Внедрение инновационных технологий, как ресурс развития патриотического воспитания МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» городского округа Самара
методическая разработка по теме

Родионова Елена Евгеньевна

Программа патриотического воспитания подростков. В программе обобщен уникальный опыт работы педагогов центра, отражены путипатриотического  воспитания подростков, для которых слова "Родина" и "Отчизна"являются не пустым звуком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ежегодная открытая городская научно-практическая конференция учащихся и педагогов учреждений дополнительного образования детей «Новое поколение»

Секция: Педагогическое мастерство

Внедрение инновационных технологий, как ресурс развития патриотического воспитания

МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» городского округа Самара

 Орзаев Дмитрий Сергеевич

 заведующий отделом воспитательных и

 социокультурных технологий

 МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара

Руководитель:

Родионова Елена Евгеньевна,
заместитель директора по НМР

МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» г.о. Самара

Самара, 2013

Внедрение инновационных технологий, как ресурс развития патриотического воспитания

        Актуальность. Сегодня гражданин России получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. Когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, для общества важным становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Проблемы, связанные с воспитанием гражданского самосознания и высокой духовности детей и молодежи, не решить отдельными акциями и мероприятиями, нужна продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, других социальных институтов, нацеленная на социализацию подростков. Данная проблема имеет большой теоретический и практический интерес для педагогического сообщества в целом и для педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта» в частности. Здесь созданы все условия для всестороннего решения данной проблемы  средствами реализации дополнительной образовательной программы «Гражданско-патриотического воспитание обучающихся  на 2011-2015 г.» (см. Приложение №2).

Новизна. В представленной Программе определена цель: развитие правового, гражданско-патриотического самосознания обучающихся МБОУ ДОД ЦДЮТ «Мечта». Поставлены задачи:

  • формирование духовно-нравственной личности, способной к усвоению культурных и духовных ценностей, обладающей гражданской позицией;
  • формирование системы сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
  • развитие содержания и методов образования. 

Итак, в ЦДЮТ «Мечта» восемь лет назад начал свою работу подростковый клуб «Бородино», целью деятельности которого является формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Историко-патриотическое направление деятельности клуба  включает в себя:

•        изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей Самарского края в годы суровых, военных испытаний: война 1812 года, Гражданская война, Великая Отечественная война;

•        сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

•        формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Участники педагогического процесса прокладывают новые пути в своей работе для формирования единого воспитательного пространства для детей, педагогов и родителей, отслеживают формы и методы взаимодействия с различными социальными структурами, способы управления этим взаимодействием. Здесь педагог открыт к инновационной деятельности и чувствителен к новому.

 

Оригинальность методов. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей и гуманистических демократических ценностей являются интерактивные методы, которые  предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в процессе решения учебных и практических задач (дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.). Именно активные и интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования компетентностей через включение воспитанников в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной деятельности, так и для накопления опыта гражданской деятельности.

Содержание деятельности педагогов клуба «Бородино» в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, в качестве центральной фигуры педагогического процесса выступает педагог, основное внимание которого переключается на ребенка – его активность, избирательность, творчество. Важной функцией педагогического работника становится:

  • умение поддержать воспитанника в его деятельности;
  • способствовать его успешному продвижению и социализации в современном мире;
  •  формирование у обучающихся любови к своей Родине и готовность к её защите;
  • формирование чувства гордости за свою малую Родину и свой народ, уважения к его свершениям и традициям.

В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта способствуют интенсивной коммуникации педагога и воспитанника, требуют в более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования.

В четвертых, инновационная деятельность связана с большой ответственностью, поскольку тут  важную роль играет человеческий фактор, где уважаются индивидуальные способности каждого воспитанника и выступает как доминирующая модель отношений «человек к человеку», а не устаревшая «учитель – ученик».

В качестве особенности организации гражданско-патриотического воспитания можно выделить необходимость применения различных педагогических технологий (игровых, технологии саморазвития, самоопределения и пр.), обеспечивающих повышение эффективности межличностного взаимодействия в педагогическом процессе. В клубе «Бородино» изучение военной истории происходит методом «погружения» - участия в военно-исторических реконструкциях.

Идея разностороннего развития в условиях подросткового историко- патриотического клуба подкрепляется принципом вариативного выбора подростками траектории своего индивидуального социально- нравственного и интеллектуально- творческого роста. При этом вариативность выбора становится не спонтанной: она опирается на реальный уровень интеллектуального, социального и физического развития воспитанников, подтвержденный мониторинговой диагностикой.

В подростковый период существенно изменяется иерархия значимости  отдельных социальных групп. Возрастает роль общества сверстников, в то время как влияние родителей, семьи, несколько снижается. Потребность в общении со сверстниками становится одним из ведущих мотивов поведения. В то же время для них характерно стремление быть и считаться взрослым, что проявляется в усложнении и многообразии как видов деятельности, так и социальных ролей. Говоря о психологических особенностях подростков, нельзя забывать и о большом значении формы, в которую облечен тот или иной вид деятельности. Привлекательность “романтики” и ее атрибутов в этом возрасте общеизвестна. В рамках деятельности клуба есть возможность реализовать свойственное этому возрасту стремление к самостоятельности и самоопределению. В повседневной жизни подросток включен в основном в рамки довольно жестко регламентированных “ взрослых ” структур, где его место и ролевая позиция определены, а возможность выбора или ограничена, или исключена. Клуб, как сугубо добровольное объединение на основе общих интересов, предоставляет подросткам и юношам  возможность выйти за рамки  строгой регламентации. Подростки воспринимают клуб в основном как центр общения. Успешная самореализация подростков, в том числе и в коллективе сверстников, возможна только на основе овладения ими комплекса определенных знаний, умений и навыков, приобретенных за время пребывания в клубе.

В работе клуба широко используются групповые технологии, которые предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

        Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого воспитанника. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Например, во время работы над проектом патриотического автопробега «Ветеранам глубинки – заботу и внимание», воспитанники были поделены на несколько рабочих групп, каждая из которых получила свое задание. Первая группа, совместно с представителями клуба «УАЗ Патриот клуб Самара», занималась разработкой маршрута по Самарской области, вторая группа участвовала в установлении связи с возможными спонсорами и партнерами акции, третья группа занималась комплектованием подарочных наборов для ветеранов. Каждый воспитанник занимался именно тем делом, которое было ему по душе и по плечу.

Одним из основных инновационных направлений деятельности  клуба «Бородино» является социальное взаимодействие с социокультурными, образовательными учреждениями района, в рамках которого воспитанники приобретают опыт взаимодействия с другими микросоциумами, обогащая тем самым свой внутренний мир, приобретая навыки коммуникации, определяя свое место в окружающем мире.

Социальное  взаимодействие понимается как особый вид совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Социальное взаимодействие – средство для развития социальной компетентности воспитанников, формирования способности к нравственному выбору, обеспечения их духовного развития. Чтобы превратить клуб «Бородино» в инновационную площадку социального взаимодействия, нужно было наладить систему партнерских отношений; сформировать духовно-нравственные качества личности воспитанников; а также организовать совместную деятельность с внешними партнерами: родителями, учреждениями культуры, спорта, социальными объединениями, общественными организациями. Данное направление работы было нацелено на создание единой системы воспитательной деятельности в клубе.

Например, постоянными социальными партнерами клуба «Бородино» выступают Самарская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов и Самарская Региональная Общественная Организация «УАЗ Патриот клуб Самара». Именно благодаря этим социальным партнерам появилась возможность на постоянной основе проводить благотворительный автопробег «Ветеранам глубинки – заботу и внимание». Акция традиционно проводится в канун Праздника Победы  и охватывает ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах Самарской области.

Результативность. Инновационные процессы пронизывают всю деятельность подросткового клуба «Бородино», которые повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования Центра, находящихся в  постоянном развитии своего мастерства. И как следствие, положительно влияют на качество патриотического воспитания обучающихся. Следовательно, целью инновационной деятельности является качественное изменение личности воспитанников. Примером могут быть дела, ставшие традиционными в подростковом клубе «Бородино»:

  • военно-историческая реконструкция «День Бородина». Реконструкция  боевых действий периода 1812 года проходит в с. Бородино Московской области;
  • историческая часть двух парадов – парад Победы 9 мая (г. Новокуйбышевск) и «Парад Памяти» (г. Самара). Воспитанники клуба принимают участие в двух парадах, демонстрируя историческую униформу образца 1941-1943 г.г., и образцы аутентичной военной техники;
  • патриотический автопробег «Ветеранам глубинки – заботу и внимание». Совместно с общественной организацией «УАЗ Патриот клуб Самара» воспитанники клуба проводят акцию в Самарской области, поздравляя ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. ;
  • Ежегодно в Самаре проходит военно-историческая реконструкция «Комуч. Падение Красной Самары», посвященная событиям в Самаре и Самарской области 1918 года.

Посредством использования ресурсов клуба были созданы условия, способствовавшие преодолению воспитанниками различного характера препятствий, трудностей, ориентации на собственные потенциальные возможности и способности, развитию потребности в успешности самостоятельных действий; была оказана всесторонняя (педагогическая, социальная, медицинская, юридическая, физическая, моральная) поддержка воспитанникам и членам их семей.

Приобретённая образовательная практика (партнёрская работа клуба, семьи, общественности, сотрудников социальных служб, правоохранительных органов) способствовала:

  • реализации поставленной цели в вопросе патриотического воспитания;
  • улучшению взаимоотношений воспитанников в   коллективе;
  • активизации творческих проявлений воспитанников;
  • формированию педагогической, правовой, коммуникативной компетентности воспитанников.

Таким образом, деятельность клуба способствует стабильному росту положительной динамики развития патриотических качеств личностей его членов в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями.

Педагоги подросткового клуба «Бородино» не останавливаются на достигнутом, есть обширные творческие планы, например, организация крупного мероприятия в Струковском саду по теме «Гражданская война в Самаре», где можно будет не только посмотреть на форму и оружие обоих воюющих сторон, но и получить информацию о том, чем жила Самара в это тяжелое время, узнать новые для себя имена и события. (Гашек, Каппель и др.).

Вывод.  Характер применения инноваций в условиях подросткового клуба зависит от квалификации педагога, уровня развития воспитанника, образа жизни и социального состояния общества. При одинаковых психолого-педагогических  целях реализация  идеи патриотического воспитания в данных условиях  требует дифференцированного подхода.

С точки зрения педагогической целесообразности необходимо адаптировать данное новшество к конкретной среде. Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают  ожидаемого результата. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, необходимо сохранять,  дополняя новыми штрихами. Считаем, что применение рассмотренных инновационных технологий позволяет использовать их как базовую основу для дальнейшего развития патриотического воспитания детей и подростков.

Приложение №1

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
  2. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.- М.: Учитель, 2007.
  3. Беспятова Н.К. Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков.-  Москва.: Айрис-пресс, 2006.
  4. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с
  5. Государственная программа « Патриотическое   воспитание  граждан РФ на 2010 — 2015 годы». М.,2010
  6. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.
  7. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения  // Педагогика и жизнь.- 2006.- №5
  8. Мазыкина, Н.В. Равнение на победу! Методические рекомендации организаторам по патриотическому воспитанию детей и подростков. - М., 2003

  1. Настольная книга  по   патриотическому   воспитанию  школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования / авт.-сост. А. Н Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А. П. Пашковец.- М.: Глобус,2007.
  2. Патриотическое воспитание: от теории к практике /Под ред. Т.А. Карелиной, Т.П. Грибоедовой. -Новокузнецк, 2004

  1. Патриотическое воспитание студентов вузов / Под ред. Т.М. Скобелева. –М.,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности и внедрение инновационных технологий

Развитие  общества  сегодня  диктует  необходимость   использовать  новые  информационные  технологии  во  всех  сферах  жизни.  А...

Внедрение концепции формирования здорового образа жизни школьников в образовательных учреждениях Карабашского городского округа

Физическое и духовно-нравственное здоровье определяет уровень цивилизации государства.В статье говорится о необходимости внедрения целостной системы формирования здорового образа жизни в образовательн...

«Учебно-исследовательская работа, новый компонент образовательной деятельности ЦВР «Поиск» городского округа Самара»

описание инновацимонного направления наботы во всех объединениях центра, не зависимо от возраста и вида направленности...

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦДОД «ИСКРА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

Спортивно-оздоровительная деятельность – это одно из основных направлений деятельности нашего Центра, ориентированной на развитие физических, психических и личностных качеств и социальных потребн...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ безопасности жизнедеятельности МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Соловьева Петра Владимировича

laquo;Использование методов обучения для повышения мотивации обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» Метод обучения - это система регулятивных принципов и прави...