РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ В ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
статья по теме

     Чаплыгина Элина Ивановна

Статья для Областной конференции в г. Орле , посвященной 95 - летию дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_vzaimodeystviya.odt11.18 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ В ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Чаплыгина Элина Ивановна

    «Я ПОТРАТИЛ ВСЮ ЖИЗНЬ НА ТО, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ, КАК ДЕТИ.»

 

                                                                                                                                                                                                           Пабло Пикассо

Мне очень повезло в жизни. Я занимаюсь любимым делом - рисую, придумываю, шью, леплю, расписываю, - словом, творю. А еще я ежедневно общаюсь с единомышленниками.  Это мои любимые, смешливые и грустные, шумные и молчаливые, задающие тысячи вопросов в час, нетерпеливо требующие от меня немедленного внимания — мои ученики. И неважно, сколько им лет: -  шесть, десять  или семнадцать, главное что всех нас объединяет - желание творить, создавать что-то  своими руками.

Я — руководитель студии изобразительного и декоративно — прикладного творчества «Радуга» в Центре творчества №2 Железнодорожного района г. Орла. Изостудия - это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, правши и левши; дети из обеспеченных и малоимущих семей, мы принимаем  всех желающих .  «В каждом ребенке — солнце», таков девиз нашей студии. Действительно, каждый ребенок талантлив от рождения, он жадно впитывает информацию об окружающем мире, а потом с радостью делится своими открытиями со всеми окружающими. В этот момент очень важно, чтобы его

поддержали и поняли.  


Главная  задача руководителя студии  – это психологическое здоровье каждого ребёнка, его внутренняя свобода, доверие  к  педагогу и другим детям. Если ребёнок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищённость, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревогу), то он не сможет узнать радость творчества, получить истинное наслаждение от сотворенного своими руками.

Если маленькому художнику не комфортно рядом с педагогом, не интересно заниматься, если он не испытывает удовлетворения от своего труда, ребенок на занятия больше не придет, что поставит под сомнение само существование студии и работу педагога в целом.
Поэтому в изостудии царит такой микроклимат, который  способствует взаимодействию педагога и с детьми, и с родителями, формирует у учащихся  коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость, дает им возможность воплощать в жизнь самые смелые творческие планы.

 Коллектив студии большой , дружный и разновозрастной. В группах занимаются дети от 6 до 14, и даже до 17 лет.
Общаясь с моими учениками, я ежедневно  учусь  устанавливать с каждым ребёнком тесные и дружеские отношения; учусь принимать его таким, какой он есть; сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства; распознавать его эмоциональное состояние и учить осознавать свои переживания; уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать свой собственный выбор. Вместе со мной  учатся и дети, они учатся терпимости, учатся высказывать свое мнение и прислушиваться к чужому, учатся бережно относиться к младшим ученикам,  помогать им , поддерживать, объяснять, учить. Ведь многие учащиеся — единственные дети в семье, им поначалу и в голову не приходит, что малышам нужна их помощь и поддержка.

По сути дела, наша студия — большая семья, ведь где учащиеся  проживают довольно длинный отрезок времени — занятия в студии рассчитаны на 5 лет ,  и даже более.  За такой длительный срок обучения мы с ребятишками перепробуем все виды и способы изобразительного и декоративно-прикладного искусства : рисование, лепки, росписи, валяния, бумагокручения и конструирования. На каждом занятии происходят маленькие эксперименты и открытия, рождаются настоящие  шедевры и возникают тысячи вопросов. Признаюсь честно — не на все вопросы возможно ответить сразу, и дети это знают.  « Я пока не знаю, но завтра обязательно отвечу тебе!» -честно  признаюсь своим маленьким собеседникам. Не стыдно чего-то не знать, стыдно не учиться.  И мы учимся друг у друга, каждый день открывая что-то новое, ведь даже нечаянно опрокинутая банка краски может привести к очень интересным творческим результатам.

В нашей  студии «культ левшей». Зачастую, приводят  маленького ребенка, и как-то стыдливо сообщают, что ребенок «не такой как все»- левша. Привела к нам как-то, одна мама девочку лет шести, и чуть не плачет - дескать, как дочку в школу вести - у нее все «не как у людей». И рассеянная, и неаккуратная, и левой рукой все делает... Пришлось ее долго  разубеждать, что левши ,как правило, очень творческие, эмоциональные, прирожденные артисты и художники. Просто надо потерпеть, подождать, когда они научатся быть более собранными и аккуратными. Зато они всегда будут лучшими «сочинителями» и «генераторами идей».  В нашу студию  приходит очень много леворуких детей.  В каждой группе из 15 человек 2-3 - левши. Мои «старшие» сразу примечают : «Еще один левша у нас появился!» И ножницы подадут специальные  «для левшей», и баночку с водой под левую руку подставят. И вместе со мной ждут от новенького «фонтана идей». 

В прошлом учебном году я впервые приступила к новому для меня виду деятельности — обучению детей с ограниченными возможностями через интернет.

Надо отметить, что ничего подобного в моем профессиональном опыте не было, и я очень волновалась, выходя на первые занятия с детьми, находившимися от меня на расстоянии многих километров. Мне очень хотелось подружиться с каждым из них, наладить тесный эмоциональный контакт, подарить радость творчества и просто доброго и непринужденного общения.

Очень боялась остаться для своих новых учеников «говорящей головой с экрана».  Работая с детьми на расстоянии, начинаешь чувствовать, как не хватает живого общения. Очень хочется помочь, прикоснуться, протянуть руку.  Для создания настоящей творческой атмосферы необходим диалог с ребенком «на равных» - традиционные роли «учитель» - «ученик» здесь не подходят. Педагог должен стать добрым другом, советчиком и наставником, а иногда и товарищем по играм, или просто хорошим собеседником, способным выслушать ребенка, помочь советом. Ведь некоторые дети еще и лишены возможности нормального общения со сверстниками , и педагоги — единственные гости в их доме, а иногда и единственные друзья.

Все рисующие , «творческие» дети очень ранимы и уязвимы для посторонней критики. Неосторожным замечанием можно глубоко ранить самолюбие ребенка, и отбить желание рисовать или мастерить что-то своими руками навсегда. Вот почему  всегда , даже в самой простой и «слабенькой » работе я нахожу вначале только положительные моменты, подчеркиваю достоинства , всячески хвалю автора, и только потом советую, как можно было бы сделать работу еще интереснее , что можно было бы добавить или убрать.

Прошло время, и все опасения улетучились — дети, даже обремененные сложными диагнозами, всегда остаются детьми — любознательными, шаловливыми, готовыми дружить, открытыми навстречу любому человеку, несущему возможность  узнать что-то новое, или помочь воплотить   мысли и чувства в художественное произведение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению способноcтей обучающихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению способностей учащихся призвана помочь педагогу ДО обратить внимание на учащихся, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности биологии и эколо...

Программа по развитию способноcтей обучающихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по развитию у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков, творческ...

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

«Использование электронных ресурсов в творческих объединениях естественнонаучной направленности»

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры и процесс его обучения тесно связан с информационными технологиями, поэтому  педагог в современном информационном поле должен исполнять роль ...

Программа по выявлению и развитию способноcтей обучающихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

Программа по выявлению и развитию способноcтей обучающихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

"Использование электронных ресурсов в творческих объединениях естественнонаучной направленности"

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры и процесс его обучения тесно связан с информационными технологиями, поэтому  педагог в современном информационном поле должен исполнять роль ...