Рабочая программа по предмету "Оздоровительное плавание с элементами гидрореабилитации" для 1-4 классов (преподаватель Несвитайло Елена Петровна)
рабочая программа по физкультуре (10 класс) на тему

Пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура по разделу «гидрореабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности», согласно образовательной дисциплины «технологии физкультурно-спортивной деятельности» из цикла основных дисциплин специальности ДС.09.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_2programma_1-yy_variant.docx38.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

Плавание — одно из эффективных средств закаливания человека, способствующее формированию стойких гигиенических навыков. Купание и плавание повышают сопротивление воздействию температурных колебаний, воспитывают стойкость к простудным заболеваниям. Занятия плаванием устраняют нарушения осанки, плоскостопие, гармонично развивают почти все группы мышц — особенно плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног. Плавание отлично тренирует деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Занятия плаванием укрепляют аппарат внешнего дыхания, вырабатывают правильный ритм дыхания, увеличивают жизненную емкость легких (ЖЕЛ), поскольку плотность воды затрудняет выполнение вдоха и выдоха: вдоха — из-за давления воды на грудную клетку, выдоха — из-за сопротивления воды.

Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сон, аппетит и часто рекомендуется врачами с этой целью как лечебное средство. Занятия плаванием широко применяются в лечебной физкультуре и медицине при нарушении обмена веществ, сердечно-легочной недостаточности, контрактурах суставно-мышечного аппарата и др.

Особенно велико оздоровляющее « укрепляющее воздействие плавания на детский организм. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям. Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста.

 

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  В  основу программы по «Оздоровительному плаванию с элементами гидрореабилитации для детей с нарушениями интеллекта» положено настоящее пособие:

Пособие разработано в соответствие с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 – Адаптивная физическая культура по разделу «гидрореабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности», согласно образовательной дисциплины «технологии физкультурно-спортивной деятельности» из цикла основных дисциплин специальности ДС.09.

   Возраст 7-8  до 11 лет является оптимальным периодом для обучения детей основам техники плавания, развития гибкости, координированности,  подвижности в суставах, укрепления опорно-двигательного аппарата.

Основными задачами оздоровительных занятий обучающихся в плавательном бассейне  являются:

  1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
  2. Приобретение жизненно необходимого умения плавать (самоудержание ребенка на воде с подвижной опорой и без опоры в статическом и динамическом плавании);
  3. Овладение элементами двух способов плавания;
  4. Улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  5. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью средств оздоровительного плавания;

Отметим, что урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

  • оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
  • способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.

Занятия оздоровительным плаванием имеют большое воспитательное, оздоровительное, лечебное и психоэмоциональное значение.

Представляется, что обучение плаванию и гидрореабилитация детей-инвалидов будет способствовать не только развитию «самостоятельности», но развитию интеллектуальной и двигательной деятельности, интеграции в общество.

  • Воспитательное значение во многом зависит от организации процесса. Систематические занятия содействуют воспитанию у обучающихся чувства коллективизма, сознательной дисциплины, настойчивости и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных и функциональных способностей детей.
  • Эмоциональное значение заключается в снятии психологической напряженности у детей, создании оптимистического настроения.
  • Оздоровительно-гигиеническое значение  состоит не только в воздействии физических упражнений на организм ребенка, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствует повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких.
  • Лечебное значение плавания особенно наглядно прослеживается в комплексном лечении сколиоза у детей. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника , исчезает ассиметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются   условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки.
  • Наряду с обучением двигательным навыкам преподаватель должен сообщать учащимся необходимые сведения о закаливании, оздоровлении, безопасном пребывании на воде, прививать и закреплять гигиенические правила.

Необходимо учитывать   особенности детей с нарушениями интеллекта.

 Специальные требования:

  1. Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;
  2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;
  3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
  4. Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;
  5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;
  6. Опора на более развитые способности ребенка;
  7. Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка, предусматривающего проектирование, направление и регулирование, а вместе с тем и исправление действий учащихся членением целостной  деятельности на отдельные части, операции и др.

Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:

 - рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;

 - выбор цели и средств ее достижения;

 - регулирование действий учеников;

 - побуждение  учащихся к деятельности на уроке;

 - развитие интереса к уроку;

 - чередование труда и отдыха.

   В зависимости от задач в одних уроках этого типа главное место занимает   усвоение   нового, в   других - воспроизведение   изученного, в третьих - повторение и систематизация усвоенного.

Планируется на период 1 этапа ( первого полугодия обучения) :

-Освоение ребенка с водой (безбоязненное и уверенное передвигаться по дну с помощью и самостоятельно, совершать простейшие действия, играть).

На период 2 этапа  (второго полугодия):

- Приобретение детьми умение и навыков, которые помогают чувствовать себя в воде достаточно надежно (всплывать, лежать, скользить, самостоятельно выполнять вдох-выдох в воду). Обучение плаванию определенным способом (согласованность движений рук, ног, дыхания).

   Специфика методов обучения в специальной школе 8-го вида заключается в их коррекционной направленности. Это понятие включает замедленность обучения и частую повторяемость, подачу учебного материала малыми порциями, максимальную развернутость и расчлененность материала, наличие подготовительного периода в обучении, постоянную опору на опыт ребенка.

  • Подача нового материала  сначала  излагается в форме беседы.     Беседа является мощным средством в коррекции умственного развития ученика специальной школы 8-го вида и выступает как коррекционное средство.
  • Наглядный метод,  для чувственного восприятия предмета.  Эти методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно-образному мышлению умственно отсталых детей.  
  •  А именно, показ  и  демонстрация.

   Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность.

Следовательно:  организация ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя  перевод внешних мотивов во внутренние - это появление желания учиться.

   Содержание деятельности распределено по месяцам и неделям, согласно календарно-тематическому планированию и представляет систему рассчитанную на один учебный год - 34 недели.

   Срок освоения программы: 4 года. Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

Содержание практических занятий:

1. Упражнения по освоению с водой.  

  •  Вхождение в воду по трапу бассейна;
  •  спускание по лестничному трапу на 2 ступеньки вниз;
  •  Движение шагом по дну бассейна  или подплывание к спусковому трапу;
  •  поднимание  по лестничному трапу;
  • движение шагом вдоль бортика от лестничного трапа;

2. Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды:

Передвижение по дну бассейна:

  • Передвижение  в воде в вертикальном или полувертикальном  положении
  • Передвижение  в положении лежа на груди с помощью рук и ног не опуская голову в воду
  • Передвижение в положении лежа на груди с помощью рук, ног и дыхания (с выдохом в воду)
  • Ложиться  грудью на доску, удерживая ее в руках и принимать  горизонтальное положение;
  •  самостоятельно держаться в вертикальном положении удерживая палочку  в руках;
  • принять горизонтальное положение удерживая палочку  в руках;
  • передвижение в воде с изменением направления («хоровод»)
  • передвижение  по дну шагом, держась за бортик и не держась за бортик, с помощью гребковых движений руками;
  • передвижение  по дну шагом с помощью плавательной доски;

игры: «рыбак», «шторм», «в гостях у Нептуна».

  Лежание на воде:

  • Лежание на груди и спине с помощью опоры и без опоры;
  • Лежание на груди и спине с помощью нудлсов и без;
  • Лежание на груди и спине с помощью плавательных досок и без ;
  • Лежание на груди, держась руками за бортик;
  • «звёздочка» на груди и спине (лежание на воде, руки и ноги разведены в стороны);
  • Лежание на груди и спине с вытянутыми руками вдоль тела;
  • Лежание на груди и спине с вытянутыми руками за головой ;

3. Упражнения  для изучения дыхания в воде.

  • Надуть щеки и подуть на воду, как на горячий чай;
  • Сделать губы трубочкой и подуть на поверхность воды;
  • Опустить подбородок в воду и подуть под  водой («пузыри»);
  • Задержать дыхание, погрузить лицо в воду и сделать выдох подводой;

Игры: «достать рыбку»

  4.   Скольжение

  • Передвижение  в положении лежа на груди с помощью рук и ног не опуская голову в воду;
  • Скольжение на боку;
  • Скольжение на спине;
  • Передвижение  в положении лежа на груди с помощью рук, ног и дыхания (с выдохом в воду);
  • Передвижение  в положении лежа на спине с помощью движений ног;

5. Упражнения  для изучения техники «кроль на груди и спине»

     

Работа ног «кроль на груди»

  •  Движения ногами кролем на груди, держась руками за бортик;
  • Движения ногами кролем, сидя на краю бассейна, ноги опустив в воду;
  • Скольжение на груди при помощи плавательной доски с работой ног кролем;
  • Скольжение на груди с помощью нудлса с работой ног кролем;
  • Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением  рук ( одна впереди-другая у бедра), (обе руки у бедер)  дыхание произвольное;
  • Плавание при помощи движений ног кролем на груди с различным положением  рук ( одна впереди-другая у бедра), (обе руки у бедер)  выдохи в воду;

Согласование работы рук и дыхания:

  • Стоя ногами на дне выполнять в наклоне вдох в сторону и выдох в воду;
  •  Стоя ногами на дне выполнять круговые движения руками (имитация кроля), выдох  выполнять в воду;
  • То же, с передвижением в воде;
  • Стоя ногами на дне выполнять круговые движения  одной  рукой кролем;
  • То же, в передвижении в воде с помощью доски;

   

Работа ног  «кроль на спине»

  • Движения ногами кролем на спине, держась руками за бортик;
  • Скольжение на спине при помощи плавательной доски с работой ног кролем;
  • Скольжение на спине с помощью нудлса с работой ног кролем;
  • Плавание при помощи движений ног кролем на спине с различным положением  рук ( одна впереди-другая у бедра, обе руки у бедер, руки вытянуты за головой),  дыхание произвольное;

Согласование работы рук и дыхания:

  •  Плавание при помощи движений ног на спине, руки прижаты к бедрам.      Выполнять попеременный гребок левой и правой рукой;
  • Плавание при помощи движений ног на спине, руки вытянуты за головой.

            Выполнять попеременный гребок левой и правой рукой;

6. Упражнения на развитие физических качеств

На суше:

  • Упражнения на суше для рук и ног на коврике. Круговые движения кистями рук и стопой;
  • Лежа на коврике, имитационные упражнения для ног брассом;
  • Стоя на полу, круговые вращения руками вперёд и назад, имитация кроля.
  • Выполнение стойки на одной ноге с вытянутыми руками в стороны;
  • Движения шагом с руками на поясе, с ровной осанкой по кругу, по квадрату, змейкой;

В воде:

  • Выполнение гребковых движений руками вперед и назад, согласовывая свои усилия с сопротивлением воды;
  • Выполнение круговых движений ногами в воде попеременно;
  • Прохождение по дну бассейна с помощью гребковых движений руками (сначала 1 бассейн, затем 2-3)
  • Движения шагом с руками на поясе, с ровной осанкой по кругу, по квадрату, змейкой, учитывая сопротивление воды и контролируя скорость;

7 Игры:

  • «Буксиры»- на выносливость;
  • «Мяч по кругу» - координация;
  • «Слушай сигнал»-понимание команд;
  • «Переправа»-координация, ловкость;
  • «Стрела»-сердечно-сосудистая система;
  • «фонтан» -подвижность суставов;
  • «море волнуется»-дыхание, внимание;
  • «умывание»-дыхание;
  • «лодочка»-дыхание;

Распределение занятий внеурочной программы.

Содержание

Группа

1

Упражнения на ознакомление детей  с водой.

5

2.

Упражнения для изучения вдоха и выдоха.

5

3.

Упражнения на развитие физических качеств (подвижность суставов, координации, равновесия, развития сердечно-сосудистой системы, выносливости)

4

4.

Упражнения для изучения лежания на воде.

3

5.

Скольжение на груди и спине.

5

6.

Игры на воде.

8

7.

Изучение работы рук и ног кролем на груди, на спине, в воде с помощью специальных упражнений.

4

На изучение курса отводится 37 часа (1 час в неделю, 37 учебные недели).

В 2015-2016 учебном году программа реализуется за 34 час в связи с изменениями в годовом календарном учебном графике (каникулярное время, выходные и праздничные дни).

Краткий список литературы:

  1. Егорова Т.Д. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии.- М.:Педагогика,1973
  2.         Луценко B.C. Исследование эффективности использования словесных методов при обучении умственно отсталых старшеклассников//Дефектология //1979.№3.- с. 31
  3. Луценко B.C. Некоторые приемы организации самостоятельной умственной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе сообщения словесной информации //Дефектология.1981.№6.- с. 39
  4.         Лиепиня СВ. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательной школы //Дефектология.1977.№5.- с. 20
  5.         Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития// Дефектология.1977.№3.- с. 18
  6. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж  Шиф, В. Петровой, Т. Головиной. - М.: Педагогика, 1980 Иркутского   госпединститута. -Иркутск, 1989
  7.         Проценко Т.А. Особенности наглядно-образного мышления умственно отсталых школьников при оперировании жизненным опытом //Дефектология.1992.№2-3.- с. 2б
  8.       Стадненко Н.М. Развития мышления учащихся вспомогательной школы в процессе обучения //Дефектология.1984,№5.- с. 25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический показ учащихся класса преподавателя Мельничук Елены Иосифовны «Работа над фортепианной миниатюрой и пьесами из циклических форм»

Цель урока - показа: привить учащимся интерес к жанру фортепианной миниатюры. Развить мышление, ассоциативные связи, воображение, фантазию, формировать находчивость, сообразительность, изобретат...

Печатные работы преподавателя Ячменёвой Елены Петровны

2004г. ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Институт непрерывного профессионального образования . Материалы   Международной научно – практической конференции «Вт...

Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономически...

Авторская рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии 1-4 класс

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями младшего школьного возраста. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом ...

Рабочая программа по истории России с элементами театрализации 6-9 класс

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через введение в уроки приемов театрализации: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков ...

Рабочая программа по внеурочному плаванию для 5-6 классов

Рабочая программа  составлена с целью более полного изучения тезники различных видов плавания  на внеурочных занятиях, имеет оздоровительную направленность...