«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»
статья по теме

Вагнер Ольга Игоревна

 

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»

«По одежке встречают, по уму провожают» - гласит русская поговорка, т.е. при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, - все это с древности являлось своеобразной визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, национальной и сословной принадлежности, возрасте и семейном положении человека. Одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.

Национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в любых его формах – вот что раскрывает нам наследие наших предков. Искусство-радость является и основой русского народного костюма. Сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с настоящим и будущим.

 Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества; вышивка, кружевоплетение, ткачество, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветнограненных стеклышек и др. Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека в уважении к коллективу, к традиции, к культуре. Поэтому, можно утверждать, что народный костюм как  концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное - эстетической функцией. Самобытностью и красотой национального костюма восхищаются и современные модельеры. В век технического прогресса, люди, тонко чувствующие прекрасное, особенно ценят теплоту и энергию, даримую рукотворным шедевром искусства народного костюма. В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Как правило, народный костюм сейчас используется в двух направлениях: как сценический и как празднично-обрядовый. Профессиональные и самодеятельные коллективы художественного творчества широко применяют традиции народного костюма.                      

К сожалению, в общеобразовательных школах дети до сих пор не получают даже общих представлений о столь значительном явлении национальной культуры, каким является русский народный костюм. Из-за отсутствия учебных пособий по данной тематике и возникла необходимость в написании данной программы, которая логически дополняет другие программы школы танца «Радуга». Подразумевается, что дети, обучающиеся в коллективе в дальнейшем переходят в народный ансамбль танца «Воркута» и знание национального костюма для них имеет большое значение.  

Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей на традициях русской культуры

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений....

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"

Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения  темы:"Русские народные куклы"...

Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ

Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ...

Ознакомление детей с традиционной русской культурой. Пасха

(методическое пособие для педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей начальных классов)...

Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства

В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"...

Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство в...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....