Статья "Дети особой заботы"
статья по теме

Лаптева Светлана Витальевна

Определенную помощь в социальной реабилитации и адаптации

к современным условиям жизни детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

оказывают образовательные учреждения.

Осознав необходимость работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

в МОУДОД «Дом детского творчества» пгт. Усогорск была разработана

дополнительная образовательная программа «Планета света».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_osoboy_zaboty.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Дети особой заботы

Лаптева Светлана Витальевна, педагог дополнительного образования

МОУДОД «Дом детского творчества» пгт. Усогорск Удорского района.

                            Каждый ребенок, независимо от условий его развития и социальной принадлежности, должен вести полноценное существование в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют формированию чувства уверенности в себе и облегчают участие в жизни общества, гласит Конвенция прав ребенка.  Программа «Планета света» адаптирована под реальные условия МОУДОД «Дом детского творчества» пгт. Усогорск  и охватывает комплекс специальных занятий с детьми разных возрастов, страдающими различными заболеваниями опорно-двигательного аппарата, бронхиальной астмы, сердечно-сосудистой системы (в первую очередь основными статическими деформациями опорно-двигательного аппарата).  Актуальность программы заключается в том, что для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья характерны снижение тонуса коры головного мозга, что приводит к неравномерному напряжению мышц; скованности в движениях, встречаются «стертые» двигательные нарушения. Занятия по адаптивной физкультуре  способствует улучшению их физического состояния, коррекции нарушений двигательной сферы и в целом социализации личности детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Новизна заключается в том, что программа по адаптивной физической культуре представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей. Для компенсации и коррекции нарушений в физическом развитии занятия по адаптивной физической культуре помогают адаптироваться к окружающему миру, т.к. обучение разнообразным видам движений связано с развитием психофизических способностей, общением, эмоциями, познавательной  и  творческой деятельностью. В данной программе предусмотрена индивидуальная работа по реабилитации ребенка-инвалида на дому. Основополагающим принципом организации занятий является гибкость учебно-тематического плана. Индивидуальный учебный план согласован с родителями и основан на рекомендациях лечащего врача. Объем учебной нагрузки, и распределение часов определяется индивидуально для ребенка и зависит от ограничений, связанных с течением заболевания, социальных запросов и не превышает максимально допустимую нагрузку в соответствии с классом обучения в общеобразовательной школе.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами, с дополнительным грузом, на гимнастическом оборудовании. 

       Одним из актуальных и эффективных методов лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата детей, использующим средства адаптивной физической культуры, является  корригирующая гимнастика. Она является не только лечебно-профилактическим, но и лечебно-воспитательным процессом. Применение корригирующей гимнастики воспитывает у ребенка сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает ему гигиенические навыки, предусматривает участие его в регулировании своего общего режима и, в частности, режима движений, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма естественными факторами природы.

На занятиях корригирующей гимнастикой  эффективно используется  дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. Благодаря данному виду гимнастики, у обучающихся   формируется правильное дыхание, улучшаются его функции, укрепляется дыхательная мускулатура. Дыхательная гимнастика как бы воздействует на позвоночник изнутри. Межпозвонковые диски получают возможность быстро восстанавливаться, освобождаясь от сжатия позвонками,  ликвидирует сдавливание позвоночных артерий, кровоснабжающий спинной мозг. Стрельниковская гимнастика помогает при различных видах  нарушений осанки, поскольку этот комплекс упражнений:

  • активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, плечевой пояс, брюшной пресс и т.д.);
  • не только активизирует прилив крови к мозгу, но и улучшает питание всех внутренних органов, возвращая утраченные функции тем  из них, которые больны;
  • координирует слаженную работу всех органов и систем, комплексно воздействуя на организм через активизацию его наиважнейшей функции – носового дыхания.

       

Занятие по адаптивной физической культуре состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть строится в зависимости от содержания каждого конкретного занятия и направлена на подготовку к дальнейшей работе над определенными движениями. Вводной части проводятся разминка и общеукрепляющие упражнения. В основную часть включаются специальные упражнения в соответствии с выбранной темой занятия. В заключительной части даются упражнения на восстановление дыхания, упражнения на внимание, успокаивающие нервную систему. Теоретический материал программы даётся темами, сообщение знаний организовывается в форме бесед (групповых или индивидуальных) до, после или в процессе выполнения двигательной деятельности. Практические упражнения объединяются в комплексы, которые периодически изменяются, обновляются; широко применяются упражнения с использованием различных предметов. Вибрация, сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке формируется сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

В период летних каникул организована работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в лагере с дневным пребыванием «Мир мечты». Ребята участвуют в различных сценках, конкурсах, спортивных мероприятиях. Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в адаптивной физической культуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении комплексного лечения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"...

Особые дети - особое общение

В статье даны рекомендации родителям о принципах общения с детьми и подростками, помогающих  установить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком, избежать эмоционально-поведенческих нарушений ...

Инновационная разработка занятий по силовому троеборью с детьми особой заботы 13-18 лет

Инновационная  разработка занятий  по силовому троеборью с детьми особой заботы  13-18 летСовременные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать более п...

Особые дети - особый подход

В статье освещены вопросы развития, воспитания,  обучения и сопровождения детей с глубокими нарушениями интеллекта в условиях ГБОУ ЦДК. Раскрыты задачи, основные направления коррекционно-раз...

Учителю об использовании ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями и детьми с особыми возможностями здоровья.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения....

Особые потребности – особые возможности: интерактивные технологии в обучении детей с ОВЗ.

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии. Цвет, движение, звук – это...