Дополнительная образовательная программа по лёгкой атлетике для групп начальной подготовки 1-3 годов обучения
рабочая программа по физкультуре по теме

Нестерова Елена Юрьевна

Программа по лёгкой атлетике для тренеров - преподавателей ДЮСШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по лёгкой атлетике 125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное

учреждение дополнительного

образования детей

«Детско-юношеская спортивная школа»

 

                                                                      ПРИНЯТО

                                на заседании

                                                                педагогического совета ДЮСШ

                                                        протокол № ____________

           от «_________» ______________

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

               Директор ДЮСШ_____ С.Я.Новиков

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1-3 ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ

              Направленность: физкультурно-спортивная

              Уровень: основное общее образование

              Возраст: 9-13 лет

              Срок реализации: 3 года

                                                                               Составители:

                                                                               тренеры-преподаватели

                                                                               Краснов В.Н.

                                                                               Нестерова Е.Ю.

                                                                               

                                              г. Суворов

                                                2010 год

                            Учебный план

Содержание материала

НП-1

НП-2

НП-3

 

 

 

 

Теоретические занятия

7

7

7

Практические занятия

 

 

 

1. Общая физическая подготовка.

140

200

200

2. Специальная физическая подготовка

100

121

159

3. Участие в соревнованиях, сдача нормативов

7

8

9

4. Медико-биологический контроль. Восстановительные средства.

4

8

12

 

6 часов в неделю

8 часов

9 часов

 

 

 

 

                                                         Итого:

258

344

387

   

                            Учебный план

Содержание материала

НП-1

НП-2

НП-3

 

 

 

 

Теоретические занятия

7

7

7

Практические занятия

 

 

 

1. Общая физическая подготовка.

140

200

200

2. Специальная физическая подготовка

100

121

159

3. Участие в соревнованиях, сдача нормативов

7

8

9

4. Медико-биологический контроль. Восстановительные средства.

4

8

12

 

6 часов в неделю

8 часов

9 часов

 

 

 

 

                                                         Итого:

258

344

387

Пояснительная  записка.

 Легкой  атлетикой занимаются  широкие  слои населения  нашей  страны.

      Занятия  легкой  атлетикой  развивают  силу, быстроту, выносливость, позволяют приобрести  широкий круг двигательных навыков , воспитывают  волевые  качества. Они  имеют также  большое  оздоровительное  значение и  способствуют  достижению  совершенства.

      Разнообразие  легкоатлетических  упражнений и  возможность  варьировать  нагрузку  в  ходьбе, беге, прыжках и метаниях  позволяют  успешно  использовать  их в  занятиях  с  детьми  разного  возраста  и  пола. Многие  из  этих упражнений  не  сложны  по  технике, просты для  обучения и  могут  выполняться  на простейших  площадках  и  местности.

     Эта  программа  составлена  для  одного из  видов  л/атлетики: бега  на  средние  и  длинные  дистанции.

      Бег - естественный  способ  передвижения , наиболее  распространенный  вид  физических  упражнений , который  входит во  многие  виды  спорта.

      Бег  влияет  на  повышение работоспособности всего  организма,  так  как  вовлекаются в  работу  почти  все  мышечные  группы  тела, усиливается  деятельность сердечно-сосудистой , дыхательной  и  других систем  организма , значительно  повышается  обмен  веществ.

     Длительный  бег с  небольшой  скоростью  имеет гигиеническое  значение  и  является  одним  из  лучших  средств  оздоровления , закаливания   организма  занимающихся.

     Бег  с  более  высокой  скоростью  предъявляет  повышенные  требования к  занимающимся  , особенно к  их сердечно-сосудистой  и  дыхательной системам  и  служит  отличным  средством  для  развития  выносливости.

        Бег с  очень  высокой скоростью  включается  в  тренировку  для  развития  быстроты.

      В  процессе  занятий  бегом  воспитываются  волевые  качества , приобретается  умение  рассчитывать  свои  силы, преодолевать препятствия, ориентироваться  на  местности.

      Бег - одно из основных  средств всестороннего физического  развития . Этим  и  объясняется большой  удельный  вес  бега в  тренировках  не  только  легкоатлетов ,но  и  занимающихся  другими  видами  спорта, а  также  как  средство активного  отдыха, оздоровление  и  сохранение  работоспособности.

      Из  всех  видов  легкой  атлетики  бег - наиболее  доступное  физическое  упражнение. В соревнованиях  по  л/атлетике виды  бега  и  эстафеты  занимают  ведущее  место. Они всегда  вызывают  большой  интерес   у зрителей  и  поэтому  являются  одним  из  лучших средств  агитации и  пропаганды  занятий  физической  культурой.

     Задачи обучения и тренировки на данном этапе:

  • создание правильного представления о технике бега
  • определение индивидуальных особенностей в технике бега занимающихся
  • обучение основным элементам техники бега на средние и длинные дистанции
  • ознакомление с основами тактики бега на средние и длинные дистанции
  • развитие физических и морально-волевых качеств
  • укрепление здоровья и закаливание учащихся

       Минимальный возраст для начала занятий – 9 лет. На этап начальной подготовки принимаются все желающие, имеющие допуск врача. Наполняемость групп: НП-1 – 14 человек; НП-2, НП-3 – 12 человек.

           Данная  программа  составлена  для   групп начальной подготовки 1-3 года обучения, рассчитана  на  43  учебных  недели  для  занимающихся  бегом  на  средние и длинные  дистанции. Учебная нагрузка: 1 год- 6 часов в неделю, 2 год – 8 часов в неделю, 3 год – 9 часов в неделю. Направленность – физкультурно-спортивная.   В конце  года учащиеся сдают итоговые контрольные упражнения, которые прилагаются к программе. Программа рассчитана на детей в возрасте от 9 до13 лет. Срок реализации программы 3 года. По окончании каждого года обучения занимающиеся должны овладеть теоретическими и практическими навыками, изложенными в программе.

Планирование  занятий.

Теоретические  занятия.

  1. История развития легкой атлетики. Достижения российских спортсменов на международной арене.
  2. Гигиена требования при занятиях бегом. Гигиена юного бегуна, уход за телом. Гигиеническое значение естественных сил природы. Закаливание организма.
  3. Техника бега на средние и длинные дистанции. Школа движений юного бегуна. Техника рациональных вариантов старта, бега по прямой и входа в поворот.
  4. Значение занятий спортом. Значение физической культуры и спорта для укрепления здоровья, гармоничного развития и профессиональной ориентации.
  5. Техника безопасности при занятиях л/атлетикой. Соблюдение правил поведения при занятиях в спортивном зале, на стадионе, во время проведения спортивно-массовых мероприятий и соревнований, во время бега по пересеченной местности и по шоссе.
  6. Режим дня спортсмена. Особенности биоритмов человека. Режим дня как один из основных факторов успешной духовной и физической деятельности человека.
  7. Строение и функции организма человека. Костная и мышечная система. сердце и кровообращение. Дыхание и газообмен. Особенности организма детей и подростков.

Практические  занятия.

Общая  физическая  подготовка.

      Задачи обучения и  тренировки:  развитие  систем и  функций  организма  занимающихся, овладение  ими  разнообразными  умениями  и  навыками,  воспитание у занимающихся  способности  проявлять  быстроту, выносливость, силу  и другие  физические  качества,  создание  условий  успешной   специализации  в  легкой  атлетике.

      Средства  общей  физической  подготовки: средствами  общей физической подготовки занимающихся  легкой  атлетикой  являются разнообразные  Общеразвивающие  упражнения. В группах  начальной подготовки  и  учебно-тренировочных  в  большом объеме  должны  применяться  различные  упражнения,  воспитывающие  гибкость, ловкость, силу, подвижность в суставах (наклоны, сгибания, разгибания, вращения), с отягощениями и без отягощений, на месте и в движении, индивидуально, с партнером и в группе.

    Упражнения  со  снарядами (скакалка, гантели, набивные мячи, мешки с  песком, гири и др.).

    Много  времени  следует  отвести  играм с  мячом, спринтерскому  бегу, эстафетам, кроссам, упражнениям, заимствованным из  других  видов  спорта (плавание, спортивные  игры, акробатика).

     Акробатические  упражнения. Различные  кувырки: вперед, назад, боком, стойка  на  лопатках,  стойки  на  голове  и  руках, мостик из стойки на  голове и на руках.

      Баскетбол. Ведение мяча, ловля  мяча  двумя  руками, передача  мяча  двумя  руками  от  груди, после  ловли  на  месте, после ловли  с остановкой, после  поворота  на  месте.

      Перемещение  в  стойке  защитника вперед, в  стороны и  назад, умение  держать  игрока  с  мячом  и  без  мяча. Тактика  нападения , выбор  места  и умение  отрываться  для  получения  мяча, целесообразное  применение  техники передвижения. Броски  мяча  с  места  под  углом  к  корзине, с  отражением  от щита. Двусторонние  игры  по  упрощенным  правилам.

        Футбол.  Удары по мячу  ногой (левой и  правой) на  месте  и  в движении, выполнение  ударов  после  остановки, ведение  мяча , остановка  мяча , овладение  простейшими навыками  командной борьбы. Двусторонние  игры  по  упрощенным  правилам.

       Подвижные  игры и  эстафеты.  Различные подвижные  игры, эстафеты с  бегом,  прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой  и  собиранием  различных  предметов, лазанием  и  перелезаниями. Комбинированные эстафеты.

      Плавание. Обучение  умению  держаться  на  воде. Плавание  произвольным  способом  на скорость  и  на  выносливость. Простейшие  прыжки в  воду  с  места  и  с  разбега (вход  в  воду ногами  и  головой). Игры  на  воде.  Плавание  вольным  стилем без  учета  времени.

Бег  на  средние  и  длинные  дистанции.

Специальная физическая подготовка.

Задачи  обучения и тренировка  техники  и  тактики: 

1. Создание  правильного представления  о  технике бега.

2. Определение  индивидуальных особенностей  в технике  бега занимающихся.

3. Обучение  технике  бега  по  прямой, входа  в поворот, бега  по  повороту  и  выхода с него.

4. Обучение  технике  высокого  и  ознакомление  с  техникой  низкого  старта.

5. Ознакомление  с  основами тактики  бега  на  средние  и длинные дистанции.

6. Обучение  простейшим  тактическим  вариантам в беге  по  дистанции.

7. Развитие общей  выносливости .

8. Развитие быстроты  и  прыгучести.

9. Развитие  координации  движений , подвижности , гибкости.

     

Средства  и  методы  обучения  технике  и  тактике  бега.

  Многократное   выполнение подводящих  и  специальных  упражнений бегуна (бег  с  высоким  подниманием  бедра, семенящий  бег, бег с забрасыванием  голени  назад, бег  на  прямых  ногах, прыжкообразный  бег).

    Различные  варианты  ходьбы, имитация  работы рук  в  основной  стойке. Бег по  прямой  в  медленном  и  среднем  темпе  на  отрезках  40-120 м , акцентируя  внимание  на  постановку  стопы  с нужной  части, сохраняя  правильную  осанку. Бег  по прямой  с  входом  в  вираж  на  отрезках до  100м .Бег по  виражу с выходом  на  прямую. Групповой  бег  с  высокого  старта  с  последующим  выходом  на  первую  дорожку  на  отрезках до  150 м. Бег  с  высокого  старта на  отрезках  до  40 м  самостоятельно  и  под  команду. Выполнение  команд  "на  старт", "внимание", "марш"  при  беге  с  низкого  старта.  Бег  на  отрезках  от  60-120 м  с  переключением  на  финишное  ускорение.

   Средства  и методы  тренировки. 

Основными  средствами  тренировки  являются  спортивные  и  подвижные  игры  по упрощенным  правилам ( борьба  за  мяч, игра  в  баскетбол, футбол)  и различные  виды  эстафет;  равномерный  кросс  35-45  минут.  Бег  на  отрезках 30-60 м  с  около предельной  скоростью,  бег  по  сигналу  с  различных  стартовых  положений (сидя, лежа, лежа  на  спине, и т. д.)  на  отрезках  до  40 м. Повторный  бег  на  отрезках 120-150 м  в  полсилы.  Прыжки  с  ноги  на  ногу, на  двух ногах  и  различные  прыжки  на  лестнице.  Занятия  другими  видами  л/атлетики  (прыжки  в  длину, барьерный бег)  и  другими  видами  спорта.  Туристические  походы  и  пешие  прогулки  до  8  км.

Контрольные  нормативы.

    В  каждой  возрастной  группе  предусматривается  прием  контрольных  нормативов  по  физической  и  технической  подготовленности. Перевод учащихся  из  группы  в  группу  производится  решением  тренерского  совета   с  учетом  выполнения  нормативов  и  данных  комплексного  контроля.

                                            Организационно-методические   указания.

         Весь  учебный  материал,  предусмотренный  программой,  распределяется  по  годам  обучения  в  определенной  последовательности  в  соответствии  с  подготовленностью  занимающихся. Учебно-тренировочная  работа  проводится  в   форме теоретических   и  практических   занятий.

         Теоретические  занятия  проводятся  в  форме  бесед  и  лекций  с  демонстрацией  наглядных  пособий  и  показом  учебных  фильмов,   видеоматериалов. Следует  давать  задания  по  самостоятельному  чтению  популярной  и  специальной  литературы,  по  легкой  атлетике,  периодически  заслушивая   сообщения  учащихся  в  виде краткой  информации.  

        Практические  занятия  должны  проводиться  круглогодично. Практические  занятия проводятся  в  форме  учебно-тренировочных   уроков  с  учетом  возрастных  особенностей  учащихся. Вся  учебно-тренировочная  работа  строится  с  учетом  режима  дня. В  основу  всего  педагогического  процесса  должен  быть  положен  один  из  основных  принципов системы  физического  воспитания-принцип оздоровительной направленности.

       Несмотря  на  все  большую  специализированную  направленность  в  избранном  виде  спорта, следует  в  тренировочном  процессе  сохранить  достаточное  разнообразие применяемых  средств.

       Многолетний  учебно-тренировочный  процесс  может  быть  успешно  осуществлен  при  условии тщательного  учета  возрастных  особенностей   развития  человека,  уровня  его  подготовленности, специфики  избранного  вида  спорта , особенностей  развития  физических  качеств  и  формирования  двигательных  навыков, применения  передового  спортивного  опыта.

       Экспериментальные  исследования  позволили  выявить  следующие  особенности  многолетней тренировки  юных  спортсменов:

      1. Необходимость  в  строгой последовательности  преемственности  задач,  средств  и  методов  тренировки.

      2. При  подготовке  юных  спортсменов особо  важное  значение  имеет  принцип  целенаправленности  разносторонней  специальной   подготовки, без  реализации   которого  невозможно  создать  предпосылки  для  достижения  высоких  спортивных  результатов.

        Успешное  решение  задачи  целенаправленной  специальной  разносторонней  подготовки юных  спортсменов  во  многом  зависит  от  умелого подбора  средств  физической  подготовки, правильного соотношения  общей  и  специальной подготовки  в  процессе  многолетних  занятий  спортом.

        В  процессе  многолетней  тренировки  спортсмена   неуклонно  возрастает  объем средств   общей  и  специальной  физической  подготовки.  Однако  соотношение  между  ними  постепенно изменяется, из  года  в  год   увеличивается  удельный  вес  объема  специальной  физической  подготовки  (по  отношению к  объему  тренировочной нагрузки) и  соответственно  уменьшается  удельный  вес  общей  физической  подготовки.

      3. Необходимо  строгое  соблюдение  постепенности  в  процессе  роста  тренировочных  нагрузок.  Постепенное увеличение  тренировочных  нагрузок  способствует  улучшению  функциональных  возможностей  и  совершенствованию  приспособляемости  организма  спортсмена  к  выполнению  физических  упражнений  различной продолжительности  и интенсивности.  Для того  чтобы  обеспечить неуклонное  улучшение  подготовленности  спортсмена  в  процессе многолетней тренировки,  чрезвычайно важно  правильно  планировать  тренировочные   и  соревновательные  нагрузки.  Подготовленность  спортсмена  прогрессивно  повышается  лишь  в  том  случае; если нагрузки  на  всех  этапах  тренировки  полностью  соответствуют  функциональным  возможностям  его организма.

      Каждый период следующего годичного  цикла  должен начинаться  и  завершаться  на  более  высоком  уровне тренировочных  нагрузок, чем  соответствующий период предыдущего  годичного  цикла. Таким образом ,  обеспечиваются  преемственность  нагрузок  из  года  в  год и их  плавное  нарастание на протяжении  ряда лет.  

В основе современной техники бега лежит стремление более быстрого продвижения вперед при условии экономичности, свободы и устойчивости движений при сохранении соревновательной скорости.

Бег на средние дистанции по технике имеет свои особенности: средняя соревновательная скорость ниже, чем при беге на короткие дистанции; шаг короче, туловище более выпрямлено; колено маховой ноги поднимается не так высоко; нерезкое выпрямление толчковой ноги; движения рук не так энергичны, угол сгибания их в локтевом суставе более острый; дыхание свободное, ритмичное и более глубокое.

Хорошая техника бега по дистанции характеризуется следующими основными чертами: туловище слегка наклонено вперед; плечи немного развернуты; в пояснице наблюдается небольшой естественный прогиб, обеспечивающий выведение таза вперед; голова держится прямо, подбородок опущен, мышцы лица и шеи не напряжены. Такое положение головы и туловища способствует снятию излишнего напряжения мышц, улучшает их работу.

Во время бега и ходьбы необходимо следить за сохранением свободного ритмичного движения. Частота и глубина дыхания находится в тесной связи с темпом движения. Увеличение скорости передвижения соответствует увеличению частоты дыхания. Ритм дыхания при беге и спортивной ходьбе зависит от индивидуальных особенностей спортсмена. Особое внимание следует уделять выдоху.

Работа ног при беге. Главным элементом в беге является момент отталкивания, так как от мощности усилия, угла отталкивания и частоты шагов зависит скорость бега.

Отталкивание должно быть направлено только вперед и строго согласовано с наклоном туловища. Наряду с крупными мышцами бедра, голени и стопы при отталкивании включаются в работу мелкие мышцы стопы и пальцев, обеспечивая полное выпрямление ноги. При небольшом наклоне туловища вперед хорошее отталкивание получается при полном выпрямлении ноги. Активному отталкиванию способствует мах свободной ноги, направленный вперед – вверх. Причем заключительный момент отталкивания совпадает с окончанием махового движения и началом активного сведения бедер. В этом положении толчковая нога почти полностью выпрямлена. Благодаря отталкиванию и маху тело переходит в безопорное положение, используемое бегуном для кратковременного относительного отдыха. Нога, заканчивая толчок, расслабляется, голень под действием инерциональных сил несколько «захлестывается» вверх и, сгибаясь в коленном суставе, тянется за бедром вперед. В момент активного сведения бедер, когда нога, находящаяся впереди, начинает опускаться, голень ее несколько выносится вперед и приземление происходит на переднюю часть стопы. Это позволяет бегуну по инерции быстро пройти момент вертикали, при котором нога, находящаяся сзади, продолжает двигаться вперед и голень еще больше прижимается к бедру. Такое «складывание» маховой ноги в момент вертикали способствует некоторому отдыху и быстрому опусканию другой ноги.

На дорожку ногу ставят слегка согнутой в коленном суставе, что уменьшает тормозящее действие в момент ее постановки и способствует более равномерному и плавному бегу. Стопы ног при беге следует ставить по одной прямой линии с небольшим поворотом носка внутрь.

Работа рук при беге. Движения рук в беге ритмично сочетаются с движениями ног. Руки, сохраняя равновесие, способствуют уменьшению или увеличению частоты шагов. Во время бега руки у спортсмена должны быть согнуты в локтевых суставах, примерно под прямым углом, кисти свободно сжаты в кулак. Движения рук мягкие и плавные, направлены вперед – вверх к подбородку и назад несколько в сторону. При движении назад кисти рук не должны выходить за пределы туловища. Амплитуда движения рук зависит от скорости бега: чем больше скорость бега, тем выше темп и шире движения рук.

При беге по повороту спортсмен наклоняет туловище немного влево, в сторону поворота правой рукой совершает более размашистые движения, правую ногу ставит с разворотом стопы вовнутрь.

Финиш и остановка после бега. Финишное ускорение, т.е. бег на последнем отрезке дистанции, характеризуется увеличением частоты шагов, более энергичной работой рук и некоторым увеличением наклона туловища вперед. После пересечения линии финиша бегун не должен резко останавливаться. Ему необходимо перейти на медленный бег и затем на ходьбу.

Совершенствование техники бега продолжается на этапе начальной спортивной специализации, основной задачей является создание представления о технике бега на средние и длинные дистанции. Для этого используются следующие средства: объяснение основных моментов бега на стадионе и в легкоатлетическом манеже; распределение сил и скорости бега на различных участках в зависимости от длины дистанции; демонстрация бега на прямом отрезке дистанции тренером или квалифицированным бегуном, показ и разбор кинограмм и плакатов по технике бега.

Для улучшения техники бега используются специальные и подготовительные упражнения. При этом необходимо помнить, что часто причиной ошибок в технике бега является недостаточная физическая подготовленность юного спортсмена, поэтому для совершенствования техники бега большое внимание следует уделять силовой подготовке.

Для совершенствования бега по прямой с равномерной и переменной скоростью применяются: повторные ускорения 50-60 метровых отрезков на дистанции (необходимо следить за плавным нарастанием скорости бега); при повторном беге занимающиеся должны удержать набранную скорость, но при возникновении напряжения в движениях следует снизить скорость бега, переключения с медленного бега на быстрый по дистанции происходит по команде; в процессе совершенствования техники бега при пробегании по дистанции следует выполнять ускорения по 30-40 с включением «свободного хода».

При работе над техникой бега необходимо соблюдать основные требования: прямолинейность направления бега; полное выпрямление толчковой ноги в сочетании с выносом вперед бедра маховой ноги; быстрая и мягкая постановка ноги на грунт с передней части стопы; свободная и энергичная работа рук; прямое положение туловища и головы. В процессе совершенствования техники бега следует обращать внимание на правильное выполнение этих основных элементов.

Ошибки при беге по дистанции и рекомендации по их исправлению

Ошибка

Упражнения для устранения ошибки

Методические указания

1

Непрямолинейность бега по дистанции

Бег по узкой дорожке, «тропинке» шириной 20-25см; бег по линии

Смотреть вперед

2

Недостаточное выпрямление толчковой ноги

Бег прыжками

Бег прыжками на отрезках 60-80м

3

Недостаточное высокое поднимание бедра

Бег по дорожке с высоким подниманием бедра через расставленные на расстоянии 80-100см набивные мячи или какие-либо другие предметы

Длина отрезков 50-60м. Упражнение следует выполнять в форме соревнования на двух параллельных дорожках. Необходимо следить за тем, чтобы занимающиеся не подседали на опорной ноге и не откидывали туловище назад. Упражнение можно выполнять и без предметов на дорожке.

4

Закрепощенность плечевого пояса (недостаточное «скручивание» по оси плеч и оси таза)

Бег в положении «руки за спиной» или на поясе (такое положение заставляет выводить плечо вперед в такт движениям таза и ног)

Встречное движение оси таза и плеч. Длина отрезков 60-80м.

МЕДИКО – БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

        Основными задачами медико – биологического контроля являются следующее:

  1. определение состояния здоровья и уровня функционального состояния юных спортсменов для занятий бегом на средние, длинные дистанции
  2. систематические наблюдения за изменениями в состоянии физической подготовленности, происходящими под влиянием регулярных занятий, и определение индивидуальных норм нагрузок

Контроль за состоянием здоровья юного спортсмена осуществляется врачом,  медсестрами ДЮСШ.

Контроль за состоянием здоровья и переносимостью тренировочных и соревновательных нагрузок позволяет своевременно принимать необходимые лечебно – профилактические меры. Следует отметить необходимость сознательного участия в самоконтроле самого спортсмена. В этой связи необходимо ознакомить юного спортсмена с описанием признаков утомления и оценкой самочувствия. Изучить представленные в таблице показатели и научить использовать из в процессе самоконтроля за состоянием организма.

Внешние признаки утомления

Признаки усталости

Степень утомления

небольшая

значительная

резкая (большая)

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Резкое покраснение или побледнение, синюшность

Потливость

Небольшая

Большая (плечевой пояс)

Очень большая, появление соли на висках, на майке, рубашке

Дыхание

Учащенное. Ровное

Сильно учащенное

Резко учащенное, поверхностное с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием (значительная отдышка)

Движение

Быстрая походка

Неуверенный шаг, покачивания

Резкие покачивания, отставания при ходьбе, беге, в походах

Внимание

Хорошее, безошибочное выполнение указаний

Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений передвижения

Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды

Самочувствие

Никаких жалоб

Жалобы на усталость, боли в ногах, отдышку, сердцебиение

Жалобы на те же явления. Головная боль. Жжение в груди. тошнота

Восстановительные средства

        

        Наибольшее значение имеют педагогические средства восстановления работоспособности юных бегунов. Из дополнительных средств – систематическое использование гигиенического душа, а также водных процедур закаливающего характера. Витаминизация должна проводится с учетом возрастных и сезонных особенностей, а также количества витаминов, поступающих в пищевой рацион. В плане психологического восстановления рекомендуется частая смена тренировочных средств.

        В полном объеме (3-4 год обучения) следует использовать педагогические средства восстановления, где особое внимание необходимо уделять индивидуальной переносимости нагрузок. В качестве критериев переносимости нагрузок могут служить субъективные ощущения юных спортсменов. А также объективные показатели (ЧСС, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение и т.д.). Для контроля за переносимостью нагрузок можно использовать данные, представленные в таблице.

        Из психологических средств восстановления рекомендуется применение аутогенной тренировки, организация культурного досуга, создание хороших бытовых условий и т.д.

        После специальной нагрузки наиболее эффективными средствами являются местный массаж, локальные прогревания.

        Рекомендуем основные восстановительные средства и методику их применения в подготовке юных бегунов на выносливость.

        Душ необходимо применять после каждого тренировочного занятия в течении 5-10 мин. Постепенно повышая температуру воды. Наиболее благоприятное положение во время приема душа – положение сидя с вытянутыми расслабленными ногами.

        Ванны рекомендуется принимать за 30 мин до сна и сразу после тренировки с температурой воды 36-38 С. В воду хорошо добавлять хвойный экстракт. В ванне спортсмен может выполнять несложные приемы самомассажа, преимущественно для тех групп мышц. Которые больше всего устали и в которых после тренировки возникают болезненные ощущения.

Массаж и самомассаж применяются на всех этапах подготовки бегунов и для любой возрастной группы6 после большой по объему и интенсивности тренировки и после того, когда спортсмен согревается в течение 5-7 мин под теплым душем или в теплой ванне (35-38С).

        Финская сауна. Парная баня. Ими рекомендуется пользоваться в двух случаях:

- в недельном микроцикле накануне дня отдыха ( так как самая благополучная реакция организма после парной бани наступает через сутки). Продолжительность пербывания в парной бане не больше 20 мин, с 3-4 заходами по 5-6 мин каждый. После каждого захода необходимо насухо вытереть тело, немного посидеть или полежать, завернувшись в простыню;

- за 5-6 дней до старта необходимо хорошо прогреться в парной, сделать 2-3 захода до 7-8 мин каждый с последующим массажем в течение 30 мин.

        Плавание в бассейне является отличным средством восстановления после тяжелых нагрузок, проходивших в смешанном и анаэробном режимах. Полезно свободное плавание на спине, брассом, кролем или простое купание.

Список литературы

  1. Бег на средние и длинные дистанции. Система подготовки. Под редакцией В.В.Кузнецова, М., ФиС, 1982.
  2. Возрастная динамика спортивных результатов сильнейших бегунов мира. Метод. Рекомендации. М.Я.Набатникова, М., ВНИИФК, 1984.
  3. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена., Киев, Здоровье, 1984.
  4. Зотов В.П. Восстановление работоспособности в спорте, Киев , Здоровье, 1990.
  5. Ивочкин В.В. Нормативные требования и планирование многолетней подготовки бегунов на средние дистанции., М., ВНИИФК, 2003.
  6. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки, М., ФиС, 1977.
  7. Легкая атлетика(бег на средние дистанции). Программа для ДЮСШ, СДЮШОР. М., Советский спорт, 1989.
  8. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ, М., 1995.
  9. Травин Ю.Г. Средства и методы восстановления работоспособности бегунов на средние дистанции., М., ГЦОЛИФК., 1991.
  10. Легкая атлетика. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, Бег на средние и длинные дистанции. М., Советский спорт, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебно-методического пособия - модифицированной учебной программы дополнительного образования детей по лёгкой атлетике,прошедшей экспертизу и "Рекомендованной к реализации" .

ЯВЛЯЯСЬ тренером-преподавателем КДЮСШ по совместительству, и добиваясь положительных результатов в Спартакиаде школьников, реализую программу по лёгкой атлетике.,...

Дополнительная образовательная программа для УМК Счастливый английский.ру (первый год обучения)

       Данная рабочая дополнительная образовательная программа по английскому языку предназначена для обучения учащихся в возрасте 8-9лет. Программа составлена в соответстви...

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ  Дополнительная предпрофессиональная  образовательная программа по этапам спортивной  подготовки (начальная подготовка 1-3 года  обучения) от 9- 12 лет ...

«Изготовление модели скворечника» по образовательной программе детского объединения «Мир из бумаги» второго года обучения (внеурочная деятельность) для обучающихся 8-9 лет

Тема: «Изготовление модели скворечника» Планируемый результат занятия ПредметныеОбучающийся научится:- изготавливать  несложную конструкцию модели скворечника из картона по простейшему ...

Дополнительная образовательная программа по легкой атлетике

В программе отражены основные задачи на этапах годичного цик­ла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах: начальной подготовки, учебно-тренировочного; распреде­ление объемов о...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...