Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование занятий по технологии. Учебный курс «Художественная вышивка» 8 класс
    календарно-тематическое планирование по технологии (8 класс) по теме

    Хамитулина Марина Александровна

     

     

       Календарно-тематическое планирование занятий по технологии.

    Учебный курс «Художественная вышивка»  8 класс

      Скачать:

      ВложениеРазмер
      Microsoft Office document icon ktp_8kl._hudozh.vyshivka.doc80 КБ

      Предварительный просмотр:

      Согласовано:

      заместитель директора по УВР

      ______________ Шамрай В.М.

      «_____»__________________г.                                                                                                     

      Утверждаю:

      директор МБОУ «СОШ №45»

      _______________ Бугаева Л.И.

      «_____»__________________г.

                                                           Календарно-тематическое планирование занятий по технологии

      Учебный курс «Художественная вышивка»  8 кл.

      Учитель: Хамитулина Марина Александровна

      № занятия

      Тема раздела или урока

      Цели занятия

      Теоретические сведения

      Практическая работа

      Краеведение

      Кален дарные сроки

      Кол-во часов

      Примечания

      т.

      п.

      1.

      Введение.

      1. Познакомить с целями и задачами курса.

      2. Дать общие сведения о народных промыслах и ремеслах в России.

      3. Повторить правила санитарии, техники безопасности и гигиены.

      1. Цели и задачи курса.

      2. Общие сведения о вышивке.

      3. Народные промыслы и ремесла России.

      4. Квалификационные требования к профессии вышивальщицы.

      5. Правила техники безопасности, санитарии и гигиены.

      6. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях.

      1. Составление альбома летописи села: обрядов, традиционных блюд, костюмов, ритуалов, ремесел.

      2. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены.

      3. Ознакомление с организацией рабочего места вышивальщицы.

      1. Народные промыслы и ремесла Белгородской области.

      2. Виды вышивок родного края.

      2

      -

      Литература: 1. Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1990. 2. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979. 3. Еременко Т.И. Рукоделие. М., 1987; Курс женских рукоделий. Учебное пособие. М., 1992.

      2.

      История возникновения и развития вышивки, вышивальных промыслов.

      1. Воспитать уважение к истории и традициям своего народа.

      2. Познакомить с вышивальными промыслами России.

      1. Сведения по истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов.

      2. Вышивальные промыслы России.

      3. Крестьянская и городская вышивки.

      4. Характерные черты изучаемого вышивального промысла (используемый материал, цветовая гамма, количество сложений нити, приемы вышивки).

      1. Составление альбома со схемами старинных вышивок Белгородской области и образцами.

      2. Зарисовка вышивальных швов изучаемого промысла.

      1. Вышивальные промыслы Белгородской области.

      1,5

      0,5

      3.

      Классификация вышивки.

      1. Сформировать у учащихся знания о классификации вышивки.

      2. Ознакомить с географией художественного народного промысла.

      1. Классификация вышивки: по положению рабочей нити в структуре ткани, характеру рисунка, виду технологии, географии художественного народного промысла.

      1. Классификация вышитой продукции.

      1. Образцы для лабораторно-практического задания применяются с использованием старинных вышивок мастериц Белгородской области.

      1

      1

      4.

      Развитие технологии вышивки (исторический и технический аспекты).

      1. Воспитать способность воспринимать мир художественных образов.

      2. Ознакомить учащихся с вышивальным оборудованием.

      3. Сформировать у учащихся знание особенностей профессии «вышивальщица».

      1. Общие сведения о древней вышивке (материалы, инструменты, характерные орнаменты).

      2. Крестьянская и городская вышивка в средние века (возникновение пялец и совершенствование их конструкции, появление металлической иглы, различия крестьянской и городской вышивок по используемому оборудованию, тканям, нитям, орнаменту).

      3. Зарождение вышивальных промыслов и обучение вышивальщиц при монастырях и знатных домах.

      4. Появление машинной вышивки и вышивальных фабрик в XIX-XX вв.

      5. Развитие вышивальных промыслов в России.

      6. Общие сведения о строении и принципе работы вышивальных автоматов и полуавтоматов.

      7. Профессия «вышивальщица».

      1. Составление схем развития и совершенствования инструментов, материалов и приспособлений для вышивки.

      1. ССУЗы и ВУЗы Белгородской области, где готовят людей профессии «вышивальщица».

      1

      -

      Литература: 4. Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: Научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений. М., 1999. 5. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. М., 1978. 6. Мир профессий: человек – художественный образ. Сост. Н. Смирнов. М., 1987.

      5.

      Применение вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных швейных изделий. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

      1. Развить эстетические способности при оформлении интерьера жилища.

      2. Подготовить учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий.

      3. Сформировать технологическую и художественную культуру учащихся.

      1. Дизайн и его роль в создании товаров и услуг. Применение вышивки в быту.

      2. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой.

      3. Расположение вышивки на швейном изделии.

      4. Способы выявления потребности общества в вышитых изделиях.

      5. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

      1. Выявление потребности общества в вышитых изделиях.

      2. Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

      3. Составление схемы (диаграммы) потребительского предпочтения.

      1. Маркетинговые исследования в г. Белгороде с целью выявления потребности общества в вышитых изделиях.

      1

      -

      6.

      7.

      8.

      Основы композиции. Цветоведение. Формообразование.

      1. Сформировать у учащихся знания основных понятий: «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм».

      1. Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «раппорт», «ритм».

      2. Законы построения композиции.

      3. Построение растительных и геометрических орнаментов в полосе и прямоугольнике.

      1. Цветовой круг. Основные цвета. Цветовая сочетаемость. Контраст.

      2. Получение основных цветов.

      3. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла.

      4. Орнамент в полосе,

      1. Основные цвета изучаемого промысла в национальной одежде Белгородской области.

      1,5

      4,5

      2. Ознакомить с законами построения композиции и цветоведения.

      3. Ознакомить учащихся с характером труда профессии «художник-модельер».

      4. Дать представления о возможности использования ПЭВМ в составлении композиции вышивки.

      5. Развить у учащихся чувство красоты и гармонии.

      4. Цветовой круг. Основные составные цвета. Теплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость.

      5. Цветовое решение, форма и пропорции.

      6. Профессия «художник-модельер».

      7. Классификация видов орнаментов.

      8. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла; составление композиции изделия в ручной вышивальной технике; цветовое решение составленной композиции.

      9. Возможности использования ПЭВМ в составлении композиции вышивки.

      прямоугольнике.

      5. Составление композиции вышивального мотива.

      6. Цветовое решение составленной композиции.

      2. Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла Белгородской области.

      3. Орнамент в полосе, прямоугольнике Белгородской области (примеры).

      4. Составление композиции вышивального мотива, учитывая цветовое решение Белгородской области.

      Литература: 7. Попова О.С. Народные художественные промыслы. М., 1984. Сафонова О.С. Молотобарова О.С. Круж-ки художественной вышивки. М., 1981. 8. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синицына Н.В. Техноло-гия. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы./под.ред. В.Д. Симоненко.М., 1998.

      9.

      10.

      Подготовка к глухой вышивке и строчевой вышивке.

      1. Сформировать умения у учащихся переводить рисунок на ткань, увеличивать и уменьшать его.

      2. Дать представление об организации рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

      3. Научить правильно запяливать ткань в круглые пяльцы.

      1. Способы перевода рисунка на ткань.

      2. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец.

      3. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы.

      4. Организация рабочего места и трудового процесса вышивальщицы.

      5. Способы разметки и подготовка сетки под строчевую вышивку.

      6. Обвив сетки. Правила запяливания ткани.

      1. Перевод рисунка на ткань.

      2. Запяливание ткани в круглые пяльцы.

      3. Продергивание и обвив сетки под строчевую вышивку.

      1. Рисунок для перевода на ткань составлен с учетом колорита Белгородской области.

      2. Демонстрация образцов строчевой вышивки на народных костюмах Белгородской области. Особенности строчевой вышивки Белгородской области.

      1

      3

      11.

      12.

      13.

      14.

      15.

      16.

      17.

      Технология глухой ручной вышивки.

      1. Сформировать у учащихся умения по выполнению глухой ручной вышивки.

      2. Сформировать технологическую культуру.

      1. Безузловые способы закрепления рабочей нити на ткань в начале и по окончанию вышивки.

      2. Понятие об односторонней и двусторонней вышивке. Счетная и свободная вышивка.

      1. Составление инструкционных карт по выполнению изучаемых вышивальных швов.

      2. Вышивка образцов, изделия, выполнение учебного проекта.

      1. На инструкци-онных картах используется орнамент вышивки Белгородской области.

      3

      31

      18.

      19.

      20.

      21.

      22.

      23.

      24.

      25.

      26.

      27.

      3. Воспитать у учащихся красоты и гармонии.

      4. Научить различным видам глухой ручной вышивки.

      5. Подготовить практическую часть творческого проекта.

      6. Научить работать с информацией и технологической документацией.

      3. Технологии выполнения швов: стебельчатый, тамбурный, роспись, козлик, односторонняя, двусторонняя, счетная и цветная гладь, накладная сетка, крест простой и двойной, дырочка, рококо, аппликация, вышивка бисером.

      4. Золотое шитье.

      5. Работа с информацией и технологической документацией.

      2. Изготавливаемое изделие должно учитывать регио-нальные особен-ности изучаемого промысла.

      3. Предлагается для выполнения коллективный творческий проект (комплексного типа) по изготовле-нию национально-го народного кос-тюма Белгородской области.

      Литература: 9. Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000. 10. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М., 1992. 11. Никифорова М.И., Кагановская О.Н. Энциклопедия. Домоводство. М., 1998. 12. Энциклопедия. Рукоделие./ под.ред. Грекулова А.С. М., 1992.

      28.

      29.

      30.

      Отделка края вышитого изделия.

      1. Познакомить учащихся со способами отделки края вышитого изделия.

      2. Научить выполнению мережек и обработке узлов изделия.

      3. Сформировать художественную и технологическую культуру.

      1. Способы отделки края вышитого изделия.

      2. Мережки и способы их выполнения.

      3. Обработка узлов изделия.

      1. Виды мережек, инструкционные карты по их выполнению.

      1. В практической работе используются виды строчевой вышивки, характерной для Белгородской области.

      0,5

      5,5

      31.

      Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

      1. Познакомить учащихся с правилами стирки, подкрахмаливания и утюжки изделий.

      2. Научить выполнять влажно-тепловую обработку вышитого изделия.

      3. Воспитывать аккуратность и бережное отношение.

      1. Стирка изделий.

      2. Подкрахмаливание.

      3. Утюжка изделий.

      1. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

      1. Национальные рецепты изготовления крахмала. Получение крахмала в Белгородской области.

      0,5

      1,5

      32.

      Расчет стоимости вышитого изделия.

      1. Познакомить учащихся с экономическими расчетами, производимыми при оценке стоимости изделия.

      1. Себестоимость изделия.

      2. Составляющие компоненты стоимости в изделии (выполнение вышивки, материалы, электроэнергия, износ оборудования, рыночная цена, затраченное время, качество

      1. Расчет стоимости вышитого изделия.

      1. Произвести на практической работе расчет стоимости изготовленного национального народного

      0,5

      1,5

      изделия и т.п.).

      3. Пути снижения стоимости изделия (материало-, энергосберегающие и безотходные технологии, рациональная организация технологического процесса).

      костюма Белгородской области.

      33.

      Экскурсия в вышивальный цех (швейной) фабрики или в музей декоративно-прикладного искусства.

      1. Познакомить с традициями родного края, характерными чертами местной вышивки.

      2. Знакомство с народными мастерами Белгородской области.

      3. Сформировать у учащихся знания о социальных и экологических последствиях применения вышивальных технологий.

      1. Общие сведения о вышивальных традициях родного края, народных мастерах, характерные черты местной вышивки.

      2. Технология изготовления вышитого изделия (ручная).

      3. Социальные и экологические последствия применения вышивальных технологий.

      1. Посещение музея народного искусства (исторический и фото альманах).

      1. Урок краеведения. Знакомство с народными мастерами Белгородской области.

      -

      2

      34.

      Подведение итогов.

      1. Сформировать у учащихся умения защищать творческий проект.

      1. Защита творческого проекта.

      2. Обзор знаний по вышивке.

      3. Влияние общества на развитие вышивки. Экологичность вышивальной технологии.

      1. Защита творческого проекта.

      1. Демонстрация белгородского народного костюма с использованием литературной основы.

      -

      2

                                                                                                                                                                                                                                          Итого: 68 часов


      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Рабочая программа, календарно - тематическое планирование по учебному курсу «Музыка» 5 - 7 класс, автор Д.Б. Кабалевский

      Программа по предмету «Музыка» для V - VII  классов основной школы представляет собой вариант программы, разработанной авторским коллективом под руководством Д.Б. Кабалевского,  М., «Просвещ...

      Календарно – тематический план проведения занятий по программе «Постановка танцевальных номеров»

      Образовательно-методический комплекс к программе "Постановка танцевальных номеров"...

      АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

      Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

      календарно- тематический план для занятий по скульптуре в ДХШ

      Материал по поурочному планированию. Для илюстрирования заданийиспользованы материалы сети интернет и работы моих учеников....

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 5-6 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

      Рабочая программа  по природоведению 5-6 класс для детей с интеллектуальными нарушениями.Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственно...

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) ГЕОГРАФИЯ 6-9 КЛАСС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

      Рабочая программа  по географии 6-9 класс для детей с интеллектуальными нарушениями. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной от...