Распространение педагогического опыта по теме: "Метод ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по профилактике дисграфии"
методическая разработка

Любомирская Элина Петровна

Новизна моего подхода к коррекционным занятиям для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в целях профилактики дисграфии заключается в том, что я использую элементы современной образовательной технологии ТРИЗ, с одной стороны способствующей развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - исправлению речевых недостатков, поисковой активности, стремления к новизне, развитию творческого воображения. Решением внедрить их в практику коррекционной работы явилось желание поставить в центр внимания веру в творческие силы ребенка с нарушениями речи, найти новый подход к развитию духовных и творческих возможностей дошкольника на коррекционных занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru

Тема:  Мастер-класс «Метод ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по профилактике дисграфии»

Составил:

Любомирская Э.П.,

учитель-логопед, высшая категория

2020 г.

Мастер-класс «Метод ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по профилактике дисграфии»

1. Теоретическая часть

В настоящее время увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), которое сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер дошкольника.

Специфика коррекционной работы с дошкольниками, имеющими нарушения речи, обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой - характером нарушения высшей нервной деятельности. У детей с нарушением речи не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память.

Кроме того, многочисленные диагностические обследования учащихся начальных классов показывают, что нарушения речи в дошкольном возрасте нередко затрудняют овладение правильным чтением (дислексия) и грамотным письмом (дисграфия) в школе.

Одним из способов эффективной коррекции ОНР и профилактики дисграфии, на мой взгляд, является применение в коррекционной работе ТРИЗ-технологии.

Новизна моего подхода к коррекционным занятиям для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в целях профилактики дисграфии заключается в том, что я использую элементы современной образовательной технологии ТРИЗ, с одной стороны способствующей развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - исправлению речевых недостатков, поисковой активности, стремления к новизне, развитию творческого воображения. Решением внедрить их в практику коррекционной работы явилось желание поставить в центр внимания веру в творческие силы ребенка с нарушениями речи, найти новый подход к развитию духовных и творческих возможностей дошкольника на коррекционных занятиях.

Цель мастер-класса: представить логопедам и педагогам теоретический и практический материал по внедрению технологии ТРИЗ в систему коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи мастер класса:

- познакомить участников мастер-класса (педагогов и логопедов) с технологией ТРИЗ;

- повысить профессиональную компетентность педагогов в области изучения и применения технологии ТРИЗ для работы с детьми дошкольного возраста с нарушением речи;

- побудить участников мастер-класса к использованию методов и приемов ТРИЗ в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР;

- сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование технологии ТРИЗ в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ОНР.

Описание метода:

ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Эта технология разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами. Первоначально разработки были направлены на инженерное творчество, однако впоследствии перешли в области человеческой деятельности, выходящие за рамки технических: художественные системы, менеджмент, управление коллективами, решение коммерческих, социальных, социально-технических и педагогических задач, задач системы образования.

Широкое распространение в педагогике получили адаптированные мыслительные инструменты ТРИЗ, которые активизируют и ускоряют процессы развития мышления. Это едва ли не единственная в мире системная теория обучения творчеству.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, что внимание ребенка направлено на то, что ему интересно, а суть теории решения исследовательских задач состоит в том, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений. Также очень важно то, что у детей с ОНР несколько снижена познавательная активность, что, в свою очередь, влияет на языковую функцию. Поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход о конкретного мышления к абстрактному.

Применение ТРИЗ-технологии ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

Основные задачи использования ТРИЗ-технологии:

- модернизировать формы коррекционных занятий в соответствии с применением ТРИЗ-технологии;

- развивать у дошкольников навыки логического мышления и творческого воображения с помощью специальных упражнений и методов работы, с использованием в образовательной деятельности элементов ТРИЗ;

- развивать речевое творчество детей с нарушениями речи.

Принципы применения ТРИЗ-технологии:

- системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии);

- включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия;

- минимальное количество информации, максимальное - рассуждений;

- оптимальные формы организации обсуждения проблемных ситуаций;

- обязательная активизация творческого воображения, возможности проявить себя, созидать, творить;

- развитие у детей потребности в познавательной деятельности, стремления получать новую информацию об окружающем;

- развитие аналитических способностей детей;

- формирование у детей умения развивать и доказывать свою точку зрения.

Использование методов ТРИЗ в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями даёт преимущества:

- в активизации познавательной деятельности детей;

- в создании мотивационных установок на проявление творчества;

- в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);

- повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;

- формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

- развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.

- дает возможность закрепить звуки в речи различными способами.

Основным инструментарием ТРИЗ является картинка. Рисунок, символ, схема, план, алгоритм позволяют создать в воображении ребёнка образ предмета, действия, явления, процесса. Это облегчает понимание, запоминание и воспроизведение учебного материала, стимулирует речемыслительную деятельность, развивает все виды мышления, повышает мотивацию обучения, вызывает положительные эмоции.

Основной формой обучения является система творческих заданий, реализация которых позволяет достаточно быстро научить ребенка создавать какой-либо речевой творческий продукт.

Так, играя со словом, дети учатся выделять основные признаки и свойства предмета или явления, их внутренние противоречия, находить общее и противоположное между объектами. В ходе игры решаются коррекционные цели: обогащение словаря, закрепление поставленных звуков, развитие фразовой речи, воображения, творческого мышления.


2. Практическая работа

Показ методов работы:

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в логопедической работе с детьми дошкольного возраста. В частности, при использовании технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, в том числе для профилактики дисграфии, используются следующие методы:

- метод дихотомии, или сужения поля поиска;

- метод эмпатии;

- метод мозгового штурма;

- метод проб и ошибок;

- метод нахождения и разрешения противоречий и сходства;

- метод морфологического анализа;

- метод составления загадок;

- круги Луллия;

- модель составления сказок и рассказов с помощью метода «Системного оператора»;

- модель составления сказок с помощью метода «Каталога»;

- сравнение живых и неживых объектов;

- прямая аналогия;

- фантастическая аналогия;

- творческий рассказ.

Далее буду рассмотрены некоторые из этих методов.

1. Метод дихотомии, или сужения поля поиска (авторы: Н.Н. Хоменко, Т.А. Сидорчук)

Метод предполагает отсечение неактуальной в данный момент информации для поиска необходимого объекта.

К числу задач использования метода сужения поля поиска относится получение возможности научить детей:

- слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы;

- точно формулировать свои мысли;

- ориентироваться в источниках информации, выделяя имена признаков (цвет, материал, размер, температуру и т.д.);

- получать информацию, используя различные анализаторы, а также с помощью диалогов по выяснению имён признаков;

- задавать вопросы на уточнение значений имен признаков.

На основе данного метода построены игры «Данетки». В данной игре загадывается объект в числовом ряду, разных видах пространства или в какой-либо классификационной группе. Для его отгадывания детям задаются вопросы, сужающие поле поиска. По правилам дети отвечают на заданные вопросы и учатся сами по аналогии задавать вопросы так, чтобы отсекать большое количество неактуальной в данный момент информации, и строить их так, чтобы на них можно было ответить только «да» или «нет».

Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа.

Таким образом, игры на основе данного метода позитивно влияют на развитие речи у детей дошкольного возраста.

Пример занятия

Метод технологии ТРИЗ «Сужение поля поиска» (Игра «Да - Нет»). Тема «Животные жарких стран»

Цель: закрепление названий животных жарких стран, развитие пространственной ориентировки (выше - ниже); употребление существительных родительного падежа единственного числа, употребление предлогов «над», «под», развитие умения задавать вопросы

Оборудование: На пальме вертикально развешены картинки с изображением животных жарких стран (слон, зебра, обезьяна, верблюд, лев, кенгуру, тигр).

Условия: Не допускается перечисление объектов. Принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «выше», «ниже», предлоги «над», «под».

Ход игры: Логопед загадывает 1 животное. Дети отгадывают название животного, выясняя с помощью вопросов, с какой стороны от среднего животного оно находится. Логопед отвечает только «да» или «нет».

Вопросы детей:

это верблюд? - нет

это животное выше верблюда? - нет

это животное ниже верблюда? - да

(убираются слон, зебра, обезьяна, верблюд).

это кенгуру? - нет

эта картинка над кенгуру? - нет

эта картинка под кенгуру? - да

это тигр? - да.

2. Метод «Круги (кольца) Луллия (построен на изобретении Раймонда Луллия, XIV век, Италия)

Цель применения метода - помочь ребенку овладеть методами системного мышления.

На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы несовместимые признаки объектов.

Это изобретение и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятие объект - признак - проявление признака, развивать воображение, гибкость мышления, а главное - чувствительность к проблемам. Игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия.

Пример занятия

Метод технологии ТРИЗ «Круги Луллия» (Части, материал). Тема «Мебель»

Цель: закрепление названий частей мебели, употребление существительных родительного падежа с предлогом «у» и без предлога, образование относительных прилагательных, построение простых предложений, развитие творческого воображения.

Оборудование: Круги Луллия, образцы материалов (дерево, стекло, пластмасса, кожа, велюр, гобелен, металл, - картинки с изображением частей мебели (спинка, ножки, сиденье, столешница, подлокотники, дверца), картинки с изображением мебели, сделанной из этих материалов (шкаф, журнальный столик, табурет, кресло, диван, стул).

Ход игры

Задание 1: раскрутить круги, найти сектор, в котором находиться объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое. Например: Это ножка стола. Это спинка дивана. Это дверца шкафа.

Задание 2: ответить бывает ли часть, изображённая на среднем круге у каждого из объектов маленького круга в реальной жизни? Например: У шкафа не бывает столешницы. У стола не бывает спинки. У стула бывают ножки

Задание 3: найди материал или материалы, из которого сделан объект и расскажи. Например: шкаф сделан из дерева - он деревянный; ножки табурета сделаны из металла - они металлические, а сиденье табурета сделано из кожи - оно кожаное.

Задание 4: Объясни необычное сочетание (высокий уровень).

Цель: развитие творческого воображения, построение предложений, развитие связной речи.

Например: Шкаф - гобелен. У шкафа сломалась дверца, и хозяева повесили вместо неё гобелен.

3. Метод эмпатии (автор - У.Гордон)

Метод эмпатии основан на развитии способности представить себя на месте другого человека или предмета.

Цель применения: учить детей менять точку зрения на обычные объекты: видеть в незнакомом - знакомое, в привычном - чуждое.

Сначала с детьми выбирают объект и обсуждают его с обычной точки зрения, потом предлагают «превратиться» в него в какой-либо (возможно проблемной) ситуации, почувствовать и высказать свои переживания по этому поводу.

Затем, просят детей назвать, что еще может выполнять такую же функцию. Предлагается рассказать об объекте или процессах, происходящих в нем, сравнивая его с другими объектами - составляются сравнения, загадки (например, четыре ноги, но не животное; есть спинка, но не человек).

После этого дается возможность дошкольникам пофантазировать и придумать данный объект в будущем. Перед этим выявляются недостатки настоящего объекта.

Пример занятия

Метод технологии ТРИЗ «Эмпатия» Тема: «Посуда»

Цель: учить детей принимать на себя образы рукотворного мира; обогащать словарь детей оценочной лексикой.

Ход игры: Представьте себя кастрюлей. Изобразите такую кастрюлю, про которую я говорю.

Кастрюлю забыли помыть, оставили в раковине грязную. Что чувствует кастрюля? (ей неприятно, она липкая, неприятно пахнет).

Кастрюлю помыли, сварили в ней вкусные аппетитные щи. Что чувствует кастрюля? (она довольна, ей приятно чувствовать себя нужной, полезной).

Кастрюлю забыли убрать с огня, она пригорела, у нее сгорело дно. Что чувствует кастрюля? (ей больно, неприятно…).

4. Метод «Системный оператор» (автор - Г.С. Альтшуллер)

Метод помогает сформировать у ребенка навыки системного анализа, системное, или многоэкранное, мышление. С его помощью ребенок может рассмотреть объект во времени и пространстве, в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов.

Цель: дать наиболее полное представление о рассматриваемых объектах, развивать воображение и фантазию, определить роль и место объектов, их взаимодействие по каждому элементу в системе, надсистеме, подсистеме.

Системный оператор - это своеобразный шаблон для правильного мыслительного процесса. В нем заложены такие критерии анализа, как:

- система- это тот объект, который мы и собираемся изучить или даже преобразовать;

- подсистема - это то, что входит в систему - ее составляющие части;

- надсистема - это некая система более высокого уровня, частью которой и является изучаемый нами объек;

- прошлое - чем/кем объект был раньше? Каким были его свойства, возможности, задачи?

- настоящее - что представляет собой объект сегодня. Какой он? Каковы его функции?

- будущее - что произойдет с объектом через некоторое время? Через какое именно? Почему?

Сведения об объектах систематизируются с помощью таблицы, которая называется «системным оператором», или волшебным экраном. Это квадрат который разделён на 3,5,9 частей (экранов).

Работу с детьми лучше начинать с трёхэкранки, или как ещё её называют «Системный лифт». Он может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Вертикальный позволяет рассмотреть предмет в системе, подсистеме и надсистеме. А горизонтальный помогает рассмотреть объект во временном аспекте.

Самое большое распространение в работе с детьми дошкольного возраста получил «Волшебный экран» с пятью частями (пятиэкранка) и девятью частями (девятиэкранка).

Ребенок успешнее воспринимает логику системного мышления, если педагог использует стихотворение Марата Гафитулина «Что-то»:

Если мы рассмотрим ЧТО-ТО… (объект)

Это что-то для ЧЕГО-ТО… (функция объекта)

Это что-то из ЧЕГО-ТО … (подсистема объекта)

Это что-то ЧАСТЬ ЧЕГО-ТО… (надсистема объекта)

ЧЕМ-ТО БЫЛО это что-то… (прошлое объекта)

ЧТО-ТО БУДЕТ с этим что-то… (будущее объекта)

ЧТО-ТО ты сейчас возьми, на экранах рассмотри!

Пример занятия

Метод технологии ТРИЗ «Системный оператор». Тема «Транспорт»

Цель: формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора, обогащение словаря, развитие связной монологической речи, развитие творческого воображения

Ход игры: С помощью стихотворения в игровой форме коллективно составляем рассказ о легковом автомобиле.

Если мы рассмотрим что-то, это что-то для чего-то…

Для чего нам нужен легковой автомобиль? (Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое).

Это что-то часть чего-то…

Частью чего является легковой автомобиль? (Автомобиль - это часть транспорта, это наземный транспорт).

Это что-то из чего-то…

Какие части есть у легкового автомобиля?

(У автомобиля есть колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары).

Чем-то было это что-то…

Всегда ли люди ездили на автомобилях? (нет).

На чем люди ездили раньше? (на лошадях, на телегах). Потом люди придумали первый автомобиль. Он выглядел не так, как современные автомобили. У него был очень большой мотор. Ему нужно было много топлива. Он ездил не очень быстро.

Что-то будет с этим что-то…

Всем ли хороши современные автомобили? (нет). Что в них вам хотелось бы изменить? (нужно, чтобы они были прочные, чтобы не разбивались в авариях, чтобы не загрязняли воздух, чтобы могли не только ездить, но и летать и плавать…).

Затем один ребенок самостоятельно составляет весь рассказ с опорой на картинки «Системного оператора».

Образец рассказа ребёнка: Легковой автомобиль - это транспорт. Он нужен для того, чтобы возить людей, ездить на дальние расстояния, передвигаться с одного места в другое. У автомобиля есть: колеса, руль, педали, мотор, сиденья, дверцы, капот, багажник, фары. Раньше автомобилей не было, люди ездили на лошадях, на телегах. Потом они придумали первый автомобиль. У него был очень большой мотор. Этому автомобилю нужно было много топлива. Он не мог ездить быстро. Автомобили будущего будут небольшого размера. Они будут очень прочные. Им нужно будет немного топлива. Они не будут сильно загрязнять воздух. Они смогут и ездить по земле, и летать по воздуху, и плавать по воде.

5. Метод составления загадок (авторы: А.А. Нестеренко, Т.А. Сидорчук)

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи-доказательства и речи-описания. Данный навык является важным, поскольку уметь доказывать - это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.

Авторами методики разработано несколько моделей составления загадок.

Модель 1

1. Придумать, о чем будет загадка.

2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4).

3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.

4. Свойства занести в таблицу.

Какой?

Что бывает таким же?

5. Добавить слова-связки «а не», «но не».

Модель 2

1. Придумать, о чем будет загадка.

2. Выделить у этого объекта основные действия.

3. К каждому действию подобрать другой объект, который умеет их выполнять.

4. Действия занести в таблицу.

Что делает объект?

Какие объекты делают так же?

5. Добавить слова-связки «а не», «но не».

Модель 3

1. Придумать, о чем будет загадка.

2. Определить, на что похож объект.

3. Определить, чем отличаются сравниваемые объекты.

4. Сходства и различия занести в таблицу.

На что похож объект?

Чем отличается от других объектов??

5. Добавить слова-связки «а», «но».

Пример занятия

Метод технологии ТРИЗ «Составление загадок». Тема: «Игрушки»

Цель: формирование навыков речевой творческой деятельности детей дошкольного возраста; обучение детей созданию сравнений, созданию образных характеристик объектов.

Ход игры: Перед детьми вывешивается таблица с изображением модели составления загадок.

Предлагаем детям составить загадку про какой-либо объект.

Выбираем объект, например, мяч.

Далее детьми даются образные характеристики по заданным логопедом признакам:

Какой мяч по цвету? (разноцветный, пестрый, яркий)

Какой мяч по форме? (круглый)

Что он делает? (скачет, прыгает)

Далее просим детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. Что бывает таким же?

Разноцветный. Что бывает таким же? (цветы, радуга…)

Круглый. Что бывает таким же? (арбуз, солнце, апельсин…)

Прыгает и скачет. Кто делает так же? (заяц…)

После заполнения таблицы логопед предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Получилась загадка о мяче:

Разноцветный, как радуга.

Круглый, как арбуз.

Прыгает и скачет, как заяц.

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребёнок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.


3. Подведение итогов:

При подведении итогов логопед исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею. На данном этапе выполняется:

- обсуждение метода;

- самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной педагогической технологии;

- ответы на вопросы, интересующие участников мастер-класса;

- общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению).

Вывод: создание определенных педагогических условий, а именно применение методов ТРИЗ оказывает существенное влияние на процесс развития креативности у детей с ОНР формирует творческое мышление и воображение. Возможности применения методов ТРИЗ в работе с детьми с ОНР заключаются в том, что активизируется и пополняется словарь, ведется работа над словами признаками, уточняется семантическое значение слов, отрабатываются сложноподчиненные предложения, то есть ведется непосредственная работа над формирование лексико-грамматического компонента речи детей. И применять его можно на любом занятии по формированию связной речи, используя лексический материал, согласно тематическому циклу.

Закончить свой мастер-класс я хочу словами выдающегося советского педагога Льва Семеновича Выготского: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».


Список использованных источников

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991 год. - 223 с.
  2. Ванюхина Г. А. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. - Смоленск, 1993.
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. - СПб., 2003.
  4. Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. - М., 1982.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1930.
  6. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
  7. Жинкин Н. И. Интеллект, язык и речь // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972.
  8. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург, 2006.
  9. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.
  10. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1969.
  11. Марфидина В. А., Харгт Г. В., Шевченко Г. И. Методы развития творческого мышления: учеб. метод, пособие для воспитателей детских садов. ТРИЗ в детском саду. - Норильск, 1993.
  12. Мурашковская И.Н. Сборник «Педагогика + ТРИЗ» №3, 1997, Гомель
  13. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М., 1994.Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: метод, пособие. - СПб., 1999
  14. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок: Методическое пособие.- М.:АРКТИ, 2009.-28 с.:ил.
  15. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников. 2004.-52 стр.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания  (дыхание животом);2.  Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...