Подборка материалов для проведения итоговой аттестации в объединении «Берестинка»
методическая разработка (5 класс) по теме

В процессе образования и воспитания детей своего объединения, в процессе реализации образовательной программы, у меня, как и большинства педагогов возникает необходимость проводить контрольные точки отслеживания результатов.

На протяжении всего учебного года неоднократно проводятся мероприятия по аттестации воспитанников, поэтому цели формулируются на длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и становится предметом оценки.

Материал, представленный здесь, серьёзно отличается от всех предыдущих. Известно, что однообразие не способствует творческому процессу. Я и раньше немного видоизменяла ход прохождения детьми аттестации, но время потребовало более радикальных перемен.

Аттестация проводится на понятном для детей всех годов обучения языке, т.е. использование терминов должно быть нормированным или с пояснениями. Это особенно актуально для детей, недавно пришедших в объединение: один – два месяца назад. Тем не менее, дети должны терминологию знать и понимать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации города Томска

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом Детского творчества «У Белого озера» города Томска

Главный корпус

Подборка материалов

для проведения итоговой аттестации в объединении «Берестинка»

Автор:

Васильева О.К.,

  педагог дополнительного образования,

методист

Томск – 2011


Введение

В процессе образования и воспитания детей своего объединения, в процессе реализации образовательной программы, у меня, как и большинства педагогов возникает необходимость проводить контрольные точки отслеживания результатов.

На протяжении всего учебного года неоднократно проводятся мероприятия по аттестации воспитанников, поэтому цели формулируются на длительный срок и конкретизируются в ожидаемых результатах, что в итоге и становится предметом оценки.

Стремясь продуктивно организовывать процесс аттестации, я часто изменяю схему проведения аттестации. Подобные изменения возникают по велению времени и ситуации: они могут быть внешними и внутренними. Может сильно измениться состав группы к моменту прохождения аттестации, состав группы может отличаться от предыдущего  своими умениями и возможностями. Может практически внезапно наступить внеочередной этап аттестации. Во всех этих случаях необходимо менять ход аттестации, вопросы и блок практической работы.

Материал, представленный здесь, серьёзно отличается от всех предыдущих. Известно, что однообразие не способствует творческому процессу. Я и раньше немного видоизменяла ход прохождения детьми аттестации, но время потребовало более радикальных перемен.

В материале содержится поэтапное описание аттестации воспитанников 2010-2011 учебного года. Для проведения итоговой аттестации я разработала рабочую карточку участника, придумала форму жеребьёвки. По-новому распределила задания на карточках для различных блоков: теоретического и практического (см. приложение 1,2). Критерии оценивания заданий не новы: в своё время мы разработали их вместе с воспитанниками нашего объединения.

Всем воспитанникам перед началом аттестации должно быть объяснено, что оцениваться будут не только знания, умения и навыки. Большое внимание будет обращаться на поведенческие характеристики ребят: умение самостоятельно определять темп работы, умение самостоятельно решать возникшие проблемы, умение сотрудничать, способность применять знания из других предметов, уровень воспитанности каждого из детей.

Предполагаю, информация будет интересна педагогам прикладного профиля, заинтересованным в эффективном прохождении аттестации в своих объединениях.


Планирование аттестации

Разрабатывая материалы итоговой аттестации, мне необходимо было учитывать состав объединения. Следовательно, мне нужно составить другие вопросы, придумать другие задания для практической работы. Обязательно нужно учесть, что этот состав не изучил полностью разделы образовательной программы. Но, как факт, отмечаю, что все технологические знания дети получили в полном объёме.

Итак, что нам нужно для аттестации?

  • дети;
  • готовность детей;
  • материалы по аттестации;
  • раздаточный материал;
  • канц. товары;
  • освещение на каждом рабочем месте;
  • клей;
  • берёста (небольшие полоски и кусочки);
  • инструменты для резьбы;
  • инструменты и приспособления для тиснения;
  • измерительные инструменты;
  • приготовленное рабочее место;
  • «жребий».

Распределение времени  и этапы проведения аттестации.

Занятие рассчитано на 2 академических часа. Эти 2 часа разбиты на логические блоки: (5+30+5+30+15+5).

Рассмотрим структуру занятия:

5 мин. – организационный момент,

30 мин. – письменный опрос,

5 мин. – сбор карточек. Выбор задания посредством жребия,

30 мин. – практическая работа,

15 мин. – оценивание работ. По карточкам, разработанными воспитанниками предшествующих лет, проводим самоанализ и взаимообсуждение изделий,

5 мин. – подвести итог. Озвучить перспективу на следующее занятие (подготовка к выставке). Уборка своего рабочего места.

Условия успешной аттестации

Для успешной аттестации разработаны задания и карточки. Новая форма выбора заданий в виде жребия, должна активизировать внимание детей и разнообразить процесс прохождения аттестации в объединении.

Работа воспитанников на итоговой аттестации зависит от настроя детей, но, в большей мере, от тщательно продуманных заданий. В которых, учтены возрастные особенности детей и их реальные возможности.

С воспитанниками необходимо провести подробную разъяснительную беседу. Каждый воспитанник должен знать цель итоговой аттестации, понимать, насколько она важна для всех и для него лично. Детям необходимо сделать установку на успех.

Ответственность за выполнение работы должна сопровождать на всём пути выполнения задания.

У детей должно быть достаточно времени, чтобы обдумать и продумать этапы выполнения работы.

Педагог должен помнить, что  творчество требует чрезвычайно бережного обращения, особенно на этапе зарождения  и отношения к нему как к величайшей ценности по реализации идеи.


При разработке данного материала  учитывались следующие теоретические понятия:

Результат (resultatus - отражённый) - состояние системы в определённый момент её развития в соответствии с поставленными целями.

Содержание ожидаемого результата связано с формулированием предстоящей цели деятельности.

Цель деятельности - представление человека о том, что он должен достигнуть в итоге своей деятельности, т.е. модель будущего результата.

Образовательный результат - итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.

Результативность - степень соответствия ожидаемых (нормативных или субъективно заданных) и полученных результатов.

Целью итоговой аттестации воспитанников является повышение результативности образовательного процесса и уровня профессионализма педагога.

Итоговая аттестация воспитанников объединения строится на принципах:

  • научности;
  • учёта индивидуальных и возрастных особенностей воспитанника;
  • обоснованности критериев оценки результатов;
  • свободы выбора детьми этапов выполнения задания;
  • права ознакомления с  результатами и оценками за работу. 

Аттестация проводится на понятном для детей всех годов обучения языке, т.е. использование терминов должно быть нормированным или с пояснениями. Это особенно актуально для детей, недавно пришедших в объединение: один – два месяца назад. Тем не менее, дети должны терминологию знать и понимать.  И задания для детей должны выбираться в зависимости от их «стажа» и индивидуальных возможностей. Критерии оценивания воспитанникам должны быть известны заранее. Идеально, если критерии – это каждодневный инструмент на занятиях. На итоговых занятиях дети могут произвольно выбрать очерёдность выполнения заданий. После прохождения аттестации дети вправе ознакомиться с результатами или оценками своей работы. Желательно, чтобы каждый результат был педагогом озвучен и объективно расценен, таким образом, у воспитанников сформируется более адекватное представление о своих достоинствах и недостатках.

По итогам итоговой аттестации воспитанникам вручается грамота за подписью директора Дома детского творчества и педагога объединения.


Приложение 1. Листок-жребий. Первая сторона

  1. выровнять край полоски берёсты.
  2. отрезать полоску шириной 1,5 см
  3. вырезать края резцом №17
  4. протеснить полученный узор (инструменты по выбору)
  1. выполнить склейку: полоска берёсты размером 2х12 см
  2. наклеить на неё элементы, составив узор (элементы по выбору, вырезать самостоятельно)
  3. протеснить

1. выполнить склейку 5х5

2. обработать край (№ резца по выбору)

3.  элементы оформления

4.  вырезать самостоятельно

составить узор

  1. выполнить склейку 5х5
  2. обработать края наждачной бумагой
  3. вырезать квадрат 4,5х4,5, обработать края (№ резца по выбору). Протеснить
  4. наклеить на склейку

Приложение 1.1. Листок-жребий. Вторая сторона

  1. какие технологии были использованы пр выполнении работы? Перечисли.
  2. какими инструментами пользовался при работе?
  3. Оцени по системе баллов от 0 до 5.
  1. какие технологии были использованы пр выполнении работы? Перечисли.
  2. определи целесообразность применения резца №…для вырезания узора, тиснения
  3. Оцени по системе баллов от 0 до 5.

1. Какие технологии были использованы при выполнении работы? Перечисли.

2. Какие резцы использовал для работы? Почему?

3. Что такое композиция?

4. Оцени по системе баллов от 0 до 5.

  1. Какие технологии были использованы при выполнении работы? Перечисли.
  2. Правила работы с наждачной бумагой, резцом. Назови.
  3. Оцени по системе баллов от 0 до 5.

Приложение 2

Карточка участника итоговой аттестации

воспитанника объединения «Берестинка»

1 сторона

раздел

 

   

Критерии оценивания изделия

баллы

Соблюдение технологии: склейка, печатание

0-5

Какой должна быть толщина обеих полос берёсты,

используемых в склейке

0-5

Расскажи о расположении чечевичек на берёсте

при выполнении склейки.

0-5

Качество резьбы: чистые срезы, отсутствие заусенцев,

положение резца при ударе

0-5

Аккуратность исполнения: следы клея

0-5

Выразительность оформления: контраст между светлыми и темными оттенками берёсты, чёткость и ритм тиснения, использование различных инструментов для тиснения

0-5

итого

0-5

Приложение 2.1. 2 сторона

Техника безопасности. Как обращаться с режущими инструментами?

Правила использования клея, морилки.

0-5

Перечисли термины из курса программы

Панно. Что это?

0-5

Что такое композиция?

0-5

Сколько видов склеивания ты знаешь?

0-5

Зачем нужны эскизы?

0-5

Для какой цели на занятиях применяют наждачную бумагу?

0-5

итого

0-5

Приложение 3. Результаты итоговой аттестации от 13 мая 2011 года.

I группа. 1,2, 4, 5 годы обучения.

Фамилия, имя воспитанника

Задание

балл

практика

опрос

Гуленкин Илья

ответы не на все вопросы

следы клея на изделии,  способ печатания выполнен не очень качественно

4


4

Казанцев Юра

письменные ответы не все, ответы неполные

следы клея

3

5

Кобелев Саша

ответы на вопросы полные

работа без замечаний

5

5

Кравченко Алёша

ответы на все вопросы чёткие

качественная работа, стильная

5

5

Подзоров Рома

ответы не все, ответы недостаточно полные

работа некачественная: нечистые срезы, неровный край склейки

3

4

Сапичев Женя

неточные, слабые ответы

неверные размеры, качество работы низкое

3

3

Тихонов Артур

полные ответы, но все вопросы освещены

работа качественная без замечаний

4

5

Шевченко Никита

ответы слабые, неточные

не завершено практическое задание, плохое качество склейки

3


3

Юричев Илья

ответы чёткие, подробные

качество и стиль.

5

5

Заключение

Аттестация итоговая прошла 13 мая 2011г. На занятии присутствовали все воспитанники.

Дети, которые допускали в течение года пропуски, выполнили аттестационные задания с замечаниями, потому что любое дело требует практики и постоянного совершенствования. В группе занимались дети разных годов обучения, но по результатам аттестации можно сказать, что успешность ребёнка зависит  не только от продолжительности обучения, но и от личных способностей ребёнка.

Я обращала внимание на активность детей, на их способность самостоятельно решать проблемы, поведение каждого из ребят: не мешают ли они своему товарищу и самому себе выполнять задания. В течение всего учебного года за детьми велось целенаправленное наблюдение, поэтому дети знали, какие именно характеристики поведения воспитанников оцениваются. Во-первых, из раздела «Знание и мастерство»: освоение разделов программы, формирование знаний, умений и навыков, формирование общеучебных способов деятельности. Во-вторых, из раздела «Личностное и социальное развитие»: развитие личностных свойств и способностей, воспитанность, формирование социальных компетенций. На основании педагогического наблюдения и результатов аттестации была заполнена Карта результативности освоения образовательной программы «Резьба по берёсте»  за 2010– 2011  учебный год.


Список используемой литературы:

  1. Васильева Ольга Кимовна. Дополнительная образовательная программа «Художественная резьба по берёсте» объединения «Берестинка», 2010
  2. Запрягаева Ирина Николаевна. Методическая разработка «Проектирование индивидуальной образовательной траектории ребёнка в объединении «Фотоимидж» через организацию системы творческих заданий», 2009
  3. Материалы «Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения воспитанника»
  4. Павловская Марина Юрьевна. http://festival.1september.ru/authors/2 22-058-435 
  5. Чернышева Инга Саркисовна. Итоговая аттестация обучающихся в учреждении дополнительного образования. http://festival.1september.ru/authors/208-276-530 
  6. http://festival.1september.ru/articles/subjects/2/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой аттестации в 8 классе

КИМ в 22 вариантах построены с целью подготовки учащихсяк к ГИА....

Материалы для проведения итоговой аттестации по химии 10-11 кл

Материалы для проведения итоговой аттестации по химии 10-11 кл...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю "Штукатурно-малярное дело".

Данный материал представляет собой:1.Перечень экзаменационных билетов;2.Необходимую информацию по содержанию каждого билета...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса по профилю «Швейное дело»

Данный материал представляет собой:1. перечень экзаменационных билетов;2. необходимую информацию по содержанию каждого билета...

Пакет экзаменационных материалов для проведения итоговой аттестации выпускников 11 класса по профилю «Швейное дело»

данный материал представляет собой:1. перечень экзаменационных билетов;2. необходимую информайию по содержанию каждого билета....

Методические рекомендации для проведения итоговой аттестации в объединении "Живая история"

Методические рекомендации к проведению итоговой аттестации  в конце I года обучения по программе «Живая история»  "101 вопрос и ответ" к викторине по Сан...