Методики изучения воспитанности школьников
методическая разработка по теме

Сысолякина Надежда Васильевна

Методики изучения воспитанности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki_izucheniya_vospitannosti_shkolnikov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методики изучения воспитанности школьников

А* Методика «Репка, или Какие качества я в себе вырастил?»

Цель: определить изменения, происшедшие в личности в течение учебного года.

Ход проведения: учащимся предлагается ответить на вопросы.

  1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» ( и тогда поставь рядом с цифрой «+»), а что стало хуже ( поставь знак «-« ):

                    А) физическая сила и выносливость

                    Б) умственная работоспособность

                    В) сила воли

                    Г) выдержка, терпение и упорство

                    Д) ум, сообразительность

                    Е) объем знаний

                    Ж) память

                     З) внимание и наблюдательность

                     И) критичность и доказательность мышления

                     К) умение всегда видеть цель и стремиться к ней ( целеустремлённость)

                    Л) умение планировать работу

                    М) умение организовать свой труд ( организованность)

                    Н) умение беречь время

                    О) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки

                    П) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи

                     Р) чуткость и отзывчивость к людям

                    С) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других

                    Т) умение подчинить свои желания интересам дела и коллектива

                    У) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве.

                    Ф) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д.

       2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?

      3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе ( способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.

     4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

     5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?

   

Б* Методика «Хранилище человеческих качеств»

Цель: изучение уровня нравственного развития личности и коллектива.

Ход проведения: методика рассчитана на младший и средний возраст учащихся и проводится в виде игры.

Первый этап проходит в начале учебного года в виде «Обмена».

  Детям предлагается разбиться на небольшие группы по 5-6 человек. Все они выступают покупателями нравственных ценностей. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д. ), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные ( грубость, неряшливость, недисциплинированность и т.д.) или даже на свои положительные , которых у них в избытке.

      В конце первого этапа педагог подводит итог «обмен» вместе с детьми. Они обсуждают, что нужно сделать, чтобы «приобретенные» положительные качества закрепить в деятельности коллектива.

  Результаты игры можно зафиксировать с помощью таблицы.

№ п/п

Фамилия имя учащегося

Положительные

качества

Отрицательные качества

1

Иванов Сергей

аккуратность

Неряшливость

2

……..

вежливость

грубость

На основе анализа результатов делается вывод об уровне нравственного развития каждого ученика и в целом коллектива. Выявляются наиболее существенные проблемы в воспитанности детей не только по тому, сколько и какие качества «меняют» учащиеся, но и по степени их критичности к себе и друг к другу.

    В течение всего года педагог наблюдает за детьми, стимулирует и организует деятельность по формированию положительных качеств.

    В конце учебного года игра повторяется, детям предлагается перечислить закрепленные нравственные качества, которые, по их  мнению  приобретены учащимися в группе в течение года, а на аукцион выставить «ненужные вещи», то есть те отрицательные качества, которые еще сохранились в группе.

     В завершение игры педагог подводит итог «обмена», помогает детям проанализировать результаты работы коллектива за учебный год.

      Заполняется следующая таблица.

№ п/п

Фамилия и имя учащегося

Закрепленные положительные качества

Отрицательные качества, которые ещё существуют в объединении

 При сравнении таблиц можно сделать вывод об уровне нравственного роста личности и коллектива.

  Данная методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива.

  Чтобы удобнее было рефлексировать результаты «обмена», целесообразно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, а также чистые, где учащиеся запишут качества отрицательные.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика изучения коммуникативной компетентности у слабослышащих школьников 7-10 лет.

В современных условиях модернизации системы образования важную роль приобретает разработка и внедрение стандартов нового поколения и нашедший в нём отражение компетентностный подход. Одним из ведущих ...

Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян, Основы методики физического воспитания школьников

Допущено Государственным комитетом СССР по народному образованию вкачестве учебного пособия для студентов педагогических специальностей высшихучебных заведенийМосква «Просвещение» 1989Минаев Б.Н., Шия...

Методика изучения уровня воспитанности учащихся по методике Капустина

Данная методика позволяет классному руководителю выявить у учащихся уровень воспитанности - сформированности таких качеств, как бережное отношение к природе, школе, любознательность, прилежание, эстет...

Методики изучения личности школьников

Данные методики позволяют выявить учащихся с высоким уровнем беспокойства-тревожности, определить жизненные ценности, уровень самооценки школьников....

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...