Е.В.Ломаченкова, педагог дополнительного образования "О РОЛИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА" Сообщение на методическом совещании педагогов-инструменталистов
статья на тему

Ломаченкова Елена Валентиновна

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта "сближают души быстрее, чем любые слова" [10, с.214], прекрасно иллюстрируют эту мысль.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

О РОЛИ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ юного МУЗЫКАНТА
Е.В.Ломаченкова, педагог дополнительного образования Дворцa пионеров и школьников им. А.П.Гайдара.

Сообщение на методическом совещании педагогов-инструменталистов Отдела музыкального творчества Дворца 19.05 2012 года.

Фортепианный ансамбль как "один из самых парадных жанров музыки" [9, с.20] в последние десятилетия переживает необычайный взрыв популярности во всем мире. Востребованность этого вида камерного музицирования обусловлена рядом факторов. Среди них: общая тенденция к возрождению забытых ансамблевых традиций прошлых веков; обилие высокохудожественных произведений композиторов XVIII-XX веков, неиссякающий интерес к жанру современных композиторов. Ввиду того, что фортепианный ансамбль становится любим и узнаваем массовым слушателем, известные пианисты-солисты все чаще объединяются в ансамбли. Сегодня совместные выступления ведущих пианистов (Аргерих - Плетнев, Петров - Гиндин, Любимов - Соколов, Руденко - Луганский и др.) становятся привычным явлением концертной жизни. Одной из примет времени стало появление постоянных составов фортепианного ансамбля. Концертная и просветительская деятельность таких известных фортепианных дуэтов, как Брук - Тайманов,, Эден - Тамир, Бахчиев - Сорокина, в немалой степени способствовала популяризации жанра. В наши дни происходит лавинообразное увеличение количества международных конкурсов и фестивалей фортепианных дуэтов.

В настоящее время, наряду с коммуникативной функцией жанра, чрезвычайно востребована его педагогическая функция. Для образовательного процесса жанр фортепианного ансамбля имеет ряд привлекательных качеств, выделяющих его из общего списка специальных дисциплин.

Фортепианный ансамбль - необходимая школа самообучения и самовоспитания. Ансамблевое исполнительство, по сравнению с сольным, оказывает благотворное влияние на учащихся не только в профессиональном плане, но и формирует человеческие качества: чувство взаимного уважения, такта, партнерства. Игра в дуэте предоставляет прекрасную возможность как для творческого, так и дружеского общения пианистов-солистов. Слова Роберта Шумана о том, что дуэты Шуберта "сближают души быстрее, чем любые слова" [10, с.214], прекрасно иллюстрируют эту мысль.

В отличие от других камерных ансамблей с участием фортепиано (фортепианное трио, фортепианный квартет, дуэты различных инструментов и фортепиано и т.п.), одним из преимуществ фортепианного ансамбля является возможность самообучения учащихся. Помимо общих вопросов, связанных с интерпретацией, появляется возможность решать технологические проблемы. Огромное значение приобретает единство приемов звукоизвлечения, педализации, стремление двух партнеров изобразить одного, "четырехрукого пианиста" [5, c.93].

Известно, что многие сочинения, написанные для фортепианного ансамбля, имеют оркестровые, инструментальные, сольные версии. Часто первоосновой служит сольный вариант (например, Рондо ор.73 (1828) для двух фортепиано Шопена, переработанное восемнадцатилетним композитором, или Патетический концерт (1856) Листа, являющийся версией Большого концерта соло (1850)), иногда инструментальный ("истинно гениальная" (В. Стасов) Соната фа-минор ор.34 bis (1865) для двух фортепиано Брамса является версией квинтета), а также оркестровый (например, "Вариации на тему Гайдна" (ор.56 b, 1873) И.Брамса, "Вальс" (1920) М. Равеля, "Симфонические танцы" (1940) С. В. Рахманинова, "Вариации на тему Паганини" (1941) В. Лютославского). Сравнение разных вариантов одного произведения позволяет заглянуть в творческую лабораторию композитора, осмыслив нюансы оркестровки, прочувствовав связь симфонического и фортепианного творчества.

На уроках фортепианного ансамбля формируется навык чтения с листа, хотя сам по себе он не гарантирует профессионализм в ансамблевой игре. По меткому выражению А. Готлиба, "некоторые превосходные музыканты, пользующиеся заслуженной известностью, довольно посредственно читают с листа, и в то же время есть немало посредственных музыкантов, которые делают это с завидной легкостью" [5, c.94].

Для курса фортепианного ансамбля характерен и ряд специфических трудностей в процессе обучения. Несмотря на то, что игра в фортепианном ансамбле предполагает наличие двух творческих личностей, преобладающей тенденцией в процессе обучения становится стремление максимально сблизить исполнительский уровень участников ансамбля. "Настоящий ансамбль - это близость во всём: близость индивидуальностей, этических установок, интеллектуальных уровней. Это - духовное единение, эмоциональное родство, близость методов, форм, направлений в совместной работе" [7, с.45]. В этом вопросе не последнюю роль играет чувство состязательности ансамблистов, которое дает максимальную концентрацию внимания, повышая качество уроков.

Процесс привыкания ансамблистов друг к другу невероятно сложен и требует большой психологической работы, которая подчас лежит и в сфере морально-этических взаимоотношений. Не секрет, что, в отличие от исполнителей на оркестровых инструментах, которые с детства обучаются навыкам ансамблевой игры - от выступлений с концертмейстером, до игры в различных ансамблях, оркестрах, - "пианисты овладевают своим мастерством в условиях индивидуальных занятий и привыкают к ним, как к единственно возможной форме работы" [6, c.6]. Поэтому психологические установки пианиста-солиста часто оказываются помехой на пути к достижению ансамблевого единства.

Особую важность приобретает умение обучаемого находить творческий контакт с партнером, ясно излагая свои мысли при совместном создании художественного образа исполняемого произведения. Учитывая то обстоятельство, что обучаемые в будущем должны уметь вписаться в трудовой коллектив, этот навык представляется очень важным.

* * *

Как было уже отмечено, все большую популярность в последнее время приобретают международные конкурсы фортепианных дуэтов, среди которых особое место занимают конкурсы - члены Женевской международной федерации - в Майами, Мюнхене, Кальтаниссетте и другие. Безусловно, это является положительным фактором в популяризации жанра, а также прекрасным стимулом для плодотворных занятий в классе фортепианного ансамбля. Ответственность предстоящего творческого состязания предъявляет жесткие требованию к качеству исполнения. На первый план выходит ряд задач, связанных непосредственно с публичным выступлением.

Система дирижерских жестов. Любой фортепианный дуэт должен иметь свою систему определенных жестов, взглядов и даже вздохов, позволяющую синхронно начинать произведение, грамотно показывая ауфтакт, снимать заключительный аккорд и т.п. Причем, такие жесты должны быть практически незаметны публике.

Камнем преткновения для начинающего ансамбля может стать разнообразное расположение инструментов.

Так, в учебных классах фортепиано обычно стоят рядом друг с другом, и обучаемые привыкают к определенной системе коммуникации. При такой постановке инструментов развиваются "чувство локтя", "боковое зрение"; для совместного вступления порой достаточно оказывается еле слышного вздоха. На конкурсах же используется способ расстановки роялей - "валетом", при котором у одного из инструментов снимается крышка. Такая "классическая" расстановка доставляет поначалу большие трудности, на устранение которых требуется не одна репетиция.

С особыми трудностями сталкиваются музыканты при игре в четыре руки на одном фортепиано. По мнению Е.Г.Сорокиной "близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству" [8, c.4], и с ним трудно спорить. Но такое единство возникает в том случае, когда партнеры имеют немалый опыт в музицировании подобного рода, в противном же случае у партнеров подчас возникает желание подвинуть коллегу, опасаясь удара локтем в "солнечное сплетение". Весьма комично выглядит ситуация на первом уроке ансамбля в 4 руки, когда педагог вынужден расставлять стулья за инструментом и показывать "демаркационную линию"ученикам. Кроме того, большую трудность при игре в 4 руки представляет педализация, так как пианист, исполняющий вторую партию, часто должен педализировать в собственной паузе.

В связи с этим, очень важно умение педагога привить навыки и вкус к работе в обоих типах ансамбля, каждый из которых имеет свои специфические особенности.

Синхронность звучания - один из главных показателей качества ансамблевой игры. Особую трудность представляет совместноеrubato, органично и адекватно соответствующее авторскому тексту. Необходимо, чтобы все ускорения и замедления темпа были прочувствованны, выверены и отработаны еще в домашних условиях, при этом не становясь некими заученными раз и навсегда "общими местами". "Свобода непосредственного музыкального высказывания отнюдь не сковывается ансамблевым выступлением... Но она проявляется в меньших дозах, чем при сольной игре" [3, c.7].

Аналогичный принцип должен соблюдаться и при работе над динамическими оттенками. В отличие от сольного исполнительства, варьирование динамического рисунка во время эстрадного выступления одним из ансамблистов может негативно сказаться на качестве исполнения, разрушив целостность и выразительность звучания.

При концертном исполнении произведений в четыре руки не последнюю роль играет умение грамотно переворачивать страницы. Как часто выступление бывает загублено от недостаточного внимания в домашней работе к этому, казалось бы, малозначительному компоненту дуэтной игры!

* * *

Список специфических исполнительских задач фортепианного ансамбля можно продолжать и детализировать, но даже эскизный набросок обозначенных вопросов говорит о масштабе необходимой самостоятельной работы учащихся и систематических занятий с педагогом.

Отвечают ли вышеперечисленным задачам продолжительность и объем занятий фортепианным ансамблем?

Занятия по фортепианному ансамблю не выделены в отдельную дисциплину, а являются прикладными к занятиям на фортепиано, лишь в редких случаях для особо одаренных детей вводятся дополнительные часы. Назрела явная необходимость разработки курса обучения и программы, которые предполагают на поверхностное ознакомление с азами игры в фортепианном ансамбле, а углубленное изучение этого самостоятельного вида музицирования.

Представляется целесообразным введение дифференцированной оценки уже с первого полугодия, а также требование к исполнению зачетных произведений наизусть. Это позволит, на наш взгляд, поднять статус курса в глазах  обучаемых.

Создать полноценный ансамбль за один год обучения - задача почти невыполнимая. Желательно проведение занятий по фортепианному ансамблю в течение всех лет обученияПроцесс обучения в классе фортепианного ансамбля чрезвычайно сложен и многогранен. "Культура камерности требует от исполнителя превосходства интеллекта и строгой осмысленности, чтобы тем самым переводить музыку на высшие ступени познания, в область внечувственного, разумного содержания" [2, с.220]. Обилие высокохудожественного репертуара, возможность самообучения студентов, более тесного профессионального и человеческого контакта студентов-пианистов определяет особую роль курса в становлении профессионального музыканта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аджемов К. Избранные сочинения Клода Дебюсси в классе камерного ансамбля. M. 1979
2. Асафьев Б. Русская музыка XIX начала XX века. Л.1968
3. Благой Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс. М. 1979
4. Бородин А. Письма. М. 1936
5. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле. Музыкальное исполнительство, вып. 8. М. 1973
6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М. 1971
7. Лузум Н. В ансамбле с солистом. Н.Н. 2005
8. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М. 1988
9. Ступель А. Беседа о камерной музыке. Л. 1963
10. Шуман Р. О музыке и музыкантах. М. 1979

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-Методический комплекс "Развивающая роль фортепианного ансамбля"

Учебно -Методический комплекс включает в себя несколько сборников фортепианных ансамблей для изучения этого ,предмета ,начиная с самых азов и доокончания Музыкальной школы...

Опыт работы Педагога дополнительного образования детей Цориевой А.Н. объединение «Юный Риторик».

Без творческой активности трудно себе представить возможность формирования яркой индивидуальности, при ее отсутствии доминирующее положение занимают типичность, стандартность, незаметность.Умелая педа...

Роль и задачи фортепианного ансамбля в системе дополнительного образования «Ансамблевое музицирование» (Художественное направление)

Статья об особенностях работы с фортепианными ансамблями  в дополнительном образовании....

Методическая работа "Роль фортепианного ансамбля в развитии ученика ДШИ"

Цель работы: Обобщение методических рекомендаций, направленныхна совершенствование учебно-воспитательной работы и формирование уучащихся художественной индивидуальности в классе фортепианногоансамбля....

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования

Роль наставника в профессиональном становлении начинающего педагога дополнительного образования...

Методический доклад: «Работа и творческое взаимодействие концертмейстера с педагогом-инструменталистом и учеником. Самостоятельная работа концертмейстера.»

Концертмейстеру принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную художественную среду для создания музыкально- худ...