Программа по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"
методическая разработка по теме

Хлевнюк Ольга Юрьевна

Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_pav_khlevnyuk.docx38.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития и труда Астраханской области

Государственное специализированное казённое учреждение Астраханской области

«Социальный приют для детей «Любава»

                                               УТВЕРЖДАЮ:

                                                       директор ГСКУ АО

                                                        «Социальный приют

                                                          для детей    «Любава»

                                                                 ________ Т.В.Проняшина

                                                                                       «_____» ________20___года

Программа

По профилактике употребления наркотиков и ПАВ

«В гостях у сказки»

Автор:

Хлевнюк О.Ю.,

Воспитатель.

                                       

                                     

                                                     

ЕНОТАЕВКА

2013

Пояснительная записка

В последнее время наметились малоутешительные тенденции увеличения числа подростков и молодежи с аддиктивными формами поведения, стремящимися уйти, таким образом, от реальности жизни. Статистика в этом плане достаточно неутешительна. Общее число наркозависимых среди подростков и молодежи в России в настоящее время приближается к миллиону.

Актуальность. Социально-экономический кризис обострил наркологическую ситуацию. Мы столкнулись с новыми условиями, при которых подросток способен немедленно удовлетворить желание, связанное с получением удовольствия. Молодежь обучается возможности получать удовольствие, не вкладывая для этого своего труда, что отрицательно сказывается на отношении к обучению в школе, нарушает развитие профессиональных навыков, обедняет эмоции, интересы, социально-значимые установки, нарушает систему отношений в микро- и макросреде. Алкоголь, наркотики и др., используемые подростками, моментально изменяют их психическое состояние, и без каких-либо усилий достигается ощущение успешности, собственной состоятельности.

Формирование личности такого подростка во многом зависит от его способности понимать себя. В связи с этим актуализируется необходимость изучения самопонимания растущего человека. Особенно важным это становится в старшем школьном возрасте, когда молодой человек находится на пороге вступления во взрослую самостоятельную жизнь и нуждается не только в понимании нового для него окружающего мира, но и в понимании себя в этом мире. Самопонимание приобретает в этом возрасте свои специфические особенности и содержание.

В связи с этим, особенно целесообразна профилактика аддиктивного поведения в подростковом возрасте, т. к. этот возрастной период характеризуется немалым количеством кризисных явлений и  интенсивностью роста самосознания, самопонимания, решением проблем личностного самоопределения, смысла жизни. Наряду со сложными, порой непредсказуемыми особенностями, в подростковом возрасте формируются такие важные качества, как стремление познать себя и других, поиск идентичности, желание самоутвердиться, формирование нравственных убеждений и рефлексия. Обращение к этим качествам могло бы стать значимым этапом в профилактике аддиктивного поведения.

Эффективная профилактика аддиктивного поведения возможна, если она строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности для самореализации в динамичной социальной среде.

Представление об актуальности темы показывает, что существует потребность в кардинальном изменении ситуации с распространением наркозависимости среди детей и подростков.

Одним из направлений профилактической работы в приюте является формирование у несовершеннолетних потребности в здоровом образе жизни и негативного отношения к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики). Воспитанники приюта, особенно подростки, представляют собой потенциальную «группу риска». Новые условия жизни и обучения, отрыв от родителей, новое социальное окружение, травмирующий прошлый опыт  — все эти факторы способны вызвать социально-психологическую дезадаптацию. Это, в свою очередь, может подтолкнуть к деструктивным формам поведения, в том числе употреблению психоактивных веществ.

Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы, способствующих не только формированию негативного отношения к ПАВ и потребности в здоровом образе жизни, но и способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения, и на  предупреждение неблагоприятного воздействия на него факторов  социальной сферы, и, как следствие, снижения роста числа подростков и молодежи, употребляющей ПАВ.

Рассчитана программа на подростков 10-14 лет. Именно в этот период школьники, оказываясь в коллективе сверстников, начинают познавать себя, и не всегда лучшими способами.

Участники программы:

Сотрудники приюта (воспитатели, социальные педагоги, педагог-психолог, музыкальный руководитель, врач, мед.сестры);

Районная детско - юношеская библиотека;

Врач – нарколог ЕЦРБ.

Продолжительность реализации программы  3 месяца.

Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, формирование определенного мировоззрения, предполагает системное воздействие на человека. Следует отметить, что при построении данной системы воздействия, необходимо руководствоваться следующими принципами работы в подростковой группе:

  • Конструктивно-позитивный подход: в меньшей степени демонстрация негативных последствий рискованного поведения в значительно большей степени – аргументация в пользу ответственного отношения к здоровью, а также развитие навыков анализа ситуации и выбора оптимальных форм поведения.
  • Комплексный характер: последовательная работа на разных уровнях решения проблем – медицинском, психологическом, социальном, бытовом, личностном, правовом, причем на каждом уровне целесообразно привлекать к участию не только специалистов, но и самих детей и подростков.
  • Работа на опережение: фокусирование усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденциях, а не на борьбе с последствиями.
  • Своевременность: приурочивание конкретных мероприятий каким-либо определенным датам или значимым для данной группы подростков событиям.
  • Доступность: все компоненты программы должны быть доступны для той группы детей и подростков, на которую рассчитана программа, что в равной степени относится к возможности участия в программных мероприятиях, приобретения информационных материалов, получении необходимой консультации у специалиста, обсуждения имеющихся проблем.
  • Взаимодополняемость: все компоненты программы должны дополнять друг друга – активное информационное воздействие дополняется возможностью получения услуг в структурных подразделениях учреждения, формирование мотивации отказа от рискованного поведения подкрепляется общественной поддержкой.
  • Запретная информация: в работе полностью исключается использование сведений, способных спровоцировать интерес к ПАВ, например, рассказ о «привлекательных» свойствах ПАВ или о способах их применения.

Разработанная профилактическая программа включает в себя три компонента:

1 .Образовательный компонент.

Цель: Научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ.

2. Психологический компонент.

Цель: Психологическая поддержка подростка, формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя.

3.Социальный компонент.

Цель: Формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

Цель всей профилактической программы: повысить уровень информированности подростков и научить их понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ, сформировать у них личностные качества, обеспечивающие доминирование ценностей здорового образа жизни, действенную установку на отказ от приема психоактивных веществ. 

Основные задачи:

  • Дать подросткам объективную информацию о вреде ПАВ на организм;
  • Сориентировать подростков на их способность сделать собственный выбор;
  • Дать подросткам возможность овладения определенными поведенческими навыками, облегчающими следование здоровому образу жизни:
  1. принятия решения и преодоления жизненных проблем;
  2. отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
  3. защиты своего «Я», самоподдержки и взаимоподдержки;
  4. бесконфликтного и эффективного общения;
  5. использовать альтернативные психоактивным
    веществам способы получения радости и удовольствия.
  • Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию стойкости к аддиктивным наклонностям:
  1. Я - концепция (самооценки, отношения к себе, своим недостаткам);
  2. Умения общаться с окружающими;
  3. Осознание потребности в получении и оказании поддержки окружающих;
  4. Формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации и решить жизненные проблемы;
  5. Формирование умения контролировать свое поведение;
  6. Формирование умения сопереживать окружающим и понимать их.

Методы и формы работы:

Методы:

  1. Словесные методы:
  • рассказ, беседа (разговор, обмен мнениями);
  • вопросы, разъяснения;
  • чтение художественной литературы;

2. Наглядные методы:

  • Просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов  о вреде наркомании.

3. Практические методы:

  • Метод психологической адаптации.
  • Метод творческих возможностей (предоставление ребёнку возможности   показать свои способности)
  • Игра (тот или иной способ развлечения);
  • Метод сотворчества (совместная работа над чем-то ребёнка и взрослого).

4. Методы контроля: Анкетирование (заполнение опросного листа с целью получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет), ролевые игры, контрольный срез.

Формы:

  1. Практикумы (практические занятия, проводимые для закрепления изученного материала; коллективные, по подгруппам, индивидуальные).
  2. Тренинг (занятие, упражнение служащие для совершенствования умений и навыков).
  3. Экскурсии в детскую библиотеку.
  4. Организация конкурсов рисунков, выпуск стенда.
  5. Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  6. Моделирование проблемных ситуаций (занятия, предполагающие искусственное создание определённых проблем и пути их решения).
  7. Погружение ребёнка в ситуацию свободного выбора (предоставление возможности ребёнку самостоятельно принять решение в определённой ситуации)
  8. Соревнование (форма деятельности, в которой участники стремятся превзойти друг друга).

Этапы реализации программы:

1 этап – диагностический.

Первичная  диагностика   осуществляется параллельно с  первичными коррекционными мероприятиями, которые выполняют  в основном вспомогательную  функцию  к адаптационным мероприятиям.   Первичная диагностика проводится в течение двух первых недель  со дня поступления несовершеннолетнего в приют.

2 этап – основной:

На данном этапе нами проведена комплексная работа по профилактике аддиктивного поведения подростков воспитанников приюта. Организованы профилактические мероприятия с целью снижения уровня склонности подростков к аддиктивному поведению и изменения их отношение к вопросу химической аддикции.

Соблюдались все общие правила, необходимые для создания соответствующей атмосферы профилактической  работы, а также принцип добровольности.

3 этап – заключительный:

На заключительном этапе повторно проводится диагностика склонности подростков к отклоняющемуся поведению и анкетирование по разработанному опроснику. Полученные результаты позволяют выяснить положительное влияние проведенной комплексной профилактической работы на уровень склонности подростков к аддиктивному поведению и изменение их отношения к вопросу химической аддикции.

Содержание программы:

Все мероприятия программы проводятся с воспитанниками на базе приюта.

Формы и виды работы

Профилактические мероприятия

Цели мероприятий

Ответственные

Беседы

Вредные привычки и их влияние на здоровее подростков.

Дать понятие устойчивого здорового образа жизни, объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход.

Воспитатель

Мед.сестра

Наркомания – знак беды (с элементами тренинга).

Доказать подросткам, что наркомания – это большая беда не только для отдельного человека, но и в целом для общества.

Воспитатель, педагог - психолог

Курить – здоровью вредить.

Формирование осознанного, негативного отношения к курению, обсуждение прав не курящих людей.

Воспитатель

Врач - педиатр

Пить или не пить?

Выработать у подростков негативное отношение к алкоголю.

Воспитатель

Социальные педагоги

Лекция

История возникновения наркотических веществ.

Познакомить подростков с историей появления наркомании.

Социальные педагоги

Врач - нарколог

Дискуссия

Алкоголю скажем - нет.

Показать подросткам последствия употребления алкоголя, формировать чувство ответственности за свои поступки.

Воспитатель, педагог – психолог

Социальные педагоги

Давайте задумаемся.

Расширение кругозора подростков, дать представление о возможных способах отказа от нежелательного воздействия.

Воспитатель, педагог – психолог

Социальные педагоги

Игровые мероприятия

Слабое звено.

Пропаганда здорового образа жизни

Воспитатель

Муз.руководитель

Пиво пить – вред или польза.

Формирование  представления о негативном влиянии пива  на здоровье людей, установки его неприятия.

Воспитатель

Муз.руководитель

Психологический тренинг с воспитанниками «группы риска»

В гостях у сказки

коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.

Воспитатель

Педагог - психолог

Более подробно хотелось бы остановиться на проведение психологического тренинга с воспитанниками «группы риска».

Курс тренинговых занятий, разработан на основе четырёх методик: сказкотерапии, психодраммы, социально-ориентирующей игры и социально-психологического тренинга.

Сказкотерапия - это самый древний способ психотерапии, который возник тогда-же, когда люди научились говорить. Сказкотерапия - это психотерапия существующими либо выдуманными сказками и фантастическими историями. Сказкотерапия позволяет приобрести чувство психологической защищенности в повседневном мире, дает возможность проиграть основные жизненные ситуации в «защищенном режиме» - через сказки. Сказкотерапия позволяет более глубоко разобраться в себе, активизировать внутренние ресурсы человека. Реации людей на те или иные жизненные события происходят по определенным схемам. И таких схем - не бесконечное количество, хотя проявляются они у разных людей по-разному. Именно эти схемы корректирует сказкотерапия - в виде сказок и фантастических историй. Более того, в самостоятельном сочинении сказки, ребенок имеет возможность манипулировать сценарием, направлять ход событий в определенном направлении, а значит получать опыт влияния на свое настроение, навыки самоконтроля.

Психодрама — метод групповой работы, разработанный Я. Морено, в котором для понимания и изменения внутреннего мира личности используется инструмент драматической импровизации.

Достоинства психодраматических методов в том, что они:

  • включают в себя важные элементы личностной проекции и идентификации;
  • рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение участников действия;
  • фокусируют внимание на социальной системе и процессах социального взаимодействия;
  • способствуют выражению «запрещенных эмоций» и нахождению «культуросообразных» способов их выражения.

Социально ориентирующая игра - это импровизированный спектакль, позволяющий создавать ситуации выбора «актером» не только направления своего участия в игре, но и способа достижения цели.

Социально-психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Базовыми методами тренинга являются групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях.

Общая цель тренинга: овладение психологическими знаниями; формирование умений и навыков в сфере общения; коррекция, формирование и развитие установок, необходимых для успешного общения; развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей; коррекция и развитие системы отношений личности.

В группе особый акцент делался на создание климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с таковой в повседневном общении интенсивность открытой обратной связи.

В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.

Методика включает в себя 16 занятий (по 2 в неделю), которые проводятся в группе в течение 30-40 мин.

Основные принципы работы:

  • диалогическое общение, без излишней авторитарности со стороны ведущего;
  • демократический стиль взаимодействия, основанный на искренности, доверительности, открытости и равноправном партнерстве;
  • субъектное включение ребенка в процесс работы, которое строится на основе детских интересов, потребностей, желаний и возможностей.

В процессе работы максимально широко в образный ряд занятий включаются современные детские массовые герои, наиболее популярные персонажи литературы, сказок, кино, мультипликации, телевидения.

Реализация методики направлена на решение следующих задач:

  1. формирование у детей и подростков навыков определения круга позитивных ценностей и негативных факторов («что хорошо, а что плохо»);
  2. формирование адекватных представлений о чувствах,
    эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, а также умения управлять чувствами, преодолевать стрессы;
  3. формирование ценностного отношения к своему здоровью («знай себя», «береги себя»), адекватная регуляция своего состояния и самочувствия.
  4. формирование позитивной самооценки («Я — особенный»), чувства собственного достоинства, отношения к себе как к независимой, самостоятельной личности;
  5. формирование ценностного и одновременно ответственного отношения к себе;
  6. тренировка навыков принятия ответственных решений, отстаивания убеждений и позиций (ролевые тренинги: правильные решения как основа успеха);
  7. накопление знаний факторов и ситуаций риска, правил безопасного адаптивного, ответственного поведения в ситуациях риска, приемов ухода от риска, в том числе при внешнем давлении (умение сказать «нет»);
  8. закрепление навыков конструктивного и позитивного (содержательного и эффективного) общения между собой и с взрослыми;

В ходе занятий  ставится цель выработать у воспитанников целый комплекс навыков противодействия давлению сверстников с тем, чтобы они могли самостоятельно принять решение о неупотреблении ПАВ в соответствующей ситуации.

Данная методика основана не на запугивании ребенка «страшными» фактами из жизни наркоманов или последствиями употребления ПАВ, а на уважении личности человека при одновременном обучении его навыкам самоанализа, самостоятельного выбора решений, умениям отстоять свое убеждение в необходимости здорового образа жизни.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

  • разминка или обсуждение домашнего задания;
  • основное содержание занятия;
  • ответы на вопросы или совместное обсуждение возникающих проблем;
  • рефлексия в конце каждого занятия.

Занятия проводятся совместно воспитателем и педагогом – психологом приюта.

Полностью курс тренинговых занятий представлен в приложении 1.

Критерии оценки:

Для оценки результативности программы используются результаты диагностики, проводимой педагогом - психологом приюта по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) для оценки уровня склонности воспитанников к аддиктивному поведению.

Данная методика является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) детей к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Нас интересовали результаты диагностики по шкале склонности к аддиктивному поведению, которая предназначена для измерения готовности подростка к употреблению наркотических веществ.

Кроме того подросткам была предложена анкета, цель которой оценить их отношение к употреблению ПАВ и степень информированности о последствиях химической аддикции.

В процессе анкетирования каждому лицу предлагается ответить на письменные вопросы, поставленные в форме опросного листа.

Достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений. Трудности метода анкетирования заключаются в том, что он позволяет вскрыть, как правило, только самый верхний слой фактов.

Диагностическая методика и опросник представлены в приложении 2.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня информированности подростков и понимание и осознание ими того, что происходит с человеком при употреблении ПАВ,
  • сформированность у них личностные качества, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
  • снижение уровня склонности к аддиктивному поведению; 
  • формирование умений и навыков в сфере общения;
  • развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей.

Риски:

При реализации программы необходимо учитывать  то, что возможно дети не смогут в полном объеме усвоить программный материал. Этому могут препятствовать ряд трудностей:

- активное нежелание подростка работать в группе; 

- индивидуальные особенности: специфика мышления, памяти, внимания, темп  деятельности, личностные особенности;

- отсутствие эмоционального контакта с взрослым;

- неустойчивая работоспособность ребенка, высокая утомляемость,  

  истощаемость;

- преждевременный отъезд ребенка  из приюта, в связи с переводом в другое   учреждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документы ОУ по профилактике употребления наркотиков

Как известно, леге предупредить нечто, чем птом искоренять. Предложенные вашему вниманию документы  по профилактике употребления ПАВ, регламентируют работу ОУ в этом направлении....

Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста.

Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ  для школьников подросткового возраста.  Темы  занятий  -  Знакомство. Озна...

методическая разработка к программе по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"

Полный курс тренинговых занятий,   методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)...

Педагогическая разработка: «Тайна цветка Папоротника» или сказкотерапия как средство профилактики употребления наркотиков»

Достичь понимания участниками основных этапов формирования наркотической зависимости, показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека и их отрицательное влияни...

Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его   зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...

план-конспект урока «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ».

План-конспект урока по теме: «Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ»Тема: Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.Класс 6.Цель: Изучение профи...

Классный час по профилактике употребления наркотиков, алкоголизма и табакокурения среди несовершеннолетних

laquo;Мания»-это психическая болезнь, когда человек постоянно думает о чем-то одном. Токсикоман постоянно думает о яде. «Токсикомания» в переводе с латыни означает «мания к яд...