Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"
рабочая программа по теме

Корниенко Наталья Алексеевна

Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Юные экологи-краеведы", автор Познянская Лилия Васильевна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_rodnaya_zemlya.doc470.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Лермонтова

РАССМОТРЕНО

Протокол пед.совета

№____от «____»__________20____

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №4

____________Зиновьева Н.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

эколого-краеведческой направленности

 «Родная земля»

Программа рассчитана                                                                                                          на  детей от 11 до 15 лет.                                                                                                 Продолжительность – 3 года.

Составитель:

Корниенко Наталья Алексеевна,                                                                                          учитель технологии

на основе Авторской образовательной программы дополнительного образования "Юные экологи-краеведы" автор Познянская Лилия Васильевна, педагог дополнительного образования.

г. Лермонтов

Ставропольского края, 2013год

Пояснительная  записка

Актуальность программы

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого: с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране – к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

                                              Д.С. Лихачёв

         Экологическое   краеведение  — это новое направление в современной педагогике, востребованное нынешним критическим состоянием окружающей среды. Тяжелейшая экологическая обстановка на Ставрополье в целом и Кавказских Минеральных вод в частности вызывает закономерную озабоченность ученых, широкой общественности и педагогов края. Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы — это в значительной степени проблемы воспитания, проблемы педагогики. Центральной фигурой, призванной изменить мышление людей в сторону экологического мышления и успешного решения экологических проблем, становится педагог. Все будущее общество взрослых — от тракториста до министра — проходит через детство, через педагогов, их идеи, понимание и видение мира. Это накладывает на педагога особую ответственность за будущее общество страны. Учёными и общественностью поднимаются эти важные вопросы, но экологическая обстановка в крае остаётся сложной и вызывает тревогу. Для того чтобы спасти уникальную природу Ставрополья, нужно, чтобы население, прежде всего молодёжь, глубоко осознали суть экологической ситуации в крае, прониклись чувством ответственности за его судьбу и начали сообща важный и благородный труд  по возрождению своей малой родины.

В школьном возрасте начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к Родине не возникает сама по себе. Необходимо целенаправленное воздействие на человека. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и вырос.   Географическое   краеведение  – это изучение своего родного района – это геология и рельеф, климат и население, и просто уникальные  географические  объекты.

Программа «Родная земля» подчинена решению главной задачи системы обучения, направленной на общее развитие обучающихся - раскрытие широкой картины мира. Она способствует пробуждению интереса к природе, потребности к познанию окружающего мира, воспитанию любви к родной земле, формированию чувства восхищения первооткрывателями и учёными. Ознакомление детей с широким кругом знаний, представление уже в начальных классах целостной научной картины мира - важнейшая задача для достижения цели общего развития детей.

Данная программа акцентирует внимание на воспитание духовных ценностей и экологической культуры у подрастающего поколения через знакомство с родным краем, его достопримечательностями, своеобразием, богатством и разнообразием растительного и животного мира, литературой и искусством.

Практическая направленность

Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует обучающихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Ребята самостоятельно изучают особенности  краеведения  с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Формы и методы работы с детьми, рекомендованные программой «Родная земля», позволяют детям не только осваивать экологические представления, но и овладеть различными способами познавательной деятельности, научиться проявлять отношение к объектам природы. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познавательного цикла, но и такие их виды, как трудовые, музыкальные, физкультурные, речевые, художественно-продуктивная деятельность. Практическая направленность программы заключается в организации природоохранительной деятельность воспитанников. Виды ее многообразны: по защите природной среды; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц;  установка табличек в местах распространения охраняемых  растений;  по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в природоохранных акциях; по улучшению природной среды; по пропаганде и разъяснению идей охраны природы; по сохранению и использованию эстетических ценностей природы. Приобретаемые обучающимися знания не должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.

Новизна и оригинальность

Особенностью программы «Родная земля» является то, что наряду с учебными предметами «Природоведение» и «География» она благоприятствует обширному и углубленному изучению окружающего ребенка мира - природы, общества, человека, помогает преодолеть односторонность школьного обучения, заключающуюся в том, что познавательная деятельность школьников в основном ограничивается сферами языка и математики. Область изучения данного курса находится на пересечении трёх  фундаментальных наук: географии, краеведения и экологии. Этот курс откроет для ребят новые науки – географическое и экологическое краеведение. Изучаемый материал, методы и формы работы адаптируются к возрастным особенностям детей, не теряя при этом своей научной ценности и достоверности.

Особенностью программы является то, что процесс обучения и воспитания строится на основе не дидактически назидательного, а непринуждённого усвоения информации. А это как раз и достигается путём гармоничного сочетания отдыха и учёбы.
Границы родного края крайне динамичны и постоянно расширяются в процессе  деятельности  детей. Причём  деятельность  понимается иной раз весьма широко: познавательная (прочитал, стало лично значимым); практическая (изучал определённую территорию во время экскурсии, в походе);  исследовательская  (проведение наблюдений, опытов, практических работ, подведение итогов изучения).

Программа представлена тремя блоками, соответствующими трём годам обучения (схема 1).

  1. Первый год «Родная планета»»;
  2. Второй год – «Родной край»,
  3. Третий год – «Родной город».

Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому которыми овладевают обучающиеся. В условиях различной подготовленности детей программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых обучающимися практических и творческих заданий.

Человек рождается в определённой стране, в каком-то городе или селе, живёт в каком-то доме на определённой улице. Когда ребёнок начинает  ходить, он первым делом обследует свой дом. Затем он идёт в детский сад и школу. Вот здесь, у её порога он начнёт изучать географию. Пока, на первом году обучения, мы будем искать ответы на вопросы ребёнка о Земле, как планете, поможем понять взаимосвязь всех сил, которые влияют на неё, начнём работать с географическими картами. Путешествия по планете проходят в форме географических сказок, исторических экскурсов, картографических передвижений. С учётом объекта изучения и возраста детей эти путешествия носят заочный характер.

На втором году обучения мы познакомимся с историей, природой, животными и растениями своего края.  Научимся любить его и искать пути решения его экологических проблем. Ребята стали старше, объект изучения -  край, приблизился, и в программу включаются экскурсии на местность. На них дети учатся первым практическим методам изучения природы, получают  навыки работы с географическим материалом.

Ещё больше расширяют кругозор детей занятия третьего года обучения. На экскурсиях и прогулках они смогут по-новому взглянуть на знакомые с детства места. На достижение цели программы направлено расширение перечня практических работ, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений и процессов, развивающих практические и творческие умения учащихся, усиление внимания к изучению региона Кавказских Минеральных вод и города Лермонтова, бережного отношения к природе. За усложненностью предмета, не следует забывать о его привлекательности. Ребятам  можно доверять планировать свою работу и представлять защиту собранного и обработанного материала. В этом юным краеведам помогут государственные и общественные учреждения и организации. Работая с людьми, ребята должны помнить, что эти люди не объекты исследования, а те, ради кого и ведутся эти исследования. В этом ключе реализуется принцип преемственности поколений в воспитательном процессе.

Третий год занятий предполагает, что обучающиеся проведут довольно подробные исследования, и это позволит им написать собственные научные работы, с которыми они смогут выступить на городских и региональных конкурсах, конференциях. Необходимо уделять больше внимания исследовательским формам работы: практическим, лабораторным занятиям, работе в музее и с литературой. Это способствует формированию у детей навыков практической работы, важных для изучения не только географического краеведения, но и многих других предметов.

 Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления ребят, обеспечивает достижение необходимого уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Последовательность разделов тем обусловлена логикой развития основных географических понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность ребёнка: развивать память, наблюдательность обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Обучающиеся несколько лет собирают, систематизируют, исследуют материалы по географии города, района, области. Работа на занятиях строится как исследовательская: ребята находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с памятниками природы. Опираясь на полученные знания, они научатся прогнозировать последствия своего взаимодействия с природой.

 Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных  экологических и социокультурных  взглядов, ценностного отношения детей к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне. Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края.

         Материал занятий уже апробирован педагогом, поэтому может быть использован для преподавания в системе дополнительного образования по краеведению в учреждениях дополнительного образования детей.

  1. Характеристика детского коллектива.

Приём детей в объединение осуществляется на основании их личного желания, подкреплённого письменным заявлением родителей. Возраст детей от 11 до 15 лет.

Год

обучения

Возраст

Кол-во

часов в неделю

Кол-во

обучающихся

в группе

1-й год

обучения

11-12 лет

2 часа

8-12

2-й год

обучения

12-13 лет

2 часа

8-12

3-й год

обучения

13-15 лет

2 часа

8-12

1. Структура образовательно-деятельностной модели

   1.1 Цель и задачи программы:

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии.

        Задачи программы:

Обучающие:

  1. Познакомить обучающихся с предметом изучения наук: географии, краеведения и экологии. А также географического и экологического  краеведения, как области пересечения вышеперечисленных предметов.
  2. На основе предметных знаний и умений подвести детей к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости.
  3. Дать общее представление о двух взаимосвязанных процессах в становлении и развитии географии: накоплении географических сведений первопроходцами-путешественниками и научно-теоретическом поиске ученых.
  4. Формировать общенаучные интеллектуальные механизмы и умения (анализ, синтез, обобщение; классификацию, абстрагирование; умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме).
  5. Научить методам и приёмам проведения географических исследований.
  6. Познакомить особенностями природы, историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ставрополья как опорного края России. 
  7. Формировать положительную мотивацию в общественной деятельности детей по сохранению природы родного края.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю.
  2. Формировать чувство толерантности и толерантного поведения в условиях  полиэтничности,  поликонфессиональности и поликультурности региона.
  3. Способствовать укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).
  4. Воспитывать экологическую культуру, способность самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.
  5. Воспитывать навыки позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
  6. Воспитывать трудолюбие,  чувство коллективизма и взаимопомощи.

Развивающие:

  1. Адаптировать ребят к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации.
  2. Формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
  3. Развивать у ребят способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе, эмоциональное восприятие природы.
  4. Приобщать детей к художественной культуре, учить отражать впечатления о природе в изобразительной, декоративной, конструктивной видах деятельности.
  5. Развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности.
  6. Ориентировать при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Основные направления деятельности.

  1. Изучение географической терминологии и средств географии.
  2. Обучение технологии проведения опытов и экспериментов.
  3. Исследовательская работа по изучению геологического строения, рельефа, почв, водной системы, видового состава растений и животных Ставропольского края.
  4. Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем.
  5. Изучение экологического состояния Ставропольского края.
  6. Эколого-просветительская деятельность.
  7. Вовлечение в природоохранную деятельность.
  8. Участие в экологических акциях, смотрах – конкурсах, викторинах.
  9. Работа в библиотеках, сети Интернет.
  10. Взаимодействие с детскими и молодёжными организациями.

  1.2 Педагогические принципы организации педагогического процесса

В программу заложены принципы: 

   В общей направленности:

  • признание приоритета воспитательных задач  краеведения , его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;
  • выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения  краеведения  единства целей и принципов.

   В содержании:

  • изложение содержания с территориально – хронологических позиций;
  • понимание  краеведения  как курса, позволяющего обучающимся  увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты. 
  • несводимость  краеведения  к содержанию ни одного школьного предмета (география, история и т.д.): имея свой объект изучения, выступая средством рассмотрения края как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов;
  • пристальное внимание к субрегиональному материалу к изучению истории и сегодняшней жизни своего района, города, села, улицы, дома;
  • опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России и региона;
  • обращение к реалиям повседневной жизни ставропольцев,  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета.

В организации:

  • реализация важнейшей особенности  краеведения  как учебного предмета: возможность показа уч-ся реального объекта изучения – гор, лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;
  • придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;
  • вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

        

1.3 Знания умения навыки, которыми должны овладеть обучающиеся

Год обучения

Должны знать:

Должны уметь:

1-й год обучения

  • средства географии - карта, глобус, компас,
  • названия частей света, материков (континентов), океанов,
  • имена выдающихся путешественников и ученых - Марко Поло,    Колумб, Магеллан, Никитин, Беринг, Беллинсгаузен, Лазарев, Папанин, Гагарин, Аристотель, Птолемей, Коперник, Галилей;
  • понятия - горизонт, линия горизонта, стороны горизонта,
  • причины смены дня и ночи, времен года,
  • зависимость природных условий от высоты Солнца над горизонтом.

  • уметь работать с планом местности и географической картой;
  • уметь работать с компасом.
  • уметь ориентироваться на местности, используя собственное тело и природные признаки;
  • выполнять правила поведения в природе;

2.й год

обучения

  • географическое положение своего края и города
  • историческое прошлое края и города
  • особенности геологического строения и полезные ископаемые края
  • особенности климата на территории края
  • распространение растений и животных по территории края, в том числе редкие и исчезающие виды
  • основные экологические проблемы края и пути их решения
  • ориентироваться на местности
  • проводить простейшие исследования и фиксировать свои наблюдения
  • собирать и распознавать геологический и флористический материал
  • правильно определять экологическое состояние окружающей среды

3-й год

обучения

  • основные краеведческие понятия;
  • терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
  • источники комплексного изучения КМВ;
  • особенности освоения территории;
  • особенности природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего региона и города;
  • ресурсно-природный потенциал региона;
  • методы проведения географических исследований;
  • методику проведения полевых наблюдений;
  • правила сбора, обработки и хранения материалов (образцов минералов и горных пород, почв, гербария) для проведения географических исследований;
  • особенности экономико-географического положения области;
  • особенности национального состава и населения КМВ;
  • виды хозяйственной деятельности населения;
  • структуру экономики;
  • отрасли специализации региона КМВ
  • социально-экономические проблемы населения и пути их решения.
  • иметь представление об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования.
  • вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
  • проводить простейшие географические исследования,
  • читать топографические карты и составлять план исследуемого района;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • давать описание природных и хозяйственных объектов;
  • определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
  • выявление взаимосвязи природного и культурного наследия КМВ;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации; 
  • вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
  • владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем
  • вести природоохранительное просвещение различными средствами и методиками.

     2.1.   Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Задачи 1-го года обучения:

  1. Познакомить со средствами географии - картой, глобусом, компасом.
  2. Познакомить с названиями частей света, материков (континентов), океанов.
  3. Рассказать о выдающихся путешественниках и ученых - Марко Поло,    Колумбе, Магеллане, Никитине, Беринге, Беллинсгаузене, Лазареве, Папанине, Гагарине, Аристотеле, Птолемее, Копернике, Галилее.
  4. Дать понятия - горизонт, линия горизонта, стороны горизонта.
  5. Рассказать о причинах смены дня и ночи, времен года.
  6. Показать зависимость природных условий от высоты Солнца над горизонтом.
  7. Научить ориентироваться на местности.
  8. Научить проводить простейшие исследования и фиксировать свои наблюдения.
  9. Научить собирать и распознавать геологический и флористический материал.
  10.  Научить определять экологическое состояние окружающей среды.

 Тематическое планирование занятий  (1-й год обучения).

№п/п

Тема

Кол-во часов

теория

практика

итого

I

Наш общий дом.

2

4

6

1

Что такое географическое краеведение? Что общего между географией, краеведением и экологией. Что изучают эти науки?

1

1

2

Область жизни. Планета, страна, край, район, город.

1

1

3

Язык географии. Мы знакомимся с картой.

1

1

4

История в географических названиях. Познавательная игра.

1

1

5

Кому и зачем нужны география, экология, краеведение? Дискуссия.

1

1

6

Грозная опасность. Экологическая газета.

1

1

II

Ориентирование в пространстве и времени.

3

8

11

7

Ориентирование относительно собственного тела. Познавательная игра.

1

1

8

Как учили ваших предков. Историческое путешествие.

1

1

9

Главные географические направления.

1

1

10

Первый спор в географии. Ролевая игра.

1

1

11

Промежуточные географические направления.

1

1

12

Ночное небо. Творческая работа.

1

1

13

Путь указывают звёзды.

1

1

14

Ориентирование во времени.

1

1

15

Затмения. Творческая работа. Рисуем, описываем.

1

1

16

Ориентирование в морских просторах. Сочинение.

1

1

17

Компас. Знакомимся с прибором.

1

1

III

Первопроходцы древности.

1

5

6

18

География – это путешествия. Картографическое путешествие.

1

1

19

Плавание Ганнона. Историческое путешествие.

1

1

20

Земли наших предков. Познавательная игра.

1

1

21

Первые сведения о Северной Европе.

1

1

22

Восемнадцать лет в пути. Рисование по представлению и описанию.

1

1

23

Международная торговля в древности. Дидактическая ролевая игра.

1

1

IV

«Великий спор» в географии.

2

6

8

24

Форма Земли. Экологический диспут.

1

1

27

Возврат назад.

1

1

28

Первое кругосветное путешествие. Экологическая игра.

1

1

29

Глобус. Изготавливаем модель Земли. Творческая работа.

1

1

30

Суша и воды.

1

1

31

План местности. Учим топографические знаки.

1

1

32

Географическая карта. Познавательная игра «Где мы были, мы не скажем».

1

1

33

Карты старые и современные. Историческое путешествие.

1

1

V

Законы природы.

1

6

7

34

Открытие Коперника. Дискуссия.

1

1

35

Открытие Ньютона. Историческая справка.

1

1

36

Движение Земли.

1

1

37

Суточное вращение Земли. Проводим опыты.

1

1

38

Широта и долгота. Работаем с картой.

1

1

39

Движение Земли вокруг Солнца. Дидактическая игра «Времена года».

1

1

40

Законы природы и человек. Познавательная игра.

1

1

VI

Путешествие по материкам.

4

9

13

41

Погода и климат. Дидактическая игра «Гидрометеоцентр сообщает».

1

1

42

Почему на земле разные климаты.

1

1

43

«Изумрудная тоска». Географическое путешествие.

1

1

44

«Великий Муссонный путь». Творческая работа. Рисуем по описанию.

1

1

45

Самые жаркие области мира. Готовим сообщения.

1

1

46

Разнообразие субтропиков.

1

1

47

Родная природа. Экологическая викторина.

1

1

48

Первый русский человек в Индии.

1

1

49

Путешествие вместе с Нильсом. Сочиняем географическую сказку.

1

1

50

Царство холода. Составляем кроссворды.

1

1

51

Первый разговор Арктики с Антарктикой. Ролевая географическая игра.

1

1

52

Высокогорный климат.

1

1

53

Географическое лото.

1

1

VII

Тайны природы.

-

6

6

54

Великолепие космоса. Творческая работа в нетрадиционной технике рисования. Кляксография, печатание.

1

1

55

Чудеса природы. Сообщения, фотопутешествие.

1

1

56

Природные катастрофы. Просмотр видеофильма.

2

2

57

Удивительные растения. Подготовка докладов.

2

2

VIII

Планета в опасности.

2

9

11

58

Красная книга или кто просит о помощи.

1

1

59

Загрязнение и охрана воздуха.

1

1

60

Охрана  Мирового океана.

1

1

61

Международные экологические акции.

2

2

62

Спасём планету. Экологический проект.

4

4

63

Викторина «Знатоки природы»

1

1

64

Подведение итогов работы объединения.

1

1

Итого:

15

53

68

  1. Содержание  учебно-тематического плана 1 год обучения.

Раздел I. « Наш общий дом» (6 часов).

Значение понятий: «география», «краеведение», «экология», становление географического краеведения как науки. Понятие «горизонт».

Размеры Земли, её радиус, масса, размер относительно других планет, строении. Соотношение размеров города, региона, края, страны, планеты. Понятия: «земная кора», «мантия», «ядро», «литосфера», «гидросфера», «атмосфера», «географическая оболочка». Основные этапы  развития жизни на планете.

Понятия: «географическая карта», «глобус», какие бывают карты, Некоторые географические термины.

История возникновения географических названий.

          Экологические проблемы, связь географии и экологии, понятие «экологическое прогнозирование».

Практические занятия.

  • Творческая работа « Рисуем Землю как свой дом».
  • Составление кроссворда на географическую тематику.
  • Познавательная игра «Угадайте: «Мы откуда?».
  • Дискуссия о необходимости географических знаний, и значении географических знаний для представителей различных профессий.
  • Выпуск экологической газеты «Планета в опасности!».

Раздел II. «Ориентирование в пространстве и времени» (11 часа).

Понятие «ориентирование».

Стороны света: «север», «юг», «восток», «запад».

Один из первых, дошедших до нас спор в истории географии между древнегреческим учёным Геродотом и моряками.

Необходимость использования промежуточных географических направлений,

Работа астронома, фотографии ночного неба, что на них можно увидеть.

Наблюдение за звёздным небом в древности и настоящее время, созвездия, Полярная звезда. Древние мифы по данной теме.

Лунный месяц, первые календари, созданными астрономами древних государств – Шумер, Вавилона, Египта. В чём заключается неточность лунного календаря.

Природа происхождения солнечного и лунного затмения, их схемы. Отношение к затмениям древних людей и их понимание этого явления.

Природные явления, помогающие человеку ориентироваться в пространстве: положение Солнца, тени, звёзд. Природные признаками, по которым ориентировались древние люди и сейчас ориентируются коренные жители Америки, Австралии, Африки, сибиряки и поморы.

Принцип работы компаса, ориентирование по нему.

Практические занятия.

  • Познавательная игра «Путешествие в сказочном городе».
  • Историческое путешествие по учебным занятиям в разные исторические эпохи. Игра «Двигаемся под необычные команды».
  • Доказать утверждение «В споре рождается истина». Ролевая игра с несколькими сценками по теме занятия.
  • Определение положения объекта или его движение по карте, используя термины: «северо-восток», «юго-запад» и т. д.
  • Творческая работа «Рисуем ночное небо» в нетрадиционных техниках: кляксография, печатание и др.
  • Зафиксировать в тетрадях положение Солнца над горизонтом в разное время суток. Сравнить результаты с результатами других ребят.
  • Провести опыт, доказывающий, что положение звёзд на небе меняется с течением времени.
  • Выполнить творческую работу, заключающуюся в описании затмения (сказка, минисочинение, стихотворение) или нарисовать данное природное явление. Написать минисочинения о морском путешествии к неведомым берегам без компаса и карты».
  • Провести опыт с магнитом и двумя швейными иглами, раскрывающий механизм работы компаса.
  • Географическая задача по повести А. П. Гайдара «Дым в лесу». Ответить на вопрос: «Почему мы не можем смотреть бесконечно далеко и наталкиваемся на линию горизонта?»

Раздел III. «Первопроходцы древности» (6 часов).

Многообразие народов, населяющих нашу планету, различие их языка, одежды, обычаев. Роль путешественников в знакомстве одних людей с обычаями других. Сказки о путешественниках (Сказка о царе Салтане», греческий миф «Одиссея», русские народные сказки).  

Путешествия финикийских мореплавателей, путешествие флотоводца Ганнона из города Карфаген вдоль западного побережья Африки.

Путешествие грека Питея из Массилии (Марселя) на север Западной Европы.

Исследование Китая и Центральной Азии, путешествие китайских монахов-буддистов во главе с Фа-Сяном из Китая в Индию через Тибет, Гималаи и пустыню Гоби. Понятия: «пустыня», «тайфун», «ураган», «циклон».

Практические занятия.

  • Провести ряд картографических путешествий.
  • Дискуссия на тему: «Где легче путешествовать – по воде или по суше?».
  • Познавательная игра «Земли наших предков».
  • Дидактическая ролевая игра «Международная торговля в древности».
  • Дискуссия на тему: «Что такое Великий шёлковый путь и почему он так называется?»

Раздел IV. «Великий спор» в географии» (8 часов).

Представление о форме Земли как шаре. Доказать это различными способами (отрывок из повести Л.И.Лагина «Старик Хотабыч»,опыты с линией горизонта). Суть первого великого спора в географии о форме Земли, который длился более двух тысяч лет.

Великий греческий учёный и мыслитель Аристотель, его точка зрения  о шарообразности Земли и реакция на неё большинства учёных древности.

Развитие географических знаний в средние века, влияние на этот процесс церкви.

Цели, маршрут и трудности плавания Магеллана (рассказ сопровождается ведением пяти бумажных корабликов по глобусу маршрутом Магеллановой экспедиции). Научное и историческое значение первого кругосветного плавания. Смелость и мужество первооткрывателей.

Глобус как уменьшенной модели Земли, что на нём изображено. Полюсы, экватор, нулевой меридиан, самый большой материк, высокие и низкие горы, низменности.

Части света, материки и океаны, их сходство и различие, понятие «континент» или «материк», «океан». Размеры и положение  материков и океанов относительно экватора, полюсов и нулевого меридиана.

Понятие «план местности», почему в повседневной жизни человечество использует не глобус, а планы и карты. Топографические знаки, чтение плана с помощью топографических знаков.

Понятие «географическая карта» на примере карты Волшебной страны (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

Старинные карты, их отличии от современных.

Практические занятия.

  • Диспут, в ходе которого ребята приведут свои доказательства, подтверждающие или опровергающие данные о форме нашей планеты.
  • Путешествуя по карте звёздного неба рассказать ребятам о строении Вселенной и видении этого учёными древности.
  • С помощью глобуса ответить на вопросы: «Чего на Земле больше: суши или воды? Какой океан самый маленький, какой самый глубокий?» и т.д.
  • Практическая работа: «Нарисовать план маршрута из школы на СЮН».
  • Составить карту Страны дураков, где Буратино зарыл свои пять золотых монет (по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик»).

Раздел V. «Законы природы» (7 часов).

Учёные-астрономы Николай Коперник и Галилео Галилей, их жизнь и научные исследования.

Жизнь английского учёного Исаака Ньютона, суть открытого им закона всемирного тяготения.

Различные виды движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, скорость её вращения.

Суточное и годовое движении Земли.

Понятия: «географическая широта» и «географическая долгота» объекта, «географические координаты».

Особенности смены сезонов в разных частях Земли.

Практические занятия.

  • Составить кроссворд «Имена древних первооткрывателей».
  • Опыт, доказывающий наличие силы тяжести, прочитать отрывок из сказки Г.Остера «33 попугая» «Великое закрытие».
  • Опыт с настольной лампой и глобусом. Опыты «Суточное движение Земли», прочесть отрывок из романа Ж.Верна «Таинственный остров» в котором показано использование разницы во времени для установления расстояния между географическими объектами.
  • Объяснить выражения: «Река течёт в широтном направлении»,  «Полуостров вытянут по долготе» и найти такие объекты на карте. 
  • Дидактическая игра «Времена года».
  • Опыт, объясняющий смену времён года, как влияет движение Земли по орбите на этот процесс. 
  • Познавательная игра «Законы природы и человек».

Раздел VI.  «Путешествие по материкам» (13 часов).

Понятия: «погода» и «климат», что в них общего и чем они различаются. Как называются климаты и почему их семь.

Почему происходит смена климатов на поверхности Земного шара,  причины и закономерности их смены в зависимости от географической широты объекта и высоты его над уровнем моря.

Путешествие выдающегося китайского флотоводца Чжэн Хэ в 1405 году по Индийскому океану из Китая к восточному побережью Африки, особенности экваториального климата, характерная для него погода, растительность и животный мир. Климатическая карта.

Особенности субъэкваториального климата, его природа, как образуются муссоны, изобразить это в рисунке (можно в сказочном варианте).

Тропический климат и его природные особенности на примере путешествий Афанасия Никитина, Марко Поло, араба Ибн Батуты по тропическим пустыням.

Субтропический климат, его разнообразие.

Особенности умеренного климатического пояса, как пояса, в котором находится Ставропольский край.

Путешествие Афанасия Никитина из Твери в Индию.

Природа субъартического пояса на примере повести-сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильсона с дикими гусями».

Особенности арктического пояса на примере природы островов: Новая Земля, Шпицберген, Гренландия (Обручев «Земля Санникова).

Суровый климат Арктики и Антарктики, мужество людей, осваивающих эти районы (станция Восток», станция Северный полюс-1). Как приспосабливаются животные и растения к условиям арктического климата.

Условия и закономерности формирования высокогорного климата, районы с высокогорным климатом.

Практические задания.

  • Дидактическая игра «Гидрометеоцентр сообщает».
  • Провести опыт, доказывающий, что нельзя измерять температуру воздуха термометром, стоящим прямо на солнце и опыт с «солнечным зайчиком».
  • Творческая работа. Рисуем по описанию».
  • Найти свидетельства, подтверждающие, что в Индии субъэкваториальный климат (по сказке Киплинга «Маугли»).
  • Творческая работа: нарисовать растения или животных изучаемого климатического пояса».
  • Подготовка сообщений о природе, растительном и животном мире тропических пустынь, их приспособлении к суровым условиям.
  • Выполнить схему, показывающую, что является причиной, а что следствием при образовании климата (особенности ветров, наклон оси Земли, расстояние отдельных районов Земли от Солнца, количество тепла, получаемое от Солнца, наклон Солнца к земному горизонту, близость или отдалённость от ледникового покрова Земли).
  • Изучить природу Ставрополья в ходе экологической викторины.
  • Сочинить свою географическую сказку о путешествии в любой климатический пояс.
  • Выполнить задание по географическому моделированию: «Почти весь остров Гренландия покрыт толстым слоем льда. Пофантазируйте, что надо сделать, чтобы в Гренландии росли пальмы (кстати, в истории Земли это было). Как такие изменения скажутся на климате экваториальной  Африки и суши в целом?».
  • Составит кроссворд на тему «Природа Арктики».
  • Творческая работа: «Сочинить сказку о том, как Бурый медведь приехал в гости к Белому медведю».
  • Фотопутешествие по горам Кавказа.
  • Игра «Географическое лото».

Раздел  VII. «Тайны природы» (6 часа).

Теории образования вселенной в результате гигантского взрыва, понятия: «галактика», «звезда», «комета», «астероид», «метеорит». Солнце и планеты Солнечной системы.

Причины возникновения природных катастроф (циклоны, смерчи, муссоны, наводнения, гроза, вулканические извержения, землетрясения), их разрушительной силе, методах прогнозирования и действиях людей во время них..

Растения, живущих в эпоху динозавров (дерево гинго, папоротники), самое высокое дерево (секвойя), самом толстое дерево (кипарис, баобаб), эвкалипт,  карликовые  деревья арктической тундры. Деревья пустынь (слоновое дерево), экзотические деревья (дерево путешественников, дерерво-спрут, мангра, болотный кипарис, храмовое дерево баньян) и др.

Практические занятия.

  • Творческая работа в нетрадиционной технике рисования (кляксография, печатание) на тему «Космос». 
  • Подготовка рефератов и сообщений по теме занятия (радуга, мираж, полярное сияние, выветривание, водопады, береговые обрывы, бухты и лагуны и др.).
  • Просмотр видеороликов по теме «Природные катастрофы».

Раздел  VIII. «Планета в опасности» (11 часов).

Понятие «Красная книга», причины, по которым растения или животные оказываются на грани исчезновения, о представителях флоры и фауны, нуждающихся в охране и защите.

Состав воздуха, значение сохранения его чистоты, причины загрязнения атмосферы и пути решения этой экологической проблемы в масштабах планеты, края и своего города.

Понятие «Мировой океан», причины, масштабы и последствия его загрязнения, возможные пути решения этой проблемы.

Календарь проведения Международных экологических акций, формы их проведения и возможности участия в них ребят.

Структура и этапы выполнения проекта,

Практические занятия.

  • Подготовка и защита экологических проектов на тему «Спасём Землю» группами учащихся на занятиях объединения.
  • Викторина «Знатоки природы».
  • Экологический праздник «На планете голубой».

  2.3. Учебно-тематический план 2-го года обучения

Задачи 2-го года обучения:

  1. Знакомство школьников с географическим положением, геологическим и историческим прошлым края
  2. Всестороннее изучение неживой и живой природы края в их взаимодействии
  3. Знакомство с экологическими проблемами края и путями их решения
  4. Приобретение  топографических умений и навыков
  5. Выработка навыков действия в экстремальных условиях

         

Тематическое планирование занятий (2-й год обучения).

 п/п

Тема занятия.

теория

практика

итого

I

Ставропольский край на поверхности планеты.

2

2

4

1

Географический адрес Ставропольского края.

2

2

2

План и карта, их сходства и различия на примере карты Ставропольского края и плана города Лермонтова.

2

2

II

Мой город – моя малая родина.

6

8

14

3

Страницы истории города. Экскурсия в городской музей «Поиск бессмертия».

2

2

4

Роль зелёных насаждений в городе. Создание «зелёной» карты города.

2

2

5

Автомобильный транспорт – источник загрязнения атмосферного воздуха в городе.

2

2

6

Проблема стихийных мусорных свалок в городе.

2

2

7

Проблемы сохранения минеральных источников в окрестностях города. Экологический десант в район минерального источника.

2

2

8

Предприятия и их вред для экологической обстановки в городе.

2

2

9

Что такое радиация и как снизить её уровень в помещениях.

2

2

III

Листая прошлого страницы.

6

4

10

10

Геологическая летопись края. Подземные зоологические музеи. Косякинский карьер.

2

2

11

Биография Эльбруса. Вулканы Ставрополья.

2

2

12

Экскурсия на г. Машук и Большой провал.

2

2

13

Экскурсия к монастырю на г. Бештау.

2

2

14

Как сохранить уникальные горы.

2

2

IV

Мой край – многонациональная семья.

2

2

4

15

История заселения края. Казачество и его традиции.

2

2

16

Семейное генеалогическое дерево.

2

2

V

Природные богатства края.

2

4

6

17

Голубое топливо земли. Чёрное золото Прикумья. Добыча нефти и экология.

2

2

18

Подземные лекарства. Экскурсия к минеральному источнику.

2

2

19

«Слюдьба» и каменные розы. Геологическая экскурсия.

2

2

VI

Природа родного края.

2

4

6

20

Разнообразие природы края.

2

2

21

Красота природы края в произведениях художников писателей и поэтов.

2

2

22

Поле чудес «Знатоки природы  края».

2

2

VIII

Удивительное рядом.

6

-

6

23

Памятники природы на территории края.

2

2

24

Тайны горы Развалки. Гора Кольцо, Большой провал.

2

2

25

Томузловские чудовища

2

2

IX

В гостях у флоры Ставрополья.

4

-

4

26

Многообразие растительного мира Ставрополья.

2

2

27

Красная книга растений Ставропольского края.

2

2

X

Животный мир Ставрополья.

4

-

4

28

Красная книга животных Ставропольского края.

2

2

29

Многообразие животного мира края.

2

2

XI

Охрана природы Ставрополья.

4

4

8

30

Что угрожает природе нашего края.

2

2

31

Экологическая игра «Знатоки родного края».

2

2

32

Что угрожает здоровью населения края.

2

2

33

Защита проектов.

2

2

34

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

40

28

68

2.4.  Содержание  учебно-тематического плана 2 год обучения.

Раздел I. Географический адрес Ставропольского края

(4 часа).

Месторасположение края на глобусе и карте, размер территории по сравнению с другими областями России и некоторыми государствами. Понятия «карта» и «план», их сходства и отличия.

Раздел II. Мой город – моя малая Родина (14 часов).

Положение города на территории края, история города в истории улиц, достопримечательности и памятники города. Экологические проблемы города, возможные пути их решения.

Раздел III. Листая прошлого страницы (10 часов).

Геологическое и историческое прошлое края. Геологическая история района, рельеф, средняя высота местности, максимальные и минимальные точки;  выделяющиеся формы рельефа, их изменения в процессе выветривания; характер влияния человека на природу своей местности; процессы изменения рельефа; горные породы, слагающие основные формы рельефа в районе, полезные ископаемые; выяснение зависимости между рельефом и направлением дорог, рельефом и расположением населенных пунктов, рельефом и расположением полей, садов, огородов в районе.

Изучение почвенного покрова района (в том числе своей территории). Условие его образования.  Границы распространения той или иной почвенной разновидности. Естественное плодородие почвы – важнейшее её свойство. Проблемы использования в хозяйственной деятельности почв.

Раздел IV. Мой край – многонациональная семья (4 часов).

Народы, населяющие территорию края. Особенности музыки, танцев, одежды, национальных обычаев казаков.

Раздел V. Природные богатства края. (6 часов).

Многообразие полезных ископаемых Ставропольского края (целебные источники, газ, нефть, руда и т.д.) проблема их сохранения. Практические работы  (на местности): изучение геологического обнажения в районе выхода слюдьбы (зарисовка, описание по плану, сбор образцов пород из каждого пласта; сбор образцов горных пород в районе экскурсии, составление их описания; по мере изучения полезных ископаемых района наносите их на контурную карту).

Раздел VI. Природа родного Ставрополья (6 часов).

Разнообразие природы края. Ставрополье глазами художников и поэтов. Реки нашего района, их расположение, наиболее известные ключи, родники, заболоченные участки. Хозяйственное использование рек в прошлом и сейчас (для коммунальных нужд, промышленности, рекреационных целей); источники загрязнения и водоохранные мероприятия.

 

Раздел VII. Удивительное рядом (6 часов).

Интересные памятники природы, расположенные на территории края, КМВ и в окрестностях города.

Раздел VIII. В гостях у флора Ставрополья (4 часа).

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом).

Практическая работа. Описание состояния лесов нашего края; оказание помощи в восстановлении лесов нашего края; пропаганда знаний о пользе растительного и животного мира нашего края среди младших школьников и взрослого населения.

Экскурсия – в лес с целью ознакомления с природным комплексом леса Многообразие и красота природных богатств. Взаимосвязь растительного мира и месторасположения Ставропольского края.

Раздел IX. В мире животных (4 часа).

Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек,  водоемов. Сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; животные района, занесенные в Красную книгу. Животные края, редкие и исчезающие животные.

Раздел X. Охрана природы Ставрополья (10 часов).

Экологические проблемы края и возможные пути их решения. Красная книга Ставрополья.

  2.5. Учебно-тематический план 3-го года обучения

Задачи 3-го года обучения:

  • расширение знаний о рациональном природопользовании;
  • природоохранительное просвещение различными средствами и методиками;
  • воспитание уважения к природе родного края, активной жизненной позиции в вопросах охраны природы;
  • выявление взаимосвязи природного и культурного наследия КМВ;
  • формирование трудовых и исследовательских умений и навыков при проведении практических работ по изучению экологической обстановки.

Учебно-тематический план (3 год обучения)

№п/п

Тема

Кол-во часов

теория

практи-ка

итого

1

Вводное занятие. Знакомство с курсом.

2

2

I

Географические исследования.

8

-

8

2

Методы географического исследования территории. Литературный метод. Метод полевых наблюдений.

2

2

3

Картографический метод.

2

2

4

Статистический и визуальный методы географических исследований.

2

2

5

Виды карт: топографические, географические, туристские.

2

2

II

Рельеф и полезные ископаемые района КМВ.

2

2

4

6

Образование и пласты залегания минеральных источников. Нарзанные галереи.

2

2

7

Охрана и пути сохранения минеральных источников. Экологические проекты.

2

2

III

Климат и погода.

-

8

8

8

Приборы для метеорологических наблюдений и правила их за использования.

2

2

9

Практ.работа: «Наблюдение за погодой с помощью приборов в течение месяца. Изготовление календаря погоды».

2

2

10

Практ.работа: «Вычерчивание графика температур, атмосферного давления, составление розы ветров за месяц».

2

2

11

Практ.работа: «Оценка климата для жизни и хозяйственной деятельности человека».

2

2

IV

Внутренние воды.

-

4

4

12

Практ.работа: «Составление схемы гидрологической сети местности».

2

2

13

Практ.работа: «Составление паспорта озера Подлесного».

2

2

V

Почвы, растительный и животный мир.

-

4

4

14

Экскурсия в природу с целью наблюдения за растительным и животным миром.

2

2

15

Практ.работа: «Описание (рисунки) растительного и животного мира местности».

2

2

VI

Население и хозяйство региона.

8

20

28

16-17

Численность населения и его динамика. Структура населения. Профессиональный состав населения. Половозрастной состав. Национальный состав. Различия в плотности населения и особенности его расселения. Тип населенного пункта, особенности материальной культуры (жилища, одежда, пища).

2

2

4

18-19

Особенности духовной культуры (архитектура, литература, музыка, танцы, песни, изобразительное и декоративно-прикладное искусство) и значение в жизни людей. Национальные традиции. Распространённые религии. Взаимоотношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

2

2

4

20-21

Практ.работа: «Составление диаграммы «Половозрастной состав населения населённого пункта». Описание материальной или духовной культуры населения (по выбору). Описание национальных традиций населения своей местности.

2

2

22-23

Экскурсия на предприятие города. Интервью о профессиях на хозяйственных объектах. Анкетирование населения о распространённых профессиях.

2

2

24-25

Природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Использование их в местном хозяйстве. Экологические последствия использования природных ресурсов. Практ.работа: «Составление схемы «Природные ресурсы нашей местности».

2

2

26-27

Сельское хозяйство. Земельные угодья и их использование. Роль мелиорации в земледелии. Специализация земледелия. Районы посевов отдельных культур. Оснащение сельскохозяйственной техникой. Средняя урожайность отдельных культур. Специализация животноводства. Взаимосвязи отраслей сельского хозяйства.

2

2

4

28-29

Промышленность. Специализация промышленности, история ее возникновения и развития. Источники сырья, топлива, энергии. Районы потребления выпускаемой продукции. Структура промышленного предприятия. Связи предприятия с другими отраслями и регионами.

2

2

4

30-31

Основные особенности промышленности данной местности. Профессии необходимые для развития хозяйства. Экскурсия на предприятие и его описание (групповое задание).

2

2

32-33

Рекреационное и санаторно-курортное хозяйство региона. Проблемы и перспективы развития.

2

2

34

Итоговое занятие.

2

2

Итого:

50

86

136

        

Содержание  учебно-тематического плана 3 год обучения.

Вводное занятие. Знакомство с курсом (2часа).

Раздел I. «Географические исследования». (8 часов)

Методы географического исследования территории. Литературный метод: использование печатных источников об изучаемой территории. Метод полевых наблюдений: исследования в стационарных и полевых условиях с применением специальной аппаратуры и инструментов. Картографический метод: работа с картой с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и хозяйстве на изучаемой территории. Статистический метод: отбор и обработка количественных показателей. Визуальный метод: непосредственные наблюдения изучаемых явлений и предметов.

Виды карт: топографические, географические, туристские. Основные условные обозначения. Чтение топографической карты и составление схемы маршрута. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков. Определение сторон горизонта по Солнцу, звездам, часам. Движение по азимуту.

Топографическая съемка местности. Азимутальная и глазомерная съемка местности. Построение плана местности.

Практические работы.

  1. Чтение топографических карт и планов местности.
  2. Составление плана местности.
  3. Составление схемы маршрута.
  4. Движение по азимуту.

Раздел II. «Рельеф и полезные ископаемые региона». (4 часа)

Рельеф и полезные ископаемые. Геологическое строение и особенности рельефа своей местности. Взаимосвязи между рельефом, климатом, внутренними водами. Полезные ископаемые местности, их использование в развитии хозяйства. Деятельность людей и изменение рельефа во времени.

Практические работы.

  1. Измерение относительной высоты местности.
  2. Изображение рельефа горизонталями.
  3. Классификация полезных ископаемых.

Раздел III. «Климат и погода в районе Кавказских Минеральных вод». (8 часов)

Климатический пояс. Тип климата и его особенности. Климатические показатели. Факторы, влияющие на климат. Погода зимой, летом, осенью и весной. Местные признаки погоды и её прогноз. Приборы для метеорологических наблюдений и правила их за использования. Наблюдения за погодой и обработка материалов. Факторы, влияющие на климат. Агроклиматические ресурсы. Воздействие хозяйственной деятельности на климат. Оценка климата для жизни людей.

Практические работы.

  1. Наблюдение за погодой с помощью приборов в течение месяца.
  2. Вычерчивание графика температур, атмосферного давления, составление розы ветров за месяц.
  3. Оценка климата для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Раздел IV. «Внутренние воды». (4 часа)

Реки и притоки местности. Озера. Питание и режим рек. Хозяйственное использование рек и озер в данной местности. Охрана вод.

Практические работы.

  1. Составление схемы гидрологической сети местности.
  2. Определение речной системы и бассейна океана, к которому относятся реки. 
  3. Назовите и опишите реку, которая протекает на вашей малой родине (название реки___________; исток реки находится___________________; притоками реки являются_______________________; река впадает в____________;  ледостав на реке наблюдается с ___________по_____________; ледоход___________; воду реки используют для____________; анализ по образцу воды в лаборатории – вкус_____.
  4. Составление паспорта озера Подлесного.
  5. Выполнение заданий и мероприятий по охране водоемов.
  6.  Экологическая акция «Голубое ожерелье».

  1. Наблюдения: осенний ледостав, весенний ледоход (сроки); измерение температуры воды в реке в разные сроки; определение мутности по сезонам; определение толщины льда.

Раздел V. «Почвы, растительность и животный мир». (4 часа)

Природная зона местности, ее особенности.

Типы почв. Свойства основных типов почв. Степень использования земель, механический состав почв. Охрана.

Растительность. Видовой состав и его описание. Особенности произрастания растительности, ее использование в жизни людей. Охрана растительности.

Животный мир. Разнообразие видового состава. Млекопитающие, птицы, земноводные, рыбы, насекомые. Животный мир лесов, лесостепи (водоемов). Животный мир антропогенных регионов. Охрана животного мира своей местности.

Практические работы.

  1. Экскурсия в природу с целью наблюдения за растительным и животным миром.
  2. Описание (рисунки) растительного и животного мира местности.
  3. Сбор гербария местных растений для музея.
  4. Разработка проекта улучшения почв местности.
  5. Сбор образцов различных видов почв.
  6. Участие в лесопосадках.

Раздел VI. «Население и хозяйство». (28 часов)

Численность населения и его динамика. Структура населения. Профессиональный состав населения. Половозрастной состав. Национальный состав. Различия в плотности населения и особенности его расселения. Тип населенного пункта, особенности материальной культуры (жилища, одежда, пища). Особенности духовной культуры (архитектура, литература, музыка, танцы, песни, изобразительное и декоративно-прикладное искусство) и значение в жизни людей. Национальные традиции. Распространённые религии. Взаимоотношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий.

 Природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Использование их в местном хозяйстве. Экологические последствия использования природных ресурсов. Сельское хозяйство. Земельные угодья и их использование. Роль мелиорации в земледелии. Специализация земледелия. Районы посевов отдельных культур. Оснащение сельскохозяйственной техникой. Средняя урожайность отдельных культур. Специализация животноводства. Взаимосвязи отраслей сельского хозяйства. Промышленность. Специализация промышленности, история ее возникновения и развития. Источники сырья, топлива, энергии. Районы потребления выпускаемой продукции. Структура промышленного предприятия. Связи предприятия с другими отраслями и регионами. Основные особенности промышленности данной местности. Профессии необходимые для развития хозяйства. Экологические проблемы.

Практические работы.

  1. Составление диаграммы «Половозрастной состав населения населённого пункта».
  2. Описание материальной или духовной культуры населения (по выбору).
  3. Интервью о профессиях на хозяйственных объектах.
  4. Анкетирование населения о распространённых профессиях.
  5. Описание национальных традиций населения своей местности.
  6. Составление схемы «Природные ресурсы нашей местности».
  7. Разработка проекта улучшения экологии местности.
  8. Экскурсия на предприятие и его описание (групповое задание).
  9. Прогноз развития промышленности (сельского хозяйства) совместно с руководителями хозяйственных объектов.

Ожидаемые результаты:

  • выявление, описание и изучение природных объектов, разработка предложений и рекомендаций по их охране и рациональному использованию;
  • составление атласов-каталогов памятников природы, создание экологических постов, троп.

3. Методическое обеспечение программы

3.1 Формы обучения:

Возрастные

Индивидуальная

Групповая

Массовая

группы

работа

работа

работа

1год обучения

Наблюдения      в

Посещение музе-

Экологические

11-12 лет

природе

ев и выставок.

праздники,   выставки, конкурсы, линейки

2 год обучения

Наблюдение.

Экологический

Защита  экологи-

12-13 лет

Проведение

мониторинг.

ческих проектов.

простейших экс-

Экологические

Экологические

периментов

экскурсии.

праздники,   выс-

тавки, конкурсы,

викторины.

3 год обучения

Творческие рабо-

Экологические   кон

Экологические

13-15 лет

ты. Наблюдения.

конкурсы.

КВНы.     Конфе-

Проведение  экс-

Экологический

ренции, диспуты.

периментов.   Ре-

мониторинг.

Ролевые      игры.

ферирование ли-

Пропаганда

тературы.

экологических

знаний.

        На занятиях объединения используются:

а) традиционные;
б) активные, инновационные формы обучения.

        Основной организационной формой обучения являются занятия, которые строятся по определённой модели (схема 3).

Кроме этого программой предусмотрены:

- исследовательская работа;

- занятие - наблюдение;

- экскурсия;

- КВН;

- ролевая игра;

- игра-моделирование;

- дидактическая игра;

- опыты;

- конструирование пословиц;

- разгадывание кроссвордов;

- конкурсы;

- составление рассказов;

- совместная творческая деятельность.

- аналитическая и эвристическая  беседы;

- практикум;

- работа с наглядными пособиями и дополнительной литературой;

- создание гербариев.

         Особую роль играет  природоохранная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- защита природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду);

- борьба с мусором;

- изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);
- по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
            Занятия в объединении чередуются с посещением музеев и экскурсиями, проводимыми в ближайшем парке, к подножью горы Бештау. Важную роль играют посещение библиотек, встречи с учеными и специалистами.

3.2. Методы обучения

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи.

        Для реализации программных требований используются следующие методы и методические приемы:

  • стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки — деловые игры, уроки-сказки, уроки-конференции, семинары, беседы, доклады, рефераты учащихся, диспуты, викторины, КВН, праздники);
  • развитие творческого мышления, умения предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседа, наблюдения, опыт, лабораторная работа);
  • развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения — воспитания);
  • вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экспедиций, защита природы от разрушения, пропаганда экологических знаний — лекции, беседы, праздники, конференции).

Одним из ведущих словесных  методов является беседа, опирающаяся на знания детей и рассказ, дающий новые сведения. Используются различные виды бесед: обобщающая, сравнительная, беседа-рассуждение, беседа с использованием схем и моделей, беседа инсценировка.

На  занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, диапозитивов, видеофильмов, а также используется разнообразный  раздаточный материал.

Игра – любимое занятие детей. Педагогический опыт работы с детьми показывает, что включение игры в процесс обучения и формирования у школьников системы представлений о природе и экологии становится эффективным средством воспитания детей. Поэтому ведущей технологией программы «Юные путешественники» на первом  году обучения выбрана технология игры, что обусловлено возрастом и особенностью изучаемого материала. В последующем этот вид деятельности постепенно заменяется исследовательской и научно-практической работой по изучению природы родного края и города.

Кроме этого программой предусмотрено использование метода многоразового наблюдения объектов природы, анализ увиденного и услышанного, отражение своих впечатлений в различных видах деятельности, моделирование явлений природы.

Все это позволит воспитанникам познать красоту и уникальность природы, понять необходимость ее охраны и бережного отношения.

       

4. Психолого-педагогическая диагностика выполнения задач программы.

4.1. Психолого –  педагогическое сопровождение программы.

Основные цели:

1. Повышение социально–психологической компетентности обучающихся и развитие их способности эффективно взаимодействовать с группой.

2. Формирование активной жизненной позиции воспитанников.

3. Повышение уровня экологической культуры.

4. Развитие природоохранного мышления.

Задачи  психолого-педагогического сопровождения:

  • изучение психологической атмосферы в коллективе;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • развитие  психолого-педагогической  компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей
  • разработка критериев анализа практической деятельности детей в       природе;
  • диагностика  уровня экологических отношений;
  • диагностика уровня экологических представлений;
  • диагностика и коррекция личностных качеств и умений;
  • создание условий для самовыражения, самореализации обучающихся.

4.2. Формы психолого-педагогического сопровождения:

  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и  образование учащихся и их родителей, формирование психологической культуры.

4.3. Виды  психолого-педагогического сопровождения:

  • тренинги;
  • творческие мастерские;
  • сюжетно-тематические и ролевые игры;
  • социально-тематические тренинги;
  • мозговой штурм;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • методика коллективных творческих дел;
  • игровая деятельность.

5. Формы и методы контроля.

Предполагаемые результаты программы включают следующие формы контроля:

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам исторического развития Ставрополья);
  • рецензирование знаний;
  • тематический контроль (тестовые задание, тематические зачеты);
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентаций личных достижений, полученных в результате краеведческо - исследовательской деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, проектных работ).

В связи с тем, что часто обучающиеся выполняют исследовательские проекты по своей инициативе, и с учетом направленности познавательных интересов целесообразно при оценке результата деятельности использовать нетрадиционную систему оценивания – портфолио-оценку или портфель достижений обучающегося.

         Для контроля за усвоением учебного материала применяются такие его виды, как индивидуальный, фронтальный, групповой.

         Формы контроля промежуточных и конечных результатов.

  • тестирование;
  • творческие задания;
  • викторины;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • выставки творческих работ учащихся.

6.  Условия реализации программы.

3.1 Финансирование программы.

Финансирование программы осуществляется за счет средств Попечительского совета, спонсоров, благотворительных организаций.

3.2 Техническое оснащение и методическое обеспечение.

Для реализации программы используются:

- мультимедийная установка для показа презентаций, слайдов, видеофильмов;

- магнитофон для музыкального оформления занятий;

- видеофильмы;

- аудиозаписи;

- средства Интернета.

3.3. Методические материалы:

- карточки – задания для самостоятельных наблюдений в природе;

- карточки – задания  для усвоения нового материала;

- викторины по каждому изученному разделу;

- кроссворды по каждому изучаемому разделу;

- тесты по каждому изучаемому разделу;

- загадки по каждому изучаемому разделу;

- загадки – акростихи;

- загадки с подсказки;

- загадки – обманки;

- метаграммы, анаграммы;

- биологические задачи;

- экологические сказки, игры, ситуации;

- рабочие альбомы.

7. Результативность программы.

Программа будет успешно усвоена, если:

- будет пройден весь предусмотренный программой материал;

- будут учитываться возрастные и личностные особенности обучающихся;

- будет использоваться разнообразный дидактический материал.

   Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

   Требования к уровню подготовки выпускников направлены на:

  • реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного  и практико-ориентированного подходов;
  • овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми  компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.

 Это предполагает:

  • освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
  • стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.

 

8. Литература

Для педагога:

  1. Атлас Ставропольского края – ГУГиК при Совете министров СССР, -М.: 1968.
  2. Акимушкин И. И. Мир животных.-М.: Мысль, 1998.-154с.
  3. Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая
     гвардия, 1967.- 97с.
  4. Анашкина Е. Н. Лесными тропами (наблюдение за млекопитающими). Ярославль Академия развития 2006. -65с.
  5. Букс И.И. Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду: // Уч. пособие. Кн.1 / МНЭПУ –М.: МНЭПУ, 1999.
  6. Бутурлин С. А. Что и как наблюдать из жизни птиц. - М.:
    Учпедгиз, 1965.- 89с.
  7. Бушуев Ю. А, Экология. Школьная энциклопедия. - Смо
    ленск; Русич, 2001. 243с.
  8. Борейко В, Е. Экологическая этика. - М: Изд-во МНЭПУ 1999. – 56с.
  9. Благосклонов К. И. Охрана природы. - М.: Колос, 1984. – 98с.
  10. Вадковская Ю.В., Раппопорт К.А., Чубуков Л.А., Фельдман Я.И. климато-физическое обоснование районирования СССР для целей гигиены одежды. – Л.: Гидрометеоиздат, 1960.
  11. Веденин Ю.А., Мирошниченко Н.Н. Оценка природных условий для организации отдыха // Известия АН СССР, серия география, 1969, №4.
  12. Верейко С.П. «Радиационно-гигиеническая оценка условий труда и жизни населения г. Лермонтова, расположенного вблизи уранового месторождения», -М.: ГНЦ-институт биофизики, 1998 год.
  13. Вершинский Б.В. О связях медицинской географии Сибирии и Д. Востока. – Иркутск.: 1961.
  14. Владимиров В.В. Урбоэкология. -М.: МНЭПУ, 1999.
  15. Вронский В.А. Прикладная экология. – Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
  16.   Верзилин Н. М. Лечебница в лесу. - Л.: Детская литература,
     195. – 24с.
  17.   Все обо всем. Энциклопедия для детей. - Т. 5. - М.:
     Слово ACT, 1999. – 76с.
  18.   Верзилин Н. М. Путешествие с домашними растениями. -
    М.: Художественная литература, 1995.- 76с.
  19. Герасимов И.П., Минц А.А., Преображенский В.С., Шеломов Н.Н. Современные географические проблемы организации отдыха //Известия АН СССР, серия география, 1969, №4.
  20. Годзевич Б.Л. Геологическое строение, рельеф. // Физическая география Ставропольского края / Н.И. Бутенко, В.В. Савельева, В.А. Шальнев. – Ставрополь.: Ставропольсервисшкола, 2000.
  21. Годзевич Б.Л. Тайны и беды целительных гор. // ЭКО. – Северный Кавказ, 2001, №2.
  22. Государственный Доклад «О состоянии окружающей среды Ставропольского края в 1997 г.»: Деловой вестник Ставрополья «Ставрос-Юг», №2-3, 1996.
  23.   Гниловской В. Г. География Ставропольского края Ставрополь, 1976. -112с.
  24.   Горбатенко О.    Ф. Система экологического воспитания в дошкольных     учреждениях   Волгоград, Учитель, 2007.- 64с.
  25.   Грехова, Л. И. В союзе с природой. - М.-Ставрополь: Сервис-школа, 2003. – 87с.
  26.   Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. - М.: Просвещение, 1969.- 56с.
  27.   Закон Российской Федерации « Об образовании». М. ИН-ФРА-М, 1999.
  28.   Замятин, С. Экология и культура // Новый мир.- 1992. -
    №9-13.
  29.   Иванова, Т. С. Экологическое образование и воспитание
    в начальной школе. - М., 2003. – 79с.
  30. Иванов В.М. Проблемы экологической безопасности на Ставрополье // Вопросы географии и экологии. – Ставрополь.: СГУ, 1998.
  31. Игнатьев Е.И. География и здравоохранение. // Прикладная география. – Иркутск.: 1966.
  32. Карташев А.Г. Введение в экологию. – Томск.: Водолей, 1998.
  33. Ковалев С.А. География потребления и география обслуживания населения. – Вестник Московского университета, серия Б // География, 1966, №2.
  34. Кочуров Б.И. Геоэкология: экодиагностика и экологохозяйственный баланс территории. – Смоленск.: СГУ, 1999.
  35. Котельников В.Л. Саушкин Ю.Г. Население и природа. //Научные проблемы географии населения, -М.: Издательство Московского университета, 1967.
  36.   Касаткина Н. А. Природоведение. Материалы к урокам. -
    Учитель, 2003.- 90с.
  37.   Кубанцев Б. С. Животный мир Ставропольского края -
    Ставрополь 1982.- 156с.
  38.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р).
  39.   Концепция модернизации дополнительного образования детей на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р).
  40.   Красная книга. Редкие и охраняемые растения и животные
    Ставропольского края - Ставрополь, 1992.- 187с. ил.
  41. Лазарев А., Саркисова Е. Радиационное страшилище. // Ставропольская правда, 2001, №67.
  42. Лиховид А.А. Животный мир. // Физическая география Ставропольского края / Н.И. Бутенко, В.В. Савельева, В.А. Шальнев. – Ставрополь.: Ставропольсервисшкола, 2000.
  43. Лопатина Е.Б., Назаревский О.Р. Вопросы региональной комплексной оценки природных условий и ресурсов. // Известия АН СССР, серия география, 1966, №9.
  44. Лопатина Е.Б., Назаревский О.Р. Опыт составления карты «Оценка природных условий жизни населения» (на примере Казахской ССР).// Тематическое картирование в СССР, - Л.: «Наука», 1967.
  45. Лопатина Е.Б. Об отборе критериев и показателей оценки природных условий населения. – Вопросы географии, Сб.78. Оценка природных ресурсов. М, 1968.
  46. Лопатина Е.Б., Назаревский О.Р. Оценка природных условий жизни населения. – М.: Наука, 1972.
  47.  Лободина Н. В. Экологическое воспитание в школе (разработка внеклассных мероприятий) Волгоград 2006.- 139с.
  48. Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса. – СПБ.: «Крисмас+», 1997.
  49. Назаревский О.Р. Отбор элементов природно-географической среды и сторон жизни населения // Вопросы географии, Сб. 78. Оценка природных ресурсов. – М.: 1968.
  50. Основы эколого-географической экспертизы /Под ред. К.Н. Дьяконова, Т.В. Звонковой. – М.: Издательство МГУ, 1992.
  51.   Плешаков А. А. Зелёные страницы - Москва  Просвещение 1994г.
  52. Руднянская Е. И. Экскурсии в природу по югу России. Весна. - Волгоград: Учитель, 2005.- 76с.
  53.   Сладкое Н, И. Азбука леса. - Л.: Детская литература, 1986. 96с.: ил.
  54.   Савельева В.В., Дударь Ю.А. Растительность. // Физическая география Ставропольского края / Н.И. Бутенко, В.В. Савельева, В.А. Шальнев. – Ставрополь.: Ставропольсервисшкола, 2000.
  55.   Серебряков А.К. Почвенный покров. // Физическая география Ставропольского края / Н.И. Бутенко, В.В. Савельева, В.А. Шальнев. – Ставрополь.: Ставропольсервисшкола, 2000.
  56.   Федеральная программа «Дети России» до 2010 года.
  57.  Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. –М.: «Экспертное бюро – М», 1998.
  58.   Чубуков Л.А. Методика сравнительного анализа климата курортов, лечебных местностей и их классификация. // Вопросы прикладной климатологии. – Л.: Гидрометеоиздат, 1960.
  59.   Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ Методическое пособие Москва. 2008.- 69с.              
  60.   Шальнев В.А. Ландшафты Ставропольского края. – Ставрополь.: СГПУ, 1995.
  61. Школьник Ю. В. Животные (полная энциклопедия) Москва, 2006г -356с.: ил.

Для родителей:

  1. Анашкина Е. Н. Тропой натуралиста. Наблюдение за млекопитающими. Ярославль;
  2. Академия развития, 2006, - 288с.; ил.
  3. Басова М. А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. – Ярославль; Акаднмия развития, 2000. – 44с.
  4. Зоопарк в твоей книжке: в 5 павильонах. (Сост.: В.В. Никитина, А. Г. и В. Н. Башарины. Ил. О. К. Кондаковой и А. С. Катина). Харьков, «Услуга», 1992г. 160с. ил.
  5. Лоф С. Веселые поделки из природного материала. М.: Айрис- пресс, 2006, - 122с., с ил.
  6. Цветкова И. И. Экология для начальной школы. Игры и проекты; популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль; Академия развития, 1997. 76с.

Для детей:

  1. Бушуев Ю.А. Экология. Школьная энциклопедия. – Смоленск: Русич, 2001. - 123с
  2. Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т., Шклярова О.А. Здоровье и окружающая среда.
  3. Все обо всем. Энциклопедия для детей. – Т. 5. – М. Слово АСТ, 1998. – 132с.
  4. Воржба В. Почему? Загадки, игры в картинках для детей 6 – 12 лет. – М.:АСТ-Прес,1994. – 76с.
  5. Дитрих А. Почемучка. Экологическая тревога. – М. Педагогика-пресс, 1994. -  54с.
  6. Жукова Т. И. Часы занимательной экологии. – М.: Просвещение, 1996. – 89с.
  7. Мереминский А. Фенологические и экологические рассказы-загадки / Начальная школа. – 1994. - №4
  8. Владимирская В.А. «От осени до лета».- Волгоград:Учитель, 2004.
  9. Казаков А. «География для младших школьников». – Самара:ООО Издательский дом «Фёдоров», 2000.
  10. Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне». – Москва: Просвещение, 2005.
  11. Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Зелёные страницы»». – Москва: Просвещение, 2005.

Модель построения

информационно-содержательной части программы.

Схема 1

Модель построения занятий.

Схема 3

Родная земля

1-й год обучения

 Родная планета

2-й год обучения

Родной край

3-й год обучения

Родной город

Занятие

Экскурсия

Беседа

Рассматривание картин

Прослушивание музыкальных фрагментов

Работа в природной мастерской, опыты

Дидактические игры

Наблюдения

1 часть

2 часть

3 часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа эколого - краеведческого кружка "Воробей"

Девиз кружка "Воробей" -"Думаем глобально, действуем локально!" Целью кружка является привить любовь детей к природе, научить детей проводить исследовательские работы, участвовать в  проектной ...

Программа эколого-краеведческого отряда

Программа выполнена для профильного эколого-краеведческого отряда в рамках летнего школьного оздоровительного  лагеря с дневным пребыванием....

Программа эколого-краеведческого кружка «Отчий дом» для учащихся СПО

Программа эколого-краеведческого  кружка «Отчий дом» разработана для реализации в профессиональных образовательных учреждений среднего профессионального образования....

Программа эколого-краеведческого лагеря актива "Новая волна" в формате 3D

По своей направленности данная программа является комплексной  и включает следующие направления: естественнонаучное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное, ...

Программа эколого-краеведческого кружка "Чистая вода"

Цель программы: ознакомление учащихся с проблемой обеспечения населения чистой водой, приобщение учащихся к всестороннему изучению окружающей среды в ходе туристско-краеведческих экскурсий и экспедици...

Программа Эколого-Краеведческого клуба "Меридиан"

Цель программы - создание  оптимальных условий  для развития и самореализации школьников, формирование позитивных жизненных ценностей в процессе туристско-краеведческой работы и экологическо...