ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.
методическая разработка по теме

      В своих трудах А.С. Макаренко писал: «воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и  значит, и историю мира».   Особая  роль  в  воспитании  уделяется  роли  педагога  дополнительного  образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_lichnosti_pedagoga.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  образовательное  учреждение  дополнительного  образования  детей

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.  ЕГО РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

                                                        Вдохните, педагоги, в детей

                                                        любовь к Отчизне, чтобы в детях

                                                        сердца от чувств высоких этих

                                                        отважней стали и святей.

                                                        Вдохните в них, что небо наше

                                                        в полночном блеске звездных вех

                                                        пускай не выше, и не краше,

                                                        но  не такое, как  у всех.

                                                        И будет близок детям тот,

                                                        кто с ними чувством слит единым.

                                                                                 Ю. Марцинкявичус.

      В своих трудах А.С. Макаренко писал: «воспитывая детей, педагоги воспитывают будущую историю нашей страны, и  значит, и историю мира». Я думаю, что с этим высказыванием нельзя не согласиться, ведь педагог – это человек занимающийся обучением и воспитанием детей. К педагогической профессии относится и профессия педагога дополнительного образования.

       В начале 20 века педагог, ученый П.Ф. Каптерев выделил и объективные, и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию. Он отметил, что личность педагога в процессе обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут понижать или повышать воспитательное влияние обучения:

  • первое свойство - объективного характера и заключается в степени знания педагогом преподаваемого предмета, в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами  и в знании свойств детской натуры;
  • второе свойство - субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве.

П.Ф. Каптерев выделил и необходимые личностные, нравственно – волевые качества педагога,  к которым он относил: беспристрастность, стойкость, выдержку, самокритичность,  проявление подлинной любви к детям. Несомненно, только любовь к учащимся и преданность  профессии обеспечивают профессионализм педагога. В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности педагога, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с детьми.

      Практика показывает, что сегодня нет педагога, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели своего поведения, не мечтал достичь того высокого уровня в целостном педагогическом процессе, который называется мастерством. Под педагогическим мастерством чаще всего понимается высокий уровень профессиональной деятельности. Индикаторами основ педагогического мастерства являются:

  • педагогическая направленность ( стремление к совершенствованию человека, желание понять других, интерес к организации совместной работы, потребность в самоутверждении);
  • профессиональные знания ( психологии, педагогике, конкретного предмета);
  • педагогические способности ( общительность, эмоциональность, стабильность и прогнозирование);
  • педагогическая техника ( техника речи, техника самореализации, организаторская техника, техника педагогического воздействия, техника контактного взаимодействия).

     Педагогическое мастерство является высокой формой профессионализма, включающие такие взаимосвязанные виды деятельности, как  диагностические, ориентационно – прогностические, конструктивно – ориентировочные, организаторские, информационно – объяснительные, коммуникативно – стимулирующие, аналитико – оценочные и исследовательско – творческие.  Наличие этих и других видов деятельности мастера выделяют исследователи Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластинина,  И.Ф. Харламов, А.И. Щербаков и др.

     Остановимся на краткой характеристики сущности каждого вида.

Диагностическая деятельность  направлена на изучение учащихся, определения уровня их развития и воспитанности, для этого он должен уметь владеть различными видами диагностики.

Организационно – прогностическая деятельность выражается в умении определять метод воспитательной деятельности, исходя  из составных компонентов целостного педагогического процесса на каждом его этапе, прогнозировать его результаты, т.е. то, чего конкретно хочет достичь педагог, какие изменения в развитии личности воспитанника он хочет получить.

Конструктивно – проектировочная направлена на решение задач конструирования и проектирования содержания деятельности педагога и учащихся в целом педагогическом процессе.

Организаторская деятельность педагога направлена на вовлечение воспитанников в намеченную работу.

Информационно – объяснительная деятельность основана на том, что педагог выступает не только как организатор целостного педагогического процесса, но и как источник информации всех преподаваемых предметов.

Коммуникативно – стимулирующий вид деятельности педагога представляет собой умение общаться и устанавливать доброжелательное взаимоотношение учащихся между собой, побуждая их к активной деятельности в целостном педагогическом процессе.

Аналитико – оценочная деятельность позволяет педагогу анализировать состояние целостного педагогического процесса, выявлять в нем положительные и отрицательные стороны, сравнивать достигаемые результаты намечавшимися целями и задачами. Этот вид деятельности помогает педагогу установить отношения на своей работе, корректировать целостный и педагогический процесс, находить пути его совершенствования, шире использовать опыт.

Исследовательско -  творческая деятельность состоит в том, чтобы педагог смог творчески применять достижения педагогической теории в своей практике. Возникновения нового требует от него осмысления и развития того, что выходит за рамки известной теории  и в той или иной мере обогащает её.

     Высокий уровень мастерства дает новое качество всей работе педагога: формируется профессионализм, увеличивается качество знаний, происходит самореализация личности,  а совершенствование педагогической техники ведёт к достижению результата, схожего с замыслом. Следовательно, критерием мастерства педагога могут выступать:

  • целесообразность ( по направлениям);
  • продуктивность (по результату);
  • оптимальность ( в выборе средств);
  • творчество ( по содержанию деятельности).

     Выделенные виды деятельности и критерии мастерства педагога используются в опыте работы педагогов – новаторов, проработавших много лет в  системе дополнительного образования: В.Н. Иванченко,  А.Г. Асмолова,  А.К. Бруднова. Труд педагога дополнительного образования представляет органическое единство двух компонентов:

  • педагогического;
  • профильно – технологического

Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:

  • участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
  • успешное освоение ими образовательной программы;
  • увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
  • ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающих;
  • собственный профессиональный рост педагога (участие в выставках, творческих мастерских, сольных концертах, конкурсах)

      С первых недель моей педагогической деятельности я поняла, что передо мной навсегда останется закрытым путь к сердцу ребенка, если я не буду иметь с ним общих интересов, увлечений и стремлений, если не обрету способность чувствовать духовный мир ребенка.  И ещё я поняла, что духовная общность может зародиться только там, где педагог становится постоянным единомышленником и другом ребенка в общем деле. В моем творческом объединении появились  ребята, увлеченные вязание. Это мальчишки. И так случилось, что дети в эту группу пришли «уличные», не принятые и не понятые тем окружением, в котором они находились. Почувствовав интерес к себе, душевную теплоту, мальчишки постепенно «оттаяли». Они поняли, что я принимаю их такими, каковы они есть на самом деле.  У них проявился интерес в создании чего-то  необычного,  через  что  они  смогут  проявить  себя,  самоутвердиться   и  даже может быть  достичь высоких результатов. Через  месяц  они  приняли  участие в  выставке  творческого  объединения.  А  к  концу  учебного  года  уже  в  городской  выставке.  Получив  общественное  признание ,  восхищение  их  работами,  ребята  готовят  работы  на  заочную  выставку  федерального  уровня. Профессиональный рост ребят продолжается.  Но самое главное,  ребята выросли не только профессионально, но у них изменился взгляд на жизнь. Они стали интересоваться жизнью класса, школы и города. Почувствовав, что они являются примером для многих ребят в городе, они стали лучше учиться. Увлечение, под надежным руководством, помогло им самоутвердиться  и самореализоваться. А это является очень важным в жизни каждого человека.

   Я почувствовала, что  общность  с  детьми необходима мне для радости творческого труда. Ведь живое, непосредственное, повседневное общение с детьми – источник мыслей, педагогических открытий, радостей, печалей и разочарований, без которых немыслимо творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога дополнительного образования по обеспечению эмоционального благополучия детей и подростков.

Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации дет...

"Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков"

Доклад и презентация к районным педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Е.В.Ломаченкова, педагог дополнительного образования "О РОЛИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА" Сообщение на методическом совещании педагогов-инструменталистов

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном пл...

Уроки жизненного самоопределения для подростков и их наставников. Методическое пособие для психологов образовательных учреждений, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Методическое пособие  посвящено проблеме жизненного самоопределения, которая рассматривается с позиций экзистенциальной психологии. Представлены как теоретические основы, так и практический опыт ...

«Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков»

Педагог всегда защигает огонь в сердцах своих воспитанниках....

«Роль педагога дополнительного образования в обучении и воспитании детей и подростков»

   Задача развития  личности ребёнка в процессе обучения и воспитания, поставленная в Законе Российской Федерации "Об образовании", является одной из социально значимых...