Образовательная программа "Мозаика из ткани"
учебно-методический материал по теме

Программа основного курса для детей 11-14 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozaika_iz_tkani_gotovaya.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

  Управление образования

администрации Южноуральского городского округа

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования для детей

«Центр дополнительного образования для детей»

Утверждаю:

Директор МОУ ДОдД «Центр

дополнительного образования

для детей»

____________Н.Ф. Алексеева

«______» ___________ 2007   г

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Мозаика из ткани»

Возрастной диапазон: 14-18  лет

Срок реализации программы –  1 год

Автор:

Ческидова Валентина Григорьевна,

педагог дополнительного

образования МОУ ДОдД «ЦДОдД»

I квалификационной категории

 

Южноуральск

2007 г.

 

Информационная карта  к программе    «Мягкая игрушка»

ФИО педагога

_Ческидова Валентина Григорьевна           

По типу создания:

типовая, адаптированная, авторская;

По целевой установке:

развивающая или комплексная, учебная,  воспитательная

По образовательной области:

профильная или многопрофильная (естествознание, искусство, духовная антропология, культурная антропология, социальная практика, словесность, технология);

По направлениям деятельности:

ориентационная, фундаментальная, прикладная, информационная;

По способам реализации:

эвристическая, алгоритмическая, исследовательская, творческая;

По уровням усвоения:

общекультурный, углубленный, профессионально-ориентированный,

По направлениям деятельности:

техническое,  

спортивно-техническое,

физкультурно-оздоровительное,

туристско-краеведческое,

эколого-биологическое,

культурологическое,

художественно-эстетическое,

социально-педагогическая профориентация, военно-патриотическое,

естественно-научное;

По формам реализации:

групповые, индивидуальные, индивидуально-групповые;

По продолжительности реализации:

одногодичная, двухгодичная, трехгодичная и д.т.

По полу:

смешанное обучения, для мальчиков, для девочек;

По возрасту:

для дошкольников, учащихся начальной, основной, средней школы, подростков.

        

Пояснительная записка

  Программа курса  Мозаика из ткани является составной частью системы художественно-технического образования детей.

Лоскутное шитье-один из самых массовых видов народного творчества и один из самых древнейших видов русского декоративного искусства.Возникнув в глубокой        древности лоскутное шитьё на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища  в одежде и различных предметах обихода.  

В течение многих столетий в каждом регионе России вырабатывались свои приёмы исполнения лоскутных изделий формировались характер узора и его колорит.

Данная программа предусматривает знакомство с наиболее распространёнными видами лоскутного шитья.

Программа разработана на основе педагогического опыта и дополнительной литературы   Лоскутики – М. Максимовой  Лоскутное шитьё  аппликация  квилт  коллаж   Чудесные мгновения .

Данная программа комплексная. Состоит из следующих разделов  материаловедение  народные промыслы  основы экономических знаний  композиция  техника безопасности  специальная технология и др.

Эта программа способствует созданию благоприятной среды для общения и развития творческой активности ребёнка  формирования его общей художественной культуры  приобщения к народным традициям и ремёслам   а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества.

Занятия лоскутным шитьём имют особую значимость и актуальность

- помогают быстрее адаптироваться в современных социально-экономических условиях жизни

- способсвуют психологической разгрузке и оздоровлению детей;

- способствуют формированию общей художественной культуры  приобщению детей к народным традициям и ремеслам а также к современным направлениям художественно-прикладного творчества;

-способствуют развитию творческой личности  формированию творческой активности  созданию благоприятной среды для общения.

Занимаясь художественным  лоскутным шитьём  дети взаимодействуют с сокровищницей народного наследия  используя как старинные техники  так и современные.

Новизна программы заключается в приобщении обучающихся к изготовлению детьми авторских работ с освоением современных технологических приёмов и изобретением новых.

Настоящая программа дополняет и углубляет школьные курсы по «Технологии»  «МХК»  «Народоведению».

Целью программы является создание условий для развития основ творческой личности ребёнка  приобщение его к культурным ценностям и удовлетворение его творческих запросов  воспитание потребности саморазвития личности ребёнка  что достигается через решение следующих задач:

1.Познавательные: (включение уч-ся в познавательную деятельность по изучению истоков народного творчества).

2.Обучающих (формирование у детей навыков и приёмов работы с лоскутами, изготовление художественных традиционных и авторских работ).

3.Развивающих (развитие творческих и коммуникативных способностей самостоятельности, изобретательности и творчески активного мышления)    

Условия выполнения постановленных задач.

- создание комфортной, развивающей, воспитывающей        здоровьесберегающей среды атмосферы доброжелательности и сотворчества, ситуации успеха для каждого ребёнка на каждом занятии;

-         повышение самозначимости каждого ребёнка через включение его в общественнополезную социальную-значительную деятельность привлечение к участию в выставках, ярмарках;

-          формирование у детей сознательную и ответственную отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни через игровые и расширяющие кругозор моменты занятия приобщение детей к творческому труду, уважение людей труда и продуктов их деятельности;

-          воспитание черт, присущих народному мастеру – умельцу, доброты, красоты, трудолюбия, стремление дарить радость людям, а также воспитание высоконравственной социально – активной личности.                     

Задачи программы усложняются по мере прохождения программного материала по принципу « От простого к сложному» и ориентированы на конечный результат.

Для успешного освоения обучающимися содержания  программного материала необходимо чтобы теоретические знания по истории лоскутной техники, композиции, техническому рисунку, специальной технологии сочетались с практическим овладением приёмами и техникой лоскутного шитья.

В процессе практической работы, которая является основной формой обучения последовательно осваиваются отдельные виды лоскутного шитья с учётом современной технологии; основы организации труда; самооценка качества изделий; последовательность исполнения изучаемых видов лоскутного шитья; технология лоскутного шитья; навыки пользования инструментами и оборудованием для шитья; приёмы безопасного труда и личной гигиены.

 Основной формой обучения является занятие продолжительностью 45 минут с 15- минутным перерывом.

Структура занятий включает теоретическую и практическую части. Практическая часть по объёму значительно больше. Занятие обязательно завершается итогом в форме самоанализа ребёнком своей работы, что позволяет развивать его речевую культуру, в частности, монологическую речь и логическое мышление.

Наряду с практическими занятиями следует проводить экскурсии, посещение выставок, подготовку к защите проектов, сбор материала и написание рефератов по истории народного творчества, краеведению.

В основе организации учебно - воспитательного процесса лежат:

- технология развивающего дифференцированного обучения,

- личностно- ориентированная педагогика;

- педагогика сотрудничества и сотворчества.

Результативность работы по программе базируется на принципах:

-  системности и последовательности,

- доступности и преемственности,

- дифференцированности и разноуровневости,

- актуальности для каждого ребёнка и связи с жизнью,

- научности изложения теоретического материала и практической направленности обучения.

  Предпочтение отдаётся проектному, эвристическому, креативному и поисковому методам. При этом сохраняется направленность образовательного процесса.

 Основной формой организации занятия является индивидуально-групповая форма.

   Чтобы детям было удобно выполнять своё задание, необходимо правильно  организовать рабочее место обучающихся. Оно должно быть хорошо освещено. На столе не должно быть ничего лишнего. Для хранения лоскутов, инструментов, швейных принадлежностей необходимо иметь специально отведённые места  (коробки, ящики, мешочки).  Швейная машина должна находиться у окна.

    Правильная организация рабочего места способствует повышению производительности и качеству выполняемой работы.

            Программа предусматривает знакомство с ключевыми понятиями и  определениями:  декоративно-прикладное творчество, солярные знаки, схема, композиция.

     Эффективность реализации программы основывается на результатах обучения, которые проявляются в ходе контроля качества знаний, умений, навыков обучающихся.

   Основной формой подведения итогов  реализации программы является самоанализ обучающимися своих достижений, применяемый в конце изучения наиболее важных тем.

  • Отчетом о достижениях учащихся являются художественные выставки (тематические, полугодовые, годовые) работ учащихся. Можно организовать постоянно действующую экспозицию лучших детских работ, периодически заменяя экспонаты. В течение года обучающийся принимает участие в нескольких выставках детского творчества, что позволяет ему увидеть свою работу в сравнении с лучшими образцами.

    Динамику совершенствования творческих навыков учащихся педагогу помогут проверить зачётные занятия, контрольные работы. Оцениваются знания, умения и навыки обучающихся по 3-уровнеой системе: минимальный, общий, продвинутый; уровни усвоения знаний и сформированности умений и навыков.

      В конце учебного года проводятся творческие испытания-подготовка проекта и изготовление выставочного изделия или композиции.

    По окончании 1-го года обучения дети будут знать:  

- характерные особенности и историю развития местных народных промыслов,

- основы композиции,

- технологию изготовления шаблонов,

- виды орнамента,

- контрастные цвета,

- ткани-компаньоны,

- приёмы лоскутного шитья (из уголков и многогранников).

              Будут уметь:

- подобрать ткани по цвету и структуре для лоскутного изделия;

- уменьшить или увеличить рисунки;

- составлять узоры из уголков и многогранников;

- изготовлять шаблоны для лоскутного изделия;

- последовательно изготовлять изделия;

- художественно оформить изделие.

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Разделы и темы.

Общее кол-во часов.

Теория.

Практика.

1

Вводное занятие.

2

1

1

2

История лоскутного шитья. Краеведческие исследования по виду творчества.

10

2

8

3

Охрана труда.

4

1

3

4

Материаловедение.

6

2

4

5

Электротехника.

2

1

1

6

Оборудование и инструменты.

6

2

4

7

Рисунок и графика.

8

2

6

8

Основы экономических знаний.

10

2

8

9

Основы экологических знаний.

6

1

5

10

Художественно-декоративная композиция.

20

2

18

11

Технология пошива лоскутных изделий.

30

4

26

12

Приёмы лоскутного шитья.

10

2

8

13

Выполнение изделий из лоскутов.

90

6

84

14

Сплочение детского коллектива.

10

2

8

15

Итоговое занятие.

2

2

16

Индивидуаьные занятия

72

72

17

        Итого:                                                      

216

30

186

   

Содержание программы:

  1. Вводное занятие (2 часа).

 Теория: (1 час). Беседа. Цель  изучения программы. Задачи и план работы объединения на год. Правила поведения на занятиях и в здании ЦДОдД, клуба. Просмотр образцов лоскутной техники.

Практика: (1 час). Составление индивидуальных творческих планов, просмотр литературы.  

Методическое обеспечение: набор инструментов, образцы лоскутных изделий.

Дидактическое обеспечение: литература, информационно-технологическая карта.

  1. История лоскутного шитья (10 часов).

Теория: (2 часа). Беседа. Лоскутные изделия в крестьянской избе. Сохранение традиций лоскутного шитья. Изделия в современном интерьере.

Практика: (8 часов). Организация выставки изделий  из «Бабушкиного сундука». Зарисовка эскизов изделий в альбом.

Методическое обеспечение: старинные изделия, выполненные в лоскутной технике. Утюг, стенд для выставки.

Дидактическое обеспечение: инструкции по технике безопасности при работе с ножницами, на швейной машинке, с утюгом.

  1. Охрана труда и культура труда (4 часа).

Теория (1 час). Беседа. Сведения по Т. Б. при работе на швейной машинке с ножным приводом. Санитарно-гигиенические требования при работе на швейной машинке.

Практика (3 часа). Запись основных пунктов темы в тетрадь. Контроль ЗУН по выполнению правил безопасной работы на швейной машинке. Оформление уголка здоровья.

Методическое обеспечение: стенд, швейная машинка.

Дидактическое обеспечение: инструкции по ТБ при работе на швейной машине.

  1. Материаловедение (6 часов).

    Теория: (2 часа). Основные сведения о тканях. Виды тканей (ассортимент). Свойства тканей. Ткани-партнёры. Окрас тканей. Ткани набивные, гладкокрашенные. Общие сведения о волокнах.

Практика:(4 часа). Рассмотрение образцов тканей. Определение вида волокна. Изготовление дидактического материала с образцами тканей (по цвету, качеству).

Методическое обеспечение: образцы тканей.

Дидактическое обеспечение: литература, журнал «Школа и производство». Таблицы со свойствами тканей.

5.Электротехника (2 часа).

Теория:(1час). Беседа. Утюги наплитные, духовые, электрические. Устройство электроутюга. Правила пользования утюгом. Назначение утюга.

Практика: (1 час). Организация рабочего места (гладильная доска, коврик резиновый). Выполнение ВТО тканей.

Методическое обеспечение: электрический утюг, гладильная доска.

Дидактическое обеспечение: инструкции при работе утюгом.

6.Оборудование и инструменты (6часов).

Теория:(2 часа). Беседа. Швейная машина. Виды швейных машин: с ручным приводом, с ножным приводом, электрическая. Их принцип работы. Инструменты, необходимые для шитья. Их назначение.

Практика:(4 часа). Работа на ручной швейной машине, на швейной машине с ножным приводом. Выполнение различных машинных операций. Оборудование рабочего места.

Методическое обеспечение: швейная машина с ручным и ножным приводом; различные ножницы, ручные швейные иглы и т.д.

Дидактическое обеспечение: инструкции по ТБ при работе на швейной машине и с инструментами для шитья.

7. Рисунок и графика (8 часов).

Теория : (2 часа). Знакомство с графическим изображением лоскутной техники        (схема). Технология изготовления шаблонов для разных лоскутных техник. Правила зарисовки узора, его цветового решения. Увеличение и уменьшение рисунка.

Практика : (6часов). Зарисовка схемы определённой лоскутной техники карандашом и красками с использованием полученных знаний и навыков в подборе цветов.

Методическое обеспечение: альбом, карандаши, краски.

Дидактическое обеспечение: алгоритмы выполнения схемы.

8. Основы экономических знаний:(10 часов).

        Теория: (2 часа). Беседа. Основные пункты экономической системы (товарное производство в экономической структуре общества, система рыночных отношений, функции и механизмы рынка, система ценообразования). Основы предпринимательства.

   Практика: (8 часов). Запись основных пунктов темы в тетрадь. Разработка своего бизнес-плана предприятия и внедрение его в систему экономических отношений.

Методическое обеспечение: литература, журнал «Школа и производство», «Технологии предпринимательства».

 9. Основы экологических знаний (6 часов).

Теория: (1 час). Беседа. Правила здоровьесбережения при шитье. Экология творчества, зелёная зона кабинета. Экологические свойства тканей. Экологическая подготовка к шитью из лоскутов: стирка, дикатировка, ВТО, тканей.

Практика: (5 часов). Уход за зелёным уголком кабинета. Физкультурная пауза. Самообслуживание, уборка и проветривание кабинета. Хранение лоскутов тканей.

Методическое обеспечение: горшочки для посадки растений. Лейка для полива. Опрыскиватель для цветов. Утюг, лоскуты тканей.

Дидактическое обеспечение: литература «Комнатные растения». Инструкции по хранению лоскутов тканей.

10. Художественно-декоративная композиция:(20 часов).

Теория: (2 часа). Беседа. Средства создания лоскутных изделий. Элементы композиции. Художественное решение лоскутных изделий. Центр композиции. Понятие «орнамент». Виды орнаментов (растительные, геометрические). Центр картины, панно, композиции («глаз»).

Практика: (18 часов). Запись основных пунктов данной темы в тетрадь. Зарисовка в альбом нескольких (по выбору) видов лоскутных изделий коллажей. Разработать и зарисовать своё лоскутное изделие.

Методическое обеспечение: тетради, ручка, карандаш, образцы лоскутных изделий.

Дидактическое обеспечение: схемы, рисунки с орнаментами.

11. Техника пошива лоскутных изделий:(30 часов).

Теория: (6 часов). Беседа. Технология изготовления образца, выполненного из лоскутов. Рекомендации по выбору тонов, цвета тканей для образца. Правила изготовления шаблонов. Правила раскроя ткани по шаблонам. Рекомендации по составлению узора для образца.

Практика:(24 часов). Изготовление образца изделия. Зарисовка образца в альбом. Составление узора. Подбор цветовой гаммы для узора. Уменьшение или увеличение рисунка. Изготовление шаблонов для лоскутного изделия. Раскрой лоскутов. Пошив лоскутного изделия по технологии. Оформление образца (рамка, подкладка, основа, дополнительные детали).

Методическое обеспечение: лоскуты тканей, альбом, карандаши, инструменты для шитья.

Дидактическое обеспечение: образцы узоров в форме квадрата, круга, звёзд.

12. Приёмы лоскутного шитья:(10 часов).

Теория:(2 часа). Беседа. Представление о приёме шитья из «уголков» и «многогранников». Перечень изделий, выполненных данными техниками (декоративные подушки, салфетки, коврики, панно). Особенности вида лоскутной техники «уголки». Способы изготовления уголков: 1 способ - для тонких тканей, 2 способ - для толстых тканей, 3 способ- для любых не сыпучих тканей. Особенности вида лоскутной техники «многогранники». Способ изготовления этого вида.

Практика:(8 часов). Подбор тканей для изготовления образцов. Изготовление шаблонов (уголков,  многогранников). Раскрой лоскутов. Изготовление образцов из уголков и многогранников. Работа на швейной машине.

Методическое обеспечение: лоскуты тканей, инструменты, приспособления для шитья.

Дидактическое обеспечение: иллюстрации с изделиями, выполненные из уголков и многогранников.

13. Выполнение изделий из лоскутов (90 часов).

Теория:(6 часов). Беседа. Способы изготовления уголков в зависимости от выбранной ткани. Рекомендации по выбору тканей (по цвету, качеству, составу). Дополнительные материалы и детали для лоскутных изделий. Ручные швы, применяемые в пошиве лоскутных изделий. Технология изготовления лоскутных образцов из уголков и многогранников. Способы изготовления основы салфетки, панно, одеяла и т.д. Рекомендации по выбору тканей для основы. Рекомендации по оформлению лоскутных изделий. Принцип изготовления мягкой рамки (из пуфиков, каймы и т.д.).

Практика:(84 часа).

Салфетка из треугольников  : зарисовка эскиза салфетки. Изготовление шаблона квадрата. Увеличение или уменьшение шаблона. Подбор тканей, соответственно выбранной цветовой гамме изделия. Раскрой лоскутов по шаблону. Сложение из квадратов треугольников по технологии для тонких тканей (способ №1).

Коврик из уголков: зарисовка узора для коврика. Подбор тканей по цвету и качеству(толстой) . Изготовление основы для коврика в виде круга или овала. Изготовление шаблона из картона. Раскрой лоскутов. Изготовление уголков способом №2-в два сложения. По технологии  с края , настрачивание уголков на основу. Оформление коврика.

Салфетка из многогранников: изготовление эскиза образца. Зарисовка узора салфетки в альбом (из многогранников-шестигранников). Подбор тканей для салфетки и для подкладки. Изготовление шаблона-шестигранника. Раскрой подкладки для салфетки. Раскрой шестигранников из ткани. Раскрой полоски из ткани для обработки салфетки под «рамку». Вырезание из плотной, но тонкой бумаги трафареты. Обтягивание трафаретов тканью. Соединение готовых шестигранников между собой ручными стежками «через край» только за ткань, не пришивая трафареты. Пришивание цветка к центру верхней, основной детали. Присоединение верха салфетки и подкладки. Обработка срезов салфетки «под рамку».

Панно «кубики». Зарисовка эскиза в альбом. Изготовление шаблона ромба с углом 60 град. Создание кубиков из ромбов, пирамиды из кубиков, диковинных цветов, многоконечных красочных звёзд.

Подбор тканей для панно по тонам: сверху-светлый, справа - менее светлый, слева - тёмный. Приготовление основы для панно. Настрачивание ромбов на основу по технологии. Изготовление рамочки из ткани (полоски). Оформление панно.

Панно «Многоконечная звезда» (или подушка).

Зарисовка эскиза панно в альбом. Подбор ткани по цветам и тонам для ромбов. Изготовление шаблона ромба. Раскрой из ткани 12 ромбов с припусками на шов 0,5 см.:3 тёмных, 3 светлых, 6-для светлого фона и пёструю ткань 30 см. на 30 см.- для основного фона. Пришивание ромбов по технологии, начиная от центра звезды на основу. Приготовление полоски для обработки края панно. Оформление изделия.

Панно, выполненное узором «алмаз» или квадрат в квадрате.

Построение схемы. Стороны центрального квадрата достраиваются прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом, пока не образуется квадрат нужного размера. Изготовление шаблонов. Подбор и раскрой лоскутов. Сборка треугольников из ткани по схеме от центра по технологии. Оформление панно косой бейкой («рамка»).

Методическое обеспечение: лоскуты ткани, ножницы, иглы, швейная машина, картон, нитки.

Дидактическое обеспечение: схемы узоров; технологические карты с последовательностью пошива изделия.

14. Сплочение детского коллектива (9 часов).

Теория:(1 час). «Я и моя семья». «Традиции моей семьи». «Традиции коллектива - старые и новые.

Практика: (8 часов). Проведение тематических праздников. Экскурсии в лес, в парк. Поход на природу. Экологическая тропа.

Методическое обеспечение: чайные принадлежности, самовар, игровой реквизит, принадлежности для похода в лес.

Дидактическое обеспечение: уголок объединения. Инструкции правил поведения на природе.

15

16. Итоговое занятие: (2часа).

  Практика:(2 часа). Подведение итогов работы объединения за год. Награждение лучших обучающихся. Предоставление работ учащихся на отчётной выставке. Задание на лето.

Методическое обеспечение:         Уголок для выставки работ.

Дидактическое обеспечение. Работы обучающихся.

. Психологическая культура личности.

Теория: Желания, мечты, выбор, борьба, труд. Могу, хочу, надо. Цель и план жизни человека. Я - личность. Три способа достижения хорошего отношения к вам (Карнеги). Понятие «честь и достоинство». Правила жизни и творческой деятельности (биография великих людей).

Практика:  Тренинг коммуникативных умений, самодиагностика, тренинг индивидуальной трудовой деятельности.

Методическое обеспечение: тетрадь, ручка.

Дидактическое обеспечение: тесты, плакаты с высказываниями великих людей о способах самоутверждения.

Литература для педагога

  1. А.Т.Хруханова «Основы технологии швейного производства» 1980 год
  2. А.С.Семёнов «Охрана труда и техника безопасности в процессе трудового обучения» 1978 год.
  3. Т.Я.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования» 1979 год.
  4. С.Б.Рождественская «Русская народная традиция в современном обществе» 1981 год.
  5. В.М.Василенко «Народное искусство» 1974 год.
  6. Т.М.Соколова «Орнамент-почерк эпохи» 1973 год.
  7. Н.Н.Каплин «Народное декоративно-прикладное искусство севера и Дальнего Востока» 1980 год.

Познавательная литература для обучающихся

                                                                                                                 

1. М.М.Левидова «Цветилиния» 1976 год .

2. К.ВЮЯковлева «Чудо-чудное, диво-дивное»  1984 год.

3. К.П.Белобородова «Приамурские узоры» 1975 год.

4. Ю.У.Максимов «У истоков мастерства» 1983 год.

5. М.Максимова, М.Кузьмина «Лоскутки» 1998 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Рабочий лист к теме: "Основные и образовательные ткани растений"

Рабочий лист к теме: "Основные и образовательные ткани  растений"...

Основные и образовательные ткани растений

Основные и образовательные ткани растений...

Урок биологии в 5-м классе по новым федеральным государственным образовательным стандартам по теме "Ткани растений"

Урок биологии в 5-м классе по новым федеральным государственным образовательным стандартам по теме "Ткани растений"...

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 54.01.18 «Реставратор тканей, гобеленов и ковров»

Календарно-тематический план общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

Текстильные волокна и ткани. Получение ткани. Стороны ткани.

Данный материал знакомит учащихся  с видами текстильных волокон. Подробно дан материал о видах натуральных  волокон растительного происхождения, а также рассмотрены этапы производства ткани ...