Курсовая работа на тему: Создание художественных образов на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе интегрированного подхода
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Агамирзоева Ирина Вячеславовна

Дипломной работе представлены разделы:

 

1. Введение                                                                                                       3

2.Теоретические основы темы                                                                7

3. Методические разработки уроков                                                     11

4. Заключение                                                                                         36

5. Список литературы                                                                            37

6. Приложение                                                                                        38

Начальное образование – первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих задач:

- развитие личности школьника, его творческих особенностей, интереса к учению формирования желания и умения учится,

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру...........

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom.docx84.39 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования

Институт общего образования

Кафедра культурологического образования

Курсовая работа на тему:

Создание художественных образов на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе интегрированного подхода

Разработчик:

Агамирзоева Ирина Вячеславовна,

Учитель изобразительного искусства

ГБОУ СОШ № 456, Колпинский район

Руководитель:

Марина Галина Алексеевна,

преподаватель кафедры

культурологического

образования СПб АППО

Санкт-Петербург

2014

Оглавление

1. Введение                                                                                        3

2.Теоретические основы темы                                                        7

3. Методические разработки уроков                                                11

4. Заключение                                                                                36

5. Список литературы                                                                        37

6. Приложение                                                                                38


Введение

Тема: Создание художественных образов на уроках изобразительного искусства в начальной школе на основе интегрированного подхода.

Значение темы в образовательном процессе:

Воспитательная роль сказок очень значима в образовательном процессе, а именно в процессе развития и становления маленького человека. Сказки – это своего рода «воспитательная система» которая включает в себя нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское воспитание.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей со сказкой и сказочными образами педагог приобщает их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится  в ней жить. Сказка базируется на народно-эстетической культуре, на фольклорных тонах и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Специфика сказки в том, что она является продуктом творчества определенного народа.

Предмет «изобразительное искусство» дает учителю возможность при работе с детьми обратиться к сказке (нар. литер.), ее героям и событиям, проанализировать текст и создать художественные образы на бумаге или в объеме.

Актуальность данной темы заключается в том, что и в наше время русские народные сказки не потеряли свое значение и играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения, в развитии фантазии и образного мышления.

Цель: Создание методических разработок  уроков и занятий изобразительного искусства в начальной школе на основе интегрированного подхода.

Задачи:

1. Подбор методического материала о творчестве художников М.А. Врубеля, В.М. Васнецова, И.Я. Билибина.

2. Формирование умения выполнять иллюстрации к народным сказкам.

3. Разработка серии уроков по иллюстративному рисованию.

4. Подбор и систематизация визуального, вербального и музыкального ряда изучаемой темы.

Степень разработанности темы:

  1. Структурно-семиотическое изучение сказки  А.В. Рафаева, Э. Рахимова, А.С. Архипова
  2. В.Я.Пропп. Морфология "волшебной" сказки. Исторические корни. Методология, разработанная  В. Я. Проппом для изучения строения волшебных сказок, может быть достаточно широко использована в работах, посвященных проблемам семиотики текста
  3. В статье И. И. Ревзина "К общесемиотическому истолкованию трех постулатов Проппа" предлагается теоретическое обоснование подобного использования для повествовательных текстов, которые имеют более сложное строение, чем волшебная сказка, а также формальные критерии простоты и упорядоченности повествовательного текста.

Для работы с данной темой могут быть использованы следующие формы, методы и приемы:

Формы организации

1. игровые занятия,

2. комплексные занятия,

3. самостоятельная деятельность детей,

4. самостоятельная продуктивная деятельность детей.

Методы и приемы

Общедидактические методы:

1.объяснительно - иллюстративный,
2.репродуктивный (воспроизведение),
3. частично-поисковый (эвристический).

Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Он не формирует навыки и умения пользоваться этими знаниями, но обеспечивает репродуктивную деятельность 1-го уровня — узнавание и знания 1-го уровня - знания-знакомства.

Объяснительно-иллюстративный метод воспитывает: внимательность, дисциплину, сдержанность, наблюдательность, терпение, выдержку и т.п.; репродуктивный: логику изложения, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, систематичность в работе; проблемное изложение: внимательность, наблюдательность, инверсионность мышления, логику мышления.

Репродуктивный метод предполагает составление учителем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизводство опытов, выводов и т.д.). Вид деятельности — репродуктивный, уровень умственной деятельности — 2-й — воспроизведение, 2-й уровень знаний — знания-копии.

Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).

Частично-поисковый (эвристический) метод. Его цель — постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать обучающегося к поиску можно на различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов. Пути реализации этого метода: эвристическая беседа, т. е. вопросно-ответная форма взаимодействия учителя с обучающимися. В активизации познавательной деятельности обучающихся вопросы имеют, по мнению дидактов, едва ли не первостепенное значение. Суть эвристической беседы в том, что преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску.

Частично-поисковый и исследовательский методы дают ученикам большие возможности для подготовки к самообразованию, вырабатывают ответственность, активность, самостоятельность, инициативность

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям,  с помощью которых осуществляется творчество.


I.        Теоретические основы темы

Начальное образование – первая ступень общего образования.

В Российской Федерации начальное образование является обязательным и общедоступным.

Федеральный компонент государственного стандарта начального образования направлен на реализацию качественно новой личностно – ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих задач:

- развитие личности школьника, его творческих особенностей, интереса к учению формирования желания и умения учится,

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру,

- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности,

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

В начальное образование вступает младший школьный возраст – это возраст 7-10 лет.

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребенок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувство удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчеркивает каждый даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъем сил, когда учитель хвалит их.

Таким образом, можно сделать вывод, что учебная деятельность в начальном образовании стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днем раскрывает перед ним все новые и новые стороны.

На сегодняшний день один из обязательных предметов установленных Федеральным компонентом государственного стандарта начального образования является изобразительное искусство.

У младших школьников в отличие от других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно – образное мышление и эмоционально чувствительное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Специфика искусства, его художественно – образная природа как нельзя лучше отвечают личностным потребностям ребенка младшего школьного возраста. Это определяет педагогический потенциал и значимость предметов образовательной области «Искусство» на этапе начальной школы.

Любой вид искусства «мыслит» образами, а образ по своей художественной природе – целостен. И в любом художественном образе, как капле воды, отражается весь мир.

Художественный образ - всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ - это образ искусства, который создаётся автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

На уроках изобразительного искусства, в начальном школе, в сюжетном рисовании развивается ценная способность к творческому воплощению художественных образов.

Умение ребенка определить свой художественней замысел и воплотить его в оригинальном рисунке, способствует эмоционально – эстетическому развитию его личности.

Овладение разными техниками сюжетного рисования, создание художественных образов, дает чувство уверенности ребенка в своих силах, развивает его познавательную активность. Ребенок себя чувствует свободным в изображении задуманного. Художественные образы становятся яркими, настоящими, и то говорит о развитии ребенка как творческой личности.

Сегодня мы рассмотрим создание художественных образов посредством сказки.

«Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически духовные состояния»

Сказка - это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и непространственном измерении. Действующие лица такой истории - вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает. Создания сказок имеет древнюю историю. 

Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые я крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования. Они же передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Сказки рассказывали взрослые и - вопреки нашему нынешнему представлению — не только детям, но и взрослым тоже. 

Сказки учили выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх - и любая сказка оканчивалась счастливым финалом. Некоторые ученые полагают, что в истоках сказки лежат первобытные обряды. Сами обряды забылись — рассказы же сохранились как кладези полезных и поучительных знаний.

Сказки бывают волшебные, бытовые, социальные, фантастические, о животных.

В бытовых сказках говориться о характерах людей, повадках животных. Сравнивать характеры людей с характерами людей не стоит.

В социальных сказках показана жизнь народа, его горе, обездоленность, нищета, бесправие.

В волшебных сказках показана мечта народа, смекалка, талантливость, умение, трудолюбие.

В сказках о животных важны наблюдения, экскурсии, иллюстрации, кино. Нужно научить составлять характеристику.

И в наше время русские народные сказки не потеряли свое значение и играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения.

Очень важно понимать, что сказка не является простым развлечением или легким чтением перед сном. Несомненно, у него есть и такая функция. Но, прежде всего, сказки являются источником вековой народной мудрости, передающейся от поколения к поколению. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний. Кроме того, они способствуют развитию в детях понимания внутреннего мира людей, снятию тревоги и воспитанию уверенности в себе. Они обогащают и развивают духовный мир и эмоциональную сферу ребенка.

С помощью сказок можно формировать характер ребенка, исправлять негативные его стороны, причем, давая ему возможность самому делать выводы и работать над собой. Посредством сказки дети быстрее и с большим интересом усваивают нормы, правила, традиции, предостережения, положительный стиль поведения.

Инсценировка сказок помогает работать над всеми компонентами речи учащихся, обогащает эмоционально-чувственный мир ребенка, развивает коммуникативные функции, позволяет почувствовать особенности сказочного сюжета, его язык, стиль, образность.

Ребенка  увлекают повторы сюжетных ходов, логическая завершенность отдельных эпизодов и всей сказки в целом, возможность предугадать действия героев.

Бесконечные повторы, простые понятные слова, внутренний ритм сказки – делают сказку понятной, успокаивающей, ребенок легко ее запоминает, что способствует развитию речи и фонематического слуха.

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его.

Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Поэтому широк диапазон исследований по проблемам воспитания и образования, посвященных устному народному творчеству.

Практическая часть работы основана на интегрированном подходе, т.к. система уроков и внеклассных мероприятий объединены единой целью.

Под интеграцией в педагогическом процессе мы понимаем одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции – качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему.

Таким образом, интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса и обеспечивает ее целостность.

Целостность практической части курсовой работы обеспечивается за счет интеграции знаний обучающихся, полученных на уроках ИЗО, литературного чтения, музыки.


II. Методические разработки уроков

Тема урока

«Сказка в русской живописи» 3 класс

Педагогическая цель:

Познакомить обучающихся с творчеством русских художников:

Васнецова, Билибина, Рериха  посредством русских народных сказок.

Задачи урока

- познакомить детей с русскими народными сказками посредством интеграции знаний из урока  «литературное чтение».

- обогатить и развить духовный мир и эмоциональную сферу ребенка;

- сформировать характер ребенка, исправлять негативные его стороны, давая возможность самому делать выводы и работать над собой;

- помочь детям быстрее и с большим интересом усвоить нормы, правила, традиции, положительный стиль поведения.

Тип урока

Урок изучения новых знаний. Урок – беседа.

Планируемые результаты

(предметные

П Р)

-понимать образное выражение сказки в картинах русских художников;

- научить понимать особенности сказочного сюжета, его язык, стиль, образность;

- развивать воображение ребенка;

- способствовать развитию в детях понимания внутреннего мира людей;

- развивать коммуникативные функции.

Личностные

(Л Р)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- Понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

-Уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- Уметь обсуждать и анализировать художественные произведения.

У У Д Метапредметные (М П Р)

Познавательные УУД:

- Овладеть умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- Стремиться к освоению новых знаний и умений,  достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- Овладеть умением вести диалог;

- Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач.

Регулятивные УУД:

- Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия  в соответствии с поставленной задачей;

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Основное содержание темы, понятия, термины

- понятие- сказка;

- виды сказок и их содержание;

- изучение сюжетов сказочных картин;

Образовательные ресурсы

Презентация Power Point «Сказка в русской живописи», иллюстрации русских сказок.

Ход урока

Этап урока

Учебная ситуация

Результат

этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1. Самоопределение

К деятельности.

Орг. Момент

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль)

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Действие педагога

-готовность к предстоящей деятельности;

- контроль за действиями обучающихся.

Действия обучающихся

-настрой на урок;

- готовность к диалогу с учителем.

2. Актуализация знаний, мотивация

Осознание необходимости получения новых знаний

Определение границ знания и незнания

Беседа о русских традициях, о добре и зле,

Объясняют сюжет сказки, изображенной на картине.

3. Постановка учебной задачи

Представление обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научаться.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему уроку.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, какова тема урока?

Проговаривают тему, отделяя знания от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи

Получить представление: как русский художник изображает сказку в живописи.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Знакомство:

- с персонажами сказок;

- с сюжетами сказочных картин;

- с характером картин;

Участвуют в диалоге.

Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.

Анализируют новые сведения о русской живописи.

Рассуждают о значении сказки в жизни человека.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

Опрос по новому материалу. Оценка опроса.

6. Оценка

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Оцените результат своей работы.

Ответы на вопросы.

7. Итог. Рефлексия

Деятельности

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- что нового вы открыли для себя на этом уроке?

- для чего нужна сказка в жизни человека?

Участвую в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

8.Домашнее задание

Использование новых знаний в выполнении домашнего задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению новых знаний.

Познакомиться с содержанием сказки «12 месяцев» и подобрать иллюстрации к тексту.

Запись домашнего задания в дневник.


Конспект урока беседы в 3 классе. Тема: «Сказка в русской живописи»

Цель урока:   Познакомить обучающихся с творчеством русских художников: Васнецова, Билибина, посредством русских народных сказок.

Задачи урока:

 - познакомить детей с русскими народными сказками посредством интеграции знаний из урока  «литературное чтение».

- обогатить и развить духовный мир и эмоциональную сферу ребенка;

- сформировать характер ребенка, исправлять негативные его стороны, давая возможность самому делать выводы и работать над собой;

- помочь детям быстрее и с большим интересом усвоить нормы, правила, традиции, положительный стиль поведения.

План урока.

1.  Приветствие. Вступление.

2. Беседа о русских традициях, о добре и зле.

3. Знакомство  с персонажами сказок; с сюжетами сказочных картин;  с характером картин.

4. Подведение итогов.

Ход урока.

1.  Приветствие.

Сегодня мы познакомимся с художественными произведениями, написанными  художниками на темы русских народных сказок.

2. Беседа о русских традициях, о добре и зле

- какие бывают сказки?

- откуда пришли к нам сказки?

- кто является героем русских сказок?

- чем, обычно, заканчиваются сказки?

Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят все. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.

Сказки бывают разные: о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Сказка пришла к нам из глубокой древности. Она входила в магический обряд «посвящение во - взрослые». Он назывался инициацией. Вместе со сказочными героями подростки отправлялись в символический потусторонний мир – мир мертвых, учились побеждать страх, проходили через ряд испытаний, разгадывали загадки и благополучно возвращались обратно. Так что сказка – это не только занимательно, но и очень серьезно.

3. Знакомство  с персонажами сказок; с сюжетами сказочных картин; с характером картин.  

 Показ слайдов. Беседа по вопросам:

- что изображено на картине?

- выделите и опишите основные группы героев картины

- опишите главного героя картины

- какой фон и тона преобладают в картине?

- какое настроение в этой картине?

- к какой сказке написана эта картина?

4. Подведение итогов:  Беседа по вопросам:

- что нового вы открыли для себя на этом уроке?

- для чего нужна сказка в жизни человека?

В сказке Добро всегда борется со Злом. Некоторые из нас  до сих пор считают, что с наступлением сумерек, пробуждается нечистая сила, предвестником которой  считались черные вороны. На картине Николая Рериха Они выглядят устрашающими мрачными силуэтами, а валуны в лучах заката кажутся громадными черепами.

Иван Царевич на картине Виктора Васнецова  несется на ковре - самолете с Жар – птицей. Сказочное время не ждет! На мгновение оно словно застыло на обложке книге «Сказка о царе Салтане», оформленной Иваном Билибиным. Его кот ученый уже заждался. Неспешный ритм его шагов и движения хвоста похожи на узоры «бурливых» волн лукоморья. Окно в мир сказки распахнуто художником!

Были  ли вы когда нибудь в настоящей «избушке на курьих ножках»? Ей немногим больше 100 лет. Стоит она в густых лесах подмосковной усадьбы Абрамцево. Сюда, к радушному хозяину, купцу и покровителю творческих людей Савве Мамонтову приезжал и художник Виктор Васнецов. Природа здесь полна таинственной прелести, поэтому сказочная беседка, которую он задумал, была названа именно так – «избушка на курьих ножках». Избушка в сказках всегда была «входом» в потусторонний мир.

Сюжеты сказочных картин дарила художникам и сама жизнь. Когда то Васнецов встретил около того же Абрамцева босоногую деревенскую девчонку. Она поразила его не красотой, а выражением «тоски, одиночества и чисто русской печали» на лице. «Поколдовав» над этим образом в этюдах, он поселил девочку в картине, наделив ее какой - то притягательной тайной.

В картине Виктора Васнецова «Баба Яга» восходящий месяц озаряет призрачным светом мрачную чащобу, сквозь которую над болотом несется в ступе  ведьма. Кажется, мы слышим скрежет ее зубов и зловещее уханье филина, чьи крылья повторяют очертания ее развевающегося одеяния. Белая рубашка Иванушки пронзительно светится и как будто взывает о помощи.

Иногда Добро в работах Васнецова кажется хрупким и беззащитным, совсем как  юная царевна на картине «Кощей Бессмертный». В подземелье своего дворца Кощей уговаривает прекрасную царевну стать его женой. Пряди волос и бороды царя змеятся по его груди, а зубцы его короны извиваются, как пиявки. Носы туфель зловеще загнуты, они похожи на когти, а лезвия окровавленного меча изгибается в его костлявых руках. Он, словно сетью, опутывает царевну обещаниями и угрозами, но на лице красавице нет испуга. Она бледна, но тверда и непреклонна. Кажется, что именно от ее кораллового с золотом одеяния, а не от сверкающих  монет в сундуках, Кощея в подземелье становится светлее. Безжалостный дух Зла бессилен перед чистотой, перед светом красоты. Даже мрачные подвалы его владений озарены лучами сказочного красного солнышка – оно на росписи стен возле царевны.

Верные приспешники зла – лешие, домовые, русалки, водяные…

Правда мелкая нечисть в сказках не только вредит героям, но иногда и помогает им. Васнецов был тем редким художником, который смог приручить нечистую силу. На открытках он изобразил нечисть по- домашнему уютной и незловредной. Домовой – хлопотлив и домовит. Водяной – обаятельный проказник.  

Происхождение русалок связывались историями о несчастной любви. В старину верили, что русалками становились обманутыми своими возлюбленными молодыми девушками, утонувшими в реке. Покой и прохлада подводного царства хранят теперь их обиды и проклятия. На картине Валентина Серова «Русалка» можно увидеть  лицо такой зачарованной девы. Иногда наступает такое время, когда не только пробуждается нечисть, но и происходит разное волшебное превращения.

 Самое загадочное полотно Михаила Врубеля «К ночи» - на первый взгляд просто картина из крестьянской жизни: пастух пригнал в ночное коней. Но вот загораются в ночи фиолетовым пламенем цветы чертополоха, и фигура пастуха обретает сходство с нечистью: на голове его вырастают изогнутые рога, глаза угрожающе поблескивают.  

Через раму картины «Спящая Царевна» Васнецова ты словно заглядываешь в зачарованное спящее царство. Необычайно яркие краски кажутся застывшими словно художник заколдовал их и они тоже погрузились в сон. Вместе с челядью уснувшей царевны, многочисленными зверями и птицами спит и Девочка Семилеточка. Перед тем как ее сковал волшебный сон, она читала таинственную глубинную книгу – легендарное повествование о прошлом и будущем славян. Но мы знаем, кто разрушит злые чары, чтобы ее царство вновь наполнилось пением птиц, звуками голосов и музыкой.

Счастьем и умиротворением веет от картины Васнецова «Ковер – самолет»! По небу, среди мягких ласковых облаков летят на ковре самолете – Иван Царевич и Елена Прекрасная. Ковер – самолет парит в розовеющем небе над рекой, молочный туман опустился на реку – получились настоящие молочные берега. Туман будто продолжает реку в сказочном небесном «некотором царстве»

У Васнецова в картине  «Царевна Лягушка»  силой заклинания обладает музыка, под которую пляшет героиня.  В ритмический ряд складываются приплясывающие сапожки музыкантов, узор на половицах и даже шеи летящих лебедей. Верхнее одеяние царевны с откинутыми рукавами кажется живым, а его зеленый волшебный цвет напоминает о ее чудесном превращении из лягушки в царевну.

На страницах сказки «Василиса Прекрасная», проиллюстрированной художником Иваном Билибиным превращения происходят прямо перед взором читателя. В предрассветном лесу  вдалеке появляется белый витязь – вестник Утра. Красный всадник на следующей странице скачет прямо на зрителя – День разгорается. А на следующей странице юный читатель замирает от страха: прямо на него из глубины леса конь выносит черного всадника – наступает Ночь, таящая новые испытания и превращения.

Герои картины Николая Рериха «Баян», «Илья Муромец», «Микула Селянинович», «Заморские гости», «Соловей Разбойник» смотрят с живописных полотен, которые по размеру смело можно было назвать богатырскими.

Нет сомнения, что чтение русских сказок доставит детям и взрослым много счастливых минут. Сказки мудры и учат людей высокой нравственности незаметно, ненавязчиво. Как на крыльях они уносят нас в воображаемый мир, заставляя дивиться богатству народной выдумки. В народном творчестве сказка – вероятно, и есть самое большое чудо.


Тема урока

Создание эскизов и макетов к  спектаклю по сказке «12 месяцев». 3 класс

Педагогическая цель:

Познакомить обучающихся с творчеством художников – оформителей через создание эскизов и макетов.

Задачи урока

- Познакомить  обучающихся с понятием «макет», «эскиз».

- Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

 - Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

- Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (бумага, кисти, мелки, природные материалы)

Тип урока

Комбинированный урок .

Планируемые результаты

(предметные П Р)

- Выполнять эскизы и макеты для оформления сцены;

- Изготавливать костюмы для сказочных персонажей;

- Уметь применять природные и графические материалы в творческой работе;

- Научить понимать особенности сказочного сюжета, его язык, стиль, образность;

- Развивать воображение ребенка;

- Способствовать развитию в детях понимания внутреннего мира людей;

Личностные (Л Р)

- Уважительно относиться к культуре народного искусства;

- Понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

-Уметь наблюдать и фантазировать при создании сказочных образов;

- Уметь работать в группе, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

У У Д Метапредметные (М П Р)

Познавательные УУД:

- Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижений более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- Распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач.

Регулятивные УУД:

- Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия  соответствии с поставленной задачей;

- Уметь организовать рабочее место;

- Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Основное содержание темы, понятия, термины

- Понятие- макет, эскиз, оформление сцены;

- Изучение характера сказочных героев.

Образовательные ресурсы

Презентация Power Point «Времена года», наглядные пособия, плакаты.

Ход урока

Этап урока

Учебная ситуация

Результат

этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1. Самоопределение

К деятельности.

Орг. Момент

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль)

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Действие педагога

-готовность к предстоящей деятельности;

- контроль за действиями обучающихся.

Действия обучающихся

-настрой на урок;

- правильность выбора учебных принадлежностей, правильность и аккуратность расположения предметов на парте;

- готовность к практической работе.

2. Актуализация знаний, мотивация

Осознание необходимости получения новых знаний

Определение границ знания и незнания

Рассказ о временах года и традиционном русском костюме.

Характеризуют каждого сказочного героя.

3. Постановка учебной задачи

Представление обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научаться.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему уроку.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, какова тема урока?

Проговаривают тему, отделяя знания от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи

Получить представление о технических средствах оформления сцены, народного костюма.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деят. по открытию нового знания.

Знакомство с персонажами сказки и их характером.

Участвуют в диалоге.

Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.

Изготавливают макет головного убора и эскизы оформления сцены.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

При помощи гуаши сделайте эскиз зимнего леса. С помощью природных материалов изготовить головной убор. С помощью мелков изобразите королевский дворец, а цветными карандашами костюмы персонажей.

Выполнение практической работы по заданию учителя.

6. Оценка

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Оцените результат своей работы.

Выставка работ (самооценивание). Просмотр и обсуждение выполненных работ.

7. Итог. Рефлексия

Деятельности

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- что нового вы открыли для себя на этом уроке?

- по вашему мнению сложно ли оформить сцену

Участвую в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

8.Домашнее задание

Использование новых знаний в выполнении домашнего задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению новых знаний.

Раздача сценария сказки.

Подготовка к спектаклю.

Конспект урока в 3 классе «эскизы к спектаклю «12 месяцев»

Цель урока: Изготовить эскизы и макеты к спектаклю

Задачи урока:

Образовательные:

-Познакомить обучающихся с понятием «макет», «эскиз».

- Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (бумага, кисти, мелки, природные материалы).

Развивающие:

- Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

- Расширить кругозор, логику мышления, воображение ребенка.

Воспитательные:

- Проявлять умение быть внимательными и аккуратными.

- Уметь работать   в группе.

Оборудование и материалы: карандаш, бумага, ножницы, магнитофон, диски, природные материалы, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисти, шаблоны людей.

План урока.

1. Распределение на группы.

2. Приветствие. Вступление.

а) выделение главных моментов в сказке.

б) объяснение терминов: эскиз, макет, оформитель.

3. Распределение заданий.

4. Объяснение заданий каждой группе.

4. Выполнение  практического задания.

5. Выставка, обсуждение, оценка работ самими ребятами.

Ход урока.

1. Каждый ученик берет карточку с номером стола и садится.

2. Добро пожаловать в мир сказки. Какие  сказки вы знаете?

(дети называют названия сказок)

Сегодня мы обсудим сказку С. Я. Маршака «12 месяцев», вспомним краткое содержание, выделим главные моменты.

В сказке говорится о том, как падчерицу отправляют в лес за подснежниками.

Действие происходит перед Новым годом, поэтому с девушкой происходят разные чудеса. Она встречает всех братьев месяцев сразу, и, конечно же, они ей помогают.

По этой сказке создан фильм, а также на сцене можно увидеть спектакль. Чтобы спектакль был ярким и зрелищным, что делают художники и как эти художники  называются? (Оформители). Вот сегодня мы и будем такими художниками – оформителями и  будем создавать эскизы и макеты к спектаклю.

3. Надо выбрать каждой группе карточку с заданием.

а) оформление задника сцены: «зимний лес», «королевский дворец».

б) головные уборы братьев месяцев: зима, весна, лето, осень.

в) эскизы костюмов: Деда Мороза, падчерицы, принцессы, звездочета, собак,

солдата.

г) макет костра и елки.

4. а) задник сцены (лес) можно нарисовать как на темном, так и на светлом фоне. Использовать иллюстрации и плакаты. Для изображения дворца королевы можно использовать плакаты «архитектура древней Руси».

б) картонный ободок оформить соответственно временам года, используя природные материалы, искусственные  цветы,  ткань.

в) костюмы можно нарисовать, используя шаблон человека, используя карандаши, фломастеры, цветные ручки, цветные карандаши. Использовать карточки, раздаточный материал по костюмам как наглядное пособие.

г) макеты костра  и елки можно сделать из тонированной  бумаги, природных материалов, ткани

5. Все рисунки повесить на стенд, а макеты поставить на стол.

Дать возможность ребятам оценить работы других групп.

Сказка С.Я. Маршака «12 месяцев» - это продолжение непримиримой борьбы между добром и злом.

Добро – милая, добрая падчерица и братья - месяцы

Зло – капризная королева и злая  мачеха с дочкой .

Счастливые, как вешние ветра,

Шли по дороге вместе два Добра.

Но злу ведь тоже дома не сидится

Настигло их и начало глумится:

С ног сшибло, сапогами топчет, бьет,

В лицо шипит, смеется и плюет,

Истошно воя сквозь угар кровавый,

Мол, нету на меня нигде управы!

Одно Добро слезами залилось,

Второе, кулаки, сжав, поднялось –

Оно со Злом три дня, три ночи билось,

И с той поры зовется – Справедливость!

Зло наказав, она обет дала, что будет защищать Добро от Зла.

Чиня Добру обиды, помнить надо,

Что Справедливость тоже где – то рядом.


Тема урока

Создание макета подснежников. Отрывок из спектакля сказки «12 месяцев» 3 класс

Педагогическая цель:

Познакомить обучающихся с актерским мастерством посредством исполнения отрывка из спектакля сказки «12 месяцев»

Задачи урока

- Создать макет подснежников;

- Воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре.

 - Способствовать развитию творческой и познавательной активности.

-  Способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (бумага, проволока, клей, ножницы)

Тип урока

Комбинированный урок.

Планируемые результаты

(предметные П Р)

- Выполнить  макет цветов для спектакля;

- Развивать воображение ребенка;

- Развить коммуникативные способности;

- Способствовать развитию в детях взаимопонимания;

Личностные (Л Р)

- Уважительно относиться к культуре театрального искусства;

-Уметь наблюдать и фантазировать при создании сказочных образов;

- Уметь работать в коллективе, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-Уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

У У Д Метапредметные (М П Р)

Познавательные УУД:

- Овладеть умением творческого видения, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- Стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижений более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- Распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- Использовать средства информационных технологий для решения различных учебно – творческих задач.

Регулятивные УУД:

- Уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия  в соответствии с поставленной задачей;

- Уметь организовать рабочее место;

- Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

- Находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Основное содержание темы, понятия, термины

- Историческая справка о театре, сцене, актерах;

- Познание театрального мастерства.

Образовательные ресурсы

Презентация Power Point «Подснежники»,  отрывок из фильма – сказки «12 месяцев», театральная постановка спектакля.

Ход урока

Этап урока

Учебная ситуация

Результат

этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

1. Самоопределение

К деятельности.

Орг. Момент

Готовность к уроку.

(Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль)

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Действие педагога

-готовность к предстоящей деятельности;

- контроль за действиями обучающихся.

Действия обучающихся

-настрой на урок;

- правильность выбора учебных принадлежностей;

- готовность к практической работе;

- готовность к спектаклю.

2. Актуализация знаний, мотивация

Осознание необходимости получения новых знаний

Определение границ знания и незнания

Технология изготовления макета цветов.

Изготовление макета цветов.

3. Постановка учебной задачи

Представление обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научаться.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему уроку.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке, какова тема урока?

Проговаривают тему, отделяя знания от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

4. Решение учебной задачи

Получить краткие сведения о возникновении театра.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деят. по открытию нового знания.

Контроль за действиями (изготовление цветов, исполнение театральной постановки)

Выполнение практической работы по заданию учителя.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий

При помощи бумаги, проволоки, клея и ножниц изготовьте макет цветка.

Выполнение практической работы по заданию учителя.

Создание коллективной работы.

6. Оценка

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Оцените результат своей работы.

Исполнение спектакля.

Выставка работ (самооценивание).

7. Итог. Рефлексия

Деятельности

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать свои достижения.

Беседа по вопросам:

- что нового вы открыли для себя на этом уроке?

- по вашему мнению трудно ли быть актером?

Участвую в диалоге, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

8.Домашнее задание

Использование новых знаний в выполнении домашнего задания.

Формирование и развитие ЦО к обобщению новых знаний.

Подведение итогов проделанной работы.

Конспект урока в 3 классе. Тема: Создание макета подснежников. Отрывок из спектакля сказки «12 месяцев» 3 класс.

Цель урока: Изготовить макет подснежников.

Задачи урока:

Образовательные:

- изучение формы и цвета подснежника.

-создание объемного цветка.

- повторение примет времен года.

Развивающие:

- расширить кругозор, логику мышления, воображение ребенка.

Воспитательные:

- быть внимательными и аккуратными.

- уметь работать в группе.

Оборудование и материалы:  карандаш, тонированная  бумага, зеленые и желтые полоски бумаги, проволока, ножницы, магнитофон, диски, наглядные пособия, проектор, экран.

План урока.

  1. Введение. Приветствие.
  2. Просмотр слайдов «подснежники»
  3. Сообщение  темы и цели занятия.
  4. Объяснение задания и последовательности его выполнения.
  5. Самостоятельная работа учащихся.
  6. Оформление коллективной работы.
  7. Небольшое театрализованное представление «В гостях  у братьев месяцев»

Ход занятия.

  1. Приветствие.

-В сказке говорится о том, как падчерицу отправляют в лес за подснежниками. Действие происходит перед Новым годом, поэтому с девушкой происходят разные чудеса. Она встречает всех братьев месяцев сразу, и, конечно же, они ей помогают.

-На предыдущем уроке мы делали эскизы к сказке. Здесь и зимний лес, и дворец королевы и некоторые костюмы. А так же макет костра и елки.

2. -Какие цветы хотела видеть королева в канун Нового года? (подснежники).

Сегодня мы будем делать макет подснежников, который можно использовать в спектакле.

3. Просмотр слайдов с подснежниками (обращение внимания ребят на форму и цвет лепестков и цветка в целом). Объяснение выполнения задания.

Чтобы сделать подснежник нам надо взять проволоку и на конце закрутить желтую полоску бумаги. Это будет середина цветка. Из белой бумаги надо вырезать небольшой цветок с пятью лепестками, насадить на проволоку и приклеить к серединке. Из зеленой бумаги вырезать двойные листочки и прикрепить к проволоке. При работе с ножницами, проволокой, клеем необходимо соблюдать правила безопасности.

4. Самостоятельное выполнение цветка с листочком. Играет музыка из фильма.

5.Все цветы прикрепить к подставке из пенопласта, покрашенного в коричневый  цвет (коллективная работа).

6.Показать сцену из спектакля, с использованием фильма-сказки.


Сценарий к отрывку из спектакля «12 месяцев»

«В гостях у братьев месяцев» 3 класс

Девушка: - Добрый вечер.

Декабрь: - И тебе вечер добрый.

Девушка: - Если не помешаю, позвольте возле вашего костра погреться.

Декабрь: - Ну как братья, позволим или нет

Не бывало еще такого случая, чтобы кроме нас, братьев 12 месяцев

у этого костра сидел.

Апрель: - не бывать то не бывало, но если кто пришел на огонек наш, так пусть греется.

Декабрь:  Ну подходи, красавица, подходи. Видишь  костер у нас какой, так и пышит.

Девушка: Спасибо, дедушка. До чего у вас костер легкий, да жаркий, до самого сердца тепло стало.

Декабрь: - А что в руках у тебя, девушка никак корзинка. За шишками  или за грибами собралась.

Девушка: - Не по своей воле я пришла, и не за шишками и не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за подснежниками.

Март (апрелю):  Слышь, братец, за подснежниками. Значит, твоя гостья  ( к девушке): а что же ей цветы то понадобились.

Девушка: Не цветы ей нужны, а золото. Наша королева пообещала тому золото, кто принесет ей корзину подснежников. Вот меня и послали в лес.

Январь: - Не повезло тебе. Подснежники в апреле растут, а сейчас только декабрь.

Апрель: - Братец Январь, уступи мне на час место.

Январь: - Я -  то уступлю, а что скажут Февраль и Март.

Февраль и Март: - Мы согласны.

Январь: - Ну, так тому и быть ( держит посох).

Не трещите морозы в заповедном бору.

У сосны, у березы не грызите кору.

Полно вам, воронье, завораживать,

Человечье жилье выхолаживать. (Передает посох февралю ).

Февраль:

Ветры, бури, ураганы дуйте что есть мочи.

Вихри, вьюги и бураны разыграйтесь к ночи.

В облаках трубите громко, вейтесь над землею,

Пусть в полях бежит поземка белою змеею.

( передает посох марту)

Март: Снег теперь уже не тот, потемнело в поле,

На озерах треснул лед, словно раскололи.

Облака плывут быстрей, небо стало выше.

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем: стежки и дорожки

И на вербах серебром светятся сережки.

Апрель: Разбегайтесь ручейки, растекайтесь лужи,

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.

Девушка: - Да как же это все случилось, глазам своим не верю.

Апрель: - Верь не верь, а беги скорей подснежники собирай. Нам братья месяцы всего один час дали.

Девушка: - Бегу, бегу (собирает подснежники).

Январь: - Я ее сразу узнал: и платочек тот же дырявый и сапожки худые.

Февраль: - Мы, зимние месяцы хорошо ее знаем: то у проруби встретим, то в лесу с вязанкой дров.

Осень: - А мы дождем поливали, но без этого нельзя.

Апрель: - Ну, а если она вам всем нравится, подарю я ей свое обручальное колечко.

Девушка: - Спасибо вам всем, никогда вас не забуду.

Апрель – А чтобы не забыла, вот тебе колечко. Если случится беда, брось его на землю и скажи:

Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко

В летние сени, в теремок осенний.

Да по зимнему ковру, к новогоднему костру.

Мы придем к тебе на выручку.

Девушка: - Прощайте, братья месяцы.

Девушка уходит. Играет музыка из сказки 12 месяцев.


Заключение

Предмет «изобразительное искусство» дает учителю возможность при работе с детьми обратиться к сказке, ее героям и событиям, проанализировать текст и создать художественные образы на бумаге или в объеме.

В наше время русские народные сказки не потеряли свое значение и играют огромную роль в воспитании подрастающего поколения, в развитии фантазии и образного мышления.

На основе интегрированного подхода были созданы методические разработки уроков и занятий изобразительного искусства в начальной школе.

Был подобран и проанализирован методический материал о творчестве художников М.А. Врубеля,  В.М. Васнецова, И.Я. Билибина. Был подобран и систематизирован визуальный, вербальный и музыкальный ряд изучаемой темы урока. Разработаны серии уроков по иллюстративному рисованию.  Сформированы умения обучающихся выполнять иллюстрации к народным сказкам.


Список литературы

1. Гурович Л.М. «Ребёнок и книга».

2. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества.- М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии.- СПб: Речь, 2006.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.Формы и методы работы со сказками.- СПб: Речь, 2006.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб: Речь, 2002.

6. Ильина М.В. Развитие вербального воображения.- М.: Прометей; Книголюб, 2003.

7. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./Ярославль: Академия развития, 2006.

8. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки

9. Сухомлинский. В.А. «Сердце отдаю детям».

Источники интернет

1. http://skazki.smeha.net/russkie/info.html

2. http://skazki.smeha.net/russkie/info.html

3. сhttp://www.kritika24.ru/page.php?id=2521

4. http://www.bayushki.ru/tales_russian.htm


Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 1

Презентация. Начало ."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 2 .

Презентация.Продолжение."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

Презентация " Создание художественного образа на уроках изобразительного искусства"

В данной презентации описан опыт работы над созданием художественного  образа на уроках искусства....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются практические вопросы организации проектной работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе....