Социальный проект "От сердца к сердцу"
проект по теме

Творческая работа воспитанников Дома детского творчества, напрвленная на решение социальных проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_serdtsa_k_serdtsu.docx353.92 КБ

Предварительный просмотр:

С 2011 года мы используем социальное проектирование как одну из  форм организации деятельности учащихся. В сентябре 2012 года, узнав о конкурсе социальных проектов «Гражданин Воронежского края – гражданин России», мы единогласно решили принять в нем участие. Перед нами встала задача – выбрать проблему, которая значима для нашего района и решение которой нам по силам.

  1. Распределение учащихся объединения на инициативные группы по выбору проблемы.
  2. Было предложено три темы социальных проектов. Голосовало 8 человек.

Голоса распределились следующим образом:

  1. Для уточнения правильности выбора проблемы провели соц. опрос населения.

Вопрос анкеты:

- Какую проблему вы считаете наиболее важной для нашего района в данный момент?

А) благоустройство территории;

Б) проведение мероприятия для одиноких пенсионеров, проживающих в доме-интернате;

В) оформление музея по истории Дома детского творчества.

Опрошено 140 человек, из них:

20 учеников;

80 человек от 18 до 50 лет;

40 человек от 50 до 75 лет.

Результаты:

 

        В результате решено выбрать для реализации социальный проект «От сердца к сердцу».

   С возрастом характер человека меняется. Люди становятся более ворчливыми, придирчивыми, обиженными, все им не так и ничем им нельзя угодить. Так считаем мы, молодые – их дети, внуки. Но не стоит забывать об их жизненном опыте, о многих философских изречениях, в которых ярко выражен опыт этих людей, сказано, что мы должны гордиться ими, уважать и ценить. Хочу вашему вниманию предложить лишь некоторые из них: «Не приятно стареть, но приятно мудреть», «Не стоит бояться старости, мы все зависим от нее», «Человеку столько лет, на сколько он сам себя чувствует».

Известно, что существует 3 возраста человека: биологический, психологический, биографический. Биологический – то количество лет, на которые тянет его организм, его изношенность; психологический – насколько сам человек себя ощущает, образ жизни, ритм, хобби; биографический – сколько человеку лет по паспорту. Эти расхождения иногда очень заметны, иногда и молодые чувствуют себя и живут как старики, а иногда старики живут жизнью полной эмоций и событий.

Известный американский психолог Э.Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности, либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.

Ни для кого не секрет что с выходом на пенсию вся жизнь пенсионера меняется, и, зачастую, не в лучшую сторону. Стоит немного подробнее остановиться на этих факторах: снижается материальное благополучие, ухудшается здоровье, появляется ощущение ненужности, дети выросли и больше не нуждаются в опеке, сбивается обычный ритм жизни, не надо рано вставать и идти на работу, появляется много свободного времени. Именно выход на пенсию для многих служит последним фактором для получения новых и обострения старых болячек.

Здоровый старый человек должен развивать, в соответствии со своими интересами, привязанностями и потребностями, широкий диапазон различных форм активности: культурной, профессиональной, общественной, художественной, спортивной. Окружение должно оказать ему в этом помощь, не создавать барьеров между ним и собой. Старость ни в коем случае не должна быть пассивной вегетацией, она должна стать дальнейшим этапом реализации стремлений человека, удовлетворения его потребности быть значимым и самостоятельным.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Социальные условия жизни пожилых людей, прежде всего, определяются состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных групп происходит далеко не одинаково, самооценки сильно различаются.

Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность, которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.

Одной из наиболее острых проблем пожилых на сегодня как в социуме, так и в условиях проживания в интернате является дефицит общения с родственниками, друзьями, младшим поколением.

Таким образом, важным направлением организации досуга пожилых людей, в условиях дома-интерната малой вместимости, является целенаправленная работа по вовлечению пожилых людей в общение, развитию социальных контактов, созданию социально-психологического климата, обстановки.

Именно поэтому в преддверии праздника мы решили подарить пожилым людям, проживающим в доме-интернате села Красноселовка свое выступление, радость живого общения, оказать им немножко внимания, которого они так ждут.

организовать и провести праздник для пожилых людей Красноселовского дома-интерната.

  • освоить новые формы поиска, обработки и анализа информации;
  • приобрести навыки групповой работы;
  • развивать умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания;
  • развивать критическое мышление учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему;
  • разработать сценарий праздника;
  • сделать подарки для всех жителей дома-интерната;
  • провести развлекательную программу (спектакль, песни, стихи, подарки);
  • развивать аналитические навыки и навыки критического мышления;
  • развивать коммуникативные навыки,  навыки групповой работы;
  • привлечь внимания школьников к актуальным проблемам местного сообщества.

  1. Сбор информации по проблемам пенсионеров.

         

14 мая 2012 года Пенсионный Фонд России обнародовал годовой отчет, в котором представлены ключевые параметры работы. Число пенсионеров в Российской Федерации превышает 40 миллионов человек. В Воронежской области людей пенсионного возраста более 800 тысяч человек. В нашем Петропавловском районе более 7 тысяч человек.

Психологические реалии российских пенсионеров

- Какие психологические проблемы наиболее характерны для современных российских пенсионеров?

Время и деньги – две основные проблемы современных российских стариков. Времени слишком много, а денег – напротив слишком мало, мало до смешного.

Любой среднестатистический пенсионер – это человек, который не уверен в своем завтрашнем дне. Он не знает, сможет ли он завтра купить себе хотя бы все необходимые лекарства, не говоря уже о других не менее насущных вещах. Поскольку государственная политика таким образом как бы намекает ему, что иных нужд, свойственных другим людям, у пенсионера нет, кроме как «с грехом пополам» поесть и сходить в районную поликлинику, человек и сам начинает чувствовать, что он не совсем человек. Результат работы всех этих факторов – повышенная тревожность и депрессия. Это о деньгах.

О времени: если денег слишком мало, то времени – напротив, слишком много. Старость – это пора подведения итогов, когда человек пересматривает свою жизнь и взвешивает – что успел, что не успел. Если зрелые люди, как правило, работают, и им некогда сделать что-то для себя, то это компенсируется ощущением нужности (кормлю семью, сижу с детьми). Старость же, если она нормально обеспечена – это время, когда можно позволить себе исполнить какие-то «праздные» желания. Именно поэтому в Европе и Америке, например, такое огромное количество путешествующих старичков и старушек. Люди могут позволить себе отдохнуть и посмотреть мир – то есть, сделать то, на что в зрелости не хватало времени. Но совет российским старикам съездить отдохнуть или посмотреть мир – звучит, как изощренное издевательство. Многие из них не могут позволить себе даже съездить в соседний город, чтобы в последний раз повидаться с родней.

Когда человек ощущает, что делать ему нечего, он никому не нужен, поскольку пользы от него никакой, то вновь приходит к тому же – он не совсем человек. Итог - та же депрессия. Круг замыкается: когда человек депрессивен, ему сложнее шевелиться и как-то пытаться спасать себя. Поэтому даже пенсионеры, которые могли бы, вероятно, придумать себе какое-то дело, не находят его, ибо убеждены, что никому не нужны.

И третий важный момент. В силу нехватки средств большинство российских пенсионеров так или иначе попадают в зависимость к собственным зрелым детям. Происходит ролевая путаница: «Кто кого кормит? Кто от кого зависит? Кто кому и что дает?». Такая ситуация для многих очень тяжела. Подобную ломку стереотипа (не я даю что-то детям, а я завишу от них) не всякий человек может стойко вынести, поэтому переживания нередко трансформируются в идею «я – обуза». И опять депрессия.

Социально-психологические особенности пенсионного возраста.

                 

          Постоянное возрастание доли пожилых во всем населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Такой процесс обусловлен двумя причинами.

Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Помимо этого, многими специалистами отмечается, что пожилые люди пенсионного возраста, активно занимающиеся общественно-полезной деятельностью (работающие пенсионеры) живут намного дольше и страдают меньшим числом болезней, чем пенсионеры неработающие.

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

- во-вторых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;

- в-третьих, необходимо выявлять пожилых людей, опознавать их проблемы и предпринимать наиболее эффективные способы по их устранению.

В России огромное количество пенсионеров, проживающих в домах интернатах. Это происходит по разным причинам: тяжелая жизненная ситуация, болезнь, отсутствие близких родственников и т.д. Для них огромнейшим стрессом является осознание того, что придется  оставить свой родной дом, что нет рядом родного человека, который мог бы позаботиться. И наша задача организовать праздник не столько для того, чтобы показать свое творчество, а сколько для того, чтобы поднять настроение людям, которые находятся вдали от своего домашнего очага, придать им сил, бодрости, надежды на хорошее будущее, дать возможность пообщаться с детьми, которые напомнят о своем детстве, может быть о внуках.


        Дедушкам и бабушкам, которые живут в домах-интернатах, мы не можем заменить любовь и заботу родственников, подарить веру в стабильное будущее, но в наших силах сделать им праздник, подарить улыбки, хорошее настроение. Поэтому мы решили вместе своими силами организовать небольшой концерт для этих стариков в преддверии праздника Дня матери. Свой проект мы назвали «От сердца к сердцу».

Прежде всего, мы встретились с ребятами, которые занимаются в объединении «Театральное» и попросили у них помощи в реализации данного проекта. Кружковцы Дома детского творчества с радостью согласились нам помочь.  В результате беседы у нас обозначились проблемы, которые мы разбили на блоки.

Для успешной реализации проекта и решения организационных вопросов мы разделились на творческие группы.

 

        

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПО ГРУППАМ

АДМИНИСТРАТОРЫ

Содержание работы

Сроки

1.

Получение разрешения администрации Дома детского творчества на поездку в дом-интернат с. Красноселовка

Сентябрь

2.

Составление сметы

Октябрь

3.

Получение разрешения администрации дома-интерната с. Красноселовка на проведение встречи

Октябрь – ноябрь

4.

Согласование с руководителем районного отдела по культуре, спорту и молодежной политике о предоставлении транспорта

Ноябрь

5.

Согласование с редактором районной газеты «Родное придонье» участия корреспондента в поездке

Ноябрь

РЕЖИССЁРЫ

Содержание работы

Сроки

1.

Подготовка общего сценария праздника (подбор музыки, стихов, песен)

Сентябрь - октябрь

2.

Контроль репетиционно-постановочной работы

Октябрь - ноябрь

3.

Подготовка реквизита, костюмов

Ноябрь

ОРГАНИЗАТОРЫ

Содержание работы

Сроки

1.

Организация репетиционно-постановочной работы

Октябрь – ноябрь

2.

Подготовка шаблонов подарков (сердечко)

Октябрь

3.

Организация пошива сердечек кружковцами ДДТ

Октябрь

4.

Непосредственное участие во всех этапах подготовки к выступлению

На протяжении всего периода

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

  1. Баранова Анастасия
  2. Гладуш Юлиана
  3. Казанцева Вера
  4. Небогина Светлана
  5. Омельченко Анна
  6. Семенихина Юлия
  7. Сукманова Ирина
  8. Шевцова Алина

Для учащихся творческого объединения «Шаг навстречу» результат реализации проекта выразился в следующем:

  • Приобретение новых знаний, умений и навыков в предлагаемых видах деятельности;
  • Опыт межличностного взаимодействия, основанного на доверии, доброте, заботе, договоре между сверстниками, между взрослыми и детьми, детьми и окружающим миром;
  • Осознание ценности и значимости самостоятельного выбора деятельности, поступков, социальной роли, ответственности за совершенный выбор;
  • Развитие активной жизненной и гражданской позиции подростка;
  • Освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;
  • Развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания;
  • Развитие критического мышления учащихся, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Результаты реализации проекта для педагога:

  • Опыт построения диалога на различных уровнях: диалог поколений подросток – подросток, подросток – взрослый;
  • Приобретение навыков создания атмосферы доверия и открытости во взаимоотношениях с людьми.

Общий социально-педагогический результат реализации проекта:

  • Формирование  навыков построения нравственного общества во временном объединении;
  • Приобретение основ организаторско-лидерской деятельности.

ОБЩИЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ:

  • Транспортные расходы
  • Канцелярские расходы
  • Приобретение ткани для пошива сердечек

  1. Районный отдел по культуре, спорту и работе с молодежью выделил деньги в сумме 300 рублей на приобретение бензина для поездки в с. Красноселовка в дом-интернат для пожилых людей; 200 рублей на приобретение ткани и синтепона.
  2. Райком профсоюза работников образования выделил деньги в сумме 500 рублей на приобретение канцелярских товаров.

Реализация проекта «От сердца к сердцу»

 осуществлялась по плану

На подготовку и реализацию проекта нам потребовалось 2 месяца.

Содержание деятельности

Ответственный

Сроки

1.

Обсуждение формы проведения праздника

Участники творческого объединения

Сентябрь

2.

Распределение заданий участников творческого объединения

Участники творческого объединения

Сентябрь

3.

Сбор материала для проведения праздника

Участники творческого объединения

Сентябрь - октябрь

4.

Общее собрание, беседа о специфике деятельности учреждений для пожилых людей

Горбина С. И.

Сентябрь

5.

Ознакомление с методикой коллективной творческой деятельности, возможность ее использования для подготовки праздника

Горбина С. И.

Сентябрь

6.

Пошив сердечек

инициативная группа «организаторы»

Октябрь

7.

Получение разрешения от администрации дома-интерната на проведение встречи

инициативная группа «администраторы»

Октябрь

8.

Составление сценария праздника

инициативная группа «режиссёры»

Сентябрь - октябрь

9.

Подготовка музыкального оформления, стихов, песен

инициативная группа «режиссёры»

Октябрь

10.

Подготовка реквизита

инициативная группа «режиссёры»

Октябрь

11.

Репетиция спектакля

инициативная группа «организаторы», руководитель объединения «Театральное» Олексенко З.Г.

Октябрь - ноябрь

15.

Уточнение даты и времени встречи с администрацией дом-интерната

инициативная группа «администраторы»

Ноябрь

16.

Решение вопроса о транспорте с администрацией Отдела по культуре, спорту и работе с молодежью

инициативная группа «администраторы»

Ноябрь

17.

Проведение праздника

инициативная группа «организаторы», ребята из творческого объединения «Театральное»

Ноябрь

18.

Обсуждение результатов подготовки и проведения праздника в объединении

Участники творческого объединения

Ноябрь

Что сделано

  1. Подготовлен и проведен праздник для жителей и дома-интерната для пожилых людей
  2. Переданы подарки.
  3. Освоена методика подготовки и проведения коллективно-творческого дела.

Перспективы:

что предстоит сделать в этом учебном году

№ п/п

Мероприятие

Сроки

1.

Подготовить праздничный мини-концерт для пенсионеров к 8 Марта

До 5 марта

2.

Приготовить подарки к 8 Марта от кружковцев ДДТ

До 5 марта

3.

Подготовить спектакль, чтецов для выступления к 9 Мая

До 6 мая

4.

Подготовить открытки и георгиевские ленты всем жителям дома-интерната

До 6 мая

5.

Подготовить театрализованное представление к 22 июня, провести акцию «Венок памяти»

До 20 июня


Руководителю отдела

 по культуре, спорту и работе с молодежью

администрации Петропавловского

муниципального района

Воронежской области

Евгению Михайловичу Перьминову

инициативной группы

Дома детского творчества

ОБРАЩЕНИЕ

Мы, учащиеся  Дома детского творчества, просим оказать материальную помощь в размере 300 рублей на приобретение бензина для поездки в с. Красносёловка в дом-интернат для пожилых людей, 200 рублей на приобретение ткани для пошива подарков.

Инициативная группа учащихся:

10.10.2012г

1.Баранова Анастасия –

2.Гладуш Юлиана –

3.Казанцева Вера –

4. Небогина Светлана –

5. Омельченко Анна –

6.Семенихина Юлия –

7.Сукманова Ирина –

8.Шевцова Алина –

Руководитель отдела

по культуре, спорту и работе с молодежью

администрации Петропавловского

муниципального района                               _________________/Е.М. Перьминов/

                                                           Руководителю райкома профсоюза

работников образования Петропавловского

                                                 муниципального района Воронежской

                                                           области Сычевой Светлане Ивановне

                                               инициативной группы Дома детского

    творчества

ОБРАЩЕНИЕ

Мы, учащиеся Дома детского творчества, просим оказать материальную помощь в размере 500 рублей на приобретение канцелярских товаров.

Инициативная группа учащихся:

10.10.2012г

1.Баранова Анастасия –

2.Гладуш Юлиана –

3.Казанцева Вера –

4.Небогина Светлана –

5. Омельченко Анна –

6.Семенихина Юлия –

7.Сукманова Ирина –

8.Шевцова Алина –

Председатель райкома профсоюза работников

образования                                                              _________________/С.И. Сычева/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "В каждом сердце улыбка"

Данный проект направлен на организацию и проведение праздника для детей школы-интерната...

От сердца к сердцу

Эта работа привитие любви к учебе....

Социальный проект «От сердца - к сердцу»

Социальный проект "От сердца к сердцу" посвящен ветеранам педагогического труда....

Социальный проект "От сердца к сердцу"

В данном проекте поднимается проблема одиночества педагогов, находящихся на пенсии. Мы, каждый день спешашие на работу и учебу, мало задумываемся об одиноких людях, находящихся на пенсии. Цель проекта...

Социально - воспитательное направление работы с Активом школьного музея. Социальный проект "По велению сердца"

Проект, направлен на приобщение подрастающего поколения к национальной истории и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Отечеству и сохранение памяти о людях фронтового поколения....

Социально-значимый проект "От сердца к сердцу"

Значимость проекта.Осознанному желанию ребят участвовать в социальной деятельности совместно с  воспитателями  послужило  обсуждение понятия «доброта» на основе примеров из ...

Разработка социального проекта "От сердца к сердцу"

Разработка программы социального проекта...