||
22 | |||
23 | Икона – окно в небесный мир | Как писались иконы. Иконописцы (Андрей Рублев). Иконы Божьей Матери (истории их создания) | 1 |
24 | Святыни Церкви | Святая вода. Для чего освящаются дома и квартиры. Святые источники. Крест Господень. Святые мощи. Освященный хлеб. | 1 |
25 | О богослужении Православной Церкви | Недельный круг богослужений. Всенощное бдение. Вечеря. Утреня. Крестный ход. Церковное облачение. | 1 |
26 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Творческое задание: выполнение подставки для пасхального яйца в технике «Тестопластика»; выполнение поздравительных открыток для детей, находящихся на лечении в Таловской ЦРБ. | 4 |
27 | |||
28 | |||
29 | |||
30 | Мировые религии | Ислам, буддизм, христианство. Их основные отличия. | 1 |
31 | Братство. Неправедное братство | Что значит: не сотвори себе кумира? Возникновение сект. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 |
32 | Заповеди и блаженства | Законы природы и нравственности. Обстоятельства возникновения заповедей и блаженств и их значение. Творческое задание: напишите законы, по которым мы могли бы жить в семье, в школе, в объединении (на выбор), в чем их сходство с заповедями. | 1 |
33 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Творческое задание: нарисуйте 1 из дней ваших будущих каникул. | 1 |
34 | Акция «Доброе дело» | Обсуждение с воспитанниками, чем бы они могли помочь окружающим, выбор одного из направлений работы, осуществление акции. | 2 |
35 | |||
36 | Итоговая аттестация воспитанников | Тестирование | 1 |
Методическое обеспечение программы
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о теме и обсуждение материала в ходе открытого диалога педагога и воспитанников. Практическая часть занятия включает в себя различные творческие задания – выполнение работ практического характера. В данном возрасте ребенку необходимо активное действие, только в живом процессе он творчески развивается и по-настоящему усваивает, т.е. приобретает личный опыт. И тут воспитанникам предлагаются различные совместные дела: лепка, рисование, бумагопластика и многое другое, что также имеет свой воспитательный эффект, т.к. учит ребенка правильной организации совместного действия, развивает чувство единения с другими людьми.
Важным условием в данной программе является подбор материала по принципу «от простого к сложному», программа вводит понятие времени («Лента времени» и «Годовой круг») и пластично соединяет в себе календарный год и Священную Историю, ветхозаветные события представлены цепью локальных эпизодов, необходимых для объяснения какого-либо материала. При этом содержание тем подбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, их внутренними и внешними проблемами, без излишних аллегорий и символизма. Самое главное на занятиях – научить общению, разговору, учить смотреть, слушать, замечать, соблюдая при этом суверенное право ребенка на свободу духа. Прохождение каждой новой темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения по данной программе: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой, иллюстрация и видеометод); эвристические методы обучения (эвристическая беседа). Ко второй группе относятся: упражнения (выполнение творческих заданий практического характера, дидактические игры).
Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: эвристическая беседа (учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всего класса).
Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. В качестве иллюстрации используются различные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.
Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (видеомагнитофонов и компьютеров) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.
Работа с книгой - важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их), тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста), цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница), аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла) и др.
Практический метод отличается тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Функция этого метода - углубление знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.
Большое значение в данной программе уделяется наглядности (рассматривание и обсуждение репродукций, картин, икон) и ТСО (просмотр мультфильмов и фильмов обучающего характера с целью дальнейшего обсуждения, подбор слайдов – создание презентаций на компьютере). Это обусловлено также возрастными особенностями учащихся.
Занятия могут проходить в традиционной классно-урочной форме, но программа предусматривает также и экскурсии, проведение акций, праздников (а также процесс подготовки к ним – коллективная и индивидуальная работа).
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме тестирования по усвоению теоретического материала.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебной программы, предполагают наличие учебного кабинета с хорошим освещением и материалов, необходимых для практических занятий по ИЗО, тестопластике и бумагопластике (кисти, краски, альбом, цветная бумага, картон, клей, ножницы, ножи для работы с бумагой, карандаши, линейки…)
Из дидактического обеспечения необходимо наличие учебных картин и схем, видеокассет и CD-дисков. Также для работы может быть использована компьютерная программа «WORD» (при подготовке презентаций), а также телевизор и видеомагнитофон, что позволит передать воспитанникам информационный материал более наглядно.
Литература для педагога
- Л.В.Сурова Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – Издательство Владимирской епархии, 1999г.
- Школьный словообразовательный словарь русского языка. Под ред. А.Н.Тихонова. – М., «Просвещение», 1991г.
- Энциклопедия православной жизни / Г.Калинина, Г.Стромынский. – Т., «Имидж Принт», 2009г.
- Праздники Православной Церкви / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
- Первые шаги в православном храме / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
- А.Декоппет Проповеди для детей. – Киев, издательство имени святителя Льва, 2004г.
- Н. Опрышко Православные святые. Почитание и прославление. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.
- Главные молитвы православия / М.Тимофеев. – М., «Эксмо», 2010г.
Литература для детей
- Узоры из бумаги: белорусская выцинанка. Н. Соколова-Кубай. – «Культура и традиции», Тверь 2006.
- В.В.Выгонов Изделия из бумаги – М., «МСП», 2001г.
- А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. – Украина, 2006г.
- Е.Г.Лебедева Простые поделки из бумаги и пластилина. – М., «АйрисПресс», 2005г.
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., «Художественная литература», 1988г.
- Я познаю мир: Мировая художественная культура: Дет. энцикл. / Е.Ю.Пархоменко. – М., «Издательство АСТ», «Ермак», «Издательство Астрель», 2003г.
- Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Я познаю мир: Культура: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Я познаю мир: История: Дет. энцикл. /Н.В.Чудакова, А.В. Громов. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Я познаю мир: Русский язык: Дет. энцикл. / В.В. Волина. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Молись, дитя! Детский православный молитвослов. – М., 2010г.
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ПРОГРАММЕ
«КОВЧЕГ»
Количество часов: 72,
1 год обучения: 36 часов;
2 год обучения: 36 часов.
Возраст воспитанников: 7 – 9 лет
Руководитель объединения:
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т.
Забродина О.В.
2011-2012 учебный год
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основная цель данной программы – показать и воспитать на примерах истории Русской Православной Церкви милосердное отношение к ближнему независимо от социального статуса личности.
В связи с этим можно выделить три педагогические задачи.
Первая – это подвести ребенка к осмыслению таких понятий как Бог, мироздание, храм, жизнь, грех и добродетель и др. посредством вступления с ним в открытый диалог, чтобы скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, помочь обрести целостное мировоззрение.
Вторая задача – познакомить ребенка с наукой о человеке, чтобы он мог понять, каково его назначение в жизни, его истинное призвание, т.к. каждому предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить. Это означает, что необходимо не только просвещать детей истинным знанием, но реально учить делам добра и милосердия.
И третья задача – это подготовка ребенка к осмыслению личного духовного опыта, т.е. опыта общения с Богом.
Задачи 1 года обучения:
-начать знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме;
-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;
-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, уважение по отношению к взрослым, родителям.
Задачи 2 года обучения:
-продолжить знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме; повторить и расширить материал 1 года обучения;
-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;
-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, умение обдумывать свое поведение и делать соответствующие выводы уважение по отношению к взрослым, родителям.
САМОАНАЛИЗ
ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ
- Цель и задачи за прошлый учебный год были выполнены полностью.
- На начало учебного года насчитывалось 16 человек, к концу учебного года выбыло 3 человека в связи с переходом в другие объединения ДЮЦ и ДЮСШ, не совместимые по расписанию.
- В декабре, в марте и в конце года было проведено тестирование для воспитанников по теоретическому материалу программы. Результаты итоговой аттестации показали: низкий уровень - 1, средний уровень - 7, высокий уровень – 4. 1 человек не смог присутствовать на аттестации в связи с болезнью. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в группе преобладает большее количество воспитанников со средним уровнем освоения программы
- За год были приобретены несколько методических пособий в помощь педагогу для работы с данной группой детей;
- Дети данного объединения приняли участие в районном празднике «Образ Богородицы – образ матери», представили объединение на празднике кружковцев, оказали помощь при проведении выпускного для дошколят (Конохова Елизавета, Шатунов Василий), участвовали в конкурсе «Самый умный» (Новиков Алексей – финалист, Панамарев Антон), присутствовали на занятиях клуба «Мир русской культуры».
- По наблюдениям педагога – более половины детей группы посещают Церковь со своими родителями, что является самым главным показателем уровня духовно-нравственного воспитания ребенка.
Педагог дополнительного образования ____________________ Забродина Ольга Васильевна
РАБОТА С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ
В _____________ УЧЕБНОМ ГОДУ
- Работа с родительским комитетом – в течение года
- Проведение открытых занятий для родителей – февраль
- Организация новогоднего утренника для детей – декабрь
- Организация районного праздника и конкурса - ноябрь
- Проведение индивидуальных консультаций для родителей – в течение года
- Количество детей на начало учебного года - _______________
- Количество детей в течение года (убыло/прибыло) - _____________
РАБОТА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ
В _____________ УЧЕБНОМ ГОДУ
- Обновить устаревшие наглядные пособия
- Посетить семинары «Школы педагогического мастерства» - в течение года
- Создать папку накопления по работе с данной группой – в течение года
- Пополнить методические материалы современными разработками
- Тема для самообразования: «Образ Богородицы: жизнеописание, иконы Богородицы, чудеса», «Храмы России»
- Оформить кабинет духовно-нравственного воспитания на базе Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по 1 году обучения
№ п/п | Название темы | Цель занятия | Формы и методы работы | Дидак- тическое обеспечение | Примечания | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Вводное занятие | Знакомство с тематикой занятий; с правилами воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы) Введение понятия о мире: Мир – наш дом; мир рукотворный и нерукотворный; создание мира. Познание внешнего мира; внутренний мир человека. | Основная форма работы – занятие с целой группой; методы: 1.инструктаж, 2. беседа с опорой на имеющиеся у детей знания, 3.практическая работа, 4.игра, 5. рассказ, 6.работа с наглядностью, 7. разучивание стихотворений с опорой на зрительный образ, 8. поощрение и соревнование при оценке детских работ, 9.убеждение, 10.эвристический метод – постановка проблемы с последующим решением ее детьми, 11.личный пример педагога, 12.экскурсия | План эвакуации | 2 | ||
2 | Внешний и внутренний мир | Инд. тетради, письменные принадлежности, картина-заготовка для коллективной работы | 1 | ||||
3 | «Лента времени» и «годовой круг» | Знакомство с главными книгами христиан – Библией и Евангелием и их основными отличиями. Отсчет времени от Рождества Христова на «Ленте времени». Понятие о «годовом круге» - о смене праздников и постов в течение года. | Схематическое изображение ленты времени и годового круга | 1 | |||
4 | Представление о Боге | Знакомство с представлением о Боге у древних народов и философов. Свойства Божьи и как они раскрыты у Святых отцов в Священном Писании. Понятие о Святой Троице. Икона Пресвятой троицы. | Иллюстрации икон | 1 | |||
5 | Понятие греха | Знакомство с историей об Адаме и Еве – грехопадение и его последствия. Страсти и добродетели. Положительные и отрицательные качества человека | Иллюстрации картин об Адаме и Еве | 1 | |||
6 | Понятие добродетели | Знакомство с жизнеописанием Преподобный Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Обсуждение понятия героизма, есть ли герои среди нас. | Иллюстрации и иконы с изображением Сергия Радонежского | 1 | |||
7 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | Знакомство с историей праздников: Рождество Богородицы , Воздвиженье Честнаго и Животворящего креста, Покров пресвятой Богородицы | Схематическое изображение ленты времени и годового круга, иллюстрации икон | 2 | |||
8 | Труд человека. Богатство | Обсуждение понятий «богатство» и «жадность». Выявление семантики слова «богатство» | Инд. тетради | 1 | |||
9 | Выбор – поступок. Выбор – слово | Обсуждение того, как люди делают выбор и чем руководствуются, о важности соблюдения чистоты человеческой речи | Инд. тетради | ||||
1 | |||||||
10 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | Знакомство с историей праздников: Рождество Христово (7 января), Крещение (19 января), Сретение (15 февраля). Творческое задание: изготовление поздравительного плаката к Рождеству – коллективная работа. | Схематическое изображение ленты времени и годового круга, иллюстрации икон | 2 | |||
11 | Как приготовиться к посещению храма | Знакомство с поведением в храме | Схематическое изображение храма, раскраски | 2 | |||
12 | Молитва | Знакомство: что такое молитва (объяснение значения). | Инд. Тетради, ксерокопии молитв | 1 | |||
14 | Подготовка и проведение праздника «Рождественские встречи» | Подготовка воспитанников объединения в проведении праздника. Воспитание чувства коллективизма | Сценарий праздника, декорации | 3 | |||
15 | Любовь | Объяснение значений слов и выражений6 семья и семейный союз; значение притчи о блудном сыне. Знакомство с Житием Святой равноапостольной великой княгини Российской Ольги и святых Петра и Февроньи. | Иллюстративный материал, инд. тетради | 3 | |||
16 | Человечество и искусство | Обсуждение понятий: временное и вечное в искусстве; творчество и талант. | Иллюстративный материал, инд. тетради | 1 | |||
17 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | Знакомство и историей праздников: Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вербное воскресение – вход Господень в Иерусалим (начало Страстной седьмицы), Пасха. | Схематическое изображение ленты времени и годового круга, иллюстрации икон | 4 | |||
18 | Общие понятия о посте | Знакомство с правилами поста. | Инд. тетради | 1 | |||
19 | Мир духовный, или ангельский | Ангелы в Священном писании – объяснение данного понятия | Принадлежности для аппликации | 2 | |||
20 | Таинства и обряды православной Церкви | Объяснение смысла основных таинств и обрядов | Инд. тетради | 2 | |||
21 | Именины | Объяснение слов и выражений: служение ангелов, святцы, наши святые покровители. | Плакат для выполнения коллективной работы | 2 | |||
22 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | Знакомство и историей праздников: Вознесение Господне, Троица | Схематическое изображение ленты времени и годового круга, иллюстрации икон | 1 | |||
23 | Итоговая аттестация воспитанников | Выявление знаний воспитанников по итогам 1 года обучения | Бланки для тестирования | 1 | |||
ИТОГО | 36 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по 2 году обучения
№ п/п | Название темы | Цель занятия | Формы и методы работы | Дидак- тическое обеспечение | Примечания | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Наш язык – зеркало духовной жизни | Знакомство с понятием «церковнославянский язык», его назначением и красотой; подвигом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; что Петр1 сделал для русского языка; Библией и Евангелием. | Основная форма работы – занятие с целой группой; методы: 1.инструктаж, 2. беседа с опорой на имеющиеся у детей знания, 3.практическая работа, 4.игра, 5. рассказ, 6.работа с наглядностью, 7. личный пример педагога 8. поощрение и соревнование при оценке детских работ, 9.убеждение, 10.эвристический метод – постановка проблемы с последующим решением ее детьми, | Инд. тетради, изображение святых, алфавита | 1 | ||
2 | Почему люди говорят на разных языках? | Знакомство с историей Вавилонской башни; понятием «Вавилонское столпотворение». | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
3 | История Каина и Авеля | Объяснение слов «окаянный, раскаяние, покаяние», развитие речи воспитанников | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
4 | История Ноя | Объяснение слов и выражений: «допотопный», «после нас хоть потоп», «Всемирный потоп», «хам», «хамство». Знакомство с историей о сыновьях Ноя. | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
5 | Истории о Рождении Христа | Развитие речи воспитанников: объяснение значений слов «ясли», «ирод», «избиение младенцев» | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
6 | «Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения | Инд. тетради, иллюстрации, схемы | 2 | |||
7 | О распятии Христа | Объяснение слов и выражений: «чистый четверг», «тайная вечеря», «причастие», «иуда»,«крестные муки», «нести свой крест», «плащаница» | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
8 | Образы святости в православной церкви. Жития Святых | Знакомство с житием святых: Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София; Святая великомученица Екатерина; Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец; Преподобный Серафим Саровский, чудотворец; Блаженная Ксения Петербургская; Блаженная Матрона. Святитель Митрофан Воронежский. | Инд. тетради, иллюстрации | 4 | |||
9 | Пророки и пророчества | Объяснение значения слов. Рассказ об Иоанне Крестителе и Илье Пророке. | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
10 | О монашестве и монастырях | Знакомство с жизнью и подвигами людей, живущими в монастырях. | Инд. тетради, иллюстрации, диск | 1 | |||
11 | Притчи | Чему учат нас притчи, повторение уже известных притч о талантах, о блудном сыне, обсуждение новых притч. | Инд. тетради, иллюстрации, книги с притчами | 1 | |||
12 | Новые искушения | Суеверия, оккультизм, сатанизм, магия. Эстетизм или «культ упаковки». Творческое задание: сравнить портреты женщин у художников 19 века и фотографии женщин в модных журналах. | Инд. тетради | 1 | |||
14 | День именинника | Организация и проведение праздника внутри объединения | Инд. тетради, иллюстрации, плакат для коллективной работы, принадлежности для рисования | 1 | |||
15 | «Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы, выполнение творческого задания | Инд. тетради, иллюстрации, схемы | 2 | |||
16 | Рождество Христово | Подготовка мероприятия, воспитание чувства коллективизма в группе | Сценарий, декорации | 3 | |||
17 | Икона – окно в небесный мир | Знакомство с понятием «Икона», правилами ее написания, иконописцами. | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
18 | Святыни Церкви | Объяснение материала: Что относится к святыням, святая вода, Крест Господень, Святые мощи, освященный хлеб. | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
19 | О богослужении Православной Церкви | Объяснение материала: недельный круг богослужений, всенощное бдение, вечеря., утреня, крестный ход, церковное облачение. | Инд. тетради, иллюстрации, раскраски | 1 | |||
20 | «Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Выполнение творческого задания | Инд. тетради, иллюстрации, принадлежности для выполнения творческой работы | 4 | |||
21 | Мировые религии | Ислам, буддизм, христианство. Их основные отличия. | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
22 | Братство. Неправедное братство | Что значит: не сотвори себе кумира? Возникновение сект. Просмотр и обсуждение фильма. | Инд. тетради, иллюстрации, видеомагнитофон и видеофильм | 1 | |||
23 | Заповеди и блаженства | Законы природы и нравственности. Обстоятельства возникновения заповедей и блаженств и их значение. | Инд. тетради, иллюстрации | 1 | |||
24 | «Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники | Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Выполнение творческого задания | Инд. тетради, принадлежности для выполнения творческого задания | 1 | |||
25 | Акция «Доброе дело» | Выполнение коллективной работы с целью воспитания коллективизма и доброты к ближним | Принадлежности для выполнения творческого задания | 2 | |||
26 | Итоговая аттестация воспитанников | Проверка знаний воспитанников в виде тестирования | Бланки для тестирования | 1 | |||
36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры
Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры разработаны в соответствии с ФГОС и являются продолжением ОПК изученных в 4 классе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/14/picture-813026-1647275254.jpg)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса
Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...
Рабочая программа дополнительного образования «Союз друзей искусства и культуры»
Цели и задачиОбразовательная: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.Развивающая: развитие эстетического восприят...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/03/picture-129199-1380787269.jpg)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/21/picture-712814-1448094045.jpg)
4 класс. ФГОС. Рабочая программа начального общего образования по курсу основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
Аннотация к рабочей программе по основам религиозных культур и светской этики 4 класса за курс начальной школы. Предмет «ОРКСЭ – модуль...
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.
Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...