Программа "Здоровые дети - здоровая нация"
рабочая программа по теме

Сыркова Ольга Матвеевна

Это программа по ЗОЖ для воспитанников интернатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_zozh.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Здоровые дети – здоровая нация.

Пояснительная записка.

  Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья  школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе и проживания в интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Серьезные опасения вызывает состояние здоровья коренных малочисленных народов Севера, представители которых насчитывают менее 156 тысяч человек, проживающих на территории традиционного обитания своих предков, сохраняющих самобытный кочевой и полукочевой уклад жизни и осознающих себя самостоятельными этническими общностями. Свыше 75% представителей этих народов Севера проживают в сельской местности. Мы живём в суровых климатических условиях Крайнего Севера. В структуре заболеваний в большинстве территорий Крайнего Севера на первом месте стоят болезни органов пищеварения, а так же болезни костно-мышечной системы. Большое количество детей имеет остаточную неврологическую симптоматику и нарушения психики, позволяющие прогнозировать невозможность полноценной адаптации их в школах – интернатах. У значительной части выявлены нарушения познавательной деятельности, существенное отставание в развитии, признаки эмоционального неблагополучия и своеобразие формирования познавательной деятельности. У детей-северян отмечено раннее и массовое возникновение близорукости и астигматизма. Так же часто наблюдаются такие заболевания дыхательные (бронхит, ОРЗ), дефекты осанки (сколиозы, плоскостопие, кифозы). Снижение жизненного уровня большинства северян сделали нереальным выезд детей на летний отдых и оздоровление.

 Сегодня одной из основных форм работы школы - интерната – предоставить ребенку наиболее благоприятные здоровьесберегающие условия для развития, которые характеризуются психолого-педагогическими условиями воспитания и обучения, содержанием и методами, характером взаимодействия педагогов с детьми и построением развивающей среды. В последние годы в организации жизни детей в школах - интернатах наблюдается значительное увеличение объема учебно-воспитательной работы в области сенсорного, умственного, всестороннего развития. При этом отмечается некоторая диспропорция между увеличением умственной нагрузки, которую ребенок получает в результате большого потока информации, и недостаточной двигательной активностью детей. Учитывая все факторы формирования организма ребёнка, индивидуальные особенности детей в сфере охраны и укрепления здоровья, я составила программу по здоровьесбережению «Здоровые дети – здоровая нация». Обозначая  цели деятельности по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Цель: формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи: 

•    воспитательная - воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью;

•    обучающая - обучение детей нормам здорового образа жизни, развитие задатков и склонностей к различным видам спорта, формирование и совершенствование двигательных навыков;

•    оздоровительная - укрепление здоровья учащихся, закаливание организма, содействие физическому развитию школьников, а также профилактика наиболее распространенных заболеваний.

Сроки реализации программы: 2012 – 2015гг.

Исполнители. Воспитатели интерната.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы будут:

  • снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
  • повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус воспитанников;
  • апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
  • увеличено число воспитанников, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • разработаны рекомендации для детей и их родителей;
  •  регулярное проведение дня здоровья (1 раз в год);

Система управления и контроля над реализацией программы.

Контроль над реализацией мероприятий программы осуществляют исполнители в рамках должностной компетентности. Общее руководство осуществляет педагогический совет школы.

Формы контроля: результативность работы рассматривается 1 раз в год на МО воспитателей.

Основные блоки программы:

  • педагогический (работа воспитателей, медицинского персонала интерната);
  • психологический (работа педагога-психолога);
  • социальный (взаимодействие с родителями);
  • блок двигательной активности (физическое развитие).

Задача воспитателя в педагогическом блоке – стать организатором, координатором совместного творчества воспитанников, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое помогало бы каждому его подопечному осознать здоровье как великую ценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Эта совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья для каждого участника этого процесса.

Социально-профилактическая работа в социальном блоке по формированию ценностного отношения к здоровью из эпизодической должна перейти на уровень системы. Данная профилактика должна стать частью всей системы воспитания.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни должно также стать одним из основных направлений работы психолого-социальной службы школы - интерната. Проведение мониторингов по выявлению воспитанников “группы риска” поможет педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики с разными группами детей, что даст позитивный результат. Комплексный психолого-педагогический подход к проблеме позволит аккумулировать эффект от взаимодействия всех специалистов.

Отдельным блоком выделен блок физического развития, в котором акцентируется внимание на увеличение двигательной активности. Работа этого блока построена на посещении кружка по национальным видам спорта два раза в неделю всем коллективом воспитанников.100 % обучающихся занимаются в спортивных секциях. Вылко Алексей, отстающий в развитии, ходит занимается в секции по индивидуальной облегчённой  программе.  

Основные направления и предполагаемые результаты реализации программы

0 -4 класс – “Здоровье – это здорово!”,  девиз “Твой завтрашний успех начинается сегодня”. Ответственные воспитатели, медсестра. Предполагаемые результаты: создание благоприятного психо-эмоционального фона; развитие адаптационных возможностей; формирование у обучающихся потребности ЗОЖ.

5 – 7 классы - “Здоровье – это победа над собой!” под девизом “Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой”. Ответственные воспитатели, медсестра.  Предполагаемые результаты: развитие самопознания; формирование психологической культуры личности.

8 – 11 классы - “Здоровье – это жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя”. Ответственные воспитатели, медсестра. Предполагаемые результаты: Формирование здоровой целостной личности.

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую, медицинскую диагностику. В результате работы может быть построена модель здорового воспитанника.

                                  Механизм осуществления программы

  1. Внедрение научно-методических подходов к созданию условий, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.
  2. Организация и внедрение в практику работы мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей.
  3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего образования воспитанников и медработников – участников программы по вопросам культуры здоровья и здорового образа жизни.

Для решения этих задач в школе - интернате созданы следующие условия:

В группах имеются отдельные спальные комнаты, где каждый ребёнок имеет свою кровать, которую ежедневно заправляет самостоятельно, следит за тем, чтобы она    аккуратно и эстетично выглядела, расправляет складочки, морщинки. Ежедневно педагоги прививают детям стойкие культурно-гигиенические навыки по уходу за своим телом, зубами, носом. В школе - интернате соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи, разработаны инструкции и правила по охране труда и технике безопасности. Так же соблюдаются санитарно-гигиенические условия - это питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы. Организовано 6 разовое питание согласно 10 дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания, согласованного отделом санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Ямальскому району. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. Между завтраком и обедом дети получают второй завтрак соки или фрукты. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю). Таким образом, детям обеспечено полноценное, сбалансированное питание. Огромную роль в укреплении здоровья ребёнка, развитии основных физических качеств, элементарных правил самоконтроля, играют физкультминутки, подвижные игры, игры на свежем воздухе. Планирование таких занятий осуществляется в соответствии с требованиями, соответствующими возрастным особенностям детей. На этих занятиях соблюдаются все его части. Некоторые занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Специально подобранная музыка, как показывают наблюдения, создаёт положительный настрой у детей, увеличивает работоспособность, благотворно влияет на нервную систему и улучшает координацию движений. Эмоциональное благополучие ребёнка в интернате достигается за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных развлечений, тематических досугов, праздников. Лечебно-профилактическую работу осуществляют: медицинская сестра, врач из поликлиники, курирующий воспитанников интерната.

Приложение1

Режим проведения занятий воспитанников с 0 -4 классы:

1-й год работы по программе1час в неделю, 4 часа в месяц.

2-й год работы по программе 1 час в неделю, 4 часа в месяц.

3-й год  работы по программе 1час в неделю, 4часа в месяц.

1 год работы по программе(33 часа) 

Занятия. 

Тема 1. Советы доктора Воды. (1час)

Вступительное слово воспитателя. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Беседа по стихотворению «Мойдодыр». Оздоровительная минутка. Советы доктора Воды. Игра «Доскажи словечко».

Тема 2. Друзья Вода и мыло. (1час)

Повторение правил доктора Воды. Сказка о микробах. Оздоровительная минутка. Игра «Наоборот». Творческая работа.

Тема 3. Глаза – главные помощники человека. (1час)

Беседа об органах зрения.  Опыт со светом. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Правила бережного отношения к зрению.

Тема 4. Подвижные игры. (1час)

Знакомство с доктором Свежий Воздух. Игры на свежем воздухе. «Мяч в воздухе», «Попрыгунчики», Раз, два, три-беги!»

Тема 5. Чтобы уши слышали. (1час)

Разыгрывание ситуации. Проведение опытов. Оздоровительная минутка. Правила сохранения слуха.

Тема 6. Почему болят зубы. (1час)

Игра «Угадай-ка!» Рассказ воспитателя. Анализ ситуации. Знакомство с доктором Здоровые Зубы. Упражнение «Держи осанку». Творческое рисование.

Тема 7. Чтобы зубы были здоровыми. (1час)

Беседа. Знакомство с доктором Здоровая Пища. Упражнение «Спрятанный сахар». Оздоровительная минутка. Зачем человеку зубная щётка? Практическая работа. Разучивание стихотворение. Тест.

Тема 8. Как сохранить улыбку красивой? (1час)

Психологический тренинг «Сотвори солнце в себе». Встреча с доктором Здоровые Зубы. Практические занятия. Оздоровительная минутка. Памятка «Как сохранить зубы». Творческая работа.

Тема 9. «Рабочие инструменты» человека. (1час)

Разгадывание загадок. Работа с пословицами и поговорками. Оздоровительная минутка. Игра-соревнование «Кто больше?» Памятка «Это полезно знать». Практическая работа.

Тема 10. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Медвежья охота», «Совушка», «Не пропусти мяч».

Тема 11. Зачем человеку кожа. (1час)

Игра «Угадай - ка». Встреча с доктором Здоровая Кожа. Проведение опытов. Рассказ воспитателя. Оздоровительная минутка «Солнышко». Правила ухода за кожей.

Тема 12. Надёжная защита организма. (1час)

Беседа об органах чувств. Рассказ воспитателя. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Работа по таблице «Строение кожи». Моделирование схемы. Тест.

Тема 13. Если кожа повреждена. (1час)

Рассказ воспитателя о повреждениях кожи. Игра «Можно или нельзя». Оздоровительная минутка «Этюд души». Практическая работа в парах «Как оказать первую помощь?»

Тема 14. Подвижные игры. (1час)

Разучивание игр «Круговые салки», эстафеты со скакалками, «Весёлая эстафета», «Поезд».

Тема 15. Питание – необходимое условие для жизни человека. (1час)

Повторение правил здоровья. Встреча с доктором Здоровая Пища. Упражнение для осанки «Гора». Работа по таблице «Органы пищеварения». Игра «Продолжи сказку».

Тема 16. Здоровая пища для всей семьи. (1час)

Советы доктора Здоровая Пища. Анализ ситуации. Игра «Угадай - ка». Проведение опыта. Оздоровительная минутка. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?». Золотые правила питания.

Тема 17. Сон – лучшее лекарство. (1час)

Игры «Можно - нельзя», «Юный кулинар». Повторение правил здоровья Анализ ситуации. Оздоровительная минутка «Хождение по камушкам», Игра по гигиене сна «Плохо – хорошо».

Тема 18. Как настроение? (1час)

Встреча с доктором Любовь. Оздоровительная минутка. Упражнение «Азбука волшебных слов. Тест.

Тема 19. Я пришёл из школы. (1час)

Беседа. Анализ и разыгрывание ситуации. Упражнение «Любишь – не любишь», Рассказ воспитателя. Оздоровительная минутка. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ».

Тема 20. Подвижные национальные игры по выбору детей. (1час)

Тема 21-22. Я – ученик. (2 часа)

Оздоровительная минутка «Упражнения животных». Игра «Знаешь ли ты правила?» Творческая работа «Придумай правила». Анализ ситуаций.

Тема 23-24. Вредные привычки. (2 часа)

Беседа «Это красивый человек». Игра «Да - нет». Оздоровительная минутка «Деревце». Анализ ситуации. Слово воспитателя. Это нужно запомнить! Практическая работа в парах.

Тема 25. Подвижные национальные игры. (1час)

Разучивание игр «Ведьмочка», «Не зевай!», «Западня».

Тема 26. Скелет – наша опора. (1час)

Рассказ воспитателя. Практическая работа. Оздоровительная минутка «Самомассаж ушей». Это интересно. Правила первой помощи.

Тема 27. Осанка – стройная спина! (1час)

Встреча с доктором Стройная Осанка. Это интересно! Оздоровительная минутка. Работа по таблице. Правила для поддержания правильной осанки. Практические упражнения.

Тема 28. Если хочешь быть здоров. (1час)

Сказка о микробах. Правила закаливания. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Творческая работа. Это интересно! Тест «Здоровый человек – это…»

Тема 29. Правила безопасности на воде. (1час)

Рассказ учителя. Знакомство с правилами поведения на воде. Работа по таблицам «Учись плавать». Имитация движений пловца.

Тема 30-31. Подвижные игры. Весёлые старты. (2 часа)

Тема 32-33 Обобщающие занятия «Доктора здоровья». (2часа)

Встреча с докторами здоровья. Игра-рассуждение «Здоровый человек-это…», Оздоровительная минутка. Игра «Хорошо-плохо». Повторение правил здоровья. Памятка Здоровичков. Анализ ситуаций. Подвижные игры на воздухе.

Предполагаемые результаты:

К концу 1 года работы по программе воспитанники должны знать:

  • основные правила гигиены;
  • правила рационального питания;
  • основы организации труда и отдыха;
  • способы управления своим поведением;
  • меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде;
  • о пользе витаминов.

уметь:

  1. применять на практике правила ухода за своим телом;
  2. рационально организовывать свое рабочее время и досуг;
  3. уметь управлять своим поведением в различных ситуациях;
  4. применять на практике меры предосторожности при обращении с бытовыми электроприборами, купании на открытой воде.

2 год работы по программе(34часа)

Занятия. 

Тема 1. Причины болезни. (1час)

Слово воспитателя. Повторение девиза «Уроков здоровья». Анализ стихотворения. Оздоровительная минутка. Повторение мудрых слов.

Тема 2. Признаки болезни. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп». Оздоровительная минутка. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Практическая работа по составлению правил «Как помочь больному?»

Тема 3. Как здоровье? (1час)

Игра- соревнование «Кто больше знает?». Тест «Твоё здоровье», Оздоровительная минутка. Практическая работа «Помоги себе сам».

Тема 4. Как организм помогает себе. (1час)

Повторение причин болезни. Рассказ воспитателя. Режим дня. Оздоровительная минутка. Тест «Умеешь ли ты готовить уроки?». Составление памятки «Как правильно готовить уроки».

Тема 5. Здоровый образ жизни. (1час)

Встреча с докторами Здоровья. Повторение правил. Анализ ситуации. Игра «Вставь словечко». Оздоровительная минутка. Мудрые слова доктора Свежий Воздух.

Тема 6. Какие врачи нас лечат. (1час)

Повторение составляющих здорового образа жизни. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Самоанализ здоровья.

Тема 7. Инфекционные болезни. (1час)

Слово воспитателя. Словарная работа. Игра – соревнование «Кто больше знает?». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Поднялась температура…»

Тема 8. Прививки от болезней. (1час)

Рассказ воспитателя. Анализ ситуации в стихотворении С.Михалкова «Прививка». Оздоровительная минутка. Игра «Полезно – вредно».

Тема 9. Какие лекарства мы выбираем. (1час)

Игра «Кто больше знает?» Беседа «Из чего получают лекарства». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова.

Тема 10. Домашняя аптечка. (1час)

Игра «Светофор здоровья». Анализ ситуации. Работа над стихотворением С. Михалкова «Для больного человека…» Аптека дома. Оздоровительная минутка. Это полезно знать!

Тема 11. Отравление лекарствами. (1час)

Беседа по теме. Игра – соревнование «Кто больше?» Оздоровительная минутка. Признаки лекарственного отравления. Помоги себе сам! Практическая работа.

Тема 12. Пищевые отравления. (1час)

Повторение признаков лекарственного отравления. Рассказ воспитателя. Оздоровительная минутка. Признаки пищевого отравления. Первая помощь при отравлениях.

Тема 13. Если солнечно и жарко. (1час)

Повторение правил поведения при пищевом отравлении. Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Забыла Таня про обед…» Оздоровительная минутка. Признаки солнечного ожога. Практическая работа «Помоги себе сам!»

Тема 14. Если на улице дождь и гроза. (1час)

Повторение правил. Беседа по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Правила поведения при грозе. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!

Тема 15. Опасность в нашем доме. (1час)

Рассказ воспитателя. Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Мама приходит с работы…» Правила безопасного поведения в доме. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Тема 16. Как вести себя на улице. (1час)

Рассказ воспитателя. Правило перехода улицы в местах, где нет светофора. Игра «Светофор здоровья». Оздоровительная минутка. Анализ ситуации. Правила безопасности поведения в транспорте.

Тема 17. Вода – наш друг. (1час)

Встреча с доктором Вода. Правила поведения на воде. Обсуждения стихотворения И. Емельянова. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья». Когда опасность рядом.

Тема 18. Как уберечься от мороза. (1час)

Работа с отрывком из сказки С. Михалкова «Мороз и морозец». Признаки обморожения. Оздоровительная минутка. Составление правил. Игра «Полезно – вредно».

Тема 19. Чтобы огонь не причинил вреда. (1час)

Повторение правил поведения на воде. Беседа «Чем опасен огонь?» Игра «Светофор здоровья». Обсуждение ситуаций. Оздоровительная минутка. Правила поведения при пожаре в доме. Практическая работа «План эвакуации при пожаре».

Тема 20. Чем опасен электрический ток. (1час)

Повторение правил поведения при пожаре в доме. Рассказ воспитателя.. Первая помощь пострадавшему. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья».

Тема 21. Травмы. (1час)

Виды травм. Оказание первой помощи при порезах, ушибах, переломах (практическая работа в парах). Оздоровительная минутка. Тема 22. Укусы насекомых. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Вдруг какой – то страшный зверь…» Признаки аллергии. Помоги себе сам. Оздоровительная минутка.

Тема 23. Что мы знаем про собак и кошек. (1час).

Беседа о домашних животных. Обсуждение стихотворения. Правила обращения с животными. Оздоровительная минутка. Составление правил. Это интересно!

Тема 24. Отравление ядовитыми веществами. (1час)

Виды отравлений. Игра – соревнование «Кто больше знает?» воспитателя. Оздоровительная минутка. Игра «Светофор здоровья» Признаки отравления ядовитыми веществами.  Первая помощь при отравлениях.

Тема 25. Отравление угарным газом. (1час)

Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Признаки отравления угарным газом. Помоги себе сам (составление правил). Игра «Вставь пропущенные слова».

Тема 26. Как помочь себе при тепловом ударе. (1час)

Рассказ воспитателя. Признаки теплового удара. Оздоровительная минутка. Помоги себе сам! Игра «Светофор здоровья».

Тема 27. Растяжение связок и вывих костей. (1час)

Повторение, «Какие бывают травмы». Рассказ воспитателя. Признаки растяжения связок и вывиха костей. Оздоровительная минутка. Практическая работа в группах.

Тема 28. Переломы. (1час)

Виды переломов. Знакомство с правилами. Оздоровительная минутка. Практическая работа в парах.

Тема 29. Если ты ушибся или порезался. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Таня пальчик наколола…» Оздоровительная минутка. Помоги себе сам!  Практическая работа в парах.

Тема 30. Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело. (1час)

Беседа по теме. Если соринка попала в глаз. Оздоровительная минутка. Когда крошка попала в горло. Если что-то попало в ухо. Отгадывание кроссворда «Органы».

Тема 31. Укусы змей. (1час)

Рассказ воспитателя. Это интересно! Признаки укусы змеи. Оздоровительная минутка. Первая помощь при укусе змеи. Отгадывание кроссворда.

Тема 32. Расти здоровым. (1час)

Рассказ воспитателя о неизлечимых болезнях века. Оздоровительная минутка. Решение задач.

Тема 33. Воспитай себя. (1час)

Беседа по теме. Тест «Оцени себя сам». Оздоровительная минутка.

Тема 34. Я выбираю движение. Обобщающее занятие.(1час)

К концу 2 года работы по программе воспитанники должны знать:

  • основные причины и признаки распространенных детских болезней;
  • названия специальностей некоторых врачей, направления их работы;
  • значение прививок, лекарственных средств;
  • как избежать отравлений и как оказать первую помощь;
  • как оказать первую помощь при обморожении, тепловом ударе,

               травме, ушибе или порезе, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос;

  • меры предосторожности при общении с животными.

уметь:

1.оказывать первую помощь в случае обморожения, теплового удара,

                       травмы, ушиба или пореза, попадания инородных тел в глаз, ухо, нос;

           2.применять на практике правила безопасного поведения дома, на улице, в     транспорте, на воде, с огнем, при общении с животными.

3 год работы по программе(34 часа)

Занятия. 

Тема 1. Как воспитывать уверенность и бесстрашие.(1час)

Беседа по теме «Как воспитывать уверенность и бесстрашие.» Работа по стихотворению Э Успенского «Академик Иванов». Анализ ситуации по стихотворению И. Токмаковой «Не буду бояться». Игра «Давайте разберемся», практическое занятие.

Тема 2. Учимся думать. (1час)

Беседа по теме занятия.  Игра «Почему это произошло?». Беседа «Свое мнение».

Тема 3. Спеши делать добро.(1час)

Игра «Продолжи сказку». Беседа по теме. Заучивание пословицы. Игра в пословицы. Беседа «Доброта, отзывчивость, скромность».

Тема 4. Поможет ли нам обман.(1час)

Беседа «Что такое ложь?». Игра «Продолжите рассказы». Творческая работа.

Тема 5. «Неправда – ложь» в пословицах и поговорках.(1час)

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Беседа по прочитанному. Заучивание пословиц о правде и лжи.

Тема 6. Надо ли прислушиваться к советам родителей.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций на примере стихотворения С. Михалкова «Я ненавижу слово «спать». Творческая работа «Портрет родителей». Пожелание себе. Чтение и обсуждение отрывка из рассказа Е. Чарушина «Курочка».

Тема 7. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.(1час)

Беседа по теме. Анализ рассказа М. Горького «Воробышек». Оздоровительная минутка. Игра «Почему нам запрещают?».

Тема 8. Все ли желания выполнимы.(1час)\

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворениях «Две сестрички дружно жили» и А. Барто «Девочка - рёвушка. Толкование пословиц и крылатых выражений.

Тема 9. Как воспитать в себе сдержанность.(1час)

Беседа «Что такое каприз?». Игра «Проверь себя». Оздоровительная минутка.

Тема10- 11. Как отучить себя от вредных привычек.(2часа)

Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Пятерня! Пятерня!». Беседа по теме «Вредные привычки». Составление памятки «Это полезно знать!». Повторение основного девиза. Работа со стихотворением Г. Остера «Нет приятнее занятья…». Заучивание слов. Игра «Давай поговорим». Чтение стихотворений на тему занятия.

Тема12. Я принимаю подарок.(1час)

Беседа по теме. Игра «Закончите предложение». Анализ ситуации в стихотворении Г Остера «Если ты пришел на елку…» и Н. Носова «Письмо Незнайки». Составление памятки «Это полезно помнить!». Игра «Подбери слова благодарности».

Тема13. Я дарю подарки.(1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации из песни Э Успенского «У нашей мамы праздник» и стихотворении Г Остера «Если друг на день рожденья…». Ввод понятия «эмоция» и его происхождение. Игра «Выбери ответ». Составление памятки «Это полезно знать!».

Тема 14. Наказание. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении «Мальчик нарядный в гости идет» и стихотворении Э Мошковской «Я ушел в свою обиду». Творческая работа.

Тема 15. Одежда. (1час)

Беседа по теме. Игра «Кто больше знает?». Игра «Закончи фразу». Толкование пословицы. Игра «Найди правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Э Мошковской «Смотрите, в каком я платьице!». Обсуждение высказывания А. П. Чехова.

Тема 16. Ответственное поведение. (1час)

Беседа по теме. Игра «Закончите высказывание». Составление памятки «Правила поведения с незнакомыми людьми». Чтение стихов «Азбука безопасности». Анализ ситуации по отрывку из рассказа А. Раскина «Как папа опаздывал».

Тема 17. Боль. (1час)

Разгадывание кроссворда. Беседа по теме. Анализ ситуаций в стихотворении О. Дриза «Шип в мою ладонь впился…». Игра «Закончите фразу».

Тема 18. Сервировка стола. (1час)

Беседа по теме. Разгадывание кроссворда. Работа над правильным правописанием и произношением слова «аппетит». Беседа «Как правильно накрыть стол». Практическая работа по этой теме. Беседа «Мы идем в кафе».

Тема 19. Правила поведения за столом. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении З. Александровой «Ложкою мешая, сердится Танюшка…» Работа над правилами поведения за столом. Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «От знакомых уходя…»

Тема 20. Ты идешь в гости . (1час)

Анализ ситуаций. Беседа по теме. Составление приглашений. Составление памятки «В гости надо приходить…»

Тема 21. Как вести себя в транспорте и на улице. (1час)

Беседа по теме. Составление памятки «О правилах поведения в транспорте, на улице». Чтение стихотворений «Азбука поведения». Игра «Выбери правильный ответ».

Тема 22. Как вести себя в театре, кино, школе. (1час)

Беседа по теме. Анализ ситуации в стихотворении А. Барто «В театре». Игра «Найди правильный ответ». Беседа «Правила поведения в общественных местах, школе,  на игровой площадке».

Тема 23. Умеем ли мы вежливо обращаться. (1час)

Беседа по теме. Игра «Комплимент». Анализ ситуации. Беседа «Умей правильно отказаться от предложения». Чтение стихотворений о «волшебных» словах.

Тема 24. Умеем ли мы разговаривать по телефону. (1час)

Беседа по теме. Игра «Телефон». Составление памятки «Правила ведения телефонного разговора». Игра «Комплимент».

Тема 25. Помоги себе сам. (1час)

Анализ ситуации в стихотворении И. Токмаковой «Скоро в школу». Работа с мудрыми мыслями. Беседа по теме. Чтение и анализ стихотворения С. Маршака «Кот и лодыри». Анализ ситуации в стихотворении Г. Остера «Если друг твой самый лучший…» Игра «Закончи предложения».

Тема 26. Умей организовать свой досуг. (1час)

Беседа по теме. Стихотворный монтаж. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора).

Тема 27. Что такое дружба. (1час)

Беседа по теме. Работа с пословицами. Игра «Закончи рассказ». Игра «Хочу быть». Чтение стихотворения П. Синявского «Ветерок с березкой шепчется». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Тема 28. Кто может считаться настоящим другом. (1час)

Беседа по теме. Чтение и анализ отрывка из рассказа В. Осеевой «Долг». Игра «Продолжи предложение». Анализ ситуации в стихотворении А. Шалыгина «Настроение упало». Игра «Любит - не любит». Анализ выражения А. Экзюпери «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил…»

Тема 29. Как доставить родителям радость. (1час)

Чтение отрывков из стихотворений детских писателей. Беседа по теме. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Г. Ширковца «Не пойму я взрослых этих…» Игра «Комплимент».

Тема 30. Если кому - нибудь нужна твоя помощь. (1час)

Беседа по теме. Игра «Выбери правильный ответ». Анализ ситуации в стихотворении Е. Благининой «Наш дедушка». Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в рассказе Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Тема 31. Спешите делать добро. (1час)

Беседа по теме. Толкование пословиц. Игра «Кто больше знает?» Высказывания великих людей о доброте. Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Чтение стихотворений о доброте.

Тема 32. Огонек здоровья. (1час)

Беседа по теме Театральная постановка «Доктор Айболит». Викторина «Будь здоров!» Работа над пословицами о здоровье.

Тема 33. Путешествие в страну здоровья. (1час)

Игра- путешествие «В страну здоровья». Станция «Мойдодыр» (о личной гигиене). Станция «Неосторожность» (оказание первой помощи при несчастных случаев). Станция «Не болей» (профилактика инфекционных заболеваний). Станция «Опрятность» (уход за одеждой). Станция «Долой грязь» (гигиена жилища) и т. д.

Тема 34. Культура здорового образа жизни. (1час)

Игра - соревнование. Культура поведения. Человек и окружающий мир. Культура общения. Человек и его здоровье. Писатели детям.

К концу 3 года работы по программе воспитанники должны знать:

  • понятие «вредные привычки» и методы борьбы с ними;
  • как относиться к наказаниям;
  • элементарные правила сервировки стола и поведения за столом;
  • как дарить и принимать подарки;
  • как воспитывать в себе уверенность, умение слушать и слышать других, умение вежливо общаться, оказывать помощь.

уметь:

  1. применять на практике методы борьбы с вредными привычками;
  2. дарить и принимать подарки;
  3. применять на практике правила поведения за столом;
  4. вежливо общаться со старшими и сверстниками, оказывать необходимую посильную помощь всем, кто в ней нуждается..

Режим проведения занятий воспитанников с 5-7 классы:

1-й год 1час в 2 недели, 2 часа в месяц.

2-й год 1 час в 2 недели, 2 часа в месяц.

3-й год 1час в 2 недели, 2часа в месяц.

1 год работы по программе (8 часов)

Занятия.

Тема 1. Индивидуальные и возрастные особенности кожи. Запахи тела. Микрофлора кожных   покровов.

          Рассказ воспитателя. Повторение правил дорожного движения. Практическая работа.

Тема 2. Уход за кожей, лица, рук и ног

            Рассказ воспитателя. Практическая работа.

Тема3. Правила личной гигиены подростков. Пользование предметами личной гигиены       Вспомнить правила закаливания. Практическая работа.

Тема 4. Беседа о соблюдении санитарного режима в интернате.

           Беседа по теме: «Санитарный режим». Дискуссия.

 Тема 5.Просмотр спектакля о здоровом образе жизни.

           Внеклассное мероприятие.

 Тема 6.   Средства гигиены полости рта      

              Рассказ воспитателя. Заседание круглого стола.

  Тема 7. Причины возникновения инфекционных заболеваний. Источники возбудителей. Пути передачи инфекций      

            Повторение правил гигиены при инфекционных заболеваниях.

Тема 8. «Весёлые старты».

             Проведение мероприятия. Обобщение темы.

Ожидаемые результаты работы по программе:

  • быть опрятным, регулярно выполнять гигиенические процедуры;
  • уметь обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного выбора одежды и обуви;
  • иметь сформированную привычку следить за зубами и полостью рта;
  • владеть навыками  составления  усредненного режима дня на неделю и следовать ему;
  • уметь распознавать признаки утомления , в том числе зрительного;
  • владеть навыками переключения на разные виды деятельности с целью избегания утомления;
  • иметь сформированный навык мытья рук перед любым приемом пищи;
  • уметь использовать пассивную защиту при необходимости контакта с больным человеком;
  • знать, для чего делаются прививки.

2 год работы по программе (8 часов)

Занятия.

Тема 1. «О вреде курения» 

       

          Рассказ воспитателя. Тест.

Тема 2. «День здоровья».

         Викторина.  

Тема 3.   «Витаминная семья»

          Беседа с воспитанниками о витаминах. Круглый стол.

Тема 4. «Экология и здоровье».

 Рассказ воспитателя. Рассмотрение экологической ситуации в регионе. Обсуждение темы.

Тема 5.  «Спорт – это сила и здоровье» - эстафета.

            Проведение спортивного мероприятия.

Тема 6. «О вкусах не спорят» - диспут. 

               

            Круглый стол о вкусной и здоровой пище.

Тема 7. «Уход за руками и ногтями» - беседа.

           

             Беседа с медсестрой.  

Тема 8. «За общим столом еда вкусней» - викторина.

              Проведение внеклассного мероприятия. 

Ожидаемые результаты работы по программе:

  • уметь составить индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма;
  • владеть навыками организации собственного питания в течение дня;
  • уметь различать ядовитые и неядовитые грибы;
  • владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке;
  • уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге;
  • владеть навыками наблюдения за ситуацией вокруг себя, «сопротивления» волнению или спешке в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • «видеть» опасные зоны в помещении, на улице; прогнозировать возможность получения ожога, травмы и избегать её;
  • владеть навыками безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами, уметь обесточить электроприбор;
  • уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах;
  • знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации;

3 год работы по программе (8 часов)

 Занятия.

  1. "Зависимость здоровья человека от окружающей среды".

       Рассказ воспитателя. Мнения воспитанников.

2. "Вредные привычки и здоровье человека".

  Занятие по профилактике курения и принятия алкоголя.

     3. "Здоровье человека XXI века".

Анализ ситуации здоровья населения страны и региона.

4.Гармония тела и духа".

      Рассказ воспитателя. Обсуждение ситуаций. Тренинг. Тест.

     5. "Кушайте на здоровье".

Беседу ведёт медсестра.

6."Крик о помощи".

Рассказ воспитателя о вредных привычках и как не поддаться соблазнам.

     7..Занятия по профилактике наркомании.

           Беседа с воспитанниками о наркотиках и наркозависимости.
   

    8. "Исцели себя сам".

         Закрепление пройденного материала.

Ожидаемые результаты работы по программе:

  • уметь составить индивидуальное меню с учетом энергетической ценности используемых продуктов и физиологических потребностей организма;
  • владеть навыками организации собственного питания в течение дня;
  • уметь различать ядовитые и неядовитые грибы;
  • владеть навыками оценки правильности и сроков хранения продуктов по их упаковке;
  • уметь прогнозировать развитие ситуации на дороге;
  • владеть навыками наблюдения за ситуацией вокруг себя, «сопротивления» волнению или спешке в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • «видеть» опасные зоны в помещении, на улице; прогнозировать возможность получения ожога, травмы и избегать её;
  • владеть навыками безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами, уметь обесточить электроприбор;
  • уметь оказать помощь себе и другим при простых травмах;
  • знать, куда обращаться за помощью в экстремальной ситуации;
  • знать способы тушения огня и уметь выполнять последовательные действия по эвакуации из помещения при возникновении пожара;
  • владеть навыками по самоспасению, когда поведение незнакомого человека кажется опасным.

Режим проведения занятий воспитанников с 8 -11 классы:

Режим проведения занятий воспитанников с 8 -11 классы:

1-й год работы по программе1час в неделю, 4 часа в месяц.

2-й год работы по программе 1 час в неделю, 4 часа в месяц.

3-й год  работы по программе 1час в неделю, 4часа в месяц.

1 год работы по программе (8 часов)

Занятия.

1.Поликлиника и вызов врача на дом. Служба «03», неотложная помощь, служба спасения.

    Беседа. Дискуссия с воспитанниками.

2.Поведение в медицинских и оздоровительных учреждениях.

   Беседа.

3.Выбор товаров и услуг, ориентированных на здоровье.

   Беседа.

4.Правила приема лекарственных препаратов. Опасность самолечения.

  Беседа.

5.Безопасное хранение и обращение с лекарственными средствами.

   Беседа.

6.Злоупотребление медикаментами. Побочное действие лекарственных средств.

Беседа.

7.История распространения ПАВ. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ.

Беседа.

8.Ложные представления о допустимости использования ПАВ.

 Беседа.

Ожидаемые результаты работы по программе.

  • иметь сформировавшееся представление о том, что «легальные» психоактивные вещества могут вызвать такую же зависимость, как и «нелегальные»;
  • быть готовым отказаться от предложения «попробовать» психоактивное вещество;
  • владеть средствами решения конфликтных ситуаций;
  • знать способы проведения свободного времени;
  • владеть навыками поддержания общения без использования его суррогатных форм;
  • обладать навыками критического переосмысливания информации, получаемой в неформальных группах.

2 год работы по программе (8 часов)

Занятия.

1.Субъективные и объективные признания здоровья. Репродуктивное здоровье юноши и девушки.

Беседа.

2.Понятие о генотипе и фенотипе.

Заседание круглого стола.

3.Болезни обмена веществ и инфекционные болезни, приводящие к нарушению форм и пропорций тела.

Диспут.

4.Индивидуальные развития в восприятии и понимании людьми друг друга. Интимные межличностные отношения; дружба, вражда, любовь. Одиночество.

Беседа с психологом.

5.Человек в семье. Семья и её функции. Психологический климат семьи.

Беседа с психологом.

6.Межличностные отношения в группе. Навыки,  необходимые для противостояния негативным влияниям.

Беседа.

7.Выбор гигиенических средств по уходу за телом при различных функциональных состояниях в различных климатических условиях неформальной группы в сфере отношений к здоровью.

Беседа.

8.Взаимосвязь чистоты, этики  и здоровья.

Классный час.

Ожидаемые результаты работы по программе.

  • уметь самостоятельно планировать режим нагрузок, отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья;
  • уметь моделировать свой имидж и поддерживать его;
  • уметь контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции;
  • уметь распознавать поведенческие риски в ходе взаимоотношений в группе;
  • знать способы предупреждения инфекционных заболеваний, уметь распознавать ситуации, грозящие риском заболевания инфекционными заболеваниями;
  • иметь сформированное отношение к людям, потенциально опасным с точки зрения заражения инфекцией.

3 год работы по программе (8 часов)

Занятия.

1.Диеты, лечебное питание.

Беседа.

2.Болезни питания: анорексия, ожирение.

Беседа.

3.Основные химические и биологические загрязнители пищи.

Беседа.

4.Бытовой и уличный травматизм.

Беседа с демонстрацией презентации.

5.Травматизм в местах массового скопления людей.

Беседа с демонстрацией презентации.

6.Первая доврачебная помощь при ранениях, травмах, потере сознания.

Беседа. Практическое занятие.

7.Передозировка лекарственных средств. Первая помощь при передозировке.

Беседа.

8.Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана и алкоголика.

Беседа.

Ожидаемые результаты обучения:

  • уметь организовать рациональное питание в семье с учетом индивидуальных особенностей;
  • уметь обеспечить адекватное физиологическим потребностям и индивидуальным особенностям питание во время экзаменов, походов, других мероприятий;
  • иметь сформированные стереотипы соблюдения правил безопасности на дороге;
  • владеть приемами конструктивного решения конфликтных ситуаций;
  • уметь прогнозировать травмоопасные   ситуации  во время массовых мероприятий и избегать их;
  • иметь сформированную точку зрения на наркоманию, алкоголизм, токсикоманию, табакокурение как на сложно излечимые зависимости;
  • знать об уголовной ответственности за хранение и распространение наркотических веществ.

Приложение 2

Примерная тематика индивидуальных бесед с родителями

« Здоровье ребенка», « Взаимоотношения в семье», « Детская психика»,   «Внутренний мир подростка», « Речевое общение дома», « Здоровье ребят и закаливание», « Зимние прогулки с родителями», « ПДД и их выполнение по дороге домой», « Летний отдых детей», « Антиалкогольное воспитание детей»,   «Половое воспитание в семье. Атмосфера доверия и деликатности», « Влияние физических упражнений на развитие детей и их здоровье» « Антиалкогольное воспитание в семье».

Используемая литература.

  1. Белоножкина О.В. Инсценированные классные часы в начальной школе: как быть здоровым. Волгоград, 2005.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. М., 2004.
  3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. СПб., 1997.
  4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПБ., 1996.
  5. Зайцев Г.К. Школьная валеология; научное обоснование и программное обеспечение. СПб.,1997.
  6. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья.1995
  7. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.
  8. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Волгоград, 2007
  9. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления: программно-методическое пособие. М., 2002.
  10. Николаева А. П.. Колесов Д.В.: Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2003.
  11. Образовательные программы дополнительного образования. М., 2004.
  12. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. М., 2004.
  13. Татарникова Л.Т. и др. Я и мое здоровье. Волгоград, 1995.
  14. Энциклопедия этикета. СПб., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

Здоровые дети - здоровая нация

Презентация на тему "Здоровые дети - здоровая нация" рассказывает о том, что желание смохранить крепкое здоровье, жить полноценной жизнью - важная социальная потребность людей. Здесь приводятся доводы...

Здоровые дети - здоровье нации

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость тв...

Проектно-исследовательская работа: "Здоровые дети -здоровая нация"

Проектно-исследовательская работа "Здоровые дети -здоровая нация"...

Классный час для 5 класса "Здоровье детей - здоровье нации"

Цель: пропагандировать здоровый образ жизни...

Здоровье детей- здоровье нации (из опыта работы школы)

Представлен опыт работы школы по организации здоровьесбережения , в том числе работа с родителями по организации питания школьников...

«Здоровье детей – здоровье нации»

Классный час на тему: «Здоровье детей – здоровье нации» Цель - формировать у учащихся здоровый образ жизни.                        ...


 

Комментарии

Сыркова Ольга Матвеевна

Я думаю эта программа поможет Вам в работе. Желаю Вам успехов!