Рабочая программа по учебному курсу "Художественная вышивка"
рабочая программа по технологии на тему

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений — художественной обработки материалов. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гладышева Светлана Васильевна

222-087-124

МОУ «Чистоозёрская средняя общеобразовательная школа

 Завьяловского района» Алтайского  края

Рабочая   программа

по учебному курсу

 «Художественная вышивка»

                                          

 

 Автор – составитель: учитель технологии

                                                               МОУ «Чистоозёрская средняя

 общеобразовательная школа Завьяловского

                                                               района»

                                                               Гладышева Светлана Васильевна 

Завьялово 2011

Пояснительная записка

Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений — художественной обработки материалов. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда. Вышивка – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.

Изучение  вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.  

В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к  отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.

Программа предполагает необходимость ознакомления учащихся с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами вышивки, что дает возможность учащимся при разработке, подборе схем для вышивания  использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий.   Использование канвы с нанесённым рисунком для художественной вышивки может способствовать развитию  практического навыка. 

Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру.

В процессе обучения по данной программе школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями, т.е. она имеет широкий спектр практического применения.

 В программе отражён  технологический компонент общего среднего (полного) образования. Ее реализация  предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: мониторинг и развитие их возможностей, интересов, воспитание творческой самостоятельности при выполнении проектных и исследовательских работ, знание особенностей профессии «вышивальщица», «художник-модельер». Учащиеся, владеющие первоначальными знаниями и умениями по вышивке, выполняют творческий проект с начала учебного года в соответствии с тематическим планированием. Школьники, впервые знакомящиеся с технологией вышивки, выполняют творческий проект после овладения вышивальными швами на образцах или  небольших изделиях, разработанных преподавателем. Защита индивидуального или коллективного учебного проекта проводится на итоговом занятии в форме исследования.

По всем разделам программы представлен примерный перечень  практических заданий и изделий для выполнения учебных проектов.

Цель программы: 

   Обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.

          Задачи:

  1.   Развивающие:

  Создать условия для

   - самореализации творческих способностей к творческому решению задач, к созданию нового продукта;

   - развития   умственных способностей (память, мышление, воображение, логика) и социальной компетенции школьников:  

   а) отношения к другому человеку, как к высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи;

   б)  развития инициативности, самостоятельности;

   в) формирования адекватной  самооценки, чувства ответственности, навыков самоорганизации, самоконтроля, нравственного саморазвития.

   2. Воспитательные:

Создать условия для

   - обогащения духовной  жизни школьника;

   - совершенствования эстетических взглядов, формирование мировоззрения;

   - профессионального ориентирования школьников в социуме.

     3. Обучающие:

Создать условия для

   -  приобретения и активного использования учащимися знаний, умений и навыков по  вышивке;

   -  формирования технологической, художественной и эстетической культуры;

   - овладения основными навыками культуры труда;

- формирования культуры речи, овладения терминологией;

- формирования и развития координации движений рук при выполнении вышивки;

- выработки умения самостоятельно работать над творческим проектом.  

Ведущие принципы образования

- Принцип гуманизации предписывает обязательное отражение в содержании нравственных и правовых нормативов.

- Принцип научности предполагает достаточный уровень достоверной учебной информации с учётом новейших достижений науки.

- Принцип систематичности и последовательности обучения обеспечивает системную организацию образования на основе всех компонентов: целей, содержания, методов и приёмов, средств обучения, форм организации различных видов деятельности.

 - Принцип индивидуализации дифференциации образовательного процесса, поисковой и научно-исследовательской деятельности.

Методы обучения

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- словесные, наглядные, практические;

- индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);

- репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);

- самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

- стимулирование и мотивации интереса к учению (учебные дискуссии, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций);

- стимулирование долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение).

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

- практический контроль и самоконтроль (диагностика и мониторинг уровня развития навыков и учений обучаемых).

Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога).

     В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает мероприятия, которые направлены на повышение интереса учащихся к данному курсу:

  1. Встречи и беседы с родителями учащихся, творческие мастерские, мастер – классы;
  2. Размещение на сайте Интернета;
  3. Включение в программу занятий клуба «Ветеран»;
  4. Сбор и систематизация  этнографического материала по заданию Краеведческого музея;
  5. Участие в  конкурсах и выставках на муниципальном и региональном уровнях;
  6. Проведение экскурсий в краеведческий, исторический музеи.
  7.  Накопление чувственного опыта.

Ожидаемый результат обучения:

     - воспитание познавательного интереса, включённость в активную творческую     деятельность;

     -  взаимопроникновение культур разных поколений;

     - развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности,  расширение       круга общения;

- удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах

- умение ценить красоту народных традиций.

Требования к уровню подготовки учащихся

 5 класс

 Знать/понимать:

  1. классификацию вышивки России, её историю и многообразие;
  2.  эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки;
  3.  характерные черты  вышивального промысла - двойной крест или болгарский;
  4.  способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия; правила безопасности труда;
  5.  иметь представление о понятиях: счётная схема, композиция, основные и составные цвета, цветовая сочетаемость, контраст.

 Уметь:

  1. организовывать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы;
  2. технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом (счётная вышивка);
  3. осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
  4.  запяливать ткань в круглые пяльцы.

6 класс

 Знать/понимать:

  1. классификацию, историю и многообразие счётной художественной вышивки России;
  2.  характерные черты вышивального промысла – гобеленовым  швом, двусторонней гладью;
  3.  переводить рисунок на ткань;
  4. технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
  5. правила безопасности труда; способы выявления потребностей общества в товарах и услугах.

Уметь: 

  1. организовывать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы;
  2.  технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом (счётная вышивка, двусторонняя гладь);
  3. осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
  4.  запяливать ткань в круглые пяльцы,  рассчитывать размер вышивки на канве и на ткани; составлять цветовое решение вышивки;
  5. владеть техникой вышивки косым гобеленовым швом, двусторонней гладью.

7 класс

Знать/понимать:

  1. способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия;
  2. способы перевода рисунка на ткань;
  3. характерные черты вышивального промысла – вышивки крестом; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
  4.  правила безопасности труда;
  5. способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
  6. основные законы построения композиции.

Уметь:

  1. технически правильно выполнять приёмы ручной счётной вышивки;
  2.  осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
  3.  рассчитывать стоимость изделия;
  4. организовывать трудовой процесс и рабочее место вышивальщицы;
  5.  работать с информацией и технологической документацией, разрабатывать технологическую документацию;
  6. рассчитывать стоимость вышитого изделия;
  7.  классифицировать вышитую продукцию;
  8. владеть техникой вышивки крестом.

8 класс

Знать/понимать:

  1. характерные черты вышивального промысла – вышивки нетрадиционными материалами; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
  2. правила безопасности труда;
  3. способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
  4.  основные законы построения композиции;
  5. уход за изделиями с вышивкой.

Уметь: 

  1. работать с информацией и технологической документацией;
  2. разрабатывать технологическую документацию;  
  3.  составлять цветовое решение по данной учителем композиции;
  4.  классифицировать вышитую продукцию;
  5. составлять композиции вышивки  для  изделия;
  6.  владеть навыками вышивки нетрадиционными материалами.

Приложение 1

Содержание программы

 5 класс (64 ч.)

 Введение (1 ч.)

Теоретическая часть

Цели и задачи программы. Общие сведения о вышивке. Народные ремёсла и промыслы России. Виды вышивок родного края.

История возникновения и развития вышивки (2 ч.)

Теоретическая часть

Сведения об истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Крестьянская и городская вышивка.

Материалы и инструменты (1 ч.)

Теоретическая часть

Виды пялец. Виды канвы, мулине. Запяливание канвы.

Техника безопасной работы с вышивальными инструментами. Организация рабочего места  (1 ч.)

Теоретическая часть

Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиене. Ознакомление с организацией рабочего места.

Применение вышивки в оформлении интерьера, отделки современных швейных изделий (6 ч.)

Теоретическая часть

Дизайн и его роль в создании товаров и услуг.

Практическая часть

Зарисовка вышивальных швов изучаемого промысла. Технология отделки швейных изделий вышивкой.

Подготовка к работе. Цветоведение (1 ч.)

Практическая часть

Построение растительных и геометрических орнаментов. Цветовой круг. Цветовое решение. Форма и пропорции.  Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла.

Техника вышивания двойным (болгарским) крестом (6 ч.)

Практическая часть

Последовательность вышивания двойным крестом. Построение композиции.

Безузловые способы закрепления рабочей нити в начале и по окончании вышивки. Счётная вышивка (2 ч.)

Практическая часть

Способы закрепления нити.

 Вышивка образцов двойным крестом (14 ч.)

Практическая часть

Эскиз, счётные схемы. Канва.

Составление композиции вышивального мотива  (1 ч.)

 Практическая часть

Использование законов построения композиции.

Выполнение учебного проекта (27 ч.)

Чтение схемы. Отработка навыка вышивания двойным крестом.

 Подведение итогов обучения вышивке. Защита проекта. Организация  выставки (2  ч.)

 Теоретическая часть

Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия.

Практическая часть Расчёты стоимости. Подготовка документации и защита проекта. Влажно-тепловая обработка вышитого изделия.

Приложение 2

Содержание программы

6 класс (64 ч.)

 Введение (1 ч.)

Теоретическая часть

Цели и задачи курса. Общие сведения о вышивке. Народные ремёсла и промыслы России. Виды вышивок родного края. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для ручной вышивки.

 История возникновения и развития гобеленовой вышивки, вышивальных промыслов (1 ч.)

Теоретическая часть

Сведения об истории возникновения и развития вышивки и вышивальных промыслов. Вышивальные промыслы России. Крестьянская и городская вышивка. Характерные черты изучаемого вышивального промысла (используемый материал, цветовая гамма, количество сложений нити, приёмы вышивки).

Классификация вышивки (1 ч.)

Теоретическая часть

Классификация вышивки: по положению рабочей нити в структуре ткани; характеру рисунка; виду технологии; географии народного промысла.

 Применение вышивки в оформлении интерьера (1 ч.)

Практическая часть

Применение вышивки в быту. Оформление жилища и отделка швейных изделий вышивкой.

 Материалы и инструменты. Техника безопасной работы с вышивальными инструментами (1 ч.)

Теоретическая часть

Ткань и нитки для вышивания, инструменты и приспособления. Как лучше организовать рабочее место вышивальщицы.

Основы композиции. Цветоведение. Формообразование (1 ч.)

Теоретическая часть

Понятия «эскиз», «рисунок», «композиция», «орнамент», «ритм». Законы построения композиции. Цветовой круг. Цветовое решение.

Практическая часть

Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла. Составление композиции изделия для вышивания.

Швы, выполняемые по канве (4 ч.)

Теоретическая часть

Способы закрепления ниток.

Практическая часть

Швы, выполняемые по канве: простой крест, гобеленовый шов с прокладкой нити, или полукрест. Прямой гобеленовый шов, косой гобеленовый шов, рубчатый гобеленовый шов, мелкий шов, широкий гобеленовый шов, захватывающий гобеленовый шов.

 Выбор изделия для выполнения учебного проекта (1 ч.)

Практическая часть

Выбор изделия для выполнения учебного проекта.

 Подготовка к гобеленовой вышивке (1 ч.)

Практическая часть

Определения размера вышивки на канве. Цветовая сочетаемость.

 Выполнение учебного проекта (20 ч.)

Теоретическая часть

Приложение 2а

Технология вышивки гобеленовым швом.

Практическая часть

Безузловые способы закрепления рабочей нити в начале и по окончании вышивки. Счётная вышивка.

История возникновения вышивки гладью (1 ч.)

Теоретическая часть

Многовековая история искусства вышивания. Образцы народной вышивки в музеях. Национальные особенности русской вышивки.

 Виды вышивки гладью (10 ч.)

Теоретическая часть

Технология выполнения гладьевых швов.

Практическая часть

Декоративная вышивка крупными стежками: «Владимирские швы», «верхошов». Варианты узоров вышивки «владимирскими швами» - «Букет цветов», «Петушок», «Птички», «Группа цветов», «Цветущее дерево», «Цветущая ветвь», «Рыбки». Цветная (Александровская) гладь.

Применение вышивки в отделке современных швейных изделий (2 ч.)

Практическая часть

Отделка швейных изделий вышивкой (бельё, платья, юбки, блузки). Расположение вышивки на швейном изделии.

Технология глухой ручной вышивки (3 ч.)

Практическая часть

 Безузловые способы закрепления рабочей нити на ткани в начале и по окончании вышивки. Технология выполнения: двусторонняя, счётная гладь, стебельчатый шов.

Перевод рисунка на ткань. Цветоведение (1 ч.)

Практическая часть

Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Виды пялец. Правила запяливания ткани в круглые пяльцы. Организация рабочего места вышивальщицы.

 Выполнение учебного проекта (14 ч.)

Практическая часть

Выбор композиции для выполнения учебного проекта. Работа над проектом. Влажно-тепловая обработка изделия

Расчёт стоимости вышитого изделия. Подведение итогов. Защита учебного проекта (1 ч.)

Теоретическая часть

Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия (выполнение вышивки, материалы, электроэнергия, износ оборудования, рыночная цена, затраченное время, качество изделия). Пути снижения себестоимости изделия: материало-, энергосберегающие и безотходные технологии, рациональная организация технологического процесса.

Практическая часть

Защита учебного проекта. Оформление документации. Организация выставки учебных проектов.

Приложение 3

Содержание программы

7 класс (64 ч.)

Введение (1 ч.)

Теоретическая часть

Цели и задачи обучения вышивке. Виды вышивок родного края. Правила безопасной работы. Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для ручной вышивки.

    Развитие художественной вышивки (1 ч.)

Теоретическая часть

Сведения по истории возникновения и развития счётной вышивки. Характерные черты счётной вышивки.

    Классификация вышивки (1 ч.)

Теоретическая часть

Классификация вышивки: по положению рабочей нити в структуре ткани; характеру рисунка, географии народного художественного промысла.

    Основные построения композиции  в вышивке. Цветоведение (1 ч.)

Теоретическая часть

Эскиз, рисунок, композиция, орнамент. Цветовое решение. Форма и пропорции.

Практическая часть

Зарисовка основных мотивов изучаемого промысла; составление композиции изделия.

     Подготовка к вышивке крестом (1 ч.)

 Практическая часть

Организация рабочего места и трудового процесса. Способы разметки и подготовки сетки под двойной крест. Правила запяливания ткани в пяльцы.

     Отделка края вышитого изделия (2 ч.)

Практическая часть

Способы отделки края вышитого изделия.

     Выбор изделия для выполнения учебного проекта (1 ч.)

Практическая часть

Выбор темы проекта. Разработка этапов работы над проектом.

     Выполнение учебного проекта (54 ч.)

Практическая часть

Разработка конструкторского и технологического разделов проектной части. Средства и способы поиска технических и технологических решений. Современные энерго- и материалосберегающие и другие перспективные технологии.

     Влажно-тепловая обработка изделия. Расчёт стоимости вышитого изделия (1 ч.)

Практическая часть

Обработка изделия. Обработка углов изделия. Себестоимость изделия. Составляющие компоненты стоимости вышитого изделия (выполнение вышивки, материалы, электроэнергия, износ оборудования, рыночная цена, затраченное время, качество изделия).

     Подведение итогов обучения. Защита проектов (1 ч.)

Практическая часть

Обзор знаний по вышивке, защита учебного проекта. Организация выставки работ учащихся.

Приложение 4

Содержание  программы

 8 класс (64 ч.)

    Введение. История вышивки (1 ч.)

Теоретическая часть Возникновение древнего вида народного творчества. Развитие вышивки. Стиль модерн вышивки.

Организация рабочего места. Техника безопасной работы с вышивальными инструментами (1 ч.)

Техника вышивания бисером по свободному контуру (1ч.)

Теоретическая часть. 

Оптимальность освещения при работе. Техника безопасности при вышивании. Необходимые инструменты и материалы. Характеристика используемого материала.

Практическая часть.

Способы техники вышивания по свободному контуру. Шов «назад иголку», шов «вперёд иголку», шов «за иголку».

 Техника вышивания стеклярусом 2 ч.)

Теоретическая часть.

Приёмы вышивания. Виды стежков для вышивания стеклярусом.

Практическая часть.

Использование ткани и канвы для вышивания. Вышивание по образцам. Комбинирование рисунков. Выбор способа пришивания стекляруса. Вышивание деталей сложной конфигурации.

    Техника вышивания блёстками (пайетками) (2 ч.)

Теоретическая часть.

Способы вышивания по свободному контуру. Блёстки в сочетании с бисером «рисом», стеклярусом, стразами.

Практическая часть.

Пришивание блёсток различными способами. Прямые стежки, шов «петля», шов «вперёд иголку». Использование бисера.

Метод «чешуя» (2 ч.)

Теоретическая часть.

Способы пришивания блёсток. Образование «чешуи». Уход за вышитыми изделиями.

Практическая  часть.

Создание композиции из блёсток. Использование вышитых композиций в изделиях. Работа над творческим проектом на выбор (сумочка, косметичка).

 Вышивка бусами (2 ч.)

Теоретическая часть.

Способы вышивания бусами.

Практическая часть.

Создание композиции из бус. Использование данной техники в изделиях. Работа над творческим проектом на выбор (пояс, ремень, панно).

Вышивка бисером (6 ч.)

Теоретическая часть.

Способы вышивания бисером.

Практическая часть.

Создание объёмной композиции. Использование данной техники в швейных изделиях, панно. Работа над творческим проектом.

 Вышивка «рисом» и стеклярусом (3 ч.)

Теоретическая часть.

Технология вышивания «рисом» и стеклярусом.

Приложение 4а

Практическая часть.

Создание объёмной композиции. Использование данной техники в трикотажных изделиях, панно. Работа над творческим проектом.

 Вышивка пайетками (2 ч.)

Теоретическая часть.

Технология вышивания пайетками.

Практическая часть.

Разметка рисунка на ткани. Технология выполнения вышивки. Составление композиции для панно, украшение крышки шкатулки. Работа над творческим  проектом.

Техника вышивания бисером по счёту (4 ч.)

Теоретическая часть.

Материалы и инструменты для вышивания бисером по счёту. Техника вышивания бисером по счёту.

Практическая часть.

Выбор рисунка, композиции. Соотношение цветов в вышивке.

 Расчёт потребного количества ткани и подготовка рисунка (1 ч.)

Теоретическая часть.

Принципы расчёта потребного количества канвы.

Практическая часть.

Разметка рисунка на канве. Увеличение рисунка. Способы вышивания на пяльцах.

 Подготовка ткани к работе (1 ч.)

Практическая часть.

Обмётывание отрезка ткани. Разбивка отрезка ткани и рисунка квадраты. Нумерация квадратов.

Запяливание канвы.

 Техника вышивания по ткани в клеточку (4 ч.)

Теоретическая часть.

Способы вышивания. Расположение бисера по ткани.

Практическая часть.

Закрепка нити с изнаночной стороны. Вышивание по счёту швом «полукрест». Использование схемы для вышивания. Использование метода подбора и подгонки для выравнивания вышивки. Разработка композиции для диванной подушки, панно, газетница. Работа над творческим проектом.

Техника вышивания по канве (4 ч.)

Теоретическая часть.

Способы закрепления канвы. Вышивка рисунка «вприкреп».

Практическая часть.

Организация рабочего места. Закрепление канвы. Использование канвы с рисунком. Использование схемы для вышивания панно. Работа над творческим проектом. Влажно-тепловая обработка изделия.

 Оформление вышитых изделий в рамку (1 ч.)

Практическая часть.

Технология изготовления рамки. Оформление паспорту.  

Вышивание лентами

 Введение. История вышивки лентами (1 ч.)

Теоретическая часть

Развитие художественного шитья в период первобытно-общинного строя. Использование кожи животных. Вышивание лентами в России. Стиль модерн.

Приложение 4б

 Роль композиции и цвета в вышивке (1 ч.)

Теоретическая часть

Что такое композиция? Традиции размещения и сочетаемости различных элементов орнаментов.

Практическая часть

Соотношение цветов. Комбинированные контрастные  соединения. Составление композиции.

 Материалы и приспособления (1 ч.)

Теоретическая часть

Основные группы лент. Использование органзы. Аппретирование ткани. Вышивальные нитки. Инструменты (распарыватель, нитковдеватель, линейки).

   Техника вышивания лентами (10 ч.)

Теоретическая часть

Техника вышивания лентами

Практическая часть

Правила техники безопасности при выполнении работы. Перевод рисунка на ткань. Работа с пяльцами. Закрепление ленты. Основные швы и элементы узоров. Шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая обмётка»), шов «вперёд иголку», шов «назад иголку», шов «шнурок» («обвитая намётка»), шов стебельчатый, шов петельный, шов тамбурный, шов «петля с прикрепом», шов «полупетля с прикрепом», шов полупетля с прикрепом зигзагом», шов «петля незатянутая», шов «крест», шов крестообразный, шов «узелки», шов «вытянутый стежок с прикрепами», шов «вытянутый стежок с завитком», шов «закрученная лента», шов «лента с перехватами вприкреп», шов «сетка», шов «петелька с глазком».

Цветок (2 ч.)

Цветовое сочетание.

Практическая часть

 Способы вышивания. Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3

 Листочек. Пестик (1 ч.)

Теоретическая часть

Цветовое сочетание. Разновидность лент.

Практическая часть

Способы вышивания.

 Роза (2 ч.)

Теоретическая часть

Конструктивные формы. Технология выполнения.

 Практическая часть

Способы вышивания. Вариант 1. Вариант 2. Бантик.

 Создание композиций по выбору (8 ч.)

Теоретическая часть

Эскиз. Использование видов техники вышивания. Расчёт. Уход за вышитыми изделиями. Полезные советы по уходу за вышитыми изделиями.

Практическая часть

Создание композиции по выбору.

 Оформление выставки творческих проектов (1 ч.)

 Практическая  часть

  Итоговое занятие. Защита проектов по курсу «Художественная вышивка»

  Анкетирование: Что мне понравилось/не понравилось из курса «Художественная вышивка».

Приложение 5

Литература

Астапенко Э.А. Вышивка. – М., 2005.

Аристамбекова Н.Е. Вышивка крестом. – М.: Эстерна, 2005.

Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990.

Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М., 1979.

Доброва Е.В. цветочные композиции: Вышиваем лентами. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.

Еременко Т.И. Рукоделие. – М., 1987.

Еременко Т.И., Забулаева Е.С. Художественная обработка материалов. – М., 2000.

Курс женских рукоделий. Учебное пособие. – М., 1992.

Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений. - М., 1999.

Малахова С.А., Журавлёва Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. – М., 1988.

Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М., 1978.

Мир профессий: Человек – художественный образ / Сост. А. Смирнов. –

М., 1987.

Попова О.С. Народные художественные промыслы. – М., 1984.

    Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В.  Декоративное искусство.- М., 1976.

Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. кружки художественной вышивки. – М., 1981.

Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 1998.

Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. – М., 2000.

Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.

Хворостухина С.А. Золотая книга женского рукоделия. – М., 2003.

Приложение 6

Правила безопасной работы с вышивальными инструментами

  1. Иглы, булавки, напёрсток, ножницы, сантиметровую ленту надо хранить в специальной рабочей шкатулке с крышкой.
  2. Если игла временно не нужна, например, при подготовке нитки, рисунка, её следует вколоть в подушечку размером примерно 8:8см, которую можно сшить из сурового полотна или из другой гладкокрашеной ткани, набив ватой, поролоном или синтепоном.  Такую подушечку можно закрепить на кольце из широкой резинки, диаметр которого должен соответствовать запястью вашей руки. Получившийся браслет пригодится вам в работе.
  3. Нельзя пользоваться ржавой иглой. (Такая игла плохо прокалывает ткань, оставляет на ней следы ржавчины и может легко сломаться.)
  4. Во время работы ножницы должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями.

Санитарно-гигиенические правила

  1. Нельзя перекусывать нитку зубами: от этого портится эмаль зубов и, кроме того, натянутой ниткой можно поранить губы.
  2. До начала работы необходимо вымыть руки. (Если брать иглу влажными руками, то она будет плохо прокалывать ткань, скрипеть. От влажных рук на вышиваемом изделии могут остаться следы.)
  3. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через каждые 1,5ч, так как при долгом занятии вышивкой утомляются глаза, устают пальцы. Занятия вышивкой можно чередовать с другими видами работ: подбором ниток, выбором и подготовкой узора, физминуткой.

 

Правила безопасной влажно-тепловой обработки

  1. Во время работы утюг необходимо ставит на специальную подставку.
  2. Шнур утюга не должен попадать под его подошву, перекручиваться. (Это может привести к излому шнура и короткому замыканию.)
  3. Нельзя оставлять включенный утюг без присмотра.
  4. По окончании работы утюг следует выключать из электросети, берясь за корпус штепселя. 

 



Предварительный просмотр:

 

Гладышева Светлана Васильевна

222-087-124

Организация
исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии

                                                                                                       

                                                                               

                               Подготовила:

                                                                                 Светлана Васильевна Гладышева

                                                                                 учитель технологии

                                                                                 МОУ «Чистоозёрская СОШ

                                                                                 Завьяловского района» Алтайского края

 1. Уровни научно-исследовательской работы

Формы исследовательской работы:

  1. Реферат
  2. Исследовательская работа
  3. Научное исследование

  Реферат

Реферат (лат. реферо – доношу, сообщаю, излагаю) – письменная Учебно-научная работа на определённую тему, выполняемая на основе осмысления материала, собранного из разных публикаций.

Реферат выполняет следующие задачи:

1. Научиться подбирать литературу по теме.

2. Умение критически оценивать факты и доводы, изложенные в литературе, сопоставлять точки зрения и аргументы.

3. Самостоятельно выстраивать логику исследования.

4. Отбирать материал строго по теме исследования.  

5. Формирование навыков написания авторского письменного текста.

6. Умение на основе собранного материала делать самостоятельные выводы.

Исследовательская работа

Задачи данного уровня:

1. Овладеть навыками самостоятельного поиска и анализа источников. Например, можно  привлечь  всего один  источник, но извлечь из него максимальный объём информации.

2. Умение на основе источников реконструировать прошлое (события, факты, обряды).

3. Развитие навыков создания авторского письменного сочинения (логика изложения, выводы).


Вид исследовательской

работы


Формируемые навыки


Назначение

Конспект

Выбор и фиксация сведений

Где находится информация (в каких книгах)

Реферат

Отбор материала и логика изложения

Как можно структурировать материал и выстроить исследование

Исследовательская работа

Авторская реконструкция прошлого

Реконструкция событий и фактов по источникам

2. Разработка программы исследования

Выбор темы

Актуальность  темы определяется тремя факторами:

1. Важность изучаемого периода или проблемы в общеисторическом контексте, то есть их значимость для познания последующих  процессов.

2. Значимость темы для современного общества.  

3. Значимость для науки, то есть исходя из степени изученности темы (проблемы). Главным критерием при выборе темы представляется наличие проблемы, то есть вопросов, на которые у науки нет достаточных знаний.

Формулировка цели и задач

Формулировка цели, название работы и предмет исследования должны соответствовать друг другу. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи – это более детальное рассмотрение вопросов, связанных с темой, они указывают пути и способы достижения цели. Фактически, именно через решение задач достигается общая цель.

Разработка методики исследования

Группы методов:

1. Методы сбора информации (наблюдение, анкетирование). Результатом этой работы должно стать создание полноценных источников.

2. Методы обработки данных – методы количественного и качественного анализа собранной на первом этапе информации. Результатом является создание таблиц, графиков, схем, реконструкций.

3. Интерпретационные методы (от лат. – истолкование, объяснение, разъяснение) – методы, с помощью которых создаётся авторская интерпретация собранных сведений. Результатом является создание авторского сочинения.

 3. Реализация исследовательской программы

Наиболее простыми и распространёнными являются следующие способы поиска литературы:

1. Начинать работу следует с изучения словарей и энциклопедических изданий, поскольку там даётся краткая информация о предмете исследования, а также чётко сформулированы термины, которыми необходимо пользоваться при проведении исследования.

2. Анализ тематических библиотечных каталогов и справочно-библиографической литературы.

3. Интернет

Наблюдение и эксперимент
Анкетирование и опрос
Интервьюирование (от англ. – беседа встреча)
Метод репортажного сбора
Методы археологического исследования

Работа с источниками

Источники:

1) вещественные (археологические, музейные памятники, предметы быта;

2) письменные (созданные при помощи алфавита);

3) устные

4) кино-фотодокументы (на негативной плёнке);

5) фонодокументы  аудиозаписи, пластинки);

6) изобразительные (карты, планы, картины, иконы)

7) лингвистические (топонимика, говоры) 

Методика исследования

Написание содержательной части письменной работы

Правила рубрикации

1. Каждая глава строится в соответствии с её целевым назначением и является базой для последующей.

2. Заголовки должны точно отражать содержание. Названия не должны быть слишком короткими или слишком длинными.

3. Строго следите за соотношением глав и параграфов по объёму и по содержанию.

4. В тексте для всех глав и параграфов надо указывать те же названия, что и в оглавлении

Стиль письменной работы

В тексте инициалы всегда ставятся перед фамилией. Глаголы используются несовершенной формы. Наречия  не принято начинать абзац со слов «хотя», «предвидя».
Неопределённые местоимения – не используются. Прилагательные – не употребляется превосходная степень с суффиксами «айш» и «ейш», и сравнительная степень с приставкой «по» («повыше, поближе»).

Вводные слова, указывающие на степень достоверности сообщения, необходимо использовать предельно корректно, с учётом их подлинного смысла, так как в научном тексте они играют существенную роль.

Абзацы должны отделять одно высказывание (мысль) от другого. Не стоит делать абзацы слишком мелкими (1-2 предложения) или очень большими (на 1-1,5 страницы).

Работа над «Заключением»

Заключение – это не резюме и не краткий пересказ содержания, а анализ проделанной работы. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении.

Данная часть письменной работы является самой небольшой по объёму (1,5 – 3 страницы), но имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершённой и логически безупречной форме должны быть представлены итоговые результаты Вашего труда.

5. Оформления письменной работы
Титульный лист

В верхнем поле указываются: 

1) Название конкурса, на который представляется работа.

2) Полное название учебного заведения, которое представляет работу на конкурс, с указанием района или города (края).

В среднем поле даётся заглавие и вид работы: 

1) Название приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Его следует давать крупнее, чем остальные элементы описания, поскольку это главный раздел титула.

Название работы всегда должно отражать суть исследования.

2) Вид работы.

Третий раздел титула предназначен для указывания сведений об авторе и научном руководителе:

1. Полные сведения о школьнике: Ф.И.О. в именительном падеже, класс, школа. Указывается  официальное название школы, где учится автор.

2. Полные сведения о научном руководителе: Ф.И.О., должность и место работы.

В нижнем поле приводятся место и год выполнения работы без слова «ГОД».

Оформление раздела «Оглавление»
Пример оглавления:

Введение (не нумеруется).……………………………………………………………………3

Глава 1. Название (без кавычек и сокращений)…………………………………………..7

1.1 Название первого  параграфа первой главы………………………………………………7

1.2 Название  второго  параграфа первой главы……………………………………………..10

Глава 2. Название (как  в тексте)…………………………………………………….…….15

2.1. Название первого параграфа второй главы…………………………………………..….15

2.2. Название второго параграфа второй главы………………………………………..…….22

Заключение (не нумеруется) ……………………………………………………..................27

Список источников и литературы………………………………………...………………..29

Приложения ..………………………………………………………………………………….30

Оформление печатного текста

Шрифт  Times New Roman,13 или 14 пунктов.

Все страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не ставится. Порядковый номер страницы ставят в середине нижнего поля или в нижнем правом углу.

Каждый новый раздел работы начинается с новой страницы, параграфы даются подбором сразу после текста предыдущего параграфа с отступом в одну строку. Заголовки разделов выделяют жирностью. В них не должно быть переносов, и их не следует помещать последними строками на странице. Точка в конце заголовка не ставится.

Фразы новых абзацев печатают с красной строки с отступом 1см (5знаков).