Эссе на тему "Умение слушать и вести беседу"
материал по теме

Губернаторова Оксана Александровна

Может быть кому пригодится? У Всех курсы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_umenie_slushat_i_vesti_besedu.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Эссе

 на тему: «Умение слушать и вести беседу»

Группа: ППФ -1-13

Выполнила: Губернаторова О.А.

Преподаватель:  

Одарущенко О.И.

Коломна 2013

«Не следует завладевать разговором, как своей вотчиной, из которой имеешь право выжить другого. Напротив, нужно стараться, чтобы каждый имел в разговоре свою очередь.»
Цицерон

       Говоря об умении людей общаться, об умении слушать и вести беседу, всё больше и больше приходишь к выводу, что  это сложная наука и необходимо овладеть многими знаниями и умениями, чтобы хотя бы немного преуспеть в этом не простом искусстве, искусстве  человеческого общения.

Многие люди убеждены в том, что они хорошие собеседники, уже потому, что много говорят. Но они ошибаются.

          В действительности хороший собеседник столько слушает, сколько и говорит, может быть, даже больше слушает. Преимущество такого человека в том, что он способен вовлечь в беседу других. Все это и есть устное общение между людьми – одно из ваших великих профессиональных орудий труда.

  • Мы живем в мире звуков и при нормальном развитии человека, их восприятие происходит с рождения. С первых дней жизни слуховой аппарат младенца настраивается на улавливание звуковых колебаний. Ребенок обращает внимание на говорящего, учится различать интонацию голоса, воспринимать содержание разговора и т.д. С раннего детства формируются навыки слушания. Один ребенок может длительное время слушать, когда ему рассказывают или читают сказки, а другому трудно высидеть и пять минут. Конечно, это зависит от типа нервной системы ребенка, степени его активности и т.д. Однако к умению слушать надо приучать ребенка с младенчества: рассказывая об окружающем пространстве, комментируя совершаемые действия, читая сказки, стихи и т.д.
  • Слушание — процесс направленного восприятия слуховых и зрительных стимулов и приписывания им значения. Процесс активного слушания предполагает сосредоточение, понимание, за поминание, оценку и реагирование .

Сосредоточение — это перцептивный процесс выбора и концентрации внимания на конкретных стимулах из всего множества достигающих наших органов чувств. 

     Иначе говоря, выделение «фигуры из фона», то есть того главного, что нас интересует в данный момент. Мы можем повысить эффективность внимания: приготовившись слушать; полностью переключаясь с роли говорящего на роль слушателя; дослушивая до конца, прежде чем ответить; приспосабливая наше внимание к целям слушания в конкретной ситуации.
Понимание — это точная расшифровка поступающей информации путем присвоения ей правильного значения, то есть осмысления ее в одних понятийных категориях.

Понимание требует эмпатии, распознавания или переживания чувств, мыслей и установок другого человека. Каждый слышит то, что понимает. Например, взрослый не всегда понимает ребенка, и это связано с тем, что у ребенка еще не сформировано понятийное мышление.

Запоминание — это способность сохранять информацию и воспроизводить ее, когда необходимо. Запоминание играет важную роль для сохранения содержания услышанного. 

С вами, вероятно, не раз случалось, что вы не могли вспомнить имя человека, который был представлен вам несколько минут назад. Для улучшения процесса запоминания важно использовать такие техники, как повторение, мнемонические приемы, заметки.

Анализ или критическое слушание — это процесс определения, насколько правдивой и достоверной является услышанная информация. 

Если вы не сумеете критически выслушать сказанное, можете неосмотрительно согласиться с определенными идеями или планами, которые не соответствуют вашим ценностям и помешают достижению ваших целей или введут других в заблуждение. Вы слушаете критически, когда: задаетесь вопросом, подкреплено ли умозаключение весомыми фактами; обоснованна ли связь между умозаключением и доказательствами; нет ли какой-нибудь известной вам информации, которая снижала бы логичность умозаключения.
Реагирование предполагает адекватную реакцию слушающего на вербальном и невербальном уровнях. 

Эмпатическое реагирование дает людям информацию о них самих, их поведении, поддерживает, одобряет, успокаивает.

 Умение слушать важно в повседневной жизни. Оно является одним из критериев коммуникабельности человека. В ходе специальных исследований было установлено, что в среднем человек тратит 29,5 % времени на слушание, 21,5 % — на говорение, 10 % — на письмо. Ученые также обнаружили существенный разрыв между диктором (оратором, лектором) и аудиторией. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за десять минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник. Что же является причиной такого разрыва?

В зависимости от нашего собеседника и от той информации, которую получаем от него, мы применяем различные виды слушания. К ним относятся: активное, пассивное и эмпатическое слушание.

  Активное слушание предполагает: заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: «Правильно ли я вас понял, что...?» (со знаком вопроса в конце фразы), адекватную обратную связь. 


Активное слушание применяется при обмене информацией, ведении деловых переговоров, получении инструкций и т.п.

Если вы имеете дело с человеком, находящимся в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, то лучше использовать пассивное слушание. 

Пассивное слушание предполагает: эмоциональную невключенность в общение, уточняющие вопросы (чтобы были отреагированы негативные эмоции), «угу-реакции» (минимальные словесные реакции), осознание своих собственных «Я-слушаний» (своих мыслей, переживаний).

 Для разделения эмоциональных переживаний собеседника используйте эмпатическое слушание, которое предполагает: настрой на слушание (освободить душу от собственных переживаний); создание доверительной атмосферы; отражение переживаний, чувств, стоящих за высказываниями собеседника; выдерживание паузы, необходимой человеку для того, чтобы он разобрался в своих переживаниях. 

Когда мы проявляем эмпатию, мы пытаемся понять или испытать то, что понимает или испытывает другой человек. Чтобы добиться этого, необходимо отстраниться от своих чувств, мыслей и установок и «включиться» в чувства, мысли и установки другого, реагировать в соответствии с ними.

Умение слушать является важнейшим условием не только продуктивного общения, но и процесса обучения. Для овладения знаниями необходимо обладать навыками слушания публичных выступлений.

Беседа — способ межличностной коммуникации. Это направляемое участниками, неформальное, неподготовленное взаимодействие, последовательный взаимообмен мыслями, чувствами двух и более людей.

  • Если люди удовлетворены разговором, они с удовольствием будут продолжать общение и в следующий раз. Если результат беседы был неудовлетворительным, то люди склонны избегать друг друга и не тратить время и силы на последующие попытки развить отношения.

Выделяют два типа бесед:


  • непринужденные беседы, при которых темы обсуждаются спонтанно;

  • деловое обсуждение проблем, характеризующееся согласием участников обсудить и решить конкретные проблемы или планировать возможные направления действий.

Искусство деловой беседы предполагает знание того, как сказать и когда сказать. Оно также предполагает способность понять, когда надо слушать собеседника. Каждый может выработать у себя эти основные навыки делового общения.

Все мы знаем, что люди делятся на халериков и сангвеников, меланхоликов и флигматиков, но все ли знают, что и по восприятию мира , информации мы делимся на разные типы.

   Научитесь различать людей по типам. Одни лучше всего воспринимают информацию на слух (аудиалы), другие с помощью зрения (визуалы), третьи – чувствами (кинэстетики). Общайтесь с ними на их “языке”. Представитель слухового типа, например, любит, когда играет музыка. Он будет постоянно пользоваться такими словами, как “звучать”, “говорить”, “рассказывать”, “слушать” и “гармонировать”. Человек зрительного типа обычно лучше всего реагирует на диаграммы, карты и другие наглядные пособия и использует такие слова, как “воспринимать”, “смотреть”, “вообразить”, “наблюдать”, “рассмотреть” и “видеть”. Человек чувства, который часто любит заниматься сразу несколькими делами, тянется к словам “подчеркивать”, “чувствовать”, “понимать”, “ощущать” и им подобным. Настройтесь на эти сигналы и научитесь, говорить на их “языке”.

 Безусловно, очень важно задать тон беседы.

Как задавать тон в беседе?

Будьте открыты и дружелюбны.
Рискуйте.
Первым скажите “привет”.
По-настоящему проявите интерес к людям. Они будут польщены и с интересом будут относиться к вам.
Будьте открыты для новых идей.
Воспринимайте людей такими, какие они есть.


Все эти микродетали могут дать  преимущество в беседах и в жизни. Необходимо работать над тем, чтобы развить у себя эти свойства. Здесь нам нечего терять, но   приобрести мы можем самое ценное – ценность человеческого общения
.

Resource id #1038

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.

        Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого пове...

Беседа:"Как себя вести"

о правилах поведения в общественных местах, истории этикета...

Беседа: "Как себя вести"

о истории этикета, правилах поведения в общественных местах...

Беседа "Как научиться слушать учителя"

Как научиться слушать учителя на уроке так, чтобы услышать его? Я не оговорилась, господа суворовцы. Многие из вас внимательно слушают на уроках учителей, но не всегда слышат то, что вам говорят. Всем...

Беседа №3 для учащихся. Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ОГЭ. Советы психологов

Эта беседа адресована учащимся 9-ых классов, готовящимся к сдаче ОГЭ.Из этой беседы учащиеся узнают, как правильно вести себя во время сдачи экзамена, чтобы получить хороший результат и высокий балл....

Беседа "Что важнее слушать сердце или разум"

Беседа "Что важнее слушать сердце или разум"...