Тематический показ учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»
учебно-методический материал по теме

Мельничук Елена Иосифовна

 

Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретательность. Создать предпосылки для реализации творческого потенциала.

Задачи: овладеть наиболее эффективными способами усвоения знаний по предмету, Научиться живости, непосредственности восприятия и передаче художественных, музыкальных образов, точным исполнительским реакциям и вниманию в своих выступлениях.

Развить потребность в создании творческой атмосферы, сценического чувства («драйва»).

Привлечь внимание к музыкальным образцам классиков и современных композиторов.

Воспитать духовно-нравственного юного музыканта в целях противостояния «засилию массовой культуры».

Метод показа: прослушивания учеников  с последующим обсуждением (коррекцией исполнений, ответами на вопросы (учителя ученику и наоборот).  Использование видео- и аудио материала.

Тип урока -  показа: сценическое выступление с комментариями и рекомендациями.

Форма проведения: мини - групповая.

План показа:

  1. Вступительное слово преподавателя по специальности.
  2. Исполнение пьес малых форм из циклических композиций П..Чайковского и современных петербургских композиторов.  Мультимедийное  сопровождение.
  3. Обсуждение, рекомендации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_pokaz.docx47.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                   Тематический показ

             учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны

       «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»

                                                                                                                                       ДМШ № 24                                                                                    

                                                                                                                         22 апреля 2012 года

В показе (занятии)  участвуют учащиеся:

Хлопушина Маша (I-9 класс, 8 лет),  

Солнцев Вадик (II-9 класса,10 лет),  

Быкова Настя (II-9 класс, 8 лет),  

Михайлова Оксана (III-9 класс, 9 лет),  

Бондаренко Родион (IV-9 класс, 10 лет),  

Снеговская Аня (V-9 класс, 11 лет).

Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретательность. Создать предпосылки для реализации творческого потенциала.

Задачи: овладеть наиболее эффективными способами усвоения знаний по предмету, Научиться живости, непосредственности восприятия и передаче художественных, музыкальных образов, точным исполнительским реакциям и вниманию в своих выступлениях.

Развить потребность в создании творческой атмосферы, сценического чувства («драйва»).

Привлечь внимание к музыкальным образцам классиков и современных композиторов.

Воспитать духовно-нравственного юного музыканта в целях противостояния «засилию массовой культуры».

Метод показа: прослушивания учеников  с последующим обсуждением (коррекцией исполнений, ответами на вопросы (учителя ученику и наоборот).  Использование видео- и аудио материала.

Тип урока -  показа: сценическое выступление с комментариями и рекомендациями.

Форма проведения: мини - групповая.

План показа:

  1. Вступительное слово преподавателя по специальности.
  2. Исполнение пьес малых форм из циклических композиций П..Чайковского и современных петербургских композиторов.  Мультимедийное  сопровождение.
  3. Обсуждение, рекомендации.

Ход занятия: 

      Представление фортепианной музыки малых форм в исполнении учащихся класса. Прослушав произведения разных композиторов, попробуем узнать, что скрывается  за названием фортепианных пьес.

Пьеса – это небольшая «зарисовка». Иногда композиторы собирают несколько таких пьес в одну композицию.  Наиболее распространёнными формами такого рода являются:   тетради, альбомы, сборники.

     К наиболее распространённой музыкальной форме можно отнести сюиту.

Сюита (франц. suite, буквально — ряд, последовательность), одна из основных циклических форм инструментальной музыки. Состоит из нескольких самостоятельных, обычно контрастирующих частей, объединённых общим художественным замыслом. Сюите свойственна большая самостоятельность частей, не столь строгая закономерность их соотношения, а также более непосредственная связь с песней, танцем, применение картинной изобразительности.

     Термин «сюита» обозначает также музыкально-хореографическую композицию из нескольких танцев.

     Педагогический репертуар  каждого ученика музыкальной школы составляется из произведений различных исторических эпох, стилей, жанров, форм, написанных в самых разнообразных настроениях и характерах.

      Познакомимся с пьесой «Игра в лошадки» из сборника  П.И.Чайковского под названием «Детский альбом», сочинение 39.

     Весь цикл пьес «Детского альбома»  для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского носит авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве  Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

     При всем многообразии бытовых сцен, картин и ситуаций, запечатленных в сборнике, в нем просматривается несколько относительно самостоятельных сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня ("Утренняя молитва", "Зимнее утро", "Мама"). Следующий сюжет - игры, домашние забавы ребенка ("Игра в лошадки", "Марш деревянных солдатиков")… Опус Чайковского состоит из ряда миниатюрных пьес, последовательность которых психологически обусловлена. Возможно, обращение к детской тематике явилось для Чайковского лишь условным, подтверждающей известную мысль, что о вечных проблемах следует говорить простыми словами.

    (Прослушивание данного музыкального произведения в исполнении Михайловой Оксаны.).

         В работе над пьесой «Игра в лошадки» необходимо, по мере освоения материала,  постепенно найти убедительный, энергичный  характер движения. Чайковский указывает «Очень скоро (Presto)». Здесь целесообразно стремиться к охвату единой мыслью и единым движением рук возможно более крупных построений. Надо сознавать, что при  укрупнении единицы ритмической пульсации создаётся впечатление увеличения темпа игры.

     Штрих staccatissimo предполагает особую цепкость пальцев. Динамический уровень в данной пьесе не выходит за пределы mf,  указания акцентов отсутствуют. Перед наступлением subito pp в заключительных тактах возможна выразительная люфтпауза, призывающая к пристальному слуховому вниманию. Культура полифонического слышания музыкальной ткани развивается при умении дифференцировать звучание при исполнении многоголосной фактуры.

      В те годы, когда Чайковский писал свой сборник, в домашнем музицировании была широко распространена игра в четыре руки. Для этого нередко приспосабливались сольные фортепианные пьесы. Нельзя не заметить, что многие  пианистические «неудобства»  мгновенно  снимаются в случае переложения музыки для ансамблевого музицирования.  Поэтому мы с ученицей сможем проиграть вдвоем в ансамбле весь цикл, и  это поможет  лучше понять фактурные особенности.

   Слушаем запись Владимира Нильсена, выполненная на студии Ленинградского радио в  1976 году.

В ней третья миниатюра – «Игра в лошадки» не знаменует собой разрядки напряжённости. Она воспринимается как отчаянная попытка прорваться посредством игры в неведомое. Пьеса от начала до конца исполняется пианистом в очень быстром темпе, ярко, безудержно, с неожиданными цезурами и резкими sf  в разных звуковых пластах поочерёдно. Отчётливо прослушиваются нисходящие мелодические линии в средних голосах. Где хроматические ходы привносят в звучание тревожную ноту. Это особенно ощутимо в заключительных тактах (начиная с pp sub.), которые пианист играет ярко, с ускорением и на crescendo.

       Иное прочтение «Детского альбома» дает Яков Флиер. В отличие от Нильсена он предлагает лирическую, а не драматическую трактовку сборника. «Игра в лошадки» у Флиера не образует психологического контраста предшествующей пьесе, как в трактовке у Нильна, а является естественным её продолжением. Музыка звучит мерно, как бы издалека, пианист находит интересные педальные эффекты. Слушая игру мастера, нельзя не вспомнить, что нередко его называли «рыцарем романтизма».

       Совершенно иную трактовку – дерзновенную, щедрую на чувства и смелую в их выражении – даёт ученик Флиера Михаил Плетнёв. Плетнёв называет Чайковского своим любимым композитором. Плетнёв стал первым исполнителем, возродившим к жизни неопубликованную версию сборника «Детский альбом» в трактовке Плетнёва – ярко характерный, целостно спаянный цикл. Весь цикл пронизан у него сквозным развитием, в чём сильно проявилось театрально – режиссёрское начало «Игровые» номера в исполнении Плетнёва ярко изобразительны: праздник в разгаре – скачет, резвится детвора. «Игра в лошадки» исполняется «при ярком освещении» - подвижно, радостно, чётким, «реальным» звуком. «Игра в лошадки», поначалу сдержанная, сосредоточенная, постепенно становится всё более озорной, задорной.

Работаем по редакции Я. Мильштейна и В. Сорокина (М.: Музыка, 1970).

     В течение своей полуторовековой истории детские фортепианные альбомы заняли важное место в классической музыке. Представленные единичными образцами в девятнадцатом столетии (Шуман, Бизе, Чайковский), они получили большой резонанс в двадцатом веке. Возник даже самостоятельный жанр "Детского альбома" - как своеобразное вместилище информации о жизни ребенка во всем ее многообразии. Лучшие образцы детских фортепианных циклов создавались композиторами для конкретного, близкого и горячо любимого ребёнка. Значение этого обстоятельства для детской музыкальной литературы велико. Ведь нет лучшей музыки, чем музыка, написанная для самых близких тебе людей.  Детские фортепианные альбомы - это подарок юному музыканту, только начинающему свой путь в искусстве. И одним из основных проводников, помогающих ребенку ориентироваться в мире звуков, стала программность.           Формируя музыкальное мышление, композиторы с помощью музыкальных образов знакомят детей с собственными музыкальными и человеческими идеалами, со всем, что самим близко и дорого, со своими музыкальными привязанностями, а иногда и антипатиями. Тематика циклов - события, случающиеся в детской жизни, игры, природа, эмоционально-психологические состояния, портреты человеческого характера, сказки, фольклор, отражение современности. Продолжая традиции Р. Шумана, авторы в игровой форме знакомят детей с современным музыкальным языком, включают в сборники и инструктивные пьесы - полифонические, этюды и  т.п., но даже они получают программные наименования и подзаголовки, определяющие жанр.  Асафьев в статье "Русская музыка о детях и для детей" пишет: "... Детский альбом...в самом деле домашний альбом...загляните в таковые - в них и поздравления, и стихи на память, и разные записи семейных происшествий, и  карандашные зарисовки с маленькими акварельками...нет ничего случайного, мозаичного и внешне превходящего". Дебюсси писал: "Детский уголок" – это своего рода хрупкое совершенство ремесла, равное изяществу мысли". Д.Б. Кабалевский: "Пишут музыку для детей многие, но очень мало кто по-настоящему знает и любит детей так, как должен их знать и любить тот, кто берётся сочинять для них".

Русские образцы жанра: П.И.Чайковский - Детский альбом, соч.39 (1878); Майкапар - "Бирюльки", соч.28 (1900);  Ляпунов - Шесть дивертисментов, соч.35 (1911); Гречанинов - Детский альбом, соч.98 (1923); Сергей Прокофьев - Детская музыка, соч.65 (1935); Н.Я.Мясковский - Пьесы для детей, op.43 (1938); Кабалевский - Тридцать детских пьес для фортепиано, соч.27 (1937-38); А.Хачатурян - Детский альбом, 1 и 2я тетрадь (1947, 1967); Свиридов - Детский альбом (1948);  Д.Шостакович - Танцы кукол (1952); Сергей Слонимский - Альбом для детей и юношества (1970-74); Родион Щедрин - Тетрадь для юношества (1983).

Исполняет Елена Филонова - русская пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица Эмиля Гилельса и Евгения Малинина, живёт во Франции

Детские фортепианные альбомы

http://s011.radikal.ru/i317/1104/ad/57053566b664.jpg

http://s016.radikal.ru/i334/1104/81/fbe8f0ddbd25.jpg

CD 1 - 79.36   П.И.Чайковский (1840-1893) №№ 1-24. Детский альбом, 24 лёгкие пьесы для фортепиано, соч.39 (1878) № 3. Игра в лошадки .

        Одной из главных задач системы отечественного музыкального образования является создание современного педагогического репертуара, направленного на формирование у ребенка не только первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие музыкальной культуры личности. Традиции создания педагогического репертуара в жанре фортепианной миниатюры имеют богатую историю. Великие мастера прошлого И.С. Бах, Р. Шуман, П. Чайковский, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель, Б. Барток, С. Прокофьев создали циклы, альбомы, тетради, сборники, которые давно переросли рамки инструктивной нотной литературы, доставляя эстетическое удовольствие людям всех возрастов. Эти традиции были развиты и продолжены в отечественной музыкальной педагогике благодаря творчеству Майкапара, Кабалевского, Свиридова, Слонимского, Гаврилина и многих других авторов.

       Заметным явлением в педпрактике ДМШ стала первая российская школа игры на фортепиано «Рождение игрушки» Санкт-Петербургского композитора Алексея Мыльникова, созданная в 1998-2000 гг. Школа предназначена для учащихся первых пяти лет обучения в ДМШ. В публикации анонса выпущенного издательством «Школы», автор  ограничился  кратким  обращением  к педагогам: «...Научить юного пианиста самостоятельно ориентироваться в музыкальных стилях и направлениях, адекватно применять свои знания, умения, навыки при разучивании конкретного произведения - основная методическая задача Школы. Пьесы, этюды и экзерсисы основаны на свободном использовании образов и форм клавирной и фортепианной миниатюры XYIII -XX веков и направлены на последовательное освоение учащимися законов фортепианной игры». Автор создает своего рода краткую антологию выразительных и формообразующих средств фортепианной музыки,

         В основе дидактико-методической концепции А. Мыльникова лежат следующие установки: художественный материал основан на интонационных архетипах европейской музыки, на наглядном моделировании в каждой пьесе, этюде, экзерсисе конкретных семантических и формообразующих средств, типичных для классической клавирной и фортепианной миниатюры XYIII -XX веков. Последовательное освоение законов и основных принципов построения художественного образа произведения «малой формы» в определенном жанре и стиле направлены на выработку у ребенка с первых шагов обучения вкуса к классическому наследию.

Разгадывая и постигая тайны Прошлого,

Мастер создает мир Настоящего.

Разгадывая и постигая тайны Настоящего,

ребенок создает мир Будущего.

Быть мастером, оставаясь ребенком,

удел стремлений всех творцов.

                                                                    Древняя мудрость.

       

    Эта мысль, помещенная в конце школы, после финальной пьесы - ключ к пониманию общего замысла. Детское восприятие и сознание устремлено в будущее, поскольку ребенок заново «открывает» достижения предыдущих поколений, интерполирует их, утверждая тем самым свой опыт в актуальном настоящем. Ребенок воспринимает и моделирует, пользуясь простыми предложениями, миниатюрными формами, наглядными и конкретными емкими образами. Развернутые логические построения, длительные цепочки умозаключений, иначе говоря, крупные, составные структуры и формы ему чужды. Не секрет, что ребенку легче сыграть подряд десяток разнохарактерных миниатюр, чем одну «крупную» форму, Емкий и интонационно доступный тематизм, контрастные сопоставления, краткие мелодические, ритмические, масштабно-тематические структуры, автономные и компактные фактурные образования - основные носители музыкальной информации.

       В отличие от установившейся отечественной традиции компоновки пьес по жанровым признакам, автор «Рождения игрушки» располагает пьесы в порядке возрастающей сложности технических приемов и средств выразительности.

     С уверенностью можно сказать, что широкое внедрение в педагогическую практику дидактико-методических идей и принципов авторской школы А. Мыльникова послужит дальнейшему развитию современной фортепианной педагогики. (Из статьи Кошелева О.Ю. «О дидактико – методической концепции авторской школы игры на фортепиано А.Мыльникова»).

    Обратимся к  произведению Андрея Мыльникова «Бурре» из сборника «Рождение игрушки». Её исполнит Быкова Настя. С исполнением этой пьесы ученица успешно выступала на прослушивании к городскому фестивалю-смотру учащихся младших классов ДМШ/ДШИ «Я УЖЕ АРТИСТ!» и на Международном конкурсе-фестивале детского музыкального творчества имени Д.Д.Шостаковича (2011, 2012 г.г.)

        В пьесе ярко выражены творческие принципы и компоненты инновационной исполнительской авторской школы композитора. На примере традиционного жанра старинного танца автор посредством своей  музыки преподаёт урок новых исполнительских технологий, заботясь одновременно о  принципах гуманизации и природообразности  обучения детей раннего возраста.

       

          Совершенно уникальными можно назвать пьесы Жанны Лазаревны Металлиди.  Пьеса с симпатичным названием  «Наперегонки со щенком» написана в форме этюда. Впечатление от захватывающего дух настроения и скорости исполнения незабываемы. Кульминационные аккорды в меняющемся размере требуют от исполнителя артистизма, передачи зажигательного, соревновательного характера. Пьеса достаточно трудна.  Требует хорошей подготовки в технике, беглости, пианистических навыков владения игрой хроматических последований каждой рукой, поэтому с самого начала следует приучать себя к необходимости постоянно помнить о том, что с накоплением пианистических навыков мы воспитываем в себе музыканта-пианиста.

         Эта установка опирается на одну из важнейших особенностей восприятия - оно непосредственно связано с моторикой. С первых же шагов нужно стремиться воспитывать свободу пианистического аппарата, ощутить взаимосвязь всех частей руки.

      Приемы звукоизвлечения и двигательные навыки служат выполнению музыкальных задач. Игра на фортепиано становится осмысленной деятельностью лишь в том случае, если она являет собой осуществление ритмических и мелодических представлений, подразумевается последовательное знакомство с мельчайшими единицами музыкального языка и воспитания слухового самоконтроля.

    Произведение может выигрышно  прозвучать на открытых мероприятиях. (Играет Михайлова Оксана).

   

       Освещая «детскую» тему в миниатюрных музыкальных «моментах», надо назвать прелестное, похожее на музыку из мультфильма, музыкальное произведение Александра Смелкова «Бабушка и кошки» из  сборника «Альбом для детей и юношества. 24 пьесы для фортепиано. Тетрадь I. Подражание Шуману и Чайковскому».

       Еще великий Иоганн Себастьян Бах своими Инвенциями и пьесами из «Нотных тетрадей Анны Магдалены Бах» заложил добрую традицию создания педагогического репертуара, цель которого — освоение детьми конкретных жанровых моделей и разнообразных технических приемов.

        Обращение Александра Смелкова в настоящем сочинении к детскому музицированию продолжает указанную традицию. Его «Альбом для детей и юношества» — оригинальная сюита из 24 пьес, с богатым образным миром и мелодическими откровениями, в которых обнаруживается яркая художественная личность автора. Пьесы Смелкова служат исключительно ценным материалом для приобретения учениками пианистических навыков, эти произведения переросли рамки инструктивной нотной литературы, доставляя эстетическое удовольствие людям всех возрастов.

      Содержание сборника:

Крошечка-хаврошечка. Осенняя картинка. Бабушка и кошки. Росинка.А что, если волки?!. Скерцо. Колобок. Юмористический этюд. Рождество твое. Витославлицы (музей деревянного зодчества близ Новгорода). «Пирует Петр.». Ода на Полтавскую викторию. Темные аллеи. Элегия.Мальчиш-Кибальчиш (по А. Гайдару). Над вечным покоем (с картины И. Левитана). Христос, Сыне Божий, воскрёс! Волочебная песня. Ангел. Златовласка. Неистовый Роланд (из Ариосто). Эскориал. Пассакалия. Маленькая мисс Сторей. О юном герцоге Артуре (по прочтении трагедии Шекспира «Жизнь и смерть короля Иоанна»). Роберт и Клара. Новелетта. Вариации на тему Бетховена. Токката. Прелюд. Этюд-картина (Весна. Санкт-Петербург).

      В пьесе «Бабушка и кошки» витиеватые  изгибы быстро бегущей мелодии представляют для юного пианиста испытание в ловкости, пальцевой цепкости, темперамента, молниеносной реакции на «события» сюжетной линии. Пьеса программного плана и пробуждает шквал эмоций, фантазию и изобретательность. Оксана Михайлова с большим удовольствием исполняла её как на отчётном концерте, так и на конкурсе, и перед  воспитанниками детского сада.

       

       Заглянем в мир любимых нами животных ещё раз. Свою пьесу автор Александр Семёнович Оратовский написал для самых маленьких музыкантов, хотя для её исполнения недостаточно только одного желания. Мы с Настей Быковой настойчиво добивались тембровых красок для озвучивания главных персонажей этой жанровой картинки. «Драка кошки с собакой» - так называется  пьеса, выступить с которой ученицу приглашали на заключительный концерт городского открытого конкурса в ДШИ имени П.И.Чайковского в Колпино.

Пьеса юмористическая. Она понятна любому ребенку. По мере её выучивания ученик втягивается в состояние изобразительности, театральности, артистического азарта. Важно показать возможные фортепианные акустические эффекты, неожиданные технические и динамические повороты – словом находиться «в самом центре  событий». На самом деле,  «драка» больше похожа на «игру» и это приводит детей в восторг. Так, увлекаясь исполнительским процессом, можно освоить приёмы игры музыки ХХ века.      

       Жадность (в хорошем смысле) к жизненным впечатлениям, стремление всё увидеть, прочувствовать и понять, вскрыть то, что находится за внешней оболочкой явления,- всё это есть важнейшие характеристики творческой личности.

       В этой связи откроем музыкальную страницу истории.

      Пьесы «Юные кадеты» Евгения Рушанского и «Мальчиш - Кибальчиш» Александра Смелкова помогут нам в этом. Обе пьесы маршеобразные, рисуют как победные настроения, так и  драматические в истории  нашей страны. Воспитательное значение этой музыки огромно.

     Технический план – аккордовая фактура, имитации звучания  разнообразных тембров духовых инструментов, чёткий темпо - -ритм, активная артикуляция.

(Бондаренко Родион, а затем Солнцев Вадик исполняют пьесы сдержанно, с долей суровости).    

      Возможно, тема сказки будет долго волновать моих учеников и это чудесно! Маша Хлопушина  буквально «вжилась» в роль девочки из пьесы Александра Смелкова  из вышеназванного сборника «Альбом для детей и юношества» «Крошечка - Хаврошечка». (Исполнение её проникновенно, с большим чувством). Кантиленное звукоизвлечение, запаздывающая педаль, тонкие динамические нюансы выполнены ученицей искусно.

      Сергей Баневич – один из известнейших и любимых  публикой композиторов, продолжатель традиций русского музыкального романтизма, представитель петербургской композиторской школы.

     Его  учителями были Галина Уствольская и Орест Евлахов – ученики Д.Д.Шостаковича.

      Музыка Сергея Баневича, отличающаяся романтической приподнятостью, чуть грустным лиризмом, особой изысканной красотой, яркой выразительностью мелодий. Она всегда узнаваема.

        Сергей Баневич – признанный мастер детской музыки. Его произведения неизменно вызывают интерес и благодарный отклик слушателей. Многие из них прочно вошли в концертный и педагогический репертуар, став неотъемлемой частью детского музыкального воспитания.

       Художник, сохранивший непосредственность детского мироощущения,  Баневич тонко понимает наивный и одновременно серьёзный духовный мир ребёнка. Он щедро наделён даром перевоплощения, открывающим «доступ в чудесный дворец, имя которому – ДЕТСТВО» (В.Сухомлинский).

        Для детей среднего  и старшего возраста  композитор создал яркие музыкальные портреты персонажей.  Присущая Баневичу театральность мышления проявляется  в выразительности точно найденных интонаций, образной детализации фортепианной партии, разнообразии авторских указаний характера исполнений и штрихов, тонкой нюансировке. Хорошо зная особенности восприятия и исполнительские возможности детей, композитор создал очаровательные миниатюры с несложной, легко запоминающейся, но всегда индивидуализированной мелодией.  Баневич умеет лаконично, несколькими штрихами, изобразительными приёмами создать музыкальный образ, передать характер, настроение.    

       Трогательным, нежным  эпизодом нашего показа будет демонстрация пьесы С. Баневича «Боль и счастье Русалочки» из цикла «Русалочка». (Исполняет Снеговская Аня). В работе над содержанием музыкального произведения возникают светлые и грустные настроения, (по сюжету - чувства любви). В звуковых красках преобладают пастельные тона, полутона, схожие с музыкой романтиков, поэтичностью Эдварда Грига и импрессионистов. И звучания этого пианистического туше надо добиться соответственным прикосновением к клавиатуре.

      В нашем тематическом показе прозвучит ансамблевая джазовая миниатюра И. Фролова «Шутка – сувенир». Эта небольшая пьеска доставляет исполнителям истинное удовольствие. Кроме того, развивают учащихся в ритмическом отношении, обогащают их слуховые впечатления новым музыкальным языком и джазовыми гармониями. Большая роль в создании джазовой атмосферы принадлежит особенностям артикуляции («произнесения» музыкальной ткани), акцентуации и фразировки. Джазовая манера игры отличается особой активностью звукоизвлечения, что, однако, не следует понимать как некое преобладание повышенного уровня динамики. В сравнении со многими внеджазовыми сферами музыки, здесь повышена импульсивность музыкальной речи, но никак не громкость игры как таковая. Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками portamento. Это потребовало от учениц особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этими пьесами мы добивались отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями.  Важно обратить внимание  на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты. Это помогает должным образом реализовать намерения композитора. (Играют Михайлова Оксана и Быкова Настя).

     

   Заканчиваем концерт - показ «Танцем» из Первой балетной сюиты Дмитрия Шостаковича и музыкой его ученика Георгия Свиридова – «Танцем» из цикла «Семь маленьких пьес», написанном в 1934-1935г.г. Жанр последнего танца – полька. Однако, исполнение каждого из «танцев» требует чёткого ритма, упругого мышечного тонуса, неиссякаемой энергии, исполнительской воли.

  1. Выводы:
  • Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна - ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, а значит, активно участвует в проведении урока – показа.
  • Необходимо организовать занятия с ребенком так, чтобы учебная деятельность в фортепианном классе стала продолжением его жизненной музыкальной практики.
  • Репертуар - основное средство обучения ученика. Он должен обладать методической направленностью, быть полезным для решения задач обучения, а также отличаться художественной полноценностью. Выбранные произведения должны будить творческую фантазию учащегося. Задача репертуара - создание основы музыкального и пианистического опыта ребенка. Занятия должны быть многофункциональными, т.е. служить всем аспектам пианистического развития ребенка.
  • К вопросу об умении исполнить пьесу в концерте относится тема творческого «прорастания» в материал.  Самовыражаясь в игре, ребёнок настолько увлекается работой, что его внимание становится одновременно и целенаправленным и непроизвольным.
  • Но, если ему трудно понять, во имя чего он должен трудиться, и рабочий тонус резко снижается, то особенно сильное воздействие на работу оказывает метод поощрения. Уверенность, что усилия привели к результату, подтверждённому педагогом, удваивает волю к труду».
  • Иные варианты: Тот, у кого нет цели – научиться играть, - будет «простимулирован» заниматься с целью - сдать зачет или экзамен; поэтому в школах обязательно проводятся и те и другие. Простимулировать ученика к занятиям в период между экзаменами, призваны контрольные уроки, технические зачеты, конкурсы и т.п.

         

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Печатные работы преподавателя Ячменёвой Елены Петровны

2004г. ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Институт непрерывного профессионального образования . Материалы   Международной научно – практической конференции «Вт...

Урок развития речи по русскому языку. Сочинение-миниатюра по пьесе П.И.Чайковского Февраль.Масленица. ( Времена года)

Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием по УМК Бабайцевой. Урок предназначен для проведения в 6 классе....

Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....

Мастер-класс по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»

Мастер-класс проводился с учащимися музыкально-хорового центра "Лель"....

Рабочая программа по предмету "Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации" для 1-4 классов (преподаватель Несвитайло Елена Петровна)

Пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонен...

Путешествие по страницам фортепианных миниатюр

Данный учебно-методический материал знакомит с жанром фортепианной миниатюры на примере некоторых наиболее популярных и широко известных во всем мире произведений, дополненных стихотворениями о музыке...