Программа воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
рабочая программа по теме

Трандафир Оксана Михайловна

Локальный докумлент учреждения дополнительного образования детей. Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее — Стандарт), Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (далее — Концепция). В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_tsrtdiyu.doc365 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Центр развития творчества детей и юношества Г. нЕРЮНГРИ

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

совета протокол № _____

от «__» __________2011 г.

«Утверждаю»

Директор ЦРТДиЮ

__________Г.С. Ахметова

«____»_________2011 г.

Программа

воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ

   

Разработчик: заведующая отделом творческого развития ЦРТДиЮ

Трандафир Оксана Михайловна

г. Нерюнгри, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка        

Аналитическая справка        

Цель и задачи программы        

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦРТДиЮ, ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦРТДиЮ        

Мониторинг воспитательного процесса        

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ  И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        

Ресурсное обеспечение воспитательной системы        

Возможные векторы развития воспитательной системы Центра        

Приложение        


Пояснительная записка

В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовности исключительно важной становится стабилизирующая роль образования как гаранта гражданского мира и общественной нравственности.

События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, неуважительное отношение к государству. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценным гражданином своей страны, готовых учиться работать на благо её и встать на защиту. Поэтому важно объединить все усилия семьи и образовательных учреждений для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, разработанная в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, в котором сформулированы: система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России.

Социокультурные, исторические, геополитические особенности нашего региона не могут не сказываться на состоянии социума. В Нерюнгринском районе, как и  во всем российском обществе, на современном этапе развития социальные и экономические проблемы существенно ослабили институты семьи, школы, государства и их воздействие на воспитание детей. Следствием этого процесса можно считать повышение количества детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, рост правонарушений среди несовершеннолетних, правовой нигилизм, пренебрежительное отношение к ценностям здорового образа жизни и др. Кроме того, вследствие удаленности территории от центральной части России существуют сложности в работе по формированию представлений о Республике Саха (Якутия) как неотъемлемой части Российской Федерации.

Расширенный национальный состав населения региона, различия в культурных традициях требуют в качестве профилактики социальной расовой и религиозной нетерпимости системной работы по повышению уровня толерантного сознания детей и в то же время формирования потребности в сохранении исторического наследия культурных традиций. Кроме того, возрастает роль гражданско-правового и патриотического воспитания, а также формирования культуры здорового образа жизни и укрепления семейных ценностей.

Анализ социокультурной ситуации Нерюнгринского района показал, что ухудшается здоровье детей, увеличиваются школьные нагрузки, растет социальная апатия в юношеской среде, имеются факты совершения преступлений среди детей 10-16 лет. Статистика показывает, что подростки приобщаются к наркотикам, к алкоголю, высок процент детей находящихся в трудной социальной ситуации.

Для решения этих и других проблем в Нерюнгринском районе необходимо создать единое воспитательное пространство по воспитанию и социализации детей этим и объясняется актуальность данной воспитательной программы.

Аналитическая справка

ЦРТДиЮ сегодня – открытая система дополнительного образования, направленная на расширение и углубление стандартов общего и специализированного образования, общекультурную, допрофессиональную подготовку, во-вторых, реализацию свободы выбора, в-третьих, приобретение детьми опыта творчества в интересующей их области человеческой деятельности в зависимости от индивидуальных возможностей.

Характеристика наиболее сильных сторон учреждения:

– за прошедшие 3 года сложилась устойчивая система качественного дополнительного образования детей, полностью поменялись содержание, формы, методы, как образовательного, так и воспитательного процесса, согласно запросу детей и родителей;

– разработаны модели систем воспитательной работы во всех отделах ЦРТДиЮ, в дополнительных образовательных программах педагогов описаны подходы к организации воспитательной работы, разработана модель выпускника ЦРТДИЮ, организована работа детского самоуправления, проводится мониторинг образования и воспитания.

– просматривается удовлетворенность детей  и родителей в образовательном процессе.  Анализ анкетирования с целью определения удовлетворённости родителей деятельностью творческого объединения показывает, что большинство учащихся (76%) с очень хорошим настроением посещают творческое объединение. У большинства воспитанников (66%) сложились дружеские отношения с детьми творческого объединения. Большинство родителей (81%) убеждены, что у их ребёнка сложились очень хорошие  отношения с педагогом. Но остаётся небольшая категория  родителей, которые не имеют представления о взаимоотношениях своего ребёнка с педагогом и воспитанниками творческого объединения, что  затрудняет сотрудничество педагогов с такими родителями и может препятствовать развитию способностей, умений детей. Практически все родители (99,7%)  полностью удовлетворены деятельностью творческого объединения, в котором занимается их ребёнок. Эту удовлетворённость у родителей, в основном, вызывают:  качество преподавания (73%) и человеческие качества педагогов (64%);

– ЦРТДиЮ за последние 3 года стал конкурентно способным образовательным учреждением. Заметно увеличился результат работы обучающихся ЦРТДиЮ – дипломанты  и лауреаты конкурсов, как республиканских, так и федеральных; победители соревнований, смотров, участники международных фестивалей;

– возрастной диапазон обучающихся ЦРТДиЮ от 5 до 18 лет, 60% детей – среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 40%  средний и старший школьный возраст. Сказывается потребность родителей в дошкольном образовании.

– повысился уровень методической работы, учебные группы имеют программное обеспечение, сформирован методический банк данных;

– расширилось межведомственное взаимодействие Центра с общественными организациями и учреждениями города.

– допрофессиональная подготовка обучающихся в творческих объединениях Центра, таких как: городская детская телестудия «Пирамида», городской детский «Пресс центр», объединение юных казаков «Всходы», городская детская общественная организация «Содружество»; воспитанников хореографических студий позволяет учащимся организовать практику дополнительной деятельности в СМИ, оздоровительном лагере «Мужество», в работе в составе отряда реализующего городскую программу «Наш двор», на концертных площадках города;

– массовые мероприятия приобрели городской и районный статус: ежегодный творческий конкурс «Созвездие талантов», районная виртуальная викторина «Включись», районная игра «Большие гонки», районные турниры по шашкам и шахматам и др.

– в 2009 г. учреждению в результате аттестации и аккредитации ЦРТДиЮ присвоена высшая категория.

ЦРТДиЮ в структуре целостного образовательного пространства Нерюнгринского района решает интегративную задачу. На сегодняшний день ЦРТДиЮ тесно взаимодействует и сотрудничает со средними общеобразовательными школами г. Нерюнгри, на базе которых организована работа творческих объединений по разным образовательным направлениям, а именно МОУ СОШ №  2, 13, 18, 23, ИТЛ №  24,  С(к)ШДС «Веселый дельфин», НСРЦ «Тускул». Методическая служба ЦРТДиЮ предоставляет для реализации ту или иную образовательную программу (в соответствии с  имеющимся кадровым потенциалом). В образовательном пространстве города ведется соответствующая работа по набору детей в заявленные творческие объединения, либо на базе образовательного учреждения, либо в ЦРТДиЮ.

С  каждым из перечисленных образовательных учреждений  составлен договор о сотрудничестве, в котором учтены специфические возможности воспитательного процесса, а также накопленный этим учреждением инновационный потенциал развития.

Принципиальное отличие ЦРТДиЮ от общеобразовательной школы состоит в том, что Центр более зависим от общественных и индивидуальных запросов, настроений детей и их родителей, потребностей окружающей микросреды, которые всегда отличаются динамичностью, большой долей непредсказуемости, неустойчивостью и разнообразием. Причем эта зависимость проявляется не только на первом этапе записи детей в те или иные объединения, но и в течение всего периода реализации той или иной образовательной программы, так как нормой деятельности ЦРТДиЮ является право свободного выбора.

Одним из направлений работы в ЦРТДиЮ является изучение, развитие и реализация детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. С этой целью в 1994 г.  была создана городская детская общественная организация «Содружество».

ГДОО «Содружество» – это объединение решительных инициативных, самостоятельных, творческих, активных, интеллектуальных лидеров.

Первоначально в ее состав вошло 6 школьных организаций, а в настоящее время она насчитывает 12 детские школьные организации г. Нерюнгри и Нерюнгринского района. «Содружество» - это детское  объединение, где ребята не только решают вопросы жизнедеятельности коллектива, но и  в процессе общения обмениваются опытом.

Членами организации являются лидеры ДШО школ города и района, образующих Совет ГДОО «Содружество».

Между членами Совета распределены направления работы, куратором которых они являются: экология (СОШ № 15), милосердие (гимназия №1, 2), патриотическое воспитание (СОШ № 2, 23), творчество (СОШ № 18), ЗОЖ (ИТЛ №24), социальное проектирование (СОШ №1, 13). Члены Совета осуществляют взаимодействие и обмен опытом  между общеобразовательными учреждениями.

Совет принимает участие в организации и проведением городских, муниципальных мероприятий, является инициатором мероприятий в ДШО города и района, организует акции по направлениям ДШО.

При  Центре дополнительного образования происходит обучение актива, лидеров ДШО школ города и района в Школе общения старшеклассников «Лидер». Занятия в «Лидере» способствуют формированию у старшеклассников активной жизненной позиции. Ребята общаются, развивают свои лидерские и творческие способности, знакомятся со структурой самоуправления, методами  и динамикой развития, на разных этапах формирования коллектива, узнают морально- эстетические ценности  воспитательного коллектива. Покидая стены общеобразовательных школ, наши Лидеры продолжают заниматься в творческих объединениях и студиях. Уже, будучи студентами, они активно участвуют в мероприятиях, проводимых  ЦРТДиЮ.

ЦРТДиЮ осуществляет работу по обучению и оказанию методической помощи вожатым школ города и района, которые являются инициаторами детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Проводятся совещания,  семинары, семинары практикумы по методики развития самоуправления в школе, где рассматриваются проблемы организации деятельности детских управленческих структур.

В условиях динамики современных экономических и социальных процессов постоянно увеличивается нагрузка на школьников, которым необходим полноценный отдых. Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса. Благодаря сотрудничеству ЦРТДиЮ с образовательными учреждениями «летняя кампания» хорошо организованна и с наибольшим охватом детей.

Работа  ЦРТДиЮ в каникулярное время предусматривает особый способ организации  жизнедеятельности детей и проходит по следующим направлениям:

– туристические, научно-исследовательские экспедиции, походы, слеты;

– природоохранные акции (экологические походы, слеты, экспедиции);

– спортивные соревнования («Спартакиады», турниры по футболу, «Веселые старты», пожарно-прикладные эстафеты);     

– исполнительное искусство (музыка, танцы, концертные бригады);

– подвижные, познавательные, ролевые игры (конкурсы, викторины и т.д.);

– развлекательные, массовые мероприятия.

Проблему оздоровления и полноценного отдыха детей эффективно решают детский оздоровительный лагерь "Мужество".

ЦРТДИЮ постоянно развивает инфраструктуру вспомогательных учреждений, позволяющих образовательной системе плотнее слиться с социумом и укрепить связи с основными социальными институтами.

Сотрудничество с научными учреждениями является важным ресурсом повышения качества дополнительного образования. Сотрудничество ЦРТДиЮ с образовательными учреждениями района, имеющими в свою очередь стабильные связи с соответствующими научными организациями, дает нам возможность пользоваться потенциалом сложившихся связей, расширяя,  таким образом,  пространство взаимовыгодного сотрудничества.

Это дает свои результаты. Коллективы ЦРТДиЮ ежегодно принимают результативное участие в   республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях.

Ежегодно творческие коллективы проводят отчетные концерты для родителей. Ведь родители наши первые помощники: они и модельеры, и художники для разработки костюмов, они участники праздников, культурно-досуговых и массовых мероприятий.

Таким образом, ЦРТДиЮ сегодня – это, во-первых, многоуровневая, вариативная открытая система дополнительного образования, направленная на расширение и углубление стандартов общего и специализированного образования, общекультурную, допрофессиональную подготовку, во-вторых, реализация свободы выбора, в-третьих, приобретение детьми опыта творчества в интересующей их области человеческой деятельности в зависимости от индивидуальных возможностей.

Анализируя воспитательную работу Центра  за три последних года, отмечаем, что педагоги ориентируются на  поиск и совершенствование новых форм воспитательной работы,  стремятся обеспечивать условия для самовыражения, саморазвития и самореализации учащихся, организуя образовательный процесс и выстраивая педагогическую тактику. Как результат – достижения коллективов и отдельных учащихся на конкурсах, соревнованиях, фестивалях, выставках различных уровней.

Цель и задачи программы

Цель программы:

Создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, обладающего гуманистическими, нравственными ориентациями, устойчивой мотивацией к познанию, к творчеству и высоким адаптационным потенциалом.

Задачи:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности обучающегося поступать согласно своей совести;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;

В области формирования социальной культуры:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • формирование патриотизма и гражданской солидарности;
  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как к основе российского общества;
  • формирование у обучающегося почтительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Воспитание в Центре – это процесс совместной выработки ценностей, норм, задач социальной деятельности через сотрудничество и сотворчество взрослых и детей. Ценности в воспитании выступают как смысловые универсалии, позволяющие сделать образовательный процесс плодотворным. В процессе воспитания соотносится жизненный опыт детей с бытующими в современном обществе моральными и культурными образцами (нормами), происходит понимание смыслов человеческого существования, что позволяет ребенку обратиться к задаче жизнетворчества.

Нормативно-правовой и документальной основой данной программы являются Закон «Об образовании», Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа развития воспитания в системе образования России, «Концепцией государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ», Президентской инициативой «Наша новая школа», где отмечается, что «воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития», Межведомственным планом развития воспитания детей и молодежи в РС (Якутия) на 2008-11 гг.

Актуальность модернизации воспитательной работы ЦРТДиЮ определена и социальным заказом участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

 (в % к числу опрошенных)

Запрос

учащиеся

родители

1. Получить минимум знаний, необходимых для жизни в современном обществе

55

75

2. Подготовить к выбору профессии

35

73

3. Научить общаться, сопереживать

40

80

4. Помочь детям раскрыть свои способности

100

95

5. Развивать потребность в самообразовании

66

60

6. Сформировать качества делового человека

15

69

7. Научить воспринимать ценности культуры

59

54

8. Формировать самостоятельность

85

90

9. Воспринимать терпимость к другому мнению

35

75

10. Ориентировать на знание и уважение законов РФ

34

85

11. Развивать гражданские качества

33

98

12. Научить вести здоровый образ жизни

37

97

Принципами, на которых базируется воспитательная система ЦРТДиЮ, являются:        

  • гуманизм и демократизм воспитательных отношений;
  • ориентация на общечеловеческие ценности и опора на национальные культурные ценности;
  • личностно ориентированный подход в образовании и воспитании;
  • преемственность - данная система может и должна быть принята не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Основным средством реализации данной системы является создание и функционирование специфической воспитательной среды, под которой понимаются педагогически целесообразно организованная форма и время жизнедеятельности ребенка в учреждении, где происходит его личностное развитие и самоутверждение.

При создании воспитательной системы мы опираемся на идею гуманистического подхода в понимании личности и ее развития, личностно ориентированную концепцию воспитания обучающихся, которая признает личность как уникальную систему, способную к самоактуализации и творческой самореализации на основе признания самоценности детства, прав ребенка и его свободы в воспитательном процессе.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общие задачи воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ  классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития обучающихся.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их  обучающимися.

Организация воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ  осуществляется по семи взаимосвязанным направлениям:

Данные направления воспитательной деятельности объединены в различные городские программы, но присутствуют в любом мероприятии.

Направление «Патриот»

является одной из приоритетных задач воспитания детей и подростков включает в себя развитие чувства гражданственности, патриотизма как важнейших духовных и социальных ценностей, формирование личности, имеющей высоконравственные идеалы, четкую гражданскую позицию, исполненной достоинства и самоуважения, знающей и уважающей свои корни, культуру, традиции и обычаи своего народа.

Содержание деятельности:

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Связь поколений

  1. Формирование  у учащихся полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.
  2. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, уважения к истории своей страны.

- Возрождение и развитие культурных традиций русского народа, своего края.

- Проведение месячников гражданско-патриотической направленности.

- Изучение военной и трудовой истории Отечества, родного края и учреждения.

- Проведение мероприятий патриотической направленности.

Я – гражданин

1. Формирование у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека.

2. Расширение представлений о     правовых нормах во всех сферах жизни и приобщение к ним.

- Изучение и соблюдение гражданских прав и свобод всеми участниками образовательного процесса.

Растим патриотов России

1.Воспитание готовности к защите своей Родины и служению Отечеству.

- Участие в городских и краевых  акциях, конкурсах, марафонах.

Нравственность и

духовность

1.Формирование представлений о нравственности, общечеловеческих норм гуманистической морали.

2.Ознакомление с нормами поведения во всех сферах жизни.

3.Формирование представления о социальном устройстве жизни и образа жизни, достойной человека.

4.Социализация личности ребенка, т.е. его интеграция с обществом.

- Проведение мероприятий нравственного цикла.

- Приобщение учащихся к общественной жизни.

 

Направление «Успех»

 ориентировано на духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации, восприятия и принятия обучающимся ценностей, культуры своего народа, традиционных моральных нормах российских народов (в процессе изучения предметной деятельности, бесед, экскурсий, заочных путешествий)

Содержание деятельности:

- участие в творческой деятельности, такой как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народов России).

- участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;

- ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим товарищам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;

- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);

- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).


Направление  «Радуга»

ориентировано на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, развитие художественного вкуса, навыков эстетической оценки произведений искусства и своего творчества в различных видах творческой деятельности: хореография, вокал, фольклорное творчество, игра на музыкальных инструментах.

Содержание деятельности:

- получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры Республики Саха, культур народов России
(по выбранному направлению творческой деятельности, посредством встреч с представителями творческих профессий, экскурсий, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

- ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (по выбранному направлению творческой деятельности, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

- обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой.

- получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества (на занятиях прикладного творчества);

- участие вместе с родителями в проведении выставок художественного творчества, музыкальных вечеров, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ.

Направление «Моя малая Родина»

 эколого-биологическое воспитание, является важным компонентом человеческой культуры, оно направлено на развитие морально-этических качеств ребенка, повышение ответственности за свои поступки   самостоятельности и инициативности в области охраны окружающей среды;

Содержание деятельности:

- усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, малой Родины, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, бесед, просмотра учебных фильмов);

- получение первоначального опыта эмоционально-чувственного  непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);

-получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности, экологических акциях, десантах, высадка растений, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.), в деятельности лесничеств, экологических патрулей;

- участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;

- участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

- усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой,  (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Направление «Здоровье»

воспитание здорового образа жизни – это содействие физическому развитию ребенка, укреплению его здоровья, профилактика вредных привычек.

Содержание деятельности:

- приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе занятий по хореографии, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе досуговых мероприятий, включая встречи с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью);

- участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья;

- практическое освоение методов и форм здоровьесбережения, получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ.

- получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического (душевного) и социального (здоровья семьи и коллектива) - в ходе бесед с педагогами, психологами, родителями;

Направление «Содружество»

организация детского самоуправления направлено на формирование лидерских качеств ребенка в процессе подготовки и реализации коллективно-творческих дел. Создание условий для активного включения его в общественно полезную деятельность.

Данное направление реализуется через деятельность детского общественного объединения «Содружество», в состав которого входит 12 детских объединений. Данные объединения располагаются и действуют на базе образовательных учреждений Нерюнгринского улуса.

Выборным органом городского детского общественного объединения «Содружество» является Координационный Совет ГДОО  «Содружество», который формируется из числа представителей детских объединений  школ города Нерюнгри. Работа в Совете строится на принципах сотрудничества и самоуправления, сочетания коллективной и индивидуальной деятельности.

Руководящими органами Объединения являются:

Общее собрание членов Объединения и Совет.

Высшим руководящим органом Объединения является Общее собрание членов Объединения. Общее собрание проводится 1 раз в 2 года. Внеочередное Общее собрание может быть создано по решению Совета организации, либо по требованию не менее 20% членов Объединения.

Организация детского самоуправления призвано обеспечить включение воспитанников:

  • в поисковую деятельность (создание истории школы, района, города, участие в походах, экспедициях по родному краю);
  • в природоохранительную деятельность (работа по защите, улучшению и облагораживанию природной среды – озеленение школы, своего микрорайона, изготовление кормушек, уборка территории и т.д.);
  • в исследовательскую деятельность (разработка и реализация социальных проектов по различным направлениям деятельности);
  • в акции милосердия (забота о ветеранах войны и труда, престарелых)

В работу по реализации программы включаются дети в возрасте от 9 до 14 лет, их родители, руководители детских общественных объединений на базе школ города и посёлков Нерюнгринского района и учреждений дополнительного образования.

Содержание деятельности ГДОО «Содружество»:

«Социальное проектирование». Включает в себя изучение эффективности деятельности через основные её компоненты: целеполагание, планирование этапов, определение ресурсов. Технология разработки и реализации проектов. По окончанию курса каждый участник создаёт и реализует свой проект, показывает своё умение организации работы группы. Показывает навыки самопрезентации.

«Вожатская академия». Знакомство с различными формами организации досуга, технологией подготовки и проведения КТД. Оформительский практикум. Актёрское мастерство. Игровые технологии. Написание сценария. Проектная деятельность. По окончанию курса участник разрабатывает проект отрядного дела, создаёт карту индивидуального успеха.

«Школа лидера». Изучение основных качеств, присущих лидеру. Умение планировать свою деятельность. Знакомство с различными видами планирования. Формирование навыков лидерского поведения. Изучение особенностей командной работы, факторов повышения её эффективности. Получение опыта организаторской, творческой, интеллектуальной деятельности.

«Школа символов и ритуалов». Изучение государственной символики. Изучение истории возникновения детского движения России, современных детских объединений. Их символов и ритуалов. Знание символики своего детского объединения. Правила обращения со знаменем. Три способа выноса знамени. Три способа смены караула. Минута молчания. Знамя в походе. Правила обращения с барабаном. Изучение основных маршей. Подведением итогов становиться: смотр знамённых отрядов.

«Школа творчества и дела». Организация работы органов самоуправления Обучение техникам командной работы, методам командного взаимодействия, основам эффективной коммуникации. Подведение итогов – оформление картотеки полезных и нужных дел.

Направление  «Каникулы»

Создание условий, направленных на развитие личности, удовлетворение духовных, физических, эстетических и других социально значимых потребностей учащихся, формирование детского коллектива, в процессе организации и проведения традиционных мероприятий.

Содержание деятельности:

предполагает организацию интересного и содержательного досуга, способствующего развитию познавательных интересов и коммуникативных навыков учащихся, их творческой активности,  сплочению детского коллектива в процессе культурно-досуговой деятельности во внеурочный и каникулярный период. Проводимые ежегодно массовые мероприятия позволяют коллективам Центра не только познакомиться друг с другом, но и дают  возможность педагогам получать практический опыт проведения воспитательных мероприятий. Ежегодно в каникулярных мероприятиях принимают участие более 2 400 воспитанников, педагогов и родителей.  Анализируя работу по организации каникулярного досуга учащихся, необходимо отметить, что у педагогов Центра воспитательная работа ориентирована на поиск наиболее эффективных и разнообразных форм культурно-досуговой деятельности, на создание комфортной воспитательной среды для учащихся, что обеспечивает дополнительные условия сохранения контингента.

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Формирование воспитывающей среды:

- организация жизнедеятельности детского и педагогического коллективов в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета,

- формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме,

- атмосферу терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой  личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективной деятельности и содействия коллектива   личностному   успеху    каждого  обучающегося.    

- в соответствии с воспитательными целями формируется информационное пространство   ЦРТДиЮ, обеспечивается    эстетика помещений,      в     которых       осуществляется       воспитательный       процесс;

- осуществляется обеспечение системы противодействия негативным явлениям в детской и подростковой среде;

     - психологическое сопровождение ребенка в процессе воспитания осуществляется психологической службой образовательного учреждения и направлено на обеспечение психологического комфорта ребенка в процессе его воспитания;

     - открытый характер воспитательной системы обеспечивается тесным контактом с семьей, участием родителей в процессе воспитания, доступностью для родителей информации об эффективности процесса воспитания ребенка, его индивидуальных     особенностях           духовно-нравственного      становления;

- повышение психолого-педагогических знаний родителей;

- взаимодействие ЦРТДиЮ с другими социальными институтами окружающего социума, направленного на повышение эффективности воспитательного процесса.

Ежегодно в Центре проходит множество интересных и разнообразных по форме, тематике и содержанию культурно-массовых мероприятий: праздники, вечера,  концерты, тематические декады, выставки, посвящения, чествования и др., многие их которых помогают сохранять лучшие традиции Центра. Все мероприятия проходят на хорошем организационно-содержательном уровне, что говорит о сложившихся в творческом коллективе Центра деловых и творческих взаимоотношениях среди педагогов и воспитанников.

Формами воспитывающей деятельности Центра являются:

  • Игра (интерактивная, деловая, ролевая)
  • Соревнования, викторины (в том числе виртуальные), творческие конкурсы,
  • Выставки прикладного творчества,
  • Праздничные мероприятия, концерты, вечера,
  • Круглые столы, встречи с интересными людьми
  • Коммунарские сборы,  
  • Интеллектуальные игры, КВН,
  • Поисково-исследовательские и проектные экспедиции.

Основные  мероприятия, проводимые в рамках обозначенных направлений:

Дошкольники

Младшие школьники

(1 – 4 классы)

Среднее звено

(5 – 8 классы)

Старшее звено

(9 – 11 классы)

Районные соревнования по шашкам и шахматам  

Районные соревнования по шашкам  и шахматам

Районная   игра «Пресс-Экспресс»

Районная   игра «Пресс-Экспресс»

Семейный клуб «ЛАД»

Семейный клуб «ЛАД»

Семейный клуб «ЛАД»

Экологическая игра

Экологическая игра

Экологическая игра

Творческий конкурс «Созвездие талантов»

Творческий конкурс «Созвездие талантов»

Творческий конкурс «Созвездие талантов»

Виртуальная викторина «Включись!»

Виртуальная викторина «Включись!»

Виртуальная викторина «Включись!»

Спортивная игра «Большие гонки» (для обучающихся 1- 4 классов)

Спортивная игра «Большие гонки»

Деловая экономическая игра «Колесо Фортуны»

Коммунарский сбор

Коммунарский сбор

Деловая экономическая игра «Колесо Фортуны»

Смотр юнармейских отрядов (7-8  кл.)

Экологическая виртуальная викторина «Человек и природа» (8-11 кл)

Экологическая виртуальная викторина «Человек и природа»

Смотр-конкурс «Лидер года»

Смотр-конкурс «Лидер года»

Профориентационная игра

«Выбор профессии – путевка в жизнь!»

Школьная лига КВН

Школьная лига КВН

Правовая игра старшеклассников

Выставка декоративно-прикладного искусства  

Выставка декоративно-прикладного искусства  

Исследовательские экспедиции

Литературная гостиная

Литературная гостиная

Районные выставки прикладного творчества

Районные выставки прикладного творчества

Торжественное вручение паспортов учащимся школ города.

Профориентационная игра

«Выбор профессии – путевка в жизнь!»

Районный смотр-конкурс знаменных отрядов (5-8 кл.)

Правовая игра старшеклассников (8-11 кл)

Конкурсно-познавательная игра «911» (для «трудных подростков).

Исследовательские экспедиции

План районных и городских мероприятий ЦРТДиЮ  на 2010 – 2011 учебный год представлен в приложении


СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦРТДиЮ, ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЦРТДиЮ        

  1. Повышение педагогической культуры родителей        

Центр уделяет значительное внимание работе с родителями, через деятельность семейного клуба «Лад». Реализуя программу «Гармония», главной задачей которой является вовлечение родителей в совместную деятельность для достижения общей цели – воспитания и развития здоровой личности ребенка. По традиции в начале учебного года всеми педагогами   проводятся организационные родительские собрания, на которых  родители  знакомятся с планом работы творческого объединения на текущий год, выбирают родительские комитеты творческих объединений, проводят социально-педагогическую диагностику семьи, изучая микроклимат и условия семейного воспитания, формы деятельности творческого объединения, в которых родители желали бы принять участие. Следует отметить высокую заинтересованность родителей (89%) в организованной культурно-досуговой деятельности, лишь 11% семей по разным причинам не желают или не могут посещать мероприятия, проводимые в Центре или в творческом объединении.

Большинство семей обучающихся творческих объединений Центра - полные, однако, в 15% семей детей воспитывает одна мать или один отец (0,3%). Педагогам  рекомендуется обращать особое внимание на эту категорию детей. Настороженность вызывают семьи с полным непониманием между родителями и детьми (0,2%). Это семьи «группы риска», с которыми осуществляем планомерную работу, оказываем постоянную консультативную психологическую помощь.

Анализ анкетирования позволил выявить удовлетворённость осведомлённых родителей  деятельностью творческого объединения и подтвердил необходимость тесного контакта с семьями воспитанников. Материалы   исследований помогают педагогам в проведении адресной коррекционной работы с родителями в их общей педагогической деятельности (при формировании учебных программ, досуговых мероприятий, родительских собраний, индивидуальных консультаций). Всего за учебный год проводится более 180 родительских собраний, в которых принимают участие более 2500 родителей.

Совместная деятельность педагогов дополнительного образования, обучающихся и родителей позволила разработать своеобразную модель воспитательной системы ЦРТДиЮ. 

Модель воспитательной системы ЦРТДиЮ

Созданная модель помогает педагогическому коллективу более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий педагога, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в Центре. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии обучающихся, формировании индивидуальности творческого сообщества и его членов.

2.  Взаимодействие ЦРТДиЮ с общественными организациями        

Активное взаимодействие с другими учреждениями в воспитательном пространстве города, района происходит через реализацию целевых программ:

- инклюзивный проект «Мы разные, но мы вместе», направленный на интеграцию детей-инвалидов в среду нормально развивающихся сверстников;

- образовательный проект «Одаренные дети», направленный на развитие интеллектуально творческих способностей обучающихся;

- социальный проект «Альтернатива», направленный на снижение негативных явлений в среде обучающихся и профилактику правонарушений среди подростков;

- образовательный проект «Моя будущая профессия», направленный на профессиональную ориентацию обучающихся ЦРТДиЮ;

-  городские сетевые проекты; программу патриотического воспитания и др.

В их реализации применяется комплекс методических принципов, включающий в себя: общественный характер деятельности, в том числе и через реализацию социальных проектов; деятельность в составе малых групп, способствующая более четкому распределению полномочий внутри каждой из них.

Мониторинг воспитательного процесса

Мониторинг воспитательного процесса осуществляется в целях оценки эффективности и постоянной коррекции условий, создаваемых в нем для воспитания учащихся.

Нацеленность современного образования на становление базиса личностной культуры учащихся, частью которой является психологическая культура, приводит к необходимости разработки её диагностики.

В ЦРТДиЮ педагогам предложены и используются ряд методик (основная и вспомогательные), выявляющих уровень воспитанности обучающихся, представление детей о чертах характера, личное отношение к ним, самооценку нравственно-волевых качеств и т.д. Диагностическая работа осуществляется педагогами творческих объединений под руководством педагога-психолога. Перед проведением диагностики педагог-психолог проводит обучающие семинары с целью ознакомления педагогов с целями и задачами диагностических исследований воспитанности обучающихся, собеседования с педагогами и руководителями структурных подразделений. По результатам диагностических исследований педагог-психолог разрабатывает рекомендации педагогам, проводит собеседования с ними и родителями обучающихся, доводит администрации данные анализа в целом по ЦРТДиЮ и в частности по творческим объединениям.

Основной методикой, позволяющей изучить и проанализировать уровень воспитанности современных школьников, является методика М.И. Шиловой, адаптированная к условиям УДО. Это доступная диагностическая программа, содержащая критерии или по Далю – «приметы» для распознавания. Такой приметой для распознавания продвижения детей в нравственно–волевом развитии, проявления личностных качеств, принято считать соотношение внешней регуляции и внутренней саморегуляции деятельности и поведения, активной личностной позиции, свидетельствующей о проявлении некоторых первых признаков гражданственности.

В зависимости от внешней и внутренней саморегуляции, можно выявить разные уровни воспитанности (высокий, средний, низкий), отметить невоспитанность.
Невоспитанность – характеризуется отрицательным опытом поведения, которое с трудом исправляется под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации и саморегуляции.

НУВ – представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом самоорганизация и саморегуляция ситуативны.

СУВ – свойственны самостоятельность, проявления самореализации и самоорганизации, хотя общественная позиция еще не проявляется.

ВУВ – наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

В программе выделены интегративные для каждого возраста качества. Для каждого из них раскрыты основные проявления. Например, – показателем патриотизма у младших школьников является любовь к родной природе, гордость за свою страну, забота о своем ЦРТДиЮ.

Для того чтобы отслеживать продвижение детей в нравственно-волевом развитии, педагог сам должен изучить представления и понятия о нравственности, чертах и качествах характера, и изучить представление детей о них.

Для краткости выражения результатов, использования в целях коррекции педагог фиксирует их в сводном листе.

В графе «Уровни воспитанности» фиксируется тот уровень, который преобладает на данный момент у конкретного ребенка.

Преобладание ярких проявлений (3 уровень) отражает самостоятельность, высоконравственность деятельности и поведения, признаки продуктивного, деятельного характера. В таком случае говорят: «серьезный, самостоятельный, хорошо воспитанный ребенок».

Преобладание признаков 2 уровня: ребенок недостаточно самостоятелен, и не всегда саморегулирует свою деятельность, активную нравственную позицию. В этом случае: «воспитанный ребенок»

Преобладание признаков 1 уровня: преобладание внешней регуляции его деятельности и отношений. Такой обучающийся нуждается в побуждении и контроле. О таких детях: «недостаточно воспитанный ребенок».

Преобладание отрицательных проявлений, вредных привычек в поведении ребенка характеризует его как невоспитанного.

Комплекс вспомогательных диагностических методик может быть использован как в качестве методического обеспечения воспитательной работы педагога, так и в программе психодиагностики педагога-психолога. Можно проводить диагностику выборочно по отдельным параметрам, методикам в отдельные годы обучения в соответствии с поставленными целями и задачами. Часть методик могут проводить педагоги совместно или под руководством психолога. Использование некоторых тестов требует более глубокой специальной подготовки, поэтому их проведение и интерпретация результатов должна осуществляться педагогом-психологом. Диагностические методики выполняют функции средства самопознания для обучающихся. Результаты диагностики используются в работе с детьми, анализ результатов включается в процесс обучения. Для группового обсуждения используются обобщенные результаты, полученные по обработанным педагогом-психологом методикам. Применяются методики, являющиеся тем инструментом, который позволяет самому обследуемому посмотреть на себя «со стороны», в них, как в зеркале, увидеть самого себя, свои особенности. Материалы исследований используются для акцентирования внимания на какой-то проблеме, определения индивидуального подхода к обучающимся, а также для отслеживания реализации воспитательных задач образовательной программы педагога.

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ  И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        

Воспитательные результаты по итогам реализации программы распределяются по трем уровням

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими педагогами (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне творческого объединения, Центра, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с социальными субъектами  за пределами Центра, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому является последовательным, постепенным, что учитывается при организации воспитания и социализации обучающихся Центра.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у обучающихся коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее различных аспектах.

По каждому из направлений воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.

«Патриот» - гражданско-патриотическое воспитание.

Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека.

«Успех»  - духовно-нравственное воспитание

Расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации, восприятия и принятия обучающимся ценностей, культуры своего народа, традиционных моральных нормах российских народов.

Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; элементарные представления о различных профессиях; первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими товарищами и взрослыми;

Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

«Радуга» - художественно-эстетическое;

Развитие общей и эстетической культуры обучающихся, возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, развитие художественного вкуса, навыков эстетической оценки произведений искусства и своего творчества в различных видах творческой деятельности.

«Моя малая Родина» -  эколого-биологическое воспитание

Развитие морально-этических качеств обучающихся, повышение ответственности за свои поступки   самостоятельности и инициативности в области охраны окружающей среды;

«Здоровье» - воспитание здорового образа жизни.

Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;

Приобретение знаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья, осознанное отношение детей, их родителей и педагогов к своему здоровью как основному фактору на пути к успеху.

«Содружество» - организация детского самоуправления.

Рост социальной, общественной активности в детской среде, выработка у них активной гражданской позиции.

Компетентность членов детского самоуправления в технологии создания и управления инициативной группой, в организации работы любого коллектива,

Умение принимать решения и контролировать их выполнение, анализировать и планировать свои действия, достигать позитивных результатов, проявлять своё авторское начало, развитие лидерских качеств, образного и логического мышления;

Пропагандировать здоровый, активный и безопасный образ жизни;

 «Каникулы» - развивающий досуг.

Формирование творчески активной, социально грамотной личности, способной воспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве; помогает сформировать у учащихся нравственные, физические, коммуникативные качества личности, доброту, взаимопонимание, терпимость по отношению к людям; развивает у детей интерес к труду и  техническому творчеству; а так же укрепляет творческие связи руководителей кружков, родителей и детей с другими образовательными

Работа с родителями

Установление тесного контакта с родителями, привлечение родителей к активному участию в организации учебно-воспитательного процесса и управлении школой.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ЦРТДиЮ содержит следующие ключевые компетенции:

Личностные компетенции

- навыки самоорганизации в сфере самостоятельной по-знавательной деятельности

- соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида), включая аспекты здорового образа жизни, толерантности,  патриотизма.

Социальные компетенции        

- Социальная адаптированность

- Социальная активность

- коллективная ответственность

- умение взаимодействовать с другими членами коллектива

- стремление к самореализации социально адекватными способами

Профессиональные компетенции

- профессиональное самоопределение

- компетенции в области усвоенной  образовательной программы

- культура организации своей деятельности

-знание и выполнение профессионально-этических норм

-уважительное отношение к профессиональной деятельности других

-адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Программа воспитательной работы Центра будет способствовать привлечению к проблемам воспитания педагогическую и родительскую общественность, обеспечит взаимодействие с семьей и общественными организациями, образовательными учреждениями района. В результате совместной деятельности всех элементов воспитательной системы будет выполнен социальный заказ государства на воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Оценка результативности данной программы будет осуществляться на трех уровнях:

1.        На уровне воспитанников ЦРТДиЮ - по критериям сформированности качеств и свойств личности, включенных в «Модель выпускника».

2.        На уровне педагогов - по критериям удовлетворенности достигнутыми результатами и повышения уровня профессиональной компетентности и методологической культуры.

3.        На уровне Центра - фактическим подтверждением положительной динамики данной воспитательной программы.

Представленная программа является основным ориентиром в построении воспитательной системы ЦРТДиЮ. В процессе практической реализации возможна коррекция данной программы с целью ее совершенствования

Ресурсное обеспечение воспитательной системы

  1. Профессионализм педагогов, наличие возможностей для их профессионального совершенствования;
  2. Гарантированность доступности дополнительного образования для детей различных социальных слоев;
  3. Наличие материальной базы, способствующей оптимальной организации образовательно-воспитательного процесса;
  4. Поддержка родителей и общественности;
  5. Информационно-методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса;
  6. Многофункциональное финансирование (многоканальное);
  7. Разработка и реализация программ развития отдельных коллективов, творческих объединений Центра в целом;
  8. Разработка интегрированных программ со школами, дошкольными учреждениями.

Возможные векторы развития воспитательной системы Центра

Воспитательная система Центра находится в стадии рефлексивного осмысления и апробации. Определяются основные направления воспитательной деятельности в коллективах и в целом по Центру, обобщается лучший опыт педагогов и коллективов по проектированию и решению воспитательных задач, разрабатываются наиболее продуктивные подходы к осуществлению самоуправления и соуправления как на уровне детского коллектива, так и на уровне учреждения.

Воспитательная работа педагога реализуется в организации образовательной деятельности, досуговых форм взаимодействия и общения. Воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя, ее идеологию, стратегию и тактику. Она является концептуальной основой системы педагогической деятельности. Если эффективность воспитательной работы определяется качеством проведенного мероприятия, то эффективность воспитательной деятельности определяется качественными изменениями в развитии детей, педагогов, родителей, их личностном росте, что является результатом функционирования воспитательной системы. Осознание каждым педагогом своей функции как субъекта воспитательной деятельности является стратегической задачей педагогического коллектива Центра.

В Центре ребенок приходит заниматься любимым делом и искусственное «навязывание» ему формальных функций вызывает негативную реакцию. Поэтому разработка и проведение различных мероприятий внутри ЦРТДиЮ позволяет организовать неформальное заинтересованное общение представителей из разных коллективов Центра и согласованно решать проблемы, определять перспективы.

Обобщение опыта проведения различных воспитательных форм, используемых педагогами Центра, рождение и поддержка новых традиций в воспитательном процессе, их мониторинг и презентация – направления деятельности методической службы Центра.

В ходе реализации данной программы будет:

1.        Определен комплекс условий для становления и развития здоровой, культурной, социально-активной, образованной личности с высоким адаптационным потенциалом.

2.        Сформирован комплекс нормативно-правовой и организационно-методической базы для функционирования воспитательной системы.

3.        Составлены пакеты методических и социально-психологических разработок по обеспечению результативности воспитательной деятельности ЦРТДиЮ.

4.        Создан банк данных инновационных педагогических технологий - воспитательных и измерительных.

5.        Создана - модель управления развитием воспитательной системы ЦРТДиЮ.


Приложение

ПЛАН мероприятий ЦРТД и Ю

 на 2010 – 2011 учебный год

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

1

Дни дополнительного образования

Трандафир О.М.

Октябрь

2

Открытие семейного клуба «Лад», посвященного Дню пожилого человека.

Алиева И.И.

3

Соревнования по настольному теннису для детей «группы риска»

Алиева И.И.

4

1 этап спортивной игры «Большие гонки» (для учащихся 1-4 классов)

Алиева И.И.

5

1 тур конкурсно - познавательной игры «911» (для подростков 5-6 классов, склонных к девиантному поведению)

Алиева И.И.

6

Виртуальная викторина «Включись!» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

7

Торжественное вручение паспортов «Я гражданин России»

Трандафир О.М.

8

Творческая встреча команд-участниц Школьной лиги КВН

Трандафир О.М.

9

Профориентационная игра для старшеклассников «Путёвка в жизнь», посвящённая 35-летию г.Нерюнгри (9-11 кл.), 1 тур

Караева С.В.

10

Правовая игра для старшеклассников «Нерюнгри, мой город любимый» (9 -11 кл.)

Караева С.В.

Ноябрь

11

Районные соревнования по шахматам среди воспитанников ДОУ и учащихся 1-4 классов ОУ

Алиева И.И.

12

Заседание районного семейного клуба «Лад»

Алиева И.И.

13

Соревнования по настольным играм (шашкам, шахматам) для детей «группы риска»

Алиева И.И.

14

Открытие районного фестиваля творческих работ юных журналистов «Пресс-экспрес» (7-11 классы)

Алиева И.И.

15

КВН-фестиваль «Давайте помечтаем» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

16

Творческий конкурс «Созвездие талантов», I тур (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

17

Вечер встречи «Вы были первыми….»  с первостроителями из числа работников образования для старшеклассников школ города.

Трандафир О.М.

18

Экономическая игра «Колесо Фортуны» ( 8 – 10 кл.), 1 тур

Караева С.В.

19

Экологический лекторий. Конкурс рисунков «Животные Красной книги РС (Я)  (6-8 кл.)

Караева С.В.

20

Правовая игра для старшеклассников «Проблемы экологии России» (9-11 кл.)

Караева С.В.

21

Литературная гостиная «Мода – дама капризная» (9-11 кл.)

Караева С.В.

Декабрь

22

2 тур спортивной игры «Большие гонки» (для учащихся 1-4 классов)

Алиева И.И.

23

2 тур конкурсно – познавательной игры «911» (для подростков 5-6 классов, склонных к девиантному поведению)

Алиева И.И.

24

Малые Олимпийские Игры для детей «группы риска»

Алиева И.И.

25

Виртуальная викторина «Включись!» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

26

КВН-фестиваль «Новогодние грезы» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

27

Торжественное вручение паспортов «Я гражданин России»

Трандафир О.М.

28

Заочный конкурс печатных изданий школ Нерюнгринского района «Слово – великая сила»

Трандафир О.М.

29

Заочный конкурс фотографий «Фото-взгляд» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

30

Операция «Новый год без срубленной ёлочки» (5-11 кл.)

Караева С.В.

31

Торжественный сбор, посвящённый 16 – летию ДОО «Содружество» (5-9 кл.)

Караева С.В.

Январь

32

Соревнования по пулевой стрельбе среди детей «Группы риска»

Алиева И.И.

33

Рождественские встречи в семейном клубе «Лад»

Алиева И.И.

34

Районный заочный конкурс детского творчества юных поэтов «В стихах о самом главном…»

Трандафир О.М.

35

Профориентационная игра «Путёвка в жизнь» (9-11 кл.), 2 тур

Караева С.В.

36

Правовая игра для старшеклассников «Правовые основы молодёжного общественного движения»

Караева С.В.

Февраль

37

3 тур конкурсно – познавательной игры «911» ( для подростков 5-6 классов, склонных к девиантному поведению)

Алиева И.И.

38

Спортивно-развлекательная игра «Большие гонки» для детей «группы риска»

Алиева И.И.

39

3 тур спортивной игры «Большие гонки» (для учащихся 1-4 классов)

Алиева И.И.

40

Виртуальная викторина «Включись!» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

41

Конкурс школьных видео-проектов «Видео битва»

Трандафир О.М.

42

КВН-фестиваль ««За пределами мечты»» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

43

Торжественное вручение паспортов «Я гражданин России»

Трандафир О.М.

44

Финал творческого конкурса «Созвездие талантов» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

45

Заочный Конкурс детских и подростковых радиопрограмм «Туллукчаан»

Трандафир О.М.

46

Шоу-программа «Любовь с первого взгляда»

Караева С.В.

47

Экологическая игра «Океан без границ» в рамках игры конкурс экологических газет «Ресурсы мирового океана»

Караева С.В.

48

Смотр юнармейских отрядов

Караева С.В.

Март

49

Районные соревнования по шашкам среди воспитанников ДОУ и учащихся 1-4 классов ОУ

Алиева И.И.

50

Соревнования по национальным видам спорта для детей «группы риска»

Алиева И.И.

51

Районный виртуальный творческий конкурс «Юный фотограф»

Трандафир О.М.

52

Районный творческий конкурс «Мобильный клипмейкер»

Трандафир О.М.

53

Правовая игра для старшеклассников «Подросток и закон»

Караева С.В.

54

Коммунарские  сборы для активов детских и юношеских объединений . Районный конкурс «Лидер года» ( 6-11 кл.)

Караева С.В.

55

Профориентационная игра «Путёвка в жизнь» (9-11 кл.), 3 тур

Караева С.В.

Апрель

56

Фестиваль детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы разные, но мы вместе»

Кожевникова Л.А.

57

4 тур спортивной игры «Большие гонки» (для учащихся 1-4 классов)

Алиева И.И.

58

Спортивная игра «Большие гонки» в гостях у семейного клуба «ЛАД» (для учащихся 1-4 классов)

Алиева И.И.

59

Игра «Зарница» для детей «группы риска»

Алиева И.И.

60

Виртуальная викторина «Включись!» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

61

Торжественное вручение паспортов

Трандафир О.М.

62

КВН-фестиваль ««Мечты сбываются»» (для уч-ся школ района)

Трандафир О.М.

63

Благотворительные акции

Трандафир О.М.

64

Закрытие фестиваля «Пресс-экспресс» и торжественное награждение победителей

Трандафир О.М.

65

Праздник подведения итогов учебного года ЦРТДиЮ «Радуга талантов»

Трандафир О.М.

66

Литературная гостиная

«Старая сказка на новый лад»

Караева С.В.

67

Экономическая игра «Колесо Фортуны», (8-10 кл.) 3 тур

Караева С.В.

68

Экологический праздник, посвящённый Дню Земли

Караева С.В.

Май

69

Соревнования по велоэкстриму для детей «группы риска»

Алиева И.И.

70

Урок мужества «Мы помним тебя, герой!»

Трандафир О.М.

71

 «Солнышко  в ладошке» - праздник  для  детей-инвалидов (7-15 лет)

Трандафир О.М.

72

Литературная гостиная «Гости из будущего»

Караева С.В.

73

Экологическая операция «Осторожно, лесные пожары»

Караева С.В.

74

Коммунарский сбор, посвящённый Дню Пионерии

Караева С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с трудными подростками в МОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри "Альтернатива"

Программа "Альтернатива" направлена на работу с детьми девиантного поведения в учреждении дополнительного образования детей....

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»

«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...

Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.

В статье рассматриваются проблемы работы с учащимися с ОВЗ и в норме, решения этих проблем совместно сродителями....

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...

Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187499","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...