ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по изобразительному искусству (изо)

Терешкина Юлия Владимировна

В статье рассматриваются практические вопросы организации проектной работы на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_organizatsii_proektnoy_raboty_statya.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ю.В. Терешкина,

почетный работник общего образования РФ,

учитель изобразительного искусства,

руководитель методического объединения эстетического воспитания

и физического развития АНО ОМШГУ

Санкт-Петербург, 2020.

Умение творчески работать в коллективе над созданием совместного проекта – необходимый аспект развития творческой социально-адаптированной личности.

Для решения образовательных задач, присущих современному образовательному процессу, учителю изобразительного искусства, необходим творческий подход к организации и проведению уроков, умение выбирать наиболее эффективные технологии, методы, формы и средства обучения, развивающие у школьников личностные, социальные и предметные компетенции.

Современная теория образования определяет главным фактором развития личности предметно-практическую деятельность и взаимодействие между людьми. Активизация познавательной деятельности учащихся с целью самореализации является одной из наиболее актуальных проблем в теории и практике современного обучения. Здесь на первый план выходят гуманитарные технологии, способствующие активизации мышления и художественно-творческой деятельности учащихся,  такие как проблемно- поисковые технологии, технологии проектирования,  исследовательские технологии, а также технологии форм организации учебного процесса, способствующие развитию личностных и социальных компетенций учащихся, такие как: групповые, коллективных способов деятельности, технологии работы в парах, технологии организации диалога, технологии коллективного взаимодействия и совместной творческой деятельности.

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека, способность творчески работать в коллективе над созданием совместного проекта.

Совместная проектная деятельность позволяют решить многие задачи: развитие личностных, социальных и предметных компетенций в их единстве и взаимосвязи, приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; приобретение практических  навыков поиска необходимой для исследования информации, способах обработки результатов исследовательской деятельности и их презентации, способах межличностного взаимодействия.

Проектные технологии органично сочетаются с обучением изобразительному искусству: их объединяет понятие «творчество». В педагогике искусства под творческой деятельностью понимается деятельность по созданию новых художественных образов. Творческая деятельность всегда тесно связана с решением различного образа проблем. Механизм мышления ученого, делающего открытия, и ребенка, познающего новое, как отмечают психологи, схожи. Процесс  создания художественного образа базируется на эмоционально-эстетическом поиске, он неразрывно связан с новыми открытиями и, собственно, с исследовательской деятельностью. Однако, исследовательская деятельность ученого и ребенка имеют и существенные различия: под исследовательской деятельностью ученого понимается деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением, а под учебно-исследовательской деятельностью – процесс решения научных, творческих или личностных проблем, имеющих своей целью не открытие объективно новых для человечества знаний, а приобретение субъективно нового знания.

Искусство фундаментально воздействует на формирующегося человека. Художественно-образное мышление является основой познания в детском возрасте. Наиболее благоприятен для развития стремления к познанию изобразительного искусства младший школьный возраст.

При организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, механизмы развития творческого воображения, художественного мышления и восприятия искусства, особенности становления изобразительной деятельности детей, следует опираться на весь комплекс полученных учащимися знаний и умений.

В ходе осуществления проектной деятельности на уроках изобразительного искусства, предполагается исследовательская  или частично-поисковая работа с использованием различных ресурсов (фотоматериалов, натурных постановок, предметов декоративно-прикладного искусства, репродукций произведений искусства, творческих работ учащихся, натурных зарисовок, учебников, методических пособий, Интернет-ресурсов и т. д.) с целью изучения проблемной ситуации. (Проблемная ситуация – это психическое состояние, вызванное затруднением человека, когда он не знает, как объяснить явление, факт, процесс, не может достичь цели известными способами, и побуждающее к поиску новых способов объяснения или действия).

 Учебная исследовательская деятельность  на уроках изобразительного искусства может быть отнесена к трем видам:

1. констатирующая исследовательская деятельность (основана на наблюдении) - раскрытие существенных признаков предметов путем наблюдения (размер, форма, текстура, цвет предмета; отличительные особенности различных природных явлений, объектов живой и неживой природы, объектов, созданных человеком);

2.  умозаключающая исследовательская деятельность (основана на  наблюдениях и опытах, выявляющих причинные связи между явлениями);

3. обобщающая исследовательская деятельность (основана на раскрытии закономерностей явления на основе наблюдения и опыта).

Например, при изучении в первом классе способа изображения птицы при помощи геометрических фигур, учащиеся отмечают сходство отдельных частей тела птицы с геометрическими фигурами (констатирующая исследовательская деятельность). Правильно отвечают на вопросы, почему у дятла клюв длинный, у синицы – маленький, а у орла - крючкообразный (умозаключающая исследовательская деятельность). Правильно делают вывод, что у всех хищных птиц клюв крючкообразный, а у всех водоплавающих птиц – на лапах между пальцами перепонки (обобщающая исследовательская деятельность) и т.п.

Все три вида могут сочетаться и взаимодополнять друг друга, однако для дошкольного и младшего школьного возраста наиболее доступна констатирующая  исследовательская деятельность. Умозаключающая исследовательская деятельность также доступна младшим школьникам, однако, здесь необходимо моделирование учителем проблемной ситуации, постановка проблемных вопросов. К обобщающей исследовательской деятельности учащиеся подводятся учителем постепенно, по мере накопления ребенком субъективного жизненного и художественного опыта и опыта исследовательской  и проектной деятельности.

В практике обучения изобразительному искусству, решение  проблемной ситуации неотделимо от решения художественно-творческих задач, и здесь на главное место выходят задачи по созданию художественного образа в процессе реализации творческой работы.

Цель деятельности педагога – создание условий для художественного исследования действительности, для поиска способов материализации замысла учащихся, создания ими художественного образа. Для учащихся начальной школы работа по созданию художественного образа наиболее плодотворно протекает при совместной работе над творческим проектом под руководством педагога, так как в этом возрасте учащиеся имеют недостаточный жизненный и художественный опыт и самостоятельно еще не в состоянии осуществить эту работу. В начальной школе формируются только базовые основы, приобретаются первичные сведения, на почве которых в дальнейшем складывается система эстетических знаний, формируется собственные художественно-практические навыки ученика. Кроме того, учащимся младшего школьного возраста очень нравится совместная изобразительная деятельность, так как каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и продукт совместной деятельности получается более впечатляющим, эмоционально гораздо сильнее затрагивает детей [3, с.11]. Педагог может подсказать источники информации, а может направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный результат.

В ходе работы над совместным проектом на уроках изобразительного искусства выделяются следующие особенности этапов проектной деятельности:

1. поисковый (диагностический) этап характеризуется постановкой проблемной ситуации (эмоционально-художественных затруднений), актуализацией собственного багажа знаний, наблюдений, эмоционально-эстетических впечатлений, ассоциаций, художественно эстетического опыта;

2. аналитический этап характеризуется эстетической оценкой  явлений действительности, осознанием  художественных противоречий, затруднений художественно-эмоционального и мыслительного характера в реализации замысла, поиском способов воплощения замысла и художественного языка, сбором необходимой информации и материалов в различных источниках, а также путем натурно-исследовательских зарисовок, зарисовок аналогов в искусстве, зарисовок первых собственных творческих идей и эскизирования;

3. прикладной этап характеризуется реализацией замысла, изображением художественного образа в материале;

4. презентационный этап характеризуется эмоционально-эстетической оценкой (рефлексией) результата решения художественно-творческой задачи (художественного образа) с точки зрения его оригинальности, художественной выразительности, адекватности замыслу, эмоциональной насыщенности, на этом этапе происходит оформление и презентация проекта.

Результат реализации проекта зависит от того, как тщательно были проведены диагностический и аналитический этапы проекта и насколько грамотно организован педагогом прикладной этап работы над совместным проектом.

        Фаза реализации проекта (прикладной этап) занимает наибольшее количество времени и может достигать значительной длительности (в некоторых случаях на проект может отводиться целая четверть).  Меняется режим обучения (спаренные уроки или циклы уроков, "погружение" и т.п., позволяющие создать лучшие условия для реализации полного цикла учебно-познавательной деятельности). Используются все виды учебного общения, различного сочетания фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной форм деятельности.

        На этом этапе педагог обязан спланировать организацию работы в группе, способы коммуникации и связей участников проекта, ввод в действие систему стимулирования, функционирование системы контроля за ходом работы, решение текущих задач.

        Если рассматривать формы организации учебной деятельности по способу взаимодействия участников учебного процесса, то становится очевидным, что  взаимодействие в большой группе/классе  и  взаимодействие в малых группах происходит не одинаково. В большой группе учитель работает с учащимися фронтально, взаимодействие между учащимися минимальное – каждый выполняет индивидуальную работу. В малых же группах, учитель работает с каждой группой в отдельности, кроме этого идет активное взаимодействие между участниками группы и между группами. Отдельные ученики ставятся в положение учителя, появляется возможность оказания реальной помощи друг другу. Учащиеся выполняют, как правило, работу, основанную на совместной деятельности. Величина группы может быть различной, в зависимости от содержания и характера работы, она колеблется от 2 до 10 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.        Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Успех осуществления этой формы познавательной деятельности, в первую очередь, зависит от тщательности ее подготовки учителем и его умения уделить внимание каждой группе.

        Групповые формы подразделяют на: звеньевые, бригадные, кооперировано-групповые, дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся;

При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся;

При кооперативно-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего задания;

Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости,  сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям.

        Общение в группе равных (прежде всего – сверстников) дает детям то, что в принципе не может дать общение с  взрослым – иерархическое (снизу вверх), во многом неравноправное, - критичность к мнениям, словам, поступкам людей. А за этим стоит умение видеть позицию другого человека, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное - иметь собственную точку зрения, отличать ее от чужой, уметь ее отстаивать. Общение и совместная деятельность со сверстниками позволяют детям присвоить полученные от взрослых цели и образцы действий. Сверстники укрепляют друг в друге чувство самостоятельности, независимости. Именно в обществе сверстников ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). Здесь всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими действиями, а за счет этого понимать другого.

Совместная форма организации практической деятельности подразумевает совместное выполнение творческой работы. Совместная деятельность – деятельность, которая осуществляется несколькими людьми “вместе”. Совместная деятельность предполагает объединение индивидуальных деятельностей, но это объединение не является механическим. Совместная деятельность, как целостная система, преобразует структуры индивидуальных деятельностей за счёт их взаимного дополнения и качественного обогащения.         Учащиеся совместно выполняют общую творческую работу,  работая либо в паре, либо в малой группе, либо всем классом. Очень часто совместную форму деятельности называют коллективной. Такое определение не является точным, так как носит более узкий характер. Согласитесь, что несколько человек, временно объединившихся для создания общей работы, трудно назвать коллективом.

Специалистами, занимавшимися проблемами совместной деятельности (В.Г.Асеев, Ф.Д.Горбов, А.И.Донцов, Н.Н.Обозов, Л.И.Уманский и др.), выделяются три основные формы её организации: совместно- индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-взаимодействующая [3, с.27]. Несмотря на условность их словесного обозначения, каждое из этих наименований указывает на характер взаимодействия членов группы в процессе совместной деятельности.

Совместно-индивидуальная деятельность характеризуется тем, участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в ее начале – на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результаты. Планирование при данной форме совместной деятельности наиболее просто: задание каждому выдается сразу, в начале работы и затем корректируется в зависимости того, что сделано другими. На первых порах это делает учитель, впоследствии это выполняется в ходе коллективного обсуждения всеми участниками.

Достоинством данной формы организации деятельности является то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность детей, не имеющих опыта совместной работы, что очень важно для учащихся начальной школы. Выполняя свою часть  творческой работы, ребенок понимает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет общий результат.  

Совместно-последовательная деятельность предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Данная форма организации совместной деятельности создает прекрасные условия для формирования умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы. Количество детей, работающих на одной «конвейерной линии», не должно превышать 6-10 человек. Следовательно, для проведения занятия с большим количеством детей одновременно, необходимо несколько линий.

Совместно-взаимодействующая деятельность  предполагает, что работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. Это самая сложная и  самая разнообразная в плане организации  деятельность. Взаимодействие может осуществляться в паре, в небольшой группе, в классе. Кроме того, возможна реализация взаимодействия между парами и  группами, оно в свою очередь, может протекать в форме совместно-индивидуальной и совместно-последовательной организации деятельности. При этой форме организации от каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовывать свои идеи с задачами общей работы. Данная форма организации деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой – выступает важнейшим средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и объективно оценивать результаты коллективного творческого труда [3, с.30].

Самые первые проекты учащихся по изобразительному искусству могут быть основаны на совместно-индивидуальной форме организации деятельности учащихся по созданию творческой работы. Эта форма  может быть использована уже в начале первого класса. Переход от совместно-индивидуальной к совместно-последовательной форме организации коллективной изобразительной деятельности на практике должен быть постепенным. К концу второго класса учащиеся уже могут осуществлять проектную деятельность под руководством педагога на основе совместно-взаимодействующей формы организации выполнения творческой работы. Все три формы осуществляются в рамках технологии коллективного взаимодействия.

Результат совместной работы всегда весьма значительно превышает сумму потенциальных возможностей каждого из участников. Работа, сделанная коллективно, получается значительно содержательнее, более выразительной, чем аналогичные композиции, выполненные индивидуально. В результате коллективного взаимодействия учащиеся находят порой неожиданные и всегда более яркие решения творческих задач по созданию художественного образа. Продукт проектной деятельности, выполненный на основе совместной творческой работы учащихся, имеет более сильное эмоциональное воздействие, как на участников проекта, так и на зрителей.

Совместная проектная деятельность на уроках изобразительного искусства имеет огромное значение в  воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее коммуникативные навыки, навыки самоорганизации и совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности, способствующее развитию исследовательских умений и компетенций на основе комплексного подхода. Результат совместной проектной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.

Список литературы:

1.   Бережнова Л.Н., Лаптева Л.Б.Управление качеством образования в школе. Книга для учителя. – СПб.: Астерион, 2004. -142с.

2. Гусак Е.В. Краткий курс по педагогике: учебное пособие.- М.: Издательство «Окей-книга», 2008.-144с.

3.  Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: «Российское педагогическое агентство», 1998. -106с.

4. Соколова Е.Н. Обучение изобразительному искусству в общеобразовательной школе: Гуманитарно-технологический подход: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 117с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Арт-технология КАРКАСНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ" на уроках изобразительного искусства в начальной школе. Изготовление новогоднего украшения с применением арт-технологии.

Презентация представляет опыт использования арт-технологий "Каркасное моделирование" на уроках изобразительного искусства в начальной школе....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 1

Презентация. Начало ."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе" часть 2 .

Презентация.Продолжение."Здоровьесберегающие технологии В.Ф.Базарного на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Изучения основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Открытый урок во 2 классе по теме "Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе"...

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...

«Изучение основ композиции на уроках изобразительного искусства в начальной школе»

Методические рекомендации и заметки по теме "композиция"...