Художественное восприятие на уроках изобразительного искусства
статья по теме

Зубанова Светлана Викторовна

По решению задачи формирования эстетического восприятия возникают вопросы на которые предстоит дать ответ учителю на уроках изобразительного искусства и особенно на дополнительных занятиях. На дополнительных занятиях- кружках и факультативах, учитель индивидуально работает с учеником, направляя его деятельность в нужное русло, основанное на опыте учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоциональной чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Целью преподавания изобразительного искусства в школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании планирования предполагается реализовать актуальное в настоящее время компетентный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

-приобретение знаний основ художественной грамотности;

-овладение способами использования приобретенных знаний и умений;

-освоение компетенций, ценностно –смысловая, ценностно-     ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.  

Программа Б. М. Неменского построена так, чтобы дать школьникам представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Жизнь вносит свои коррективы и на практике любой учитель видит уровень успешности своих учеников. Учителю на уроке приходится решать  многие задачи, в том числе и формирование эстетического восприятия мира. За последние годы, всеобщей компьютеризации, вопросы преподавания изобразительного искусства приобрели особую остроту и вызвали живейший интерес в педагогике. « Наш предмет,- как сказал Чистяков- лучше раз увидеть, чем сто раз услышать» и « смотреть во всю мощь», невозможен без формирования эстетического восприятия мира. Что такое эстетическое восприятие?

Остались в памяти слова классика « От живого созерцания к образному мышлению и от него к практике» . Лучше и не скажешь.

По решению задачи формирования эстетического восприятия возникают вопросы на которые предстоит дать ответ учителю на уроках изобразительного искусства и особенно на дополнительных занятиях. На дополнительных занятиях- кружках и факультативах, учитель индивидуально работает с учеником, направляя его деятельность в нужное русло, основанное на опыте учителя.

Ученики в современной школе интенсивно осваивают информатику, математику, иностранные языки при этом отодвинув на второй план развитие эмоциональных процессов. А именно эмоциональное восприятие окружающей жизни характерно для ребенка школьного возраста. Жизненный опыт младшего школьника, несомненно беден, так как опыт общения с культурой только начинает накапливаться, однако дело с эмоциями обстоит сложнее. Переживания ребенка не столь многообразны как у взрослого, но чувства в большей степени руководят его поведением, поэтому впечатления от реальности сильнее, чем у взрослого человека. Ребенок все видит впервые, открывает в мире новое. Интересное, захватывающее его мысли и чувства.

Сегодня психологи и педагоги доказали, важность и необходимость чувственного развития и рассматривают восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. Именно в младшем школьном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему миру, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным. Вот поэтому, проблема формирования эстетического восприятия детьми окружающего мира остается актуальной и по сей день. Целью исследования стало изучение системы работы по формированию у школьников эстетического восприятия на уроках и дополнительных занятиях изобразительного искусства. Объектом исследования является процесс формирования эстетического восприятия. Предмет исследования- методические приемы.

                                         Задачи:

-изучить теоретические  основы формирования восприятия;

-рассмотреть методический аспект развития эстетического восприятия на занятиях;

-изучить методические приемы, используемые для решения задач формирования эстетического восприятия;

-проанализировать и дать характеристику.

Эти задачи ,как учит нас практика, нельзя разрешить вне процесса рисования, вне постоянного упражнения, в поисках формы и выразительных средств изображения, вне накопления личного опыта в работе. Только в процессе рисования ученик определяет и познает разнообразные пластические и живописные свойства и качества предмета и только в связи с задачей изображения развивается и крепнет его способность специфики воспринимать предмет.

Весь процесс состоит из двух частей: развитие способности « видеть» натуру и обучение процессу изображения. В сущности эти обе части слиты воедино. Необходимо преодолеть боязнь чистого листа, а для этого нужно иметь хоть небольшой запас знаний по изображению предмета. Именно на основе организации восприятия в практической работе решаются такие основные педагогические проблемы, как последовательность в обучении, переход от легкого к трудному, индивидуальный подход к учащимся, методика исправления ошибок в рисунке, организация урока, развитие самостоятельности и педагогическое вмешательство в работу ученика и наконец , проблема развития его индивидуальных способности.

В Японии есть уроки есть уроки рисования и есть уроки любования. например, любование веточками сосны, любование пионом.

Своим ученикам я задаю вопрос : « «Зачем японцы проводят такие уроки?»  Получаю много ответов: « Узнают форму» . «Узнают строение».

«Узнают цвет». « Узнают направление». « Узнают перспективу» . «Узнают соотношение элементов, относительно друг друга». «А еще бережное отношение к природе».

Пользуясь, случаем, я начинаю с изучения упражнений по рисованию растительных форм. Например, попробуем нарисовать лист. Дети рисуют.

В своей педагогической работе не раз приходилось убеждаться в том, что дети рисуют абстрактно. А в этих упражнениях развивается «глазомер»

ученика,  оттачивается способность различать едва уловимые отклонения в характере линий. Именно здесь воспитывается такое неоценимое качество для рисования, как способность в изгибах всяких не правильных линий видеть их части и соотношения между частями, как по величине, так и в направлениях. В качестве моделей в данных упражнениях приходится брать растительные формы: листья, цветы, лимоны. В выборе их руководствуемся тем  дают ли они ученикам возможность сравнивать линии, их пропорции, направления. Работа проходит в карандаше и акварели. Активность восприятия значительно повышается от силы декоративного впечатления. Упражнения в точной передаче в рисунке цветовых сочетаний, расположении цветовых пятен,  способствуют не только живописному развитию, но и обучению рисунку.

       Даже самый простой листик ставит учеников в тупик, какими средствами передать его во всей полноте сходства. В большинстве случаев дети пытаются решить эту задачу, ухватившись за нечто им характерным-вырезы, зубчики, положении веточки и не видят самого существенного-пропорции и формы самого листа. Рисование моделей начинается с карандаша и ученик на первых парах устремляет внимание на ту линию, которую ведёт и постепенно отходит от сравнения целой формы всего листа с натурой. Отсюда же является и потребность в изображении всех мелких деталей и очертаний листа, встречающихся на пути.

       Работа педагога даёт понятия о конструкции листа, его основе. Мысли ученика приходят в порядок. Таким образом, эти упражнения оказываются могучим средством для того, чтобы уже на первых парах сразу повернуть внимание ученика в нужную для работы сторону. Перед ним раскрывается метод работы. Он усваивает, что рассматривать натуру нужно последовательно, организованно. Натура, которая раньше читалась им по частям и беспорядочно,  была поэтому не понятна, оказывается, может быть прочитана, целостна и последовательна.  Отдельно её точки виде вырезов, изгибов и зубчиков, связаны между собой, занимают известное положение относительно друг друга, могут быть соразмерны, и всё это в результате даёт общую форму. В ходе работы над листьями ученик осознаёт, что для того чтобы нарисовать нужно рассматривать. Таким образом, происходит формирование эстетического восприятия мира.

    Проблема организации восприятия, конечно, не исчерпывается этими элементарными указаниями. В дальнейшем перед педагогом встанут задачи идейного развития ученика, вопросы содержания того, что он пишет, что он видит, уже не узком смысле грамотной передаче форм, а в соотношении выбора сюжета, типажа, событий, их интерпретации.

                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

«Формирование художественных способностей, учащихся через восприятие красоты природы на уроках изобразительного искусства во 2 классе» по теме: «Три основные краски создают многоцветие мира. Цветочная поляна»

Формирование художественной культуры учащихся через познание красоты природы. Развитие визуально – пространственного мышления учащихся как формы эмоционально – ценностного, эстетического освоения мира...

Статья «Художественное воспитание на уроках изобразительного искусства средствами силуэтной графики"

Актуальность данной темы обусловленна необходимостью художественного воспитания школьников через искусство силуэтной графики....

Подготовка к профессиональной художественной деятельности на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время по ФГОС

Развитие  творческих способностей учащегося является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному...

Презентация " Создание художественного образа на уроках изобразительного искусства"

В данной презентации описан опыт работы над созданием художественного  образа на уроках искусства....

Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм, методов и приёмов художественного творчества на уроках изобразительного искусства в соответствии с требованиями ФГОС

Стратегия модернизации образования предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная зак...