Практико-орентировочный прокт "Школа лидера"
проект на тему

Жукова Елена Николаевна

Успешность в современном мире во многом определяется умением человека определить ближайшую и дальнюю перспективы, найти возможность для поиска и привлечения необходимых ресурсов, наметить план действий и, претворив его в жизнь, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.  Одной  из целевых установок школы является подготовка школьников к общению и взаимодействию в современном обществе, поэтому эффективными условиями для развития и становления лидерских качеств  у подростков старшего возраста может стать практико-ориентированный проект «Школа лидера». Школьное сообщество оказывает сильнейшее влияние на развитие подростка, поэтому важно насколько разумно с точки зрения воспитательного влияния на растущего человека оно организовано.

По типу проект - практико – ориентировочный (прикладной), т.е. в нём изначально обозначен результат деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Была проведена серьезная координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, тщательно продумана структура, даже сценарий всей деятельности участников проекта с определением функций каждого из них.

Для работы над проектом были определены  его цель, задачи и структура; организована система занятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков. В основу проекта легла концепция деятельностного подхода к развитию личности, в рамках которой очевидно, что развитие возможно только в деятельности. Таким образом, лидерами  не рождаются – лидерами становятся в процессе реализации определенной деятельности, а социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения; ведь мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации.

Цель проекта – подготовка лидеров  детских и молодежных общественных объединений и организаций – решается   через реализацию ряда задач: формирование и развитие лидерских качеств; развитие уверенности в себе; формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя; получение опыта лидерства, руководства; развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе; обучение совместной деятельности; развитие инициативы; снижение уровня конфликтности; умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.

Большое внимание было уделено вопросу  формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.

За четыре года реализации практико-ориентированного проекта «Школа лидера» накоплен практический опыт, обогащено содержание теоретической части, разработаны практические занятия. Функционирование такой школы позволило отобрать методы и средства обучения и воспитания, процесс коммуникации, диагностический инструментарий.

На этапе реализации проекта для формирования лидерских качеств предполагается одновременное создание в образовательном пространстве таких условий, как прогнозирование и развитие качеств личности на основе психолого-педагогической диагностики, использование современных диагностических методик для мониторинга лидерских качеств у детей; отбор содержания разных видов деятельности, способствующих проявлению лидерских качеств у детей; создание временного или постоянного поля самоактуализации для социального развития, что способствует формированию позитивных лидеров, способных организовывать социально значимую деятельность. 

В структуре проекта  выделяем теоретическую часть, включающую систему «мастер – классов» по направлениям: слагаемые успеха организатора, лидер и коллектив, лидер и конфликт, чемодан лидера, детские и молодежные общественные объединения и организации  Тульской  области, ученическое  самоуправление, сотрудничество в досуговой деятельности и другие.  Сюда же входит ознакомление  с технологией  КТД: правила организации, оформление, конкурсные программы, микроигры и тематические дни. Особое внимание уделяется социальному проектированию – как средству, которое затрагивает все стороны личности и охватывает различные виды деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

по подготовке лидеров детских и молодежных общественных объединений организаций

на базе пришкольного оздоровительного лагеря

 «ШКОЛА  ЛИДЕРА»

реализуется   в  МОУ «Веневская  СОШ №2»

с  мая 2009 года

Специфика  проекта:

В соответствии с программой «Мы вместе» по организации совместной деятельности учащихся  МОУ «Веневская СОШ №2» через детские и молодежные общественные объединения и организации, в рамках второго обучающего этапа  «Школа лидера» участниками программы был совместно разработан одноименный проект «Школа лидера» по подготовке лидеров детских и молодежных общественных объединений организаций на базе пришкольного оздоровительного лагеря.

По типу проект - практико – ориентировочный (прикладной), т.е. в нём изначально обозначен результат деятельности его участников, который ориентирован на их социальные интересы. Была проведена серьезная координационная работа в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, тщательно продумана структура, даже сценарий всей деятельности участников проекта с определением функций каждого из них.

Для работы над проектом участникам было необходимо: определить его цель, задачи и структуру; проанализировать условия современной политической и экономической обстановки в стране; выяснить потребности в воспитании определенных качеств личности; организовать систему занятий, повышающих активность и социальный интеллект подростков. В основу проекта легло убеждение в том, что лидерами не рождаются – лидерами становятся, а социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения; ведь мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные целостные ориентации. Большое внимание было уделено вопросу  формирования таких особенностей личности учащихся, как чувство долга, ответственности, привычки к систематическому труду, наличие широких познавательных интересов, а так же умения брать ответственность на себя, принимать решения, уметь плодотворно взаимодействовать с другими членами общества.

На этапе реализации проекта все участники работали как индивидуально, так и группами, и совместно в зависимости от ряда поставленных задач. Оценка проекта происходила в форме защиты, на этом этапе внимание участников было акцентировано на  сотрудничестве и взаимопомощи, которые существенно повлияли на получение результатов работы группы. Успех всей команды зависит от вклада каждого участника при условии помощи членов команды друг другу. Оценку за проект группа получает одну на всех, т.о., каждый участник несет ответственность за успех или неуспех команды. При совместной работе  есть возможность помочь друг другу, в случае необходимости не бояться обратиться за помощью к педагогам. Каждый понимает, что успех группы зависит от его способностей самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их на практике.  У  детей формируется  собственная точка зрения, они учатся отстаивать свое мнение. Школьники овладевают коммуникативными навыками, общаясь между собой, с педагогами. Работа в группах развивает у детей чувства товарищества, взаимопомощи, способствуя  интеллектуальному, нравственному, гражданскому, эстетическому, экологическому, физическому, трудовому воспитанию.

Цель:  подготовка лидеров  детских и молодежных общественных объединений и организаций.

Задачи:

  • формирование и развитие лидерских качеств;
  • самопознание и развитие мотивации к самосовершенствованию;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей;
  • развитие уверенности в себе;
  • формирование основ для жизненного определения подрастающего поколения;
  • формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя;
  • получение опыта лидерства, руководства;
  • развитие чувства коллективизма в общем деловом функционировании, осознания принадлежности к группе; обучение совместной деятельности;
  • развитие инициативы;
  • снижение уровня конфликтности;
  • умение не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.

Структура проекта:

Время проведения:         ежегодно – июнь месяц (во время школьных каникул)

Место проведения:        база пришкольного оздоровительного лагеря «Радуга»

Категория участников:   все желающие учащиеся школы в возрасте от 7 лет.

Кадры: 

  • члены Совета первичной организации СОШ №2 г.Венева Тульской областной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи»;
  • члены областного комитета Тульской областной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодежи»;
  • члены Совета первичного детского объединения СОШ №2 г.Венева межрегионального детского открытого движения «Муравейное братство»;
  • педагоги МОУ «Веневская СОШ №2»;
  • специалисты по молодежной политике, комитета по образованию МО;
  • специалисты по физической культуре, спорту и туризму администрации МО;
  • педагоги дополнительного образования МОУ ДОД «Веневский детско-юношеский центр»;
  • специалисты Тульского областного  поискового центра «Искатель».

Теоретическая  часть:

  • Организация и проведение «мастер – классов» по направлениям:
  • «Слагаемые успеха организатора»;
  • «Лидер-это тот, …»;
  • «Лидер и коллектив»;
  • «Лидер и конфликт»;
  • «Лидер-оратор»;
  • «Чемодан лидера»;
  • «ДОО и м/о  Тульской  области»;
  • «Положения о проведении конкурсов  разного уровня. Теоретический разбор. Использование на практике»;
  • «Я, ты, он, она – актив, а все вместе - коллектив»;
  • «Школьная газета «На задней парте»»;
  • «Ученическое  самоуправление»;
  • «Сотрудничество в досуговой деятельности» и др.
  • Ознакомление  с технологией  КТД:
  • разработка и воплощение новых форм КТД;
  • правила организации КТД;
  • микроигры и тематические дни;
  • оформление КТД;
  • конкурсная программа, правила организации;
  • организатор-ведущий-исполнитель.
  • Ознакомление с реализацией социально значимых проектов:
  • «Письмо солдату»;
  • «Пока не захоронен последний солдат, война не закончена!»;
  • «Наша помощь детям»;
  • «Клуб молодого избирателя»;
  • «Школа лидера»;
  • «Начни с себя» и др.
  • Психодиагностика учащихся:
  • использование методик МАПД;
  • использование  проекционных методик;
  • использование опросных методов (беседы, анкетирование учащихся:
  • «Неоконченное  предложение»;
  • «В чем выражается моя индивидуальность?»;
  • «Цветик – семицветик» и др.);
  • использование методик тестирования, наблюдения и др.

Практическая часть:

  • реализация мастер-классов по направлениям:
  • «Лидер»;
  • «Наследие Л.Н. Толстого в деятельности ДОО «Муравейное братство»;
  • «Прикладное искусство»;
  • «Очень умелые ручки»;
  • «Народное творчество»;
  • «Вокал и хоровое пение»;
  • «Танцевальный»;
  • «Театральный»;
  • «Волейбол»;
  • «Баскетбол»;
  • «Мини-футбол»;
  • «Пять олимпийских колец»;
  • «Стрельба из пневматической винтовки» и др.
  • организация тренингов – разминок (энергизаторы, активаторы, упражнения игрового характера);
  • разработка и реализация КТД разной направленности (тематические дни, игры по станциям, ролевые игры и т.д.);
  • разработка социальных проектов;
  • монтаж слайдов, видеофильмов о проделанной работе;
  • поддержание связи со СМИ;
  • и др.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта «Школа лидера» к процессу творческой, организационной и экспериментальной работы будут привлечены именно те учащиеся, которые имеют способности к организаторской деятельности, тенденцию к лидерскому, позитивному поведению в классных коллективах, а также имеют активную жизненную позицию и большое желание заниматься общественной работой в общешкольном коллективе, в своем классе, в органах детского самоуправления школы.

Реализация проекта включает в свое содержание разделы, которые:

  • помогут ребятам в формировании и развитии лидерских качеств, развитии творческих и интеллектуальных способностей,  уверенности в себе,  в самопознании и развитии мотивации к самосовершенствованию;
  •  в освоении искусства быть хорошим оратором, ведущим, организатором различных форм КТД;
  • будут способствовать формированию основ для жизненного определения подрастающего поколения, способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя;
  • систематизируют знания о системе детского самоуправления, её структуре и функциональных возможностях, об опыте других детских объединений города, области, государства в развитии своих систем школьного самоуправления;
  • способствуют формированию у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, осознания принадлежности к группе; обучению совместной деятельности;
  • постепенно, в результате совместной, целенаправленной деятельности развивают потребности заниматься полезной деятельностью, умение включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать её;
  • предлагаемая деятельность в малых  группах способствует формированию активной группы, способной подготовить, организовать, оформить и экспериментально обосновать любое интересное коллективно-творческое дело.
  • снижению уровня конфликтности, умению не терять самообладания в нестандартных и критических ситуациях.

Средства:

  • средства муниципального и областного бюджетов, целенаправленно направляемые на летний отдых и оздоровление детей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»

Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию  у ребят творческих способност...

статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».

Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....

сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"

СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...

Конкурс лидеров детских общественных объединений "Я - лидер!"

Сценарий школьного конкурса "Я - лидер!" для учащихся 6 - 11 классов....

Кто такой лидер? Качества лидера

Цель данного занятия: дать основные понятия лидерства  и выявить лидеров занятия ....

Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"

Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...

Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.

Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....