Из опыта работы: "Использование образовательной технологии "Синтез искусств" в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
план-конспект

Пряникова Юлия Геннадьевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка»

город Тайшет

             «Технология «Синтез искусств» 

в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                                                                                     

подготовила

музыкальный руководитель

Антонова Тамара Сергеевна

Вступление:

Эстетическому воспитанию и развитию человека уделялось внимание с древних времен, что определяет и характеризует человека, да и общество в целом. Культура- это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, образованность, интеллигентность, внутреннюю утонченность и творческую активность. Заложить базис высокой Культуры, человечности, творчества, мы сможем только через высокие образы национальной и мировой культуры, творческого труда. Не секрет, что искусство оказывает незаменимое влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития. Особое значение в связи с этим имеет свойство искусства интегрироваться или синтезироваться друг в друга и другие виды деятельности. Если с раннего возраста  вводить ребенка в мир искусства, основываясь на принципах взаимосвязи его видов, развивать способности ребенка воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в искусстве и жизни; воспитывать стремление самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам Красоты, то будет достигнута ключевая роль эстетического воспитания – формирование гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности. Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусства с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет  духовные ценности, оно дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всех его проявлениях.  Интеграция видов искусств выступает средством эстетического развития дошкольного возраста. Оно основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально – положительного отношения к деятельности воображения, образного мышления.

Актуальность:

Обращение к «синтезу искусств» связано с психологическими особенностями ребенка- дошкольника, художественное творчество которого на этапе дошкольного детства носит синкретический характер. Отдельные виды искусства оказывают влияние на различные стороны психики ребенка: эмоции чувства, мышление, воображение и т.д., однако всестороннее развитие ребенка формируется под воздействием синтеза различных искусств.

Цель:

1.Развитие музыкального восприятия дошкольника через  взаимодействие с другими видами искусства.

2.Сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через приобщение его к ценностям мировой культуры и искусства.

Задачи:

1.Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям культуры, отраженным в произведениях разных видов искусства.

2.Дать представления ребенку о специфике различных видов искусства (музыки, живописи, литературе и театра).

3.Учить детей различать выразительные особенности художественных средств разных видов искусств, возможность своим оригинальным  языком передать мысли, настроение, чувства.

4. Учить сравнивать и сопоставлять художественные образы.

5.Стимулировать творческую активность, свободу эмоциональной раскованности.

6.Развивать у детей желание сопереживать, воображать, творить.

7.Развивать речь, обогащать словарь.

8.Воспитывать желание получать эстетическое наслаждение от общения с искусством.

Предполагаемый результат:

1.Повышение уровня музыкального творчества детей, обучение новым приемам создания художественных образов, развитие умения экспериментировать.

2.Развития познавательных процессов, представлений в  мире искусства.

3.Снижение уровня эмоционального  дискомфорта, нормализация психофизического  состояния

4.Реализация и раскрытие творческого потенциала детей и педагогов.

1 этап Теория:

Изучение методической литературы по данной технологии:

О.П. Радынова «Музыкальные шедевры»;

К.В. Тарасова, М.Л.Петрова «Синтез»;

О.А.Куревина «Путешествие в прекрасное».

             Сравнительная характеристика программ

                    О.П.Радыновой и К.В.Тарасовой.

В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно, оставляет след в духовном развитии ребенка. Программа предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.). Программа О.П.Радыновой не предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе, форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается и, как мне кажется, более совершенна в плане обще- эстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Анализ методики данной технологии.

Синтез – это погружение в искусство, в его различные виды. Синтез литературы и художественно – речевой деятельности формирует у детей интерес в чтении и восприятии книг. Для этого надо приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений.

Интеграция живописи, графики и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционального отношения к произведениям искусства. Для этого надо формировать у дошкольников знания о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в рисовании, лепке, аппликации, художественному труду.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей интереса к этому виду искусства, разным формам сценических действий, а также преставлений об особенностях различных видов театра. Поэтому надо развивать исполнительские умения, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать художественные образы. Чтобы заинтересовать детей театром, нужно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций,  костюмов, а также содействовать организации самостоятельной театрализованной деятельности.

Приобщение дошкольников к музыкальной культуре, развитию у них музыкальных способностей возможно на основе интеграции музыки и музыкальной деятельности. Слушая музыку, ребенок учится определять

ее настроение, характер,  средства выразительности, жанры. Педагог развивает также творческие способности, фантазию, образное мышление поддерживает желание ребенка отражать настроении музыки в движении, рисунке.

Форма работы:

1.Групповые и индивидуальные.

2.Комплексные и интегрированные занятия.

3.Музыкальные гостиные.

4.Праздники и развлечения.

5.Работа с воспитателями и родителями.

Педагогические методы и приемы:

1.Наглядно- слуховой (воспроизведение музыки с помощью ТСО, исполнительный показ).

2.Метод обобщения (создания целостного представления о временах года, жизни растений, животных, различных аспектов жизни человека с помощью изобразительных средств- музыки, живописи, поэзии).

3. Наглядно-зрительный (показ картин, репродукций, мультимедийных проектов ,видео зарисовок, выставок детского рисунка).

4.Метод поисковых ситуаций (сравнить, сопоставить, искать аналогию

изобразительных средств музыки, цвета, интонации)

5.Словесный метод (высказывания, беседы, чтение стихов, пословиц, поговорок, придумать название, содержание, рассказ).

6.Метод пластического интонирования (передача характера музыки, ее содержания в движении танца, пантомимы, ритмической композиции).

Организация  развивающей предметно-пространственной среды:

Материально-техническое:

Музыкальный центр, ноутбук, экран, видеопроектор, видеокамера.

Аудиозапись:

Фонотека с классической музыкой.

Звуки живой природы.

Видео материалы:

Пейзажи природы по временам года, репродукции картин известных художников.

Жанры изобразительного искусства (слайды).

Видеоклипы на музыку Чайковского: «На тройке», «Осеняя песнь», «Охота», «Времена года» - «Святки», «Цветы для мамы».

 Видео презентации по временам года, жанры искусства, о жизни замечательных людей и т.д.

Мультимедийные проекты: «Зима- волшебница», «Дождик – уборщик», «Весна – идет» и т.д.

 Дидактика:

Портреты композиторов и поэтов.

Подборка стихов классиков о природе.

Музыкально дидактические игры.

Театральное:

Костюмы, атрибуты, декорации для театра

2этап – практический:

Перспективный план тематических занятий в интеграции образовательных областей и «Художественно-эстетической деятельности» в технологии «Синтез».

Образовательная деятельность:

Интегрированные и комплексные занятия: «Люблю березку, русскую», «Весна - красна», «Унылая пора», «Птицы, слетайтесь!», «Путешествие по родному краю» и т.д.

Вечера досуга:

Музыкальные гостиные: «Творчество Пушкина», «Рисуем музыку», «Танцуем Чайковского» и т. д.

Досуги по ритмопластике: «Бал весенних красок», «Кто танцует круглый год».

Развлечения:

Сундучок Феи.

Театральные постановки:

Музыкальные спектакли: «Спящая красавица», «Путешествие в страну принцев и принцесс», «Муха-цокотуха».

Художественная деятельность:

Иллюстрации и рисунки детей, и родителей на разные темы.

Выставка детского и совместного творчества «Что за чудо эти сказки!», «Выставка мастеров».

Проекты:

«Войти в мир искусства», «Сказка в музыке», «Вспоминая А.С. Пушкина», «В мире театра».

Методические разработки:

Сравнительная характеристика интегрированных и комплексных занятий (тема, структура, время проведения, выход темы).

3 этап – диагностический.

             Результаты внедрения технологии в практику.

                              (старшая группа)

                 Начало года

                Конец года

1.Слушали классическую музыку, художественные произведения, рассматривали картины и архитектуру, отвлекаясь.

2.Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании произведений были односложными  чаще с помощью взрослых.

3.Различали музыкальные произведения на слух, знали название, автора, строение произведения, отражают свои впечатления в рисунке.

4.Умели рассказать только о красках, которые использует художник.

5Знали жанры в музыке: марш, танец, песня.

в живописи: пейзаж;

в художественном слове: рассказ, сказка, стихотворение.

6.В театральной деятельности желание играть и воплощать образ, явление, проявлять творческие способности самостоятельно было у единиц.

7.В ритмопластике на классическую музыку дети чаще слушали указания педагога.

8.Дети редко дома слушали классическую музыку.

9.Родители с детьми посещали в основном детские спектакли.

10.Родители посещали открытые мероприятия в детском саду, на сами участвовали не активно.

1.Появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться.

2.Высказывания стали содержательными, словарь пополнился новыми словами, выражениями,

3.Умеют выделить средства выразительности, группы музыкальных инструментов, отражают свои впечатление в пластике.

4.Могут выделить средства выразительности в изобразительном искусстве, придумать свое название, выразить впечатление словами, эмоциями.

5.Стали знать жанры в музыке: балет, опера, концерт;

 в живописи: портрет;

 в художественном слове: былина.

6.Имеют практические навыки, используют мимику и жесты в передаче образа.

7.Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции; мини-спектакли на классическую музыку.

8.Во многих семьях появилась фонотека с классической и детской музыкой.

9.Родители с детьми посещают выставки г.Ногинска в «Доме художника», «Краеведческом музее»,спектакли  Ногинского драматического театра на детские постановки.

10.Родители являются активными участниками мероприятий,  участвуют в открытых обсуждениях после просмотра занятий, праздников, спектаклей.

11.Дети учатся в художественной и музыкальной школах, танцевальных коллективах.

12.Бывшие выпускники становятся победителями конкурса чтецов, проводимого в школах.

12. «Синтез искусств» благотворно повлиял на развитие личности ребенка.

13.Систематизированная работа

 комплекно-тематического планирования, в интеграции образовательных областей способствовали формированию у детей интереса к искусству.

                       (подготовительная группа)

                 Начало года

                Конец года

1.Слушали классическую музыку, художественные произведения, рассматривали картины и архитектуру, отвлекаясь.

2.Высказывания детей об эмоциональном и образном содержании произведений были односложными  чаще с помощью взрослых.

3.Различали музыкальные произведения на слух, знали название, автора, строение произведения, отражают свои впечатления в рисунке.

4.Умели рассказать только о красках, которые использует художник.

5Знали жанры в музыке:

в живописи: пейзаж;

в художественном слове: рассказ, сказка, стихотворение.

6.В театральной деятельности желание играть и воплощать образ, явление, проявлять творческие способности самостоятельно было у единиц.

7.В ритмопластике на классическую музыку дети чаще слушали указания педагога.

8.Дети редко дома слушали классическую музыку.

9.Родители с детьми посещали в основном детские спектакли.

10.Родители посещали открытые мероприятия в детском саду, на сами участвовали не активно.

1.Появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали.

2 Высказывания стали более глубокими, содержательными, активный словарь пополнился новыми словами, выражениями, передают словами возникший образ.

3.Умеют выделить средства выразительности, группы музыкальных инструментов, отражают свои впечатление в пластике.

4.Могут выделить средства выразительности в изобразительном искусстве, придумать свое название, выразить впечатление словами, эмоциями.

5.Стали знать жанры в музыке: балет, опера, концерт;

 в живописи: портрет, натюрморт;

 в художественном слове: былина.

6.Имеют практические навыки, самостоятельно проявляют увлеченность творческим процессом перевоплощения.

7.Самостоятельно создают пластические этюды и танцевальные композиции; мини-спектакли на классическую музыку.

8.Во многих семьях появилась фонотека с классической и детской музыкой.

10.Родители являются активными участниками мероприятий, участвуют в открытых обсуждениях после просмотра занятий, праздников, спектаклей.

11.Дети учатся в художественной и музыкальной школах, танцевальных коллективах.

12.Бывшие выпускники становятся победителями конкурса чтецов, проводимого в школах.

12. «Синтез искусств» благотворно повлиял на развитие личности ребенка.

13.Систематизированная работа

 комплекно-тематического планирования, в интеграции образовательных областей способствовали формированию у детей интереса к искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей грамоте «Сказочная страна» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Учить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания  (дыхание животом);2.  Учить детей произвольно напрягать и расслаблять мышцы, сбрасывать мышечное напряжение;3. Развивать мелкую ...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом"

Доклад "Система логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, страдающими детским церебральным параличом" был представлен на окружном обучающем семинаре "Теоретические и практические а...

Распространение педагогического опыта по теме: "Метод ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по профилактике дисграфии"

Новизна моего подхода к коррекционным занятиям для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в целях профилактики дисграфии заключается в том, что я использую элементы современной образовательной техн...