План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Сергеев Николай Петрович

          Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого поведения, которые приняты в данном обществе. Какие из них помогают вести беседу так, чтобы общение было приятным, полезным, интересным?

          Некоторые правила изложены в упражнении 13. Задание предусматривает не только знакомство с советами А. Дорохова, как вести беседу, но и установку на самоконтроль.

          Рисунки на с. 12 отражают ситуации, в которых возможно общение в форме диалога (беседы) и монолога. На уроке я использую презентацию, где расширяю круг речевых ситуаций. Учащимся я предлагаю «озвучить» ситуации. Темой беседы может стать любая учебная или бытовая ситуация из жизни учащихся  (на уроке, перемене, в общении со старшими и т. д.) На уроке я использую русские пословицы и поговорки о речевом общении, они отвечают теме урока и полезны для формирования умений поискового чтения.

          Разновидностью беседы является телефонный разговор, и некоторые правила его ведения прослеживаем на уроке при выполнении упр. 17 – 19.

          Выразительное чтение стихотворных диалогов (упр. 20) и творческие работы детей, созданные по рисунку (упр. 21), позволяют завершить занятие в эмоциональном ключе. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока русского языка в 5 классе.

Урок развития речи.

Тема. Как вести беседу.

Пояснительная записка.

          Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого поведения, которые приняты в данном обществе. Какие из них помогают вести беседу так, чтобы общение было приятным, полезным, интересным?

          Некоторые правила изложены в упражнении 13. Задание предусматривает не только знакомство с советами А. Дорохова, как вести беседу, но и установку на самоконтроль.

          Рисунки на с. 12 отражают ситуации, в которых возможно общение в форме диалога (беседы) и монолога. На уроке я использую презентацию, где расширяю круг речевых ситуаций. Учащимся я предлагаю «озвучить» ситуации. Темой беседы может стать любая учебная или бытовая ситуация из жизни учащихся  (на уроке, перемене, в общении со старшими и т. д.) На уроке я использую русские пословицы и поговорки о речевом общении, они отвечают теме урока и полезны для формирования умений поискового чтения.

          Разновидностью беседы является телефонный разговор, и некоторые правила его ведения прослеживаем на уроке при выполнении упр. 17 – 19.

          Выразительное чтение стихотворных диалогов (упр. 20) и творческие работы детей, созданные по рисунку (упр. 21), позволяют завершить занятие в эмоциональном ключе.  

Цели урока.

Образовательная. Познакомить учащихся с некоторыми правилами ведения             беседы  с кем-либо, чтобы общение было приятным, полезным, интересным.

Пояснить, что телефонный разговор является разновидностью беседы, поэтому необходимо познакомить учащихся с правилами ведения разговора по телефону.

Развивающая. Развивать и формировать умение поискового, выборочного чтения, развивать навыки культурного общения с товарищами, со старшими.

Отрабатывать формулы речевого этикета, умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

Воспитывающая. Воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к нему. Воспитывать культуру поведения  в речевом общении.

Оборудование урока.              

  • АРМ учителя;
  • Презентация  «Как вести беседу», автор-составитель Сергеев Н.П.;
  • Учебное пособие по развитию связной речи для учащихся 5 – 7 классов общеобразовательных учреждений. М.,  «Просвещение», 2007г.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Мобилизация внимания школьников, Создание мотивации к действиям на уроке развития речи. Знакомство учащихся с целями и задачами урока.
  2. Психологическая подготовка учащихся к изучению новой темы. 

       Установка на запоминание и практическое применение новых знаний. Высокая культура речи, общения, ведения беседы на различные темы в различных ситуациях – вот то, чему шестиклассники должны учиться на данном уроке развития речи. Эту цель необходимо сообщить учащимся, как и другие цели урока.

Учитель знакомит учащихся с содержанием презентации, что и будет,

в основном, составлять этапы урока.

Слайд № 2                                            

  1. Повторение ранее изученного на уроках развития речи.

  • Для чего людям нужна речь?
  • Как различают формы речи?
  • Что такое диалог и монолог?
  • Что такое эпиграф?
  1. Объяснение нового материала.  Наблюдения над языковым и речевым материалом. Решение ситуационных задач. Формулировка правил ведения беседы. Запись в тетради  ключевых слов каждого правила ведения беседы.

   Слайд № 3       Беседуй на интересную тему для собеседника.

   Слайд № 4       Поменьше говори о себе.

   Слайд № 5       Внимательно слушай собеседника, не перебивай его.

             Слайд № 6       Не старайся говорить громче собеседника.

Ученик читает стихотворение.

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг другу мы кричим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

      Слайд № 7      Не говори одновременно с собеседником.

           Слайд № 8      Привлекай внимание собеседника словами, а не руками.

  1. Применение новых знаний на новой речевой ситуации.

     Самостоятельна работа по формулировке правил ведения беседы.

Учитель предлагает учащимся на основе новых картин сформулировать правило речевого общения №7. Обсуждение ситуаций.

Лучшие, удачные варианты учащиеся записывают в тетради.

 Слайд № 9     Правила речевого общения во время игры, оказание помощи девочкам.

  1. Правила речевого общения во время беседы по телефону.

Работа с учебником (упр.18 В, 19) и с презентацией. Учащимся предлагается решить ситуационную задачу, выбрать правильные варианты  начала разговора по телефону, аргументировать  их.

Слайд № 10

Слайд № 11

Ученик читает стихотворение.

Звенящий в доме телефон-

Явление типичное.

«Алло, алло!» со всех сторон

Летит словцо привычное.

По телефону там и тут

Встречаются, прощаются,

Советы разные дают,

Грустят и улыбаются.

-Алло! Привет! Ну, как живешь?

Какое настроеньице.

Ты что жуешь? Пирог жуешь?

А я грызу печеньице.

-Алло! Ну, как дела идут?

Давай сыграем в шахматы.

Получишь мат за 5 минут

И не успеешь ахнуть ты.

-Алло! Мне крупно повезло

Достал вчера новиночку,

Ты слышишь музыку? Алло!

Станцуем под пластиночку?

-Алло! Я сел на мель опять,

Спасай меня, как водится,

Скорей задачку дай списать,

Опять ответ не сходится!

                                    /Н. Песков/

  1. Дальнейшая работа над  усвоением нового материала. Межпредметная связь (литература). Фольклор. Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы и выполнить задания:
  • что такое фольклор?
  • перечислите основные жанры фольклора,
  • знаете ли вы пословицы и поговорки, которые уместно использовать в ответе на вопрос: «Как вести беседу?»

Работа с учебником (упр.15)

  1. Работа с презентацией.

Слайд № 12

Учащимся предлагаю объяснить смысл пословиц, написанных на слайде, привести примеры речевых ситуаций, когда можно было бы применить в речи эти пословицы.

  Слайд № 13

  1. Введение понятия  «Крылатые слова». Предлагаю учащимся почитать высказывания  о речевом этикете Д.С. Лихачева, Л.Н. Толстого, С.И. Ожегова. Если учащиеся 6 класса уже знакомы с именем Л.Н. Толстого, то имя Д.С. Лихачева для ново, поэтому я  знакомлю шестиклассников с выдающимся ученым-литературоведом-исследователем.   Имя Ожегова на уроках звучит часто, однако с его портретом многие ученики встречаются впервые.

   Слайд № 14

   Слайд № 15

   Слайд № 16

Каждое высказывание прочитываем вслух. Я обязательно комментирую каждую крылатую фразу, поясняю то, что не всегда понятно ученикам. Я предлагаю шестиклассникам записать в тетрадь высказывание  С.И. Ожегова о том, что такое высокая культура речи. Таким образом, урок имеет кольцевую композицию, т.к. именно с культуры речевого общения я  начал урок.

  1. Закрепление и обобщение приобретенных знаний. Фронтальный контроль усвоенного материала.

  • Назовите основные правила ведения беседы, с которыми мы с вами познакомились на уроке.
  • Как нужно разговаривать по телефону в ситуации «звонят вам» и

«звоните вы».

Как правильно поставить ударение  «Телефон звонит»?

  1. Домашнее задание. Упражнение 21 В («Русская речь»).

Читаем задание в учебнике, отвечаю на вопросы, если задание в упражнении не всем понятно.

  1. Итог урока. Комментирование работы учащихся на уроке, выставление оценок  в журнал, дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Технологическая карта урока по русскому языку. 5 класс Тема "Суффикс"

Технологическая карта урока по русскому языку (ФГОС). 5 класс. Тема"Суффикс"...

Технологическая карта урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Слово и его лексическое значение".

План урока:1)    Организационный момент – 2 мин.2)    Актуализация знаний – 3 мин.3)    Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока. С...

Презентация урока по русскому языку 6 класс. Тема: "Собирательные числительные".

Цель урока:  - дать понятие о собирательных числительных;   - сформировать умение правильно писать и употреблять в речи собирательные числительные....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...