Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого ДОУ, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьёй, заставляет искать новые формы этой работы.Ввзаимодействие ДОУ и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед, воспитатель и родитель действуют согласованно. осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет повышать научно - методический уровень педагогов, родителей. Только в тесном взаимодействии всех участников коррекционного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_vzaimodeystvie_logopeda_roditeley.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное  учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ   АКАДЕМИЯ   ПОСЛЕДИПЛОМНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

Кафедра   дефектологии

Проектная работа

« Взаимодействие учителя – логопеда, воспитателя и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста»

Слушателя курса «Воспитание и развитие детей с речевой патологией в ДОУ»:

 Селифановой Татьяны  Николаевны

(учитель- логопед

МОУ  Центр ДиК

  г. Воскресенск)

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Шичанина О.В.

Москва, 2012 г

Содержание

1.Актуальность проблемы семейного воспитания детей с

   нарушениями речи.                                                                                           3

2.Примерное планирование по взаимодействию учителя – логопеда, воспитателя и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.                                                                         7

3.Ожидаемые результаты взаимодействия: учитель – логопед – воспитатель -  родитель.                                                                                                                  9

4.Используемая литература                                                                                  10

5.Семинар – практикум для воспитателей «Развиваем речь детей»                11

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой будет эта работа,  зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения,  его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.

Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем – устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком  дома. Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс  позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда, воспитателей и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и   стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

 Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година, Л.В.Загик и другие отечественные педагоги  настаивали на разнообразии форм и методов работы ДОУ с родителями учителя-логопеда.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно – педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Цель: предоставление различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей.

2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях ДОУ.

3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, воспитателей, направленный на развитие речи детей.

4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться  родители и воспитатели в осуществлении развивающей и коррекционной работы.

Ниже представлена схема взаимодействия специалистов коррекционно-образовательного процесса

.

 

 

Примерное планирование взаимодействия учителя – логопеда, воспитателя и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Месяц

Вид деятельности

Ответственный


Сентябрь-

 

1 этап. Диагностический

Ознакомительная работа с родителями (индивидуальные беседы, консультации).

Сбор анамнестических  сведений о ребёнке(диагностика речевого развития, беседы с родителями).

 


Учитель-логопед

сентябрь

Перспективное планирование работы с детьми, воспитателями, родителями на учебный год.

Учитель-логопед

сентябрь

Родительское собрание «Общая характеристика детей с ОНР», «Результаты психолого-педагогичес-кого обследования детей с ОНР. Задачи и содержа-ние коррекционного обучения».

Консультация для воспитателей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Обновление уголка логопеда

Учитель-логопед


2 этап. Основной


октябрь

Семинар – практикум для родителей «Ведение домашних тетрадей. Значение артикуляционной гимнастики в коррекции речи».

Консультация для воспитателей «Проблемы преемс-твенности в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Учитель-логопед

ноябрь

Консультация для родителей «Проблемы неправиль-но сформированного звукопроизношения. Рекомен-дации по развитию правильных речевых навыков до-школьников с ЗРР».(старш.гр.)

Консультация для родителей «Портрет будущего пе-рвоклассника» (подгот.гр.)

Консультация для воспитателей «Приёмы педагоги-ческой работы по воспитаниюу детей навыков пра-вильного произношения звуков».


Учитель - логопед

декабрь

Семинар-практикум для родителей «Приёмы индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности при постановке, автоматизации звуков»(стар.гр.)

Семинар-практикум для родителей адаптационной группы от 1,5 лет до 3лет «Вместе с мамой!» «Эф-фективные способы развития речи детей раннего возраста»

-формирование речи у детей в ранний период;

-взаимосвязь в развитии тонкой моторики рук и речевой функции;








































-обучающий практикум: «Использование нетрадици-




-




Учитель-логопед













































Ожидаемые результаты:

При реализации проекта «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» мы рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями  и навыками. Они преодолеют возникающие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.



обучающий практикум: «Использование нетрадици-

онных методов и приёмов для развития речи детей»;

-пальчиковый игротренинг;

-обсуждение, обмен мнениями.


январь

Родительское собрание с показом фронтального за-нятия по обучению грамоте. Тема «Подготовка де-тей к обучению грамоте»:

-развитие фонематического слуха и восприятия;

-предупреждение дисграфии и дислексии у детей старшего дошкольного возраста;

-развитие графических навыков и умений – эффективная подготовка руки к письму.

Семинар – практикум для воспитателей «Дисграфия и её предупреждение. Виды работ со старшими до-школьниками»



Учитель-логопед




февраль

Круглый стол для родителей «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями» (старш. и подгот.гр.)

-специфические детские виды деятельности и их влияние на психическое развитие дошкольников;

-развитие восприятия с помощью познавательных игр;

-развитие художественно-творческих способностей у дошкольников средствами выставок детских работ;

-обсуждение, обмен мнениями.

Консультация для воспитателей «Такие разные де-ти: гипер- и гипоактивные. Рекомендации воспита-телям»..





Учитель-логопед

март

Консультация для родителей «Игры и игрушки у вас дома» (стар.гр.)

 Открытое занятие для воспитателей «Использование дидактических игр в работе по развитию речи»(подг.гр).


Учитель-логопед

апрель

Консультация для родителей адаптационной группы детей до 3 лет «Ваш ребёнок не говорит. Что делать?

Консультация для родителей детей подгот. группы

«Влияние семьи на подготовку ребёнка к школе»


Учитель-логопед

май

Родительское собрание «Готовность к школе детей»:

-психологическая готовность;

-результаты обследования детей и работы ТПМПК;

-отчёт учителя-логопеда о проведённой коррекцион-ной работе с детьми;

-рекомендации для родителей по работе с детьми в летний период.

Анкетирование «Готов (не готов) мой ребёнок к школе».

Открытое занятие «Путешествие в страну «Читай – Игранию»(подгот.гр.)


Учитель-логопед

Воспитатели

Педагог-психолог

Ожидаемые результаты. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопед, воспитатель, родитель действуют согласованно.  Осознанное включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет повышать научно-методический уровень педагогов, родителей. Только в тесном взаимодейст-вии всех участников коррекционного процесса (учитель-логопед – воспита –тель -  родитель) возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
























Используемая литература:


1. Закон РФ «Об образовании». М., 2008

2. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с

недостатками речи. М., 2009.

3. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.

4. Козина И.Б., Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников // Дефектология. 1997. № 5.

5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007

6. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998г. № 11, с.47-49.

7. Степанова О.А.Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007.

















Муниципальное образовательное  учреждение

«Центр диагностики и консультирования»


















Семинар – практикум

для воспитателей дошкольных учреждений

на тему: «Развиваем речь детей»













Учитель – логопед МОУ «Центр ДиК»

Селифанова Татьяна Николаевна

Проведено: МДОУ ЦРР-

детский сад № 41 «Сказка»

 .










г. Воскресенск

План проведения семинара – практикума.

1.Вступительное слово учителя – логопеда.

2.Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики».

3.Конкурс «Развитие фонематического восприятия и слуха».

4.Конкурс «Формирование правильного звукопроизношения и дикции».

5.Конкурс «Развитие связной речи. Работа с пословицами».

6.Подведение итогов конкурсов.


Оборудование:

1. мольберт/наборное полотно;


2. демонстрационные картинки к сказке «У бабушки с дедушкой» (по плану п.2);


 3. картинки с артикуляционными упражнениями к конкурсу (по плану п.2);


4. схемы слов к конкурсу (по плану п.3);


5.карточки со скороговорками к конкурсу (по плану п.4);


6. карточки с пословицами к конкурсу (по плану п.5).

































   Формирование правильного произношения – сложный процесс. Ребёнку предстоит   научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять  контроль  за своей речью.

      Почему дети неправильно произносят некоторые звуки? Потому что у него недостаточно развиты мышцы речевого аппарата. Чтобы ребёнок научился произносить сложные по образованию звуки, его губы, язык должны быть гибкими, могли долго удерживать необходимое положение, без труда переходить от одного движения к другому. Всему этому способствует  артикуляционная гимнастика, состоящая из динамических и статических специальных упражнений.

       Основная цель всех упражнений – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

       Артикуляционную гимнастику целесообразно выполнять регулярно перед зеркалом, повторяя каждое упражнение 5-6раз (приложение № 1).

        Вариантом артикуляционной гимнастики может быть «Сказка о Весёлом язычке» (приложение № 2).


Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Следует заниматься ежедневно 7-10минут перед зеркалом.
  2. Сначала упражнения выполняются медленно перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Потом зеркало можно убрать. Постепенно темп выполнения упражнений увеличивается.
  3. Периодически ребёнку необходимо задавать наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?»
  4. Если во время выполнения упражнений язык ребёнка дрожит, слишком сильно напряжён, отклоняется в сторону, не может удержаться в нужном положении даже в течение короткого времени, необходимо обратиться к логопеду.

       У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика рук, что также является одной из причин более позднего становления речи. Для развития мелкой моторики рук воспитателям необходимо заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой.

       Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что в итоге стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, учат вслушиваться в речь и понимать  её смысл, концентрировать внимание и правильно его распределять, запоминать определённое положение рук и последовательность движений, развивают воображение. Упражнения пальчиковой гимнастики придают кистям рук и пальцам силу, подвижность, гибкость, что в дальнейшем облегчит ребёнку овладение навыками письма.


Рекомендации к проведению пальчиковой гимнастики.

  1. Следует заниматься ежедневно по 5-10минут.
  2. Сначала все упражнения выполняются медленно.
  3. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой и, наконец, двумя руками одновременно.

       Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово», «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что звучат они по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слова: короткие и длинные слова. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять место звука в слове: начало, середина, конец, называть слова с заданным звуком, выделять звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

Полезными упражнениями для развития речевого слуха и дикции служат скороговорки.      Рекомендации по работе со скороговорками.

  1. Ребёнку читают скороговорку и показывают иллюстрацию к ней.
  2. Объясняют значение сложных слов.
  3. Предлагают проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
  4. Предлагают проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.
  5. Предлагают проговорить скороговорку, подбрасывая и ловя мяч двумя руками.

     Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами, которую необходимо начинать как можно раньше. Следует объяснять детям смысл пословиц, учить применять их в жизненных ситуациях.

       Чёткое произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически правильной, хорошо развитой связной  речью является одним из показателей готовности ребёнка к школьному обучению.


Участники семинара – практикума делятся на 2команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Затем проводятся конкурсы. Жюри (учитель – логопед, старший воспитатель) оценивает каждый конкурс от одного до трёх баллов.


Конкурс «Развитие артикуляции и мелкой моторики»

  1. Разминка. Ведущий (учитель – логопед) предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (с демонстрацией картинок).

  Толстые внуки приехали в гости.

 С ними – худые, лишь кожа да кости.

 Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

 Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы.

                                       Чистим мы верхние, нижние зубы.

        Блюдца поставим – положат блины нам.

 Блинчик жуём с вареньем малиновым.

  Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

                                      Чашки поставим, чтоб чаю налили.

     Вкусный был завтрак, никто не обижен.

                                     Скажем «спасибо» и губы оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки,

И на опушке мы видим грибочки.

  1. Знание органов артикуляции. Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам.

Вопросы: -Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)

                  -Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка,корень,боковые

                   края).

                  -Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков?  

   (язык, зубы, губы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голос. связки, носовая полость).

-Как образуется голос? (воздух проходит через голосовые связки, которые то смыкаются, то размыкаются).

Знание артикуляционных упражнений. Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям: «Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Качели», «Лошадка», «Чистим зубы». Члены команд должны назвать упражнение, показать, как оно выполняется, и сказать, для постановки каких звуков оно используется.


Знание упражнений пальчиковой гимнастики. Командам предлагается показать по одному упражнению пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).


Конкурс «Развитие фонематического восприятия и слуха»

  1. «Назови слова на заданные звуки». Ведущий произносит звуки (гласные, твёрдые/мягкие согласные). Участники конкурса поочерёдно должны назвать слово, начинающееся с заданного звука.
  2. «Придумай рифму к слову». На мольберт/наборное полотно выставлены перевёрнутые обратной стороной предметные картинки. Представитель каждой команды выходит к мольберту/наборному полотну, поочерёдно переворачивает картинки и называет предметы. Члены команды подбирают рифмы к этим словам. (Кошка – окошко, лукошко, картошка; мушка – пушка, опушка, подушка, лягушка, катушка; улитка - калитка, плитка; жучок – паучок, червячок, светлячок).
  3. «Доскажи словечко». Участникам команд предлагается закончить двустишье или четверостишье (приложение № 3).
  4. «Подбери слово к схеме». На мольберте/наборном полотне выставлены схемы слов, состоящих из трёх звуков: гласные обозначены красным цветом, согласные мягкие – зелёным, согласные твёрдые – синим цветом. Команды должны подобрать к схемам как можно больше слов – названий растений, животных. (Сад, дуб, мак, бук, лук, луг, рак, сом, вол, бык, кот, мул, жук, мышь, вошь, мох; лес, рис, лён, вяз, пёс, лис, кит, лев, чиж; рысь, лось, сыч, гусь; пень, чай, лещ, язь; оса; тля). 
  5. «Подбери слово с наибольшим количеством букв». Командам раздают чистые листы бумаги, фломастеры. Нужно вспомнить самое длинное слово, записать его и подсчитать количество букв. (Самоуничтожение, газонокосилка и т.п.)
  6. «Определи место звука в слове». Ведущий предлагает выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «л» будет вначале, то поднимите руки вверх и потянитесь; если в середине – поставьте руки на пояс; если в конце – наклонитесь и поставьте руки на колени». (Лампа, кулак, стол, колба, осёл, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко).

Конкурс «Формирование правильного звукопроизношения и дикции»

  1. Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку произнести быстро, вторую -  тоже быстро и с определённой интонацией.


Карточка № 1.

У кудрявого кучера Коли

С кучерявыми гривами кони.

Компьютерному пирату в Интернете не рады. (Сердито).

                      Карточка № 2.

Тигры время каратали –

Вместе с громом рокотали…

Саша шустро сушит сушки. (Удивлённо).

  1. Каждая команда выбирает скороговорку и предлагает команде – сопернику её произнести.
  2. Ведущий предлагает каждой команде придумать чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться с определённого звука, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе. (На горе Арарат растёт крупный виноград. Клава клала лук на полку, позвала к себе Николку).

Конкурс «Развитие связной устной речи. Работа с пословицами»

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями.

Карточка № 1.

- Продолжите пословицы.

С волками жить – (по-волчьи выть).

С миру по нитке – (голому рубаха).

Всяк сверчок – (знай свой шесток).


-«Переведите» пословицы на русский язык.


Сын леопарда – тоже леопард. (Африка.) – Яблоко от яблони недалеко падает.

Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.) – Шила в мешке не утаишь.

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция.) – В тихом омуте черти водятся.


-Назовите пословицы про дружбу.



Карточка № 2.

-Продолжите пословицы.

Двое пашут – (а семеро кулаками машут).

Кончил дело  - (гуляй смело).

Гром не грянет – (мужик не перекрестится).

-«Переведите» пословицы на русский язык.

Молчаливый рот – золотой рот. (Германия.) – Слово – серебро, а молчание – золото.

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия.) – Язык до Киева доведёт.

Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция.) – Обжёгшись на молоке, дует на воду.

-Назовите пословицы о труде.


Ведущий объявляет об окончании семинара – практикума. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду – победителя.































                                                                                                                              Приложение»1

Сказка  «Весёлый язычок»



Цель: активизация мышц языка.

Форма проведения: игра.

Описание игры.  Дети сидят на стульчиках лицом к воспитателю/педагогу. Педагог говорит: «Жил язычок в своём домике. Проснулся, осмотрелся, выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта), посмотрел наверх: светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, тянется к носу), потом – вниз: нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз, тянется к подбородку). Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик язычка поворачивается влево – вправо, вверх – вниз,т.д.5-6раз). Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. Налил в мисочку молока и начал лакать, как котёнок (языком производит лакательные движения). Наелся язычок, да весь перепачкался. Почистил губки, сначала верхнюю, потом  нижнюю (облизывание широким кончиком языка верхней и нижней губ). А теперь почистил зубки верхние и нижние (аналогичное облизывание зубов под губами). Сделал всё язычок и снова отправился погулять да поиграть. Увидел качели и стал на них качаться (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при открытом рте) вверх – вниз, вверх – вниз, всё выше и выше. Потом он решил покататься на лошадке (щёлкает кончиком языка за верхними зубами). Устал язычок и пошёл в свой домик спать. Сначала закрыл белые двери, затем розовые двери и лёг на диван».





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями в процессе коррекционной работы с детьми

Статья посвящена сотрудничеству учителя-логопеда школы с родителями детей, имеющих недоразвитие речи и предлагаются различные формы их совместной работы для преодоления речевой патологии....

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Слайд 1. На современном этапе, в эпоху введения ФГОСов, семейное воспитание признано ведущим.  Сотрудничество семьи и педагога – необходимое условие успешного коррекционно-воспитательного во...

Система взаимодействия логопеда и специалистов в ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих речевую патологию

В статье представлена система взаимодействия специалистов по улучшению речи у детей дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей: Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.

Использование электронного конструктора «Знаток» в работе с детьми старшего дошкольного возраста для изучения профессии инженер.Цель: ознакомление и обучение родителей теоретическим и прак...