Использование методов ТРИЗ в работе детской студии "Театр на столе". Методическая разработка Шеровой-Игнатьевой Л.И.
методическая разработка на тему

Шерова-Игнатьева Людмила Ивановна

В данной работе показывается путь использования технологий развития творческого мышления в работе с детьми 7-8 лет. Развитие творческого воображения, фантазии, авторские разработки игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_lsh.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

     В студии "Театр на столе" занимаются дети с 7 до 10 лет. Программа занятий рассчитана на 2 года и включает в себя изготовление сувениров (приобретение навыков ручной работы), изготовление настольных кукол и постановку небольших спектаклей в рамках настольного театра.

Студия существует уже 15 лет. За это время многое изменилось в нашей жизни, разумеется, меняются и дети. Сейчас все больше появляется кинестетиков, гиперактивных детей. Увеличивается нагрузка в школе при возрастающей гиподинамии.

     Занятия в объединении носят не только развивающий, но и терапевтический характер. На занятиях дети делают игрушки из шерсти, играют, фантазируют. Соприкосновение с овечьей шерстью успокаивает ребенка, помогает ему сделать «выдох», снять напряжение.

      Современные младшие школьники отличаются от своих ровесников 90-х годов. Дети сейчас заметно развитей, активней, уверенней в себе, с ними интересней работать в творческом плане. Но уходит из семей домашнее рукоделие, шитье и вязание, все меньше этому внимания уделяют в детском саду и в школе. И не секрет, что для многих детей сейчас является проблемой завязать простой узелок, даже без бантика, т.к. у всех обувь на липучке. И если 15 лет назад ученик 1-2 класса мог сшить куклу, связать и сшить на нее одежду (у меня все девочки и мальчики вязали крючком и на спицах), то сейчас программу приходится адаптировать с учетом особенностей современных детей. На мой взгляд, сейчас дети могут выполнять задания более творческие, но более компактные по объему  работы. И желательно, чтобы за урок ребенок прошел весь цикл работы и унес домой готовый результат. Мне постоянно приходится решать задачи по упрощению технологии, но качество изделий должно при этом заметно улучшаться, т.к. дети могут достаточно объективно оценивать свою работу. В английской школе, где я работаю, сократились часы рисования и ручного труда. Практически уходит игра из жизни младших школьников. У детей не остается пространства для творчества и самовыражения. Поэтому они так любят заниматься в студии, а потом трепетно годами хранят свои «произведения искусства». Знакомая воспитательница говорила, что ребенок вкладывает душу в любимую игрушку, а потом этим питается. Вот это точно, в создаваемую игрушку ребенок вкладывает всю душу, именно поэтому каждая кукла так похожа на своего хозяина.

Мое кредо:

1. Когда дети творят – они не вытворяют.

Во- первых, основное внимание уделяется развитию фантазии детей при обучении ручному труду. Т.е. сейчас мы занимаемся больше дизайнерской работой, нежели технологической. Во- вторых, полностью отпадает вопрос дисциплины

2. От результата – к мотивации. 

Идти не от приобретения навыков к устойчивому интересу и далее к результату, а наоборот: от успешного результата через интерес -  к мотивации заниматься ручным трудом   и отсюда к усидчивости и приобретению навыков. Т.е., к тому моменту, когда мы от простого постепенно переходим к более сложному и нужно уже какое-то усилие воли для достижения результата, у ребенка уже должна в сознании закрепиться уверенность в успехе, потому что он много раз уже достиг  

его при минимальной затрате сил.

При таком подходе очень полезно использовать знания, полученные на курсах повышения квалификации "Технологи развития творческого мышления на базе ТРИЗ"

Использование элементов развития творческого воображения в образовательной программе «СКАЗКА-БЫЛЬ…»

Содержание изучаемого курса

Элементы РТВ

Первый год обучения.

Введение в предмет. 

 Знакомство с программой. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности.



Знакомство с детьми. Работа по созданию коллектива. Упражнения на раскрепощение фантазии. Игры: «Волшебный мешочек», «Что на что похоже», «Я - Имярек!», «Я, Имярек, люблю то-то!» (См. прил.1)

Работа с шерстью.

Знакомство с материалом.  Интересные сведения. Демонстрация работы с инструментами. Способы работы. Элементы пластицирования. Паутинка и паучок, бабочка, пчелка, стрекоза, цветок, узелковые животные, гномы, фонарики . Упражнения на развитие фантазии. Элементарные упражнения в рисовании.

Изготовление игрушек и сувениров.

Открытки и картины из шерсти, брошки, заколки, сумочки, цветы. Мячики. Куклы — пальчики, перчаточные куклы, гномы, варианты кукол, пластицирование животных.

Ассоциации

Бином фантазии

Произвольный префикс

Игра «Чепуха» (Прил.№2)


Изготовление марионеток. 

Кукла из платка — фея, младенец, ангел. Кукла из платка — марионетка. Одежда, образ. Клоун. Марионетка из шелка.



Игры «Первобытные люди» (Прил.№1)

Решение характера через цвет. (Прил.№3)


Второй год обучения.

Валяние шерсти.

Знакомство с программой. Знакомство с инструментами и правилами техники безопасности.

Сухое и мокрое валяние


Изготовление кукол.

Знакомство с материалом.  Интересные сведения.  Виды швов. Изготовление различных вариантов кукол: (звездочет, кукла-звездочка, стоячая кукла из шерсти, стоячая кукла с картонным туловищем,  стоячая кукла с проволочным каркасом). Народные куклы, куклы-столбушки

Игра «Сказка» (Прил.№1)

Метод снежного кома

Метод золотой рыбки

Метод Робинзона Крузо. (Прил.№3)

Разыгрывание сказок.

Чтение и рассказывание народных сказок.  Разыгрывание сказок по ролям. Выступление перед зрителями. Упражнения  по развитию фантазии. Сочинение сказок. Участие в мастер-классах, посещение ярмарок и  спектаклей в вальдорфской школе. Просмотр видеофильмов.





Тест «Дивергентное мышление»


Приложение №1.

ВВЕДЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВО

    Развитие творческого воображения на занятиях декоративно-прикладной студии "Театр на столе". В студии занимаются дети с 6 до 10 лет.

    Даже в таком раннем возрасте у детей чувствуется робость самовыражения, невостребованность проявления своей фантазии. Чтобы помочь детям раскрепоститься, я провожу ряд упражнений. Например:

Игра  "Волшебный мешочек".

Возраст: от 6 лет

Цель: Развитие фантазии на основе тактильных ощущений, без опоры на зрительный анализатор.

Инвентарь.Сшитый мешочек с с ракушками и камешками интересной формы, шишками, каштанами, различным природным материалом.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. При повторном проведении игры необязательно.

Содержание. Ребенок нащупывает предмет, не вынимая руки из мешка пытается угадать, что это. Играют дети по очереди по кругу.

Игра "Что на что похоже"

Возраст: от 6лет

Цель: Развитие фантазии на основе зрительного анализатора.

Инвентарь.Сшитый мешочек с с ракушками и камешками интересной формы, шишками, каштанами, различным природным материалом.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Ребенок нащупывает предмет,  вынимает его из мешка, называет, на что он похож, затем предмет передают по  кругу, каждый называет свой вариант, не повторяясь.

Игру можно проводить как разминку, например, по 3 участника несколько занятий.

    На первых занятиях важно познакомить детей друг с другом. Кроме того, важно научить ребенка уметь с удовольствием произносить свое имя, принимать себя, не бояться  заявлять о себе. Это и есть пред- творчество, психологическая предпосылка творчества. Конечно, важно, чтобы было еще что сказать, но предположим, мы этому детей потом научим. Вот ряд упражнений, которые учат ребенка не бояться себя.

    Можно поиграть в первобытных людей доречевого  периода. Вот несколько вариантов игр:

Игра "Первобытные люди   1"

Возраст. Любой.

Цель: Научиться видеть друг друга.

Инвентарь: небольшой мячик (чем дети меньше, тем мячик должен быть больше)

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Представьте, что вы - первобытные люди, которые еще не научились разговаривать. Стоим в кругу и кидаем мячик партнеру. Наша задача   встретиться взглядом с партнером и показатьему своим видом, без слов, что мы хотим ему бросить мячик.

Игра "Первобытные люди   2"

Возраст. Любой.

Цель: Научиться выражать звуковой посыл партнеру.

Инвентарь: небольшой мячик (чем дети меньше, тем мячик должен быть больше)

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Представьте, что вы - первобытные люди, которые  научились произносить лишь отдельные слоги. Например, слог "Хэм!" Стоим в кругу и кидаем мячик партнеру. Наша задача   встретиться взглядом с партнером и показатьему своим видом, без слов, что мы хотим ему бросить мячик. Вместе с движением руки посылаем звук (т.е. говорим "Хэм!")

Игра "Первобытные люди   3"

Возраст. Любой.

Цель: Научиться выражать звуком себя.

Инвентарь: небольшой мячик.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Представьте, что вы - первобытные люди, которые  научились произносить лишь отдельные буквы. Каждый умеет произносить только первую букву своего имени. Стоим в кругу и кидаем мячик партнеру. Наша задача   встретиться взглядом с партнером и показатьему своим видом, без слов, что мы хотим ему бросить мячик. Вместе с движением руки посылаем звук (т.е. говорим первую букву своего имени, долго, нараспев)

Игра "Первобытные люди   3а"

Продолжение предыдущей игры.

Возраст. Любой.

Цель: Научиться выражать звуком себя.

Инвентарь: небольшой мячик.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Представьте, что вы - первобытные люди, которые  научились произносить лишь свое имя. Стоим в кругу и кидаем мячик партнеру. Наша задача   встретиться взглядом с партнером и показатьему своим видом, без слов, что мы хотим ему бросить мячик. Вместе с движением руки посылаем звук (т.е. говорим свое имя долго, нараспев)

Игра "Первобытные люди   4"

Возраст. Любой.

Цель: Научиться выражать звуком себя.

Инвентарь: небольшой мячик.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Представьте, что вы - первобытные люди, которые  научились произносить лишь отдельные буквы. Каждый умеет произносить только первую букву своего имени. Стоим в кругу и кидаем мячик партнеру. Наша задача   встретиться взглядом с партнером и показатьему своим видом, без слов, что мы хотим ему бросить мячик. Вместе с движением руки посылаем звук (т.е. говорим первую букву своего имени, долго, нараспев)

Игра "Первобытные люди  4а"

Возраст. Любой.

Цель. Научиться произносить имя партнера. Предпосылка зрительного и речевого диалога.

Инвентарь. Небольшой мячик.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Представьте, что вы - первобытные люди, которые  научились произносить  имя партнера. Стоим в кругу и кидаем мячик партнеру. Наша задача   встретиться взглядом с партнером и показатьему своим видом, без слов, что мы хотим ему бросить мячик. Вместе с движением руки посылаем звук (т.е. говорим его имя долго, нараспев)

Игры проводятся на нескольких занятиях, как разминка, постепенно усложняясь.

Если играем с подростками, можно усложнять игру, вводя в игру второй, третий мячики.

Игра "Я  -  Имярек!"

Возраст. С 6 лет.

Цель. Научиться произносить громко и четко свое имя. Предпосылка свободы творчества.

Инвентарь. Нет.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети стоят в кругу. Ребенок делает прыжок в центр круга, "раскрываясь": ноги на ширине плеч, голова поднята, плечи расправлены, руки раскрыты вверху параллельно ногам. Во время прыжка ребенок громко произносит свое имя. (Например, "Я   Маша!") Затем делает прыжок в исходное положение. Все дети делают прыжки по очереди. Взрослый делает первым, показывает, как нужно прыгать.

Игра "Я, Имярек, люблю то-то!"

Возраст. С 6 лет.

Цель. Научиться  уверенно, громко и четко заявлять о том, что ты любишь. Предпосылка свободы творчества.

Инвентарь. Нет.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Дети стоят в кругу. Ребенок делает прыжок в центр круга, "раскрываясь": ноги на ширине плеч, голова поднята, плечи расправлены, руки раскрыты вверху параллельно ногам. Во время прыжка ребенок громко произносит свое имя и то, что он любит (Например, "Я   Маша, я люблю солнце!") Затем делает прыжок в исходное положение. Все дети делают прыжки по очереди. Взрослый делает первым, показывает, как нужно прыгать.

Игра «Сказка»

Есть очень хорошее упражнение, позволяющее снять психологические барьеры в сочинении сказочных историй. Что бы получилось это упражнение, нужна особая праздничная атмосфера, настрой. Мы так проводили итоговое занятие перед Новым годом. После ряда спокойных интересных коллективных игр дети получали огромный лист ватмана, восковые мелки желто-зелено-сине-коричневых тонов. Каждый получал свою "территорию" и все вместе мы рисовали МИР, т.е. нашу Землю. Дети закрашивали ватман, на нем появлялись моря, пустыни, горы, леса, реки... Фантастическая картина. Потом появлялся волшебный мешочек с собранными в нем небольшими фигурками животных,  

волшебными раковинами, драгоценными камнями,  разными сказочными персонажами. Взрослый   ведущий первым доставал предмет из мешочка, ставил его в какое   то понравившееся место на карте и начинал историю, состоящую из 2 - 3х фраз. Затем следущий участник  доставал свою фигурку, ставил в свое место и продолжал историю. Если персонажей было ничем не связать, то история продолжалась так: "А в это самое время на вершине горы сидел всемогущий волшебник (или на дне океана появлялась волшебная раковина, которая вплеталась  в историю)".. Мы все сидели вокруг нашей карты и сочиняли по очереди историю./

Каждый следующий участник старался продолжить лейтмотив про своего героя. Взрослый ведущий, когда до него доходила очередь, пытался соединить все сюжеты в одно целое. Никогда мы так весело не проводили время, ни до. ни после этой игры.

Приложение № 2.

В качестве разминки и игр – минуток для отдыха и переключения внимания можно использовать все игры из «Грамматики фантазии» Дж. Родари:

Ассоциации

Бином фантазии

Произвольный префикс

Игра «Чепуха». Мы эту игру немного усложнили:

Кто? Где? Что делал? Куда пошел? Кого встретил? Что сказал? Что ответили? Чем дело закончилось? Что сказали люди?

Приложение № 3.

В качестве подготовки к сочинению сказок можно использовать этюды с изготовленными героями. Этюды лучше разыгрывать не с традиционными героями сказок, а сделать своих героев. Сначала нарисовать образ героя, которого еще не было ни в сказке. ни в мультфильме, потом изготовить его из шерсти, трикотажа или папье-маше, нарядить, сделать прическу. Лицо лучше не делать, как у традиционной народной куклы, либо наметить условно. Так лучше работает детская фантазия, ребенку легче представить, как кукла смеется, плачет  или спит. Сначала играют простые этюды с двумя героями:

Встреча

Знакомство

Ссора

Подарок и т.д.

Затем темы можно усложнять, а количество героев добавлять.

Можно использовать игру «Чепуха» для более сложного разыгрывания этюдов. Здесь в этюдах также можно использовать парные приемы фантазирования:

Оживление – омертвление

Увеличение – уменьшение

Ускорение – замедление

Смещение во времени

Изменение системы ценностей и т.д.

В качестве упражнения в подготовке к сочинению сказок можно использовать системные методы:

Метод снежного кома

Метод золотой рыбки

Метод Робинзона Крузо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по лексической теме «Транспорт»с использованием методов ТРИЗ(подготовительная группа) Коррекционно - образовательные цели.    Систематизироват...

Использование информационных технологий в работе детского объединения».

Методичекая разработка по использованию ИКТ в работе педагога дополнительного образования....

Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе

Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...

Консультация «Использование метода синквейна в работе воспитателя детского дома»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять строк»; это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет провести рефлексию по какому...

Методы и приемы работы с детьми с ТМНР. Методическая разработка.

В разработке представлен материал по работе с детьми с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Рассмотрены основные требования к выбо...

Распространение педагогического опыта по теме: "Метод ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по профилактике дисграфии"

Новизна моего подхода к коррекционным занятиям для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в целях профилактики дисграфии заключается в том, что я использую элементы современной образовательной техн...