УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Соболева Елена Ивановна

 

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую.

В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный материал – в виде таблиц, фотографий, рисунков, методических наглядных пособий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pr.-zn.proekt__soboleva_e.i..doc906.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛУХОВИЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ

Методическая  разработка урока

в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы

 по предмету «Художественный текстиль»

 для учащихся художественной школы

второго года обучения

Разработчик:  Соболева Елена Ивановна,

преподаватель художественных дисциплин

МОУ ДОД «Детская школа искусств»

 г. Луховицы  М.О.

2011 г.

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую.

В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный материал – в виде таблиц, фотографий, рисунков, методических наглядных пособий.

Из истории художественной росписи ткани

Ручная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, который, в свою очередь, представляет немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. Этот вид прикладного искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.

Слово «батик» - явайского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира - индейцы, китайцы, египтяне, перуанцы, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика. Явайских узоров известно около десяти тысяч, и все они на редкость разнообразны. Большинство исследователей считает, что батик зародился в XIII - XIV вв., а широко распространился в XVII в., когда был изобретен «чан-тинг» - оригинальный инструмент для нанесения узоров расплавленным воском. Это маленькая медная посудина с одним или несколькими загнутыми носиками, с бамбуковой или деревянной ручкой. В наше время техника батика на Яве почти полностью вытеснена методом штамповки «чап». Ажурный металлический блок с узорами из тонкой проволоки опускают в горячий воск, потом плотно прижимают к ткани, а в полученный контур рисунка заливают краску.

Наиболее распространенным является способ оформления тканей при помощи резервирующих смесей (резервов), известный под названием батик. Суть его состоит, в том, что участки ткани, которые не должны быть закрашены, покрывают резервом (пчелиный воск, парафин, разные смолы), который пропитывает материю, защищая ее от краски.

Подготовленную таким образом ткань опускают в краску и закрашивают, а потом удаляют с нее резерв. В результате этого на материи получается белый рисунок на закрашенном фоне.

Ручной способ росписи тканей состоит из нескольких видов: так называемого холодного батика, горячего батика, свободной росписи тканей и узелкового батика.

 Каждый из них имеет свои особенности.

При холодном батике резервирующую смесь (резерв) наносят на ткань в виде замкнутого контура, и в пределах этого контура красками расписывают изделие. Рисунки холодного батика имеют графически четкий характер и количество красок, которые при этом используют, не ограничено.

При горячем батике расплавленный воск (резерв) применяют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы защитить их от краски.Рисунки горячего батика менее графичны, наблюдаются переходы тонов - они более живописны.

Третий способ ручной росписи тканей - свободная роспись. Известно несколько способов этой росписи. Рисунки на ткани при этом методе наносят свободными мазками, и только заключительная обработка может иногда исполняться при помощи резерва.

Узелковая окраска тканей.

Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. Ограничить доступ краски к нему можно с помощью узлов, прищепок, зажимов... Одним словом — это механическое резервирование тканей.

 В различных странах наименование такой окраски разное.

Распространены следующие названия узелкового батика:
Лахерия — обычный жгутовый способ окрашивания ткани. Ткань скручивают в жгут, закрепляют обвязкой и таким образом окрашивают. Очень часто здесь появляется "волновой эффект", рисунок повторяется через интервалы, как волны.
В Малайзии технику
 скручивания называют планги (планки), что значит "пробел, пятно". В Индии до сих пор широко распространена техникабандхани (бандхей, бандхана, бандхини и т.п.), что означает "обвяжи-окрась". Рисунок получается из множества различных белых и цветных точек или мелких кругов. Подобные узоры встречаются на древних фресках и скульптурах. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. Ткань захватывают ногтем мизинца и одной нитью завязывают тысячи мельчайших узелков.
В Японии —
шибори (сибори, шибури, тибари, складной батик) — ткань не скручивается, а только складывается определенным образом, и так окрашивается.      В США — тайдай (tie-dye) — такое название узелковой техники распространилось на весь Запад в конце 50-х годов XX в. при появлении хиппи и массовых движений протеста.
В Индонезии применяется техника
тритик (триник, шитая техника).  Создание рисунка способом прошивания ткани - более утонченный прием.

На Суматре ткани дополняют вышивкой бисером, в Индии - бусинами, в Африке - вышивкой, жемчужинами и раковинами. Этот способ окрашивания был известен в доколумбовой Америке, на Кавказе, в Тибете, в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

В Европе узелковое крашение стало известным в начале XX века, оно использовалось в одежде и интерьере: для покрывал, занавесей.

 В 70-е годы возрождение интереса к Востоку вновь сделало узелковую технику модной, она широко применялась для украшения одежды в стиле хиппи. Сейчас, в начале XXI века, когда мода чрезвычайно демократична, художники по текстилю и дизайнеры одежды вновь проявляют интерес к использованию  тканей, декорированных в технике «батик». С глубоким уважением относясь к прошлому этого искусства, постоянно черпают из него творческие замыслы, что и обусловливает появление новых технологий на основе использования традиций древней росписи тканей.

Обучение батику логично начинать именно с узелковой техники: происходит знакомство с тканью, красителями, приготовлением краски, запаркой изделия... А главное, узелковая техника доступна любой возрастной группе; учащиеся могут вообще не иметь художественных навыков. Особенно хороша эта техника для приготовления театрального реквизита — занавесок, костюмов; моделирования одежды, выполнения тканей для интерьера.

Главный секрет узелкового батика — это завязанный узел. Кусок ткани необходимых размеров и формы следует сложить различными способами: веером, гармошкой, произвольными загибами, а затемкрепко завязать одним или несколькими узлами. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора зависят от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных узоров ткань складывается в два раза, и только потом на ней завязываются узлы.

В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость полученного рисунка.

Материалы

Больше всего для узелкового батика подходит тонкая хлопчатобумажная ткань, ее проще завязать и прокрасить. Можно попробовать использовать шелк и вискозу, но для них нужно подобрать соответствующий краситель.

При подборе красителей необходимо учитывать, для каких тканей они предназначены, для хлопка - одни, для шелка и шерсти - другие. Существуют и универсальные красители, которые подходят сразу для нескольких видов волокон. Однако во избежание разочарований, лучше сначала попробовать окрасить небольшой кусочек ткани.

Для крашения понадобится большая ёмкость. Она должна быть такой, чтобы окрашиваемая ткань в ней плавала свободно. Лучше всего подойдет большой эмалированный таз.

Также потребуются хлопчатобумажные нитки №10 и хлопчатобумажные веревки разной толщины. Веревки и шнуры нужны не только для того, чтобы зафиксировать сложенную ткань, они сами образуют узор из тонких или широких полос. Веревки из искусственных материалов использовать нельзя, так как при крашении они пропустят под себя краску, и вы не получите рисунка на ткани.

Многие приёмы узелкового крашения требуют складывания ткани. Для того чтобы лучше зафиксировать складки, понадобится утюг.

Кроме того,  пригодятся камешки, бусинки, пуговицы, сушеный горох.

Подготовка рабочего места

К подготовке рабочего места для узелковой окраски ткани необходимо

отнестись очень ответственно, от этого зависит результат работы. В комнате,

где вы работаете, должны быть рядом стол, газовая плита, водопроводный

кран и гладильная доска с утюгом. Стол необходимо покрыть клеенкой.

Работать лучше всего в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки он

окрашивания. Кроме этого, вам еще понадобится несколько цветов красителя,

соответствующего выбранной ткани; окрашиваемый материал, предварительно

подготовленный по вышеописанным рецептам; тонкий шнур, крепкая нить,

свеча, пластмассовые прищепки для белья, лоскут старой ткани или

гигроскопической бумаги, старые газеты, щетинные кисти и поролоновые

губки. Есть несколько способов механического резервирования тканей,

с помощью которых можно получить самые разнообразные узоры на ткани.

К ним относятся завязывание, зашивание, скручивание, подгибание материала

и др.

Узелки

Основной прием в узелковом крашении - завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).

Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/knot2.gif (1) Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/knot1.gif (2)

С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/centre1.gif (3) Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/centre2.gif (4)  Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/centre3.gif (5)

Вместо узла часто используется обматывание ткани ниткой или веревкой. Обматывание можно сделать широким (3) или узким (4). Необходимо просто взять ткань за середину, поднять и обвязать в нужных местах (5).

Точки или маленькие кружочки можно получить, поддевая ткань иглой и одновременно обвязывая ее ниткой и затягивая петлю. Для лучших результатов нитку надо взять как можно толще и обматывать ее несколько раз.

Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/dots.gif

Для создания мраморного узора нужно ткань скомкать в клубок и обмотать веревкой. После крашения вы увидите хаотичные пятна и прожилки. Если обвязывание и окрашивание клубка произвести несколько раз, можно получить более богатый и разнообразный узор (6).

Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/marble.gif(6) 

При крашении в узелковой технике дополнительно используют горошины, бусины, камешки, круглые пуговицы.
Оберните в ткань любые из этих предметов и туго обмотайте их ниткой.

Ткань, обтягивающая предмет окрасится ровно, а вокруг получится звездчатая округлая форма (7).

 Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/balls.gif (7)

Техника «Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается определённым образом. Эта техника имеет японские корни.

Складывание образует на ткани геометрические узоры, а также позволяет повторять рисунок образованный обмотками столько раз, сколько была сложена ткань. Ткань можно складывать как по прямой, так и по диагонали.

Сложив ткань вчетверо и заплиссировав его по диагонали, получим

крестообразную звезду.

Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/star1.gif

Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/star2.gif

Крашение

Разведите краситель в банке согласно инструкции и процедите перед тем, как вылить в таз для крашения. Добавьте необходимое количество горячей воды и постепенно нагрейте на газовой плите до 40-45 °. Затем опустите ткань в краску. Медленно доведите краситель до кипения и продолжайте кипятить на малом огне.

Если вы красите хлопчатобумажную ткань, то после 20 мин. кипения ее надо вынуть, положить поваренную соль (2 столовые ложки на 2-5 л воды) и снова опустить ткань в раствор. После этого кипятите еще 30 мин. Во время крашения шерстяной или шелковой ткани вместо соли добавляют 1 столовую ложку уксусной эссенции на 4-5 л воды. Закончив крашение, оставьте ткань в растворе, пока она не остынет до 60-70 °, затем прополощите ее сначала в теплой (35-40°), потом в холодной воде. В заключение снимите обмотки, развяжите узлы и еще раз прополощите ткань. В последнее полоскание добавьте 1-3 столовые ложки уксуса на 10 л воды.

Для частичного крашения ткани в разные цвета ее подвешивают над баком и нужную часть опускают в кипящий раствор. В этом случае лучше опускать ее сухой и высушивать перед очередным крашением.

Описание: Описание: http://www.batik-design.ru/knot/i/dye.jpg

Для многоцветного окрашивания можно предварительно нанести на ткань цветные полосы, круги, пятна или брызги, а затем сложить, связать и окрасить ткань, как обычно.

А можно многократно опускать ткань в краску. После первого окрашивания ткань, не развязывая, прополощите, расправьте складки, завяжите новые узелки и обмотки и окрасьте в более темный тон. Этот процесс можно повторить многократно, каждый раз окрашивая ткань в более темный цвет.

Описание: СОЛНЫШКО

Тематический план

№ п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Содержание урока

Тип урока

Материалы

1.

2

Знакомство с основными понятиями и техниками росписи ткани. Знакомство с техникой «узелковая раскраска»

Приобретение теоретических знаний.

Исторический экскурс.

Виды и способы раскраски ткани с помощью завязывания различных узелков на ткани.Сравнительный анализ растекаемости, яркости окрашивания ткани.

Урок наблюдения

1) Тетрадь для записей; 2) акварельная бумага; 3) беличья кисть №6-8; 4) красители для росписи ткани; 5) х/б ткань 20х20 см., 6) пяльца.

2

2

Узелковая окраска тканей.

Салфетка с узором «Солнышко» в два цвета.

Практическая работа. Вощение нитей. Выполнение узловой диагональной основы из ткани («куколки») для кругового узора «Солнышко». Поэтапное окрашивание. Заправка изделия  под руководством педагога.

Урок импровизации

1) Х/б ткань, желательно белая или светлая;

2) анилиновые красители;

3) толстые прочные нитки из натурального волокна (не менее № 20); 4) свечка (парафин или воск); 5)гигроскопическая бумага; 6) газеты; 7) клеёнка;

8) ножницы.  

1занятие (2 ак.часа)

Задачи:

- Ознакомление учащихся с внутренним распорядком занятий в мастерской, программой занятий;

- знакомство с основными понятиями и техниками росписи;

- воспитание эстетического восприятия искусства художественной росписи ткани, расширение кругозора.

План-конспект урока:

1.1. Преподаватель рассказывает о художественной  росписи ткани, как направленииДПИ. Кратко описывает виды росписи ткани, областиприменения этого вида прикладного творчества. Демонстрирует образцы различных техник.

1.2. Далее преподаватель рассказываетоб историии традициях окрашивания тканей  у разных народов.

1.3. Учащиеся делают краткие записи по теме.

1.4.Преподавателем проводится демонстрация материалов, инструментов, оборудования. Демонстрация приёмов работы.

1.5.В диалоге с детьми проводится сравнительный анализ растекаемости, яркости окрашивания ткани, рассматриваются отличительные признаки работы по ткани и бумаге.

Инструменты и материалы:

1) Тетрадь для записей; 2) акварельная бумага; 3) беличья кисть №6-8; 4) красители для росписи ткани; 5) х/б ткань 20х20 см., 6) пяльца.

2 занятие (2 ак.часа)

Узелковая окраска тканей.

Салфетка с узором «Солнышко» в два цвета.

Задачи:

- закрепление пройденного материала;

- усвоение новых знаний по данному виду оформления ткани;

- воспитание исследовательских качеств.

На первом этапе учитель демонстрирует готовые изделия в данной технике, даёт рекомендации по практическому выполнению изделия.

В результате данного занятия учащиеся выполняют салфетку. Во время практической части урока салфетки подготавливаются учащимисяк окраске. Образцы изготавливаются на квадратах белой хлопчатобумажной ткани 25x25 см. Задание выполняется путем наблюдения и повторения действий учителя.

 Для оказания взаимной помощи детям лучше работать в паре.Подшивают полученные изделия учащиеся в домашних условиях.

План-конспект урока:

2.1.В ходе технологической подготовки учащимися выполняется вощение нитки (сильным и быстрым движением провести натянутой нитью вокруг свечки). Вощение нити делается для того, чтобы краска не прошла через нить при окрашивании ткани.

2.2. Выполнение т.н. «куколки». Учащиеся берут куски ткани размером 30x30 см, находят центр, собирая ткань на карандаш, и завязывают4 см — головку центра — крепкой ниткой, предварительно провощенной. Затем отступая от завязанного центра 4—5 см., снова крепко завязывают.

2.3.В пол-литровых банках по всем правилам подготовки красок приготавливают краски двух цветов: желтую и красную.

Красители заливают в эмалированную посуду и нагревают до 40-60°С.

2.4. Взявшись за конец «куколки», обмакивают центр в желтую краску (можно подержать минут 8—10). Вынимают из красителя, полощут в холодной проточной воде и промокают сухой тканью или гигроскопической бумагой.

2.5.Затем, взяв в руку центр, обмакивают края в красный цвет и — снова под кран с водой с последующим легким обсушиванием сухой тканью.

2.6.С помощью ножниц убирают нитки, распрямляют салфетку, раскладывают на 2—3 слоя газет и через одну газету проутюживают горячим утюгом до полного высыхания.

Необходимо учитывать, что яркие цвета краски на сухой ткани в два раза бледнее, нежели на сырой. В результате  правильно выполненного упражнения должен  получиться узор «солнышко» с желтым центром, белыми и оранжевыми окружностями (красный и желтый при смешивании дают оранжевую полоску) и с ярко-красным краем.

2.7.Затем салфетки запариваются и срезы обрабатываются.

Инструменты и материалы:

1) Хлопчатобумажная ткань, желательно белая или светлая;

2) анилиновые красители; 3) толстые прочные нитки из натурального волокна (не менее № 20); 4) свечка (парафин или воск);

 5) гигроскопическая бумага; 6)газеты; 7)клеёнка; 8)ножницы.

Оборудование: плита, таз, резиновые перчатки, утюг.

Завершив практические занятия, преподаватель организует просмотр выполненных работ, отмечая их достоинства и недостатки, подводит итоги.

Вот что получилось!

Библиография

  1. Бирюкова Н. Западноевропейские ткани XVI-XVIII вв. - М., 1973
  2. Воробьев В. А., Соколов Г. А. Очерки но истории науки, техники и ремесла Японии. — М., 1976.
  3. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. — «Владос», 2004
  4. Давыдов C. Батик: техника, приемы, изделия. — «АСТ-Пресс», 2005
  5. Дворкина И. А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый. — М.: «Радуга», 2002, 2-е изд. — 2008.
  6. Дуглас Шарлотта. Русский текстиль 1928 -1932 гг. Великая утопия. - М, 1993.
  7. Искусство батика. — М., ООО Изд-во АСТ. 2001
  8. Кабанова О. Путешествие в технику горячего батика. Декоративное искусство СССР. — 1987. -№ 1.
  9. Каптерова Т. П., Виноградова Н. А. Искусство Средневекового Востока. - М., 1989.
  10. Перелёшина И. А. Батик. От основ к импровизации. — СПб, «Паритет», 2007
  11. Погадаев, Виктор. «Магия батика» —«Восточная коллекция»,

 N 6 Москва: Российская государственная библиотека, 2002, 71-74.

  1. Синеглазова М. О. Распишем ткань сами. — «Профиздат», М., 2001.
  2. Синеглазова М. О. Батик. — «МСП», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа СОЗДАНИЕ WEB-САЙТОВ Для кружка по Информатики На 1 год обучения Для детей 11-15 лет

Курс «Создание Web-сайтов» предлагается для учащихся 6 -9  классов основной школы. Занятия вклю­чают практическое освоение техники создания веб-­страниц, тематических сайтов, информа­ционно-справ...

Ищу партнера: для реализации основных и дополнительных образовательных программ в вашем регионе

Ищу партнера: для реализации основных и дополнительных образовательных программ в вашем регионе Ищем партнеров, агентов, представителей  в регионах России и странах СНГ. Современный и высо...

Дополнительная образовательная программа по предмету «Общий курс фортепиано» (для учащихся хорового отдела) модифицированная адаптированная

Основная  задача  общего  музыкального  образования – это  формирование  эстетического  вкуса, приобщение  детей  к  музыкальному  искусству,...

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет...

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет...

Методическая разработка урока в рамках реализации основной общеобразовательной программы с использованием оборудования центра «Точка роста»

Растительные ткани, их функции. Лабораторная работа «Изучение строения растительных тканей» Планируемые результаты:Личностные- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающи...