методическая разработка к программе по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"
методическая разработка на тему

Хлевнюк Ольга Юрьевна

Полный курс тренинговых занятий,   методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

«Диагностика информированности подростков о влиянии наркотиков, алкоголя и табакокурения на организм человека»

1.Полезно ли курение для организма человека?

2.Куришь ли ты?

3.Сколько сигарет в день ты выкуриваешь?

4.Что послужило поводом для начала курения?

5.Как давно ты куришь?

6.Есть ли желание бросить курить?

7.Курят ли твои друзья?

8.Как действует курение на сердце?

9.Как действует курение на мозг, ЦНС?

10.Чаще или реже курящие люди болеют простудными     заболеваниями?

11.Почему курение оказывает  сильное токсическое воздействие на растущий организм подростка?

12.Разговариваете ли вы с друзьями о наркотиках?

13.Какие наркотические вещества ты знаешь?

14.Существуют ли «легкие» наркотики?

15.Пробовал(а) ли ты наркотические и токсические вещества?

16.Представлют ли угрозу для здоровья наркотические вещества?

17.Вреден ли алкоголь для организма?

18.Часто ли в вашей семье употребляют алкоголь?

19.Пробовал ли ты алкоголь, и  в каком возрасте?

20.Как часто ты употребляешь алкоголь, и по какому поводу это происходит?

21.Что ты чувствуешь после употребления алкоголя?

22.Необходима ли тебе дополнительная информация о влиянии  курения, алкоголя, наркотиков на организм подростков?

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

Назначение. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.

Инструкция. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку. Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет». если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению. Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно.

Опросник

  1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
  2. Бывает, что я откладываю на завтра то. Что должен сделать сегодня.
  3. Я охотно записался бы добровольцем для участия в каких-либо боевых действиях.
  4. Бывает, что иногда я ссорюсь с родителями.
  5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком» и ничего не может добиться в жизни.
  6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили.
  7. Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.
  8. Иногда бывает, что я немного хвастаюсь.
  9. Если бы мне пришлось стать военным, тоя хотел бы быть летчиком-истребителем.
  10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
  11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
  12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями.
  13. Я всегда говорю только правду.
  14. Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.
  15. Даже если я злюсь, то стараюсь не прибегать к ругательствам.
  16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.
  17. Если меня обидели, то я обязательно должен отмстить.
  18. Человек должен иметь право выпивать столько, сколько он хочет.
  19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.
  20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.
  21. Иногда я перехожу улицу татам, где мне удобно, а не там, где положено.
  22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение.
  23. Я иногда не слушаюсь родителей.
  24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.
  25. Я думаю, что мне понравилось бы заниматься боксом.
  26. Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.
  27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
  28. Иногда мне так и хочется сделать себе больно.
  29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
  30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.
  31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества.
  32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.
  33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.
  34. Правы люди, которые в жизни следуют пословиц: «Если нельзя, но очень хочется, то можно».
  35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.
  36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.
  37. Если бы в наше время проводились бы бои гладиаторов, то бы обязательно в них поучаствовал.
  38. Бывает, что иногда я говорю неправду.
  39. Терпеть боль назло всем бывает даже приятно.
  40. Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить.
  41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
  42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.
  43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.
  44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
  45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.
  46. Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.
  47. Иногда я скучаю на уроках.
  48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.
  49. Если человек раздражает меня, то готов высказать ему все, что я о нем думаю.
  50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.
  51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.
  52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.
  53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
  54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.
  55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.
  56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.
  57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.
  58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.
  59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты.
  60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся.
  61. Меня раздражает, когда девушки курят.
  62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.
  63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.
  64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.
  65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.
  66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.
  67. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
  68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.
  69. Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить.
  70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку.
  71. Я могу вспомнить случаи, кода я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
  72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.
  73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.
  74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.
  75. Я редко даю сдачи, даже если кто-то ударит меня.
  76. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
  77. Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.
  78. Я часто не могу сдержать свои чувства.
  79. Бывало, что я опаздывал на уроки.
  80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
  81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест.
  82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.
  83. Иногда случалось, что я не выполнял домашнее задание.
  84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
  85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.
  86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
  87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
  88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
  89. Иногда я бываю так раздражен, что стучу по столу кулаком.
  90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя.
  91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания.
  92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз.
  93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
  94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.
  95. Я считаю, что люди должны полностью отказаться употребления спиртных напитков.
  96. Я бы мог на спор влезть на высокую фабричную трубу.
  97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.
  98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Обработка результатов

КЛЮЧИ ДЛЯ ПОДСЧЕТА ПЕРВИЧНЫХ «СЫРЫХ» БАЛЛОВ

Шкала склонности к аддиктивному поведению:

14 (да), 18 (да), 22 (да), 26 (да), 27 (да), 31 (да), 34 (да), 35 (да), 43 (да), 46 (да), 59 (да), 60 (да), 62 (да), 63 (да), 64 (да), 67 (да), 74 (да), 81 (да), 91 (да), 95 (нет).

Далее производится подсчет первичных («сырых») баллов и их перевод в стандартные Т-баллы.

Каждому ответу при соответствии с ключом присваивается один балл. Затем подсчитывается первичный суммарный балл, который затем при необходимости подвергается коррекции в связи с действием фактора специальной желательности. Затем производится перевод «сырых» баллов в стандартные Т-баллы.

Приложение 1.

Содержание курса тренинговых занятий

Занятие 1. Знакомство.

Цель: побольше узнать о членах группы, познакомиться, рассказать о себе.

Ход занятия. Ведущий предлагает каждому оторвать листок от сделанной из бумаги ромашки и рассказать о себе. Ромашку можно передавать по кругу или тому, кто выскажет желание рассказать о себе первым, вторым и т.д. В ходе занятия используются мини-упражнения для эмоциональной разрядки типа:

  • поменяться местами всем, у кого в одежде есть белый
    цвет;
  • назвать по кругу город на последнюю букву названия
    предыдущего названного города (начинает ведущий) и т.д.

Рефлексия в конце занятия. Каждый из членов группы иыбирает себе пару:

С кем бы он хотел пойти в поход.

С кем бы он хотел дружить.

С кем бы он хотел жить в одной комнате.

В заключение каждый дарит свой листок ромашки тому, кому захочется, предварительно написав на нем свои пожелания этому человеку.

Занятие 2. Понимание.

Цель: сформировать установку на участие в дальнейших занятиях.

Ход занятия. Ведущий предлагает каждому участнику написать мини-письмо, где бы он дал ответ на вопрос: «Зачем я приехал в центр? » Листочки-письма складываются в коробку и по кругу каждый выбирает себе письмо, давая оценку имеющемуся там ответу. Следующий этап работы -обсуждение вопроса: «Как я вижу себя в центре?» Подведя итог обсуждению, выбираются самые интересные варианты ответов, и на основе их участники группы ставят мини-спектакли «Я в центре».

Рефлексия.

Ведущий кидает мячик, и те, кто его поймают, отвечают по очереди на следующие вопросы:

Что мне сегодня понравилось?

Что я хочу делать в центре?

Какие ответы мне больше всего понравились, какие — нет и почему?

Занятие 3. Мои любимые сказки и любимые герои сказок.
           Ведущий: Наверно, не найдется ни одного человека на Земле, который не любил бы сказки. Сказки любят взрослые и дети. Знакомство с миром начинается со сказки. Сегодня у нас первое занятие, связанное с миром сказок.

Ведущий: Давайте вспомним любимые сказки. Сначала назовем их. Попробуйте ответить: «Почему именно эти сказки понравились Вам?»

Ведущий: А теперь назовем любимых героев сказок. И тоже ответим на вопросы: «Почему вы полюбили этих героев?», «А есть ли те герои сказок, в которых вы видите себя?» Назовите их.

Ведущий: Попробуйте сыграть сценку из любой сказки или сделать пародию на сказку.

Ведущий: А теперь вы - герои сказок и присутствуете на пресс-конференции. Все остальные группы - это журналисты, и они задают вопросы.

Занятие 4. О «можно» и «нельзя»

Помощник ведущего: Сядем в свои группы. Давайте вспомним предыдущую нашу встречу. Что вы вспоминали о вчерашнем вечере? Не встречали ли вы за эти сутки человека, похожего на героев вчерашних сказок?

Ведущий: Давайте встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Почувствуйте тепло руки слева и постарайтесь передать это тепло в правую руку товарищу, стоящему справа. И наоборот. Присядем на корточки и несколько секунд помолчим. Вспомните что-нибудь хорошее и доброе.

Ведущий: Сегодня я хочу рассказать новую сказку. Сказку о «можно» и «нельзя». Но я ее не дописал. Я хочу, чтобы мы ее дописали вместе.

Сказка про поляну Нельзя и поляну Можно.

Действующие лица:

Веселый Заяц

Хитрый Барсук

Злой дракон

Хозяин   поляны Нельзя, строгий медведь Табу

Черепаха Добрила, хранящая поляну Можно

Жил-был лес. Обычный лес, каких много на земле. В нем было множество чащ, опушек, по нему бежали ручейки. В нем жили звери, летали птицы. Но, как во всяком сказочном лесу, в нем были сказочные поляны. На одной поляне, которая называлась поляна Нельзя, жил старый строгий медведь Табу. Он следил за тем, чтобы все точно выполняли его требования «нельзя», он всем говорил «нельзя». На поляне запрещалось говорить слово «можно», потому что это была поляна Нельзя. На другой поляне жила черепаха Добрила, эта поляна называлась поляна Можно. На ней все было можно, кроме того, чтобы говорилось слово «нельзя». Что хотели приходящие на эту поляну, все разрешала Добрила, все они могли делать, и, что хотели, все было можно. К этим полянам вели две узкие тропинки, которые соединялись в одну большую, и там, где соединялись эти тропинки, рядом было большое грязное зеленое болото, и котором жил злой дракон. Когда кто-либо шел по направлению к полянам, подходил к развилке дракон, высовывал голову и говорил: «Помни, что ты можешь пойти лишь по одной тропинке, а возвратиться на общую - только с моего разрешения. Если я не разрешу тебе вернуться, я тебя съем, а чтобы я разрешил тебе вернуться, ты мне должен доказать, что ты больше не мог оставаться на поляне Можно или на поляне Нельзя». И много путников было съедено драконом. Немногие возвращались с полян на общую, более широкую тропинку. Как-то на тропинке, ведущей к полянам, показались два животных, два существа - Заяц и Барсук. Заяц был очень веселым, он бежал по тропинке, весело подпрыгивая, напевая свою любимую заячью песенку. Он любил шум, смех, любил разыгрывать своих друзей, подшучивать нам ними и всячески старался весело проводить время. И вдруг перед ним появилась голова страшного дракона, который объяснил условия прохода на поляны Можно или Нельзя.

—Выбирай, - сказал дракон, - ты можешь пойти на поляну Можно, где все можно, ты можешь пойти на поляну Нельзя, где все нельзя.

Вспомнил Заяц, как ему все говорили «нельзя», родители говорили «нельзя», учителя говорили «нельзя», говорили: не прыгай, не болтай, не плюй другу в лицо, не пробуй запретного. И решил Заяц пойти на поляну Можно.

Вслед за Зайцем шел по тропинке Барсук.

  • Куда спешишь, Барсук? — сказала высунувшаяся голова дракона.
  • Хочу пройти на одну из полян, мне сказали, что там очень красиво.
  • А ты выбрал, на какую поляну? Ты можешь пойти на поляну, где все можно, а можешь пойти на поляну, где все нельзя.

Подумал Барсук: ему многое разрешали, родители разрешали, учителя разрешали. И пошел мудрый Барсук на поляну Нельзя, а веселый Заяц — на поляну Можно. Нам неизвестно, что было на этих полянах, но прошло некоторое время, день-ночь прошли, еще день-ночь прошли, как на тропинках появились и веселый Заяц, и мудрый Барсук. И появилась снова из болота голова дракона:

- Возвращаетесь. Ну что ж, если жить хотите, объясняйте, чем вам было плохо на этих полянах, что вам там не понравилось, почему вы ушли оттуда. Ведь тебе, Заяц, хотелось, чтоб все было можно. А тебе, Барсук, требовалось, чтобы кто-то ограничивал тебя в твоих действиях. Вы же могли там жить долго, а вы прожили там только три дня. Расскажите, что произошло на этих полянах.

Ведущий: Давайте мы сочиним сказку дальше, распределим роли, подготовимся и покажем всем, что же могло произойти с нашими героями. При этом выберите ту роль, которая  ближе всего вам, и постарайтесь «прожить» себя в этой роли.'

Рефлексия (эта часть занятия проводится по группам помощниками ведущего).

  • Почему вы выбрали именно такое продолжение сказки?
  • Если бы вы выбирали, то какую поляну вы выбрали
    бы и почему?
  • Всегда ли хорошо « можно » и всегда ли плохо « нельзя » ?
  • Что вы сегодня поняли для себя нового?

В завершение занятия давайте снова встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Придумайте, что вы доброе хотите пожелать тем, кто рядом с вами. Постарайтесь мысленно это передать всем.

Занятие 5. О друзьях и попутчиках.

Помощник ведущего: Вспомните прошлую нашу встречу. Расскажите, сколько раз за период нашего расставания вам пришлось слышать слова «можно» и «нельзя».

Какие же выводы сделали для себя герои вчерашней сказки Заяц и Барсук?

Ведущий: Давайте образуем маленькие круги в каждой группе. Подумайте и подарите своим товарищам какой-либо символический сувенир на память. Помолчите и вспомните, как кто-то когда-то дарил вам приятный подарок.

Ведущий: Сегодня я хочу, чтобы вы познакомились с одной из моих самых любимых сказок, которую вряд ли можно назвать детской. Сказка о Маленьком принце.

Фрагмент сказки А.С. Экзюпери «Маленький принц»

Долго шел Маленький принц через пески, скалы и снега и наконец набрел на дорогу. А все дороги ведут к людям.

  • Добрый день,— сказал он. Перед ним был сад, полный роз.
  • Добрый день,— отозвались розы. И Маленький принц
    увидел, что все они похожи на его цветок.
  • Кто вы? — спросил он, пораженный.
  • Мы — розы,— отвечали розы.
  • Вот как...— промолвил Маленький принц. И почувствовал себя очень-очень несчастным. Его красавица говорила ему, что подобных ей нет во всей Вселенной.

И вот перед ним пять тысяч точно таких же цветов в одном только саду!

«Как бы она рассердилась, если бы увидела их! — подумал Маленький принц.— Она бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной. А мне пришлось бы ходить за ней, как за больной, ведь иначе она и вправду бы умерла, лишь бы унизить и меня тоже...»

А потом он подумал: «Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было, что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и может быть, навсегда... Какой же я после этого принц...»

Он лег в траву и заплакал. Вот тут-то и появился Лис.

  • Здравствуй,— сказал он.
  • Здравствуй,— вежливо ответил Маленький принц и оглянулся, но никого не увидел.
  • Я здесь,— послышался голос.— Под яблоней...
  • Кто ты? — спросил Маленький принц.— Какой ты красивый!
  • Я — Лис,— сказал Лис.
  • Поиграй со мной,— попросил Маленький принц.— Мне так грустно...
  • Не могу я с тобой играть,— сказал Лис.— Я не приручен.
  • Ах, извини,— сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил:
  • А как это — приручить?
  • Ты не здешний,— заметил Лис.— Что ты здесь ищешь?
  • Людей ищу,— сказал Маленький принц.— А как это —
    приручить?
  • У людей есть ружья, и они ходят на охоту. Это очень неудобно! И еще они разводят кур. Только этим они и хороши. Ты ищешь кур?
  • Нет,— сказал Маленький принц.— Я ищу друзей. А как это — приручить?
  • Это давно забытое понятие,— объяснил Лис.— Оно означает: создать узы.
  • Узы?
  • Вот именно,— сказал Лис.— Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не ну жен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете...
  • Я начинаю понимать,— сказал Маленький принц.— Есть одна роза... наверно, она меня приручила...
  • Очень возможно,— согласился Лис.— На Земле чего только не бывает.
  • Это было не на Земле,— сказал Маленький принц. Лис очень удивился:

  • На другой планете?
                - Да.
  • А на той планете есть охотники?
  • Нет.
  • Как интересно! А куры там есть?
  • Нет.

  • Нет в мире совершенства, — вздохнул Лис. Но потом он опять заговорил о том же:
  • Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнце, озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы.

И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру... Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.

Потом сказал:

  • Пожалуйста... приручи меня!
  • Я бы рад,— отвечал Маленький принц.— Но у меня тик мало времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.
  • Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис.— У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому поди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя оыл друг, приручи меня!

—        А что для этого надо делать? — спросил Маленький

принц.

—        Надо заластить терпеньем,— ответил Лис.— Сперва глядь вон там, поодаль, на траву — вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножкоближе...

Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

  • Лучше приходи всегда в один и тот же час,— попросил Лис.— Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце... Нужно соблюдать обряды.
  • А что такое обряды? — спросил Маленький принц.
  • Это тоже нечто давно забытое,— объяснил Лис.— Нечто такое, от чего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час — на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день — четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.

Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.

  • Я буду плакать о тебе,— вздохнул Лис.
  • Ты сам виноват,— сказал Маленький принц.— Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
  • Да, конечно,— сказал Лис.
  • Но ты будешь плакать!
  • Да, конечно.
  • Значит, тебе от этого плохо.
  • Нет,— возразил Лис.— Мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.

Он умолк. Потом прибавил:

—        Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.

Маленький принц пошел взглянуть на розы.

—        Вы ничуть не похожи на мою розу,— сказал он им.— Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он - единственный в целом свете. Розы очень смутились.

—        Вы красивые, но пустые,— продолжал Маленький принц.— Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.

И Маленький принц возвратился к Лису.

  • Прощай...— сказал он.
  • Прощай,— сказал Лис.— Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
  • Самого главного глазами не увидишь,— повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
  • Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни.
  • Потому что я отдавал ей все свои дни...— повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
  • Люди забыли эту истину,— сказал Лис,— но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе на твою розу.
  • Я в ответе за мою розу... — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Ведущий: Скажите, о чем рассказывает эта сказка? Как вы понимаете, что это значит: приручить человека? В чем смысл слов «ты всегда в ответе за всех, кого приручил»?

Ведущий: Попробуйте сочинить сказку или историю о настоящей дружбе и инсценируйте ее.

Рефлексия (проводится помощниками ведущего).

  • Что такое друзья и попутчики?
  • Как вы понимаете смысл настоящей дружбы?
  • Что надо сделать, чтобы стать другом Маленького
    принца?
  • Можно ли отказать другу или товарищу в его просьбе?
  • Может ли подражание друзьям нанести вред человеку?

•        О чем изменилось ваше мнение после этого занятия?
Завершение занятия.

Ведущий. Давайте станем все в круг и закроем глаза. Представьте звездное небо. Найдите планету, на которой сейчас живет Маленький принц. Пошлите ему мысленно те слова, которые хотели бы сказать при встрече.

 Занятие 6. Я сам.

Цель: сформировать умение отстоять свое мнение, позицию, свое решение.

Ход занятия. Ведущий предлагает разбиться на две группы. Одна группа должна предложить интересные ситуации, требующие принятия решений, и дать свой вариант поведения в каждой ситуации.

Каждому участнику второй группы предлагается ситуация, где ему необходимо согласиться с принятым решением или дать свое. К примеру:

—        Ты сел смотреть интересный фильм, а друзья срочно
зовут на улицу. Ты давно хотел посмотреть этот фильм,

и тебе совсем не хочется идти во двор. Предложенное решение: идти с ребятами. Твое решение?

— На улице, играя с ребятами, вы кричали, шумели, и вам прохожий сделал замечание, ребята предложили тебе ответить ему за всех. Твое решение?

В течение занятия группы меняются ролями. Рефлексия.

Всем предлагается ответить на вопрос: - Почему я согласился или настаивал на своем решении?

Занятие 7. О желаниях и их исполнении.

Помощник ведущего: Вспоминали ли вы то, что мы делали на прошлой нашей встрече? Приобрели ли вы новых друзей?

Ведущий: Скоро Новый год, а Новый год - это исполнение всех желаний. Зажгите на каждом столике свечу. Задумайте каждый свое желание.

Ведущий: Ну а теперь я снова расскажу начало сказки, которую мы должны дописать.

В стране исполнения всех желаний

Действующие лица:

Принцесса бедного королевства

Принц богатого королевства

Король страны исполнения всех желаний

Бродячий философ

Белая ворона

Как вы знаете, в сказках королевства небольшие. Иногда из одного королевства видно другое, из одного дворца виден другой дворец. Жили по соседству два короля и владели двумя королевствами. И были у них дети: у бедного короля была! дочь-принцесса, у богатого короля был сын-принц. Иногда короли встречались. Бедный король смотрел на богатого с определенной завистью, а богатый король смотрел на бедного со снисхождением, но все равно они общались друг с другом. Иногда богатый король приглашал всех соседних королей, в том числе приглашал и бедного короля, который приезжал вместе со своей дочкой. И как всегда в сказках случается, богатый принц полюбил бедную принцессу, а бедная принцесса полюбила богатого принца. «Ни о какой свадьбе не может быть и речи, - сказал богатый король. - (сын, зачем тебе жениться на бедной, у нее нет никакого приданого. Она - принцесса маленького разоренного королевства. Оно ничего нам не даст. Мы должны думать о государственных интересах, о будущем нашей страны».

«Не надо тебе стремиться выходить замуж за богатого принца, - сказал король бедного государства дочке. - Неровня они нам, все равно будут презирать нас, тебе будет плохо в этой семье. Не смей даже думать о свадьбе».

Но, как в сказках бывает, дети никогда не слушают своих родителей. Но пожалуй, это бывает не только в сказках.

Принц и принцесса любили друг друга так сильно, что однажды решили бежать от родителей. Когда влюбленные шли по тропинке, не зная куда, за тридевять земель, наверное, в тридесятое царство, навстречу им попался бродячий философ. Ну, как все бродячие философы, одет несуразно, с кучкой книг под мышкой. «Что вы грустные такие?» - спросил он, обращаясь к принцессе и принцу. «Жизнь наша печальна, - ответили они. - Мы любим друг друга, но родители запрещают нам пожениться, а мы хотим быть вместе». «Сейчас посмотрю мудрую книгу», — сказал философ. Посмотрел, поискал и сказал: «А знаете, я пойду с вами, я нашел в этой мудрой книге, что есть страна исполнения всех желаний, в которой правит очень добрый король. Этот король — волшебник, он помогает всем исполнить все их желания».

И пошли они втроем: принц, принцесса, бродячий философ. Навстречу им попалась белая ворона.

  • Куда идете? — спросила ворона.
  • В страну исполнения всех желаний, — сказал принц.
  • И я полечу с вами. Я тоже хочу, чтобы все мои желания исполнялись. Я родилась белой и поэтому чужая в стае сородичей — они-то черные. Мне кричат: «Какая ты безобразная, какая ты страшная, какая ты некрасивая, ты — белая ворона».

И уже четверо — принц, принцесса, бродячий философ, белая ворона - двинулись в страну исполнения всех желаний. Философ заглядывал в свои мудрые карты и прокладывал путь через леса, горы. Они переплыли через море на утлом суденышке, преодолели штормы. И наконец достигли острова, где располагалась страна исполнения всех желаний. Как только сошли на берег, их встретил король. Он играл на гитаре и пел песни. Одет был по-современному, как современный молодой человек: в джинсы, в свитер, в кроссовки и без всякой короны. Но окружающие называли его королем. Он спел гостям красивую песню про исполнение всех желаний.

- Добро пожаловать в нашу страну, - сказал король страны исполнения желаний. - Наша страна особенная: здесь для всех исполняется все, что они захотят. Вы, молодые люди, хотите быть вместе - будьте, я как король этой страны благословляю вас. Хотите пить спиртное - пейте, в нашей стране все позволено. Хотите других наслаждений -испытывайте, в нашей стране все позволено. Вы, бродячий философ, давно хотели написать книгу — пишите ее, в нашей стране все позволено. А ты, белая ворона, хотела стать |черной - станешь, если действительно этого захочешь, в нашей стране все позволено.        I

И начали жить да поживать и бродячий философ, и белая ворона, и принц с принцессой в стране исполнения всех желаний.

Прошел год. Через год они встретились.

Ведущий: Продолжите, пожалуйста, эту сказку. Как сложилась жизнь героев в стране исполнения всех желаний? Какие желания их исполнились? Захотелось ли им жить в этой стране дальше? И не только завершите эту сказку, но и сыграйте роли ее героев.

Рефлексия (проводится помощниками ведущего).

  • Хотелось бы вам жить в удивительной стране исполнения всех желаний?
  • Нужно ли, чтобы все желания исполнялись?
  • Когда вы играли роль героев сказки, были ли вы не
    много похожи на себя?
  • Что нового вы сегодня узнали для себя?

Ведущий: Зажгите снова свечи на ваших столиках, закройте глаза и представьте, что ваше желание исполнилось! Какое новое желание вы выскажете Деду Морозу?

Занятие 8. Об опасности потерять лицо.

Помощник ведущего: Вспомним предыдущую нашу встречу. Какие же самые сильные желания за время нашего расставания переполняли вас? Исполнились ли они?

Что вы вспоминали из той сказки, которую мы сочиняли

и прошлый раз?

Ведущий: Давайте разобьемся по парам, сядем друг против друга и посмотрим внимательно друг другу в лицо. 11остарайтесь увидеть в каждом лице что-то красивое.

Ведущий: Я снова хочу вместе с вами сочинить сказку. 11ачало ее я написал.

Сказка о волшебном зеркале, в котором можно не увидеть свое лицо

Действующие лица: Школьник Вася Волшебник Красавчик, друг Васи Богач, друг Васи Силач, друг Васи.

Вася учился в девятом классе в обычной школе. Вася очень переживал, потому что его не всегда брали в компании друзей, иногда его просто не замечали, говорили: «Вася, ты какой-то не такой, как все. Ты очень не похож на других». Вася смотрел в зеркало и думал, что же в нем не похожее на других. Лицо как лицо, правда, оно немножечко другое, немножечко задумчивое. Глаза как глаза, правда, они немножечко другие, гораздо более удивленные. Тело как тело, правда, не очень спортивное, не сильно тренированное, но обычное. Однако все-таки понимал Вася, чем-то он не похож на других, особенно на настоящих лидеров. С некоторой завистью Вася смотрел на своего одноклассника, которого все звали Красавчик. У него было красивое лицо, все девочки увлекались им. Вася как-то раз долго смотрел в зеркало, потом разозлился и ударил по зеркалу кулаком -зеркало не разбилось. Но вдруг он увидел, как где-то в глубине зеркала появилась маленькая точка, которая все приближалась к нему, и уже в зеркале рядом с Васиным лицом оказалось лицо другого человека.

  • Не удивляйся, — сказал этот человек, — я волшебник, живущий в этом зеркале. Скажи мне, что ты хочешь, Вася? Почему ты ударил зеркало? Почему ты недоволен зеркалом, которое отражает тебя самого?
  • Я хочу быть немного другим, я хочу быть похожим на Красавчика.
  • Хорошо, — сказал Волшебник, — ты будешь похож на Красавчика.

Вася долго гляделся в зеркало, и постепенно его лицо при1 обретало черты лица его одноклассника, Красавчика. Когда утром Вася пришел в школу, на него все смотрели с удивлением и даже путали его несколько раз с Красавчиком. Это очень обрадовало Васю: наконец-то его стали замечать! Но когда появился настоящий Красавчик, к ним обоим — к нему и к Васе - стали обращаться как к одному человеку. Вася разозлился и оттолкнул Красавчика, но в это время из-за его спины появился еще один одноклассник, которого все звали Силачом. Он приподнял Васю, опустил аккуратненько на пол и сказал: «Не обижай моего друга Красавчика». Вася чуть не заплакал. Он вернулся домой и снова ударил кулаком по зеркалу, и снова в глубине зеркала появилась маленькая точка, а затем - лицо Волшебника.

  • Что ты опять хочешь, Вася?
  • Я хочу быть похож не только на Красавчика, я хочу быть похожим на Силача. Я хочу быть таким же, как он, чтобы меня все боялись.
  • Будет так, - сказал Волшебник.

Вася посмотрел в зеркало и очень удивился: лицо его стало очень расплывчатым, он теперь немножко походил на Красавчика, немножко на Силача, но какие-то индивидуальные черты прежнего Васи исчезли, ушли куда-то в глубь зеркала. Когда Вася появился в классе, его принимали то за Силача, то за Красавчика, но замечали, и это его радовало. Однажды весь класс собрался идти на вечеринку. Один из мальчиков сказал: «Я Богач. Я за всех плачу». «Вот кем мне надо быть, — подумал Вася, — вот такого парня все уважают. Его все полюбили, потому что он за всех платит». После вечеринки Вася вернулся и снова стукнул рукой о волшебное зеркало, и снова появился Волшебник.

  • Вася, - сказал он, - что ты хочешь?
  • Я хочу быть похожим на Богача, - сказал Вася.

— Ты не можешь быть похожим на всех. Ты рискуешь однажды вообще ничего не увидеть в зеркале, - сказал Волшебник. - Но если ты настаиваешь, я выполню твою просьбу.

И Вася настоял. И тогда лицо его стало совершенно расплывчатым, но, когда он пришел в класс, его принимали то па Красавчика, то за Силача, то за Богача. И так продолжалось несколько дней. Постепенно все забыли, как выглядел Вася, и, когда он приходил в класс или в компанию на улице, его никто уже не называл Васей. Все говорили: «Эй, ты, иди сюда». Он вернулся домой однажды расстроенный и посмотрел в зеркало. Зеркало ничего не отражало. Он стукнул рукой по зеркалу, и снова появился Волшебник. Он сказал: «Сделай же что-нибудь, чтобы я опять был Васей». И тогда волшебник поставил перед ним несколько условий.

Ведущий: Попробуйте дописать эту сказку. Подумайте, какие условия поставил перед Васей волшебник? Как сделать, чтобы Вася стал снова Васей?

Рефлексия (проводится помощниками ведущего).

  • Хорошо или плохо подражать другим?
  • Есть ли у вас те черты, которые присущи только вам?
  • Как в себе сохранить свою индивидуальность?
  • Что нового вы узнали сегодня, над чем серьезно за
    думались?

Завершение занятия.

Ведущий: Давайте снова разобьемся по парам, присядем друг против друга и посмотрим внимательно друг другу в лицо. Постарайтесь увидеть в каждом лице что-то индивидуальное.

Занятие 9. Хорошо-плохо.

Цель занятия: сформировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.

Ход занятия. Каждый участник на листочке описывает ситуацию, которая была в его жизни и за поведение в которой он понес серьезное наказание. Листочек складывается самолетиком, и по команде ведущего все запускают свои самолетики. Поймав самолетик, каждый участник дает свою оценку описанному в полученном листочке поступку. За от-

ветом следует обсуждение. Желающим предлагается дать свой ответ на вопрос: как бы ты поступил в этой ситуации? Следует обсуждение.

Рефлексия.

Каждый участник, которому ведущий бросит мячик, говорит о том, о чем он думал в течение занятия.

Занятие 10.  О стремлении получать наслаждения.

Помощник ведущего: Вспомним наше прошлое «сказочное» занятие. Вспоминали ли вы волшебное зеркало? Сохранили ли вы свое лицо?

Ведущий: Сядьте как можно удобнее, закройте глаза и вспомните свою любимую песню или мелодию. Представьте: она звучит для вас. Послушайте ее. Откройте глаза.

Ведущий: Сегодня мы снова будем путешествовать в мир сказок. Послушайте начало новой сказки.

Сказка о пленниках пещеры наслаждения

Действующие лица: Заманиватель Великий насладитель Первый путник-пленник Второй путник-пленник Всевидящее око Великий охранник

Говорят, что где-то в горах Кавказа есть пещера наслаждений. Когда попадает туда человек, он испытывает невероятные наслаждения, он радуется всему, он смеется, видит необычайные картины, красочные и оригинальные. Но эта пещера весьма опасна. Однажды в горах бродил турист. Он! думал собрать красивые травы для своего гербария, сделать! красивые снимки для своего фотоальбома. Ему очень нравились горы, потому что горы были красивые, горы были большие, горы поднимались среди облаков и вершин и как; бы протыкали эти облака и высовывались из них, а облака как бы насаживались на эти вершины. И вдруг турист услышал красивую-красивую песню. Песня как бы притягивала к себе, и он пошел на звуки. Перед ним предстал очень красивый человек.

  • Ты хочешь испытать самые великие наслаждения, ты хочешь получить громадные удовольствия в жизни. Ты можешь испытать то, что никто не испытывал. Это будет настоящий кайф, — сказал он.
  • А что случится со мной потом? - спросил путник.
  • Ничего. Если тебе захочется снова испытать подобный кайф, то ты опять придешь к нам.
  • А куда идти?
  • В Великую пещеру наслаждений.
  • Пойдемте вместе, - сказал путник. — Покажите эту пещеру.
  • Пожалуйста.

Красавец махнул рукой, и перед путником открылась пещера наслаждений. Он вошел в нее и увидел разных людей: одни как-то странно ходили по стеночке, другие спали, но радостно улыбались во сне.

  • Иди сюда, — сказал очень приятный женский голос, совершенно непонятно почему принадлежавший мужчине.
  • Иди сюда. Ты хочешь наслаждений - получи их. Ты будешь наслаждаться бесконечно, ровно столько, сколько ты хочешь наслаждаться. Когда захочешь, ты сможешь уйти отсюда, открыть дверь пещеры и спокойно уйти. Я Великий насладитель. Вдохни аромат нашей пещеры глубже, глубже, глубже...

Путник вдохнул аромат, и перед ним предстали прекрасные картины: танцующие женщины, далекое море, великолепные облака, радужные краски. Он постепенно окунался и окунался в это наслаждение. Когда он очнулся, он снова увидел Великого насладителя, который сказал:

—        Тебе понравилось жить в нашей пещере?-Да.

  • Ты понимаешь, у нас есть одно условие: каждый раз, получая наслаждение, ты должен отдать часть своей души. Ты можешь уйти, но если снова захочешь получить наслаждение, то помни: ты здесь оставляешь душу, никогда она больше в тебя не вернется. Выбирай.
  • Я хочу еще наслаждения, — сказал первый путник.
  • Чем больше ты будешь получать наслаждений, тем меньше души у тебя останется.
  • Я согласен. Я хочу еще немножко понаслаждаться. А потом я уйду.

В это время в пещеру вошел второй путник, тоже любовавшийся красотой горы, которой заманил его Великий Заманиватель. Этот путник подошел к Великому насладителю. Тот сказал:

  • Ты хочешь попробовать наслаждения?
  • А что будет потом? Я смогу уйти отсюда? - заколебался второй путник.
  • Конечно, сможешь, если захочешь, — сказал Великий насладитель. — Но ты попробуй, вдохни аромат пещеры.
  • Хорошо, — сказал второй путник.

Когда он очнулся, он увидел в маленьком озерце свое отражение. Но это было не его лицо, а лицо страшного лесного зверя.

Он начал будить первого путника:

—        Идем отсюда! Мы здесь теряем свою душу!

И первый путник тоже увидел страшное отражение. Когда они двинулись к выходу и вышли из пещеры, их снова начало тянуть назад. Они оглянулись и увидели гипнотизирующее их Всевидящее око, Глаз Великого охранника пещеры наслаждений.

Ведущий: А что было дальше с нашими героями? Придумайте и разыграйте эту картину.

Рефлексия (проводится помощниками ведущего):

  • Всегда ли, получая наслаждение, человек действует себе во благо?
  • Может ли человек постоянно чем-нибудь наслаждаться?
  • Может ли такое случиться, что, наслаждаясь, перестаешь быть человеком?
  • Какой вывод для себя вы сегодня сделали?

Завершение занятия.

Ведущий: Сядьте удобнее, закройте глаза и постарайтесь почувствовать наслаждение от того, что вы приняли важное решение. Посидите три-четыре минуты с закрытыми глазами и похвалите себя.

Откройте глаза. До новых встреч.

Занятие 11. Об усыпляющих сиренах

Помощник ведущего: Вспомните, о чем сочиняли сказку в прошлый раз. Возвращались ли вы в мыслях к этой «казке? А если возвращались, то в каких случаях?

Ведущий: Давайте встанем в круг. Передайте по кругу мяч и нашепчите ему добрые слова. Когда мяч вернется к вам, это будет другой мяч, наполненный зарядом положительной энергии. Положим аккуратно мяч рядом.

Ведущий: Сегодня мы продолжим сказочный марафон. Нас ждет встреча с известными героями. Для нас важно понять, что же с ними произошло и почему. Давайте по-своему взглянем на события глубокой древности.

Пересказ отрывка мифа про Одиссея

По морю после долгих странствий плыл Одиссей со своими друзьями. И вот подплыл к удивительному острову, откуда доносилось прекрасное пение. Оно было просто великолепным, замечательным и буквально затянуло моряков на остров. Там они увидели красивейших женщин, своим пением и танцами настолько очаровавших мужчин, что те не могли не сойти на берег. И они стали жить на острове, постепенно забывая о необходимости возвратиться домой, где ждали их родные и близкие.

Каждый день они слушали пение волшебных сирен, каждый день все больше и больше они упивались райской жизнью. Они ели прекрасные фрукты, видели прекрасные танцы, им все казалось великолепным. Но однажды ночью Одиссей увидел во сне своих родных и понял: необходимо любой ценой бежать с острова. Однако утром друзья не поддались на уговоры Одиссея уехать отсюда. Сирены пели в тот день особенно красиво и завлекательно. Чтобы их не слышать, Одиссей нашел в пещере воск и залепил им себе уши. А потом стал убеждать самых близких своих товарищей последовать его примеру. Но те не соглашались и уезжать с острова не желали: ведь им здесь так хорошо жилось, они любили прекраснейших женщин, вкушали прекраснейшие вина и фрукты, а до своих родных и до всего остального мира морякам и дела не было...

Ведущий: Как же дальше развивались события? Мы знаем только одно: Одиссей вернулся домой. Постарайтесь' дописать эту историю и инсценировать ее.

Рефлексия.

  • Совершая поступок, несешь ли ответственность за т
    к каким последствиям он приведет?
  • О чем всегда надо помнить, когда принимаешь как
    либо решение?
  • Можно ли сделать для себя какие-либо выводы из с
    бытии, которые мы сейчас обсуждали?

Завершение занятия.

Ведущий: Давайте снова встанем в круг. Передайте по кругу мяч и послушайте те слова, которые каждый сохранил в себе.

Занятие 12. Что меня удивило.

Цель занятия: формирование навыков социально одобряемого поведения.

Ход занятия. Ведущий заранее готовит карточки, где описаны различные ситуации типа: «Старушка в автобусе попросила уступить ей место. Тот, к кому она обратилась, отказал ей». «В кафе официант в счете указал сумму на 20 рублей больше, чем та, на которую был сделан заказ, а посетитель, не говоря ни слова, добавил к этой сумме еще 20 рублей» и т.д.

Все выбирают себе карточку и, получив ее, отвечают на два вопроса:

Что меня удивило?

Как нужно поступить в этой ситуации и почему?

Следует обсуждение полученных ответов.

Рефлексия.

  1. Какие из рассмотренных ситуаций мне больше всего
    понравились и почему?
  2. В какой бы ситуации я не хотел оказаться?

Занятие 13. О реальности и призраках.

Помощник ведущего: Вспомним две предыдущие сказочные истории о наслаждениях. Давайте по кругу скажем, что же все-таки в большей степени приносит наслаждение человеку.

Ведущий: Зажгите на своих столиках свечи. Посмотрите внимательно на огонь и постарайтесь представить фигуру знакомого вам человека. Представили. Помолчите и в мыслях пообщайтесь с ним.

Продолжим сочинение сказок. И, как всегда, я предлагаю свой вариант сказки.

Сказка о реальностях и призраках

Действующие лица:

Злая волшебница Серая скука

Злая волшебница Королева призраков

Красивый призрак

Добрый волшебник Трудовичок

Обычный день

В некотором царстве, в некотором государстве поселились две злые волшебницы. В обычном царстве-государстве хватает одного злого волшебника или одной злой волшебницы. Но в этом царстве поселились две злые волшебницы. Одна Злая волшебница Серая скука навевала на всех уныние, скуку, заставляла всех зевать, спать, лениться. Вторая Злая волшебница Королева призраков показывала всем различные призраки, злые и добрые, красивые и страшные, этим самым она как бы развевала ту скуку, которую навевала Злая волшебница Серая скука. И люди в этом царстве-государстве не понимали, что рядом с ними живут две злые волшебницы. Одни постоянно скучали, не хотели работать, работа вызывала скуку, дома им тоже было скучно, скучно было и на улице, в толпе, в обществе. А другая группа людей постоянно встречала призраков. Эти призраки как бы заменяли им жизнь. Они приходили непонятно откуда и уходили непонятно куда, развлекали людей, пугали их и как бы жили среди людей. Через них можно было пройти, они проходили сквозь стены, появлялись каждый день. Призраки подчинялись Злой волшебнице Королеве призраков, и когда она взмахивала рукой, они приходили; когда она делала другой взмах, они уходили.

И вот однажды среди всех призраков появился совершенно необычный призрак, который очень жалел людей. Он был красивый молодой человек и представлялся людям как пре-

красный принц. Он, появляясь среди людей, почему-то начинал плакать. «Что он плачет?» — думали люди. Причем надо сказать, что одни люди поддавались сначала скуке, а потом развлекались призраками; другие сначала развлекались призраками, а потом на них находила серая скука. Взбунтовавшийся призрак не стал подчиняться Злой волшебнице Королеве призраков. Он начал объяснять людям, что так дальше жить нельзя и что где-то недалеко живет добрый волшебник Трудовичок, который поможет им жить по-другому. И призрак улетел из царства-государства, прилетел к доброму волшебнику Трудовичку и попросил прийти в то царство-государство и изгнать злых волшебниц.

  • Зачем ты делаешь это? - сказал Трудовичок. - Если я изгоню злых волшебниц, то тогда погибнешь и ты. Ты не сможешь появляться перед людьми.
  • Но ты же сделаешь добро людям. Они мне так нравятся, — сказал Красивый призрак.

Трудовичок вооружился своими самыми важными орудиями - орудиями труда. И пришел к людям и стал объяснять, что скуку можно побороть не призраками, скуку можно побороть трудом: сажать красивые деревья, строить красивые дома. Об этом услышали злые волшебницы и напали на Трудовичка. Они пытались уничтожить его, но он не сдавался. Он ходил меж людей и превращал их в людей, которые трудятся, созидают, творят. И в результате в царстве-государстве наступил всего-навсего Обычный день, и все трудились, и им не было скучно. Они уже не стремились увидеть призраков.

Ведущий: Как наступил этот день? Попробуйте сыграть услышанную сказку, изобразить, что происходило с ее героями.

Рефлексия.

  • Встречаемся ли мы в жизни с призраками, которые
    принимаем за реальность?
  • Что может побороть человеческую скуку?
  • Пытались ли Вы прогнать скуку, занимаясь интересным делом?
  • Какие выводы вы сделали из этой сказки?

Завершение занятия.

Ведущий: Зажгите снова свечи. Посмотрите на их огонь и представьте фигуру красивого призрака. Попытайтесь мысленно передать ему чувства, которые вы к нему испытываете.

Занятие 14. Современный человек.

Цель занятия: сформировать представление о современном человеке.

Ход занятия. Каждый из участников на листе ватмана по очереди пишет то качество, которое характерно для современного человека. Когда набор качеств написан, тот участник, кто получает мячик от ведущего, словесно обрисовывает образ современного человека, а тот, кого он выбирает, представляет этот образ, разыгрывая ситуации, которые предлагает ведущий:

  • Вы пришли устраиваться на работу.
  • Вы пришли за покупками в магазин. И т.д.

Рефлексия.

  1. Каким бы я хотел быть?
  2. Есть ли у меня любимый герой?
  3. Какое у меня сейчас настроение?

Занятие 15. О том, кто может переделать человека.

Помощник ведущего: Вспоминаете ли вы предыдущую сказку? Скажите, испытывали ли вы в течение прошедшего дня скуку, удалось ли вам ее побороть и какими средствами?

Ведущий: Начнем мы сегодняшнее занятие посещением музея необычных фигур.

Пусть каждый из вас изобразит какую-то фигуру, а группа постарается догадаться, какого героя он изобразил.

А теперь я снова хочу с вами погрузиться в мир сказки. Это сказка известного сказочника, психолога Дмитрия Соколова.

Поймайчик Агао с планеты людчей

(сказка из книги Дмитрия Соколова «Сказки и сказкотерапия»)

На далекой-далекой планете живут очень похожие на нас существа. И язык их, и обычаи только чуть-чуть отличаются от наших. Они называют себя не люди, а людчи. «Ребенок» у них называется «любенок», «мальчик» — «поймайчик» и так далее.

И вот жил на этой планете поймайчик Агао. Был он совсем как все и только в одном отличался. Дело в том, что у каждого любенка было семь родителей. Их звали породитель, наградитель, погрозитель, оградитель, рачитель, врачитель к переродитель. А у Агао было только шесть родителей. Пере родителя у него почему-то не было.

У каждого родителя было, конечно, свое дело. Переродитель отвечал за то, чтобы любенок рос и изменялся. А вот Агао никогда не изменялся. Он всегда оставался одним и тем же. Ему было скучно, и он мечтал, что когда-нибудь — когда-нибудь! — он найдет своего переродителя.

Однажды он сказал: «Хватит! Я как не людча. Пойду искать своего переродителя».

Его шестеро родителей уговаривали Агао остаться, но он не послушался. Тогда они устроили ему прощальный пир. Накрыли огромный стол. Каждый родитель принес подарки, чтобы дать своему любенку в дорогу. Породитель дал ему сухого молока и бульонных кубиков. Оградитель принес мешок, в котором были упакованы шуба, шапка, сапоги, перчатки, темные очки и еще килограммов 20 всяких ненужных вещей. Погрозитель вручил ему боксерские перчатки и деревянную дубинку. Рачитель — блокнот и ерун-даш, чтобы записывать, сколько чего есть, сколько истрачено и сколько еще осталось. Врачитель — зеленку-веселенку и прочие оздоровители. И только наградитель пришел на этот вечер с пустыми руками. Агао в начале вечера был такой урадостный, а потом решил обидеться на награди-теля — ведь тот всегда дарил больше всех, а тут... Но после стола наградитель подошел к нему сам и сказал:

— Я долго думал, что лучше дать тебе в дорогу. Еду ты съешь, вещи сломаются и растеряются. Я решил дать тебе самое лучшее из того, что дал мне когда-то мой родитель-иаградитель. Освободи, пожалуйста, немного места на дне сноего сердца.

  • Это трудно сделать, — сказал Агао.
  • Хорошо, давай я тебе помогу. Там нет случайно такого чувства, что ты плохой?
  • Агао подумал и сказал:
  • Есть. Оградитель говорил, что я везде лезу, рачитель говорил, что я все теряю, а погрозитель повторял, что я расту плохим.
  • Вот-вот. Знаешь, давай вытащим оттуда то, что ты плохой. Это неправда. Теперь там есть место?
  • Да... Порядочно!
  • Положи туда и накрепко запомни вот что: ты — хороший. В самую глубину сердца. Туда, где рождаются мысли.
  • Я — хороший?
  • Да, ты — хороший.

Потом еще были проводы, танцы, песни, потом все легли спать, а наутро Агао взвалил себе на плечи мешок (хотя шубу и шапку он все же оставил) и отправился в дорогу.

Путь его лежал через пустыню. Идти было трудно. К вечеру первого дня он остановился, разжег костер, а наутро взял в дорогу половину своих вещей. Еще через день на его плечах болтался только маленький рюкзачок, а сапоги, темные очки, боксерские перчатки и прочие подарки остались ждать других хозяев. В тот день Агао встретил караван верблюдчей. Погонщик согласился взять его с собой. К вечеру они устроили привал. Только тут, у костра, погонщик стал расспрашивать Агао.

  • Так ты, значит, переродителя ищешь? Трудное это дело. Знаешь?
  • Знаю.

—        Обычно это не получается. А у тебя — почему получится?
Агао стал думать; он зашел в самую глубину сердца и вдруг набрел на ответ:

—        Я — хороший.

—        Ага, — сказал погонщик, — это меняет дело. Тогда да
вай говорить серьезно. Я — маг и волшебник. Смотри!

И погонщик щелкнул пальцами, и костер из желтого стал синим, потом черным, потом зеленым, голубым, фиолетовым... Потом он занялся верблюдчами и превратил их в слонов, жаворонков, драконов, мышей — а потом обратно в верблюдчей. Агао затаил дыхание.

Я и тебя смогу научить волшебству. И тогда ты сможешь найти своего переродителя. Хочешь?

—        Да. Да, да. Знаете, я всегда хотел стать волшебником.
И волшебник взял его в свои ученики.

Караван пришел к сказочному дворцу. Пока погонщик разводил верблюдчей по стойлам, Агао решил обойти дворец кругом. Но с другой стороны дворец оказался простой бревенчатой хижиной с соломенной крышей. Агао побежал обратно — спереди дворец, — назад: сзади — хижина. Его так это изумило, что он бегал вокруг, пока не запыхался. Тут его позвал погонщик.

  • Итак, я буду давать тебе задания, а ты будешь их выполнять. Но смотри: надо делать все точно.
  • В первый день — а может быть, в первый месяц, как справишься, — ты будешь учиться смелости. Ты найдешь свою смелость.

И с утра следующего дня Агао стал тренировать свою смелость. Он взлетал на воздушном шаре и прыгал оттуда с одеялом вместо паруса. Он катался по бурному морю на доске. Без воды он уходил на целый день в пустыню. Он охотился на тигров с одним копьем. И через месяц учитель сказал:

—        Хорошо. Ты действительно стал смелым. А теперь ты будешь учиться трусости.

И целый месяц Агао ходил ночами смотреть на страшные пляски драконов посреди пустыни — драконов, которых никто не мог победить, и где смелость была не нужна. Он спускался в глубины моря и смотрел на животных, никогда не видевших света. Волшебник показывал ему целые деревни и города, погибающие от таинственных болезней, где смелость была ни к чему. Через месяц он сказал:

  • Теперь ты, наверное, понимаешь, что смелость не везде годится, и есть вещи, которые сильнее тебя.
  • Да, я понимаю.
  • Тогда подумай, как можно быть и смелым, и трусли
    вым одновременно.

Через три дня Агао пришел к нему и сказал:

—        Я думаю, я понимаю.

Волшебник посмотрел в его глаза и кивнул:

—        Мне тоже так кажется.

После нескольких дней отдыха он дал Агао новое задание:

—        Теперь ты будешь учиться быть веселым. Несколько недель Агао провел на ярмарках, праздниках смеха, в цирках, где выступали лучшие клоуны и скоморохи. Каждый день он выдумывал по семьдесят шуток и пятьдесят пять анекдотов. Это было совершенно потрясающее время. Но однажды волшебник сказал:

—        Хватит. Теперь учись грустить.

И Агао принялся ходить по пустым лесам (тогда уже началась осень), по берегу холодного моря, по пустыне и думал, думал о всяких печальных вещах: о том, как настает осень, как скучают о нем его родители, как сам он о них скучает, о том, что такое печаль и грусть.

Когда через пять недель он пришел рассказать, что он понял, волшебник сразу же приказал:

—        А теперь — спокойствие.

И они стали ходить вместе на веселые ярмарки и сохранять спокойствие там и в самые печальные места — чтобы и там быть спокойными. Уже через три недели учитель решил: «Пожалуй, хватит».

—        Твое новое задание, — объявил он ему через несколько дней, — будет потруднее. Ты пойдешь в небесный дом и узнаешь, люди умирают или нет.

Агао пошел в небесный дом. Отворив огромную дверь, которая одновременно была безмерно тяжелой и воздушно-легкой, он попал на первый этаж, где жило Солнце.

  • Скажите, — спросил Агао, — людчи умирают или нет?
  • Нет, — ответило Солнце, — людчи не умирают. Они исчезают, как я это делаю каждый вечер, а потом появляются, как я это делаю каждое утро.
  • Спасибо, — сказал Агао. Он попрощался и поднялся
    на второй этаж. Там веселой гурьбою жили звезды.

Да, — сказали звезды, — людчи умирают. Как звезда: если она упадет или погаснет, она уже никогда не засияет снова.

  • Спасибо, — поблагодарил Агао и поднялся на третий этаж, где жила луна.
  • Нет, — сказала луна, — людчи не умирают. Они становятся старше, уменьшаются, дряхлеют, как я, а потом исчезают, но через день возрождаются маленькими — как я—и потом растут, растут...
  • Я понял, — сказал Агао и поднялся еще выше. На четвертом этаже его ждала роза.

Людчи умирают, — прошелестела роза. — Когда они умирают, они плохо пахнут. От плохого запаха гибнет все! Людчи не могут возвращаться из царства смерти.

Тогда Агао медленно спустился и вышел из небесного дома. Когда он вернулся к волшебнику, тот спросил его:

  • Ну, что ты понял?
  • Те людчи, которые как звезды и роза, — они умирают. А те, которые как Солнце и луна, — нет.
  • Правильно, — сказал волшебник. — Твоим следующим заданием будет вот что: тебе нужно спуститься в пещеры под земного царства и узнать, где прячется иголка твоей жизни.

И вот Агао спустился в подземное царство. Он зашел в первую пещеру. Как тесно было в ней, как странно было в ней! На Агао сразу оказалось надето какое-то огромное количество очень толстых и тяжелых вещей. Они были немного похожи на те, которые дал ему с собой оградитель, но еще толще и тяжелее. В ушах у него оказалась вата, сквозь которую он почти ничего не слышал. В глазах замелькали какие-то блики, хотя на глазах были тяжелые очки с темными стеклами. Сверху давило так, будто болела голова. Сама голова была замотана в длинные пушистые шарфы. Агао прошелся по пещере; там был полумрак. Потом он вышел и отряхнулся: ф-фух!

Во второй пещере было так свежо, немного холодно... Вдруг Агао обнаружил, что стоит в ней почти голый. Ветер, то прохладный, то горячий, дул со всех сторон, и Агао стоял на ветру, такой открытый; потом он двинулся и прошел дальше по пещере. По ней хотелось идти дальше и дальше..., но вокруг валялись битые стекла, а сверху было как-то слишком ярко, а снизу как-то очень темно... Он был слишком беззащитен там; и он вышел из второй пещеры.

Он зашел в третью пещеру и замер. Там царил полумрак, и в нем медленно-медленно двигались какие-то людчи и какие-то животные. Они ничего не говорили друг другу и поворачивались, только очень-очень медленно... Хотелось бежать, хотя было непонятно куда, невозможно было двинуть ни рукою, ни ногою..., как в вязком масле, все можно было делать только так медленно... Даже изменить направление взгляда... С огромным трудом Агао выбрался и из этой пещеры.

Выйдя, он стал думать, в какой же из этих пещер может находиться его иголка жизни, где он хочет, чтобы она была.

Потом он вернулся к волшебнику и сказал: «Вторая».

—        Вот твое последнее задание, — позвал его волшебник через несколько дней. — Оно тоже трудное. Видишь ли, тво его родителя-переродителя просто нет. Ты не можешь его найти. Ты можешь его только создать. Сейчас я дам тебе
много разных фотографий...

И он принес Агао целый мешок фотографий, на которых были изображены разные людчи.

—        На одной из этих фотографий изображен тот, кто может быть твоим переродителем. Ты должен найти эту фотографию.

И вот Агао заперся в комнате, разложил фотографии на полу и стал смотреть на них, смотреть... Удивительно, что там не было ни одного людчи, которого бы он не знал. Там были его родители, его друзья, его учителя в школе, родители его друзей во дворе... Там была даже фотография его самого. И вот он смотрел на эти карточки, изучал их и гадал: кто же может быть его переродителем?

Так он думал один день, два, три дня... Ну как он мог отгадать? Конечно, это не могли быть его друзья, и никто из его родителей тоже не мог стать переродителем. Он думал, думал, и никак не мог ни до чего додуматься.

На седьмой день к нему в комнату заглянул волшебник. «Ну как, — спросил он, — ты смог выбрать одну фотографию? »

Агао поднял голову. У него был такой взгляд, как будто он не узнал волшебника. Не сразу он ответил:

  • Я нашел только одну.
  • Покажи мне.

И Агао протянул ему фотографию. А волшебник воскликнул:

—        Да! Это он!

И вдруг Агао оказался в пустыне возле гаснущего костра, там, где он встретил погонщика верблюдов. Он был один. У него не было того рюкзачка, но в руках он сжимал фотографию. Это была та самая фотография, которую он выбрал из всех.

Ведущий: Постарайтесь догадаться, кто же был изображен на этой фотографии. Инсценируйте любой понравившийся вам эпизод сказки. Каждый из вас должен сыграть

Рефлексия.

  • От кого зависят изменения, которые происходят в вас?
  • Необходимы ли волевые усилия, чтобы что-то менять в себе?
  • Считаете ли необходимым   постоянно совершенствоваться?
  • Задумались ли вы над тем, чтобы что-то изменить в себе?

Завершение занятия.

Ведущий: Предлагаю всем помолчать и придумать фразу, характеризующую все сказки, которые мы с вами здесь сочиняли и инсценировали. Какие это сказки?

Возьмемся за руки. Помолчим немного. Пусть каждый скажет от имени какого-то героя сказки слова, которые выражают его отношение к тем занятиям, которые проводились в лагере.

 Занятие 16. Эстафета сказок.

Цель занятия: эмоциональное раскрепощение детей, сброс энергии, накопившихся эмоций.

Содержание занятия.

Каждая группа по желанию показывала подготовленное домашнее задание на тему: «Что я умею лучше всего».

Затем (по желанию) ребята индивидуально демонстрировали свои умения. В основном это были танцы в стиле брейк, различные физические упражнения и частушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с ...

Документы ОУ по профилактике употребления наркотиков

Как известно, леге предупредить нечто, чем птом искоренять. Предложенные вашему вниманию документы  по профилактике употребления ПАВ, регламентируют работу ОУ в этом направлении....

Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ для школьников подросткового возраста.

Цикл занятий по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ  для школьников подросткового возраста.  Темы  занятий  -  Знакомство. Озна...

Программа по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"

Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения....

Педагогическая разработка: «Тайна цветка Папоротника» или сказкотерапия как средство профилактики употребления наркотиков»

Достичь понимания участниками основных этапов формирования наркотической зависимости, показать всю пагубность влияния наркотиков на психическое и физическое здоровье человека и их отрицательное влияни...

Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его   зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...