Программа дополнительного образования детей "Ковчег" (по основам православной культуры)
рабочая программа по теме

Забродина Ольга Васильевна

Данная программа апробирована в МКОУ ДОД Таловском ДЮЦ. Главное - правильная подборка материала по принципу доступности и сочетание с практическими видами работ (изобразительное и декоративно-прикладное творчество).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Таловский детско-юношеский центр имени Титова Ю.Т.

                                        Утверждено на педагогическом совете

                                        протокол № 1 от 2.10.2010

                                        Директор МОУ ДОД Таловского ДЮЦ

                                        имени Титова Ю.Т. ______________________

                                        Панамарева Т.С.

Модифицированная программа дополнительного образования

«КОВЧЕГ»

для учащихся 7-9 лет,

 срок реализации программы – 2 года.

                                Автор: педагог дополнительного образования,

                                           Забродина Ольга Васильевна

Таловая, 2010г.

Пояснительная записка

        Воспитание – процесс медленный, непростой, требующий комплексного, системного подхода. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди. Со сложнейшим миром окружающей действительности  ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания». Итогом христианского воспитания нужно считать не вышколенность, а обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека. И система эта должна быть движущейся, развивающейся.

Основная цель данной программы – показать и воспитать на примерах истории Русской Православной Церкви милосердное отношение к ближнему независимо от социального статуса личности.

В связи с этим можно выделить три педагогические задачи.

        Первая – это подвести ребенка к осмыслению таких понятий как Бог, мироздание, храм, жизнь, грех и добродетель и др. посредством вступления с ним в открытый диалог, чтобы скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, помочь обрести целостное мировоззрение.

        Вторая задача – познакомить ребенка с наукой о человеке, чтобы он мог понять, каково его назначение в жизни, его истинное призвание, т.к. каждому предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить. Это означает, что необходимо не только просвещать детей истинным знанием, но реально учить делам добра и милосердия.

        И третья задача – это подготовка ребенка к осмыслению личного духовного опыта, т.е. опыта общения с Богом.

Изучение данной программы актуально в связи с тем, что в настоящее время перед дополнительным образованием стоит цель создания условий для развития творческой, нравственной, гармоничной личности. Именно поэтому делается упор на формирование у ребенка таких качеств как милосердие, доброта, терпимость, чувства взаимопомощи и поддержки, любовь к Родине, к семье, природе посредством изучаемого материала.

Характеристика программы

Программа «Ковчег» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической;

по функциональному предназначению – учебно-познавательной;

по форме организации – кружковой (т.е. предназначенной для работы в детском объединении); по времени реализации – краткосрочной (2 года обучения).

Программа «Ковчег» предназначена для младших школьников (до 10 лет).

        В соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 36 часов. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 учебному часу.

Программа «Ковчег» является модифицированной, т.к. написана на основе следующих программ: «Основы духовной культуры» Е.А. Пономаревой, учителя гимназии №9 г.Воронеж; «Почему мы так говорим?» (Библейская история и родной язык) Е.Ф. Крутых, учителя колледжа №3 г.Воронеж; «Мироведение», православная гимназия «Радонеж», г. Ясенево; «Введение в Предание» Н.А. Винокуровой, педагога детского сада №890 г.Строгино и А.С. Балаховской, педагога воскресной школы храма Воскресения Христова в г.Измайлов. Отличительной особенностью программы «Ковчег» является то, что она в отличие от перечисленных программ рассчитана на 2 года обучения, а так же то, что среди форм работ с детьми есть и практические формы (творческие задания: выполнение аппликаций, рисование, лепка…)  

        В планирование содержания включен контроль знаний учащихся, который будет проходить в ходе итоговой аттестации в форме тестирования по итогам работы в течение года.

В результате работы по программе 1года обучения обучающиеся должны:

-знать правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы из здания,

-знать понятия «внешний и внутренний мир», «Святая Троица», «грех», «добродетель», «пост», «творчество и талант», «молитва», «мир духовный или ангельский», «церковные таинства и обряды», «именины», «притча», «икона»;

-знать главные православные церковные праздники;

-знать историю Адама и Евы;

-знать жития святых: Сергия Радонежского, равноапостольной княгини Ольги, Петра и Февроньи;                                                  

-познакомиться с главными молитвами Православия;

-знать притчу о блудном сыне;

-уметь различать основные иконы;

-уметь вести себя в церкви (знать основные правила поведения);

-знать главные книги христиан (Библия и Евангелие) и их основные отличия;

-научиться выполнять сувениры из различных видов бумаги, уметь сочетать бумагу с другими материалами (творческие задания к таким праздникам, как Рождество и Пасха);

В результате работы по программе 2 года обучения обучающиеся должны:

-знать понятия «заповедь», «блаженства», «братство и неправедное братство», «секты», «раскаяние», «плащаница», «пророки и пророчества»,  «чудотворец», «мученик», «блаженный», «монашество и монастырь», «искушения», «иконописец», «святая вода», «крест Господень», «святые мощи», «богослужение», «церковное облачение», «апостолы»;

-знать главные православные церковные праздники;

-знать жития святых: мученицы Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, равноапостольных Кирилла и Мефодия, великомученицы Екатерины, Святителя Николая, Преподобного Серафима Саровского, Святителя Митрофана Воронежского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны;                                                  

-знать историю строения Вавилонской башни, историю Каина и Авеля, историю Ноя, историю о царе Ироде, историю Иуды;

-знать мировые религии их основные отличия: ислам, буддизм, христианство;

-научиться выполнять сувениры из различных материалов (творческие задания к таким праздникам, как Рождество и Пасха)

Учебно-тематический план 1 года обучения

Задачи 1 года обучения:

-начать знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме;

-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;

-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, уважение по отношению к взрослым, родителям.

№ п/п

Название тем

Теория

Прак-тика

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие

1

1

2

2

3

Внешний и внутренний мир

0,5

0,5

1

4

«Лента времени» и «годовой круг»

1

1

5

Представление о Боге

1

1

6

Понятие греха

0,5

0,5

1

7

Понятие добродетели

0,5

0,5

1

8

«Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники

1

1

2

9

10

Труд человека. Богатство

0,5

0,5

1

11

Выбор – поступок. Выбор - слово

0,5

0,5

1

12

«Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники

1

1

2

13

14

Как приготовиться к посещению храма

1

1

2

15

16

Молитва

0,5

0,5

1

17

Подготовка и проведение праздника «Рождественские встречи»

1

2

3

18

19

20

Любовь

2

1

3

21

22

23

Человечество и искусство

0,5

0,5

1

24

«Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники

1

3

4

25

26

27

28

Общие понятия о посте

0,5

0,5

1

29

Мир духовный, или ангельский

1

1

2

30

31

Таинства и обряды православной Церкви

1

1

2

32

33

Именины

1

1

2

34

35

«Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники

0,5

0,5

1

36

Итоговая аттестация воспитанников

1

1

ИТОГО

18,5

17,5

36

Содержание тем по 1 году обучения

№ п/п

Название тем

Содержание занятий

Общее кол-во часов

1

Вводное занятие

Введение в программу: знакомство с тематикой занятий; с правилами воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы)

Мир – наш дом: мир рукотворный и нерукотворный; создание мира.

Творческое задание: попробовать нарисовать какое-либо существо, которое могло бы жить в нашем мире, дать ему имя, рассказать, чем оно будет питаться, вредное оно или полезное

2

2

3

Внешний и внутренний мир

Познание внешнего мира; внутренний мир человека.

Творческое задание: коллективный рисунок мира.

1

4

«Лента времени» и «годовой круг»

Главные книги христиан – Библия и Евангелие и их основное отличие. Отсчет времени от Рождества Христова на «Ленте времени». Понятие о «годовом круге» - о смене праздников и постов в течение года. Сравнение с календарем, фотоальбомом, зарубками на стене, дневниками.

1

5

Представление о Боге

Стремление человека познать Бога. Представление о Боге у древних народов и философов. Свойства Божьи и как они раскрыты у Святых отцов в Священном Писании. Понятие о Святой Троице. Икона Пресвятой троицы.

1

6

Понятие греха

Назначение человека. История Адама и Евы – грехопадение и его последствия. Страсти и добродетели.

Творческое задание: написать и обсудить положительные и отрицательные качества человека.

1

7

Понятие добродетели

Каких людей мы считаем героями? Преподобный Сергий, игумен Радонежский, чудотворец.

1

8

«Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники

Рождество Богородицы (21 сентября), Воздвиженье честнаго и Животворящего креста (27 сентября), Покров пресвятой Богородицы (14 октября)

2

9

10

Труд человека. Богатство

Богатство природы и богатство человека. Как не стать жадными.

Творческое задание: выполнение картины с использованием природного материала к одному из стихотворений об осени (С. Есенин, А.Пушкин)

1

11

Выбор – поступок. Выбор - слово

Как люди делают выбор и чем руководствуются. Наша внутренняя свобода. Что такое человеческое слово? Насколько оно может быть долговечным и действенным. Добрые и злые слова. Единство слова и дела.

Творческое задание: нахождение однокоренных слов к словам «благо», «добро», «свет»

1

12

«Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники

Рождество Христово (7 января), Крещение (19 января), Сретение (15 февраля).

Творческое задание: изготовление поздравительного плаката к Рождеству – коллективная работа.

2

13

14

Как приготовиться к посещению храма

Поведение в храме: основные правила. Внутреннее убранство храма. Экскурсия в храм.

2

15

16

Молитва

Что такое молитва? Самые главные молитвы (объяснение значения). Совместная молитва.

1

17

Подготовка и проведение праздника «Рождественские встречи»

Подготовка совместного мероприятия детско-юношеского центра и школы искусств. Подготовка воспитанников объединения в проведении праздника.

3

18

19

20

Любовь

Что значит любить? Что такое послушание? Семья и семейный союз. Притча о блудном сыне.

Творческое задание: рисунок семьи.

Житие Святой равноапостольной  великой княгини Российской Ольги и святых Петра и Февроньи.

3

21

22

23

Человечество и искусство

Временное и вечное в искусстве. Творчество и талант.

1

24

«Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники

Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вербное воскресение – вход Господень в Иерусалим (начало Страстной седьмицы), Пасха.

Творческое задание: выполнение открыток в технике «Изонить» для поздравления родственников.

Творческое задание: выполнение поздравительных плакатов в таловские организации

4

25

26

27

28

Общие понятия о посте

Правила поста. Посты (Великий, Петров (апостольский), Успенский, Рождественский)

Творческое задание: составить меню для поста на 1 день.

1

29

Мир духовный, или ангельский

Ангелы в Священном писании.

Творческое задание: выполнение панно «Ангел» в технике «Бумагопластика»

2

30

31

Таинства и обряды православной Церкви

Объяснение смысла основных таинств и обрядов  (Исповедь, Причащение, Брак…)

2

32

33

Именины

Служение ангелов. Святцы. Наши святые покровители.

Творческое задание: изготовление плаката на данную тематику.

2

34

35

«Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники

Вознесение Господне, Троица

Творческое задание: панно «Лето» с использованием различных техник.

1

36

Итоговая аттестация воспитанников

Тестирование.

1

Учебно-тематический план 2 года обучения

Задачи 2 года обучения:

-продолжить знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме; повторить и расширить материал 1 года обучения;

-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;

-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, умение обдумывать свое поведение и делать соответствующие выводы уважение по отношению к взрослым, родителям.

№ п/п

Название тем

Теория

Прак-тика

Общее кол-во часов

1

Наш язык – зеркало духовной жизни

0,5

0,5

1

2

Почему люди говорят на разных языках?

0,5

0,5

1

3

История Каина и Авеля

0,5

0,5

1

4

История Ноя

0,5

0,5

1

5

Истории о Рождении Христа

0,5

0,5

1

6

«Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники

1

1

2

7

8

О распятии Христа

0,5

0,5

1

9

Образы святости в православной церкви. Жития Святых

3

1

4

10

11

12

13

Пророки и пророчества

0,5

0,5

1

14

О монашестве и монастырях

0,5

0,5

1

15

Притчи

0,5

0,5

1

16

Новые искушения

0,5

0,5

1

17

День именинника

0,5

0,5

1

18

«Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники

1

1

2

19

20

Рождество Христово

1

2

3

21

22

23

Икона – окно в небесный мир

0,5

0,5

1

24

Святыни Церкви

0,5

0,5

1

25

О богослужении Православной Церкви

0,5

0,5

1

26

«Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники

1

3

4

27

28

29

30

Мировые религии

0,5

0,5

1

31

Братство. Неправедное братство

0,5

0,5

1

32

Заповеди и блаженства

0,5

0,5

1

33

«Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники

0,5

0,5

1

34

Акция «Доброе дело»

2

2

35

36

Итоговая аттестация воспитанников

1

1

ИТОГО

17

19

36

Содержание тем по 2 году обучения

№ п/п

Название тем

Содержание занятий

Общее кол-во часов

1

Наш язык – зеркало духовной жизни

Церковнославянский язык. Его назначение и красота. Подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Что Петр1 сделал для русского языка? Библия и Евангелие.

Игры со словами.

1

2

Почему люди говорят на разных языках?

История Вавилонской башни. Вавилонское столпотворение. Объяснение значение выражений.

Игры со словами.

1

3

История Каина и Авеля

Объяснение слов «окаянный, раскаяние, покаяние»

Игры с однокоренными словами.

1

4

История Ноя

Объяснение слов и выражений: «допотопный», «после нас хоть потоп», «Всемирный потоп», «хам», «хамство». История о сыновьях Ноя.

Игры со словами.

1

5

Истории о Рождении Христа

Почему ясли – детское учреждение? Почему жестокого человека называют «иродом»? Объяснение выражения «избиение младенцев»

Игры со словами.

1

6

«Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы.

Творческое задание: выполнение картины с использованием различных семян.

2

7

8

О распятии Христа

Объяснение слов и выражений: «чистый четверг», «тайная вечеря», «причастие», «иуда» как символ предательства (о грехе самоубийства), «крестные муки», «нести свой крест». Что такое «Плащаница» и где ее хранят?

1

9

Образы святости в православной церкви. Жития Святых

Общие наименования святых.

Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Святая великомученица Екатерина.

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец.

Преподобный Серафим Саровский, чудотворец.

Блаженная Ксения Петербургская.

Блаженная Матрона.

Святитель Митрофан Воронежский.

Творческое задание: нарисовать самый запомнившийся момент жития какого-либо святого (по выбору воспитанника)

4

10

11

12

13

Пророки и пророчества

Объяснение значения слов. Рассказ об Иоанне Крестителе и Илье Пророке.

1

14

О монашестве и монастырях

Объяснение значения слов. Рассказ о жизни и подвигах людей, живущих в монастырях.

1

15

Притчи

Чему учат нас притчи? Повторение уже известных притч о талантах, о блудном сыне (1 год обучения), обсуждение новых притч.

1

16

Новые искушения

Суеверия, оккультизм, сатанизм, магия.

Эстетизм или «культ упаковки».

Творческое задание: сравнить портреты женщин у художников 19 века и фотографии женщин в модных журналах.

1

17

День именинника

Организация и проведение праздника внутри объединения

1

18

«Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы.

Творческое задание: выполнение рождественской открытки с использованием различных материалов («Рождественская звезда»).

2

19

20

Рождество Христово

Подготовка совместного мероприятия детско-юношеского центра и школы искусств. Подготовка воспитанников объединения в проведении праздника.

3

21

22

23

Икона – окно в небесный мир

Как писались иконы. Иконописцы (Андрей Рублев). Иконы Божьей Матери (истории их создания)

1

24

Святыни Церкви

Святая вода. Для чего освящаются дома и квартиры. Святые источники. Крест Господень. Святые мощи. Освященный хлеб.

1

25

О богослужении Православной Церкви

Недельный круг богослужений. Всенощное бдение. Вечеря. Утреня. Крестный ход.

Церковное облачение.

1

26

«Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы.

Творческое задание: выполнение подставки для пасхального яйца в технике «Тестопластика»; выполнение поздравительных открыток для детей, находящихся на лечении в Таловской ЦРБ.

4

27

28

29

30

Мировые религии

Ислам, буддизм, христианство. Их основные отличия.

1

31

Братство. Неправедное братство

Что значит: не сотвори себе кумира? Возникновение сект. Просмотр и обсуждение фильма.

1

32

Заповеди и блаженства

Законы природы и нравственности. Обстоятельства возникновения заповедей и блаженств и их значение.

Творческое задание: напишите законы, по которым мы могли бы жить в семье, в школе, в объединении (на выбор), в чем их сходство с заповедями.

1

33

«Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы.

Творческое задание: нарисуйте 1 из дней ваших будущих каникул.

1

34

Акция «Доброе дело»

Обсуждение с воспитанниками, чем бы они могли помочь окружающим, выбор одного из направлений работы, осуществление акции.

2

35

36

Итоговая аттестация воспитанников

Тестирование

1

Методическое обеспечение программы

        Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о теме и обсуждение материала в ходе открытого диалога педагога и воспитанников. Практическая часть занятия включает в себя различные творческие задания – выполнение работ практического характера. В данном возрасте ребенку необходимо активное действие, только в живом процессе он творчески развивается и по-настоящему усваивает, т.е. приобретает личный опыт. И тут воспитанникам предлагаются различные совместные дела: лепка, рисование, бумагопластика и многое другое, что также имеет свой воспитательный эффект, т.к. учит ребенка правильной организации совместного действия, развивает чувство единения с другими людьми.

        Важным условием в данной программе является подбор материала по принципу «от простого к сложному», программа вводит понятие времени  («Лента времени» и «Годовой круг») и пластично соединяет в себе календарный год и Священную Историю, ветхозаветные события представлены цепью локальных эпизодов, необходимых для объяснения какого-либо материала. При этом содержание тем подбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, их внутренними и внешними проблемами, без излишних аллегорий и символизма. Самое главное на занятиях – научить общению, разговору, учить смотреть, слушать, замечать, соблюдая при этом суверенное право ребенка на свободу духа. Прохождение каждой новой темы предполагает повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.

        По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения по данной программе: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой, иллюстрация и видеометод); эвристические методы обучения (эвристическая беседа). Ко второй группе относятся: упражнения (выполнение творческих заданий практического характера, дидактические игры).

Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп.

Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: эвристическая беседа (учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всего класса). 

Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. В качестве иллюстрации используются различные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (видеомагнитофонов и компьютеров) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.

Работа с  книгой - важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их), тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста), цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница), аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла) и др.

Практический метод отличается тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Функция этого метода - углубление знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.

Большое значение в данной программе уделяется наглядности (рассматривание и обсуждение репродукций, картин, икон) и ТСО (просмотр мультфильмов и фильмов обучающего характера с целью дальнейшего обсуждения, подбор слайдов – создание презентаций на компьютере). Это обусловлено также возрастными особенностями учащихся.

Занятия могут проходить в традиционной классно-урочной форме, но программа предусматривает также и экскурсии, проведение акций, праздников (а также процесс подготовки к ним – коллективная и индивидуальная работа).

         Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме тестирования по усвоению теоретического материала.

        Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебной программы, предполагают наличие учебного кабинета с хорошим освещением и материалов, необходимых для практических занятий по ИЗО, тестопластике и  бумагопластике (кисти, краски, альбом, цветная бумага, картон, клей, ножницы, ножи для работы с бумагой, карандаши, линейки…)

Из дидактического обеспечения необходимо наличие учебных картин и схем, видеокассет и CD-дисков. Также для работы может быть использована компьютерная программа  «WORD» (при подготовке презентаций), а также телевизор и видеомагнитофон, что позволит передать воспитанникам информационный материал более наглядно.

                                             Литература для педагога

  1. Л.В.Сурова Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – Издательство Владимирской епархии, 1999г.
  2. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Под ред. А.Н.Тихонова. – М., «Просвещение», 1991г.
  3. Энциклопедия православной жизни / Г.Калинина, Г.Стромынский. – Т., «Имидж Принт», 2009г.
  4. Праздники Православной Церкви / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
  5. Первые шаги в православном храме / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
  6. А.Декоппет Проповеди для детей. – Киев, издательство имени святителя Льва, 2004г.
  7. Н. Опрышко Православные святые. Почитание и прославление. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.
  8. Главные молитвы православия / М.Тимофеев. – М., «Эксмо», 2010г.

Литература для детей

  1. Узоры из бумаги: белорусская выцинанка. Н. Соколова-Кубай. – «Культура и традиции», Тверь 2006.
  2. В.В.Выгонов Изделия из бумаги – М., «МСП», 2001г.
  3. А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. – Украина, 2006г.
  4. Е.Г.Лебедева Простые поделки из бумаги и пластилина. – М., «АйрисПресс», 2005г.
  5. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., «Художественная литература», 1988г.
  6. Я познаю мир: Мировая художественная культура: Дет. энцикл. / Е.Ю.Пархоменко. – М., «Издательство АСТ», «Ермак», «Издательство Астрель», 2003г.
  7. Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД»,  1997г.
  8. Я познаю мир: Культура: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
  9. Я познаю мир: История: Дет. энцикл. /Н.В.Чудакова, А.В. Громов. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
  10. Я познаю мир: Русский язык: Дет. энцикл. / В.В. Волина. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
  11. Молись, дитя! Детский православный молитвослов. – М., 2010г.



Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 К ПРОГРАММЕ

«КОВЧЕГ»

Количество часов: 72,

1 год обучения: 36 часов;

2 год обучения: 36 часов.

Возраст воспитанников: 7 – 9 лет  

Руководитель объединения:

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т.

Забродина О.В.

2011-2012 учебный год

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основная цель данной программы – показать и воспитать на примерах истории Русской Православной Церкви милосердное отношение к ближнему независимо от социального статуса личности.

В связи с этим можно выделить три педагогические задачи.

        Первая – это подвести ребенка к осмыслению таких понятий как Бог, мироздание, храм, жизнь, грех и добродетель и др. посредством вступления с ним в открытый диалог, чтобы скорректировать уже имеющиеся у него знания, устремить его к истине, помочь обрести целостное мировоззрение.

        Вторая задача – познакомить ребенка с наукой о человеке, чтобы он мог понять, каково его назначение в жизни, его истинное призвание, т.к. каждому предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить. Это означает, что необходимо не только просвещать детей истинным знанием, но реально учить делам добра и милосердия.

        И третья задача – это подготовка ребенка к осмыслению личного духовного опыта, т.е. опыта общения с Богом.

Задачи 1 года обучения:

-начать знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме;

-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;

-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, уважение по отношению к взрослым, родителям.

Задачи 2 года обучения:

-продолжить знакомство воспитанников с основными понятиями Православия, с главными вехами Священной Истории и правилами поведения в Православном храме; повторить и расширить материал 1 года обучения;

-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;

-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, умение обдумывать свое поведение и делать соответствующие выводы уважение по отношению к взрослым, родителям.

САМОАНАЛИЗ

ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ

  1. Цель и задачи за прошлый учебный год были выполнены полностью.
  2. На начало учебного года насчитывалось 16 человек, к концу учебного года выбыло 3 человека в связи с переходом в другие объединения ДЮЦ и ДЮСШ, не совместимые по расписанию.
  3. В декабре, в марте и в конце года было проведено тестирование для воспитанников по теоретическому материалу программы. Результаты итоговой аттестации показали: низкий уровень - 1, средний уровень - 7, высокий уровень – 4. 1 человек не смог присутствовать на аттестации в связи с болезнью. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в группе преобладает большее количество воспитанников со средним уровнем освоения программы
  4. За год были приобретены несколько методических пособий в помощь педагогу для работы с данной группой детей;
  5. Дети данного объединения приняли участие в районном празднике «Образ Богородицы – образ матери», представили объединение на празднике кружковцев, оказали помощь при проведении выпускного для дошколят (Конохова Елизавета, Шатунов Василий), участвовали в конкурсе «Самый умный» (Новиков Алексей – финалист, Панамарев Антон), присутствовали на занятиях клуба «Мир русской культуры».
  6. По наблюдениям педагога – более половины детей группы посещают Церковь со своими родителями, что является самым главным показателем уровня духовно-нравственного воспитания ребенка.

Педагог дополнительного образования ____________________ Забродина Ольга Васильевна

РАБОТА С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

В _____________ УЧЕБНОМ ГОДУ

  1. Работа с родительским комитетом – в течение года
  2. Проведение открытых занятий для родителей – февраль
  3. Организация новогоднего утренника для детей – декабрь
  4. Организация районного праздника и конкурса - ноябрь
  5. Проведение индивидуальных консультаций для родителей – в течение года
  6. Количество детей на начало учебного года - _______________
  7. Количество детей в течение года (убыло/прибыло) - _____________

РАБОТА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОГРАММЫ

В _____________ УЧЕБНОМ ГОДУ

  1. Обновить устаревшие наглядные пособия
  2. Посетить семинары «Школы педагогического мастерства» - в течение года
  3. Создать папку накопления по работе с данной группой – в течение года
  4. Пополнить методические материалы современными разработками
  5. Тема для самообразования: «Образ Богородицы: жизнеописание, иконы Богородицы, чудеса», «Храмы России»
  6. Оформить кабинет духовно-нравственного воспитания на базе Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по 1 году обучения


п/п

Название темы

Цель занятия

Формы и методы работы

Дидак-                                   тическое                                обеспечение

Примечания

Кол-во часов

Дата проведения

1

Вводное занятие

Знакомство с тематикой занятий; с правилами воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы)

Введение понятия о мире: Мир – наш дом; мир рукотворный и нерукотворный; создание мира. Познание внешнего мира; внутренний мир человека.

Основная форма работы – занятие с целой группой; методы: 1.инструктаж,

2. беседа с опорой на имеющиеся у детей знания, 3.практическая работа,

4.игра,

5. рассказ,

6.работа с наглядностью,

7. разучивание стихотворений с опорой на зрительный образ,

8. поощрение и соревнование при оценке детских работ,

9.убеждение,

10.эвристический метод – постановка проблемы с последующим решением ее детьми,

11.личный пример педагога,

12.экскурсия

План эвакуации

2

2

Внешний и внутренний мир

Инд. тетради, письменные принадлежности, картина-заготовка для коллективной работы

1

3

«Лента времени» и «годовой круг»

Знакомство с главными книгами христиан – Библией и Евангелием и их основными отличиями. Отсчет времени от Рождества Христова на «Ленте времени». Понятие о «годовом круге» - о смене праздников и постов в течение года.

Схематическое изображение ленты времени и годового круга

1

4

Представление о Боге

Знакомство с представлением о Боге у древних народов и философов. Свойства Божьи и как они раскрыты у Святых отцов в Священном Писании. Понятие о Святой Троице. Икона Пресвятой троицы.

Иллюстрации икон

1

5

Понятие греха

Знакомство с историей об Адаме и Еве – грехопадение и его последствия. Страсти и добродетели. Положительные и отрицательные качества человека

Иллюстрации картин об Адаме и Еве

1

6

Понятие добродетели

Знакомство с жизнеописанием Преподобный Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Обсуждение понятия героизма, есть ли герои среди нас.

Иллюстрации и иконы с изображением Сергия Радонежского

1

7

«Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники

Знакомство с историей праздников: Рождество Богородицы , Воздвиженье Честнаго и Животворящего креста, Покров пресвятой Богородицы

Схематическое изображение ленты времени и годового круга, иллюстрации икон

2

8

Труд человека. Богатство

Обсуждение понятий «богатство» и «жадность». Выявление семантики слова «богатство»

Инд. тетради

1

9

Выбор – поступок. Выбор – слово

Обсуждение того, как люди делают выбор и чем руководствуются, о важности соблюдения чистоты человеческой речи

Инд. тетради

1

10

«Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники

Знакомство с историей праздников: Рождество Христово (7 января), Крещение (19 января), Сретение (15 февраля).

Творческое задание: изготовление поздравительного плаката к Рождеству – коллективная работа.

Схематическое изображение ленты времени и годового круга, иллюстрации икон

2

11

Как приготовиться к посещению храма

Знакомство с поведением в храме

Схематическое изображение храма,  раскраски

2

12

Молитва

Знакомство: что такое молитва (объяснение значения).

Инд. Тетради, ксерокопии молитв

1

14

Подготовка и проведение праздника «Рождественские встречи»

Подготовка воспитанников объединения в проведении праздника. Воспитание чувства коллективизма

Сценарий праздника, декорации

3

15

Любовь

Объяснение значений слов и выражений6 семья и семейный союз; значение притчи о блудном сыне.

Знакомство с Житием Святой равноапостольной  великой княгини Российской Ольги и святых Петра и Февроньи.

Иллюстративный

 материал, инд. тетради

3

16

Человечество и искусство

Обсуждение понятий: временное и вечное в искусстве; творчество и талант.

Иллюстративный материал, инд. тетради

1

17

«Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники

Знакомство и историей праздников: Благовещенье Пресвятой Богородицы (7 апреля), Вербное воскресение – вход Господень в Иерусалим (начало Страстной седьмицы), Пасха.

Схематическое изображение ленты времени и годового круга, иллюстрации икон

4

18

Общие понятия о посте

Знакомство с правилами поста.

Инд. тетради

1

19

Мир духовный, или ангельский

Ангелы в Священном писании – объяснение данного понятия

Принадлежности для аппликации

2

20

Таинства и обряды православной Церкви

Объяснение смысла основных таинств и обрядов  

Инд. тетради

2

21

Именины

Объяснение слов и выражений: служение ангелов, святцы, наши святые покровители.

Плакат для выполнения коллективной работы

2

22

«Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники

Знакомство и историей праздников: Вознесение Господне, Троица

Схематическое изображение ленты времени и годового круга,

иллюстрации икон

1

23

Итоговая аттестация воспитанников

Выявление знаний воспитанников по итогам 1 года обучения

Бланки для тестирования

1

ИТОГО

36

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по 2 году обучения


п/п

Название темы

Цель занятия

Формы и методы работы

Дидак-                                   тическое                                обеспечение

Примечания

Кол-во часов

Дата проведения

1

Наш язык – зеркало духовной жизни

Знакомство с понятием «церковнославянский язык», его назначением и красотой; подвигом святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; что Петр1 сделал для русского языка; Библией и Евангелием.

Основная форма работы – занятие с целой группой; методы: 1.инструктаж,

2. беседа с опорой на имеющиеся у детей знания, 3.практическая работа,

4.игра,

5. рассказ,

6.работа с наглядностью,

7. личный пример педагога

8. поощрение и соревнование при оценке детских работ,

9.убеждение,

10.эвристический метод – постановка проблемы с последующим решением ее детьми,

Инд. тетради, изображение святых, алфавита

1

2

Почему люди говорят на разных языках?

Знакомство с историей Вавилонской башни; понятием «Вавилонское столпотворение».

Инд. тетради, иллюстрации

1

3

История Каина и Авеля

Объяснение слов «окаянный, раскаяние, покаяние», развитие речи воспитанников

Инд. тетради, иллюстрации

1

4

История Ноя

Объяснение слов и выражений: «допотопный», «после нас хоть потоп», «Всемирный потоп», «хам», «хамство». Знакомство с историей о сыновьях Ноя.

Инд. тетради, иллюстрации

1

5

Истории о Рождении Христа

Развитие речи воспитанников: объяснение значений слов «ясли», «ирод», «избиение младенцев»

Инд. тетради, иллюстрации

1

6

«Лента времени» и «годовой круг»: осенние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения

Инд. тетради, иллюстрации, схемы

2

7

О распятии Христа

Объяснение слов и выражений: «чистый четверг», «тайная вечеря», «причастие», «иуда»,«крестные муки», «нести свой крест», «плащаница»

Инд. тетради, иллюстрации

1

8

Образы святости в православной церкви. Жития Святых

Знакомство с житием святых: Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София; Святая великомученица Екатерина; Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец; Преподобный Серафим Саровский, чудотворец; Блаженная Ксения Петербургская;

Блаженная Матрона.

Святитель Митрофан Воронежский.

Инд. тетради, иллюстрации

4

9

Пророки и пророчества

Объяснение значения слов. Рассказ об Иоанне Крестителе и Илье Пророке.

Инд. тетради, иллюстрации

1

10

О монашестве и монастырях

Знакомство с  жизнью и подвигами людей, живущими в монастырях.

Инд. тетради, иллюстрации, диск

1

11

Притчи

Чему учат нас притчи, повторение уже известных притч о талантах, о блудном сыне, обсуждение новых притч.

Инд. тетради, иллюстрации, книги с притчами

1

12

Новые искушения

Суеверия, оккультизм, сатанизм, магия.

Эстетизм или «культ упаковки».

Творческое задание: сравнить портреты женщин у художников 19 века и фотографии женщин в модных журналах.

Инд. тетради

1

14

День именинника

Организация и проведение праздника внутри объединения

Инд. тетради, иллюстрации, плакат для коллективной работы, принадлежности для рисования

1

15

«Лента времени» и «годовой круг»: зимние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы, выполнение творческого задания

Инд. тетради, иллюстрации, схемы

2

16

Рождество Христово

Подготовка мероприятия, воспитание чувства коллективизма в группе

Сценарий, декорации

3

17

Икона – окно в небесный мир

Знакомство с понятием «Икона», правилами ее написания, иконописцами.

Инд. тетради, иллюстрации

1

18

Святыни Церкви

Объяснение материала: Что относится к святыням, святая вода, Крест Господень, Святые мощи,

освященный хлеб.

Инд. тетради, иллюстрации

1

19

О богослужении Православной Церкви

Объяснение материала: недельный круг богослужений,  всенощное бдение, вечеря., утреня, крестный ход, церковное облачение.

Инд. тетради, иллюстрации, раскраски

1

20

«Лента времени» и «годовой круг»: весенние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Выполнение

творческого задания

Инд. тетради, иллюстрации, принадлежности для выполнения творческой работы

4

21

Мировые религии

Ислам, буддизм, христианство. Их основные отличия.

Инд. тетради, иллюстрации

1

22

Братство. Неправедное братство

Что значит: не сотвори себе кумира? Возникновение сект. Просмотр и обсуждение фильма.

Инд. тетради, иллюстрации, видеомагнитофон и видеофильм

1

23

Заповеди и блаженства

Законы природы и нравственности. Обстоятельства возникновения заповедей и блаженств и их значение.

Инд. тетради, иллюстрации

1

24

«Лента времени» и «годовой круг»: летние православные праздники

Повторение пройденного материала по 1 году обучения в форме мини-теста и беседы. Выполнение творческого задания

Инд. тетради, принадлежности для выполнения творческого задания

1

25

Акция «Доброе дело»

Выполнение коллективной работы с целью воспитания коллективизма и доброты к ближним

Принадлежности для выполнения творческого задания

2

26

Итоговая аттестация воспитанников

Проверка знаний воспитанников в виде тестирования

Бланки для тестирования

1

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры

Рабочая программа и КТП по курсу Основы православной культуры разработаны в соответствии с ФГОС и являются продолжением  ОПК изученных в 4 классе...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры" для 5 класса

Данная разработка представляет собой один из вариантов рабочей программы по "Основам православной культуры". В ней есть определенные недостатки, т.к. это был мой первый год практики преподавания этой ...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") для 4 класса составлена по учебнику А. Кураева...

Рабочая программа дополнительного образования «Союз друзей искусства и культуры»

Цели и задачиОбразовательная: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.Развивающая: развитие эстетического восприят...

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры", к учебнику Н.Ф. Виноградовой)...

4 класс. ФГОС. Рабочая программа начального общего образования по курсу основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.

Аннотация к рабочей  программе  по   основам  религиозных культур и светской этики 4 класса за курс  начальной школы.   Предмет «ОРКСЭ – модуль...

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в школьном образовании", 07.04.2016 г.

Участник круглого стола "Проблема преемственности учебного модуля "Основы православной культуры" и предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" в ш...