Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике употребления алкоголя "Факторы риска пивного алкоголизма"
методическая разработка по теме

Пищенкова Светлана Анатольевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся средних и старших классов по профилактике употребления пива и других алкогольных напитков. Нетрадиционная форма преподнесения материала с презентацией, видеоинформацией, музыкальным сопровождением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pivnoy_alkogolizm.ppt2.47 МБ
Microsoft Office document icon scenariy_meropriyatiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ «ФАКТОРЫ РИСКА ПИВНОГО АЛКОГОЛИЗМА» Подготовила и провела Пищенкова С.А., учитель математики I квалификационной категории МСКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Слайд 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА Всего опрошено 20 учащихся 7-9 классов. Употребляли алкоголь все 20 человек. -Пиво -17 человек -Алкогольные коктейли - 10 человек -Вино-9 человек -Водку-8 человек. Возраст, когда впервые попробовали алкоголь -10-12 лет-9 человек -13-14 лет-8 человек -15 лет -1 человек -6 лет- 1 человек

Слайд 3

Как часто употребляешь пиво? - каждый день- 3 человека - 1 раз в неделю- 4 человек - 1 раз в месяц- 8 человек - ещё реже- 3 человека - не пью совсем- 2 человека Для чего пьёте пиво? - за компанию- 8 человек - для веселья- 5 человек - нравится вкус- 3 человек - утоляю жажду- 2 человек Вызавает ли алкогольную зависимость пиво? - да- 10 человек - нет – 10 человек.

Слайд 4

Сегодня в России на одного человека приходится около 14 литров чистого алкоголя в год. Каждый россиянин в среднем выпивает 43 литра пива в год.

Слайд 5

Сейчас в России отмечается рост подросткового алкоголизма, преимущественно за счёт пивной зависимости. Учащаются случаи алкогольной зависимости и даже алкогольных психозов у детей 10-12 лет

Слайд 6

Сердце человека, употребляющего пиво

Слайд 7

Печень человека, употребляющего пиво

Слайд 8

Мозг человека, употребляющего пиво

Слайд 9

ОПЫТ № 1 Слева луковица, находившаяся неделю в воде, справа-в пиве.

Слайд 10

ОПЫТ № 2 Слева молоко, добавленное в воду, справа в пиво.

Слайд 11

Особенности употребления алкоголя на Руси Русичи употребляли лишь слабоградусные «напит-ки», приготовленные на основе мёда: брагу, медо-вуху, пиво, квас. С Х века появилось привозное вино, которое, разбавлялось водой и по крепости не превосходило 11%.Их приём сопровождался обильной едой. Напиваться допьяна не было принято.

Слайд 12

МЕДАЛЬ ЗА ПЬЯНСТВО

Слайд 13

ПИВО ВЕДЁТ К ТРАГЕДИИ

Слайд 14

ПЕЙ ПИВО!!!

Слайд 15

ТЕБЕ ВЫБИРАТЬ

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Цель: создать условия для формирования личной негативной позиции ученика по отношению к злоупотреблению пивом через воздействие на его информационное пространство.
Задачи: 
1. Показать на конкретных примерах негативное влияние пива на организм человека.
2. Познакомить с методами воздействия рекламы на молодежь

3. Проанализировать на конкретных примерах рекламу пива.

4. Обсудить последствия употребления пива.

Оборудование: 

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Факторы риска пивного алкоголизма», видеоролик  о пагубном влиянии алкоголя на печень, фрагмент видеофильма «Чижик-пыжик, где ты был?», мини-плакаты, молоко, пиво, лук.
Ход занятия

Сообщение темы .

 Учитель.  Ребята, для того чтобы узнать о чём мы сегодня с вами будем говорить, отгадайте загадку. У неё будет 4 подсказки. Угадайте, что это за продукт.

Подсказка 1:   Как утверждает реклама, с ним надо чаще встречаться, c ним весело сидеть и наслаждаться жизнью.

 Подсказка 2:  Рекламные ролики обещают, что его золотой вкус сделает из самого скромного   и невзрачного  человека настоящего супермена. Его употребляют люди с настоящим мужским характером.

 Подсказка 3:   Реклама гласит, что от него «улетают», признаются в любви.

 Подсказка 4:   Врачи называют этот продукт «Чумой XXI века» .

           (Отвечают дети) .

     Учитель.      Да, чума XXI века – это пиво.

Чума – это болезнь, которая уносила жизни целых континентов. Подходит ли это слово к такому безобидному напитку, как пиво? Попробуем в этом сегодня разобраться.

 - Итак,  наше занятие посвящёно проблеме «пивного алкоголизма». 

Эта проблема уже опережает проблему наркомании и токсикомании. Сейчас вам кажется, что вас это нисколько не касается. Но давайте послушаем социального педагога, которым был проведён опрос двадцати ребят из 6-9 классов нашей школы. Именно результаты этого анкетирования и послужили поводом для меня поговорить об этом с вами.

(СЛАЙД2, 3)

Выступление социального педагога.

  1. Всего опрошено : 20 учащихся 7-9 классов.
  2. Употребляли алкоголь: все 20 человек.

- Пиво-17 человек

    - Алкогольные коктейли - 10 человек

   -  Вино- 9 человек

   -  Водку- 8 человек.

  1. Возраст, когда впервые попробовали спиртное

   -10-12 лет -9 человек

   -13-14 лет -8 человек

   -15 лет  -1 человек

   -6 лет- 1 человек

  1. Как часто употребляешь пиво?

  - каждый день- 3 человека

  - 1 раз в неделю- 4 человек

  - 1 раз в месяц- 8 человек

  - ещё реже- 3 человека

  - не пью совсем- 2 человека

  1. Для чего пьёте пиво?

- за компанию- 8 человек

- для веселья- 5 человек

- нравится вкус- 3 человека

- утоляю жажду- 2 человека

  1. Вызавает ли  пиво алкогольную зависимость ?

- да- 10 человек

- нет – 10 человек.

                 Учитель.      Результаты анкетирования можно назвать, если не шокирующими, то пугающими. (СЛАЙД 4) Беда, которая подстерегает вас, совсем рядом. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодёжной жизни, неотъемлемым атрибутом отдыха. Медики утверждают, что за последние годы благодаря «пивной рекламе» возник  новый стиль жизни  – алкогольный образ жизни. Увеличилось потребление  алкоголя среди детей и подростков. В настоящее время средний возраст начала потребления пива составляет 10-12  лет. Таким образом, раннее приобщение к пиву как слабоалкогольному, якобы престижному напитку в результате оборачивается для многих подростков большой бедой в скором и не очень светлом будущем. В России зарегистрировано 6,5 тысяч детей в возрасте до 14 лет, которым поставлен диагноз «пивной алкоголизм. (СЛАЙД 5).

             Это говорит о явной популярности пива среди молодежи.  А это очень страшно, потому что  через пиво молодежь приобщается к употреблению алкоголя. А что же дальше будет с молодежью? А с их детьми?

    Пиво и здоровье.

В массовом сознании бытует мнение, что пиво- безалкогольный и совершенно безвредный напиток.  Начнём с того, что пиво, также как и водка, и коньяк, и сухое вино, является алкогольным напитком, потому что в него тоже входит этиловый спирт. Но многие недооценивают самое коварное свойство пива -ковать патологическую зависимость. Установлено, что выпив 2 кружки пива, человек даёт организму такую же алкогольную нагрузку, если бы он выпил 100 граммов водки. что для растущего организма- гибель.

           Давайте рассмотрим какое действие оказывает пиво на важнейшие органы человека.

                 - (СЛАЙД6).Самое разрушительное и вредное последствие неумеренного потребления пива - больное сердце. Оно выражается в расширении полостей сердца, утолщении его стенок, некрозах в сердечной мышце, уменьшении митохондрий и др. У любителей пива появляется так называемое «пивное» или «бычье» сердце. Дряблое, провисшее – его ещё называют «капроновый чулок». Такое сердце в 1,5 раза больше нормального и плохо качает кровь. При регулярном употреблении пива сердце становится более слабым, обрастает жиром, становится слабым и больным.

                 (СЛАЙД7). Пиво содержит спирт. Частое употребление пива оказывает большую нагрузку на печень, т.к. алкоголь одно из самых опасных для печени веществ, при регулярном употреблении 1 - 2 бутылок пива в день есть риск развития гепатита (воспалительные заболевания печени - существуют разные формы этого заболевания), поскольку постоянно очищая организм от алкоголя и продуктов брожения печень быстро изнашивается, и организм теряет иммунитет, к тому же в пиве содержаться и побочные продукты и ядовитые соединения, такие как метанол, альдегиды, эфиры и т.д. Давайте сравним как выглядит здоровая печень и печень человека, потребляющего пиво.

Просмотр видеоролика.(Влияние алкоголя на печень).

               (СЛАЙД 8). В результате употребления пива происходит гибель клеток головного мозга Человек, употребляющий хотя бы литр пива чаще 2-х раз в неделю, тупеет все это время. Любое, даже однократное употребление алкоголя меняет возможности головного мозга и, прежде всего, коры головного мозга, обеспечивающей высшую нервную деятельность человека. Фактически ту деятельность мозга, которой мы и отличаемся от животных. Именно в коре головного мозга сосредоточены нравственные центры, отвечающие за понятия: совесть, достоинство человека, жалость, сострадание, общественный долг. После каждой так называемой «умеренной» выпивки у человека в голове появляется новое кладбище погибших нервных клеток (нейронов). И когда врачи-патологоанатомы вскрывают череп любого так называемого «умеренно пьющего» человека, то у всех видят одинаковую картину — «сморщенный мозг», меньший в объёме, вся поверхность коры которого — в микрорубцах, микроязвах, выпадах структур.

            А теперь я предлагаю вашему вниманию результаты опытов, проделанных вместе с вами.  (Учащиеся сами рассказывают о результатах, показывают наглядно).

             Опыт №1. (СЛАЙД 9). Неделю назад вам было предложено опустить 2 луковицы в сосуды с жидкостями. В одном сосуде была обычная вода, в другом- пиво. Давайте посмотрим, что изменилось за неделю. (Учащиеся наглядно убеждаются, что лук, находившийся в воде пророс значительно, тогда, как корешки луковицы, оставленной в пиве едва видны). Вывод:  пиво (или любой алкогольный напиток) оказывает негативное действие на растущий организм, в том числе и на детский.

             Опыт №2. (СЛАЙД 10). Теперь я предлагаю вам посмотреть, как взаимодействует  алкоголь с продуктами питания, в частности с молоком. Возьмём 2 сосуда с жидкостями- водой и спиртосодержащей жидкостью. Добавим в каждый сосуд немного молока. Мы видим как по-разному оно ведёт себя. Попав в воду, молоко смешивается с ним, превращаясь в однородную белую жидкость. Посмотрите, какая бурная реакция происходит при смешивании молока и жидкости, содержащей спирт- молоко сворачивается,  превращается в хлопья и оседает на дне сосуда. Давайте представим, что эти сосуды –наши желудки и поймём, в каком случае происходит полноценное усвоение белков, жиров, углеводов, а в каком их разрушение.

Немного истории           

               (СЛАЙД 11). Учитель. Похититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры. Русичи употребляли лишь слабоградусные «напитки», приготовленные на основе мёда: брагу, медовуху, пиво, квас. С Х века появилось привозное вино, которое, разбавлялось водой и по крепости  не превосходило 11%. Их приём сопровождался обильной едой. Напиваться допьяна на Руси не было принято. (СЛАЙД 12).Как только появились спиртные напитки, так и началась борьба против пьянства, как социального зла. Наказание за пьянство были очень строгие, вплоть до смертной казни. В 1714 году Петром Великим была введена медаль. Сделана она была из чугуна, вес составлял 6,8 кг (17 фунтов), не считая цепей. Считается самой тяжёлой медалью в истории. Вешалась на шею в полицейском участке в наказание за чрезмерное употребление алкогольных напитков и крепилась цепью так, чтобы нельзя было снять. По некоторым данным, медаль должна была носиться неделю.

     «Пиво ведёт к трагедии» 

                   Учитель.  От пива хроническими алкоголиками становятся в 3 – 4 раза чаще, чем от водки. Из-за вкуса, наличия седативных компонентов и "несерьезности в градусах" бороться с влечением к пиву сложнее, чем с влечением к водке. Поэтому с точки зрения наркологии, пивной алкоголизм - это тяжелый, трудно поддающийся лечению вариант алкоголизма. Алкоголь- похититель рассудка. У людей, употребляющих алкоголь развивается слабоумие, они теряют человеческий облик.  Современные исследователи утверждают, что пиво – это наркотик, который вызывает зависимость. 

             Теперь я предлагаю вашему вниманию рассказ ваших сверстников об их искалеченных судьбах, о том к чему может привести употребление спиртных напитков.

Фрагмент видеофильма «Чижи-пыжик,  где ты был?» (Просматриваем фрагмент с 4мин 30сек до 11мин15сек)

Реклама пива

         Большую роль в приучении ребёнка к алкоголизму играет телевидение, реклама, другие средства массовой информации. Реклама показывает алкогольные напитки как атрибут любого отдыха и развлечений, призывая к весёлому «пивному» образу жизни. 

Чего стоят красочно оформленные огромные щиты в городах и на транспортных магистралях, рекламирующие чрезвычайную «полезность» пива, и убийственная ежедневная назойливая реклама пива на телевидении. А как можно пройти мимо звучащего с телевидения рекламного призыва, относящегося к пиву: «Есть вещи, ради которых стоит жить!»?

         Да и как иначе? Ведь все знают, что за пивом идет "самый красивый, нарядный, умный". Употребление пива - самая легкая дорога к успеху, веселой компании и отдыху "по кайфу". Вспомним откуда это? Правильно, из пивной рекламы. А она, в свою очередь делает все, чтобы пропагандируемый ею товар покупали и пили, пили, пили... Что в итоге и происходит. Любитель пива постепенно приучается не только к обычному опьяняющему действию алкоголя, но и к "успокаивающему нервы" седативному средству. Постепенно такое приятное расслабление хочется повторять и повторять - пиво становится необходимым элементом отдыха и расслабления. Дозы приходится увеличивать. Употребление пива становится привычкой, а его составляющие подобно настоящим наркотикам включаются в обмен веществ. Причем, пивной алкоголизм формируется гораздо быстрее водочного.
               А сейчас я предлагаю выступить ребятам, которым было дано задание подсчитать количество рекламы пива, которое встретилось им на пути в течение двух дней. (Выступают учащиеся с отчётом о проделанном задании).

Я увидел пиво:

   -  на автобусах, следующих по маршруту №5, №2, 1;

   - на  остановке автобусов №3, №8 ( рекламу пива видно из окна автобуса);

   - на окнах магазинов «Магнит», «Пятёрочка» ;

   - на больших рекламных щитах, установленных вдоль дорог;

   - есть пивные магазины  с яркой рекламой продаваемого в нём напитка – пива;

   - в сериалах и передачах участники часто пьют пиво.

               - Рекламу пива делают профессионалы высшего класса. Они знают все слабости человека и умело их используют. Например, выяснилось, что  пивная реклама больше всего действует на подростков и лиц в возрасте до 25 лет. Именно в их неокрепшее сознание и поселяется идея о всех прелестях пива ( о том, как это модно, круто и даже полезно для здоровья). Вот почему во многих странах мира реклама пива приравнена к рекламе водки и запрещена.К сожалению, в России пока молодёжь спивается, подражая крутым героям рекламных роликов. Доказать это я сейчас попытаюсь, проведя простой эксперимент.

                Эксперимент.

              Предлагаю вашему вниманию два эпизода с рекламой пива. Прошу вас внимательно их посмотреть и ответить на вопрос: какую из двух показанных реклам предлагают сегодня нам производители пива и почему категорически не хотят показывать другую? А я, в свою очередь посмотрю со стороны на вашу реакцию при просмотре рекламы. (СЛАЙД 13)( Примечание. Сначала на слайде нажать значок громкоговорителя, чтобы зазвучала музыка (На первом слайде представлены снимки с опасными последствиями употребления спиртных напитков на фоне песни группы «Сектор газа» «Бомж». (СЛАЙД 14) .На втором- красочная, зовущая реклама и песня группы «Дискотека Авария» «Пей пиво»). (Во время просмотра второго слайда лица учащихся озаряются улыбкой, они пританцовывают). Вывод: производители пива не жалеют огромных денежных вливаний в рекламу пива, зомбируя мозг подрастающего поколения.

           - В 2005 году был принят новый Федеральный закон об ограничениях продажи потребления пива. Согласно этому закону несовершеннолетним гражданам ( т.е. до 18 лет) запрещено употребление пива   в общественных местах: парках, в кино, театрах, в автобусах, на городском пляже и т.д. Нарушителям грозит штраф!

          Как выполняется этот закон?   Всю неделю мы подсчитывали количество людей, которые распивали пиво в общественных местах. Мы выявили … нарушителей. 

Организация акции «Антипиво»

            Учитель. Как вы считаете, как можно бороться с пивным алкоголизмом?

( Высказывания учащихся ).

  - Я предлагаю каждому из вас  принять участие в акции «Антипиво».

          Перед вами лежат мини- плакаты,  которые  нужно дополнить информацией, призывающей людей не употреблять ( или хотя бы ограничить ) пиво. (Учащимся раздаются фломастеры. Время -5 минут. Самые удачные плакаты можно поощрить).

Беседа на восприятие.

      Учитель.     

  1. Понравилось ли вам занятие?
  2. Что из него вам запомнилось больше всего?
  3. Считаете ли вы, что нужно запретить употребление пива и других спиртных напитков? Почему?
  4. Умеете ли вы сопротивляться пиву?
  5. Как можно сопротивляться пиву?

 - Каждый человек сам выбирает себе судьбу. Только от вас зависит, как сложится ваша жизнь. (СЛАЙД 15)

Надеюсь, что информация, представленная сегодня, поможет многим из вас не допустить ненужных ошибок, а кого-то, возможно, уберечь от беды. ( СЛАЙД 16).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике наркомании: Ток - шоу «Понедельник – день тяжёлый»

Цель: профилактика асоциального поведения, правонарушений, охрана жизни и здоровья человека. Воспитание правовой культуры учащихся. ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Употребление психоактивных веществ"

Цели: провести беседу о пагубном влиянии вредных привычек и их последствиях;расширять кругозор учащихся;развивать чувство ответственности,творческие способности учащихся;утверждать здоровый образ жизн...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профилактике алкоголизма

Цель:  формирование у обучающихся более четкого представления о вреде алкоголя и последствиях при его употреблении.Задачи:Первичная профилактика алкогольной зависимости.Содействие формированию зд...

Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: "Князь Владимир: язычник, ставший святым"

Методическая разработка внеклассного мероприятия с участием детей «группы риска» по теме: «Князь Владимир: язычник, ставший святым».Цели:1.     Воспитание патриотизма, уважите...

Внеклассное мероприятие по профилактике употребления наркотических веществ

Цель: помочь учащимся осознать пагубность зависимости от психоактивных веществ и ее последствия.Задачи:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценн...