Рабочая образовательная программа элективного курса «Основы менеджмента»
элективный курс (9 класс) на тему
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента как особой дисциплины, изучающей процессы управления организациями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное вечернее(сменное) общеобразовательное учреждение
«Центр образования №2» города Чебоксары Чувашской Республики
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании ТО Директор МБВ(С)ОУ
Протокол №__ от «ЦО №2» г.Чебоксары
«___» ________ 2012 г. ____________Е.М.Надеждина
«__»_______ 20__г., приказ №_____
Рабочая образовательная программа
элективного курса
«Основы менеджмента»
по предпрофильной подготовке
Программа ориентирована на учащихся 9 классов
Срок реализации: 1учебная четверть
Программа составлена на основе учебной программы Е. А. Сапрыкиной «Основы менеджмента» (2005 г.).
Педагог дополнительного образования: Чумуркина Марина Валерьяновна
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для обучения учащихся 9-х классов по основам менеджмента рассчитана на 24 часа.
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта.
Основной целью изучения данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем приобретения ими специальных знаний, умений и навыков в области менеджмента как особой дисциплины, изучающей процессы управления организациями.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- познакомить учащихся с основными понятиями теории и практики менеджмента
- формировать у учащихся новое управленческое мышление
- формировать необходимые знания для решения практических задач по планированию, организации, мотивации и контроля деятельности различных организаций
- развивать творческие и аналитические способности, необходимые для правильного решения управленческих проблем
- воспитывать трудолюбие и предприимчивость
Программа курса составлена на основе учебной программы Е. А. Сапрыкиной «Основы менеджмента» (2005 г.). Содержание учебного курса адаптировано к условиям нашей школы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, специфики образовательного учреждения, материально-технического и учебно-методического обеспечения учебного процесса.
Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Практические занятия предполагают выполнение упражнений и заданий эвристического характера, а также проведение самостоятельных исследований учащимися - выполнение мини-проекта.
Требования к уровню подготовки.
По окончании изучения элективного курса «Основы менеджмента», учащиеся должны:
Иметь представление:
- о сущности, происхождении и аспектах менеджмента как вида человеческой деятельности и как науки;
- о методологических основах современного менеджмента и его эволюции
- о содержательных и функциональных направлениях современного менеджмента
Знать/понимать:
- основные понятия менеджмента
- сущность управленческой деятельности, знать ее структуру и основные качества эффективного менеджера
- принципы функционирования и структуру системы менеджмента, основные отношения в ней
- функции, процессы и технологии менеджмента
- стили руководства
- причины конфликтных ситуаций и пути их разрешения
- особенности управления предприятиями малого бизнеса
- основные нормы деловой этики
Уметь:
- формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер
- определять цели и задачи управления организацией
- сравнивать и классифицировать различные типы и модели управления
- анализировать управленческие ситуации и процессы
- применять на практике нормы деловой этики
- формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения
- определять долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения
- распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива
- на конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля
- анализировать модель стрессовой реакции
- анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для разрешения конфликтных ситуаций
- для планирования собственных ресурсов в различных ситуациях
- применять на практике основные методы принятия решения
Учебно-тематический план
№ | Наименование | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Р.1 | Введение. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. |
| |
1.1, 1.2 | Понятие о менеджменте. Функции менеджмента. |
| 1 ч. | 1 ч. | Мини-лекция с элементами дискуссии, деловая игра | Конспект |
1.3 | История развития управленческой мысли. |
| 1 ч. |
| Лекция | Конспект |
Р.2 | Элементы организации и процесса управления. | 6 ч. | 3ч. | 3ч. |
|
|
2.1. | Понятие организации. Виды организаций. |
| 1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект |
2.2 | Горизонтальное и вертикальное разделение труда. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.3 | Управленческая деятельность. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.4 | Внутренняя и внешняя среда организации. |
| 1 ч. | Мини-лекция | Конспект | |
2.5 | Социальная ответственность и этика. |
| 1 ч. |
| Лекция с элементами практикума | Конспект |
2.6 | Деловая игра «Управляю производством» |
| 1 ч. | Практикум | Отчет | |
Р.3 | Функции управления. | 8 ч. | 5 ч. | 3ч. |
|
|
3.1 | Цели менеджмента. Стратегическое планирование. | 1 ч. | Беседа с элементами практикума | Конспект | ||
3.2 | Процесс и виды коммуникаций и эффективность управления. |
| 1 ч. | Мини-лекция с элементами дискуссии | Таблица | |
3.2 3.4 | Практическая работа «Принятие решений». |
| 2 ч | Практикум | Решение ситуаций | |
3.5 | Теория мотивации. |
| 1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект |
3.6 | Прогнозирование. | 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | ||
3.7 | Процесс и принципы контроля. |
| 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | |
3.8 | Практическая работа «Самоконтроль». | 1 ч. | Практикум | |||
Р.4 | Групповая динамика и стили руководства. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. | ||
4.1 | Групповая динамика. Власть и личное влияние. Конфликты. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.2 | Природа и причины стресса. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.3 | Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства». | 1 ч. | Практикум | Отчет | ||
Р.5 | Обеспечение эффективности деятельности организацией. | 4ч. | 1 ч. | 3ч. | ||
5.1 | Управление трудовыми ресурсами и производством. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
5.4 | Защита проектов. | 1 ч. | Практикум | Проект | ||
5.5 | Деловая игра «В мире фирм» | 1 ч. | Практикум | Решение ситуаций | ||
5.6 | Зачет: итоговое тестирование. |
|
| 1 ч. | Решение тестов, проблемных ситуаций | Составленная ситуация. |
Итого | 24ч. | 13ч. | 11ч. |
|
|
Содержание программы
Раздел №1. Введение.
Трактовка понятий «менеджмент», «менеджер», их русские аналоги. История развития управленческой жизни в России и за рубежом. Менеджмент в деятельности предприятий. Функции менеджмента. Принципы управления. Качества современного менеджера.
Основные понятия:
Менеджер, менеджмент, принципы управления.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Сущность понятия «менеджмент»
- Основные составляющие менеджмента
- Этапы развития менеджмента как науки
- Роль менеджмента в деятельности предприятий
- Функции менеджмента
Уметь
- Осуществлять сравнительный анализ рационалистического и ситуационного менеджмента
- Формулировать систему качеств, которыми должен обладать современный менеджер
Практическая часть
Тест «Знаете ли вы себя»
Тест «Менеджер»
- Деловая игра: «Менеджер ли я?»
Раздел №2. Элементы организации и процесса управления.
Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Сложные организации. Зависимость от внешней среды. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Подразделения. Менеджеры и успешное управление. Суть управленческой деятельности. Роли руководителя. Внутренняя среда организации, внешняя среда в бизнесе. Социальная ответственность и этика.
Основные понятия:
Организация, социальная ответственность, разделение труда, подразделение, этика.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Сущность понятия «организация»
- Общие характеристики организаций
- Виды организаций
- Общие факторы в работе руководителей
- Роли руководителя
- Сущность понятий «внутренняя среда организации», «внешняя среда в бизнесе»
- Определение социальной ответственности
- Основные нормы деловой этики
Уметь
- Анализировать влияние факторов внешней и внутренней среды на работу предприятия
- Применять на практике нормы деловой этики
Практическая часть
- Деловая игра «Управляю производством»
Раздел №3. Функции управления.
Цели менеджмента. Стратегическое планирование. Реализация стратегического плана. Организация взаимодействия и полномочия. Построение организаций. Делегирование по структуре. Коммуникации. Процесс коммуникации и эффективность управления. Принятие решений. Модели и методы принятия решений. Мотивация. Содержание теории мотивации. Контроль. Сущность и смысл контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Прогнозирование. Методы прогнозирования.
Опорные понятия:
Миссия, цель, планирование, стратегическое планирование, финансовый план, организационная структура, коммуникация, мотивация, прогнозирование, контроль, периодический контроль, оперативный контроль.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Сущность, функции и выгоды стратегического планирования
- Этапы стратегического планирования
- Характеристики целей
- Критерии оценки стратегического плана
- Сущность понятия «делегирование полномочий»
- Сущность понятия «коммуникации»
- Виды коммуникаций
- Методы принятия решений
- Методы прогнозирования
- Современные теории мотивации
- Сущность и смысл контроля
- Основные виды контроля
- Характеристики эффективного контроля
Уметь
- Определять краткосрочные и долговременные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения
- Распределять функции и делегировать полномочия с учетом особенностей членов коллектива
- На конкретных примерах описывать взаимосвязь процессов планирования и контроля
- Разрабатывать модель процесса контроля в конкретной организации
- Выделять элементы и этапы процесса коммуникаций в ситуациях, предложенных учителем
- Формулировать проблему в предложенной ситуации и составлять алгоритм ее решения
- Применять на практике основные методы принятия решения
Практическая часть
- Практическая работа «Принятие решений»
- Практическая работа «Самоконтроль»
- Формулирование миссии и целей для конкретных предприятий
- Определение должностных обязанностей работников
- Составление плана для достижения конкретной цели
Раздел №4. Групповая динамика и стили руководства.
Групповая динамика. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Стили руководства. Управление конфликтами, изменениями и стрессами.
Основные понятия:
Лидер, власть, стиль руководства, конфликт, стресс.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Основные концепции групповой динамики, касающиеся свойств и развития неформальных организаций
- Факторы, влияющие на эффективность работы командных групп
- Формы власти и влияния
- Стили лидерства
- Понятие и типы конфликтов, их причины
- Методы управления конфликтной ситуацией
- Причины стресса
- Модель стрессовой реакции
Уметь
- Работать в малых группах
- Анализировать стили руководства, выделять их достоинства и недостатки
- Разрешать конфликтные ситуации, используя методы управления ими
- Анализировать модель стрессовой реакции
Практическая часть
- Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства»
- Практическая работа: «Разрешение конфликтов»
Раздел №5. Обеспечение эффективности деятельности организацией.
Управление трудовыми ресурсами. Управление производством: создание и функционирование операционной системы. Управление производительностью.
Основные понятия:
Операционная система, производительность, трудовые ресурсы.
В результате изучения данной темы ученик должен
Знать
- Этапы управления трудовыми ресурсами
- Сущность понятия «операционная система»
- Классификацию операционных систем
- Этапы проектирования операционной системы
- Элементы управления производством
- Понятие комплексного подхода к вопросам производительности
Уметь
- Планировать трудовые ресурсы в определенной ситуации
- Описывать основные подсистемы операционной системы организации
- Объяснять взаимосвязь между запросами потребителя и стратегий производства
- Анализировать способы повышения конкурентоспособности предприятия
Практическая часть
Контроль уровня обученности.
Формы контроля знаний, умений, навыков:
- тестовые работы
- доклад
- графический диктант (верно/неверно)
- решение проблемных ситуаций
- деловые игры
- выполнение и защита мини-проекта
Способы оценки результатов деятельности учащихся:
- психолого-педагогический – анализ наблюдений деятельности учащихся
- рейтинговые оценки (тестирование)
- выполнение и защита заданий, проектов.
Учебно- методический комплект
Наименование учебника, методическая литература для учителя | ЦОРы | Дополнительная учебная литература для учащихся |
| 1.Сайт Школы инновационных менеджеров «http://novaman/ru» 2.Карточки, тесты. |
|
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Теория | Практика | |||||
1 | Понятие о менеджменте. Функции менеджмента. | 1 |
| |||
2 | 1 | Мини-лекция с элементами дискуссии, деловая игра | Конспект | |||
3 | История развития управленческой мысли. | 1 | Лекция | Конспект | ||
Р.2 | Элементы организации и процесса управления. | 6 ч. 3ч. | 3ч. |
|
| |
2.1. | Понятие организации. Виды организаций. |
1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект | |
2.2 | Горизонтальное и вертикальное разделение труда. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.3 | Управленческая деятельность. |
| 1 ч. | Практикум | Конспект | |
2.4 | Внутренняя и внешняя среда организации. |
| 1 ч. | Мини-лекция | Конспект | |
2.5 | Социальная ответственность и этика. |
| 1 ч. |
| Лекция с элементами практикума | Конспект |
2.6 | Деловая игра «Управляю производством» |
| 1 ч. | Практикум | Отчет | |
Р.3 | Функции управления. | 8 ч. | 5 ч. | 3ч. |
|
|
3.1 | Цели менеджмента. Стратегическое планирование. | 1 ч. | Беседа с элементами практикума | Конспект | ||
3.2 | Процесс и виды коммуникаций и эффективность управления. |
| 1 ч. | Мини-лекция с элементами дискуссии | Таблица | |
3.2 3.4 | Практическая работа «Принятие решений». |
| 2 ч | Практикум | Решение ситуаций | |
3.5 | Теория мотивации. |
| 1 ч. |
| Мини-лекция с элементами дискуссии | Конспект |
3.6 | Прогнозирование. | 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | ||
3.7 | Процесс и принципы контроля. |
| 1 ч. | Лекция с элементами практикума | Конспект | |
3.8 | Практическая работа «Самоконтроль». | 1 ч. | Практикум | |||
Р.4 | Групповая динамика и стили руководства. | 3 ч. | 2 ч. | 1 ч. | ||
4.1 | Групповая динамика. Власть и личное влияние. Конфликты. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.2 | Природа и причины стресса. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
4.3 | Практическая работа «Выбор индивидуального стиля руководства». | 1 ч. | Практикум | Отчет | ||
Р.5 | Обеспечение эффективности деятельности организацией. | 4ч. | 1 ч. | 3ч. | ||
5.1 | Управление трудовыми ресурсами и производством. | 1 ч. | Лекция | Конспект | ||
5.4 | Защита проектов. | 1 ч. | Практикум | Проект | ||
5.5 | Деловая игра «В мире фирм» | 1 ч. | Практикум | Решение ситуаций | ||
5.6 | Зачет: итоговое тестирование. |
|
| 1 ч. | Решение тестов, проблемных ситуаций | Составленная ситуация. |
Итого | 24ч. | 13ч. | 11ч. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/02/picture-98330.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Основы журналистики"
Элективный курс "Основы журналистики” предлагается для учащихся 9-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль о...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/06/picture-95610-1672994447.png)
Элективный курс Основы менеджмента для 10-11 класса
Элективный курс "Основы менеджмента" предназначен для обучающихся 10-11 классов социально-экономического профиля. Материал курса основан на методическом пособии "Основы менеджмента"...
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...
Рабочая образовательная программа элективного курса по математике «Математика в экономике»
Интегрированный элективный курс "Математика в экономике" предназначен для учащихся девятых классов в рамках предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 17 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-1314288-1613067417.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Основы менеджмента" 11 класс
Рабочая программа по элективному курнсу "Основы менеджмента" 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159603-1354868111.jpg)
Рабочая образовательная программа элективного курса по математике (алгебра и начала анализа и геометрия) 10 - 12 класс (базовый уровень) на 2021-2024 учебные года (3 года)
Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.Практическая полезность математики обусловлена те...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/13/picture-358342-1555124353.jpg)
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс
Рабочая программа специального курса "Основы менеджмента", 10 класс, 34 часа...