Конспект занятия на тему "ЁЖ"
план-конспект

Михайлова Ирина Михайловна

Конспект интегрированного занятия на тему "ЁЖ" по предмету  "Азбука вежливости" и "Умелые ручки" для дошкольников 5-6 лет. Занятие прводится в сопровождении компьютерной презентации. Итогом занятия является индивидуальная поделка ёжика из пластилина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУДО  «Центр детского творчества «Южный»

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия по предметам

«Азбука вежливости» и «Умелые ручки»

Тема: «Лесной житель - Ёж»

Аудитория – дошкольники 5-6 лет.

Автор: педагог дополнительного образования

Ирина Михайловна Михайлова

Рязань

2016 г.

Аудитория: группы 1 года обучения (возраст 5 лет)

Тема: «Лесной житель - Ёж»

Программное содержание:

  • Расширить знания детей о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Учить детей понимать природные взаимосвязи.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к живой  природе.
  • Развить навыки работы с пластилином (раскатывание, формование, сминание, присоединение частей).
  • Выявить творческие способности при использовании в комплексе природного материала и пластилина.

Оборудование:  компьютер и монитор; ученические ростовые столы и стулья; оборудование для лепки: доска, стека.

  • Яблоки, вырезанные из цветного картона с написанными на них вопросами.
  • Пластилин, семена подсолнуха, влажные салфетки.

Дидактический и наглядный материал:

  1. Компьютерная презентация о жизни ежей.
  2. Мягкая игрушка ежа.
  3. Бумажные яблочки с вопросами.
  4. Бумажные «кочки».
  5. Конфеты в форме яблочек.
  6. Пластилин.
  7. Семечки черные или полосатые.
  8. Влажные салфетки.
  9. Карточки с загадками.
  10. Яблоки по количеству обучающихся в группе.
  11. Корзинки 2 шт.

Ход занятия:

(Показ презентации)                                                                        ( 1 слайд)

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в лес, нас пригласил в гости маленький лесной зверек.  Хотите пойти в гости?

(ответы детей)

Тогда давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу и особенно в гостях.

(ответы детей)

 Но, этот лесной житель хочет, чтобы вы угадали его, он сейчас подаст голос, угадаете?                                                                                             ( 2 слайд)

(ответы детей) (звучит фонограмма со звуком фыркания ёжика)

Педагог:  Кто же это такой, узнали, ребята, этого зверька?  (ответы детей)

(если дети не отгадали или  для проверки их ответов задаётся ещё загадка)

                 Шубка – иголки,

                 Свернется он – колкий,

                 Рукой не возьмешь.

                 Кто это?   (Еж)

Молодцы! Вот вы и догадались какая тема занятия будет сегодня:  лесной житель – ёж.  (Показ мягкой игрушки Ёжик).

Мы узнаем как он живет, чем питается, какие у него есть враги. Ёжик хочет рассказать вам о своей лесной жизни.

Рассказ о жизни ежа.

Педагог (от имени ежа):  Родился я, ребятки, весной. Было нас два брата и три сестры.                                                                                                (3 слайд)

Были мы малюсенькие и все время лежали под брюшком у мамы-ежихи. А брюшко у нее теплое, мягкое и молоком пахнет. Вот мы и сосали мамино молочко все впятером разом, причмокивая. Вот так. (Звукоподражание). 

А вы можете повторить?

(Артикуляционное упражнение «Причмокивание»).

           Сначала мы – ежата были совсем голенькие и слепые.              (4 слайд)

А потом у нас открылись глазки и стали вырастать маленькие мягкие иголочки.                                                                                            (5 слайд)

Иголочки наши подрастали и твердели, пока не стали совсем твердыми.

Тогда мама-ежиха начала нас по лесу водить,                                      (6 слайд)

учить, показывать что к чему. А мы за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

???  Как вы думаете, ребята, почему мама не выпускала нас, ежат, пока  не выросли иголки?

(Ответы детей).                   Без иголок мы беззащитные, легкая добыча.

Педагог (от имени ежа):  Скоро  мы начали сами себе еду искать. Знаете, что ежи любят кушать? Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек.                                                                                                  (7-8 слайд)

С наступлением темноты мы выползаем из норы и ищем себе пищу.    

Всю ночь топает, под каждый листок заглядываем, переворачиваем ветки. У нас очень чуткий нос и очень хороший слух.

И зрение у нас  очень хорошее. Мы, как и люди, различаем многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

???  Почему нас называют ночными охотниками?

 (Ответы детей).                  Потому что мы охотимся, ищем пищу ночью.

Педагог (от имени ежа):   Когда у нас, ежей, выросли твердые иголки, нам уже не страшны стали ни собаки, ни волки, ни медведи, ни лисы. Даже пословица такая есть: «На то ежику и щетина дана, чтоб собаки не кусали». Хотя  ежи все-таки боятся лисы.                                                        (9 слайд)

Она нас хитростью берет. Загонит в лужу, а мы воду не любим и сразу разворачиваемся. Тут лиса хвать  ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. Лиса ведь хитрое и коварное животное. Кто в сказках самый хитрый, лукавый, увертливый и коварный? Конечно же – лиса.

  От врагов нас только иголки и спасают. Ножки ведь у нас коротенькие, быстро бегать мы не умеем. Иголки покрывают все ежиное тело, кроме головы и живота. Вот мы ими и защищаемся, свернувшись в клубок.                                                                                                 (10 слайд)

Чуть опасность почувствуем, сразу нужно свернутся в клубок, зашипеть и затукать, как маленький мотоцикл.

  А в конце осени все ежи сворачиваются в клубок и спят в теплом гнездышке-норке устланном травой, мхом и листьями. А раз всю зиму мы спим, то и запасов нам не надо делать, как белке, например. Перед тем, как залечь в спячку, нам просто нужно много еды съесть. Ведь если не зажиреешь к зиме, тощим ляжешь, так и помрешь, солнечных деньков не дождавшись. А просыпаемся мы только весной, когда станет совсем тепло.                  

                                                                                                          (11 слайд)

???  Как вы думаете, нужны ежам запасы на зиму, как белкам? Почему?

(Ответы детей). Нет, не нужны, ведь мы всю зиму спим.

???  Скажите, ребята, а какой ещё зверь спит снами зимой?

(Ответы детей).  Правильно, медведь.

Педагог (от имени ежа):      Ребята, если вам доведется повстречаться с моим братом, ежиком, я вас очень прошу – не забирайте его к себе домой. Ежи не живут в домах, они заболевают и умирают. Мы любим жить у себя в лесу, а не у вас в домах. Если встретите ежика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите дальше своей дорогой. А еж отправится дальше по своим лесным ежиным делам.

Послушайте стихотворение. В нем рассказывается про одного ежика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ежика, и его отнесли обратно в лес.

- Если Ежик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ежика сын или дочка.

Значит, надо ежика взять

И в лес отнести опять.

                    (Ю.Щербаков)

Педагог:  Ежик вдруг начал зевать, не пора ли с ним играть?

Игра  «ВЕСЁЛОЕ  БОЛОТО»

Детей разделить на две команды. Участники должны добраться до импровизированной полянки, перепрыгивая  с «кочки» на «кочку», забрать из корзинки яблоко и перенести обратно, став в конец шеренги своей команды.   Победителем считается тот, кто не попадёт в «болото».

Кочки имитируются кружочками.

Динамическая пауза «Путешествие в лес»

Здравствуй лес, прекрасный лес, (широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!   (повороты влево-вправо с вытянутыми руками)

Кто в глуши твоей таится?  (Дети всматриваются вдаль, держа округленную Что за зверь?                          ладонь над бровями, поворачиваясь при этом 

Какая птица?                          влево и вправо)

Ветер дует нам в лицо -       (Руками машут себе на лицо)

Закачалось деревцо.            (Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево)

Ветер тиши, тише, тише -   (приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.  (Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встав на

                                                   носки)

Раз - присядка,                   ( Присесть)

Два - прыжок.                      (Подпрыгнуть)

Это заячья зарядка.           ( Ладони на голову - "ушки на макушке")

А лисята, как проснутся,  ( Кулаками протереть глаза)

Любят долго потянуться. ( Потягивание с отводом рук)

Обязательно зевнуть,        (Зевнуть, прикрыв рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнуть.  (Покачивание бедрами из стороны в сторону)

А волчата - спинку выгнуть ( Прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть.   (Легкий прыжок вверх)

А кому зарядки мало -         (Развести руки в стороны ладонями вверх)

Начинаем все сначала!

(посадить детей обратно за столы)

Педагог (от имени ежа):   Молодцы, хорошо подвигались, попрыгали, повеселились.

А сейчас конкурс! Я буду задавать вам вопросы о нас, ежах. Вопросы написаны на бумажных яблочках. Кто на вопрос ответит, тому яблочко (конфетки) подарю.

Вопросы:

1. Какими рождаются ежи?

2. Расскажите о детстве ежей: как растут, учатся, кушают.

3. Когда ежиха начинает выводить ежат из норы? Почему? Зачем?

4. Чем питаются взрослые ежи?

5. Почему ежей называют лесными охотниками?

6. Как ежи зимуют?

7. Назовите ежиных врагов?

8. Какие звуки умеют издавать ежи?

9. Как вы поступите, повстречав живого ежика?

10. Любит ли ёж купаться? (нет) Почему? (потому что они сразу разворачиваются и становятся беззащитными)

11. Сколько цветовых  оттенков  различает ёж?  (много, как человек)

12. В какое время суток ежи охотятся и добывают себе пищу?  (вечером и ночью)

13. Какие органы помогают ежу охотится?  (нос и уши)

 Педагог (от имени ежа):   Молодцы, ребята! Кушайте конфеты на здоровье. Вы теперь много знаете о ежах. И самое главное, я уверен, что никто из вас никогда не обидит ежика. А сейчас пора прощаться. Спасибо за заботу и помощь. До свидания!

Педагог: Наш ежик ушел. Но мы можем сделать себе ежиков. Как, по-вашему, из чего лучше сделать голову и живот ежа? (из пластилина)

А колючки?  (из семечек или зубочисток).  

 Давайте разомнем пальчики, приготовим их к работе.

Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий»

Ежик, ежик колкий,                Пальцы двух рук сплетены в замок.

Покажи иголки.                      Движения кистями вправо-влево.

Вот они. Вот они. Вот они.   Пальцы выпрямляются, кисти   сложены в замок.

Ежик, ежик колкий,               Движения кистями вправо-влево

Спрячь свои иголки.              с выпрямленными пальцами.

Раз, и нет иголок.                  Пальцы складываются в замок.

Лепка из пластилина и природного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интегрированное занятие для детей 5-6 лет по предметам «Азбука вежливости» и «Умелые ручки» МБОУ ДОД «Центр детского творчества «Южный» педагог – Михайлова Ирина Михайловна