Образовательная программа кружка "Творческая мастерская"
рабочая программа по теме

Ворожейкина Наталья Анатольевна

Данная программа позволяет познать азы журналистской деятельности, литературного творчества, изучить мир русского языка, поэзии и прозы, научиться писать статьи, очерки, брать интервью, вести журналистские расследования, оформлять стенды, рисовать плакаты и придумывать к ним интересные заголовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Дом детского творчества и досуга ЗАТО Шиханы»

«Утверждаю»

Директор ДДТ иД

_____________В.А. Фокин

«____»_____________2013г.

Образовательная программа

«Юный журналист»

Программа рассчитана на детей 6-15 лет

Срок реализации программы – 1 год

Программу составила:

Ворожейкина Наталья Анатольевна

педагог дополнительного образования

Г. Шиханы

2013г.

Пояснительная записка

«Талант-это способность человека

к труду и творчеству».

                                                                                                А.С.Пушкин

Кружок «Творческая мастерская» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, совершенствования навыков литературного творчества, всесторонней оценке событий, происходящих в стенах родной школы, в стране, в Доме творчества, в городе, в выработки умения анализировать и делать аналитические выводы на своем возрастном уровне.

Данная программа рассчитана на один год занятий с детьми разного возраста и предполагает объединение учащихся в три группы для лучшего усвоения содержания и планирования рабочего процесса.

В современной жизни на практике необходимо применять не только знания, но и умения. Соответственно, необходимо организовать деятельность кружка «Творческая мастерская» таким образом, чтобы учащиеся могли применять полученные знания на практике. Учащиеся в силу возрастных особенностей стремятся участвовать во взрослой жизни, значит нужно включать взрослые формы деятельности в учебный и воспитательный процесс.

Деятельность кружка «Творческая мастерская» позволяет решить межличностные, внутри личностные проблемы учащихся. Ребята меняются в лучшую сторону, развивающий характер такой работы подтверждается. В кружке «Творческая мастерская» учащиеся познают азы журналистской деятельности, литературного творчества, изучают мир русского языка, поэзии и прозы, учатся писать статьи, очерки, брать интервью, вести журналистское расследование, оформлять стенды, выставки, рисовать плакаты, придумывать к ним интересные заголовки. Такая разнообразная, интересная работа способствует сплоченности детского коллектива, повышению их коллективных способностей,  социального статуса, становлению личности, форсированию нравственных качеств, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношении к окружающей реальности.

Актуальность данной программы состоит в её социальной направленности на формирование у учащихся активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.

Цели программы:

  1. Образовательные

  • Систематизировать знания о стилях и типах речи.
  • Включить учащихся в процесс творчества с целью получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания на практике.
  • Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, прививать интерес к познавательному процессу.
  • Научить самооценке своей работы.
  1. Развивающие
  • Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма, творческого мастерства каждого на основе свободного выбора.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь учащихся.
  • Развивать память, мышление, воображение воспитанников.
  • Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

  1. Воспитательные
  • Создать в детском коллективе отношения сотрудничества, сотворчества всех участников воспитательно-педагогического процесса.
  • Формировать основные этические нормы и понятия
  • Воспитывать чувство ответственности. Вырабатывать активную жизненную позицию.

Задачи

  1. Пропагандировать здоровый образ жизни и профилактику асоциальных явлений.
  2. Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).
  3. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетных статей, интервью. Оформления стендов, плакатов.
  4. Получать знания, осваивать умения и приобретать навыки в мире новых информационных технологий.

Выполнение поставленных задач может быть осуществлено при  полном достижении вышеперечисленных образовательных, развивающих, воспитательных целей, объединённых в основную цель:

Гармоничное развитие личности ребенка, всестороннее эстетическое воспитание учащихся, развитие их художественно-творческих умений, навыков и знаний.

Данная программа является:

По признаку функционального назначения- общеразвивающая;

По уровню освоения – общекультурная;

По уровню подготовленности – подготовительная;

По признаку тематической направленности – одной тематической направленности;

По признаку возрастного предназначения – основного общего образования;

По признаку полового предназначения – смешанного назначения;

По признаку временных ресурсов – краткосрочная;

По степени авторства – самостоятельная программа;

По степени практической отработанности – оптимальный уровень.

Методические рекомендации

Прежде, чем перейти к основной части программы, необходимо познакомиться с методическими рекомендациями, а именно:

Значимым моментом при работе с детским коллективом является воспитательная работа. Главной задачей для педагога должно быть создание и укрепление доброжелательных, дружеских отношений между воспитанниками. Коллективная работа способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формированию нравственных качеств ребят, обучает их нормам достойного поведения.

Одна из главных задач педагога - создать комфортный микроклимат. Дружный, сплоченный коллектив не только помогает детям обогащать себя, но и чувствовать себя единым целым. Доброе слово, похвала педагога за самостоятельное решение вопроса, беседа с детьми на интересующие их темы, поручения, а также помощь младшим товарищам дают детям  уверенность в своих силах и чувство удовлетворения. Важно, чтобы старшие воспитанники чувствовали ответственность за себя и за младших товарищей, а младшие уважали старших, видя в них помощников и защитников в деятельности.

Руководитель кружка «Творческая мастерская» должен распределять обязанности и поручения таким образом, чтобы статус каждого участника группы поднимался, а взаимоотношения между  организатором, активистами, исполнителями, отдельными ребятами были удовлетворены, т.е. все дети вынуты в общее дело.  Результативность занятий учащихся создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания личностной ответственности каждого ребенка.

Разделы программы:

I «Этика и этикет».

Включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей в жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей, индивидуальную диагностику нравственного развития учащихся и возможную его корректировку.

II раздел «Эстетика. Основы эстетического воспитания».

Данный раздел предусматривает развитие эстетических представлений, понимание эстетического идеала. Педагогу необходимо раскрыть детям важность эстетических задач, показать, насколько важно и интересна эстетическая наука,  какие существенные вопросы она охватывает. Художественное слово, переливы красок речи, выразительность, напевность языка, гармония звуков вдохновляют воспитанников кружка «Творческая мастерская» на плодотворную, интересную работу в области литературы, искусства, живописи, русского языка, журналистики.

III раздел Культуры и техника речи»

В данном разделе предусмотрено изучение орфографии, культуры общения, дикции, правильной разговорной речи, выделение ударений в словах, развитие дыхания и речевого аппарата, логики, логического мышления, образности мысли. Необходимо в детях развивать умение сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать простейшие рифмы, постигать азы поэтического слова, стихосложения, стихотворного размера. Такая кропотливая работа поможет участникам кружка писать статьи, заметки, выпускать стенгазеты с подборкой интересного материала, брать и давать интервью, научит вести себя естественно и непринужденно в любой сложившейся обстановке.

IV раздел «Виды искусства»

Изучение данного раздела способствует гармоничному развитию личности ребенка, обогащению его внутреннего мира, основанного на познании нового и интересного в окружающей жизни. Искусство-это целая планета, требующая понимания, соприкосновения, раскрывающая блестящую гамму человеческих чувств и эмоций.

Искусство-это живопись, графика, скульптура, музыка, литература, танец, театральное представление, художественное слово (чтение), современное кино.

Теории различных видов искусства неизменно опираются на общеэстетические, родовые закономерности всего художественного творчества, делают любого человека богаче духовно и, несомненно, влияют на развитие его положительных моральных качеств.

Формы занятий.

  1. Лекции
  2. Семинары.
  3. Беседы.
  4. Практикумы
  5. «Круглый стол»
  6. Диспуты
  7. Встречи с интересными людьми
  8. Экскурсии.
  9. Литературные чтения.

Методы и приемы.

  1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).
  2. Проблемный.
  3. Игровой.
  4. Диалоговый.
  5. Экскурсии.
  6. Проектный (создание, издание стенгазет, плакатов).

Критерии отслеживания программы.

  1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.
  2. Развитие креативного мышления учащихся.
  3. Встречи с интересными людьми, и посещение культурных и спортивных мероприятий.
  4. Написание статей, литературная обработка интервью.
  5. Создание и выпуск газет, плакатов, выставок силами воспитанников кружка «Творческая мастерская».
  6. Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.

Учебно-тематический план

Младшая группа (216 ч.)

№ п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Итоговое заключительно занятие.

4

-

4

2.

Культура и техника речи.

22

8

14

3.

Этика и этикет.

34

4

30

4.

Эстетика. Основы эстетического воспитания.

20

2

18

5.

Виды искусства.

8

-

8

6.

Основы художественной культуры.

12

10

2

7.

Индивидуальная работа.

16

4

12

8.

Информационная работа.

88

20

68

9.

Участие в городских конкурсах.

12

-

12

Итого:

216ч.

48ч.

168ч.

Учебно-тематический план

Средняя группа (324ч.)

№ п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Итоговое заключительно занятие.

4

-

4

2.

Культура и техника речи.

40

10

30

3.

Этика и этикет.

48

8

40

4.

Эстетика. Основы эстетического воспитания.

20

2

18

5.

Виды искусства.

10

8

2

6.

Информационная работа, встречи с интересными людьми, подборка материала.

132

32

100

7.

Индивидуальная работа.

10

-

10

8.

Основы художественной культуры.

14

10

4

9.

Речевая и письменная грамотность.

34

14

20

10.

Участие в городских конкурсах.

12

-

12

Итого:

324ч.

84ч.

240ч.

Учебно-методический план

Старшая группа (432ч.)

№ п/п

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Итоговое заключительно занятие.

5

-

5

2.

Культура и техника речи.

60

10

50

3.

Этика и этикет.

56

16

40

4.

Эстетика. Основы эстетического воспитания.

36

16

20

5.

Виды искусства.

31

20

11

6.

Информационная работа, встречи с интересными людьми, подборка материала.

128

28

100

7.

Речевая и письменная грамотность

56

16

40

8.

Индивидуальная работа.

46

8

38

9.

Участие в городских конкурсах.

14

-

14

Итого:

432ч.

114

318ч.

Ожидаемые результаты

  1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.
  2. Расширение уровня культурных знаний в области журналистики, русского языка, литературы, театрального искусства.
  3. Умение грамотно проводить интервью, писать статьи, рецензии, оформлять и подбирать материал для выпуска стенгазет, плакатов, готовить фоторепортажи, редактировать написанное.
  4. Развитие монологическое и диалогической речи.
  5. Воспитание активной гражданской позиции.
  6. Умение выражать собственные мысли, анализировать поступки, делать выводы и заключения.

Список литературы:

  1. Головин Б.Н. Основы культуры речи(текст); учебн. пособие/Б.Н. Головин .-М.: Просвещение, 1980го-270с.
  2. Горяева Е.Н. Планирование работы в творческих объединениях (текст); учебн. пособие- М.: Просвещение,  2010-170с.
  3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения (текст) ; учебн. пособие –для преподавателей М.: Изд-во РИНГС,2007-200с.
  4. Тимаев П.В. Программный материал для организаторов внеклассной работы (текст) учебн. пособие /П.В. Тимаев - М.: Изд-во Педагогига; 1999-124с.
  5. Шостак М.И. Интервью. Метод и жанр; М.; «Просвещение»; 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

Образовательная программа проектной мастерской СЛОВА…

Программа краткосрочного (8 часов) курса по выбору предназначена для учащихся 5-х классов, желающих научиться организовывать свою деятельность при работе над сочинением (текстом – описанием)...

Образовательная программа творческая мастерская "Северные узоры"

Образовательная программа творческая мастерская  "Северные узоры"...

Дополнительная образовательная программа "Кукольная мастерская"

Программа «Кукольная мастерская» является модифицированной, так как разработана на основе опыта отечественных мастеров кукольников, методической литературы.Дополни...

Образовательная программа "Театральная мастерская 77"

Образовательная программа по основам театрального искусства в системе ОДОД, для учащихся 9-11 классов....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Чудесная мастерская» (для детей 7-18 лет)

Программа разработана с учетом специфики работы с детьми в социально-реабилитационном центре. В основе программы «Чудесная мастерская» лежит идея  использования потенциала  ...

Образовательная программа «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ. БАТИК»

Образовательная программа «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ. БАТИК»...