Эстетическое развитие учащихся на занятиях по художественной вышивке бисером
статья по теме

Лукьяненко Лариса Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Лукьяненко Л. А                                                                                   Эстетическое развитие учащихся на занятиях по художественной вышивке бисером

Народная художественная вышивка бисером – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Организация трудовой деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно-прикладного искусства.

Продолжением работы по эстетическому воспитанию на уроке является творческая художественная деятельность учащихся в процессе внеклассных и внешкольных занятий. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важных педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации.

В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, к организации их досуга создание кружков декоративно-прикладного направления, в том числе кружков художественной вышивки в системе школ и внешкольных учреждений, представляется полезным и нужным. Подобные кружки приобретают особое значение и в связи с тем, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию народных художественных промыслов.

На основе изучения народного искусства в кружке разрабатываются композиции разнообразных изделий, которые затем находят воплощение в материале. Среди них тематические и декоративные панно, предметы быта, нарядная одежда и многое другое. Кружковцы показывают не только техническое мастерство, но и свои творческие способности, богатую фантазию, изобретательность, художественный вкус, бережное отношение к народным традициям.

Творческий процесс по созданию изделий декоративно-прикладного искусства, в частности изделий, вышитых бисером, на кружковых занятиях носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет школьникам в ходе практического выполнения изделий приобрести общетрудовые, специальные трудовые умения и навыки, а также специальные навыки по художественной вышивке бисером. На таких занятиях получает реализацию интерес детей к искусству и рукотворчеству.

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой предмета «Технология» в современной школе ограничены. Поэтому они должны быть компенсированы в системе внеклассной и внешкольной работы.

Целью обучения бисерному рукоделию на кружковых (внеклассных) занятиях является формирование у детей соответствующих знаний, умений и навыков по данному виду рукоделия, развитие творчества, фантазии и художественного вкуса при разработке и выполнении изделий.

Данное обучение предполагает решение следующих задач:

– раскрытие роли народного творчества и декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

– привитие любви к народному искусству, сохранение и продолжение его традиций;

– воспитание общей эстетической культуры и культуры труда;

– развитие творческих способностей.

При создании изделий декоративно-прикладного искусства решение художественно-творческих задач органически сочетается с овладением приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков по выполнению творческих замыслов в том или ином материале, в данном случае – работе с бисером. Результаты такого труда приносят кружковцам творческое удовлетворение, оказывая на них глубокое эмоциональное воздействие. У школьников появляется желание и потребность трудиться, так как эта деятельность связана с проявлением положительных эмоций. Моральное и творческое удовлетворение, переживаемое человеком в процессе труда, вызывает желание вновь испытывать чувство радости от его процесса и результатов. Изготовление своими руками нужных предметов из бисера вызывает у кружковцев повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает к последующей деятельности. Такие занятия позволяют детям приобщаться к истокам народного искусства, которые обогатят их внутренний мир, заполнят интересным творческим трудом свободное время

и, в конечном счете, могут стать в дальнейшем источником их существования.

Школьники далеко не всегда будут создавать безупречные изделия. Однако сам процесс познания действительности и ее отражение в образах искусства значительно важнее для их эстетического и трудового воспитания, нежели художественный результат их произведений. Этот активный процесс эстетического воспитания в труде ведет к приобретению учащимися разнообразных профессиональных навыков, формированию и развитию их художественного вкуса.

Успех деятельности кружка закладывается в основательной подготовке, важной частью которой является планирование, В планировании необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, особенности их поведения в коллективе, направленность кружковой деятельности. Для нормального функционирования и получения достойных результатов руководителю кружка необходимо изучать специальную и методическую литературу, которая стимулирует совершенствование профессиональной подготовки, вырабатывает творческий, исследовательский подход к педагогической деятельности, помогает определять и отбирать учебный материал, обоснованно использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения. Необходимо анализировать опыт работы других педагогов, работающих в общеобразовательных школах района, округа и России по проведению кружковых занятий по видам рукоделия, в частности художественной вышивке бисером.

Правильно развивать эстетические вкусы, формировать их в нужном направлении – это главная, очень ответственная и совсем нелегкая, непростая цель эстетического воспитания. Именно развитое у человека чувство прекрасного, которое должно сделаться одной из основ его натуры, – самое важное в эстетическом воспитании. Это чувство и способно вести человека к достижению возвышенных целей. И значение такого рода воспитания невозможно переоценить. Очень важно в эстетическом воспитании юного человека «наведение мостов» между прекрасным в природе и прекрасным, созданным человеческими руками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бисерное рукоделие : сборник / авт.-сост. О. Жукова. – М. : ACT, 2005. – 176 с. : ил. – (Мир увлечений).

2. Кривицкий, К. Е. Школьникам об эстетике : кн. для учащихся ст. классов / К. Е. Кривицкий. – 2-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1999. – С. 130-142.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Саамская вышивка бисером.

Презентация по технике саамской вышивки. Подробное описание техники саамской вышивки,значения саамского орнамента, цвета, символов....

Календарно-тематическое планирование занятий по технологии. Учебный курс «Художественная вышивка» 8 класс

Календарно-тематическое планирование занятий по технологии.Учебный курс «Художественная вышивка»  8 класс...

Разработка урока "Чудеса из бисера" и презентация "Вышивка бисером"

Разработка урока и презентация, которая подробно рассказывает о видах бисера, программах, помогающих преобразовывать любой рисунок в схему для работы бисером....

Воспитательское занятие " Вышивка бисером"

Сегодня на занятии мы поговорим о стекле. Ведь из него в основном делают бисер, бусы, стеклярус. Ученые полагают, что придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка – б...

Конспект занятия в объединении "Художественная вышивка" по теме "Сказочная гжель"

Конспект занятия по программе "Художественная вышивка" на тему "Сказочная гжель". Цель занятия- формирование умения вышивать в технике "простой крест" по мотивам гжельско...